Особенности переживания одиночества приемными родителями
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 9
ГЛАВА 1. Теоретический анализ подходов к исследованию особенностей переживания одиночества и особенностей формирования приемной семьи 9 1.1 Одиночество 9
1.1.1 Определение концепта одиночества 9
1.1.2 Экзистенциальная модель переживания одиночество………… ..20
1.2 Принятие ребенка в семью 30
1.2.1 Особенности функционирования приемной семьи 30
1.2.2 Родительская роль в концепте одиночества 37
1.3 Результаты теоретического обзора 43
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования особенностей переживания одиночества приемными родителями 47
2.1 Организация эмпирического исследования 47
2.2 Методы исследования 49
2.3 Математико – статистические методы обработки данных 56
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 58
3.1 Результаты исследования по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева у кандидатов в приемные родители 58 3.2 Выводы первого этапа исследования 64
3.3 Результаты анализа видеозаписи «свободной» игры 64
3.4 Результаты контент – анализа интервью 66
3.5 Результаты исследования по методике «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина 69
3.6 Результаты исследования по методике «Шкала экзистенции» А.Лэнгле, К. Орглер 70
3.7 Исследование корреляционных взаимосвязей 70
3.8 Результаты исследования по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева 71
3.9 Результаты исследования с использованием кейс - метода 77
3.10 Обсуждение результатов исследования особенностей переживания одиночества у кандидатов в приемные родители 78
3.11 Обсуждение результатов исследования особенностей переживания одиночества у приемных родителей 78
ВЫВОДЫ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ВВЕДЕНИЕ 6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 9
ГЛАВА 1. Теоретический анализ подходов к исследованию особенностей переживания одиночества и особенностей формирования приемной семьи 9 1.1 Одиночество 9
1.1.1 Определение концепта одиночества 9
1.1.2 Экзистенциальная модель переживания одиночество………… ..20
1.2 Принятие ребенка в семью 30
1.2.1 Особенности функционирования приемной семьи 30
1.2.2 Родительская роль в концепте одиночества 37
1.3 Результаты теоретического обзора 43
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования особенностей переживания одиночества приемными родителями 47
2.1 Организация эмпирического исследования 47
2.2 Методы исследования 49
2.3 Математико – статистические методы обработки данных 56
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 58
3.1 Результаты исследования по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева у кандидатов в приемные родители 58 3.2 Выводы первого этапа исследования 64
3.3 Результаты анализа видеозаписи «свободной» игры 64
3.4 Результаты контент – анализа интервью 66
3.5 Результаты исследования по методике «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина 69
3.6 Результаты исследования по методике «Шкала экзистенции» А.Лэнгле, К. Орглер 70
3.7 Исследование корреляционных взаимосвязей 70
3.8 Результаты исследования по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева 71
3.9 Результаты исследования с использованием кейс - метода 77
3.10 Обсуждение результатов исследования особенностей переживания одиночества у кандидатов в приемные родители 78
3.11 Обсуждение результатов исследования особенностей переживания одиночества у приемных родителей 78
ВЫВОДЫ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Изучение современных исследований, позволяет сделать сделать вывод о том, что вопрос связанный с переживанием чувства одиночества, на сегодняшний день, является достаточно актуальным. Необходимо отметить, что психологических исследований, в которых наиболее полно была бы отражена специфика феномена одиночества крайне мало. Характерна двойственность относительно рассмотрения состояния одиночества, с одной стороны, одиночество рассматривается как ресурс, а с другой стороны, как дефицит. На сегодняшний день, переживание одиночества рассматривается в связи с негативной и позитивной направленностью, субъективным восприятием, в контексте жизненных ситуаций. Анализируя информацию научных статей, за последние десять лет, можно сделать вывод о том, что, переживание одиночества исследуется в качестве одного из мотивационных факторов принятия ребенка в семью. Данный мотив связан с тем, что, принимая ребенка в семью, приемный родитель пытается обрести близкого человека, стремится к установлению эмоциональной связи с ребенком. Исследование особенностей переживания одиночества приемными родителями является важным для понимания, так как оказывает существенное влияние на особенности становления приемной семьи, формирования детско-родительских отношений. Рассмотрение решения о принятии ребенка в семью, в ракурсе переживания одиночества, позволяет сделать предположение о том, что формирование эмоционально близкой связи с ребенком, прохождение опыта, связанного с реализацией родительской роли, является способом, с помощью которого приемный родитель стремится справиться с психологическим дисбалансом и при наличии осознанной готовности к реализации родительской роли, данный опыт приводит к положительным изменениям, необходимому личностному росту. В данном исследовании описываются особенности переживания одиночества приемными родителями на разных этапах становления приемной семьи. Исследуются особенности переживания одиночества до принятия ребенка в семью и после, описываются особенности реализации родительской роли приемными родителями, описывается субъективное восприятии личного опыта приемными родителями, сопоставляются исследования особенностей переживания одиночества качественными и количественными методами.
Oбъект исследования: переживание одиночества
Предмет исследования: особенности переживания одиночества приемными родителями в связи с приемом ребенка в семью
Цель: изучить особенности переживания одиночества приемными родителями в связи с приемом ребенка в семью
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы с целью разработки концептуальных основ эмпирического исследования.
2. Изучить особенности переживания одиночества приемными родителями до принятия ребенка в семью.
3. Выявить особенности переживания одиночества приемными родителями после принятия ребенка в семью.
4. Определить особенности связи переживания одиночества приемными родителями и приема ребенка в семью.
5. Определить особенности взаимосвязи переживания одиночества и субъективной оценки качества своей жизни приемными родителями в связи с приемом ребенка в семью.
Гипотеза: приемные родители по – разному переживают одиночество в связи с этапами принятия ребенка в семью.
Частные гипотезы: 1) Особенности переживания одиночества у приемных родителей взаимосвязаны с полом. 2) Особенности переживания одиночества взаимосвязаны с субъективной оценкой качества своей жизни приемными родителями.
Актуальность изучения переживания одиночества, в связи с принятием ребенка в семью, обусловлена тем, что отсутствуют отдельные исследования, связанные с изучением данной проблемы, при этом есть необходимость научного понимания особенностей переживания одиночества приемными родителями, ввиду их влияния на реализацию родительской приемными родителями и особенностями формирования детско – родительских отношений.
Научная значимость обусловлена теоретическим и эмпирическим изучением проблемы особенностей переживания одиночества и принятием ребенка в семью.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в деятельности учреждений и служб, занимающимися работой, связанной с приемными семьями, а также, в процессе подготовки приемных родителей к принятию ребенка в семью.
Методы исследования: 1) Анализ видеозаписи «свободной» игры (с использованием международной методики ICDP)
2) Глубинное интервью 3) «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева 4) «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина
5) «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер (в адаптации Кривцовой С.В., 2009)
Oбъект исследования: переживание одиночества
Предмет исследования: особенности переживания одиночества приемными родителями в связи с приемом ребенка в семью
Цель: изучить особенности переживания одиночества приемными родителями в связи с приемом ребенка в семью
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы с целью разработки концептуальных основ эмпирического исследования.
2. Изучить особенности переживания одиночества приемными родителями до принятия ребенка в семью.
3. Выявить особенности переживания одиночества приемными родителями после принятия ребенка в семью.
4. Определить особенности связи переживания одиночества приемными родителями и приема ребенка в семью.
5. Определить особенности взаимосвязи переживания одиночества и субъективной оценки качества своей жизни приемными родителями в связи с приемом ребенка в семью.
Гипотеза: приемные родители по – разному переживают одиночество в связи с этапами принятия ребенка в семью.
Частные гипотезы: 1) Особенности переживания одиночества у приемных родителей взаимосвязаны с полом. 2) Особенности переживания одиночества взаимосвязаны с субъективной оценкой качества своей жизни приемными родителями.
Актуальность изучения переживания одиночества, в связи с принятием ребенка в семью, обусловлена тем, что отсутствуют отдельные исследования, связанные с изучением данной проблемы, при этом есть необходимость научного понимания особенностей переживания одиночества приемными родителями, ввиду их влияния на реализацию родительской приемными родителями и особенностями формирования детско – родительских отношений.
Научная значимость обусловлена теоретическим и эмпирическим изучением проблемы особенностей переживания одиночества и принятием ребенка в семью.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в деятельности учреждений и служб, занимающимися работой, связанной с приемными семьями, а также, в процессе подготовки приемных родителей к принятию ребенка в семью.
Методы исследования: 1) Анализ видеозаписи «свободной» игры (с использованием международной методики ICDP)
2) Глубинное интервью 3) «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева 4) «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина
5) «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер (в адаптации Кривцовой С.В., 2009)
Целью данного исследования было описание особенностей переживания одиночества приемными родителями. Для исследования особенностей переживания одиночества был произведен анализ научной литературы, на основании которого были разработаны концептуальные основы исследования, описаны особенности реализации приемным родителем родительской роли, сформировано представление о субъективном восприятии личного опыта приемными родителями, описано актуальное эмоциональное состояние приемных родителей, отношение к одиночеству как к жизненному факту, также описана субъективная оценка качества своей жизни приемными родителями. Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день, отсутствует общепринятая формулировка понятия одиночества. В нашем исследовании одиночество понимается как психологический дисбаланс, который проявляется в отчуждении человека от мира, от себя или от других людей. Наличие психологического дисбаланса требует определенного поиска совладания с ним, его разрешения. Некоторые люди, сталкиваясь с одиночеством, пытаются справиться с ним через алкоголизацию, установления поверхностных связей, другие находят более конструктивный способ – принятие ребенка в семью. На основании данных, которые были получены в результате нашего исследования, удалось установить факт, связанный с тем, что принятие решения о приеме ребенка в семью, приемным родителем, является осмысленным, острого переживания одиночества, у большинства респондентов, выявлено не было, однако, информация, которая была получена в результате глубинного интервью помогла нам установить, что с одиночеством приемные родители сталкиваются, это глубокое переживание, которое проявляется в отдельных эмоциональных реакциях, противоречиях в ответах на вопросы. Важным является то, что первоочередным в реализации родительской роли, приемным родителем, является эмоциональное взаимодействие с ребенком. Для более полного понимания представлений, связанных с особенностями переживания одиночества, его необходимо дополнительно исследовать, используя качественные методы. Результаты нашего исследования могут быть использованы в деятельности учреждений и служб, занимающихся работой, связанной с приемными семьями, а также, в процессе подготовки приемных родителей к принятию ребенка в семью.
Подобные работы
- Особенности социальной адаптации детей,
воспитывающихся в приемных семьях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



