Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Роль и значение лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) в системе городских пассажирских перевозок
1.1 Определение роли лёгкого рельсового транспорта в городских пассажирских перевозках
1.2 Нормативно-правовая база для ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок
1.3 Научные методы исследования в географии городского транспорта
Глава II. Современное состояние и развитие ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге и за рубежом
2.1 Зарубежный опыт развития сети ЛРТ в составе городских пассажирских перевозок
2.2 Развитие городских пассажирских перевозок и транспортная доступность в районах Санкт-Петербурга
Глава III.Проблемы и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге
3.1 Ограничения развития трамвайной сети в Санкт-Петербурге…………..36
3.2 Оптимальное размещение трамвайной сети в условиях улично-дорожной сети Санкт-Петербурга
3.3 Анализ возможностей развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге…
3.4 Перспективные направления развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге…47
Заключение
Список литературы
Приложения
Санкт-Петербург является одним и крупнейших мегаполисов России с высокой плотностью населения. Эффективная организация городских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге имеет большое значение для социально-экономического развития всего города, так как именно люди создают валовой региональный продукт, и поэтому транспортировка людей от места жительства к местам приложения труда очень важна. Кроме того, согласно Конституции России, граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, что подразумевает и достойное транспортное обеспечение населения.
В Санкт-Петербурге наблюдается неблагоприятная ситуация в области экологического состояния, вследствие серьезных транспортных проблем. Общественный транспорт в городе перегружен пассажирами, а также не отвечает потребностям населения города в скоростных беспрепятственных пассажироперевозках. По оценкам некоторых исследователей [22], [32],комфортное время пребывания в пути не должно превышать полчаса. Так, например, учёные Кембриджского университета выяснили, что люди, которые добираются до работы менее чем за полчаса, получают дополнительное время: за год набегает семь суток чистого времени для продуктивной работы. Сотрудники, которые тратят на дорогу час и более, это время теряют. Кроме того, учёные установили, что в тех случаях, когда на дорогу до места работы люди тратят меньше 30 минут, их показатели физического и психологического, а также продуктивности труда значительно выше. В действительности, в Санкт-Петербурге сегодня пассажиры тратят один час и более в пути, так как маршруты скоростного транспорта не охватывают все районы города.
Проблема скоростных пассажироперевозок в мегаполисах должна решаться с помощью развития сети метрополитена и экологичных видов городского рельсового транспорта. Однако в Санкт-Петербурге существуют фундаментальные и конъюнктурные причины замедленного развития данной сети. В связи с этим, мы считаем целесообразным направить свободные ресурсы на расширение сети лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) в Санкт-Петербурге. Развитие данного вида транспорта может обеспечить отдалённые районы города скоростными пассажироперевозками, причём затраты и сроки введения в эксплуатацию будут значительно ниже, чем при строительстве метрополитена.
Актуальность данной работы заключается в том, что транспортная обстановка в Санкт-Петербурге с каждым годом становится сложнее, и время в пути, которое граждане затрачивают на проезд, возрастает. Однако в городе имеется высокий потенциал развития скоростной трамвайной сети, способной решить многие городские транспортные проблемы.
Объектом исследования является сеть лёгкого рельсового транспорта, а предметом – процесс формирования и развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге.
Целью данной научной работы является выявление основных направлений и перспектив рационального развития сети лёгкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной научной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические научные работы и нормативно-правовые документы по эффективной организации городской трамвайной сети;
2. Оценить конкурентоспособность трамвая по сравнению с другими видами общественного городского пассажирского транспорта;
3. Изучить зарубежный опыт развития сети ЛРТ в городах;
4. Определить транспортную доступность в районах Санкт-Петербурга;
5. Проанализировать современные проблемы развития ЛРТ в городе;
6. Выявить целесообразность и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге;
7. Предложить пути развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге на перспективу.
В данной выпускной квалификационной работе преимущественно будут использованы такие научные методы, как картографический, аналитический, сравнительно-географический, статистический и исторический.
Данная работа состоит из 3 глав, состоящих 9 параграфов, введения, заключения и списка литературы. В работе использованы статистические данные и материалы преимущественно органов власти: бюджет Санкт-Петербурга, бюджеты комитета по транспорту и комитета по развитию транспортной инфраструктуры, а также СПб ГУП «Горэлектротранс». Кроме того, в работе присутствуют материалы профессионалов в области градостроения и городского общественного транспорта.
В ходе научного исследования была достигнута поставленная цель: выявлены основные направления и перспективы рационального развития сети лёгкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге с учётом территориальной специфики.
Для достижения поставленной научной цели работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические научные работы и нормативно-правовые акты по эффективной организации городской трамвайной сети. Теоретические аспекты роли и организации трамвайного транспорта были изучены на примере учебных пособий и монографий градостроителей и экономистов: В.В. Хиценко, В.А. Юдин, Д.С. Самойлов и т.д., а также на основе научных статей специалистов в области городского общественного транспорта: И.Л. Резников, П.Г. Атаев и т.д. Основным нормативно-паровым документом при исследовании стал свод правил трамвайных и троллейбусных линий (актуализированная редакция: СНиП 2.05.09-90).
2. Оценена конкурентоспособность трамвая по сравнению с другими видами общественного пассажирского городского транспорта. Трамвай во многих случаях является альтернативой метрополитену, строительство которого замедленно по причине недостатка денежных средств в городском бюджете. Трамвая имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта: выделенная полоса, возможность сцепки вагонов, повышенная пассажировместимость, способность перевозить до 24 тысяч пассажиров в час пик в одном направлении, что делает этот вид транспорта одним из доминирующих и необходимых в городской среде. Недостатками трамваев являются, прежде всего, его малая мобильность и относительная дороговизна строительства трамвайных линий в сравнении с другими видами наземного общественного транспорта.
3. Изучен зарубежный опыт развития сети ЛРТ в зарубежных городах. Одним из примеров успешного функционирования трамвайной системы города является подобная система в немецком Карлсруэ: здесь трамвай передвигается как по самому городу, так и по железнодорожным путям за городом. Эффективно функционируют трамвайные системы и во французских городах: здесь имеются удобные для пассажиров транспортно-пересадочные узлы, а сами трамвайные линии располагаются на газоне, что повышает экологичность данного вида транспорта.
4. Определена транспортная доступность в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга: в восьми близлежащих муниципальных образованиях города, в пределах основного ядра расселения районах, ситуация критическая. Так как основным городским общественным видом транспорта, обеспечивающим наиболее массовые и скоростные пассажирские перевозки, является метрополитен, было определено время пребывания пути пассажиров из разных муниципальных образований Санкт-Петербурга до ближайших станций метрополитена. Результат представлен на составленной картосхеме (рис. 17, стр. 45).
5. Проанализированы современные проблемы развития ЛРТ в городе: низкий уровень инвестиций со стороны правительства в обеспечение деятельности и модернизацию трамвайной системы города, что проявляется в недостаточных темпах обновления подвижного состава (износ составляет 56,4%) и ремонта трамвайных путей. Однако, в последние годы наметилась тенденция увеличения расходов на приобретение подвижного состава и модернизацию трамвайных путей. Также значительной проблемой является организация дорожного движения, при которой трамваю не предоставлен абсолютный приоритет, что особенно проявляется центральных частях города, где улично-дорожная сеть развита недостаточно.
6. Выявлены целесообразность и перспективы развития ЛРТ в Санкт-Петербурге. Трамвайную сеть необходимо развивать преимущественно в окраинных районах города, которые недостаточно охвачены метрополитеном, и где имеются возможности для строительства новых путей (преимущественно на обособленных полосах) с последующей рациональной организацией по ним трамвайного движения.
7. Предложены перспективные маршруты развития сети ЛРТ в Санкт-Петербурге в качестве подвозящего транспорта к станциям метрополитена, а именно:
• от Дороги в Каменку до ст. м. Комендантский проспект;
• от Коннолахтинской дороги до ст. м. Беговая,;
• от Индустриального проспекта до ст. м. Лесная;
• от Индустриального проспекта до ст. м. Площадь Мужества;
• от проспекта Маршака до ст. м. Гражданский проспект;
• от проспекта Будённого до трамвайной линии на проспекте Ветеранов;
• от проспекта Маршала Жукова до ст. м. Проспект Ветеранов;
• от Петергофского шоссе по проспекту Героев до улицы Десантников.
Также одним из перспективных направлений развития трамвайного движения в Санкт-Петербурге является организация движения по полукольцевой железнодорожной линии, огибающей исторический центр, что станет альтернативой проектируемой в современном виде кольцевой линии метрополитена.
Для обеспечения скоростным транспортом пригородов Санкт-Петербургской агломерации крайне важным является организация движения ЛРТ. Однако, только часть представленных проектов правительством является актуальным в этой сфере. Вместо строительства линии ЛРТ в Славянку и Сестрорецк возможна организация движения другого рельсового транспорта по существующим железнодорожным путям. При строительстве линии ЛРТ в Петергоф возможно её совмещение с существующими железнодорожными путями, используя немецкий опыт, с целью недопущения дублирования линий и для экономии средств. Планируемую линию ЛРТ в Красное село необходимо проложить к пересечению проспекта Маршала Жукова и проспекта Ветеранов, где в перспективе будет располагаться вестибюль станции метро, с целью образования транспортно-пересадочного узла.
Для популяризации трамвая среди населения необходимо повысить среднюю скорость его передвижения. Сделать это возможно путём предоставления полного приоритета трамваю на улично-дорожной сети, расположения его путей на выделенных полосах по обочинам и совмещения трамвайных остановок с остановками других видов общественного транспорта. Трамвайное движение в Санкт-Петербурге не сможет реализовать полностью свой потенциал без реализации предложенных мер, так как пассажиры не будут выбирать этот экологически чистый вид транспорта. Также немаловажным аспектом развития трамвайной сети Санкт-Петербурга является полная замена устаревшего подвижного состава, который не отвечает современным ограничения уровня шума, требованиям скорости передвижения и комфорта, для этого необходимо заменить изношенные участки путей.
1. Атаев П.Г. Система наземного рельсового транспорта: предпосылки организации в Санкт-Петербурге // Вестник гражданский инженеров, 2017. №3(62). С. 216-225.;
2. Гаврилин Д.В., Сорокин С.В. Трамвай в системе городского пассажирского транспорта // Развитие теории и практика автомобильных перевозок, транспортной логистики. Омск: ФГБОУ Во «СибАДИ», 2016. С. 204-211.;
3. Горев А.Э. К вопросу об экономической эффективности городского пассажирского транспорта // Транспорт Российской Федерации., 2012. №3-4 (40-41). С. 34-36.;
4. Горев А.Э. Развитие городских транспортных систем крупных городов // Транспорт Российской Федерации, 2016. № 6(67). С. 50-53.;
5. Ефремов И.С. Теория городских пассажироперевозок/ И.С. Ефремов, В.М. Кобозев, В.А. Юдин. М.: Высшая школа, 1980, 535 с.;
6. Мальчикова А.Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок: Автореферат.канд. экон. наук. СПб.: СПб ГУЭФ, 2000, 135 с.;
7. Масянова Н.Н. Трамвай в экосистеме города // Транспорт и сервис, 2014. № 2. С. 52-57.;
8. Резников И.Л., Истомина Л.Ю., Баранов А.С., Сабельникова Е.С. Определение оптимального вида пассажирского транспорта для городов России: опыт Калининграда, Самары, Владивостока, Санкт-Петербурга // Транспорт Российской Федерации, 2015. Специальный выпуск. С. 15-21.;
9. Свод правил Трамвайный и троллейбусные линии (актуализированная редакция:СНиП 2.05.09-90) // Электронный текст документа. М.: Минрегион России, 2012.;
10. Фёдоров В.А., Китаев С.В. Лёгкий рельсовый транспорт в Санкт-Петербурге // Транспорт Российской Федерации, 2013. № 4(47). С. 54-59.;
11. Хиценко В.В. Скоростной трамвай. Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1976, 180 с.;
12. Эльдарханов Х.Ю. Логистика: управление городскимгрузодвижением. Тамбов: Грамота, 2008, 143 с.;
13. Юдин В.А и Самойлов Д.С. Городской транспорт. Учебник для вузов. М.: Стройиздат, 1975, 287 с.;
14. Yves Boquet. The renaissance of tramways and urban redevelopment in France // Miscellanea geographica – regional studies on development, 2017. Vol. 21, №. 1. Р. 5-18.;
Интернет источники:
15. Больше трамваев – хороших и разных. В Петербурге достаточно мощностей для производства вагонов // [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.ru/a/2018/11/21/Bolshe_tramvaev__horoshih (дата обращения: 22.01.2019);
16. Бордо. Трамвайная линия в 2014 году // [Электронный ресурс]. URL: https://agitato-canta.livejournal.com/668966.html (дата обращения: 22.03.2019);
17. Бюджет Санкт-Петербурга – Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга// [Электронный ресурс]. URL:https://www/gov.spb.ru/helper/economics/budget (дата обращения: 22.01.2019);
18. Водные пути Санкт-Петербурга // [Электронный ресурс]. URL: https://katerspb.ru/poleznoe/vodnye-puti-sankt-peterburga/ (дата обращения: 29.01.2019);
19. В Петербурге появится скоростной трамвай до Петергофа //[Электронный ресурс]. URL: http://rucompromat.com/articles/v_peterburge_poyavitsya_skorostnoy_tramvay_do_petergofa (дата обращения: 03.04.2019);
20. Генплан Санкт-Петербурга (последняя редакция 2015 г.) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.peterland.info/genplan.htm (дата обращения: 28.01.2019);
21. Официальный сайт компании ГУП «СПб Горэлектротранс» / [Электронный ресурс]. URL: https://electrotrans.spb.ru/ (дата обращения: 20.01.2019);
22. Долгая дорога на работу подрывает продуктивность и вредит здоровью // [Электронный ресурс]. URL:https://megaplan.ru/letters/dolgaya-doroga-na-nbsp-rabotu (дата обращения: 02.02.2019);
23. Закон № 239-ПП о Проекте закона города Москвы «О городском пассажирском транспорте», Официальный сервер Правительства Москвы // [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/18503220/ (дата обращения: 10.02.2019);
24. Закупка подвижного состава. Технические характеристики. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга// [Электронный ресурс].URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/zakupka-podvizhnogo-sostava-tehnicheskie-harakteristiki (дата обращения: 21.03.2019);
25. Закупка №31907765978: Трамвайные вагоны пассажирские, трёхсекционные с полностью низким уровнем пола, одностороннего движения. Единая информационная система в сфере закупок// [Электронный ресурс]. URL: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/documents.html?regNumber=31907765978 (дата обращения: 15.05.2015);
26. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. Линия легкорельсового трамвая по маршруту «Петергоф – ст. м. Кировский завод (Путиловская)»// [Электронный ресурс]. URL: http://spbinvestment.ru/ru/projects/liniya-lrt-na-territorii-sankt-peterburga-po-marshrutu-petergof-st-m-kirovskiy-zavod-putilovskaya (дата обращения: 03.04.2019);
27. Карта трамваев Санкт-Петербурга // [Электронный ресурс]. URL: http://trammap.ru/saint-petersburg.html(дата обращения: 28.01.2019);
28. Мельбурнский трамвай // [Электронный ресурс]. URL: https://varlamov.ru/1249389.html(дата обращения: 24.12.2018);
29. Развитие городского общественного транспорта. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга // [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/statistic/development(дата обращения: 19.01.2019);
30. О бесплатном такси и авариях // [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@atugunov/о-бесплатном-такси-и-авариях-89444fb6a011 (дата обращения: 19.01.2019);
31. О программе "Целевая программа "Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года" (с изменениями на 13 ноября 2014 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 552) // [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/891860087(дата обращения: 23.01.2019);
32. Открытие: долгая дорога на работу вредит здоровью // [Электронный ресурс]. URL: https://www.medikforum.ru/medicine/59964-otkrytie-dolgaya-doroga-na-rabotu-vredit-zdorovyu.html(дата обращения: 02.02.2019);
33. Пассажирский транспорт Санкт-Петербурга и окрестностей с древнейших времён// [Электронный ресурс]. URL: http://www.kupsilla.ru/trspb.htm (дата обращения: 29.01.2019);
34. Почему в Петербурге общественный транспорте ездит так медленно// [Электронный ресурс]. URL: https://mr7.ru/articles/57766(дата обращения: 20.01.2019);
35. Правила технической эксплуатации трамвая //[Электронный ресурс]URL: http://docs.cntd.ru/document/1200069134 (дата обращения: 21.03.2019).;
36. Прощай, маршрутка?// [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/08/08/reg-szfo/v-peterburge-otkazhutsia-ot-kommercheskih-marshrutov.html(дата обращения: 29.01.2019);
37. Санкт-Петербургский трамвай // [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-петербургский_трамвай(дата обращения: 19.01.2019);
38. Скоростной трамвай до Колпина в Петербурге запустят за три года// [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2314544.html(дата обращения: 03.04.2019);
39. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года // [Электронный ресурс].URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sankt-peterburga-do-2030 (дата обращения: 20.01.2019);
40. С 1 октября «ЧИЖИК» будет ездить быстрее // [Электронный ресурс]. URL: http://chizhik-lrt.ru/s-1-oktyabrya-chizhik-budet-ezdit-byistree.html(дата обращения: 28.01.2019);
41. Трамваи в Европе // [Электронный ресурс]. URL: https://maxkatz.livejournal.com/91468.html(дата обращения: 24.12.2018);
42. Трамвай до Славянки взял отсрочку// [Электронный ресурс]. URL: https://m.fontanka.ru/2018/03/23/063(дата обращения: 03.04.2019);
43. Трамвайная столица Германии // [Электронный ресурс]. URL: https://mapdesign.livejournal.com/25801.html(дата обращения: 24.12.2018);
44. Эволюция трамвайных сетей Европы. Часть вторая// [Электронный ресурс].URL: https://frost-in-joy.livejournal.com/4922.html(дата обращения: 24.12.2018);
45. Яндекс карты // [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/maps(дата обращения: 11.02.2019);
46. Spbmap.ru // [ Электронный ресурс]. URL: https://www.spbmap.ru/ (дата обращения: 11.02.2019).