Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТАКОММУНИКАЦИЯ В РУССКОЙ УСТНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ

Работа №134357

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы238
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. УСТНАЯ СПОНТАННАЯ РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1. Язык и речь как объекты изучения лингвистики 12
1.2. Устная и письменная формы речи 17
1.3. Категория спонтанности речи 24
1.4. Монологическая и диалогическая речь 29
1.5. Корпусный подход к анализу материала 37
1.5.1. Звуковой корпус русского языка и его использование в корпусных исследованиях 43
1.5.2. Типология текстов корпуса «Сбалансированная аннотированная текстотека» 46
1.6. Социолингвистический аспект исследования 50
1.6.1. Пол говорящего 56
1.6.2. Возраст говорящего 61
1.6.3. Уровень речевой компетенции говорящего 66
1.6.4. Профессиональная занятость говорящего 74
1.7. Психолингвистический аспект исследования 76
ГЛАВА 2. МЕТАКОММУНИКАТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ В УСТНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ 82
2.1. Материал и методика исследования 82
2.2. Понятие метакоммуникации 85
2.3. Понятие метакоммуникативной единицы 102
2.4. Классификация метакоммуникативных единиц русской устной спонтанной речи 113
2.4.1. Обращенные к себе метакоммуникативные единицы 116
2.4.2. Обращенные к другому метакоммуникативные единицы 170
2.5. Метакоммуникативные единицы в речи мужчин и женщин 177
2.6. Метакоммуникативные единицы в монологах информантов разных возрастных групп 179
2.7. Метакоммуникативные единицы в монологах информантов с разным уровнем речевой компетенции 181
2.8. Метакоммуникативные единицы в речи говорящих различной профессиональной принадлежности 183
2.9. Метакоммуникативные единицы в речи носителей русского и других языков 186
2.10. Метакоммуникативные единицы в монологах информантов с разным уровнем экстраверсии/интроверсии 188
2.11. Метакоммуникативные единицы в разных типах монологов 191
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 199
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ 220
ПРИЛОЖЕНИЯ 222
Приложение 1. Тексты монологов носителей нидерландского языка 222
Приложение 2. Дополнительные иллюстрации 235


Исследование устной спонтанной речи является одной из достаточно молодых областей языкознания. Несмотря на то что устная речь первична и в фило-, и в онтогенезе, ее полноценное изучение началось лишь недавно. Долгое время объектом внимания лингвистики была лишь письменная форма языка, поскольку фиксация устной речи представлялась затруднительной и совершалась фактически только учеными-диалектологами. В XX веке, с появлением и распространением средств магнитофонной записи, началась фиксация речи в ее живом звучании. В настоящее время развитие корпусной лингвистики положило начало всестороннему, масштабному изучению особенностей устной речи – от фонетических и просодических до синтаксических и дискурсивных. Современная научная парадигма, опираясь на корпусный материал, идет по пути выделения и систематизации как собственно инвентаря единиц устной речи, так и специфических правил их функционирования, т. е. создается грамматика речи, которая существенно отличается от грамматики письменного языка, ср.: «Речь и язык обладают независимыми организациями, в связи с чем можно <…> предположить существование лингвистики речи (курсив мой. – К. З.) наряду с лингвистикой языка» (Мартине 1963: 389).
Долгое время объектом лингвистических исследований была по преимуществу диалогическая речь (Якубинский 1986а; Земская 1979, 1988; Лаптева 1976, 2001; Сиротинина 1974, 1983; Земская и др. 1981), первичная и наиболее естественная форма речевого общения, а монолог как форма устной речи оставался практически неизученным и стал привлекать внимание лингвистов лишь с середины 60-х годов XX века, в процессе перехода отечественной лингвистики от структурных исследований языка к изучению живой, функционирующей, речи во всех ее разновидностях. Представители таких направлений лингвистики, как теория речевых актов (Остин 1986; Серль 1986 а, б) и конверсационный анализ (Saks, Schegloff 1973; Sacks et al. 1974), также изучали по преимуществу диалогическую речь, или дискурс. Значительный вклад в описание и изучение монологической спонтанной речи внесли работы фонетистов Л. В. Бондарко (Бондарко 1998), Н. Д. Светозаровой, Н. Б. Вольской, Н. И. Гейльман (Фонетика спонтанной речи 1988); психолингвистов Л. С. Выготского (Выготский 1956), Н. И. Жинкина (Жинкин 1982), А. А. Леонтьева (Леонтьев 1997), А. Р. Лурии (Лурия 1975, 1979); социолингвистов Б. Н. Головина (Головин 1969), Л. П. Крысина (Крысин 1989), Т. И. Ерофеевой (Ерофеева Т. И. 1991) и мн. др. В настоящее время огромный вклад в описание устной спонтанной речи, в том числе устного спонтанного монолога, вносят работы научного коллектива, работающего под руководством Н. В. Богдановой-Бегларян (см.: Звуковой корпус… 2013, 2014, 2015). Однако многие вопросы изучения устного монолога все равно остаются не до конца выясненными. В основном, это проблемы организации монологической речи на дискурсивном и прагматическом уровнях, а также на уровне коммуникации, к которым можно отнести и изучение явления метакоммуникации, то есть «коммуникации по поводу коммуникации», в устной спонтанной речи.
В связи с этим объектом настоящего исследования является русская устная спонтанная речь, организованная в Звуковой корпус русского языка (ЗКРЯ). Предмет исследования – метакоммуникативные единицы (МЕ) различного типа, с помощью которых эксплицитно выражен метаязыковой, рефлексивный, уровень речи.
Целью работы стал многоаспектный анализ метакоммуникативных единиц различного типа, учитывающий как характер спонтанного текста, в котором они встретились, так и социальные и психологические характеристики говорящего, использующего их.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
1) обзор литературы по ключевым темам (изучение устной спонтанной речи; определение спонтанного монологического текста; становление корпусной лингвистики; социо- и психолингвистический аспекты изучения языка; явление метакоммуникации; дифференциация типов метакоммуникативных единиц);
2) подбор и запись информантов для создания блока нидерландской интерферированной речи в подкорпусе «Сбалансированная аннотированная текстотека»;
3) проведение анкетирования и психологического тестирования данных информантов;
4) расшифровка и орфографическое представление полученных аудиозаписей монологов;
5) создание пользовательского корпуса материала исследования и систематизация материала в таблицах Microsoft Office Excel;
6) анализ метакоммуникативных единиц в разных аспектах:
 определение коммуникативной направленности МЕ;
 выявление основных функций МЕ в речи;
 разбор семантической и синтаксической структуры типичных метакоммуникативных конструкций;
 установление частотности МЕ в материале исследования;
 выявление корреляции МЕ с типом текста и различными характеристиками говорящего.
Метакоммуникация активируется говорящими из разных социальных и психологических групп с целью «проверить, пользуются ли они [говорящий и слушающий] одним и тем же кодом» (Якобсон 1975: 199), что верно по преимуществу для диалогической речи. Однако поскольку метакоммуникативные единицы чаще всего возникают в таких местах текста, где возможны некоторые затруднения говорящего в дальнейшем построении речи, лексическая и синтаксическая неоднозначность, более того, они нередко окружены паузами хезитации, обрывами и другими специфическими явлениями спонтанной речи, в настоящем исследовании привлекается монологический материал как наиболее показательный в метакоммуникативном аспекте. Изучение именно спонтанного монолога как типа текста позволяет открыть максимальное количество возможностей развертывания и функционирования метакоммуникативных комментариев в устной речи.
Основным материалом для исследования послужил массив из 669 транскриптов (расшифрованных текстов) устных спонтанных монологов разного типа: чтение и пересказ сюжетного и несюжетного предтекстов, описание сюжетного и несюжетного изображений, а также рассказ на заданную тему.
Данный материал анализировался с помощью традиционных для лингвистических работ описательного и сопоставительного методов. В связи со спонтанным характером анализируемых текстов в работе использовались также методы дискурсивного анализа. Экспериментальные методы (интервьюирование и анкетирование информантов) были применены в ходе записи монологов носителей нидерландского языка. При транскрибировании записанных текстов привлекались методы слухового анализа. При формировании статистических подсчетов применялись квантитативные (простые количественные) и статистические методы.
Необходимо представить некоторые основные гипотезы исследования, на проверку которых ориентирована данная работа:
1) количество метакоммуникативных единиц в речи и их характер определенным образом зависят от пола, возраста, профессиональной принадлежности, уровня речевой компетенции (УРК) и родного (материнского) языка говорящего, а также от его психологических характеристик (психотип);
2) появление и характер метакоммуникативных единиц зависят от типа коммуникативного сценария, по которому построен монолог (чтение, пересказ, описание изображения, рассказ на заданную тему); так, например, МЕ, представляющие собой экспликацию затруднений в построении монолога по заданному коммуникативному сценарию, свойственны более трудным речевым сценариям (которые достаточно мотивированы предтекстом, но недостаточно свободны).
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что его основной материал лежит в рамках корпусного подхода, который является одним из ведущих в современной лингвистике, а также в его исследовательской направленности – изучение живой монологической речи разной степени спонтанности, что в последнее время служит предметом активного интереса лингвистов. Настоящее исследование является одним из шагов на пути к созданию давно необходимой грамматики речи, «столь явно отличной от грамматики языка» (Звуковой корпус… 2013: 10). Кроме того, работа затрагивает психологический и социальный аспекты дискурсивного анализа речи, что соответствует растущему в науке интересу к междисциплинарным исследованиям.
Научная новизна работы состоит в том, что описываемый в ней материал является частью новейшей базы данных устной спонтанной речи – Звукового корпуса русского языка. Возможно сопоставление результатов данного исследования с иными, выполненными на том же материале или по сходной методике.
В теоретическом плане исследование вносит вклад в описание различных типов устных спонтанных монологов, активно создаваемое в последнее время в рамках работы по анализу материала Звукового корпуса русского языка. Настоящее исследование включает комплексное и взаимосвязанное теоретическое описание типов метакоммуникативных единиц, выявленных на устном материале. Теоретическая его часть входит в круг работ, посвященных изучению устной спонтанной монологической речи и ее основных характеристик.
Практическое значение работы выражается в том, что в ней выявляются основные типы метакоммуникации в спонтанной речи. Описание специфики метакоммуникации – важный этап отработки методических возможностей, позволяющих анализировать устную речь. Кроме того, записанные в ходе исследования монологи носителей нидерландского языка на русском языке, включенные в состав корпуса «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ), могут послужить материалом для работ по изучению речи на неродном языке и явлений интерференции.
Структура работы отражает ход исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, список принятых в работе сокращений и ряд приложений.
Апробация работы. Основные положения и результаты настоящего исследования обсуждались в ряде докладов и сообщений на научных конференциях:
1) ХVIII Международная конференция студентов-филологов (6-11 апреля 2015 г., Санкт-Петербург);
2) XVII Невские чтения «Наука, образование и культура в новых социально-экономических условиях» (21–26 апреля 2015 г., Санкт-Петербург);
3) XVII Международная конференция молодых филологов «Язык. Текст. Культура: Событие и со-бытие» (12–13 февраля 2016 г., Таллин, Эстония);
4) XXIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (11–15 апреля 2016 г., Москва);
5) XIX Открытая конференция студентов-филологов (18–22 апреля 2016 г., Санкт-Петербург);
6) Международная конференция молодых филологов (22–24 апреля 2016 г., Тарту, Эстония);
7) 6th Conference for Young Slavists (5 мая 2016 г., Будапешт, Венгрия);
8) Всероссийская научная конференция «Слово. Словарь. Словесность: традиции и новации в русском языке (к 250-летию со дня рождения Н. М. Карамзина)» (16–17 ноября 2016 г., Санкт-Петербург);
9) 25 Коллоквиум молодых лингвистов (23–25 ноября 2016 г., Častá-Papiernička, Словакия).
Основные положения работы отражены в следующих публикациях автора:
1) Метакоммуникативные конструкции в устной спонтанной речи как предмет многоаспектного исследования // Актуальные проблемы современной науки. Научная сессия «XVII Невские чтения». Материалы международных научных конференций. № 1 (7). – СПб., 2015. – С. 176–185;
2) Метакоммуникация в спонтанных монологах разного типа // XVIII Международная конференция студентов-филологов СПбГУ, Санкт-Петербург, 6–11 апреля 2015 г.: Тезисы докладов. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015. – С. 41;
3) Метакоммуникация в речи на родном и неродном языках // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ–2016». [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2016;
4) Мне трудно говорить: о процессе порождения спонтанного монолога // Сборник тезисов участников XVII Международной конференции молодых филологов «Язык. Текст. Культура: Событие и со-бытие». – Таллин, 2016. – С. 6;
5) Метакоммуникативные вставки в русской устной спонтанной речи на родном и неродном языке // Коммуникативные исследования. – № 3 (9). 2016. – С. 19–35;
6) Методика проведения социолингвистического анализа на базе речевого корпуса. Результаты пилотного анализа данных // Русский язык повседневного общения: особенности функционирования в разных социальных группах. Коллективная монография / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб.: ЛАЙКА, 2016. – С. 60–102 (в соавторстве с О. В. Блиновой, Н. В. Богдановой-Бегларян, Н. Г. Глобой, О. Б. Ермоловой, М. В. Казак, М. Д. Корольковой, Е. О. Косаревой, Г. Я. Мартыненко, В. М. Метловой, П. В. Ребровой, Д. А. Стойкой, Т. Ю. Шерстиновой);
7) Что еще можно сказать о метакоммуникативе что еще? // Слово. Словарь. Словесность: Традиции и новации в русском языке (к 250-летию со дня рождения Н. М. Карамзина): Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 16–17 ноября 2016 г. – СПб.: САГА, 2017. – С. 127–132;
8) Корпус «Сбалансированная Аннотированная Текстотека»: методика многоуровневого анализа русской монологической речи // Анализ разговорной русской речи (АР3-2017): Труды седьмого междисциплинарного семинара / Науч. ред. Д. А. Кочаров, П. А. Скрелин. – СПб.: Политехника-принт, 2017. – С. 8–13 (в соавторстве с Н. В. Богдановой-Бегларян, Т. Ю. Шерстиновой);
9) Джентльмены предпочитают вопросы: метакоммуникативы в речи представителей разных социальных групп // Русская филология. 28. – Тарту, 2017. – С. 271–275;
10) Типология метакоммуникативных единиц русской спонтанной монологической речи // Интернет и современное общество. Материалы Международной объединенной конференции. 21–22 июня 2017 г., ИТМО университет. – СПб., 2017. – В печати.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование посвящено метакоммуникации в устных спонтанных монологах разного типа, к которым относятся чтение и пересказ сюжетного и несюжетного предтекстов, описание сюжетного и несюжетного изображений и рассказ на заданную тему.
Первая глава работы освещает основные вопросы, связанные с различением языка и речи, категориями устности и спонтанности речи, диалогической и монологической ее формами. В ней приводится обзор современных лингвистических корпусов, рассматриваются типы спонтанных монологов, а также затрагиваются социо- и психолингвистические аспекты изучения речи. Метакоммуникация в работе определяется как особый вид общения, представляющий собой «коммуникацию по поводу коммуникации», выполняющий метаязыковую функцию.
Источником материала для исследования послужили монологи из Сбалансированной аннотированной текстотеки (САТ) – одного из двух блоков Звукового корпуса русского языка. Результаты исследования войдут в грамматику речи, создающуюся в настоящее время на основе анализа специфических законов построения речи, которые существенно отличаются от соответствующих законов языка. В рассмотренном материале (669 монологов) была выявлена 921 метакоммуникативная единица (МЕ).
В ходе исследования, который отражен во второй главе работы, была составлена типология метакоммуникативных элементов, в основе которой лежит функция конкретной единицы в речи. Выделяются две больших группы МЕ – ориентированных на сам текст монолога и обращенных к слушателю. Внутри первой группы различаются 12 видов метаединиц: дискурсивные (включая вопросно-ответную форму рассуждения, дискурсивные маркеры и подтверждение собственных слов), корректирующие (самокоррекция), эксплицирующие (забывание слова или факта предтекста, сомнения и затруднения говорящего в построении речи), оценивающие (собственную речь и ее соответствие коммуникативному сценарию монолога), поисковые (необходимые для поиска слова или последующих тем для говорения) и иные МЕ. Внутри второй группы выделяется 4 вида метаэлементов: вопросы и обращения к экспериментатору, извинения за свою речь и обвинения в сложности предложенного речевого сценария, предъявляемые экспериментатору. Наиболее частотным типом МЕ являются дискурсивные маркеры (321 контекст / 35 % от всех типов метаединиц), наименее частотными – извинения (6/1 %) и обвинения (5/1 %). В работе подробно рассмотрен метакоммуникативный репертуар разных социальных и психологических групп говорящих с определением частотности тех или иных типов МЕ, дано полное описание каждого из типов метакоммуникации со множеством примеров.
Многоаспектный анализ МЕ позволил сделать следующие выводы об их функционировании в спонтанной монологической речи.
Были подтверждены гипотезы о наличии корреляции между уровнем речевой компетенции (УРК), профессиональной занятостью, родным языком и экстравертностью/интровертностью информанта и средним количеством метаэлементов в его монологе. Так, говорящие со средним УРК используют меньше МЕ (в среднем 0,9 в одном тексте) в монологической речи, чем обладатели высокого (1,5 МЕ) и низкого (1,6 МЕ) УРК; значимо больше МЕ в речи преподавателей РКИ (2,7 МЕ в монологе), чем в речи других профессиональных групп; метакоммуникация более частотна в монологах носителей нидерландского языка (4,1 МЕ в тексте) по сравнению с носителями других языков; МЕ чаще встречаются в речи экстравертов (1,8 МЕ), чем в текстах, произведенных амбивертами и интровертами (1,1 МЕ). Пол и возраст говорящего, а также степень его владения русским языком не влияют на среднее количество метаэлементов в устной монологической речи. Однако женщины чаще используют эксплицирующие сомнения и затруднения в речи МЕ, а мужчины – вопросно-ответную форму рассуждения в монологе; говорящие младшего (юношеского) возраста больше склонны оценивать свою речь, чем информанты других возрастных групп, говорящие позднего зрелого возраста – употреблять поисковые метаединицы. Инофоны же, к примеру, чаще задают вопросы экспериментатору, чем носители русского языка.
Помимо этого, подтверждена гипотеза о зависимости количества и характера МЕ от типа монолога, в котором они встретились. Наибольшее число метаэлементов приходится на монолог-рассказ (в среднем, 2,4 МЕ на монолог), наименьшее – на чтение текста (в среднем, 0,4 МЕ на монолог). Монолог-чтение может включать ограниченное количество типов метакоммуникации, среди которых частотны самокоррекция и экспликация сомнений говорящего. Пересказ текста маркирован наличием высокой доли эксплицирующих забывание слова или факта текста МЕ. При описании изображения информанты часто пользуются поиском что ещё сказать, а при продуцировании рассказа – поиском слова.
К перспективам настоящего исследования можно отнести сопоставление монологической и диалогической форм речи в метакоммуникативном аспекте. На данном этапе, только на основании эмпирических наблюдений, можно предположить, что в монологе метакоммуникация представлена шире, чем в диалоге (ср. большее количество обращенных к себе метакоммуникативных единиц, чем обращенных к другому, по данным настоящего исследования), однако это предположение требует проверки на материале другого характера, т. е. в текстах устной спонтанной диалогической речи.



1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение: Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 384 с.
2. Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. – СПб.: Наука, 1994. – 153 с.
3. Алпатов В. М. Япония: язык и культура. – М.: Языки славянских культур, 2008. – 206 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 338 с.
5. Андрющенко Т. Я. Метатекст и его роль в интерпретации текста // Проблемы организации речевого общения: сб. ст. / Под ред. Е. Ф. Тарасова. М.: ИЯ АН СССР, 1981. – С. 127–150.
6. Апресян Ю. Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Ю.Д. Апресян. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. – M.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – С. 629–650.
7. Арапова Н. С. Профессионализмы // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 403.
8. Арюхина Е. Г. Метакоммуникативные высказывания, управляющие содержательной стороной диалога и интенцией высказывания. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Белгород, 2005. – 22 с.
9. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. – 416 с.
10. Балли Ш. Французская стилистика. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. – 394 с.
11. Басалаева Е. Г. Об одном из способов проявления языковой рефлексии говорящих // Проблема выбора и интерпретации языкового знака говорящим и слушающим: межвуз. сб. науч. трудов. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – С. 100–106.
12. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.
13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества // Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. – М.: Искусство, 1979. – С. 237–280.
14. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. Учебник. – М.: РГГУ, 2001. – 439 с.
15. Богданова Н. В. О синтаксических коррелятах дифференциации уровней речевой культуры. Межвуз. сб. науч. трудов // Живое слово в русской речи Прикамья. – Пермь: ПГУ, 1993. – С. 92–100.
16. Богданова Н. В. Устная литературная речь как объект лингвистического исследования // Материалы XXVI межвуз. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов. Фонетика. Грамматика. Стилистика русской публичной и художественной речи. Вып. 5 / Отв. ред. Л. В. Бондарко, Д. М. Поцепня. – СПб.: СПбГУ, 1997. – С. 35-39.
17. Богданова Н. В. Синтаксические признаки устной монологической речи и степень их диагностичности для дифференциации социальных характеристик говорящего (к постановке проблемы) // Материалы XXVII Межвуз. науч.-метод. конфер. преподавателей и аспирантов. Вып. 2. Секция грамматики (русско-славянский цикл). 16–22 марта 1998 г. Тезисы докладов / Отв. ред. Г. Н. Акимова. – СПб.: СПбГУ, 1998. – С. 62-68.
18. Богданова Н. В. Живые фонетические процессы русской речи: пособие по спецкурсу. – СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2001. – 186 с.
... Всего источников – 262.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ