Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Образовательная политика как компонент «мягкой силы» и публичной дипломатии Соединённых Штатов Америки: ключевые понятия и концепции………...…10
1.1 Теория «мягкой силы» и её основных инструментов……………………………………10
1.2 Публичная дипломатия Соединённых Штатов Америки как компонент «мягкой силы»: история и современность………………………………………………………………………18
1.3 Международная образовательная политика как составляющая внешней культурной политики Соединённых Штатов Америки……………………………………………………26
Глава 2. Международная образовательная политика как инструмент идеологического влияния Соединённых Штатов Америки: эволюция, цели и механизм…36
2.1 Эволюция и цели международной образовательной политики как инструмента внешнеполитического влияния Соединённых Штатов Америки……...……………………36
2.2 Институциональные аспекты международной образовательной политики Соединённых Штатов Америки………...……………………………………………...………………………45
Глава 3. Проекты Соединённых Штатов Америки в области образования в странах Ближнего Востока и России……………………………………………………………………54
3.1 Проекты обучения и обменов как инструмент продвижения демократии в странах Ближнего Востока после 2001 года……………………………………………………………54
3.2 Образовательные программы США в России в 1990-е – 2000-е г.г. …...………………61
Заключение………………………………………………………………………...……………73
Библиографический список……………………………………………………………………77
Стремление обеспечить реализацию таких внешнеполитических задач, как расширение сферы собственного влияния, поиск новых рынков сбыта, повышение престижа и создание привлекательного образа государства, обусловили появление в конце ХХ века в Соединённых Штатах Америки концепции «мягкой силы». В рамках концепции активно предпринимаются непосредственные внешнеполитические шаги, составными элементами которых являются многочисленные и разноплановые проекты в области публичной и цифровой дипломатии, программы и инициативы внешней культурной политики, а также создание профессиональных программ обучения для зарубежных обществ - интеллигенции, государственных чиновников, политических лидеров и военных, способных в перспективе повлиять на принятие политических решений, выгодных правительству США.
Актуальность темы исследования.
За последние десять-пятнадцать лет международные образовательные программы как один из инструментов публичной дипломатии и внешней культурной политики, вновь стали актуальны во внешнеполитическом курсе Соединённых Штатов Америки после террористических атак 2001 года. До этого программы публичной дипломатии столь активно развивались лишь в начале 1950-х-1960-х годов, в период «холодной войны», на фоне противостояния между США и СССР, способствовавшего развитию разнообразных проектов в сфере образования, культуры и информации.
Программы используются на таких внешнеполитических направлениях, как влияние на действующую политическую элиту в зарубежных странах, поддержка пролиберальной оппозиции и партий, формирование новых политических лидеров, а также поддержание ценностей Соединённых Штатов Америки и их положительное восприятие в других странах.
Развитие информационных технологий и сети Интернет в ХХI веке позволяет акторам международных отношений расширять сферу своего влияния и вовлекать зарубежную аудиторию через пользователей социальных сетей, что является новым методом публичной дипломатии, активно изучаемым экспертами на современном этапе, что также определяет актуальность данного исследования. Многие образовательные проекты становятся виртуальными, а обучение лидеров партий и неправительственных организаций осуществляется через особые проекты США в сети Интернет.
Хронологические рамки исследования охватывают период c 1990-х г.г. по настоящее время, что обусловлено активизацией попыток Соединённых Штатов Америки оказать, в частности, влияние на страны Ближнего Востока после террористических атак на США 11 сентября 2001 года, организаторами которых были этнические арабы, а также на развитие демократии и рыночной экономики в Российской Федерации после распада Советского Союза. В целом, период можно охарактеризовать попытками выработать политику, способствующую формированию проамериканских настроений в странах, представляющих для США потенциальную угрозу.
Объектом настоящего исследования является внешнеполитическая деятельность США на современном этапе.
Предмет исследования – особенности реализации международной образовательной политики Соединённых Штатов Америки на современном этапе и исследуемые как один из инструментов внешней политики.
Цель данного диссертационного исследования – выявить особенности реализации международной образовательной политики США и применения её основных направлений во внешнеполитической деятельности Соединённых Штатов Америки на современном этапе.
Задачи данного исследования:
1) выявить теоретическую составляющую концепции «мягкой силы» и показать особенности её применения, дать характеристику феномену публичной дипломатии Соединённых Штатов Америки как компоненту «мягкой силы», а также ознакомиться с основными направлениями внешней культурной и образовательной политики США;
2) рассмотреть эволюцию и цели международной образовательной политики Соединённых Штатов Америки как инструмента внешней политики на различных исторических этапах, а также определить её основные институциональные аспекты в рамках деятельности вовлечённых ведомств;
3) проанализировать проекты международной образовательной политики США, которые играют заметную роль в расширении влияния Соединённых Штатов Америки в странах Ближнего Востока и России на современном этапе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Термин «мягкая сила» включает в себя мероприятия правительства Соединённых Штатов Америки, нацеленные на решение задач внешней политики, и включающих в себя такие инструменты, как:
- публичная дипломатия;
- цифровая дипломатия;
- внешняя культурная политика и международная образовательная политика.
2) Посредством применения программ международной образовательной политики США реализуют проекты в области политического развития в других государствах; программы мероприятий разрабатываются правительственными ведомствами Соединённых Штатов Америки, что говорит об их сугубо внешнеполитическом характере и направленности.
3) Образовательные программы Соединённых Штатов Америки в странах Ближнего Востока после 2001 года призваны противостоять исламскому фундаментализму и мобилизовать либеральные настроения. Образовательные проекты США в России на современном этапе нацелены на способствование демократизации, создание гражданских институтов и закрепление однополярной системы международных отношений с Соединёнными Штатами Америки как сверхдержавой.
Степень научной разработанности темы.
Вопрос об использовании программ международного образования в качестве инструмента внешней политики США долгое время относился к числу малоизученных в российской американистике. Принципиальной новеллой в этом смысле стало исследование Н. А. Цветковой «Cultural imperialism: международная образовательная политика в годы «холодной войны»»1.
При подготовке диссертации были использованы работы ведущих отечественных исследователей, посвящённых изучению вопросов внешней политики Соединённых Штатов Америки, в частности – применению концепции «мягкой силы» и ёё важных составных элементов: публичной дипломатии, внешней культурной и образовательной политики. Основой для написания данного исследования послужили научные изыскания таких исследователей, как М.В. Братерский, А.И. Кубышкин, М.А. Неймарк, О.Д. Фёдоров, Г.Ю. Филимонов, Н.А. Цветкова, Г.О. Ярыгин2. Основополагающие моменты применения публичной дипломатии и, в частности, - международной образовательной политики периода «холодной войны» изложены в работах таких зарубежных исследователей, как М. Карной, Р. Куисель, Дж. Мелиссен, У. Стэд, Дж. Томлинсон3, а для осмысления теоретических истоков концепции «мягкой силы» были использованы труды создателя данной концепции Джозефа Ная4.
Анализируя основные направления применения «мягкой силы» Соединёнными Штатами Америки, важное значение имели опубликованные официальные правительственные стратегии по реализации публичной дипломатии периодов президентства Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы5.
Особый интерес представляют официальные сайты различных подразделений и бюро Государственного департамента Соединённых Штатов Америки, позволившие получить исчерпывающую информацию о многообразном комплексе мероприятий и инициатив правительства США по реализации программ, имеющих своей основной задачей продвижение внешнеполитических интересов страны посредством улучшения имиджевых позиций на мировой арене.
Методологическая основа диссертации.
Методологическую базу исследования составляет теория реализма, которая позволяет рассматривать международные образовательные проекты как инструмент национальной безопасности и внешней политики США.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
- системный подход позволил исследовать роль и значение инструментов «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Соединённых Штатов Америки на современном этапе; спецификой системного подхода в контексте данной проблематики является изучение фактов и явлений в области международной образовательной политики США на международной арене;
- принцип историзма способствовал изучению феномена публичной дипломатии в рамках концепций периода «холодной войны» - концепций «культурного империализма», «американизации», «взаимного культурного обмена»;
- институциональный подход позволил изучить роль формальных и неформальных институтов в процессе реализации международной образовательной политики во внешнеполитическом курсе США;
- путём применения эмпирических методов собрана и изучена необходимая информация о существующих на сегодняшний день программах Государственного департамента Соединённых Штатов Америки для иностранных граждан;
- сравнительный анализ применялся для сравнения форм и содержания международной образовательной политики США на разных этапах её развития;
- типологический метод позволил упорядочить и охарактеризовать элементы международной образовательной политики Соединённых Штатов Америки.
Научная новизна исследования.
В работе предпринята попытка увязать теоретические составляющие концепции «мягкой силы» с конкретными формами и методами реализации внешнеполитических инициатив Соединённых Штатов Америки, проведя, таким образом, анализ потенциала международной образовательной политики и её инструментов для реализации задач внешнеполитического курса США.
В диссертации на основании научных публикаций последних пяти лет исследуются и обобщаются выводы крупнейших отечественных специалистов в области публичной дипломатии и внешней культурной политики Соединённых Штатов Америки.
В исследовании подробно рассматриваются все программы Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США в рамках характеристики практической составляющей публичной дипломатии и международной образовательной политики.
Теоретическая значимость исследования обусловлена разработкой целостного представления об основных инструментах, относящихся к изучению международной образовательной политики Соединённых Штатов Америки, что является вкладом в развитие представлений о природе публичной дипломатии, внешней культурной и образовательной политики, а также политических институтов и программ реализации внешнеполитических задач государства.
Практическая значимость исследования.
Материалы диссертации используются автором при проведении образовательных выставок, которые регулярно проводятся в Санкт-Петербурге при участии представителей американских аккредитованных ВУЗов и образовательного центра «EducationUSA».
Апробация результатов исследования.
Некоторые положения работы отражены в научных статьях автора на русском языке:
1) «Американская публичная дипломатия в зеркале культурно-антропологических и социологических концепций»;
2) «Образовательные программы в системе стратегических коммуникаций США: история вопроса».
Основные положения и выводы работ были апробированы в рамках участия в ежеквартальной студенческой научной конференции «Международные гуманитарные связи» Санкт-Петербургского Государственного Университета (июнь 2016 года)6 и во II Декабрьском научно-практическом семинаре факультета международных отношений Северо-Западного Института Управления РАНХиГС (8 декабря 2016 года)7.
Структура диссертации.
Цель и задачи исследования обусловили следующую структуру диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на тематические параграфы, заключения, библиографического списка.
Введение предлагает общую характеристику исследования.
В первой главе рассматриваются теоретическая и историческая составляющие концепции «мягкой силы», а именно – феномен публичной дипломатии Соединённых Штатов Америки как компонента «мягкой силы» и её основные концепции («культурного империализма», «американизации», «взаимного культурного обмена»), а также культурологическая составляющая «мягкой силы» - внешняя культурная политика США.
Во второй главе рассматриваются эволюция и основные цели международной образовательной политики как инструмента внешнеполитического влияния Соединённых Штатов Америки, а также деятельность основных ведомств и институтов (Бюро по делам образования и культуры, Агентство по международному развитию, филантропические фонды и благотворительные организации).
Третья глава посвящена проектам Соединённых Штатов Америки в области образования в странах Ближнего Востока после 2001 года и в современной России.
Библиографический список, в который включены использованные источники и литература, отображает базис, на основании которого выстроены теоретическая, историографическая и эмпирическая части данного исследования.
В диссертационном исследовании была выявлена теоретическая составляющая концепции «мягкой силы», которая определяется как форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение против воли. Кроме того, данная работа показывает особенности применения «мягкой силы» Соединённых Штатов Америки в периоды президентства Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы. Так, внешнеполитический курс Буша опирался на американское военное превосходство и использовал инструменты публичной дипломатии лишь в качестве вспомогательных методов, что не смогло минимизировать негативный имиджевый эффект, нанесённый «жёстким» внешнеполитическим подходом, в то время как использование администрацией Обамы инструментов «мягкой силы» (а также «умной силы»), дополненное привлечением современных возможностей информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет (социальные сети, электронные группы по интересам и форумы для формирования у аудитории заданных представлений о тех или иных событиях (термин «цифровая дипломатия» или «Public Diplomacy Web 2.0»)), имело положительный эффект для восстановления подорванного авторитета Соединённых Штатов Америки на мировой арене, в том числе и благодаря позитивному восприятию личности самого президента целевыми аудиториями.
Исследование даёт характеристику феномену публичной дипломатии как компоненту «мягкой силы», под которой понимается комплекс мероприятий в области образования, культуры и информации, использующихся во внешнеполитической деятельности государств; также удалось проследить основные концепции, выдвинутые в различные исторические периоды:
1. концепция «культурного империализма» характеризуется как экспансия американской культуры и ценностей, обусловленная не необходимостью защищать демократические интересы, а потребностью реализации внешнеполитических целей;
2. концепция «американизации» рассматривается как процесс социокультурной адаптации к стандартам американского образа жизни;
3. концепция «взаимного культурного обмена» подразумевает планомерную ликвидацию местных традиций, языков и культур в связи с процессами глобализации и развитием информационного прогресса и технологий.
Проведённое исследование позволило ознакомиться с основными направлениями внешней культурной политики Соединённых Штатов Америки, которую целесообразно рассматривать в качестве самостоятельного инструмента «мягкой силы» США. В рамках внешней культурной политики Соединённые Штаты Америки применяют финансирование образовательных программ и американской культуры за рубежом, способствуют сохранению культурного наследия в зарубежных странах, также интересы правительства США в культурологическом направлении совпадают и взаимоувязаны с направлениями деятельности крупного бизнеса (кинематограф, телевидение, шоу-бизнес и средства массовой информации), что позволяет сделать вывод о взаимодополняемости внешней культурной политики как на государственном, так и негосударственном уровнях в создании базы для отстаивания и продвижения национальных интересов государства и влияния на мировые политические, экономические и социальные процессы.
В данной работе удалось рассмотреть эволюцию и цели международной образовательной политики Соединённых Штатов Америки как инструмента внешней политики на различных исторических этапах, трактующуюся в зависимости от геополитических целей в том или ином регионе (в Западной Европе в 1950-е годы, Латинской Америке и Африке в 1960-е годы или Восточной Европе в 1980-е годы - программы успешно претворили в жизнь поставленные перед ними внешнеполитические задачи, тогда как на Ближнем Востоке в 1970-х г.г. - программы обучения не достигли своих первоначальных целей).
Также исследование позволило определить основные институциональные аспекты международной образовательной политики США и охарактеризовать особенности деятельности вовлечённых ведомств по реализации публичной дипломатии - как на государственном, так и на негосударственном уровнях, - Бюро по делам образования и культуры (осуществление международных образовательных программ, форумов, семинаров, мероприятий, связанных с культурой и искусством), Агентство по международному развитию (деятельность по оказанию помощи развивающимся странам по таким направлениям, как способствование экономическому росту, здоровье населения, охрана окружающей среды, образование и обучение, оказание гуманитарной помощи странам, в которых произошли стихийные бедствия, способствование развитию демократии и свободного рынка), а также филантропические фонды и частные благотворительные организации (деятельность которых взаимодополняет интересы как представителей финансовых кругов и деловой элиты, так и непосредственно национальных интересов государства в политической, экономической, культурной сферах), все вместе осуществляют скоординированную деятельность, способствующую улучшению имиджа и расширению влияния Соединённых Штатов Америки за рубежом.
В диссертационном исследовании проанализированы проекты Соединённых Штатов Америки в области образования в странах Ближнего Востока после 2001 года и в России в 1990-е – 2000-е г.г.
В арабских государствах мероприятия Соединённых Штатов Америки включали создание сети исследовательских институтов по изучению США, центров по арабо-американским отношениям для обучения действующих чиновников, ликвидацию неграмотности, особенно среди женской части общества, масштабное распространение американских и западноевропейских учебников и книг для школ и ВУЗов, переведённых на местные языки, обучение молодёжи в области бизнеса и журналистики, эмансипация женщин. Можно сделать вывод, что вышеперечисленные инициативы внедрялись с целью изменения политического строя и экономического климата для формирования более лояльных по отношению к США настроений среди арабской молодёжи. Однако, со стороны правительств, местных административных структур, представителей системы образования наблюдается сопротивление и отторжение данных инициатив, обоснованное неготовностью модифицировать традиционные устои мусульманского образования в сторону принятия западных демократических ценностей.
Мероприятия публичной дипломатии Соединённых Штатов Америки в России после распада Советского Союза, направленные на распространение ценностей либеральной демократии и рыночной экономики, способствовали налаживанию профессиональных взаимосвязей с российской интеллигенцией и элитой – студентами, преподавателями, представителями науки, культуры, промышленного комплекса, государственного управления и бизнеса с целью включения России в орбиту ценностей западной цивилизации, формирования общественного мнения и взращивания социального активизма граждан. На сегодняшний день следует, однако, констатировать резкое сокращение американского присутствия в стране, что связано, в первую очередь, с прекращением в 2012 году работы в России Агентства США по международному развитию («USAID»), а также недавним взаимным закрытием консульств и сокращением числа дипломатических работников.
На современном этапе международная образовательная политика США имеет следующие основополагающие характеристики: во-первых, её реализация осуществляется в рамках концепции «мягкой силы» и механизма публичной дипломатии и внешней культурной политики, что подтверждает её внешнеполитическую направленность; во-вторых, для её осуществления на государственном уровне задействованы крупные институциональные ведомства, а на негосударственном – частные филантропические фонды; в-третьих, официальные образовательные программы США ориентированы на диалог с гражданским населением зарубежных обществ и вовлекают различные социальные группы (молодёжь, женщины, школьники, студенты, элита или будущая элита, специалисты в различных производственных отраслях); в-четвёртых, на современном этапе активно используются площадки в сети Интернет, что позволяет увеличить целевую аудиторию, отслеживать общественное мнение и влиять на него в режиме реального времени. Совокупность данных аспектов составляет особенности реализации Соединёнными Штатами Америки международной образовательной политики и обуславливает специфику применения её основных рычагов во внешнеполитической деятельности США на современном этапе.
1. Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича о прекращении деятельности в Российской Федерации Агентства США по международному развитию. - Министерство иностранных дел Российской Федерации. - Архив. – 19 сентября 2012 года. - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.webcitation.org/6BVdfcf7a (дата обращения: 08.01.2017).
2. Bush’s National Security Strategy: Full Text / The New York Times. – 2002. – September 20. - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nytimes.com/2002/09/20/politics/full-text-bushs-national-security-strategy.html (дата обращения: 14.04.2018).
3. Carnegie Endowment for International Peace. – [Электронный ресурс]. – URL: http://carnegieendowment.org (дата обращения: 14.04.2018).
4. Fiscal Years 2011-2013: IT Strategic Plan. - U.S. Department of State: Diplomacy in Action. - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.state.gov/documents/organization/147678.pdf (дата обращения: 14.04.2018).
5. Fulbright-Hays Act of 1961. - U.S. Government Publishing Office. Keeping America Informed. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-75/pdf/STATUTE-75-Pg527.pdf (дата обращения: 14.04.2018).
6. McHale, J.A. Public Diplomacy: A National Security Imperative / J.A. McHale // U.S. Department of State: Diplomacy in Action. - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.state.gov/r/remarks/2009/124640.htm (дата обращения: 14.04.2018).
7. Public Diplomacy: Strengthening U.S. Engagement with the World. –[Электронный ресурс] – URL:https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/legacy/pdfs/PD_US_World_Engagement.pdf (дата обращения: 14.04.2018).
8. Transformational Diplomacy. - U.S. Department of State. – Archive: Information released online from January 20, 2001 to January 20, 2009. - [Электронный ресурс]. – URL: https://2001-2009.state.gov/secretary/rm/2006/59306.htm (дата обращения: 14.04.2018).
9. Ambassadors Fund for Cultural Preservation. - Bureau of Educational and Cultural Affairs. - [Электронный ресурс]. – URL: http://eca.state.gov/cultural-heritage-center/ambassadors-fund-cultural-preservation (дата обращения: 14.04.2018).
10. Arts Envoy. – Exchange Programs. - Bureau of Educational and Cultural Affairs. - [Электронный ресурс]. – URL: http://exchanges.state.gov/us/program/arts-envoy (дата обращения: 14.04.2018).
11. Bureau of Educational and Cultural Affairs. – [Электронный ресурс]. – URL: https://eca.state.gov (дата обращения: 14.04.2018).
12. Bureau of International Information Programs. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.state.gov/r/iip (дата обращения: 14.04.2018).
13. Bureau of Near Eastern Affairs. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.state.gov/p/nea (дата обращения: 14.04.2018).
14. Bureau of Public Affairs. - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.state.gov/r/pa (дата обращения: 14.04.2018).
15. Cochran Fellowship Program. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fas.usda.gov/programs/cochran-fellowship-program (дата обращения: 14.04.2018).
...