ВВЕДЕНИЕ 6
Актуальность 6
Предметная область и цель работы 8
Исследовательские задачи и вопросы 10
Исследовательский подход 14
Теоретическая и практическая значимость 15
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
1.1 Концепция устойчивого развития 17
1.2 Роль ИТ в обеспечении устойчивого развития 19
1.3 Партисипаторные измерения: понятие, уровни и участники 22
1.4 Технологические аспекты проектов, реализованных в области партисипаторных
измерений 31
1.5 Экономика проектов 34
1.6 Формирование исследовательской модели 40
1.7 Обзор мировых практик реализации проектов партисипаторных измерений 41
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ
ПАРТИСИПАТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ В РОССИИ 53
2.1 Освещение проблематики в научной литературе в РФ 53
2.2 Методология исследования российских ИТ-практик 58
2.3 Систематизация существующих проектов в РФ 67
2.4 Сравнение мировых тенденций и российских практик 78
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТОВ ПАРТИСИПАТОРЫНХ ИЗМЕРЕНИЙ
В РОССИИ 83
3.1 Описание метода 83
3.2 Анализ возможных направлений развития проектов 86
3.3 Рекомендации по развитию проектов 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
Современные реалии развития общества показывают, что необходимость учитывать интересы не только современных поколений с течением времени только возрастает. Деятельность человечества напрямую влияет на социально-экономическую ситуацию и экологическую обстановку, что в целом формирует модель, которая определяет положение будущих поколений и их возможности развития в соответствие с собственными потребностями. Для того, чтобы эти возможности были обеспечены в полной мере, сегодняшнее развитие должно быть устойчивым с точки зрения экономики, общества и экологии. В настоящее время это является проблемой, которая порождает необходимость поиска и адаптации инструментов, которые могли бы способствовать её решению.
Исследование вопроса на уровне мировых практик показало всеобщую заинтересованность в решении проблемы устойчивого развития с использованием ИКТ (далее ИТ). В частности, это обусловлено тем, что использование данных средств позволяет решать проблему как локально - в сфере ИТ - так и глобально, затрагивая другие сферы. Это связано с тем, что «зелёные» ИТ оказывают эффекты двух порядков - прямой и косвенный [25, с. 18]. Прямой способствует устойчивости, непосредственно, в области ИТ, снижая негативное влияние на окружающую среду от используемых технических средств. Второй эффект является косвенным и проявляется тогда, когда ИТ используются для повышения устойчивости в других областях, обеспечивая достижение и повышение экономической, социальной и экологической устойчивости, например, путем осуществления мониторинга и анализа показателей, связанных с устойчивым развитием. Технологии второй группы представляют собой еще более перспективное направление, ведь они могут использоваться повсеместно и в самых различных отраслях экономики. Именно поэтому им будет посвящено исследование, проводимое в рамках написания данной выпускной квалификационной работы.
Однако рассмотрение инструментов требует также изучения воздействующих сил, которые оказывают влияние на их выбор, возможность применения, а также на результативность действия. В общем случае в качестве описанных воздействующих сил выделяют экономические - связаны с влиянием на экономическую устойчивость, институциональные - отражают поддержку со стороны государства и общества, и фактор будущих последствий - оценка важности влияния текущей деятельности на будущую (основано на исследовательской модели, использованной [46]). В силу страновых особенностей, обусловленных особенностями законодательства, уровнем развития экономики, культурой мышления общества в отношении устойчивого развития, каждый из обозначенных факторов оказывает влияние в большей или меньшей степени. Кроме того, влияние может быть как положительным, трансформируясь в мотивирующие факторы, так и отрицательным, накладывая ограничения на возможности получения более качественного результата от использования инструмента.
Исследование российского бизнес-сообщества показало, что наиболее существенное влияние оказывают экономический и институциональный факторы [46]. Причем первый напрямую зависит от второго: государство, являясь одним из наиболее влиятельных институтов, способно оказывать в своем лице поддержку самостоятельных инициатив, обеспечивая взамен экономические выгоды для компаний. Кроме того, оно может использовать законодательство в качестве рычага воздействия на повсеместную реализацию такого рода инициатив. Однако на данный момент это лишь возможная перспектива, которая, впрочем, постепенно становится более реальной - текущий, 2017-й год, указом Президента РФ [1, с. 1] объявлен Годом экологии. В его рамках предполагается проведение ряда мероприятий, направленных на улучшение или, по крайней мере, поддержание стабильности экологической обстановки в России. Данные мероприятия, в том числе, предполагают внесение изменений в законодательство, в соответствие с которым на бизнес будет налагать ответственность отличная от существующей (в отношении влияния на экологию) [41]. Но, как было отмечено, на данный момент времени такие изменения носят лишь перспективный характер.
В значительно большей степени потенциалом в контексте возможностей решения проблемы устойчивого развития обладает общество, запрос которого может превратиться в реальную движущую силу внедрения специализированных ИТ-решений. Бизнес (под бизнесом понимается некоторое абстрактное множество компаний), оказывая существенное влияние на развитие экономики, общества и экологии, готов принимать участие в реализации мероприятий, направленных на устойчивое развитие (использующие ИТ-технологии), при взаимодействии с государством или обществом. Государство, будучи заинтересованным в устойчивом развитии тех же направлений, взаимодействие с бизнесом в рамках решения данных вопросов пока что не осуществляет. Однако, общество, оказывая влияние на обе стороны (в первом случае, являясь сотрудниками, во втором - гражданами), может изменить ситуацию. Взаимодействуя с каждой из сторон в рамках проектов, инициируемых кем-либо из них, оно может сделать их «видимыми» друг для друга, либо просто вовлечь обе стороны в процесс.
Рассмотрение подходов к решению проблем устойчивого развития сегодня является одной из наиболее актуальных задач человечества. В работе рассматривается один из примеров перспективной группы ИТ-инструментов для обеспечения устойчивого развития, а именно партисипаторные измерения. Данный подход использования ИТ-проектов и вовлечения граждан в решение проблем, в том числе устойчивого развития, активно изучается мировой практике и представлен обширным числом конкретных проектов. Однако в России ситуация относительно возможностей использования ПИ была не проясненной, что и обусловило цель данной работы - формирование понятного образа применения инструмента в России, а также определение направлений для его развития.
Для достижения поставленной цели были сформулированы исследовательские вопросы, в рамках которых необходимо было рассмотреть ситуацию в российской и мировой практиках. На основе исследовательской модели были рассмотрены примеры мировых практик реализации ИТ-проектов, которые показали, что по каждому из рассматриваемых направлений они могут быть охарактеризованы высоким уровнем развития. Так число реализованных проектов составляет порядка 100 единиц, инициируются они преимущественно гражданами и научными организациями, но также представлены компаниями и другими неправительственными организациями. При этом финансирование в большей части случаев осуществляется с помощью собственных средств. С точки зрения целей проекты реализованы по различным направлениям, но основная доля представлена примерами различного рода мониторинга. Кроме того, проекты развиты с технической точки зрения - для реализации необходимого функционала используются современные технологии (сенсоры, мобильные приложения, Web-интерфейсы), что позволяет осуществлять участие на всех возможных уровнях - от пользователей данных до инициаторов проектов.
На втором этапе исследования было осуществлено рассмотрение текущего положения аналогичных практик в России. Сперва было осуществлено изучение российских публикаций по данной теме для обеспечения понимания развития направления со всех сторон - как с теоретической, так и с практической. Для этого на основе подхода к систематическому обзору литературы были отобраны соответствующие публикации, число которых оказалось крайне малым - из числа рассматриваемых в ходе применения метода лишь 2 % были релевантными. Их изучение показало, что в России партисипаторные измерения практически не рассматриваются, понятийных аппарат не создан (особенно ярко контрастируют 2 принятых в России термина на фоне порядка 10 «оттеночных» понятий в мировой практике), теоретические аспекты явления не рассматриваются. Лишь несколько статей рассматривали отдельные примеры, но не глубже, чем на эмпирическом уровне.
После рассмотрения положения партисипаторных измерений в академической литературе был осуществлен поиск, отбор и анализ российских ИТ-проектов в данной области. Для этого сначала была разработана методология в виде адаптированного метода систематического обзора литературы. На основе анализа российских практик были определены ключевые тренды развития. В частности, было выяснено, что в России ИТ- проекты действительно существуют. Основные направления их реализации затрагивают вопросы осуществления экологического мониторинга и, в частности, сбора информации об экологических инцидентах и создания интерактивных карт мониторинга. При этом существуют и другие направления развития в виде проектов, направленных на устойчивое развитие города или решение экологических проблем. Для достижения целей в рамках каждого из направлений реализован соответствующий функционал уровней участия, которые с технической точки зрения поддерживаются Web-интерфейсами и мобильными приложениями. Реализованы они были гражданами, правительственными и неправительственными организациями.
Несмотря на определённый достигнутый уровень развития российских практик, были выявлены отставания от ключевых мировых тенденций: так, существуют цели, проекты по достижению которых в мировой практике реализованы более масштабно - например, это касается проектов по экологическому мониторингу. Он включает в себя не только отслеживание инцидентов, как это сегодня реализовано в России, но и сбор измеримых данных, отражающих качество ресурсов, которые отслеживаются. Кроме того, существуют проекты, основной целью которых является запуск новых проектов, чего, опять же, нет в России. В связи с отличиями в целевой структуре различается и уровневая структура: в мировой практике в значительно большей степени развиты уровни инициирования проектов, участия в их создании за счет специальных платформ. Кроме того, с технической точки зрения мировые практики также представлены на уровне сбора данных посредством сенсоров, которые пока что не используются в России. Реализовано все это, помимо очевидных категорий граждан и правительственных и неправительственных организаций, также научными организациями и компаниями, чего нельзя сказать о России - здесь данные категории инициаторов не вовлечены в процесс инициации проектов, что может быть связано с вопросами финансирования и поддержки проектов в рассматриваемой области.
На заключительном этапе работы на основе сравнения c мировыми тенденциями были определены ключевые направления развития российских практик в виде целевой и уровневой структуры, уровней инициаторов и соответствующего финансирования, а также технологических решений. С точки зрения последних существуют перспективы в виде расширения набора используемых устройств за счет сенсоров. Кроме того, целесообразна разработка большего количества адаптированных под мобильные устройства приложений и Web-интерфейсов для увеличения тем самым использования наиболее актуальных сегодня технических средств.
Для анализа перспектив развития были изучены программы государственной поддержки, необходимость которой обуславливает различия в российской и мировой практиках. Для этого были выбраны сайты федеральных профильных ведомств и региональных департаментов, на территориях действия которых существуют примеры ИТ- проектов. Анализ показал, что программ развития и поддержки нет. А значит развитие проектов относительно заполнения уровней участия и целей, которые были выявлены после сравнения с мировыми практиками и рассмотрения ключевых направлений развития в рамках Года Экологии и Стратегии экологической безопасности РФ будет продолжать осуществляться, преимущественно, за счет собственных средств инициаторов, как это происходит сейчас. Но в перспективе при должной поддержке государственных органов как на федеральном, так и региональном устанет возможным вовлечение важных - с точки зрения обеспечения более качественных результатов в решении проблем устойчивости - категорий- инициаторов в виде компаний и научных организаций. Взаимодействие всех заинтересованных лиц необходимо в контексте решения рассматриваемых проблем, поскольку только так будет обеспечено одно из значительных условий результативного использования партисипаторных измерений - масштабность охвата участников развертываемых систем и проектов. В этом случае получаемые решения будут более устойчивым, а результат - долгосрочным.
Таким образом можно сказать, что в рамках данной работы после решения всех поставленных задач для каждого исследовательского вопроса были получены следующие ключевые результаты:
- Изучены мировые практики исследований, на основе которых сформирована теоретическая основа и структура классификации для изучения практик реализации проектов в рассматриваемой области партисипаторных измерений. На основе созданной структуры были рассмотрены и классифицированы примеры мировых практик реализации.
- Для определения текущего положения партисипаторных измерений в России были изучены существующие академические работы в данной области и выявлены их основные особенности. Кроме того, были найдены и рассмотрены практические примеры реализации ИТ-проектов, направленных на решение проблем устойчивого развития с помощью граждан, проведена их классификация, а также определены ключевые характеристики развития на сегодняшний день. Помимо изучения целей реализации, уровней участия и технологических решений, были освещены механизмы финансирования соответствующих проектов.
- Проведен анализ существующих программ развития федерального и регионального уровней, на основе которых выявлены ключевые задачи, связанные с обеспечением устойчивого развития. На основе полученных результатов рассмотрены возможности использования проектов в области партисипаторных измерений, а также определены возможности их развития.
- Сопоставлены мировые и российские тенденции развития проектов партисипаторных измерений. Основываясь на них, а также на анализе возможностей решения ключевых задач устойчивого развития в России с помощью ИТ-проектов и вовлеченных в их участие граждан, определены возможности для развития направления партисипаторных измерений. Предложены рекомендации по каждому из возможных аспектов развития практик - целевому, уровневому, экономическому и технологическому.
Подводя итог рассмотрения российских ИТ-практик реализации подхода партисипаторных измерений и определения возможностей их развития и дальнейшего использования в качестве инструмента достижения устойчивого развития можно сделать следующие выводы. Во-первых, необходимо заметить, что направление для России не является абсолютно новым и были выявлены конкретные примеры реализации ИТ-проектов, направленных на достижения устойчивого развития, и граждане, а также другие категории готовы в них участвовать. Во-вторых, проекты имеют свои ключевые особенности, но при этом в некоторых направлениях следуют мировым тенденциям. В-третьих, они имеют определенный потенциал для развития как с точки зрения российских реалий, так и с точки зрения адаптации направлений мировых практик в области целей, уровней участия, технологий, а также подходов к финансированию проектов. Чтобы обеспечить все возможности развития, необходимо рассматривать различные механизмы поддержки данных практик. Обсуждаемые практики реализации ИТ-проектов с участием граждан для решения проблем устойчивого развития могут быть результативным инструментом в рамках достижения конкретных целей устойчивого развития, а также могут обеспечивать комплексный результат за счет, опять же, решения непосредственно самих проблем (узконаправленных) и, например, воспитания экологического мышления у граждан, что важно в контексте рассматриваемой проблемы.
1. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40400 (дата обращения: 5.03.2017).
2. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии
экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41879 (дата обращения: 30.04.2017)
3. Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в РФ Года экологии: Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р. - URL: http://government.ru/docs/23279/ (дата обращения: 5.03.2017).
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. М.: Стандартинформ, 2011. - 57 с.
5. Аленькина Т.П. Краудсорсинг: информационные технологии на службе экологии / Т. П. Аленькина // Социальная экология как основа экологизации общества. - 2014. - C. 3.
6. Гольбрайх В.Б. Экологические общественные инициативы в Интернете как новая практика политического участия / В.Б. Гольбрайх // Вестник томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2016. № 4 (36). - C. 340-350.
7. Гребенщикова Е.Г. Мотивация к участию в онлайн-играх науки граждан: изучение «FoldIt» / Е.Г. Гребенщикова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. - 2016. № 3. - C. 11-16.
8. Грекул В.И., Куприянов Ю.В., Коровкина Н.В. Методические основы управления ИТ- проектами. / В.И. Грекул, Ю.В. Куприянов, Н.В. Коровкина. - М.: Национальный открытый университет «ИНТУИТ», 2010. - 392 с.
9. Егерев С.В. От краудсорсинга простых операций к «науке граждан» / СВ. Егерев // Социология науки и технологий. - 2016. № 4. - C. 74-85.
10. Калинина У.В. Опыт общественного участия в реализации экологической политики в Белгородской и Воронежской областях / У.В. Калинина // Регион: системы, экономика, управление. - 2009. № 2. - C. 88-92.
11. Куриленко А.И. Краудсорсинг как инструмент социально-управленческого развития территории муниципального образования / А.И. Куриленко // Теория и практика общественного развития. - 2016. № 2. - C. 15-17.
12. Масланов Д.В. Новые информационно-коммуникационные технологии для
муниципального управления: краудсорсинг как инструмент улучшения
взаимодействия «города» и горожан / Д.В. Масланов // Урбанистика. - 2015. № 4. - C. 1-13.
13. Преликова Е.А. Готовность граждан к социальному участию в решении экологических проблем / Е.А. Преликова // Известия юго-западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2015. № 2 (15). - C. 182-188.
14. Berthon P. [et al.]. Green Digits: Towards an Ecology of IT Thinking. - 2011. P. 1-20.
15. Cai S., Chen X., Bose I. Exploring the role of IT for environmental sustainability in China: An empirical analysis / S. Cai, X. Chen, I. Bose // International Journal of Production Economics. - 2013. № 2 (146). - P. 491-500.
16. Christin D. Privacy in mobile participatory sensing: Current trends and future challenges / D. Christin // Journal of Systems and Software. - 2016. (116). - P. 57-68.
17. Dickinson J.L. [et al.]. The current state of citizen science as a tool for ecological research and public engagement / J.L. Dickinson [et al.] // Frontiers in Ecology and the Environment. - 2012. № 6 (10). - P. 291-297.
18. Estrin D. [et al.]. Participatory sensing: applications and architecture / D. Estrin [et al.] // IEEE Internet Computing. - 2010. № 1 (14). - P. 12-42.
19. Faucheux S., Nicolai I. IT for green and green IT: A proposed typology of eco-innovation / S. Faucheux, I. Nicolai // Ecological Economics. - 2011. № 11 (70). - P. 2020-2027.
20. Fischer G. Understanding, Fostering, and Supporting Cultures of Participation / G. Fischer // interactions. - 2011. № 3 (18). - P. 42-53.
21. Gholami R. [et al.]. Senior managers’ perception on green information systems (IS) adoption and environmental performance: Results from a field survey / R. Gholami [et al.] // Information & Management. - 2013. № 7 (50). - P. 431-438.
22. Giddings B., Hopwood B., O’Brien G. Environment, economy and society: fitting them together into sustainable development / B. Giddings, B. Hopwood, G. O’Brien // Sustainable Development. - 2002. № 4 (10). - P. 187-196.
23. Hilty L., Lohmann W., Huang E.M. Sustainability and ICT - An overview of the field / L. Hilty, W. Lohmann, E.M. Huang // Politeia. -. 2011. № 27 (104). - P. 13-28
24. Howe J. Crowdsourcing: A Definition / J. Howe // Crowdsourcing. - 2006.
25. Jenkin T.A., Webster J., McShane L. An agenda for ‘Green’ information technology and systems research / T.A. Jenkin, J. Webster, L. McShane // Information and Organization. - 2011. № 1 (21). - P. 17-40.
26. Khan Z., Kiani S.L., Soomro K. A framework for cloud-based context-aware information services for citizens in smart cities / Z. Khan, S.L. Kiani, K. Soomro // Journal of Cloud Computing. - 2014. № 1 (3). - P. 1-17.
27. Kitchenham B., Charters S. Guidelines for performing Systematic Literature Reviews in Software Engineering. / B. Kitchenham, S. Charters. - 2007. - P. 1-57
28. LaToza T.D., Hoek A. van der Crowdsourcing in Software Engineering: Models, Motivations, and Challenges / T.D. LaToza, A. van der Hoek // IEEE Software. 2016. № 1 (33). P. 74-80.
29. Lawrence A. ‘No Personal Motive?’ Volunteers, Biodiversity, and the False Dichotomies of Participation // Ethics, Place & Environment. - 2006. № 3 (9). - P. 279-298.
30. Molla A. Organizational Motivations for Green IT: Exploring Green IT Matrix and Motivation Models / A. Molla // PACIS 2009 Proceedings. - 2009. - P. 1-14.
31. Murugesan S. Harnessing green IT: Principles and practices / S. Murugesan // IT Professional. - 2008. № 1 (10). - P. 24-33.
32. Murugesan S., Gangadharan G.R. Harnessing Green IT: Principles and Practices / S. Murugesan, G.R. Gangadharan. 1st ed. Wiley-IEEE Computer Society Press, 2012. - 432 p.
33. Palacin-Silva M. [et al.]. State-of-the Art Study in Citizen Observatories: Technological Trends, Development Challenges and Research Avenues / M. Palacin-Silva, A. Seffah, K. Heikkinen, J. Porras, T. Pyhalahti [et al.]. Finnish Environment Institute, 2016.
34. Runeson P., Host M. Guidelines for conducting and reporting case study research in software engineering / P. Runeson, M. Host // Empirical Software Engineering. - 2009. № 2 (14). - P. 131-164.
35. Schmidt N.-H. [et al.]. Predictors of Green IT Adoption: Implications from an Empirical Investigation / N.-H. Schmidt [et al.] // AMCIS 2010 Proceedings. - 2010. - P. 1-11.
36. Tangmunarunkit H. [et al.]. Ohmage: A General and Extensible End-to-End Participatory Sensing Platform / H. Tangmunarunkit [et al.] // ACM Trans. Intell. Syst. Technol. - 2015. № 3 (6). - P. 1-21.
37. Wehn U., Evers J. The social innovation potential of ICT-enabled citizen observatories to increase eParticipation in local flood risk management / U. When, J. Evers // Technology in Society. - 2015. (42). - P. 187-198.
38. Zuev D.M., Tkachuk A.N. Motivation problems of volunteers for participation in citizen science project/ D.M. Zuev, A.N. Tkachuk // Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации. - 2013. № 12. - C. 89-90.
39. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future // 1987.
40. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации». Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации. // Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101 (дата обращения: 12.05.2017).
41. Донской рассказал о годе экологии в России в 2017 году // РИА Новости. 2016. URL: https://ria.ru/society/20160105/1355071168.html (дата обращения: 5.03.2017).
42. Сергей Иванов: Старт Года экологии будет дан на заседании Госсовета // Российская газета. 2016. URL: https://rg.ru/2016/04/26/sergej-ivanov-start-goda-ekologii-budet-dan-na- zasedanii-gossoveta.html (дата обращения: 5.03.2017).
43. Cambridge Dictionary // Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 10.05.2017).
44. What is Platform? - Definition from Techopedia // Techopedia.com. URL: https://www.techopedia.com/definition/3411/platform (дата обращения: 13.05.2017).
45. Web Index Report. March 2017. // Mediascope Россия. URL: http://mediascope.net/ (дата обращения: 8.05.2017).
46. Saltan A.A., Nalobina M.A. Green Information Technology as an Instrument of Sustainable Development: Assesment of the Situation in Russia Based on the Case Study Research / A.A Saltan, M.A. Nalobina // Innovations (forthcoming). - 2017.