Основные направления и перспективы развития лёгкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге
|
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Роль и значение лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) в системе городских пассажирских перевозок
1.1 Определение роли лёгкого рельсового транспорта в городских пассажирских перевозках
1.2 Нормативно-правовая база для ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок
1.3 Научные методы исследования в географии городского транспорта
Глава II. Современное состояние и развитие ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге и за рубежом
2.1 Зарубежный опыт развития сети ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок
2.2 Развитие городских пассажирских перевозок и транспортная доступность в районах Санкт-Петербурга
Глава III.Проблемы и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге
3.1 Ограничения развития трамвайной сети в Санкт-Петербурге…………..36
3.2 Оптимальное размещение трамвайной сети в условиях улично-дорожной сети Санкт-Петербурга
3.3 Анализ возможностей развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге…
3.4 Перспективные направления развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге…47
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава I. Роль и значение лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) в системе городских пассажирских перевозок
1.1 Определение роли лёгкого рельсового транспорта в городских пассажирских перевозках
1.2 Нормативно-правовая база для ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок
1.3 Научные методы исследования в географии городского транспорта
Глава II. Современное состояние и развитие ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге и за рубежом
2.1 Зарубежный опыт развития сети ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок
2.2 Развитие городских пассажирских перевозок и транспортная доступность в районах Санкт-Петербурга
Глава III.Проблемы и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге
3.1 Ограничения развития трамвайной сети в Санкт-Петербурге…………..36
3.2 Оптимальное размещение трамвайной сети в условиях улично-дорожной сети Санкт-Петербурга
3.3 Анализ возможностей развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге…
3.4 Перспективные направления развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге…47
Заключение
Список литературы
Приложения
Санкт-Петербург является одним и крупнейших мегаполисов России с высокой плотностью населения. Эффективная организация городских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге имеет большое значение для социально-экономического развития всего города, так как именно люди создают валовой региональный продукт, и поэтому транспортировка людей от места жительства к местам приложения труда очень важна. Кроме того, согласно Конституции России, граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, что подразумевает и достойное транспортное обеспечение населения.
В Санкт-Петербурге наблюдается неблагоприятная ситуация в области экологического состояния, вследствие серьезных транспортных проблем. Общественный транспорт в городе перегружен пассажирами, а также не отвечает потребностям населения города в скоростных беспрепятственных пассажироперевозках. По оценкам некоторых исследователей [22], [32],комфортное время пребывания в пути не должно превышать полчаса. Так, например, учёные Кембриджского университета выяснили, что люди, которые добираются до работы менее чем за полчаса, получают дополнительное время: за год набегает семь суток чистого времени для продуктивной работы. Сотрудники, которые тратят на дорогу час и более, это время теряют. Кроме того, учёные установили, что в тех случаях, когда на дорогу до места работы люди тратят меньше 30 минут, их показатели физического и психологического, а также продуктивности труда значительно выше. В действительности, в Санкт-Петербурге сегодня пассажиры тратят один час и более в пути, так как маршруты скоростного транспорта не охватывают все районы города.
Проблема скоростных пассажироперевозок в мегаполисах должна решаться с помощью развития сети метрополитена и экологичных видов городского рельсового транспорта. Однако в Санкт-Петербурге существуют фундаментальные и конъюнктурные причины замедленного развития данной сети. В связи с этим, мы считаем целесообразным направить свободные ресурсы на расширение сети лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) в Санкт-Петербурге. Развитие данного вида транспорта может обеспечить отдалённые районы города скоростными пассажироперевозками, причём затраты и сроки введения в эксплуатацию будут значительно ниже, чем при строительстве метрополитена.
Актуальность данной работы заключается в том, что транспортная обстановка в Санкт-Петербурге с каждым годом становится сложнее, и время в пути, которое граждане затрачивают на проезд, возрастает. Однако в городе имеется высокий потенциал развития скоростной трамвайной сети, способной решить многие городские транспортные проблемы.
Объектом исследования является сеть лёгкого рельсового транспорта, а предметом – процесс формирования и развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге.
Целью данной научной работы является выявление основных направлений и перспектив рационального развития сети лёгкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной научной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические научные работы и нормативно-правовые документы по эффективной организации городской трамвайной сети;
2. Оценить конкурентоспособность трамвая по сравнению с другими видами общественного городского пассажирского транспорта;
3. Изучить зарубежный опыт развития сети ЛРТ в городах;
4. Определить транспортную доступность в районах Санкт-Петербурга;
5. Проанализировать современные проблемы развития ЛРТ в городе;
6. Выявить целесообразность и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге;
7. Предложить пути развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге на перспективу.
В данной выпускной квалификационной работе преимущественно будут использованы такие научные методы, как картографический, аналитический, сравнительно-географический, статистический и исторический.
Данная работа состоит из 3 глав, состоящих 9 параграфов, введения, заключения и списка литературы. В работе использованы статистические данные и материалы преимущественно органов власти: бюджет Санкт-Петербурга, бюджеты комитета по транспорту и комитета по развитию транспортной инфраструктуры, а также СПб ГУП «Горэлектротранс». Кроме того, в работе присутствуют материалы профессионалов в области градостроения и городского общественного транспорта.
В Санкт-Петербурге наблюдается неблагоприятная ситуация в области экологического состояния, вследствие серьезных транспортных проблем. Общественный транспорт в городе перегружен пассажирами, а также не отвечает потребностям населения города в скоростных беспрепятственных пассажироперевозках. По оценкам некоторых исследователей [22], [32],комфортное время пребывания в пути не должно превышать полчаса. Так, например, учёные Кембриджского университета выяснили, что люди, которые добираются до работы менее чем за полчаса, получают дополнительное время: за год набегает семь суток чистого времени для продуктивной работы. Сотрудники, которые тратят на дорогу час и более, это время теряют. Кроме того, учёные установили, что в тех случаях, когда на дорогу до места работы люди тратят меньше 30 минут, их показатели физического и психологического, а также продуктивности труда значительно выше. В действительности, в Санкт-Петербурге сегодня пассажиры тратят один час и более в пути, так как маршруты скоростного транспорта не охватывают все районы города.
Проблема скоростных пассажироперевозок в мегаполисах должна решаться с помощью развития сети метрополитена и экологичных видов городского рельсового транспорта. Однако в Санкт-Петербурге существуют фундаментальные и конъюнктурные причины замедленного развития данной сети. В связи с этим, мы считаем целесообразным направить свободные ресурсы на расширение сети лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) в Санкт-Петербурге. Развитие данного вида транспорта может обеспечить отдалённые районы города скоростными пассажироперевозками, причём затраты и сроки введения в эксплуатацию будут значительно ниже, чем при строительстве метрополитена.
Актуальность данной работы заключается в том, что транспортная обстановка в Санкт-Петербурге с каждым годом становится сложнее, и время в пути, которое граждане затрачивают на проезд, возрастает. Однако в городе имеется высокий потенциал развития скоростной трамвайной сети, способной решить многие городские транспортные проблемы.
Объектом исследования является сеть лёгкого рельсового транспорта, а предметом – процесс формирования и развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге.
Целью данной научной работы является выявление основных направлений и перспектив рационального развития сети лёгкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной научной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические научные работы и нормативно-правовые документы по эффективной организации городской трамвайной сети;
2. Оценить конкурентоспособность трамвая по сравнению с другими видами общественного городского пассажирского транспорта;
3. Изучить зарубежный опыт развития сети ЛРТ в городах;
4. Определить транспортную доступность в районах Санкт-Петербурга;
5. Проанализировать современные проблемы развития ЛРТ в городе;
6. Выявить целесообразность и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге;
7. Предложить пути развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге на перспективу.
В данной выпускной квалификационной работе преимущественно будут использованы такие научные методы, как картографический, аналитический, сравнительно-географический, статистический и исторический.
Данная работа состоит из 3 глав, состоящих 9 параграфов, введения, заключения и списка литературы. В работе использованы статистические данные и материалы преимущественно органов власти: бюджет Санкт-Петербурга, бюджеты комитета по транспорту и комитета по развитию транспортной инфраструктуры, а также СПб ГУП «Горэлектротранс». Кроме того, в работе присутствуют материалы профессионалов в области градостроения и городского общественного транспорта.
В ходе научного исследования была достигнута поставленная цель: выявлены основные направления и перспективы рационального развития сети лёгкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге с учётом территориальной специфики.
Для достижения поставленной научной цели работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические научные работы и нормативно-правовые акты по эффективной организации городской трамвайной сети. Теоретические аспекты роли и организации трамвайного транспорта были изучены на примере учебных пособий и монографий градостроителей и экономистов: В.В. Хиценко, В.А. Юдин, Д.С. Самойлов и т.д., а также на основе научных статей специалистов в области городского общественного транспорта: И.Л. Резников, П.Г. Атаев и т.д. Основным нормативно-паровым документом при исследовании стал свод правил трамвайных и троллейбусных линий (актуализированная редакция: СНиП 2.05.09-90).
2. Оценена конкурентоспособность трамвая по сравнению с другими видами общественного пассажирского городского транспорта. Трамвай во многих случаях является альтернативой метрополитену, строительство которого замедленно по причине недостатка денежных средств в городском бюджете. Трамвая имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта: выделенная полоса, возможность сцепки вагонов, повышенная пассажировместимость, способность перевозить до 24 тысяч пассажиров в час пик в одном направлении, что делает этот вид транспорта одним из доминирующих и необходимых в городской среде. Недостатками трамваев являются, прежде всего, его малая мобильность и относительная дороговизна строительства трамвайных линий в сравнении с другими видами наземного общественного транспорта.
3. Изучен зарубежный опыт развития сети ЛРТ в зарубежных городах. Одним из примеров успешного функционирования трамвайной системы города является подобная система в немецком Карлсруэ: здесь трамвай передвигается как по самому городу, так и по железнодорожным путям за городом. Эффективно функционируют трамвайные системы и во французских городах: здесь имеются удобные для пассажиров транспортно-пересадочные узлы, а сами трамвайные линии располагаются на газоне, что повышает экологичность данного вида транспорта.
4. Определена транспортная доступность в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга: в восьми близлежащих муниципальных образованиях города, в пределах основного ядра расселения районах, ситуация критическая. Так как основным городским общественным видом транспорта, обеспечивающим наиболее массовые и скоростные пассажирские перевозки, является метрополитен, было определено время пребывания пути пассажиров из разных муниципальных образований Санкт-Петербурга до ближайших станций метрополитена. Результат представлен на составленной картосхеме (рис. 17, стр. 45).
5. Проанализированы современные проблемы развития ЛРТ в городе: низкий уровень инвестиций со стороны правительства в обеспечение деятельности и модернизацию трамвайной системы города, что проявляется в недостаточных темпах обновления подвижного состава (износ составляет 56,4%) и ремонта трамвайных путей. Однако, в последние годы наметилась тенденция увеличения расходов на приобретение подвижного состава и модернизацию трамвайных путей. Также значительной проблемой является организация дорожного движения, при которой трамваю не предоставлен абсолютный приоритет, что особенно проявляется центральных частях города, где улично-дорожная сеть развита недостаточно.
6. Выявлены целесообразность и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге. Трамвайную сеть необходимо развивать преимущественно в окраинных районах города, которые недостаточно охвачены метрополитеном, и где имеются возможности для строительства новых путей (преимущественно на обособленных полосах) с последующей рациональной организацией по ним трамвайного движения.
7. Предложены перспективные маршруты развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге в качестве подвозящего транспорта к станциям метрополитена, а именно:
• от Дороги в Каменку до ст. м. Комендантский проспект;
• от Коннолахтинской дороги до ст. м. Беговая,;
• от Индустриального проспекта до ст. м. Лесная;
• от Индустриального проспекта до ст. м. Площадь Мужества;
• от проспекта Маршака до ст. м. Гражданский проспект;
• от проспекта Будённого до трамвайной линии на проспекте Ветеранов;
• от проспекта Маршала Жукова до ст. м. Проспект Ветеранов;
• от Петергофского шоссе по проспекту Героев до улицы Десантников.
Также одним из перспективных направлений развития трамвайного движения в Санкт-Петербурге является организация движения по полукольцевой железнодорожной линии, огибающей исторический центр, что станет альтернативой проектируемой в современном виде кольцевой линии метрополитена.
Для обеспечения скоростным транспортом пригородов Санкт-Петербургской агломерации крайне важным является организация движения ЛРТ. Однако, только часть представленных проектов правительством является актуальным в этой сфере. Вместо строительства линии ЛРТ в Славянку и Сестрорецк возможна организация движения другого рельсового транспорта по существующим железнодорожным путям. При строительстве линии ЛРТ в Петергоф возможно её совмещение с существующими железнодорожными путями, используя немецкий опыт, с целью недопущения дублирования линий и для экономии средств. Планируемую линию ЛРТ в Красное село необходимо проложить к пересечению проспекта Маршала Жукова и проспекта Ветеранов, где в перспективе будет располагаться вестибюль станции метро, с целью образования транспортно-пересадочного узла.
Для популяризации трамвая среди населения необходимо повысить среднюю скорость его передвижения. Сделать это возможно путём предоставления полного приоритета трамваю на улично-дорожной сети, расположения его путей на выделенных полосах по обочинам и совмещения трамвайных остановок с остановками других видов общественного транспорта. Трамвайное движение в Санкт-Петербурге не сможет реализовать полностью свой потенциал без реализации предложенных мер, так как пассажиры не будут выбирать этот экологически чистый вид транспорта. Также немаловажным аспектом развития трамвайной сети Санкт-Петербурга является полная замена устаревшего подвижного состава, который не отвечает современным ограничения уровня шума, требованиям скорости передвижения и комфорта, для этого необходимо заменить изношенные участки путей.
Для достижения поставленной научной цели работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические научные работы и нормативно-правовые акты по эффективной организации городской трамвайной сети. Теоретические аспекты роли и организации трамвайного транспорта были изучены на примере учебных пособий и монографий градостроителей и экономистов: В.В. Хиценко, В.А. Юдин, Д.С. Самойлов и т.д., а также на основе научных статей специалистов в области городского общественного транспорта: И.Л. Резников, П.Г. Атаев и т.д. Основным нормативно-паровым документом при исследовании стал свод правил трамвайных и троллейбусных линий (актуализированная редакция: СНиП 2.05.09-90).
2. Оценена конкурентоспособность трамвая по сравнению с другими видами общественного пассажирского городского транспорта. Трамвай во многих случаях является альтернативой метрополитену, строительство которого замедленно по причине недостатка денежных средств в городском бюджете. Трамвая имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта: выделенная полоса, возможность сцепки вагонов, повышенная пассажировместимость, способность перевозить до 24 тысяч пассажиров в час пик в одном направлении, что делает этот вид транспорта одним из доминирующих и необходимых в городской среде. Недостатками трамваев являются, прежде всего, его малая мобильность и относительная дороговизна строительства трамвайных линий в сравнении с другими видами наземного общественного транспорта.
3. Изучен зарубежный опыт развития сети ЛРТ в зарубежных городах. Одним из примеров успешного функционирования трамвайной системы города является подобная система в немецком Карлсруэ: здесь трамвай передвигается как по самому городу, так и по железнодорожным путям за городом. Эффективно функционируют трамвайные системы и во французских городах: здесь имеются удобные для пассажиров транспортно-пересадочные узлы, а сами трамвайные линии располагаются на газоне, что повышает экологичность данного вида транспорта.
4. Определена транспортная доступность в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга: в восьми близлежащих муниципальных образованиях города, в пределах основного ядра расселения районах, ситуация критическая. Так как основным городским общественным видом транспорта, обеспечивающим наиболее массовые и скоростные пассажирские перевозки, является метрополитен, было определено время пребывания пути пассажиров из разных муниципальных образований Санкт-Петербурга до ближайших станций метрополитена. Результат представлен на составленной картосхеме (рис. 17, стр. 45).
5. Проанализированы современные проблемы развития ЛРТ в городе: низкий уровень инвестиций со стороны правительства в обеспечение деятельности и модернизацию трамвайной системы города, что проявляется в недостаточных темпах обновления подвижного состава (износ составляет 56,4%) и ремонта трамвайных путей. Однако, в последние годы наметилась тенденция увеличения расходов на приобретение подвижного состава и модернизацию трамвайных путей. Также значительной проблемой является организация дорожного движения, при которой трамваю не предоставлен абсолютный приоритет, что особенно проявляется центральных частях города, где улично-дорожная сеть развита недостаточно.
6. Выявлены целесообразность и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге. Трамвайную сеть необходимо развивать преимущественно в окраинных районах города, которые недостаточно охвачены метрополитеном, и где имеются возможности для строительства новых путей (преимущественно на обособленных полосах) с последующей рациональной организацией по ним трамвайного движения.
7. Предложены перспективные маршруты развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге в качестве подвозящего транспорта к станциям метрополитена, а именно:
• от Дороги в Каменку до ст. м. Комендантский проспект;
• от Коннолахтинской дороги до ст. м. Беговая,;
• от Индустриального проспекта до ст. м. Лесная;
• от Индустриального проспекта до ст. м. Площадь Мужества;
• от проспекта Маршака до ст. м. Гражданский проспект;
• от проспекта Будённого до трамвайной линии на проспекте Ветеранов;
• от проспекта Маршала Жукова до ст. м. Проспект Ветеранов;
• от Петергофского шоссе по проспекту Героев до улицы Десантников.
Также одним из перспективных направлений развития трамвайного движения в Санкт-Петербурге является организация движения по полукольцевой железнодорожной линии, огибающей исторический центр, что станет альтернативой проектируемой в современном виде кольцевой линии метрополитена.
Для обеспечения скоростным транспортом пригородов Санкт-Петербургской агломерации крайне важным является организация движения ЛРТ. Однако, только часть представленных проектов правительством является актуальным в этой сфере. Вместо строительства линии ЛРТ в Славянку и Сестрорецк возможна организация движения другого рельсового транспорта по существующим железнодорожным путям. При строительстве линии ЛРТ в Петергоф возможно её совмещение с существующими железнодорожными путями, используя немецкий опыт, с целью недопущения дублирования линий и для экономии средств. Планируемую линию ЛРТ в Красное село необходимо проложить к пересечению проспекта Маршала Жукова и проспекта Ветеранов, где в перспективе будет располагаться вестибюль станции метро, с целью образования транспортно-пересадочного узла.
Для популяризации трамвая среди населения необходимо повысить среднюю скорость его передвижения. Сделать это возможно путём предоставления полного приоритета трамваю на улично-дорожной сети, расположения его путей на выделенных полосах по обочинам и совмещения трамвайных остановок с остановками других видов общественного транспорта. Трамвайное движение в Санкт-Петербурге не сможет реализовать полностью свой потенциал без реализации предложенных мер, так как пассажиры не будут выбирать этот экологически чистый вид транспорта. Также немаловажным аспектом развития трамвайной сети Санкт-Петербурга является полная замена устаревшего подвижного состава, который не отвечает современным ограничения уровня шума, требованиям скорости передвижения и комфорта, для этого необходимо заменить изношенные участки путей.



