ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЖУРНАЛОВ ВОДНО-СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ
§ 1. Исторический обзор спортивных, студенческих журналов, изданий по гребному спорту и судоходству
§2. Особенности КГМ современных спортивных изданий
ГЛАВА 2. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
И КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖУРНАЛА «РЕГАТА»
§3. Разработка тематической концепции
§4. Концепция визуального облика журнала
§5. Дизайн-проект журнала по академической гребле
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Современное развитие спорта на российском и мировом уровнях вызывает интерес как узкого круга специалистов, так и широких масс — зрителей и болельщиков. Когда речь идет о спортивных соревнованиях континентального или мирового масштаба — этот интерес удовлетворяется множеством теле и радиоканалов, печатных и электронных СМИ. Закономерно, что спортивные события
меньшего формата привлекают внимание значительно меньшей аудитории. Однако и в них есть свои герои, заслуживающие внимания и любви зрителей.
Массовый спорт сейчас активно развивается среди всех возрастов населения, создана соответствующая законодательная база, в частности — постановление Совета Федерации Российской Федерации от 14 июня 2017 года «О развитии массового спорта в РФ»1. Одним из проектов, нацеленных на популяризацию спорта среди студентов, а именно академической гребли, является «Студенческая гребная лига» (СГЛ), созданный некоммерческой организацией Ассоциация «Студенческая гребная лига». Так, сотни студентов из 60 вузов страны
в течение всего календарного года тренируются и соревнуются, проходя путь
от знакомства с этим видом спорта до развития профессиональных гребцовских навыков.
Спортивная и тренировочная деятельность СГЛ организована таким
образом, что студенты вовлечены в спортивный процесс непрерывно: зимой
и осенью проходят соревнования на гребных эргометрах, весной и летом —
в лодках на реках и каналах. Обмен новостями и полезной развивающей информацией каждой команды происходит в процессе общения и посредством тематических групп в социальных сетях. Кроме того, у СГЛ существует сайт, на котором публикуются
нормативные документы, итоговые протоколы, новости, фото и видео отчеты.
Целостного тематического издания «Студенческая гребная лига» не имеет,
однако потребность в нем существует. Разработка композиционно-графической
модели спортивного журнала для студентов проводится по заказу руководства
ассоциации, что доказывает актуальность работы.
Лига существует с 2016 года. За это время у каждой команды появились
страницы в социальных сетях, но специфичность публикуемых там материалов
и ориентированность их на студентов конкретного вуза не дает целостной консолидации участников СГЛ, недостаточно полно способствует их обмену знаниями и опытом. Кроме того, разновременность подачи информации даже на общих ресурсах, создает затруднения в ее поиске.
Важен также визуальный подход в оформлении информационных сообщений. Однообразные новостные блоки, даже несмотря на оригинальность их
содержания, отнюдь не показывают очень значимого момента — красоту
и изящество данного вида спорта. Еще в 80-е годы ХХ века английский
профессор Бенджамин Лоу писал об этой проблеме: «В любой произвольно
взятой группе найдется 7-8 процентов людей, которые не испытывают к спорту
никакого интереса, а еще 18 процентов — кого спорт интересует постольку
поскольку. Есть люди, которые, не признавая за спортом вообще никакой
красоты, могут сослаться на тот факт, что многие средства нашей массовой
информации акцентируют внимание зрителей на совсем иных сторонах спорта
— культе силы, например. Подавляющее же большинство — свыше
70 процентов — интересуется спортом именно с эстетических позиций»2.
Таким образом, наличие прочих средств коммуникации и отсутствие специализированного журнала говорит также о новизне проводимой работы.
Цель нашей выпускной квалификационной работы заключается
в разработке композиционно-графической модели спортивного журнала для студентов.
Ожидаемым результатом являются:
Макет издания, т. н. «пилотный выпуск»;
Файл indd с разработанными шаблонами и стилями.
Чтобы добиться поставленной цели и получить ожидаемые результаты,
определены следующие задачи:
1) Провести исторический обзор спортивных, студенческих журналов,
изданий по гребному спорту и судоходству;
2) Выявить особенности КГМ современных спортивных изданий;
3) Определить тематическую концепцию журнала, составить систему рубрикаций;
4) На основе решенных задач 1), 2) и 3) разработать и обосновать
композиционно-графическую модель спортивного издания для студентов.
Поскольку в организации тренировочной и соревновательной деятельности «Студенческой гребной лиги» задействованы в основном студенты (как
спортсмены, болельщики, менеджеры, тренеры, судьи), то, следовательно,
объектом в данной работе является визуальная организация студенческих изданий о спорте, а также журналов гребной тематики.
Предмет исследования — это разработка композиционно-графической
модели журнала по академической гребле для студентов вузов России.
Теоретической базой являются спортивные исследования (С. Редгрейв,
Ассоциация любителей гребного спорта, Б. Лоу) научные работы по истории
журналистики (К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко), журнальному дизайну
(Р. Арнхейм, Я. Чихольд, Э. Рудер, Й. Иттен, О. И. Рожнова, А. Херберт,
Дж. Феличи, Д. Шульц, Киселев А. П., Галкин С.), а также законы Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составляют спортивные студенческие
издания вузов России и зарубежья, а также журналы гребной и судоходной тематики. Кроме того, гребной спорт изучался в ходе взаимодействия с представителями «Студенческой гребной лиги».
В ходе работы используются следующие методы: в первой главе при сборе эмпирического материала проведено изучение и обобщение отечественных
и зарубежных журналов, соответствующих теме дипломной работы. Также изученные издания классифицированы по тематике содержания, произведено
сравнение и качественная оценка структуры их визуального оформления.
В основу теоретических выводов по вопросам дизайна положен анализ
соответствующей научной литературы. Применен метод наблюдения при
взаимодействии с СГЛ, проведено экспертное интервью с заказчиком
дипломной работы, отражен анализ целевой аудитории посредством
социологического опроса. Дизайн-макет издания по академической гребле
является результатом синтеза полученных аналитических данных и
моделирования на основе этого нового продукта.
Структура работы обусловлена ее целью, предметом и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы
и приложений.
Целью выполненной выпускной квалификационной работы была
разработка композиционно-графической модели спортивного журнала для
студентов «Регата».
В ходе сравнения спортивных студенческие журналов, изданий о гребном
спорте и журналов смежной тематики, были определены достоинства и недостатки их дизайна, учтенные при разработке КГМ журнала «Регата». Кроме
того, учитывались пожелания руководства Ассоциации гребного спорта «Студенческая гребная лига» и целевой аудитории журнала, полученные в ходе наблюдения, интервьюирования и социологического опроса.
Для разработки творческого проекта был проведен анализ отечественных
и зарубежных журналов водно-спортивной тематики, на предмет отражения
в них гребного спорта, особенностей их дизайна и композиционно-графических
моделей. В частности, было выявлено, что важным для целостности издания является наличие четкой структуры рубрик, ограниченное использование шрифтов, единообразие в применении повторяющихся элементов, таких как буквицы,
подписи к фотографиям, подписи имен авторов, цитаты и врезки и т. д.).
Несоблюдение этого чревато развитием разностильности внутри одного издания и воспринимается как разрозненность и небрежность, что, в конечном
счете, нарушает представление о журнале, как о едином целом.
В итоге, на основе этого был разработан авторский дизайн-макет
журнала, обладающий четкой структурой, отражающий тематику гребного
спорта и ориентированный на целевую аудиторию. Для повышения
удобочитаемости сделаны и систематизированы заметные элементы навигации.
Расположение текстовых и иллюстративных материалов проводилось с целью48
создания акцентов и динамики на полосе, привлекательных для читателя и
удобных для зрительного движения на разворотах.
Исследование также показало, что издания о гребном спорте весьма ограничено представлены на рынке журналов. Их выпуском занимаются в основном
федерации и ассоциации гребного спорта. Поскольку для этих структур дизайн
периодических изданий не является профильной областью, внешний облик
журналов зачастую слабо ориентированным на свою целевую аудиторию.
Малое количество изданий подобной тематики, тем более об академической гребле для студентов, отнюдь не является следствием невостребованности
аудиторией. Напротив, это свидетельствует о том, что данная ниша в нашей
стране пока что является не заполненной. Учитывая политику государства, проводимую в области массового спорта, и реализацию соответствующих программ на примере СГЛ, можно смело заявлять об актуальности данной работы.
Более того, опыт создания журнала на тему гребного спорта может быть
перенесен и на другие виды спорта
1. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. История спортивной журналистики. СПб,
2013.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2012.
3. Ассоциация любителей гребного спорта. Английский гребной клуб. «Британская гребля».
4. Бенджамин Л. Красота спорта. М., 1984.
5. Ассоциация любителей гребного спорта. Грести в России. М., 2014.
6. Блохин И. Н. Социологические исследования аудитории и рынка СМИ.
М., 2004.
7. Блохина А. А., Асташкин А. Г. Цвет как коммуникативный инструмент
журнального дизайна. Уфа, 2015.
8. Галкин С. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование
газеты и журнала. М., 2005.
9. Георгиев Д. Режиссура газеты [сокр. пер. с болг.]. М., 1979.
10.Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации". Статья 13. Отказ в регистрации средства массовой информации или во внесении изменений в запись о регистрации средства
массовой информации.
11.Иттен Й. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. М.,
2001.
12.Иттен Й. Искусство цвета. М., 2013.
13.Киселев А. П. От содержания — к форме. М., 1975.
14.Краткий толковый словарь по полиграфии. 2001.
15.Редгрейв С. Энциклопедия гребли. М., 2016.50
16.Рожнова О. История журнального дизайна.
17.Российская национальная библиотека. Электронный каталог.
18.Рудер Э. Типографика. М., 1982.
19.Санкт-Петербургские ведомости. 1775. Прибавление к №57.
20.Семченко П. А. Основы шрифтовой графики. Минск, 1978.
21.Совет Федерации Федерального собрания РФ. Постановление О развитии
массового спорта в Российской Федерации.
22.Толковый словарь спортивных терминов. М., 1993.
23.Федерация гребного спорта России. История гребли.
24.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рекламе". Ст. 16. Реклама в периодических печатных изданиях. (В ред. ФЗ от
05.12.2016 N 413-ФЗ).
25.Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций. Перечень наименований
зарегистрированных СМИ.
26.Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб., 2014.
27.Хёрлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства
газет, журналов, книг. М., 1984.
28.Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера.
М., 2011.
29.Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. М., 1982.
30.Эвами М. Logo. Создание логотипов. Самые современные разработки.
СПб. 2009.
31.Championat.com. «Какой спорт смотрели россияне по ТВ в 2016-м».
32.Sports.ru. «Футбол – самый популярный вид спорта в России»