Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУКЦИЯ КАК ЭТО В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ: СООТНОШЕНИЕ РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ

Работа №133022

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 СПОНТАННАЯ РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Содержание понятий устной, разговорной и спонтанной речи 8
1.2. О корпусном подходе в изучении языка 12
1.2.1. Национальный корпус русского языка 14
1.2.2. Звуковой корпус русского языка 15
1.3. Выводы по главе 17
ГЛАВА 2 ВЕРБАЛЬНЫЕ ХЕЗИТАТИВЫ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ УСТНОГО ТЕКСТА 19
2.1. Функциональные типы вербальных хезитативов 20
2.2. К вопросу о полифункциональности вербальных хезитативов 23
2.3. О термине конструкция: теоретические предпосылки и практические выводы 24
2.4. Выводы по главе 27
ГЛАВА 3 КОНСТРУКЦИЯ (...) КАК ЭТО (...) В УСТНОЙ РЕЧИ 29
3.1. Материал и методика исследования 29
3.2. Словарно-грамматический «фон» исследования 30
3.2.1. Как это в вопросительном предложении 31
3.2.2. Как это в придаточном предложении 31
3.2.3. Как это как компонент союза 32
3.2.4. Как это при риторическом повторе (как частица) 32
3.3. О «реконструкции» конструкции 33
3.4. (...) как это (...) как вербальный хезитатив 39
3.4.1. Поисковый маркер 39
3.4.2. Маркер нетривиальности последующей реплики 45
3.4.3. Рефлексив 46
3.4.4. Неоднозначные случаи 49
3.5. Количественное соотношение употребления конструкции (...) как это (...) в разных функциональных типах 51
3.6. О возможном окружении ВХ (...) как это (...) 55
3.7. Выводы по главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

На современном этапе изучения лингвистики наблюдается высокий интерес к вопросам звучащей речи и функционированию в ней языковых единиц. В связи с этим весьма существенным является выявление тех речевых стратегий, которые реализует говорящий в различных коммуникативных актах. Изучение подобных стратегий возможно только на обширном корпусном материале, который позволяет увидеть закономерности употребления и функционирования в речи различных конструкций.
Актуальность настоящей работы состоит в том, что она продолжает серию исследований, посвященных выявлению специфики устной повседневной речи на лексическом и дискурсивном уровнях (см. подробнее: Звуковой корпус... 2015).
Объектом исследования является естественная устная речь, организованная в корпус. Конкретным предметом анализа стала полифункциональная конструкция (...) как это (...), входящая в число идиоматизированных конструкций русской спонтанной речи.
Цель работы - анализ функционирования конструкции (...) как это (...) в повседневной устной речи.
Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) обзор литературы вопроса (корпусная лингвистика, полевая лингвистика, коллоквиалистика, прагмалингвистика, грамматика конструкций и грамматика употреблений);
2) создание пользовательского корпуса материала для исследования;
3) выявление «словарных» употреблений исследуемой конструкции, что позволит получить своего рода словарно-грамматический «фон» для последующего лингвистического анализа материала;
4) анализ контекстов, включающих исследуемую конструкцию и систематизация функциональных разновидностей конструкции (...) как это (...).
Научная новизна исследования усматривается в том, что впервые объектом лингвистического и дискурсивного анализа стала одна из активных единиц русской устной речи - конструкция (...) как это (...), во всех ее функциональных разновидностях. До сих пор эта единица не становилась объектом специального внимания ни лингвистов, но лексикографов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что основные ее выводы и положения вносят определенный вклад в разработку теории спонтанной речи и описание специфики ее функциональных единиц. Кроме того, настоящее исследование встраивается в такие направления лингвистики, как грамматика конструкций (см.: работы Ch. J. Fillmore, P. Kay, A. Goldberg), грамматика употреблений (см. работы M. Tomasello), прагмалингвистика и некот. др.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования результатов проведенного анализа в лексикографических описаниях и при составлении грамматики русской речи (грамматики употреблений).
Материал настоящего исследования составили два блока контекстов:
• 137 употреблений конструкции (...) как это (...) из модуля «Один речевой день» (ОРД) Звукового корпуса русского языка (ЗКРЯ) (все контексты в корпусе на момент написания работы);
• 1186 употреблений из устного подкорпуса Национального корпуса русского языка (УП НКРЯ); по 400 первых из блоков «публичная речь» и «киноречь» и 386 из блока «непубличная речь» (полная выборка).
При анализе материала применялись методы:
• описательного и сопоставительного анализа,
• простых количественных подсчетов.
Структура работы включает:
1) введение,
2) теоретическая глава I,
3) теоретическая глава II,
4) исследовательская глава,
5) заключение,
6) список использованных в работе сокращений,
7) список использованных словарей и литературы.
Результаты работы были апробированы в докладах и сообщениях на ряде международных конференций:
• XVI Международная конференция молодых филологов (Таллинн, Эстония, февраль 2015 г.);
• XIV Международная студенческая конференция (Нарва, Эстония, апрель 2015 г.);
• XXIV Коллоквиум молодых филологов (Прага, Чехия, сентябрь 2015 г.)
• XVII и XVIII Научные сессии «Невские чтения - 2015» («Наука, образование и культура в новых социально-экономических условиях») и «Невские чтения - 2016» («Теория и практика русистики в стране и за рубежом») (Санкт-Петербург, апрель 2015 г., апрель 2016 г.);
• XVIII Международная конференция студентов-филологов и XIX Открытая конференция студентов-филологов, (Санкт-Петербург, апрель 2015 г., апрель 2016 г.)
• Международная конференция молодых филологов (Тарту, Эстония, апрель 2016 г.)
Результаты работы отражены в следующих публикациях автора:
1) (...) как это (...): полифункциональность конструкции в устной спонтанной речи // Сборник тезисов участников XVI Международной конференции молодых филологов. —Tallinn, 2015.
2) The Collocation (...) как это (...) in Oral Speech: Realization of the Hesitative Search // XV Student’s International Scientific Conference PPCY (April 23-25. 2015). Abstract book. —Narva, 2015. — P. 35;
3) «(...) как это (...)» как один из способов метакомментирования в устной речи // XVIII Международная конференция студентов-филологов, Санкт-Петербург, 6-11 апреля 2015 г.: Тезисы докладов / Отв. ред. Д. Н. Чердаков. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015. — С.28-29. [электронный ресурс];
4) «Реконструкция конструкции»: о процессе становления в устной речи одного из вербальных хезитативов // XIX Открытая конференция студентов-филологов, Санкт-Петербург, 18-22 апреля 2016 г.: Тезисы докладов. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2016 (в печати);
5) Метакоммуникативная функция конструкции (...) как это (...)в русской спонтанной речи // Актуальные проблемы современной науки № 1(7) 2015. Научная сессия «XVII Невские чтения». Материалы международных научных конференций. — СПб.: Невский институт языка и культуры, 2015. — С. 172-176.
6) Как это по-русски? О реализации функции хезитационного поиска в русской устной спонтанной речи // Материалы XXIV коллоквиума молодых филологов. Прага, 2016 (в печати);
7) Как это.хорошо // А всё почему? Благодаря твоему оптимизму (конструкции в устной спонтанной речи) // Русская филология. 28. Сборник научных работ молодых филологов. Тарту, 2016 (в печати).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время исследования, проводимые с привлечением материала языковых/речевых корпусов, посвящены самому широкому кругу лингвистических проблем. В частности, на обширном корпусном материале можно исследовать единицы, свойственные процессу речепорождения. Анализ таких единиц, а также описание особенностей их функционирования становятся задачей отдельного лингвистического направления - коллоквиалистики.
В настоящей работе рассматривалось функционирование конструкции (...) как это (...) в устной речи. Материалом послужили несколько блоков корпусов, различных по степени естественности представленной в ней устной речи. Таким образом, стало возможным выявить особенности функционирования конструкции в разных типах устной речи и сопоставить полученные данные. Ср.: «Исследование устной речи предполагает <.. .> учет ее реальных механизмов. <...> Только исследуя реальную речь, можно обнаружить лежащие в ее основе механизмы. При такой постановке проблемы решение следует искать скорее в самом материале, во всяком случае, начинать движение именно от него» (Верхолетова 2010: 34).
Анализ исследуемой конструкции (...) как это (...) включил в себя выявление всех функциональных возможностей конструкции, как отмеченных в грамматиках и словарях русского языка, так и еще не получивших лексикографического описания.
В результате исследования можно сделать некоторые выводы и обобщения:
• высок интерес к исследованию устной речи, закономерным результатом чего может стать создание корпусов для сбора записей речи/материала, а также его последующее лексикографическое описание;
• можно говорить о видоизменении и расширении круга функций единиц языка в условиях устной речи;
• для конструкции (...) как это (...) был выявлен ряд функций, не отмеченных словарями и грамматиками, но встречающихся в устной речи;
• «несловарное» употребление конструкции (...) как это (...) в устной речи всегда связано с поиском; можно говорить о происходящей в речи компрессии поисковых сочетаний типа как это называется/ как это сказать, что объясняется работой принципа экономии речевых усилий;
• в определенном смысле наличие поисковой конструкции (...) как это (...) свидетельствует о большей степени спонтанности устной речи (в ситуации неподготовленного бытового диалога говорящий чаще сомневается при выборе последующего фрагмента речи, а также выражает свои сомнения вербально);
• в ситуации поиска вербальные хезитативы чаще выстраиваются в хезитационные цепочки (включая в свой состав и невербальные элементы), однако выявить регулярные «левые» и «правые» контексты для конструкции (...) как это (...) на данном этапе не удалось;
• интересной особенностью стало замеченное на материале возможное «сращение» поисковых сочетаний как это и это самое (как это самое).
Настоящее исследование может быть продолжено в нескольких направлениях. Так, представляется интересным исследовать все возможные вербальные выражения поиска в речи (напр., это самое, как его (ее, их) и пр.), описать особенности и сравнить их между собой. Подобное описание может стать полезным для лингвистов, а также для тех, кто осваивает язык и объясняет навыки и стратегии русской устной речи - для студентов и преподавателей русского языка как иностранного. Кроме того, среди возможных перспектив исследования можно выделить описание подобных единиц с точки зрения грамматики конструкций.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что в рамках проведенного исследования был рассмотрен материал, позволяющий определить спектр функциональных возможностей конструкции (...) как это (...) в устной речи. Выявленные в рамках настоящего исследования функциональные особенности требуют дальнейшего более детального рассмотрения, сопоставления и лексикографической фиксации.


1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 608с.
2. Богданова Н. В. Живые фонетические процессы русской речи. Пособие по спецкурсу. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. — 186 с.
3. Богданова Н. В. О проекте словаря дискурсивных единиц русской речи (на корпусном материале) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 30 мая — 3 июня 2012 г.). Выпуск 11 (18) / Гл. ред. А. Е. Кибрик. — М.: РГГУ, 2012. — С. 71-81.
4. Богданова-Бегларян Н. В. Кто ищет — всегда ли найдет? (о поисковой функции вербальных хезитативов русской спонтанной речи) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии . По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог». Вып. 12 (19). В двух томах. Том 1. Основная программа конференции. • М.: РГГУ, 2013. — С. 125-136.
5. Богданова-Бегларян Н. В., Кислощук А. И., Шерстинова Т. Ю. О ритмообразующей функции дискурсивных единиц // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. —. Вып.2 (22). 2013. — С.7-17.
6. Богданова-Бегларян Н. В. Рефлексив в системе дискурсивных единиц русской устной речи // Мир русского слова. — № 3, 2015. — С. 11-17.
7. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. — 408 с.
8. Верхолетова Е. Ю. Структурно-динамический подход к социальной стратификации устной речи. Дис. ...канд. филол. наук. — Пермь, 2010. • 319 с. (машинопись).
9. Воейкова М. Д. Введение // Acta Linguistica Petropolitana. Т. XI. Ч. 1. Категории имени и глагола в системе функциональной грамматики. — СПб.: Наука, 2015. — С. 3-17.
10. Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект // Семантика коммуникации и семиотика устной речи. — Тарту, 1978. — С. 63-112.
11. Гришина Е. А. Устная речь в Национальном корпусе русского языка // Национальный корпус русского языка: 2003-2005. — М.: Индрик, 2005. — С. 94-110.
12. Добрушина Н. Р. Исследования средств выражения обратной связи в американской лингвистике // Вопросы языкознания. — № 1, 2000. — С. 135-140.
13. Захаров В. П., Хохлова М. В. Анализ эффективности статистических методов выявления коллокаций в текстах на русском языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог». — Вып. 9 (16), 2010. — С. 136-143.
14. Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Часть 1. Чтение. Пересказ. Описание / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 532 с.
15. Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа (Том 2. Звуковой корпус как материал для новых лексикографических проектов) / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015. — 396 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ