Введение 3
Глава I. Рассказы о детстве 10
Глава II. Рассказы о богемных интеллектуалах 27
Глава III. Рассказы о самоотверженной любви 44
Заключение 55
Библиография
Появление рассказов Т.Н. Толстой сразу обратило на себя внимание
публики и критиков. Как отметил М. Золотоносов, «у литератора Т. Толстой
вполне счастливое начало: печатается с 1983 года, опубликовала с десяток
рассказов, в 1987 году выпустила книгу «На золотом крыльце сидели…», и
нет ни одного, я уверен, сколько-нибудь чуткого на настоящую литературу
человека, который не запомнил бы Татьяну Толстую и её прозу»1.
В современном литературоведении отношение к её творчеству
неоднозначно. Большинство авторитетных критиков и исследователей, среди
которых М. Липовецкий и О. Богданова, относят Толстую к числу ведущих
представителей отечественного литературного постмодернизма. Эти
специалисты обнаруживают в рассказах писательницы все атрибутивные
признаки постмодерной психоидеологии и эстетики. Так, в учебнике
Лейдермана и Липовецкого «Современная русская литература - 1950-1990-е
годы (Том 2, 1968-1990)» Толстая занимает место среди таких писателей, как
Е. Попов, В. Сорокин и В. Пелевин. В книге О. В. Богдановой
«Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90е годы
XX века – начало XXI века)» творчеству Толстой посвящена отдельная глава,
в которой анализируются интертекстуальные связи в её произведениях.
Вместе с тем вопрос о принадлежности прозы Толстой к культуре
постмодернизма всякий раз обнаруживает сложность. Наряду с
постмодерными чертами многие исследователи находят в текстах
писательницы признаки канонически-традиционного реализма, такие как
воспитательный морализм и нравоописательная тенденциозность.
Елена Гощило, одна из крупнейших исследователей новеллистики
Толстой и автор единственной монографии по её творчеству, отметила, что
«хотя широкая опора писательницы на интертекст связывает её с постмодернизмом, она все же остается автором с традиционными
неогуманистическими ценностями и модернистской техникой»2. Творчество
Толстой, по её мнению, наиболее тесно связано с Гоголем, Белым,
Булгаковым, Набоковым – страстными защитниками силы и значимости искусства.
С Е. Гощило соглашается и Йоханна Ханссон в статье «Творчество
Татьяны Толстой в контексте литературных течений XX-XXI вв.». При этом
она добавляет, что «модернистские черты новеллистики Толстой
формируются под влиянием поэтики орнаментальной прозы 1920-х годов»3.
Это проявляется в последовательной лиризации речи в рассказах, в широком
употреблении тропов, ритмизации и эвфонической оформленности звукового ряда4.
Н.П. Беневоленская, в свою очередь, обратила внимание на то, что «сама
Толстая склонна решительно дистанцироваться от постмодернизма, она
неизменно позиционирует себя в качестве апологета и защитника «высокой»
классической культуры, отвергая сомнительные эксперименты и новации
авангардного и поставангардного искусства»5.
Критики также обвиняли Толстую в категоричности, в полном
отсутствии толерантности, в жажде учить и учительствовать, в стремлении
бесконечно сеять разумное, доброе и вечное.
Так, известный журналист Д. Быков в одной из своих статей,
опубликованных в газете «Консерватор» 6 , упрекнул Толстую в «назидательности и схематичности даже ранней, лучшей её прозы» и отметил её неспособность дискутировать, поскольку «она эффектно
заглушает любого собеседника, изобретательно, хоть и грубовато, хамит ему
[…] Наша героиня не умеет и не любит спорить по существу: её оружие —
ярлык, кличка, сопряжение слухов и правды, удар под дых»8. В текстах
Толстой обнажается злость, раздражение и ненависть к самой себе,
утверждает критик. Особенно в этом плане выделяется её эссеистика, где, по
словам Быкова, нет «никакого открытия, остроумия и собственного стиля,
[…] с индивидуальностью тут трудно. Индивидуальность Толстая добирает в
личном общении безапелляционностью и раздражением»9.
На такие манеры поведения Толстой обратил внимание и М.
Липовецкий, когда увидел Татьяну Никитичну в телевизионном ток-шоу
«Школа злословия». В рецензии на роман «Кысь» он вспоминает об её
«убийственном взоре»: «она в качестве защитника и представителя Высокой
Культуры, высокомерно и по-хамски, как учительница пятого класса, топтала
одного из наиболее ярких русских постмодернистов»10.
Б. Тух так же заметил, что «за её высказываниями видна натура жесткая
и амбициозная, злая на язык и в тех случаях, когда она считает нужным
отставить в сторону хорошие манеры - беспощадная»11.
Спорным остается вопрос и об авторской позиции в тексте. Одни
критики (П. Спивак, Е. Невзглядова, А. Василевский, А. Михайлов) не
сомневаются в том, что Толстая любит своих героев, другие (М.
Золотоносов, Е. Щеглова) обвиняют её в безжалостности и злой иронии над
ними: «Сдается мне, что критика (да и читатели), загипнотизированные её стилистической виртуозностью и действительно мастерской игрой со словом,
как-то упустили из виду весьма заметное смещение в её прозе акцентов: с
сострадательного — на зло-ироничный, с понимающего — на насмешливый»12.
Обзор критических статей, посвященных творчеству Т.Н. Толстой,
наглядно иллюстрирует неоднозначность оценок и трактовок её
произведений. Как мы видим, многие исследователи сосредоточивали свое
внимание на особенностях менталитета Татьяны Толстой. Наиболее ярко эти
особенности проявились в её публицистической деятельности. Многие эссе
писательницы проникнуты духом проповедничества и морализаторства, в
них нет и намека на полифонию и диалогизм, справедливо считающиеся
важнейшими мировоззренческо-психологическими основами
постмодернистской парадигмы. В то же время, художественные тексты
Толстой признаны яркими образцами постмодерной художественной
философии, а постмодернизм, как известно, начинается с решительного
отказа от иерархического миропонимания. «Просветительская установка на
идеал, поиск некой универсальной и рационально постижимой истины
отождествляются с опасностями утопизма и тоталитаризма. Мир мыслится
как текст, как бесконечная перекодировка и игра знаков, за пределом
которых нельзя явить означаемые «вещи» как они есть, «истину» саму по
себе»13. Всякая иерархия ценностей снимается - высокое и низкое, истинное
и ложное, совершенное и безобразное, - все оказывается уравненным.
Позиция автора в постмодерном тексте существенно изменена. «Автор
скрыт и замаскирован в герое-рассказчике»14, что обеспечивает «отсутствие
нравственно маркированной оценочности и переход от традиционной роли «учителя» и «наставника» к роли «равнодушного летописца» 15 . В произведениях постмодернистов невозможно обнаружить единой правды о мире, носителем которой в реалистическом тексте был всезнающий автор16.
Таким образом, возникают явные неразрешимые противоречия: автором
художественных текстов, причисленных критиками к философии
постмодернизма, является носитель авторитарно-проповеднической
ментальности, в высшей степени склонный к моральному учительству.
Творчество писательницы является объектом большого количества
научных исследований. Об особенностях прозы Толстой писали Е.
Невглядова, М. Золотоносов, П. Спивак, М. Липовецкий, С. Песоцкая, С.
Пискунова, И. Грекова и др. В 2001 году была опубликована монография Е.
Гощило «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой», в которой было проведено
исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом
контексте. Множество рецензий написано и о романе Толстой «Кысь»,
опубликованном в 2000 году. Преимущественно в критических статьях
анализируется стиль Толстой, «метод» создания художественной прозы и
особенности поэтики. Тем не менее, мало работ, освещающих феномен
Татьяны Толстой. Исследователи подходят к анализу текста с определенной
задачей: доказать, что Толстая - обличитель, или наоборот, указать на её
непредвзятость по отношению к героям, не учитывая, что в одном тексте
могут совмещаться обе тенденции. Исследованием парадоксов творчества
Толстой занималась Н.П. Беневоленская. В своих работах она пришла к
выводу о том, что новеллистика Толстой стала одним из высших достижений
литературного постмодернизма. Помимо рассказов писательницы,
Беневоленская также анализирует эссеистику писательницы, роман «Кысь» и
деятельность в телепр роекте «Школа злословия», однако она совсем не затрагивает детские рассказы, которые являются важной и неотъемлемой
частью творчества Толстой, поскольку именно с них началось становление её
как писателя. Более того, некоторые выводы исследовательницы
обнаруживают противоречия. Актуальность исследования, таким образом,
обусловливается необходимостью осмысления феномена Татьяны Толстой.
Обращение к рассказам о детстве и о самоотверженной любви, а так же иной
взгляд на изображение богемы в произведениях Толстой позволят лучше
понять уникальную, противоречивую новеллистику писательницы.
Объектом данного исследования является особенность творчества
Толстой, заключающаяся в соединении несоединимого.
Предметом исследования является позиция автора в анализируемых
рассказах, поскольку именно данный аспект вызывал споры среди критиков
и являлся главным фактором для причисления Толстой к тому или иному литературному направлению.
Цель исследования - попытаться разобраться в том, как авторитарное
слово в рассказах Татьяны Толстой подвергается ряду сложных метаморфоз
и встраивается в полифоническую структуру постмодернистского художественного текста.
Указанной целью обусловлены задачи, которые поставлены и решаются в данной работе:
1) определить, имеется ли в текстах однозначно-негативная или однозначно положительная оценка автора, чем она мотивирована?
2) проанализировать критические статьи и выявить причины, почему многие
известные рассказы Толстой («Соня», «Охота на мамонта», «Река
Оккервиль» и др.) трактуются как нравоописательные?
3) сделать вывод об отношении творчества Толстой к постмодернизму.
Материалом для исследования явились художественные рассказы
Татьяны Толстой, которые мы разбили на несколько групп: это рассказы о9
детстве; рассказы, где предстает образ обывателя и богемной среды;
рассказы о самоотверженной любви.
Таким образом, анализ представленных рассказов Т.Н. Толстой
позволяет сделать вывод о том, что творчество писательницы действительно
парадоксальным образом совмещает в себе черты постмодерной идеологии и
черты иерархического миропонимания. Как мы можем наблюдать, критики
небезосновательно обвиняли Толстую в морализаторско-публицистической
односторонности и называли её дискурс авторитарным. Во многих её
рассказах в глаза бросаются однозначно-негативные характеристики героев
(Вероника Викентьевна, дядя Боря, Марьиванна, Вера Васильевна, Лизавета
и др.) и злая ирония автора над ними. Авторская позиция меняется в зависимости от выбранной темы.
В связи с этим возникают существенные трудности с определением
направления творчества Т.Н. Толстой.
Возможно, её проза являет собою яркий пример так называемого
«постреализма», концепция которого была определена М. Липовецким и Н.
Лейдерманом. Они заявили о формировании нового типа культурного
сознания, в основе которого лежит «универсально понимаемый принцип
относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося
мира и открытости авторской позиции по отношению к нему» 75 .
«Постреализм» является следующей ступенью развития литературного
процесса и отличается от предыдущего тем, что совмещает в себе
постмодернистские тенденции с канонически-традиционными
реалистическими чертами. Гипотеза о «постреализме» получила широкое
распространение. Н. Иванова опубликовала статью с символичным
названием «Преодолевшие постмодернизм»76, в которой назвала это явление «новая искренность, неосентиментализм», отметив, что оно стало реакцией на саморазрушающуюся систему постмодернизма.
Однако стоит учитывать, что гипотеза о «постреализме» на
сегодняшний день является спорной среди исследователей современного
литературного процесса, она обладает как достоинствами, так и очевидными
уязвимыми местами. Вместе с тем, феномен новеллистики Татьяны Толстой
требует дальнейшего изучения и осмысления. Более того, в рамках данной
проблематики, интерес также представляют роман «Кысь» и рассказы,
написанные Толстой в последние годы.
1) Толстая Т. Н. День. Личное / Татьяна Толстая. — М.: Подкова, 2001. —
414 с.
2) Толстая Т. Н. Невидимая дева / Татьяна Толстая. — Москва: АСТ:
Редакция Елены Шубиной, 2015. — 471с.
3) Толстой Л.Н. Война и мир: Роман: В 2 кн. / Л.Н. Толстой; вступ. ст. К.
Симонова; Ил. Д. Шмаринова. Кн. 1. Т. 3-4. — М.: Худ. лит.,1983. —
702 с.
4) Толстой Л.Н. Война и мир: Роман: В 2 кн. / Л.Н. Толстой; вступ. ст., с. 5-
34, и примеч. Л.Д. Опульской; Ил. А.В. Николаева. Кн. 1. Т. 1-2: — М.:
Худ. лит., 1983. — 831 с.
5) Толстой Л.Н. Кавказские рассказы и повести / Сост., предисл., примеч. и
словарь Д. Жукова. — М.: Сов. Россия, 1983. — 416 с.
Критика:
6) <Без подписи> [Вст. ст. к рассказу Т.Н. Толстой «На золотом крыльце
сидели…»] // Аврора. — 1983. — №8. — С. 94.
7) <Без подписи> [Вст. ст. к рассказу Т.Н. Толстой «Река Оккервиль»] //
Аврора. — 1985. —№3. — С.137.
8) Бахнов Л. Человек со стороны // Знамя. —1989. —№7. — С. 226-228.
9) Быков Д. Татьяна Никитична громко плачет, а мячик плывет //
Консерватор. — 2003. — 14 февраля. [Электронный ресурс] URL:
http://www.compromat.ru/page_12787.htm (дата обращения: 20.04.2017)
10) Вайль П., Генис А. Городок в табакерке // Звезда. — 1990. — №8. —
С. 147- 150.
11) Василевский А. Ночи холодны // Дружба народов. —1988. —№ 7. —
С. 256-258.58
12) Грекова И. Расточительность таланта // Новый мир. —1988. —№1. —
С. 252-256.
13) Жолковский А.К. В минус первом и минус втором зеркале: Т. Толстая,
В. Ерофеев - ахматовиана и архетипы // Избранные статьи о русской
поэзии: инварианты, структуры, стратегии, интертексты / А. К.
Жолковский. — М.: РГГУ, 2005. — С. 245-263.
14) Золотоносов М. Татьянин день: [о рассказах Т. Толстой] // Молодые о
молодых. — М., 1988. — С. 105-118.
15) Михайлов А. О рассказах Т. Толстой // Толстая Т. «На золотом
крыльце сидели...»: Рассказы. — М., 1987. — С. 187-190.
16) Невзглядова Е. Эта прекрасная жизнь (о рассказах Т. Толстой) //
Аврора. − 1986. — № 10. — С. 111-120.
17) Парамонов Б. Дорогая память трупа // Звезда. — 2010. — №2.
[Электронный ресурс] URL:
http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/2/pa16.html (дата обращения:
30.04.2017).
18) Пискунова С. Уроки зазеркалья: современная гротескнофантастическая проза (А. Битов, Н. Евдокимов, Т. Толстая) / С.
Пискунова, В. Пискунова // Октябрь. — 1988. — № 8. — С. 188-198.
19) Спивак П. Во сне и наяву // Октябрь. — 1988. — №2. — С. 201-203.
20) Щеглова Е. Человек страдающий // Вопросы литературы. — 2001. —
№6. [Электронный ресурс] URL:
http://magazines.russ.ru/voplit/2001/6/shch.html (дата обращения:
12.03.2017).
Исследования:
21) Беневоленская Н. П. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: иллюзия
нравоописательного контраста // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология.
Востоковедение. Журналистика. — 2009. —№3 — С.5-11.59
22) Беневоленская Н. П. Татьяна Толстая и постмодернизм: (Парадоксы
творчества Татьяны Толстой) [научно-критический очерк] / Н.П.
Беневоленская. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.
—129 с.
23) Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской
литературы (60-90е годы XX века – начало XXI века) / О.В. Богданова. —
СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2004. — 716 с.
24) Богданова О.В., Богданова Е.А. «Она была мечтой поэта…»: рассказ
Татьяны Толстой «Река Оккервиль». — СПб.: филол. фак. СПбГУ, 2015.
— 54 с.
25) Богданова О.В., Смирнова М.В. Интертекст в рассказах Татьяны
Толстой // Мир русского слова. — СПб.,2002. — № 3. — С. 81-85.
26) Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой / Е. Гощило [пер. с
англ. Д. Ганцевой, А. Ильенкова]. — Екатеринбург: Изд-во Уральского
университета, 2000. — 200 с.
27) Иванова Н.Б. Неопалимый голубок («Пошлость» как эстетический
феномен) // Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия
для студентов филол. фак. вузов / Сост. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н.
Кякшто. — СПб.: Академия Филол. фак. СПбГУ, 2003. — С. 484-508.
28) Иванова Н.Б. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. — 1998. — №4.
[Электронный ресурс] URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2001/6/shch.html
(дата обращения: 28.05.2017)
29) Козина Т.Н. Знакомство с евангельскими мотивами при изучении
рассказа Т. Н. Толстой "Соня" // Русская словесность. —2010. — № 1. —
С. 37-39.
30) Лейдерман М., Липовецкий Н. Гипотеза о постреализме //
[Электронный ресурс] URL: https://ruskerealie.zcu.cz/2-8-texty-lipoveckij
(дата обращения: 28.05.2017)60
31) Лейдерман Н. Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература,
1950-1990-е годы: в 2 т.: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. — Т. 2: 1968-1990. —
Москва: Academia, 2006. — 684 с.
32) Липовецкий М. Контекст: мифологии творчества (Татьяна Толстая) //
Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия для
студентов филол. фак. вузов / Сост. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н.
Кякшто. — СПб.: Академия Филол. фак. СПбГУ, 2003. — С. 229-252.
33) Липовецкий М. Н. Бесконечный конец истории, или Кысь VS. «Кысь»
// Роман Татьяны Толстой «Кысь»: научно-методическое пособие
[сборник статей / отв. ред.: д.ф.н. О.В. Богданова]. — СПб:
Филологический факультет СПбГУ, 2007. — С. 37-58.
34) Медведева Н.Г. Повествователь и герой в рассказах Т. Толстой //
Проблемы типологии русской литературы XX века: межвуз. сб. науч. тр. /
Государственный университет им. М. Горького. — 1991. — С. 137-147.
35) Тух Б. Внучка двух классиков. Но дело не в этом. Татьяна Толстая //
Первая десятка современной русской литературы/ Борис Тух. — М.:
Оникс 21 век, 2002. — С. 344-381.
36) Ханссон Й. Творчество Татьяны Толстой в контексте литературных
течений ХХ-XXI вв. // ХХ век: проза, поэзия, критика. Вып. 4: А. Белый,
И. Бунин, А. Платонов, М. Булгаков, Т. Толстая и Б. Гребенщиков. — М.,
2003. — С.168-175.
37) Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: учеб. пособие для
ВУЗов. — М.: Высш. шк., 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова).
— 494с.