Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как объект антропологического анализа

Работа №134383

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

антропология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Игра как социокультурный феномен 7
1.1. Социологический аспект изучения игры 7
1.2. Культурологический аспект изучения игры 15
1.3. Антропологический аспект изучения игры 24
1.4. Классификация игр 30
Глава 2. Эмпирическое исследование 39
2.1. Методология исследования 39
2.2. Функции и сферы влияния игры 40
2.3. Типология игры 52
2.4. Выводы 57
Заключение 61
Библиография. 63
Приложения 67
Приложение 1. Полевой дневник 67
Приложение 2. Гайд полуструктурированного интервью 72
Приложение 3. Гайд экспертного интервью 74
Приложение 4. Полуструктурированное интервью 76
Приложение 5. Экспертное интервью 81

Магистерская диссертация посвящена изучению игры как формы социальной интеграции, в частности, включению индивида в общество, в профессиональную сферу, а также в разные социальные и культурные контексты коммуникации. В социальных науках тема игры уже более ста лет является одной из наиболее приоритетных. В настоящей работе рассматривается также вклад в эту тему современных научных исследований. В первую очередь в рамках социологии и социальной антропологии. Специфика социально-антропологического понимания игры, колоссальные сравнительные материалы, которыми располагают социология и социальная антропология, лежат в основе современного интереса социальных наук к проблеме игры, изучения игрового поведения. В этой связи в диссертации рассматриваются основные социологические и социально-антропологические теоретические подходы к изучению игры как культурного и социального явления. Кроме того, анализируются философский, педагогический, психологический, исторический подходы к этой теме, а также междисциплинарный подход. Главным ракурсом в рамках данной диссертации будет рассмотрение игры, как актуального поле социологии, антропологии и культурологии. Несмотря на сложившийся высокий уровень интереса к этому явлению у большого количества наук, представление о роли игры в повседневной жизни изучено недостаточно. В частности, слабо изучено влияние игры на формирование личности, на её вовлечённость в жизнь общества, формировании ответственности за принятие решений в тех или иных ситуациях. Последние не всегда трактуются как игровые и не обыграны в игровых практиках.
Важно подчеркнуть, что само понимание «игр» весьма размыто. Поэтому в данной диссертации игра рассматривается как важный аспект понимания и артикуляции различных сфер общества, а также развивающихся на их основе социальных практик. Все это делает работу по изучению игры особенно актуальной.
Игра – феномен уникальный, разносторонний и подвижный, процессы изменения содержания игр происходят очень быстро. Соглашаясь с такой точкой зрения, можно говорить о процессуальности игры, поскольку меняется общество, меняются люди, социальные ситуации приобретают новые контуры и смыслы, новые задачи. Исходя из этого, необходимо постоянное переопределение игры как социокультурного феномена. В этой связи возникает необходимость сущностного определения игры. На данный момент чёткого определения игры в обществе и гуманитарных науках не существует – это понятие достаточно абстрактно, как и нет единственного принятого подхода к тому, как и почему игра появилась в обществе. Наиболее известными учеными, посвятившими значительную часть своего научного наследия изучению игры как социокультурного феномена, являются: Й. Хёйзинга, Х. Ортега-и-Гассет и А. ванн Генеп, рассматривавшие игру как особое пространство бытия культуры; Дж. Мид, Э. Берн и И. Гофман, писавшие о данном феномене как инструменте социализации и способе коммуникации. У исследователей психологии детства Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского речь шла о духовном развитии ребёнка посредством игры; Р. Кайуа, М.Н. Эпштейн предметом своих исследований явили игру как цель людского существования. Нельзя не упомянуть и З. Фрейда с его теорией игр как творчества и реализации влечений; К. Гирца, писавшего о выражении посредством неё культурного опыта; В. Вундта и Г.В. Плеханова, писавших о связи труда и игры; О. Финка и его понимания игры как способа очеловечивания. Как упражнение в самовоспитании данный феномен представлен у К. Гросса; о компенсации нерастраченных сил в процессе игры писал Г. Спенсер; игра с её эстетической функцией рассматривалась Платоном, Ф. Шиллером, Ж. Бодрийаром и Ж.-Ф. Лиотаром с их идеями постмодернизма. Сейчас много работ направлено на изучение изменения игровых форм, процесса «играизации», признающихся многими учеными характерной чертой общества потребления (Ж. Бодрийяр) и вмешательством игрового процесса во все сферы человеческой жизни, интересно посмотреть на игры с точки зрения потребностей, и того, как она помогает человеку в освоении различных сфер реальности. Объектом изучения в данной работе выступает игра как социокультурный феномен. Предметом – влияние данного феномена на повседневную жизнь индивида, его интеграцию в общество. Исследовательские гипотезы:
• включение в игровые процессы, и их отдельные структурные элементы, оказывают влияние на индивида, независимо от его возраста.
• игра выступает ресурсом для создания внегрупповых и поддержания внутрегрупповых связей, способом общения и идентификации себя с окружающим миром.
• одна из важнейших функций игры – компенсаторная. Она может выступать в качестве инструмента ресоциализации человека (вовлечённость в игру происходит у тех, кто до этого не стремился к ней и не включался в неё). Также игра может выступать как компенсация неудач (любое социальное взаимодействие лучше его отсутствия), и в качестве альтернативы существующему общественному порядку.
В связи с этим целью данной работы является изучение влияния включённости в игровые процессы на повседневную жизнь индивида, его жизненные стратегии. Достижение поставленной цели требовало решения следующих задач:
1) Рассмотрения функций, которые имеет игра.
2) Определения сфер человеческой жизни, на которые процессы игры оказывают наибольшее влияние.
3) Формирования систематического представления об игре как социокультурном феномене, особенностях социологического, антропологического и культурологического подходах к его изучению.
Во введении к данной работе рассмотрена актуальность и новизна исследования, обозначена поставленная цель, сформулированы решаемые задачи. Первая глава посвящена теоретическим основаниям изучения игры в качестве социокультурного феномена; вторая – посвящена существующим типологиям игр. Третья глава концентрирует в себе эмпирические материалы, собранные в период с 2016 по май 2017 года, в сочетании с анализом, полученных данных. В заключении диссертации сформулированы общие выводы по результатам проведённой работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Игра в настоящий момент действительно занимает важное место в социокультурной среде жизни общества, быстрое изменением старых игровых форм, а также увеличение количества новых форм, которое многие называют характерной чертой общества потребления и вмешательство игры во все сферы человеческой жизни, всё это находит своё отражение в играизации, представляющей собой «внедрение принципов игры, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли»1. В связи с этим, нам видится необходимым изучение данного феномена, как в отдельных регионах мира, в отдельных странах. Социальное пространство заполнено играми, именно они имеют возможность направлять и структурировать социальное взаимодействие. Люди фактически живут в мире, где господствуют игры, плотно укорененные в общественном сознании и обладающие определенной властью. Материальные и не материальные объекты, связывающие и разделяющие людей между собой, существующие образы – они неотделимы сегодня от нашего интуитивного понимания социальности. Они несут в себе множество социальных смыслов и действий, являясь равноценной частью системы наравне с индивидами. Люди в свою очередь, должны уметь взаимодействовать с играми так, чтобы извлекать из этого максимальную пользу для собственного развития.
Очевидной становится необходимость переосмысления и дополнения тех знаний, которые были получены в рамках рассмотрение феномена игры как объекта антропологического анализа. Игру изучали ранее, выделяя её формы и создавая типологии, но сейчас они отчасти потеряли свою актуальность и нуждаются в доработке. Это связано с тем, что необходимо учитывать, меняющийся функционал игры, как и превалирующие в определённый момент времени потребности, а игра, являясь социокультурной практикой, изменяется следом, отображая социальные тенденции; порождая новые социальные и культурные смыслы. Кроме того, необходимо помнить об индивидуальных и групповых особенностях людей, которые оказывают влияние на все общественные элементы. Поэтому в науке необходимо постоянное переопределение игры как социокультурного феномена.


1. Стандарт основного общего образования по обществознанию. [Электронный ресурс]. Код доступа: www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p1/14.doc. Дата обращения: 13.03.2017
2. Бейтсон Г. Экология разума. – М.: Смысл., 2000. – 476 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М.: Эксмо, 2015. – 576 с.
4. Бодрийар Ж. Общмество потребления. – М.: Культурная революция. Республика, 2006. - 269 с.
5. Бояршинова Е. Хоккей против футбола. // ЛОГОС, 2013. № 5 (95). С. 274-281.
6. Вахштайн В. Компьютерные игры: взгляд социолога. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://arzamas.academy/materials/947. Дата обращения: 12.03.2017
7. Википедия. Статья «Шермиции». [Электронный ресурс]. Код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шермиции_(традиционные_игры_донских_казаков). Дата обращения: 15.03.2017.
8. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1988. – 496 с.
9. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. – СПБ.: Питер, 2007. – 335 с.
10. Геннеп А., ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.
11. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. Вып.5. с.107-134
12. Гирц К. Интерпретация культур. – М.: РОСПЭН, 2004. – 560 с.
13. Глазков К. Игровая концепция повседневности И. Гофмана: между символическим интеракционизмом и этнометодологией // Социологическое обозрение. 2016. Том 15. №2. с.167 – 191.
14. Кайуа Р. Игры и люди. – М.: ОГИ, 2007. - 304 с.
15. Кинг Дж. Фабрика Футбола. – М.: АСТ, 2006. – 384 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ