Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

Работа №134342

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Высший суд печного горшка
Глава II. Две вещи несовместные: о безличном и живом
Заключение
Список литературы

Согласно «Новой философской энциклопедии», философия определяется
как «особая форма общественного сознания и познания мира,
вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных
принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных
характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной
жизни» [16]. Несмотря на расхожее мнение, согласно которому философское
знание с необходимостью должно быть представлено в виде цельной системы
или концепции, осуществленной исключительно рациональными средствами,
в по-настоящему профессиональной философской среде давно не является
секретом тот факт, что истоки многих философских воззрений могут
обнаруживаться также в других областях жизни и творчества человека.
«Сложный процесс философского выявления универсалий культуры,
формирования философских идей и образов и оперирования ими, - по мнению
В. С. Степина, - может осуществляться не только в сфере
профессиональной философской деятельности, но и в других сферах
духовного освоения мира. Литература, искусство, художественная критика,
политическое и правовое сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с
проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, – все это области,
в которые может быть вплавлена философская рефлексия и в которых
могут возникать в первичной форме философские экспликации универсалий
культуры» [там же]. Философемы, выраженные сперва в форме образа,
символа или метафоры, перерабатываются затем философией, в результате
чего создается ее особый понятийный аппарат.
Характерной чертой русской философии является ее неразрывная связь с
литературой, публицистикой и литературной критикой. «Выскажем
уверенность, - утверждает исследователь русской философии и теоретик
культуры Р. А. Гальцева, - что в русской культуре существует что-то вроде
литературно-философской эстафеты, и даже шире — эстафеты искусства4
и философии, когда из сферы художественного созерцания набранная мощь
передаётся в область философского осмысления и наоборот» [19; 5].
Когда говорят о философской направленности русской литературы,
вспоминают прежде всего двух великих прозаиков Ф. М. Достоевского и Л. Н.
Толстого, а также критические статьи В. Г. Белинского, наследие А. И.
Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и других.
Однако русская поэзия в не меньшей степени несла в себе философский
заряд, и в неё также оказалась «вплавлена» философская рефлексия.
Данная работа будет посвящена исследованию философских аспектов в
поэзии А. С. Пушкина (1799-1837).
Несмотря на кажущуюся легкость, и даже, как часто ошибочно отмечают,
«легкомысленность», А. С. Пушкин как в лирических стихотворных, так и в
драматических и прозаических своих произведениях затронул многие
вопросы, имеющие непосредственное отношение к области философии,
такие как проблема человека, его предназначения и места в мире, темы
творчества, жизни и смерти, культуры и цивилизации, а также многие другие
социальные, этические и эстетические вопросы. «Если рассматривать
Пушкина всерьёз, то это великий философ, в поэзии которого содержится
такой потенциал философских течений, через который можно понять
вообще всё», - так характеризует пушкинское творчество современный
петербургский поэт, литературовед и историк культуры А. Г. Машевский [11].
Обратимся к некоторым важным и подлинно философским свойствам
гения Пушкина. В первую очередь следует отметить способность поэта к
точной постановке вопроса. Об этом писал известный русский литературовед,
культуролог и семиотик Ю. М. Лотман (1922-1993), отметивший умение
Пушкина правильно и точно ставить вопросы как «подлинно пушкинский
подход» [10; 27]. Во-вторых, среди многочисленных пушкинских достоинств
необходимо выделить также умение поэта всегда занимать нейтральную
позицию по отношению к рассматриваемой проблеме. О последнем качестве5
литератора наиболее точно выразился советский и российский литературовед,
историк литературы С. А. Кибальник: «...разные «правды» оказываются в
творчестве Пушкина не одинаково верны или неверны, а как бы
взвешиваются на незримых весах, в процессе чего устанавливается цена той
или иной «правды», границы, в которых она остается подлинной» [8; 5]. Из
отмеченной способности Пушкина оставаться «над схваткой» вытекает, на
мой взгляд, и его «особая характернейшая и не встречаемая кроме него
нигде и ни у кого черта художественного гения — способность всемирной
отзывчивости и перевоплощения в гении чужих наций, и перевоплощения
почти совершенного» [5; 130], отмеченная Ф. М. Достоевским в его
знаменитой «Пушкинской речи» 1880 года. В данном случае возникает
интересный парадокс, когда, не впадая ни в одну из крайностей, оставаясь
всегда полностью или частично в стороне от описываемых ситуаций или
изображаемых образов, художник оставляет тем самым некоторое свободное
пространство для их критического осмысления, чем обеспечивает более
глубокое погружение в них, что, в свою очередь, и обусловливает
возможность того «совершенного перевоплощения», которое точно отметил
Достоевский. Здесь приходит на ум аналогия с известной концепцией
немецкого драматурга и теоретика искусства Б. Брехта, согласно которой как
актёру, так и драматургу необходимо придерживаться принципа
дистанцирования от своего персонажа, чтобы оставалась возможность для
критики и интерпретации, однако проникать в тонкости указанного
сопоставления здесь, к сожалению, не представляется возможным.
Таковы наиболее важные для философского осмысления особенности
пушкинского дара, которые я буду постоянно иметь в виду в дальнейшем изложении.
Теперь представляется необходимым указать имена некоторых
исследователей, работы которых посвящены анализу топики пушкинского
наследия, и, в частности, его философским аспектам.6
Литература о Пушкине неисчерпаема. Анализу его жизни и творчества, а
так же рассмотрению преддуэльных событий и собственно трагической
смерти поэта посвящено огромное количество исследований не только
отечественных, но и зарубежных. Среди работ, в которых затрагиваются
философские аспекты пушкинского творчества необходимо выделить прежде
всего статьи известных российских философов, литераторов и публицистов В.
С. Соловьёва [21], В. В. Розанова [20], Л. И. Шестова [25], М. О. Гершензона
[2], Д. С. Мережковского [12], И. А. Ильина [7], С. Л. Франка [24] и других.
Невозможно не упомянуть о серьёзном вкладе в отечественную
пушкинистику литературоведа и культуролога Ю. М. Лотмана [9, 10],
ставшего лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина в 1993 году за
написанную им биографию писателя и комментарий к роману «Евгений
Онегин», советского и российского литературоведа-пушкиниста, лауреата
Государственной премии РФ В. С. Непомнящего [13], литературоведа,
лауреата Новой пушкинской премии С. Г. Бочарова [1], историка литературы
и литературоведа С. А. Кибальника, защитившего докторскую диссертацию
на тему «Художественная философия Пушкина» [8]. Также не оставили без
внимания пушкинского наследия литературоведы Р. О. Якобсон [27], Е. Д.
Тамарченко[22], философы В. С. Никоненко [14, 15], В. Т. Фаритов [23], поэт
и культуролог А. Г. Машевский [11], и многие другие учёные и деятели
культуры и искусства.
Большинство проблем, затронутых писателем в его творчестве, до сих пор
продолжают быть открытыми и важными для многих отраслей знания и
культуры, в том числе и для философии. При этом нельзя не отметить, что
пушкинские труды настолько насыщенны подобными ключевыми для
человека вопросами и обладают такой глубиной, что исследователям пушкиноведам постоянно предоставлена возможность обнаружения новых
пластов, смыслов, идей авторской мысли. Сказанное позволяет говорить об
актуальности пушкинских произведений и анализа его наследия. Поскольку7
обозреть все поставленные Пушкиным вопросы в одной работе не
представляется возможным, я ограничусь в данном исследовании лишь
следующими важными проблемами: проблема сущности и цели поэзии, а
также взаимоотношения поэта и толпы, как она представлена в творчестве
Пушкина, будет рассмотрена в первой главе данного исследования, вторая
глава будет посвящена анализу пушкинской смысловой парадигмы, на
которую указывал Ю. М. Лотман.
Целью данной работы является артикуляция философских аспектов в наследии поэта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на то, что объектом анализа в данном исследовании выступали
не собственно философские, но художественные тексты, данная работа всё
же имеет философскую направленность, не будучи ограниченной чисто
литературоведческими рассуждениями, да и сам литературоведческий подход
включает в себя мощные пласты исторического анализа и философского
осмысления, а также элементы метафизики, эстетики, этики, психологии.
Творчество А. С. Пушкина является в этом отношении весьма богатым
материалом. Именно философская высота мысли поэта не позволяла ему
впасть в крайности односторонних суждений и однобокое морализаторство.
При этом важно отметить, что пушкинское философствование ни в коей мере
не препятствовало лёгкости и изяществу поэтического выражения его мысли,
в то время как, например, в поэзии Е. А. Боратынского, современника
Пушкина, тяжеловесность философского размышления зачастую затрудняет
поэтическое дыхание.
Среди вопросов, напрямую относящихся к области философии, Пушкиным
были затронуты, если не все, то большинство. Вопрос о сущности человека,
вопросы веры, проблема свободы, проблема смерти, — все эти и многие
другие стороны бытия представляли собой предмет глубокого интереса Пушкина.
В данной работе были рассмотрены вопрос о сущности поэзии и
назначении поэта, а также взаимоотношения поэта и толпы, относящийся
непосредственно к области философии искусства, а также социальной
философии, и проблема соотношения в человеческом бытии двух безличных
начал, культуры и природы, и личного начала, имеющая отношение к таким
разделам философии как антропология, культурология, онтология.
В ходе исследования мной были сделаны следующие выводы:50
1. Позиция А. С. Пушкина в отношении назначения поэзии и вообще
искусства заключается в признании их самоценности, независимости их цели
от каких-либо посторонних факторов. Данная точка зрения наиболее ярко
отразилась в известном пушкинском утверждении о том, что «цель поэзии
поэзия», высказанным поэтом в письме к В. А. Жуковскому, датируемому
1825 годом. Также было указано на явное сходство подобной формулировки с
известной формулой И. Канта о «целесообразности без цели», что позволяет
сказать о близости эстетической позиции русского поэта и немецкого философа.
2. Из указанной позиции А. С. Пушкина вытекает его стремление к
преодолению грубо утилитарного отношения публики к искусству и поэзии,
лёгшее в основу известного конфликта поэта и толпы, который был также
обострён попытками последней интервенировать в чуждую ей сферу
искусства и философии. Подобный «антидемократизм» со стороны Пушкина
в контексте особенностей указанного конфликта являлся частным
проявлением общего неоднозначного отношения Пушкина к народу.
3. В ходе исследования пушкинской постановки и решения проблемы
двойного бытия поэта, которое может быть также рассмотрено как частный
случай проблемы двойственности человека вообще, одной из центральных в
русской литературе, были выявлены черты диалектического мышления
автора, заключающиеся в его умении обнаруживать внутренние
противоречия в единстве целого.
4. В рамках исследования троичной смысловой парадигмы, отмеченной
Ю. М. Лотманом как ключевой в позднем творчестве Пушкина, на примере
анализа различных произведений автора было показано, что подход поэта в
данном вопросе отличался философской гибкостью и глубиной, а также51
сделан вывод об отрицательном отношении поэта к апологии обоих
безличных начал в лице культуры и природы и акцентировании им внимания
на личностном начале, представленным человеком, главная задача которого
— в постоянном поиске гармонии между миром культуры и
иррациональными силами природы.


Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах. - М.: Изд-во АН
СССР, 1957. Т. I – Х. Все ссылки на Пушкина даются на это издание в тексте
с указанием тома римской цифрой, страницы — арабской.
1. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. — М.: Наука, 1974. — 208 с.
2. Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. — М.: Книжный клуб Книговек, 2017.
—384 с.
3. Державин Г. Р. Стихотворения / Вступ. статья, составление и прим. В. А.
Приходько. — Петрозаводск: Карелия, 1984. — 207 с.
4. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. — Петрозаводск: Карельское
книжное издательство, 1969. — 840 с.
5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.:
Наука, 1984. — Т. 26. — с. 129-149.
6. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская
философия в поисках Абсолюта. В 2-х частях. – СПб.: 2000. – Часть I – 416 с.;
Часть II – 414 с
7. Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина: Торжеств. речь,
произнесённая в Риге 27 янв. / 9 февр. 1937 года. По поручению
Пушкинского комитета издано Рус. Акад.о-вом в Риге. Рига, 1937.
8. Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. — СПб.: Дмитрий
Буланин, 1998. — 199 с.
9. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. —
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 288 с.
10. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь:
Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 352 с.
11. Машевский А. Г. – http://paperpaper.ru/seriously-about-pushkin/ [последнее
посещение 11. 05. 2017]53
12. Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. — М., 1914. Т. 17: Вечные спутники.
С. 89-171.
13. Непомнящий В. С. Пушкин. Русская картина мира. — М.: Наследие, 1999.
—544 с.
14. Никоненко В. С. Вера как ценность в философской поэзии Пушкина //
Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 20. – СПб., 2009. С. 10–
26.
15. Никоненко В. С. Ценность свободы в философской поэзии Пушкина //
Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 19. – СПб., 2009. С. 16–
31.
16. Новая философская энциклопедия. — 2-е изд., испр. и допол. — М.:
Мысль, 2010. — Т. 1—4. — 2816 с.
17. Писарев Д. И. Соч.: в 4 т. —Т. 3. — М., 1956.
18. Платон Филеб, Государство, Тимей, Критий / Пер. С древнегреч.; Общ.
ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. И ст. в
примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во «Мысль», 1999.
— 656 с.
19. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX- XX век. / Сост. Р. А.
Гальцева. — М. - СПб.: Университетская книга, 1999. — 591 с.
20. Розанов В. В. А. С. Пушкин. — Новое время, 1899. 26 мая № 8348. С. 2-3
21. Соловьёв В. С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьёв В.
С. Собр. Соч.: в 10 т. — СПб., 1913. — Т. 9. — с. 294-347
22. Тамарченко Е. Д. Факт бытия в реализме Пушкина // Контекст-1991. М.:
Наука, 1991. Тамарченко Е. Д. Факт бытия в реализме Пушкина // Контекст-
1991. М.: Наука, 1991. — С. 135 — 166.
23. Фаритов В.Т. Философские аспекты времени и пространства в творчестве
А.С. Пушкина // Litera. — 2015. - № 1. - С.1-30.
24. Франк С. Л. Религиозность Пушкина. // Путь. Париж., 1933. № 40. — С.
16-39.54
25. Шестов Л. И. А. С. Пушкин // Шестов Л. Умозрение и откровение.
Париж, 1964. — С. 331-343
26. Якимович А. К. «Искусство непослушания. Вольные беседы о свободе
творчества» — СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2011. — 288 с.
27. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. / Сост. и общ. ред. М.Л. Гаспарова. —
М.: Прогресс, 1987. — 464 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ