Совместное потребление как социально-экономическая модель перераспределения благ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-экономической модели совместного потребления 9
1.1. Теоретические подходы к анализу социального феномена «совместное потребление» 9
1.2. Социально-экономический подход к распределению благ 19
1.3. Специфика распределения благ в современном китайском и российском обществе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-экономической модели совместного потребления на примере онлайн-платформы Airbnb 35
2.1.Онлайн-платформы Airbnb как формы реализации модели совместного потребления 35
2.2.Особенности функционирования Airbnb в Китае и России 42
2.3.Эмпирическое исследование роли доверия в функционировании онлайн-платформы Airbnb 55
Заключение 72
Литература.. 78
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-экономической модели совместного потребления 9
1.1. Теоретические подходы к анализу социального феномена «совместное потребление» 9
1.2. Социально-экономический подход к распределению благ 19
1.3. Специфика распределения благ в современном китайском и российском обществе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-экономической модели совместного потребления на примере онлайн-платформы Airbnb 35
2.1.Онлайн-платформы Airbnb как формы реализации модели совместного потребления 35
2.2.Особенности функционирования Airbnb в Китае и России 42
2.3.Эмпирическое исследование роли доверия в функционировании онлайн-платформы Airbnb 55
Заключение 72
Литература.. 78
Приложение
Актуальность На протяжении XX-XXI вв. происходит эволюция форм капиталистических организаций, исследованием которых в экономической социологии активно занимались П. ДиМадджио, У.Пауэлл, Д. Старк и Э. Уэстли. Постепенно осуществлялся переход от иерархических форм к плоским и сетевым формам организаций, а от них к онлайн- платформам. Этот процесс британские экономсоциологи П. Лангли и Э. Лейшон назвали платформным капитализмом. Онлайн-платформы порождают новый вид экономики – экономику совместного потребления.
Совместное потребление – это социально-экономическая деятельность, осуществляемая с помощью онлайн-платформ, которая предполагает коллективное потребление и перераспределение недостаточно используемых товаров, активов или услуг на платной или безвозмездной основе. Концепцию совместного потребления предложили экономисты Р. Ботсман и Р. Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг. Примерами совместного потребления являются: сервис аренды жилья Airbnb, приложение для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервис заказа такси Uber, онлайн-аукцион eBay и другие. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году. В Китае, мировом лидере шеринговой экономики, на 2016 г. её оборот составил 3,45 трлн. юаней или $500 млрд. Участниками рынка стали 600 млн. человек, т.е. каждый второй житель Китая. Предметами совместного пользования китайских граждан становятся машины, велосипеды, одежда, зарядные устройства, зонтики и даже баскетбольные мячи. В Пекине даже открылся Государственный исследовательский центр по экономике совместного потребления. По его оценкам, в ближайшие годы прогнозируется её рост на уровне 40%. Также сообщается, что к 2020 г. на долю этой отрасли будет приходиться 10% ВВП страны. Сервисы обмена успешно действуют во многих городах Китая и оказывают влияние не только на структуру потребления, но и на использование технологий. Они позволяют экономить деньги, время и пространство.
Для сравнения по прогнозируемым оценкам объем рынка совместного потребления в России в 2018 г. составил 511 млрд. рублей ($8,4 млрд.), что составляет рост на 30% по отношению к 2017 г. Основу шеринговой экономии составляют сервисы: C2C продажа вещей – Avito, Юла, социальные сети VK и Одноклассники - 72%, услуги частных фрилансеров - Avito, Юла, You Do - 19%, транспорт (каршеринг – Яндекс Драйв, BELKA Car, Делимобиль - и карпулинг – BlaBlaCar, Яндекс Попутка, социальные сети VK и Одноклассники) 5%, краткосрочная P2P аренда жилых помещений 2% - Avito, Airbnb, ЦИАН, офисшеринг –Regus, Деловая среда, SOK - и коворкинг– Офис-у-дома, Старт – 1,1%, краудфандинг – planeta.ru, BOOMSTARTER, KICKSTARTER 0,07%, аренда вещей P2P Avito, RentMania, Next2U.ru. – 0,03% (по данным ТИАР- Центра РАЭК за 2018 г.).
В Китае одной из самых популярных компаний является Airbnb. Это онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Пользователи Airbnb имеют возможность сдавать путешественникам в аренду своё жильё целиком или частично. Сайт предоставляет платформу для установления контакта между хозяином и гостем, а также отвечает за обработку транзакций. Airbnb предлагает жильё в 65 000 городах 191 страны мира. С момента основания в августе 2008 г. и до апреля 2017 г, через сайт Airbnb нашли жильё более 150 млн человек. В основе работы площадки лежит брокерская модель: в зависимости от площади арендуемого помещения, путешественник должен заплатить компании 6–12% от суммы сделки, арендодатель платит 3%. Благодаря рейтингу (он есть и для арендодателей и для путешественников), можно узнать о человеке, которому будет предоставлена площадь и о хозяине помещения. Airbnb стал катализатором экономики совместного потребления. Основные потребители этой услуги – молодые люди до 30-35 лет, так называемое поколение «миллениалов».
В России Airbnb (2012) также набирает популярность. Однако после 2017 г., когда в стране была введена новая система налогового контроля, компании пришлось отказаться от местного представительства и покинуть страну, а работать с арендными площадями через немецкий сайт.
В рамках настоящего исследования проводится анализ роли доверия в эффективном функционировании социально-экономической модели совместного потребления в китайском и российском обществе.
Выбор темы и исследовательский интерес обусловлен прежде всего слабой разработанностью данной проблемы, а также недостатком актуальных и комплексных сведений относительно функционирования онлайн-площадки совместного потребления – Airbnb на китайском и российском рынке.
Объектом данного исследования является концепция совместного потребления как социально-экономическая модель перераспределения благ.
Эмпирическим объектом выступает международная онлайн платформа аренды жилья Airbnb.
Предметом исследования является этническое измерение феномена доверия и его роли в функционировании социально-экономической модели совместного потребления в китайском и российском обществе.
Гипотезы:
1.Потенциал развития онлайн платформы совместного потребления зависит от культуры доверия страны-реципиента. 2. Россия относится к странам с низкой культурой доверия, Китай к странам с высокой культурой доверия.
3. При функционировании онлайн-платформы доверие следует рассматривать как доверие к человеку, доверие к технологии/ рынку, доверие к продукту.
4. При анализе отношений доверия между людьми, вступающими в экономические отношения, следует рассматривать их в зависимости от национальностей. Соответственно, различия в национальностях сторон, участвующих в доверительных отношениях, обычно оказывают негативное влияние на уровень доверия.
Цель работы заключается в том, чтобы исследовать роль доверия в функционировании социально-экономической модели совместного потребления в современном китайском и российском обществе на примере онлайн-сервиса Airbnb.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение некоторых частных задач:
1) Представить теоретические подходы к анализу социального феномена «совместное потребление»;
2) Охарактеризовать социально-экономический подход к распределению благ;
3) Выявить специфику распределения благ в современном китайском и российском обществе;
4) Представить характеристику онлайн-платформы Airbnb, как формы реализации социально-экономической модели совместного потребления;
5) Проанализировать особенности функционирования сервиса Airbnb в Китае и России;
6) Исследовать роль доверия в функционировании социально-экономической модели совместного потребления.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в научной практике проводится комплексное сравнительное исследование новой модели совместного потребления на примере онлайн-сервиса Airbnb в китайской и российской социально-экономической действительности. Делается вывод относительно возможностей и особенностей модели совместного потребления в двух странах. Исследуется влияние доверия на экономическую эффективность функционирования онлайн-сервиса Airbnb в России и Китае.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы Р.Ботсман и Р.Роджерс о феномене совместного потребления, исследования платформного капитализма П. Лангли и Э. Лейшон, а также Н.Срничека, распределительные концепции А.Смита, К.Поланьи и О.Э.Бессоновой, социально-экономическое исследование доверия Ю.В.Веселова и др.
Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные в ходе социального эксперимента. Сбор данных проводился с использованием Google forms, количественный анализ данных проводился в профессиональной социологической программе SPSS. В качестве метода исследования было выбрано кросс-культурное исследование. В фокусе внимания этническое измерение феномена доверия и его роль в функционировании онлайн-платформы Airbnb. Facebook и личные контакты использовались в качестве основных каналов связи для запуска и распространения эксперимента. По контактам студентов были отправлены электронные письма с просьбой принять участие в эксперименте. Таким образом, более 100 студентов из 2 стран (Россия и Китай) согласились принять участие в эксперименте. Выборку составили молодые люди, которые родились между 1990 и 2000 гг., и они выросли в цифровом мире с интернетом и смартфонами. Исследование проводилось на протяжении 2 недель. Опрос содержал 60 вопросов, но каждый респондент должен был ответить только от 53 до 60 вопросов в зависимости от их ответов о предыдущем использовании услуг Airbnb. Продолжительность исследования колебалась от 15 до 25 минут. Опрос проводился на русском и китайском языках.
Апробация результатов исследования:
Материалы исследования были представлены и обсуждались на 2 международных конференциях (Всероссийская научная конференция XII Ковалевские чтения «Солидарность и конфликты в современном обществе», 15-17 ноября 2018 г.) в г.Санкт-Петербурге и IX международной научно-практической конференции «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества» (Благовещенск – Хэйхэ, Тяньцзинь, Пекин, 20-28 мая 2019 г.), по результатам которой подготовлена 1 публикация для научного издания, входящего в РИНЦ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения, содержащего программу социологического исследования. Общий объем работы составляет 96 страниц.
Совместное потребление – это социально-экономическая деятельность, осуществляемая с помощью онлайн-платформ, которая предполагает коллективное потребление и перераспределение недостаточно используемых товаров, активов или услуг на платной или безвозмездной основе. Концепцию совместного потребления предложили экономисты Р. Ботсман и Р. Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг. Примерами совместного потребления являются: сервис аренды жилья Airbnb, приложение для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервис заказа такси Uber, онлайн-аукцион eBay и другие. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году. В Китае, мировом лидере шеринговой экономики, на 2016 г. её оборот составил 3,45 трлн. юаней или $500 млрд. Участниками рынка стали 600 млн. человек, т.е. каждый второй житель Китая. Предметами совместного пользования китайских граждан становятся машины, велосипеды, одежда, зарядные устройства, зонтики и даже баскетбольные мячи. В Пекине даже открылся Государственный исследовательский центр по экономике совместного потребления. По его оценкам, в ближайшие годы прогнозируется её рост на уровне 40%. Также сообщается, что к 2020 г. на долю этой отрасли будет приходиться 10% ВВП страны. Сервисы обмена успешно действуют во многих городах Китая и оказывают влияние не только на структуру потребления, но и на использование технологий. Они позволяют экономить деньги, время и пространство.
Для сравнения по прогнозируемым оценкам объем рынка совместного потребления в России в 2018 г. составил 511 млрд. рублей ($8,4 млрд.), что составляет рост на 30% по отношению к 2017 г. Основу шеринговой экономии составляют сервисы: C2C продажа вещей – Avito, Юла, социальные сети VK и Одноклассники - 72%, услуги частных фрилансеров - Avito, Юла, You Do - 19%, транспорт (каршеринг – Яндекс Драйв, BELKA Car, Делимобиль - и карпулинг – BlaBlaCar, Яндекс Попутка, социальные сети VK и Одноклассники) 5%, краткосрочная P2P аренда жилых помещений 2% - Avito, Airbnb, ЦИАН, офисшеринг –Regus, Деловая среда, SOK - и коворкинг– Офис-у-дома, Старт – 1,1%, краудфандинг – planeta.ru, BOOMSTARTER, KICKSTARTER 0,07%, аренда вещей P2P Avito, RentMania, Next2U.ru. – 0,03% (по данным ТИАР- Центра РАЭК за 2018 г.).
В Китае одной из самых популярных компаний является Airbnb. Это онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Пользователи Airbnb имеют возможность сдавать путешественникам в аренду своё жильё целиком или частично. Сайт предоставляет платформу для установления контакта между хозяином и гостем, а также отвечает за обработку транзакций. Airbnb предлагает жильё в 65 000 городах 191 страны мира. С момента основания в августе 2008 г. и до апреля 2017 г, через сайт Airbnb нашли жильё более 150 млн человек. В основе работы площадки лежит брокерская модель: в зависимости от площади арендуемого помещения, путешественник должен заплатить компании 6–12% от суммы сделки, арендодатель платит 3%. Благодаря рейтингу (он есть и для арендодателей и для путешественников), можно узнать о человеке, которому будет предоставлена площадь и о хозяине помещения. Airbnb стал катализатором экономики совместного потребления. Основные потребители этой услуги – молодые люди до 30-35 лет, так называемое поколение «миллениалов».
В России Airbnb (2012) также набирает популярность. Однако после 2017 г., когда в стране была введена новая система налогового контроля, компании пришлось отказаться от местного представительства и покинуть страну, а работать с арендными площадями через немецкий сайт.
В рамках настоящего исследования проводится анализ роли доверия в эффективном функционировании социально-экономической модели совместного потребления в китайском и российском обществе.
Выбор темы и исследовательский интерес обусловлен прежде всего слабой разработанностью данной проблемы, а также недостатком актуальных и комплексных сведений относительно функционирования онлайн-площадки совместного потребления – Airbnb на китайском и российском рынке.
Объектом данного исследования является концепция совместного потребления как социально-экономическая модель перераспределения благ.
Эмпирическим объектом выступает международная онлайн платформа аренды жилья Airbnb.
Предметом исследования является этническое измерение феномена доверия и его роли в функционировании социально-экономической модели совместного потребления в китайском и российском обществе.
Гипотезы:
1.Потенциал развития онлайн платформы совместного потребления зависит от культуры доверия страны-реципиента. 2. Россия относится к странам с низкой культурой доверия, Китай к странам с высокой культурой доверия.
3. При функционировании онлайн-платформы доверие следует рассматривать как доверие к человеку, доверие к технологии/ рынку, доверие к продукту.
4. При анализе отношений доверия между людьми, вступающими в экономические отношения, следует рассматривать их в зависимости от национальностей. Соответственно, различия в национальностях сторон, участвующих в доверительных отношениях, обычно оказывают негативное влияние на уровень доверия.
Цель работы заключается в том, чтобы исследовать роль доверия в функционировании социально-экономической модели совместного потребления в современном китайском и российском обществе на примере онлайн-сервиса Airbnb.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение некоторых частных задач:
1) Представить теоретические подходы к анализу социального феномена «совместное потребление»;
2) Охарактеризовать социально-экономический подход к распределению благ;
3) Выявить специфику распределения благ в современном китайском и российском обществе;
4) Представить характеристику онлайн-платформы Airbnb, как формы реализации социально-экономической модели совместного потребления;
5) Проанализировать особенности функционирования сервиса Airbnb в Китае и России;
6) Исследовать роль доверия в функционировании социально-экономической модели совместного потребления.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в научной практике проводится комплексное сравнительное исследование новой модели совместного потребления на примере онлайн-сервиса Airbnb в китайской и российской социально-экономической действительности. Делается вывод относительно возможностей и особенностей модели совместного потребления в двух странах. Исследуется влияние доверия на экономическую эффективность функционирования онлайн-сервиса Airbnb в России и Китае.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы Р.Ботсман и Р.Роджерс о феномене совместного потребления, исследования платформного капитализма П. Лангли и Э. Лейшон, а также Н.Срничека, распределительные концепции А.Смита, К.Поланьи и О.Э.Бессоновой, социально-экономическое исследование доверия Ю.В.Веселова и др.
Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные в ходе социального эксперимента. Сбор данных проводился с использованием Google forms, количественный анализ данных проводился в профессиональной социологической программе SPSS. В качестве метода исследования было выбрано кросс-культурное исследование. В фокусе внимания этническое измерение феномена доверия и его роль в функционировании онлайн-платформы Airbnb. Facebook и личные контакты использовались в качестве основных каналов связи для запуска и распространения эксперимента. По контактам студентов были отправлены электронные письма с просьбой принять участие в эксперименте. Таким образом, более 100 студентов из 2 стран (Россия и Китай) согласились принять участие в эксперименте. Выборку составили молодые люди, которые родились между 1990 и 2000 гг., и они выросли в цифровом мире с интернетом и смартфонами. Исследование проводилось на протяжении 2 недель. Опрос содержал 60 вопросов, но каждый респондент должен был ответить только от 53 до 60 вопросов в зависимости от их ответов о предыдущем использовании услуг Airbnb. Продолжительность исследования колебалась от 15 до 25 минут. Опрос проводился на русском и китайском языках.
Апробация результатов исследования:
Материалы исследования были представлены и обсуждались на 2 международных конференциях (Всероссийская научная конференция XII Ковалевские чтения «Солидарность и конфликты в современном обществе», 15-17 ноября 2018 г.) в г.Санкт-Петербурге и IX международной научно-практической конференции «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества» (Благовещенск – Хэйхэ, Тяньцзинь, Пекин, 20-28 мая 2019 г.), по результатам которой подготовлена 1 публикация для научного издания, входящего в РИНЦ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения, содержащего программу социологического исследования. Общий объем работы составляет 96 страниц.
Таким образом, совместная экономика способствует укреплению солидарных связей внутри общества. Особенно это касается повседневной жизни жителей мегаполисов России и Китая. Учитывая весь социо-технический потенциал он-лайн платформ, можно утверждать, что развитие этой экономики будет способствовать развитию солидарных связей и в международной перспективе. В ближайшей будущей возможно появление глобальных шеринг-городов. В первую очередь в этой системе выигрывают владельцы онлайн-платфрм, получая большую экономическую прибыль от использования аккумулированных материальных и человеческих ресурсов, а затем социальную прибыль получают ее участники и общество в целом. Не следует также забывать, что интенсивность включения в систему платформного капитализма России и Китая будет различаться, как и степень перераспределения благ внутри различных национальных государств и глобальной экономике.
Компании, реализующие новые бизнес-модели в сфере экономики совместного потребления, позволяют найти применение свободным ресурсам. Это, в свою очередь, способствует увеличению предложения и оптимизации рыночных цен. По мнению Р.Ли, главы поискового сервиса Baidu, экономика совместного потребления отвечает социалистическим ценностям Китая, т.к. полностью стремиться обеспечить спрос населения необходимыми товарами и услугами. Для России шеринговая экономика означает частичный возврат к советскому опыту с его социалистическим ценностями и потребительскими идеалами.
В рамках ВКР было проведено исследование, посвященное изучению новой социально-экономической модели перераспределения благ совместного потребления в России и Китае на примере онлайн-сервиса Airbnb. По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
Совместное потребление является относительно новым термином в современной экономической теории. Являясь самостоятельным понятием, термин «экономика совместного потребления» используется некоторыми учеными, как синоним таких идей, как коллаборативная экономика, экономика обмена или шеринг, пиринговая экономика. Экономика совместного потребления несколько шире шеринга, однако может с некоторыми оговорками быть приравнена к нему; она представляет собой бизнес-модель, позволяющую одной стороне пользователей извлечь выгоду от имеющихся у них недоиспользованных активов (не обязательно материальных), а другой – получить необходимый результат, не приобретая в собственность инструмент для этого. Практически на любом из рынков в любой отрасли существуют недоиспользованные активы, которыми можно «делиться», получая при этом финансовую выгоду при наличии соответствующей компании-платформы, которая делает осуществление подобных транзакций возможным.
Среди основополагающих принципов экономики совместного потребления как бизнес-модели могут быть названы: наличие интернет-платформы как места встречи спроса и предложения; предоставление пользователю свободы от собственности; обеспечение применения недоиспользованных активов; соединение незнакомых людей и компаний в соответствии с их интересами и нуждами. Выведенные принципы точным образом описывают такое явление, как экономика совместного потребления, в общем смысле, являются синтезом понимания этого термина в научной среде и в некотором смысле отсеивают неправильные точки зрения на него, вызванные новизной исследуемого вопроса, многообразием видов и направлений существующих на практике фирм одновременно с отстающей теорией.
Необходимо отметить, что экономика совместного потребления как бизнес-модель действительно уникальна, и за счет своих принципов несет особую ценность для фирмы, человека и общества: совокупность экономического, социального и экологического эффектов. Данные эффекты представляют научный и практический интерес, и этой теме посвящена вторая глава настоящей выпускной квалификационной работы.
Полвека тому назад Китай и Россия имели схожие принципы государственного устройства и экономической политики. Однако впоследствии пути стран разошлись: Россия и Китай избрали разные стратегии перехода к рыночной экономике. В Китае вместо термина «экономика совместного потребления» чаще используется термин «экономика общего доступа». Именно в Китае это явление получило наибольшее распространение, поскольку 86% потребителей пользуются мобильными платежами. По этому показателю Китай опережает другие страны мира.
Появление в Китае всё новых и новых форм экономики общего доступа, которые выступают в качестве новых сфер привлечения капитала, выявили очевидную необходимость государственного регулирования отрасли. В июне 2017 г. на очередном заседании Госсовета КНР рассматривался вопрос, посвящённый экономике общего доступа и её «здоровому развитию». Согласно его итогам, власти намерены использовать новое направление в экономике в интересах решения задач, имеющих стратегическое значение для экономического и социального развития страны, включая оптимальное распределение ресурсов, сокращение избыточных производственных мощностей, создание новых рабочих мест, предоставление многообразных и эффективных услуг по более низкой цене. В связи с этим разрабатываются меры по стимулированию участия предпринимателей в шеринг-экономике, упрощению процедуры регистрации бизнеса, совершенствованию налогообложения, поддержке в трудоустройстве самозанятых граждан.
В России «долевая» экономика делает только первые шаги. Созданный недавно сервис YouDo, предлагает возможность найти помощников или помочь в различных делах – от уборки в квартире или сборки икеевской мебели до проверки. Компании, работающие в России в рамках концепции «долевой» экономики, вполне способны добиться успеха, особенно среди молодого поколения. Потенциальной основой этого успеха является то, что люди готовы отойти от привычных норм пользования различными объектами собственности, в связи с тем, что стремительно меняющийся мир вынуждает их сделать это. Российскому рынку шеринг-сервисов сулят +20-30% каждый год. Однако есть причины, которые могут затормозить бурный рост сегмента, например, менталитет россиян.
В России экономика совместного потребления относительно новое явление, вследствие чего существуют определенные риски участия в этом процессе. Во-первых, риски получения некачественного товара. Недобросовестные экономические агенты. Решение — рейтинг собственников. Во-вторых, риски порчи товара. Решение — проверка пользователей. Владельцы сервисов соединяют арендаторов и арендодателей. Ответственность сервисов связи. В-третьих, риск отсутствия правовой поддержки. В настоящее время не существует регламентированного договора, регулирующего процесс совместного потребления.
Многие экономисты видят причины неразвитости экономики совместного потребления в особенностях российской истории. Например, высокая ценность собственности, которая была заложена после распада Советского Союза, отмеченного десятилетиями дефицита и «общинной» жизни. Люди так долго жили в «долевой экономике», что теперь особенно сильно хотят быть собственниками.
Несомненно, совместное потребление — перспективное направление развития экономики. Анализ преимуществ, недостатков и особенностей экономики совместного потребления в Китае и в России дает возможность более глубокого понимания этого явления и оценки возможности последующего участия в процессах разделения.
Ожидается, что в ближайшие годы мы будем являться свидетелями взрывообразного роста различных видов платформ, сервисов экономики участия, формированием новых видов социальных практик, потому что они не только приносят пользу потребителям за счет увеличения доступности поставщиков услуг, снижения затрат, формирования поистине кастомизированной экономики, но и обусловленного тем, что их развитие во многом отвечает изменившимся ценностям, мотивам и установкам людей, желающих совместно создавать и делиться результатами своего труда. В этой связи анализ разворачивающихся на наших глазах различных типов проектов экономики участия, позволяет не только понять их сущность, выгоды для развития общества, но выработать общий взгляд на нивелирование возможных социальных последствий, которые с ними связаны. Прогнозируется, что развитие подобных сетей приведет к формированию не только нового типа экономических отношений, где ключевыми игроками будут являться люди (peer-to-peer), а все взаимоотношения между конечными пользователями будут осуществляться с помощью технологических платформ и сервисов доступа, но и будет способствовать популяризации нового образа жизни, распространению на новом историческом витке такой формы жизнедеятельности как коммуна.
Гипотезы:
1.Потенциал развития онлайн платформы совместного потребления зависит от культуры доверия страны-реципиента.
2. Россия относится к странам с низкой культурой доверия, Китай к странам с высокой культурой доверия.
3. При функционировании онлайн-платформы доверие следует рассматривать как доверие к человеку, доверие к технологии/ рынку, доверие к продукту.
4. При анализе отношений доверия между людьми, вступающими в экономические отношения, следует рассматривать их в зависимости от национальностей. Соответственно, различия в национальностях сторон, участвующих в доверительных отношениях, обычно оказывают негативное влияние на уровень доверия.
Компании, реализующие новые бизнес-модели в сфере экономики совместного потребления, позволяют найти применение свободным ресурсам. Это, в свою очередь, способствует увеличению предложения и оптимизации рыночных цен. По мнению Р.Ли, главы поискового сервиса Baidu, экономика совместного потребления отвечает социалистическим ценностям Китая, т.к. полностью стремиться обеспечить спрос населения необходимыми товарами и услугами. Для России шеринговая экономика означает частичный возврат к советскому опыту с его социалистическим ценностями и потребительскими идеалами.
В рамках ВКР было проведено исследование, посвященное изучению новой социально-экономической модели перераспределения благ совместного потребления в России и Китае на примере онлайн-сервиса Airbnb. По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
Совместное потребление является относительно новым термином в современной экономической теории. Являясь самостоятельным понятием, термин «экономика совместного потребления» используется некоторыми учеными, как синоним таких идей, как коллаборативная экономика, экономика обмена или шеринг, пиринговая экономика. Экономика совместного потребления несколько шире шеринга, однако может с некоторыми оговорками быть приравнена к нему; она представляет собой бизнес-модель, позволяющую одной стороне пользователей извлечь выгоду от имеющихся у них недоиспользованных активов (не обязательно материальных), а другой – получить необходимый результат, не приобретая в собственность инструмент для этого. Практически на любом из рынков в любой отрасли существуют недоиспользованные активы, которыми можно «делиться», получая при этом финансовую выгоду при наличии соответствующей компании-платформы, которая делает осуществление подобных транзакций возможным.
Среди основополагающих принципов экономики совместного потребления как бизнес-модели могут быть названы: наличие интернет-платформы как места встречи спроса и предложения; предоставление пользователю свободы от собственности; обеспечение применения недоиспользованных активов; соединение незнакомых людей и компаний в соответствии с их интересами и нуждами. Выведенные принципы точным образом описывают такое явление, как экономика совместного потребления, в общем смысле, являются синтезом понимания этого термина в научной среде и в некотором смысле отсеивают неправильные точки зрения на него, вызванные новизной исследуемого вопроса, многообразием видов и направлений существующих на практике фирм одновременно с отстающей теорией.
Необходимо отметить, что экономика совместного потребления как бизнес-модель действительно уникальна, и за счет своих принципов несет особую ценность для фирмы, человека и общества: совокупность экономического, социального и экологического эффектов. Данные эффекты представляют научный и практический интерес, и этой теме посвящена вторая глава настоящей выпускной квалификационной работы.
Полвека тому назад Китай и Россия имели схожие принципы государственного устройства и экономической политики. Однако впоследствии пути стран разошлись: Россия и Китай избрали разные стратегии перехода к рыночной экономике. В Китае вместо термина «экономика совместного потребления» чаще используется термин «экономика общего доступа». Именно в Китае это явление получило наибольшее распространение, поскольку 86% потребителей пользуются мобильными платежами. По этому показателю Китай опережает другие страны мира.
Появление в Китае всё новых и новых форм экономики общего доступа, которые выступают в качестве новых сфер привлечения капитала, выявили очевидную необходимость государственного регулирования отрасли. В июне 2017 г. на очередном заседании Госсовета КНР рассматривался вопрос, посвящённый экономике общего доступа и её «здоровому развитию». Согласно его итогам, власти намерены использовать новое направление в экономике в интересах решения задач, имеющих стратегическое значение для экономического и социального развития страны, включая оптимальное распределение ресурсов, сокращение избыточных производственных мощностей, создание новых рабочих мест, предоставление многообразных и эффективных услуг по более низкой цене. В связи с этим разрабатываются меры по стимулированию участия предпринимателей в шеринг-экономике, упрощению процедуры регистрации бизнеса, совершенствованию налогообложения, поддержке в трудоустройстве самозанятых граждан.
В России «долевая» экономика делает только первые шаги. Созданный недавно сервис YouDo, предлагает возможность найти помощников или помочь в различных делах – от уборки в квартире или сборки икеевской мебели до проверки. Компании, работающие в России в рамках концепции «долевой» экономики, вполне способны добиться успеха, особенно среди молодого поколения. Потенциальной основой этого успеха является то, что люди готовы отойти от привычных норм пользования различными объектами собственности, в связи с тем, что стремительно меняющийся мир вынуждает их сделать это. Российскому рынку шеринг-сервисов сулят +20-30% каждый год. Однако есть причины, которые могут затормозить бурный рост сегмента, например, менталитет россиян.
В России экономика совместного потребления относительно новое явление, вследствие чего существуют определенные риски участия в этом процессе. Во-первых, риски получения некачественного товара. Недобросовестные экономические агенты. Решение — рейтинг собственников. Во-вторых, риски порчи товара. Решение — проверка пользователей. Владельцы сервисов соединяют арендаторов и арендодателей. Ответственность сервисов связи. В-третьих, риск отсутствия правовой поддержки. В настоящее время не существует регламентированного договора, регулирующего процесс совместного потребления.
Многие экономисты видят причины неразвитости экономики совместного потребления в особенностях российской истории. Например, высокая ценность собственности, которая была заложена после распада Советского Союза, отмеченного десятилетиями дефицита и «общинной» жизни. Люди так долго жили в «долевой экономике», что теперь особенно сильно хотят быть собственниками.
Несомненно, совместное потребление — перспективное направление развития экономики. Анализ преимуществ, недостатков и особенностей экономики совместного потребления в Китае и в России дает возможность более глубокого понимания этого явления и оценки возможности последующего участия в процессах разделения.
Ожидается, что в ближайшие годы мы будем являться свидетелями взрывообразного роста различных видов платформ, сервисов экономики участия, формированием новых видов социальных практик, потому что они не только приносят пользу потребителям за счет увеличения доступности поставщиков услуг, снижения затрат, формирования поистине кастомизированной экономики, но и обусловленного тем, что их развитие во многом отвечает изменившимся ценностям, мотивам и установкам людей, желающих совместно создавать и делиться результатами своего труда. В этой связи анализ разворачивающихся на наших глазах различных типов проектов экономики участия, позволяет не только понять их сущность, выгоды для развития общества, но выработать общий взгляд на нивелирование возможных социальных последствий, которые с ними связаны. Прогнозируется, что развитие подобных сетей приведет к формированию не только нового типа экономических отношений, где ключевыми игроками будут являться люди (peer-to-peer), а все взаимоотношения между конечными пользователями будут осуществляться с помощью технологических платформ и сервисов доступа, но и будет способствовать популяризации нового образа жизни, распространению на новом историческом витке такой формы жизнедеятельности как коммуна.
Гипотезы:
1.Потенциал развития онлайн платформы совместного потребления зависит от культуры доверия страны-реципиента.
2. Россия относится к странам с низкой культурой доверия, Китай к странам с высокой культурой доверия.
3. При функционировании онлайн-платформы доверие следует рассматривать как доверие к человеку, доверие к технологии/ рынку, доверие к продукту.
4. При анализе отношений доверия между людьми, вступающими в экономические отношения, следует рассматривать их в зависимости от национальностей. Соответственно, различия в национальностях сторон, участвующих в доверительных отношениях, обычно оказывают негативное влияние на уровень доверия.
Подобные работы
- Бюджетное выравнивание как инструмент развития регионов в системе российского бюджетного федерализма
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Новые практики потребления услуг общественного городского транспорта
Бакалаврская работа, социология рынка. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Построение теории спроса на основе систем потребностей
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - Современная российская семья: проблемы и пути их решения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Концепция постэкономического общества:
теоретические и практические аспекты
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1998 - УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Дигитализация медиапроизводства на ТВ в условиях экономической нестабильности
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017



