Введение 3
Глава 1. История развития социального партнерства в России и Финляндии 6
1.1 Становление института коллективного договора в период Российской Империи 6
1.2 Развитие института коллективного договора в первой половине ХХ века 11
1.3 Распространение коллективных договоров в поствоенное время 16
Глава 2. Общие положения и особенности заключения коллективного договора в России и Финляндии 22
2.1 Понятие коллективного договора и источники регулирования 22
2.2 Стороны коллективных договоров и соглашений 24
2.2.1 Стороны коллективных договоров и соглашений в России 24
2.2.2 Стороны коллективных договоров в Финляндии 27
2.3. Порядок заключения коллективного договора 30
2.4 Применение коллективного договора (соглашения) 32
2.4.1 Содержание коллективных соглашений в России 32
2.4.2 Общеприменимые и обычно применимые коллективные договоры в Финляндии 35
2.4.3 О различиях коллективного договора в России и локального договора в Финляндии 41
Глава 3. Разрешение трудовых споров 45
3.1 Процессуальный порядок рассмотрения споров, связанных с коллективным договором 46
3.2 Порядок разрешения коллективных трудовых споров 53
3.3 Право на проведение забастовок и иных трудовых протестов 56
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Институт регулирования коллективных трудовых отношений, наряду с индивидуальными, занимают важнейшее место в системе трудового права. Эти отношения основаны на диалоге между противоборствующими сторонами в лице работников и работодателя в целях установления баланса их экономических интересов в форме социального партнерства.
Целью настоящего исследования является изучение социально-партнерских отношений в России и Финляндии. Данный вопрос вызывает интерес, поскольку на сегодняшний день коллективно-трудовые отношения в России развиты достаточно слабо, а соседняя Финляндия добилась высочайших показателей на мировом уровне в области распространения коллективных договоров как основного источника регулирования трудовых отношений.
Сфера коллективного трудового права весьма широка. Настоящее исследование будет сфокусировано на сравнительно-правовом анализе института коллективного договора в России и Финляндии. Главной задачей исследования является получение ответа на вопрос о том, почему в России коллективно-договорное регулирование не пользуется популярностью, а культура социального диалога до сих пор находится в зачаточном состоянии.
Сравнительно-правовой метод исследования позволит сопоставить регулирование данного вопроса в двух государствах, когда-то сосуществовавших на одной территории, но впоследствии развивавшихся по собственному пути. Предмет социального партнерства исследуется не только в юридической науке, но также и в социологии, философии и истории. Для полноты настоящего исследования представляется необходимым рассматривать не только особенности законодательства России и Финляндии, но также исторические аспекты, ставшие предпосылками в достижении того или иного результата.
На сегодняшний день распространенность коллективно-договорного регулирования в России невелика. В то время как в соседней Финляндии коллективные договоры покрывают около 95% трудовых отношений. К сожалению, в русскоязычной юридической литературе, на данный момент, практически не исследовано право скандинавской правовой семьи, в особенности в области коллективных трудовых отношений. Вместе с тем, именно в скандинавских странах, в том числе и в Финляндии, наиболее развито выражена культура социального партнерства. наиболее развита культура социального партнерства. Представляется необходимым осуществить небольшой вклад в науку трудового права через изложение особенностей финского правового регулирования в области коллективных договоров.
Кроме того, в настоящем исследовании будет проведет сравнительный анализ регулирования коллективно-договорных конфликтов. Рассмотрение данного вопроса представляется необходимым поскольку при построении культуры социального диалога большую роль играют особенности порядка разрешения трудовых споров, связанных с коллективным договором, а также возможности работников на практическом уровне защищать свои права путем трудового протеста.
Первая глава настоящей работы будет посвящена историческому сравнению развития института коллективных договоров в разные временные этапы, что позволит сформировать вывод о влиянии исторических предпосылок на формирование института коллективно-договорного регулирования труда в России и Финляндии.
Вторая глава исследования будет затрагивать общие положения о коллективных договорах в двух государствах. Будут рассмотрены различия в таких элементах как понятие коллективного договора, его стороны, особенности заключения и практическое применение.
Наконец, в третьей главе данной работы будет освещено современное регулирование разрешения коллективно-договорных споров, права работников на забастовку как способе коллективной защиты, а также роли государства в соответствующих правоотношениях.
В заключении будут подведены итоги настоящего исследования на основании рассмотренных проблем каждой главы, которые помогут сформулировать ответ на основной вопрос данной работы о причинах слабо развитого института коллективного договора в нашей стране.
В настоящем исследовании был произведен сравнительный анализ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в России и Финляндии.
Первая глава посвящена историческому анализу становления профсоюзного движения и развитию института коллективного договора на законодательном уровне.
На наш взгляд, складывавшийся длительное время в отечественной истории командно-административный метод регулирования трудовых отношений без участия эффективного социального диалога и реальной возможности для проведения забастовок, долгое время не позволял развиваться институту коллективного договора в практике российского законодательства. В советское время развитие коллективных отношений, в истинном понимании данного явления, было невозможно, поскольку идеологическая направленность шла на достижении цели в виде построения коммунистического государства. На государственном уровне была определена установка, предопределяющая работников и работодателей не как антагонистических сторон, а как союзников, стремящихся повысить производительность труда ради достижения поставленной задачи.
В Финляндии на протяжении века выстраивался диалог между работниками, предприятием и государством как противоборствующими сторонами, которым необходимо найти компромисс во избежание периодически проходивших забастовок и выстроить такую систему трудовых отношений, которая позволит учитывать интересы сторон. Данное обстоятельство привело к тому, что в Финляндии более 90% трудовых отношений покрыты коллективными договорами, а численность трудящегося населения, состоящее в профсоюзах, превышает 85%.
В рамках анализа общих положений о коллективно-договорных отношениях наибольший интерес представляет специфика финского регулирования общеприменимых коллективных договоров, которые составляют основу правового регулирования труда. Полагаем, что успешное распространение культуры социального партнерства является следствием политики заключения коллективных договоров прежде всего на отраслевом уровне. Распространение конкретного регулирования трудовых отношения в рамках целой индустрии позволило сформировать систему коллективных договоров, направленных на установление экономического баланса в социальном партнерстве любого уровня.
В России политика заключений коллективных соглашений почти всегда привносит только рамочные установки общего регулирования, зачастую носящие лишь декларативный формат. На наш взгляд, внедрение более детального коллективно-договорного регулирования на отраслевом уровне, улучшающего положение работников по сравнению с минимальными гарантиями трудового законодательства, способствовало бы развитию качественного социального партнерства.
В ходе исследования были выявлены проблемные аспекты российского законодательства в части переговоров по заключению коллективных договоров. Например, отмечается несовершенство регулирования, установленного статьей 37 ТК РФ, поскольку законодателем не предусмотрено пропорциональное участие нескольких профсоюзных организаций при формировании представительного органа для проведения переговоров, когда один из профсоюзов объединяет более половины работников организации.
Заключительная глава посвящена анализу трудовых споров, связанных с коллективными договорами, а также исследованию правового регулирования забастовок.
В Финляндии законодатель наибольшую роль отводит обеспечению запрета проведения промышленных акций в период действия коллективного договора, при этом в законодательстве отсутствуют требования к порядку проведения забастовок. Вместе с тем, в Финляндии зачастую происходят промышленные акции, опосредованные весьма мягким регулированием порядка объявления забастовки. Законодатель практически не устанавливает требований для законности ее проведения при недостижении положительного результата коллективных переговоров. Кроме того, возможность проведения солидарных и политических забастовок на практическом уровне также повышает значение социального партнерства для урегулирования трудовых отношений.
В России по данным последних лет забастовки происходят в единичных случаях. Однако данное обстоятельство не должно создавать впечатление наличия в нашем государстве бесконфликтного социального партнерства. Дело в том, что законодателем установлен весьма затруднительный порядок объявления забастовок. В настоящем исследовании были отмечены проблемы, связанные, в первую очередь, с установлением строгого кворума, необходимого для принятия решения об объявлении забастовки. Установленные ограничения не позволяют на практике организовать законную забастовку, что приводит к их распространению в нелегальных формах.
На наш взгляд, для возможного улучшения современной ситуации в контексте социального партнерства в России следует изменить правовую составляющую в регулировании коллективных трудовых споров, в особенности порядок объявления забастовки. Как показывает опыт Финляндии, возможность свободного проведения забастовки является эффективным способом защиты трудовых прав, а также предпосылкой к построению социального диалога между работниками и работодателем.
Подводя итог, необходимо отметить, что реальная проблема нераспространенности коллективно-договорного регулирования в современной России связана далеко не с неудачными законодательными решениями. Успешное построение социального-партнерских отношений в Финляндии было обусловлено историческими предпосылками, а также стремлением трудящихся к отстаиванию своих прав путем объединения в ассоциации и формированию культуры переговоров, что привело к повсеместному покрытию трудовых отношений коллективными договорами во всех отраслях промышленности, производства и услуг.
К сожалению, на сегодняшний день в России культура социального диалога до сих пор находится в зачаточном состоянии с редким наличием сильных и независимых профсоюзных организаций. В сложившейся ситуации задачей государства является формирование политики, способствующей развитию гражданского общества, в котором работники будут заинтересованы в регулировании трудовых отношений в формате социального партнерства.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Российское законодательство
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 3. - (в ред. от 27.12.2018). - СПС «Консультант плюс»;
2. О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1999. - № 18. – Ст. 2218. - (в ред. от 28.12.2016). - СПС «Консультант плюс»;
3. О коллективных договорах и соглашениях: Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 // Рос. газ. – 1992. - № 98. – (в ред. от 29.06.2004, утратил силу). - СПС «Консультант плюс»;
4. Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника: Постановление Министерства труда РФ от 14.08.2002 № 58 // Бюллетень Министерства труда РФ. – 2002. - № 8. - СПС «Консультант плюс».
Законодательство Финляндии
5. Конституция Финляндии № 731/1999 от 11.06.1999. Правовая база Finlex. [Электронный ресурс] URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/ru19990731_20111112.pdf (дата обращения: 08.05.2019);
6. Закон о коллективных договорах № 436/1946 от 01.07.1946. Правовая база Finlex Data Bank. [Электронный ресурс] URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1946/en19460436.pdf (дата обращения: 01.04.2019);
7. Закон о Подтверждении Общей Применимости Коллективных Соглашений № 56/2001 от 01.06.2001. Правовая база Finlex Data Bank. [Электронный ресурс] URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2001/en20010056.pdf (дата обращения 22.04.2018);
8. Закон о Трудовых Договорах № 55/2001 от 01.06.2001. Правовая база Finlex Data Bank. [Электронный ресурс] URL: https://www.finlex.fi/sv/laki/kaannokset/2001/en20010055.pdf (дата обращения 22.04.2018);
9. Закон о Рабочем Времени № 605/1996 от 23.11.1996. Правовая база Finlex Data Bank. [Электронный ресурс] URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1996/en19960605.pdf (дата обращения 23.04.2018);
10. Закон о медиации в трудовых спорах 620/1962 от 01.10.1962. Правовая база Finlex Data Bank. [Электронный ресурс] URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1962/en19620420_20110477.pdf (дата обращения: 25.04.2019);
11. Закон о Трудовом Суде № 646/1974 от 01.10.1974 Правовая база Finlex Data Bank. [Электронный ресурс] URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1974/en19740646_20120102.pdf (дата обращения: 16.04.2019).
Материалы судебной практики
Российская судебная практика
12. Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2008 № 45-Г08-12 // СПС «Консультант плюс»;
13. Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2012 № 83-АПГ12-5 // СПС «Консультант плюс»;
14. Определение Верховного Суда Республики Башкортостан № 33-9332/2017 от 14.06.2017 по делу № 33-9332/2017 // СПС «Консультант плюс»;
15. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 19.04.2018 по делу № 33-2306/2018 // СПС «Консультант плюс».
...