Введение 3
Глава 1. Корпоративные фильмы 6
1.1. Основные этапы развития отечественных корпоративных фильмов 6
1.2. Зарубежный опыт в создании корпоративных фильмов 16
1.3. Определение и жанровые особенности корпоративного фильма 19
1.3.1. Определение корпоративного фильма 19
1.3.2. Аудиальные и визуальные средства выразительности в корпоративном фильме 25
1.3.3. Коллективный портрет как средство выразительности 29
Глава 2. Выразительные средства корпоративных фильмов 34
2.1. Анализ выразительных средств на примере существующих корпоративных фильмов 34
2.2. Анализ корпоративного фильма Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" 39
2.2.1 Процесс создания корпоративного фильма Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" 39
2.2.2. Анализ выразительных средств корпоративного фильма Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" 43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение №1 55
Приложение №2 61
Приложение №3 68
Одним из востребованных типов видеопроизводства в наши дни является производство корпоративных фильмов, которое исследует и выводит бизнес на новый уровень. Для бизнеса важно оставаться на связи со своими клиентами и передавать свои сообщения напрямую без какого-либо влияния третьей стороны и без помощи традиционного маркетинга.
Интернет революционизировал нашу жизнь. Именно во всемирной паутине существуют различного рода корпоративные фильмы. Маркетинговые исследования доказывают, что предприятия, имеющие видеоконтент на своем веб-сайте, заставляют посетителей оставаться на этом сайте дольше, чем на сайте без видео.
Кроме этого, корпоративный фильм производит хорошее впечатление на аудиторию в том числе потому, что многие знают, какой большой бюджет выделяется для видеопроизводства, и это является очевидной демонстрацией конкурентоспособности.
Актуальность темы. Образовательные учреждения существуют на рынке услуг. Корпоративные фильмы как элемент маркетинга отличаются простотой и гибкостью в презентации. Их можно использовать в качестве телевизионной рекламы, показывать на конференциях, разместить на сайте компании. Корпоративные фильмы могут стать полноценной визитной карточкой учреждения. С помощью такой визитки представители университета рассказывают всю важную информацию. То есть, мы говорим об инструменте самопрезентации, с помощью которой организация подчеркивает престижность своего бренда. С другой стороны, видео — наиболее популярный среди пользователей способ получения информации. На сайте любого престижного вуза есть по крайней мере один или несколько презентационных роликов, что говорит о востребованности такого рода продукции.
Практическая значимость работы состоит в непосредственном создании корпоративного фильма для высшего учебного заведения на примере фильма об Институте «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций». Его целью является самопрезентация Института иностранным абитуриентам из Китая, их родителям, а также администрации школ русского языка в Китае, заинтересованных в изучении российского рынка образовательных услуг.
Про Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» снято больше пяти документальных фильмов. Новизна работы состоит в создании презентационного фильма, нацеленного на иностранную аудиторию. Главным средством выразительности фильма является коллективный портрет.
Объектом дипломной работы являются корпоративные фильмы в сфере высшего образования, их жанровые особенности и выразительные средства. Предметом – процесс создания корпоративного фильма об Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.
Цель этой дипломной работы состоит в создании уникального корпоративного фильма, отвечающего требованиям высшего учебного заведения. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику жанровым особенностям корпоративного фильма.
2. На основе анализа опыта зарубежных и отечественных университетов выявить структуру и выразительные средства корпоративных фильмов.
3. Создать фильм для Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».
4. Охарактеризовать выбор использованных выразительных средств корпоративного фильма Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».
В данной работе задействованы методы наблюдения, сравнительного анализа, контент-анализа и эксперимента.
В качестве эмпирического материала выбраны корпоративные фильмы российский и зарубежных университетов, в частности, фильмы Оксфордского университета, Кембриджского университета, DHA Suffa University, несколько российских: Пермского, Северо-Кавказского университета, Санкт-Петербургского государственного университета. Кроме этого, в работе рассмотрены корпоративные и презентационные фильмы и других предприятий.
Теоретическая база работы в виду не столь давнего появления корпоративных фильмов (в России оно начало появляться только после распада СССР) по большей части состоит из научных публикаций, созданных за последние 15 лет. В частности, автор данной работы обращается к трудам А. Е. Колодкиной, изучившей историю и особенности корпоративных фильмов. Кроме этого, автор обращается к зарубежным источникам, описывающим историю развития зарубежных корпоративных фильмов, например, The Field Guide To Sponsored Films Рика Прелингера и энциклопедия The American Midwest: An Interpretive Encyclopedia.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы и списка источников и корпоративного фильма. В первой главе рассматриваются основные этапы развития отечественных и зарубежных корпоративных фильмов, их классификация и выразительные средства. Во второй главе анализируется опыт создания корпоративных фильмов для образовательных учреждений и других предприятий на примере конкретных работ, используемые в них выразительные средства. Во второй части второй главы дается оценка созданному корпоративному фильму Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» с точки зрения выбранных выразительных средств.
В этой работе мы обобщили литературу по истории отечественных и зарубежных корпоративных фильмов, их особенностям и средствам выразительности. Отечественные корпоративные фильмы как явление появились после распада СССР, в силу того, что до этого в стране существовал только государственный и социальный заказ, не коммерческий. Тем не менее, механизм создания подобного рода видео сложился еще в советский период, во времена государственного заказа, то есть до того, как корпоративные фильмы начали использовать PR-специалисты.
Зарубежные корпоративные фильмы в свою очередь появились с зарождением кинематографа. С развитием новых технологий и появления интернета несколько поменялась их специфика: фильмы стали короткие, легкодоступные для производства, главной платформой для размещения стал интернет. Отечественные фильмы начали соревноваться с зарубежными, участвовать в различных фестивалях и завоевывать награды с середины 2000-х годов.
Мы выяснили, что все законы и принципы операторского мастерства и монтажа работают в корпоративных фильмах так же, как они работают в фильмах других жанров. Особое внимание уделяется музыкальному оформлению, которое главным образом должно быть разбито согласно смысловым частям фильма.
Особое внимание мы уделили коллективному портрету как средству выразительности, главной особенностью которого, как мы выяснили, является потенциальная значимость каждой истории для аудитории и наличие историй от людей, занимающих разные должности и социальные роли в организации.
«Корпоративный фильм» определяется как фильм, произведенный по чьему-либо заказу для приобретения прибыли или для убеждения. Главной особенностью корпоративного фильма мы можем назвать основополагающую потребность заказчика на решение той или иной задачи визуальным способом, в данном случае видеофильмом.
Проанализировав корпоративные фильмы некоторых российских и зарубежных университетов и других организаций, мы можем подтвердить тенденцию к уменьшению объема фильма: преобладают фильмы длительностью не больше двух минут, фильмы, предназначенные для потенциальных клиентов и/или покупателей выложены в сети интернет на сайте организации и/или других ресурсах.
Вся информация, передаваемая в сообщениях спикеров или же закадрового текста несет определенную значимость для аудитории. В фильмах университетов, в которых использовался коллективный портрет как средство выразительности, представлены мнения и истории людей различных социальных ролей: от студентов до администрации университета.
В корпоративном фильме «Твой путь в журналистику» Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» для создания коллективного портрета используются интервью у студентов, выпускника и преподавателей факультета. Информация, передаваемая в фильме касается процесса обучения, поступления, социализации студентов, внеучебного времени и будущих перспектив — тех сфер, которые в большей степени волнуют абитуриентов и тех, которые еще не были освещены на сайте Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».
Фильм разбит на смысловые блоки, каждый блок сопровождается музыкальным оформлением, которое меняется в соответствии с каждой частью блока.
1. Александров Г. В. Эпоха и кино. — М.: Издательство политической литературы, 1976. — 288 с. URL: http://www.lubov-orlova.ru/library/epoha-i-kino.html (дата обращения: 21.05.2018)
2. Бутовский Я., Лисина С. История государственного управления кинематографом в СССР // Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст. — СПб.: Сеанс, 2004. URL: http://2011.russiancinema.ru/index.php?dept_id=15&e_dept_id=6&text_element_id=55 (дата обращения: 21.05.2018)
3. Глик Дж. Информация. Теория. Поток. // М.: АСТ, 2016. — 576 стр.
4. Гюнтер Х. Пути и тупики изучения искусства и литературы сталинской эпохи // Новое литературное обозрение. 2009. № 95. URL: http://www.nlobooks.ru/sites/default/files/old/nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1286/1308/index.html (дата обращения: 21.05.2018)
5. Дымарский В. Времена Хрущева. В людях, фактах и мифах. М.: АСТ, 2011. URL: http://detectivebooks.ru/book/24674112/? (дата обращения: 21.05.2018)
6. Киноиндустрия Российской Федерации в 2000-2015 гг. / Информационное агентство InterMedia — Москва, 2016. — 130 стр.
7. Колодкина А. Е. Основные этапы развития корпоративного кино в России: постановка проблемы. / А. Е. Колодкина. // Вестник НГУ. Серия: История и философия. — Новосибирск, 2017. — Т. 16, № 6: Журналистика. — С. 22-31.
8. Колодкина А. Е. Постановочное корпоративное кино как новое явление в современной медиасфере. / А. Е. Колодкина. // Журналистский ежегодник. — Томск, 2015. — №4. — С.68-70.
9. Корнута В. М. Концепция формирования социального заказа в современном российском кинематографе. / В. М. Корнута. // Общество: социология, психология, педагогика. — Краснодар, 2017. — №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kontseptsiya-formirovaniya-sotsialnogo-zakaza-v-sovremennom-rossiyskom-kinematografe (дата обращения: 21.05.2018)
10. Лю, Ц. Этническое самосознание современной учащейся молодежи Китая / Ц. Лю. — М., 2007. — 84 стр.
11. Мамлин Б. Л. «Из всех искусств для нас важнейшим…», или корпоративное кино // Менеджер по персоналу. 2010. № 12. URL: https://hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1284 (дата обращения: 21.05.2018)
12. Повов В. В. Три капельки воды: заметки некитаиста о Китае. / В. В. Попов. — М.: Дело, 2002. — 184 стр.
13. Познин В. Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения. / Курс лекций. // СПб., 2007. — 121 стр.
14. Садуль Ж. Всеобщая история кино. // М.: Искусство, 1958. Т. 1. — 549 стр. URL: http://coollib.net/b/260867/read (дата обращения: 21.05.2018)
15. Садуль Ж. Всеобщая история кино. // М.: Искусство, 1958. — Т. 2.— 523 стр. URL: http://coollib.net/b/260990/read (дата обращения: 21.05.2018)
16. Садуль Ж. Всеобщая история кино. // М.: Искусство, 1961. — Т. 3. —627 стр. URL: http://coollib.net/b/261966/read (дата обращения: 21.05.2018)
17. Садуль Ж. Всеобщая история кино. // М.: Искусство, 1982. — Т. 4. (первый полутом) — 580 стр. URL: http://coollib.net/b/261971/read (дата обращения: 21.05.2018)
... Всего источников – 70.