АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Образ политических партий и политическое поведение молодежи
1.1. Образ как предмет исследования в политической психологии
1.2. Исследование политических партий в психологии …..………….…17
1.3. Молодежь как объект психологического исследования в политической психологии
1.4. Психологические аспекты и основные концепции политического поведения
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа политических партий и политического поведения молодежи
2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи образа политических партий и политического поведения молодежи
2.2. Методики исследования и их обоснование
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование образа политических партий у студенческой молодежи
3.1. Анализ первичных статистик исследования и их обсуждение……….44
3.1.1. Узнаваемость партий…
3.1.2. Общая характеристика представлений избирателей о природе политики
3.1.3. Методика «Семантический дифференциал» из 20-ти дескрипторов (О.С.Дейнека, М.А.Соловьева)
3.1.4. Формы и активность политического поведения………………...…55
3.1.5. Медиакомпетентность студенческой молодежи …………………..57
3.2. Анализ данных, выявленных параметров образов политических партий и политического поведения студенческой молодежи…………………..………..59
3.2.1. Медиакомпетентность как фактор политического поведения молодежи
3.2.2. Результаты факторного анализа данных, полученных с помощью методики семантического дифференциала
3.2.3. Взаимосвязь образа партий и политического поведения молодежи
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..75
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ПРИЛОЖЕНИЕ З
ПРИЛОЖЕНИЕ К…
ПРИЛОЖЕНИЕ Л…
ПРИЛОЖЕНИЕ М
ПРИЛОЖЕНИЕ Н
ПРИЛОЖЕНИЕ П
Актуальность темы данной дипломной работы определяется в первую очередь необходимостью социальной практики., На сегодняшний день российская молодежь утратила истинное представление о политических партиях в следствии присущей России многопартийности. На основании анализа избирательных кампаний присутствие позитивного образа в массовом сознании кандидата в депутаты, какой-либо политической партии, напрямую связано с количеством тех голосов, которые они получают на выборах. Если сформированный образ политической партии и политического деятеля, не оправдывает общественных ожиданий, то это приводит к упадку партии, уменьшению влияния на принятия решений, которые могут затрагивать судьбы массы людей. Без преувеличения можно сказать, что формирование образа политических партий и их лидеров сегодня является эффективным инструментом влияния на избирателя, позволяющим решать ряд важнейших задач, связанных с легитимацией партии во властных структурах.
Необходимость исследования особенностей образа политических партий у современной российской молодежи обусловлена следующими причинами. Множество известных ученых, представителей политической деятельности считают, что в России практически отсутствует структура гражданского общества, а «политическая культура участия» у большинства населения находится у самых истоков. Особое внимание стоит уделить молодежи, так как она практически не включена в реальный процесс политики, имеет слабое представление о программах и целях партий, не идентифицирует их как выразителей интересов определенных классов. Если молодежь находится в состоянии выбора при решении тех или иных политических ситуаций, то в первую очередь, на принятие решения повлияет образ политического деятеля или партии. А он, соответственно, может значительно отличаться от реального. Это может происходить по разным причинам, в качестве одной из них могут выступать работы различных партийных идеологов и имиджмейкеров.
Цель: дать психологическое описание образа политических партий и соотнести его с политическим поведением студенческой молодежи.
Предмет–образ политической партии; медиакоипетентность; политическое поведение; политические представления.
Объектом исследования данной работы является студенческая молодежь Санкт-Петербурга, в возрасте от 18 до 25 лет.
Гипотеза:- политические выборы сказываются на политическом поведении студентов, а именно, накануне показатели активности политического поведения более выражены, нежели сразу после них.
- как реальный, так и «идеальный» образ партии оказывает влияние на электоральное поведение молодежи.
Задачи:
- Провести обзор отечественной и зарубежной психологической литературы об образе политической партии и методах его исследования.
- Выявить взаимосвязь образа политических партий и политического поведения молодежи.
-Проанализировать сходства и различия в проявлении политического поведения до и после выборов.
-Сравнить образ политической партии, представленный в сознании студентов в период политических выборов, и между ними.
- Определить взаимосвязь политического поведения и сложившейся степени медиакомпетентности молодежи.
Методы:
1. Анкета для определения степени медиакомпетентности, составленная на основе трех компонентов медиакомпетентности (когнитивного, аффективного, операционального), выделенных в результате анализа теоретических данных. (К.К.Бакулева)
2. Методика определения форм и активности политического поведения. (К.К. Бакулева).
3. Анкета для выявления философских и инструментальных представлений о природе политики, составленная на основе метода операционального кодирования (GeorgeA., 1969)
4. Методика «Семантический дифференциал» из 20-ти дескрипторов (О.С.Дейнека, М.А.Соловьева)
5. Авторская анкета: «Узнаваемость партий»
Психолого-политическая роль политических партий заключается в конструировании и транслировании значимых для общества социально-политических идеалов, идей и ценностей, а также формирование соответствующих им убеждений у определенной части населения. Обратим внимание, что именно студенческая молодежь отличается социальной гибкостью и восприимчивостью к новым политическим идеям и идеалам и за счет этого обладает особой политико-культурной значимостью в обществе. Кроме того, молодежь как социально-демографическая группа представляет один из главных капиталов общества, от инновационного, творческого и трудового участия которого напрямую зависит жизнеспособность государства.
Как показывает исторический опыт, молодежь всегда стремилась к активной политической жизни. К примеру, в дни февральской революции в выступлениях приняло участие не менее 30 тысяч студентов. А после революции 1917 г. в России был создан коммунистический интернационал молодежи.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи образа политической партии и политического поведения молодежи актуально.
В процессе работы дано психологическое описание образа политических партий у студенческой молодежи. Проанализирована взаимосвязь образа партии и политического поведения молодежи. Проведено сравнение узнаваемости политических партий в разные временные промежутки. Выявлены и проанализированы представления избирателей о природе политики. Описан образ современной и «идеальной» политической партии в представлении респондентов до и после проведения выборов. Изучены межгрупповые различия уровня медиакомпетентности и политического поведения молодежи.
1. Анисимова О.В. Социально-психологический анализ проблемы абсентеизма / О.В. Анисимова // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. – Том 2. – № 1 (5). – С. 41–46.
2. Анисимова О.В. Социально-психологические факторы предрасположенности личности к отказу от политического выбора: афтореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Анисимова Ольга Викторовна – Саратов, 2010. – 22с.
3. Анисимова Т.В. Политическая психология. Методические указания. СПб., 1992.
4. Бакулева К. К. Когнитивные аспекты политического поведения избирателей: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.12 /Санкт-Петербург, 2016. - 169 с.
5. Бакулева К.К. Медиакомпетентность избирателей как фактор политической культуры// Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире: материалы научной конференции, 2012. – С. 466-468.
6. Бакулева К.К. Психологические аспекты изучения политической медиакомпетентности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2014 № 3
7. Бальсун К.Ю. Электоральное поведение в избирательном процессе современной России: автореф. дис. …канд. полит. наук: 23.00.02/ Бальсун Константин Юрьевич – Ставраполь, 2009. – 28с.
8. Батыгин Г. С. , Девятко И. Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2.
9. Блинов Н.М., Ожегов Ю. П., ШерегиФ.Э. Политическая культура и молодежь. М., 1982.
10. Василик М.А. Политология: учебник для вузов/ М.А. Василик. – М.: Гардарики. 2004. – 580 с.
11. Вебер В. Портфолио медиаграмотности / В. Вебер // Информатика и образование. 2002. – N 8. – С.46–52.
12. Вещеникин С.Н. Особенности применения метода операционального кодирования для диагностики убеждений политических лидеров: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.12 / Вещеникин Сергей Николаевич. – СПб., 2012. – 21 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
14. Гаджиев К. С. Политология. Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.
15. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука". Избранные труды. Москва-Воронеж.2003.480 с.
16. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. — Л., 1984.
17. Ганзен В.А., ГоловейЛ.А. К системному описанию онтогенеза человека
18. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории // Вопросы философии. – 1991. №3.
19. Гостев А.А. Проблема вторичных образов в психологии/ А.А. Гостев // Психологический журнал. 2012. Том 33. № 4. – С. 17 – 26.
20. Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] / Гребенникова О.В. // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. N2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.09.2015).
21. Дейнека О.С. Позитивное отношение к государству как латентный фактор электоральной активности / О.С. Дейнека //Выборы в Российской Федерации. СПб.: Норма. 2002. – С. 72–73
22. Дубов И.Г., Пантилеев С.Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал 1992 г. № 6.
23. Ионова А.А. Политико-психологические аспекты электорального поведения в политических системах: теоретико-методологический анализ: афтореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.01/ Ионова Анастасия Александровна. – М., 2011. – 24с.
24. Ирхин Ю.В. Психология и политика. М., 1993.
25. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования. / Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. общая ред. Л.B. Куликова. СПб., 2001.
26. Кон И. С. Молодежь // БСЭ. 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С.478.
27. Куликов Л.В. Социально-психологические аспекты влияния СМИ на сознание/ Л.В. Куликов // Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. Вып. 1.– С. 3–12.
28. Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002.
29. Линейцева К.С. К вопросу о моделях электорального поведения российских избирателей/ К.С. Линейцева // Молодой ученый. 2013. №3. – С. 366–368.
30. Мартов Л. Политические партии в России. 2-е изд. М., 1917.
31. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistiсs 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных/ А.Д. Наследов. – СПб.: Питер. 2013. – 416 с.
32. Общая психология: Учебно - методическое пособие / Под общ. Ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.
33. Одайник В. Психология политики. СПб.: Ювента, 1996.
34. ОлесичН.Я. Господин студент Императорского Санкт-Петербургского Университета. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
35. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь/ Д.В. Ольшанский. – М.: Академический проект, 2002. – 576 с.
36. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов/ Д.В. Ольшанский. – Екатеринбург, 2001. – 496 с.
37. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания М., 1997
38. Пушкарева Г.В. Политическое поведение: теория, методология и практические возможности когнитивного подхода: автореф. дис. … докт. психол. наук: 23.00.01/ Пушкарева Галина Викторовна. – М., 2004. – 41 с.
39. Самуйлова И.А. Установки студенческой молодежи Санкт-Петербурга по отношению к выборам в России как фактор их политического участия/ И.А. Самуйлова // Петербургский психологический журнал. №2. 2013. – С. 1–14.
40. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник/ А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.
41. Свешникова Н.О. Актуальные проблемы и возможности исследования образа государства в политической психологии/ Н.О. Свешникова // Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. Вып. 1. – С. 166–174.
42. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 598 с., 1996.
43. Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996.
44. Федотова В.Г. Анархия и порядок // Избранная социально-философская публицистика. – М.
45. Франкл В. Человек в поисках смысла / Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.
46. Шестопал Е.Б. Политическая психология, М 2011, с. 311]
47. Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера// Полис 1997 № 6
48. Шмелев А.Г. Психология политического противостояния: тест социального мировоззрения // Психологический журнал 1992,№ 5.
49. Шульц Д. История современной психологии– СПб. : Евразия , 2002. – 533 с.
50. Юнг К.Г - Алхимия снов. Четыре архетипа
51. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.
52. Bandura A. Soсial сognitive theory of mass сommuniсation// Media effeсts: Advanсes in theory and researсh. 1994. pp. 61-90.
53. Baran S.J. Introduсtion to Mass Сommuniсation. Boston; New York: MсGraw Hill, 2002. – 535p.
54. Easton D. The analysis of politiсal struсture. New York: Routledge, 1990. – 252р.
55. George A. The «Operational Сode»: A Negleсted Approaсh to the Study of Politiсal Leaders and Deсision-Making // International Studies Quarterly. Vol. 13, 1969, pp. 190–222.
56. MсPhee W.N., Smith R.B., Ferguson J. A theory of informal soсial influenсe // Formal theories of mass behavior / Ed. by W.N. MсPhee. New York: Free Press, 1963. pp. 74–103.
57. Roger d. Masters “Human nature, nature, and politiсal thought”/Yale University, 1989