Введение____________________________________________________________________3
Глава 1. Роль Великого шелкового пути как связующего звена Азии и Европы__________10
1.1 История развития Великого шелкового пути с конца II века до н.э. до XVI века_
1.2 Дискуссии о воссоздании Великого шелкового пути на современном этапе_________ 13
Глава 2. Политическая составляющая проекта нового «Шелкового пути» как фактора американо-китайского противостояния_
2.1 Позиция США по отношению к проекту экономического пояса Шелкового пути_____16
2.2 Позиция стран региона по отношению к проекту экономического пояса Шелкового пути
Глава 3. Экономические аспекты проекта нового «Шелкового пути» в противостоянии США и КНР
3.1 Основные источники финансирования экономического пояса Шелкового пути______27
3.2 Характеристика торгово-экономических отношений США с потенциальными участниками проекта экономического пояса Шелкового пути________________________30
3.3 Характеристика торгово-экономических отношений КНР с потенциальными участниками проекта экономического пояса Шелкового пути
Заключение
Список источников и литературы
Проект нового «Шелкового пути» представляет собой стремление властей КНР воссоздать исторически значимый и известный «Великий шелковый путь», который на протяжении многих столетий связывал Китайскую империю с западным миром, проходя через многие государства и способствуя распространению китайский товаров, таких как шелк, специи, янтарь и т.д.
На сегодняшний день данный проект называют по-разному. «Пояс и путь» является официальным названием проекта, который объединяет как морской, так и сухопутный проект нового «Шелкового пути». В данной работе будет рассмотрен именно сухопутный путь проекта нового «Шелкового пути», который официально называется «Экономическим поясом Шелкового пути», а также влияние упомянутого проекта на американо-китайское противостояние.
14-15 мая 2017 года в Пекине прошел саммит «Один пояс – один путь». Саммит был посвящен проекту нового «Шелкового пути», который был инициирован председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 года. Целью данного проекта является создание сети автомобильных и железных дорог, морских путей и трубопроводов через Азию, Африку и Европу, которые соединят Китай и разные точки мира. Китай получит необходимые ему сырье и энергоресурсы, а в обратном направлении будут идти китайские товары.
На сегодняшний день проект находится в разработке, следовательно о нем известно немного и информация периодически обновляется. Сведения о маршрутах и транспортных узлах, по которым будет проходить путь, точное количество стран, задействованных в реализации проекта, также официально не объявлены. По некоторым данным в проекте может быть заинтересовано около 67 государств. Однако это также зависит от маршрута, по которому пройдет путь. Поэтому, пока не известен точный маршрут проекта, сложно говорить о количестве стран, которые станут участниками проекта нового «Шелкового пути».
Для финансирование проекта нового «Шелкового пути» КНР учредила Фонд Шелкового Пути объемом около 50 млрд долларов. Более того, порядка 100 млрд долларов будет привлечено через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный по инициативе Китая.
Актуальность работы:
Данная работа является актуальной, поскольку ряд стран довольно спорно относятся к данному проекту. Проект может изменить геополитическую обстановку в регионе, поэтому его изучение крайне важно. Например, такие страны как Япония, США видят в проекте экономического пояса Шелкового пути угрозу китайской экспансии, как политической, так и экономической. Российская Федерация, создавая Евразийский экономический союз, также стремится сформировать интегрированное Евразийское пространство и стать его центром. Однако отношение РФ к проекту нового «Шелкового пути» зависит в большой степени от его маршрута. В случае, если он пройдет через территорию России, то она будет в числе стран заинтересованных в проекте. В случае, если путь будет проходить через страны Центральной Азии, в обход России, то данный проект будет противоречить интересам РФ. Страной, имеющей крайне негативную позицию по отношению к проекту, является Индия, которую тревожит тесное сотрудничество Китая и Пакистана и возможность прохода пути через спорный регион Кашмир. Проект «Пояс и путь», в частности проект экономического пояса Шелкового пути неизбежно повлияют на экономику и, как следствие, внешнюю политику стран АТР, Ближнего и Среднего Востока, а также Европы и США. Исследование вероятных маршрутов и потенциальных последствий реализации проекта позволят странам, чьи интересы затрагиваются в проекте, направить строительство пути по необходимому сценарию, а также оказать влияние на его реализацию.
Рассматривая создание нового «Шелкового пути» следует обратить особое внимание на позицию США, которые имеют значительное влияние на многие страны, через которые будет проходить маршрут проекта. Несомненно, США не хотят увеличение и без того немалого влияния КНР на страны Центральной Азии. США опасаются, что целью проекта является не только расширение экономических связей Китая со странами Азии и Европы, но и расширение их политического влияния. Множество развивающихся стран Азии заинтересованы в китайских инвестициях, китайской экономической поддержке. Однако США понимают, что за развитием экономического партнерства непременно последует более тесное политическое сотрудничество. И в таком случае конкурентом США в Центральной Азии будет не только Россия, влияние которой в последние годы из-за экономических проблем стало уменьшаться, но и КНР, финансовые возможности которой намного превышают российские.
Объект исследования – американо-китайское противостояние.
Предмет исследования - влияние экономического пояса Шелкового пути на американо-китайское противостояние.
Цель данной работы – выявить каким образом проект нового «Шелкового пути» повлияет на противостояние США и Китая.
Задачи: 1. Показать историческую роль Великого Шелкового Пути.
2. Показать экономическое значение проекта экономического пояса Шелкового пути в американо-китайском противостоянии.
3. Выявить политическую роль проекта экономического пояса Шелкового пути в американо-китайском противостоянии.
Анализ источниковой базы исследования:
В данной работе были использованы различные по характеру документы и материалы.
Важную часть источников составляют заявления, комментарии, речи, выступления председателей КНР, президентов США и других высокопоставленных лиц государств, которые будут задействованы в реализации проекта экономического пояса Шелкового пути. Также в источниковой базе необходимо выделить статистические данные, которые также способствовали решению отмеченных выше задач данной работы.
Одной из задач данной ВКР является выявление исторического значения Великого шелкового пути и роли его воссоздания. С помощью энциклопедии Британника можно выделить этапы создания Великого шелкового пути, главные цели его создания и роль, которую играл путь в процессе международного взаимодействия стран, через которые он проходил. Данная энциклопедия позволяет выявить заинтересованность государств и государственных образований в контроле над маршрутом Великого шелкового пути и его частей.
Ежегодные доклады по международной торговле США, публикуемые министерством торговли США, показывают основные данные торговых отношений между США и другими странами мира. Более того, данные доклады показывают объемы импорта и экспорта США со странами Центральной Азии и КНР, исследуя которые можно сделать соответствующие выводы о том, каким образом проект нового «Шелкового пути» повлияет на экономические отношения между США и КНР, а также между США и странами Азии. Изучая торговые данные, представленные на официальном сайте Департамента Торговли при Президенте США, с такими странами, как Япония , Индия , Пакистан и другими странами, а также сравнивая их с товарооборотом с КНР, можно сделать соответствующие выводы о том, какового нынешнее положение и влияние Китая в экономиках стран Азии и других регионов, а также какового влияние США в экономиках стран различных регионов мира.
Данные, которые предоставлены в докладе , сделанном Всемирным банком, касающиеся статистических данных международной торговли КНР, показывают не только общий объем товарооборота Китая и стран различных регионов, но и детальные данные по объемам экспорта и импорта между КНР и странами соответствующих регионов. Таким образом, становится возможным выявить тесные связи Китая и некоторых стран региона, а также стремление этих стран к получению еще больших инвестиции в национальную экономику через договоренность о прохождении нового «Шелкового пути» через их территории.
Степень научной разработанности вопроса:
Тематика двусторонних отношений между КНР и США, проблемы и перспективы их развития являются актуальными темами исследования. Данная тематика представлена в работах исследователей из разных стран. Однако проект экономического пояса Шелкового пути, информация по маршруту и финансированию которого до сих пор представлена расплывчато китайскими властями, и официально не закреплена, вызывает неоднозначные оценки со стороны международного научного сообщества. Одна из наиболее детально представленных аналитических работ относительно проекта нового «Шелкового пути» была создана Джеймсом Макбрайдем - «Создавая новый Шелковый путь» (Building the New Silk Road) . Во-первых, автор показывает отношение США к новому «Шелковому пути». Во-вторых, он рассказывает обистинных, по его мнению, целях, которые преследует Китая, воссоздавая Великий шелковый путь. В-третьих, автор показывает отношения некоторых стран Азии к проекту пути, приводя в пример большую заинтересованность Пакистана и настороженность Индии. Одним из главных выводов автора является то, что несмотря на большую экономическую пользу от проекта, Китая также стремится расширить свое политическое влияние. Поскольку одной из задач данной ВКР является выявление политической составляющей нового «Шелкового пути», работа Макбрайда позволяет определить отношение США и стран региона на воссоздание Великого шелкового пути.
Следующим исследованием, которое способствовало решению одной из задач данной работы, было совместное исследование Родиона Эббигхаузена и Ильи Коваля – «Новый «Шелковый путь» Китая: ожидание и реальность» . Данное исследование помогает выявить отношение России, США и стран региона к проекту нового «Шелкового пути». Отражает позицию Японии и США, которые скептически относятся к данному проекту, считая его способом расширение политического влияния КНР в регионе. Более того, исследование Эббигхаузена и Коваля показывает позицию Казахстана и Таджикистана, которые используют развитие сотрудничества с Китаем как способ уменьшения зависимости от России. Авторы считают, что с созданием данного пути, Россия окончательно уступит свои позиции в странах Центральной Азии Китаю.
Американо-китайские отношения и влияние экономического пояса Шелкового пути на противостояние двух государств детально рассматриваются экспертом в американо-китайских отношений – Лексютиной Яной Валерьевной. Многочисленные монографии и статьи Лексютиной Я.В., такие как «США и Китай: линии соперничества и противоречий» , «Дуализм современной политика Китая в Юго-Восточной Азии» и др. способствуют более подробному изучению представленной тематики.
Методологическая основа исследования:
1. Анализ. Были проанализированы все данные, изученные при рассмотрении проекта нового «Шелкового пути», а именно товарооборот между странами, ВВП потенциальных стран-участниц проекта, уровень развития инфраструктуры в странах региона, политические и культурные отношения между государствами и т.д.
2. Системный подход. Имея цель сделать наиболее точные выводы о проекте экономического пояса Шелкового пути, необходимо было использовать системный подход, при котором были рассмотрены как положительные, так и отрицательные аспекты проекта, как экономические, так и политические данные и показатели.
3. Сравнение. Данный метод был использован при изучении сходств и различий в позициях США и КНР в различных государствах, через территорию которых потенциально буде проходит экономический пояс Шелкового пути.
Научная новизна исследования: Научная новизна данного исследования определяется недостаточной изученностью, так как наличие официальной информации со стороны властей Китая крайне недостаточно. В данной работе проанализированы данные, предоставленные соответствующими структурами разных государств, а также работы специалистов из таких стран как Россия, США, Китай. Тем самым данная работа нацелена на то, чтобы объективно показать каким образом проект экономического пояса Шелкового пути может повлиять на американо-китайское противостояние.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе рассмотрена историческая роль Великого шелкового пути как связующего звена Азии и Европы, а также создание инициативы по возрождению пути. Во второй главе рассмотрена политическая составляющая проекта экономического пояса Шелкового пути как фактора американо-китайского противостояния. В третьей главе рассмотрены экономические аспекты проекта, который играют непосредственную роль в противостоянии США и Китая.
Таким образом, из данной работы следует, что позиции стран, через территорию которых будет проходить экономический пояс Шелкового пути различаются. Некоторые настроены положительно и готовы активно сотрудничать с китайскими властями для осуществления данного проекта. Некоторые страны, относятся довольно скептически к китайской инициативе, так как цели и методы реализации проекта не ясны отчетливо. Другая группа стран крайне негативно относится к инициативе, так как видит в ней китайский «План Маршалла».
Государства, такие как США, которые нацелены на укрепление своих позиций в регионе, а также расширение своего влияния, видят угрозу национальным интересам в проекте экономического пояса Шелкового пути. Излишняя закрытость китайской стороны способствует подобным тенденциям. Однако, учитывая тот факт, что торгово-экономические отношения КНР со странами АТР, Средней Азии и Ближнего Востока активно развиваются, отдельные страны не готовы на прямую конфронтацию с Китаем. Как следствие, они соглашаются на переговоры и стремятся совместно урегулировать спорные вопросы. Так, например, Россия стремится сотрудничать с Китаем в вопросе реализации проекта экономического пояса Шелкового пути. Несмотря на то, что Россия активно стремится реализовать свой собственный интеграционный проект – ЕАЭС, российские власти понимают, что противостоять Китаю в регионе будет сложно, а также бессмысленно. Поэтому Россия стремится сотрудничать с Китаем, путем создания специальной комиссии по сопряжению проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
Что касается позиции США, то стоит отметить, что отношение американской стороны к проекту экономического пояса Шелкового пути и проекта «Пояс и путь» в целом периодически претерпевало определенные изменения. Несмотря на официальные заявления китайского стороны относительно того, что КНР лишь приветствует участие США в проекте, в действительно США выражали недовольство степенью закрытости проекта, его истинных целей и источников финансирования. Несомненно США видят угрозу в китайской инициативе, которая увеличит китайское влияние не только в регионе, но и в мире. Более того, желание многих стран АТР, Среднего и Ближнего Востока стать частью экономического пояса Шелкового пути еще более увеличивает недовольство США данным проектом.
США полагают, что Китай использует свое экономическое влияния на ряд стран региона, чтобы навязать выгодные для себя условия реализации проекта. Более того, с приходом к власти администрации Трампа, торгово-экономические отношения США и Китая заметно ухудшились. Недовольство торговым дефицитом США и, как следствие, введение определенных сдерживающий инструментов по отношению к Китаю, непосредственно отразившихся на объем экспорта из Китая в США, негативно влияют на процесс реализации проекта экономического пояса Шелкового пути. Так, США открыто выражают недоверие по отношению к китайской инициативе.
Более того, учитывая стремление Китая расширить свое влияние в регионе и нежелание США уступать позиции, данная инициатива не может приветствоваться американской стороной. Противостояние США и Китая в различных регионах мира включает также борьбу за влияние двух государств в Центральной Азии, Ближнем Востоке и АТР. Подобный крупномасштабный проект, соединяющий Азию и Европу, во главе которого будет стоять Китай противоречит национальным интересам США. Завуалированность целей китайской стороны, которая стремится с помощью расширения своего экономического влияния, увеличить политическое влияния страны, вызывает недовольство США.
Целью данной работы было выявить, каким образом проект нового «Шелкового пути» повлияет на противостояние США и Китая. Как следствие, можно сделать вывод, что данный проект только увеличит противостояние двух государств. Недоверие со стороны США по отношению к данному проекту, его целям, а также методам реализации усиливает противостояние между двумя государствами. США воспринимают данный проект как стремление усилить своё политическое влияние путём развития торгово-экономических отношений со странам, которые будет задействованы в данном проекте.
В ходе данной работы была показана роль Великого шелкового пути на протяжении всего его существования. Также было показано значение его существования, которое повлияло на решение воссоздать данный путь и создать проект экономического пояса Шелкового пути. Экономический пояс Шелкового пути нацелен на то, чтобы связать страны Азии и Европы, упросить торгово-экономические связи между ними, а также путём развития инфраструктуры ускорить темпы доставки товаров из Азии в Европу и наоборот. Понимая историческую роль Великого шелкового пути, США осознают, какими могут быть последствия его воссоздания.
Более того, было выявлено экономическое значение проекта нового «Шелкового пути» в американо-китайском противостоянии. Он несомненно усилит влияние Китая на экономики стран многих регионов, а также будет благоприятно способствовать торговле по маршруту экономического пояса Шелкового пути. Более того, на фоне нынешних обстоятельств, при которых США выражают недовольство по поводу торгового дефицита с Китаем, иная инициатива, которая укрепит позиции Китая в случае ухудшения отношений с США, не соответствует интересам Америки.
Также была отражена политическая роль проекта экономического пояса Шелкового пути как в американо-китайском противостоянии, так и в регионе в целом. Данный проект несомненно увеличит престиж Китая в странах Восточной Азии, Средней Азии, Ближнего Востока, а также Европы. Поэтому насторожённость и скептицизм США по отношению к данному проекту очевидна.
США понимают, что при успешной реализации проекта экономического пояса Шелкового пути, влияния Китая будет увеличиваться не только в данном регионе. Как следствие, Китай укрепит свои позиции как на Ближнем Востоке, так и в Европе. А вторая часть проекта «Пояс и путь» - Морской Шелковый путь XXI века укрепит позиции КНР в Африке и странах Южной Азии. Поэтому в вопросе строительства экономического пояса Шелкового пути будет происходит столкновение интересов США и Китая в различных регионах.
1. В отношениях Японии и Китая происходят тонкие изменения// МИА «Россия сегодня». 2017.URL: https://inosmi.ru/politic/20170522/239399191.html (дата обращения: 05.03.2018).
2. Встреча Си Цзиньпина и Дональда Трампа определила вектор будущего развития китайско-американских отношений// Жэньминь Жибао. 2017.URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0410/c31521-9200626.html (дата обращения: 02.03.2018).
3. Инвестиции в проект экономического пояса Шелкового пути превысили $50 млрд// ТАСС Информационное агентство России. 2017.URL: http://tass.ru/ekonomika/4072605 (дата обращения 24.03.2018).
4. Индия отказалась от участия в форуме «Один пояс – один путь»// РИА Новости. 2017.URL: https://ria.ru/economy/20170514/1494253537.html (дата обращения: 03.03.2018).
5. Китайская инициатива «Пояс и путь» не представляет угрозы// МИА «Россия сегодня». 2017.URL: https://inosmi.ru/politic/20170506/239300791.html (дата обращения: 01.03.2018).
6. Китай и Шри-Ланка подписали соглашение об аренде порта// РИА Новости, 2017 URL:https://ria.ru/world/20170729/1499405008.html (дата обращения: 04.03.2018).
7. Китай прокомментировал обеспокоенность Индии проектом Шелкового пути// РИА Новости, 2017 URL: https://ria.ru/world/20170516/1494386369.html (дата обращения: 03.03.2018).
8. КНР дополнительно направит в Фонд Шелкового пути $14,5 млрд// Российская газета. 2017.URL: https://rg.ru/2017/05/14/knr-dopolnitelno-napravit-v-fond-shelkovogo-puti-145-mlrd-dollarov.html(дата обращения 24.03.2018).
9. Новый «Шелковый путь», или как Китай хочет всех объединить// РИА Новости. 2017.URL: https://ria.ru/economy/20170513/1494227526.html (дата обращения: 01.03.2018).
10. Проект «Один пояс - один путь». Досье// ТАСС Информационное агентство России. 2017. URL: http://tass.ru/info/4383152 (дата обращения 28.02.2018).
11. Политолог: ожидания России от проекта Шелкового пути пока не оправдались// РИА Новости. 2017.URL: https://ria.ru/world/20170512/1494182333.html (дата обращения: 02.03.2018).
12. Си Цзиньпин: Казахстанско-китайские отношения выдержали испытаение временем (из речи) // Закон Казаxстан. 2017.URL: https://www.zakon.kz/4862552-si-czinpin-kazakhstansko-kitajjskie.html (дата обращения: 17.04.2018).
13. Си Цзиньпин встретиля с Б. Обамой в преддверии саммита G20 в Гуанчжоу// Синьхуа Новости. 2016.URL: http://russian.news.cn/2016-09/04/c_135658253.htm (дата обращения: 02.03.2018).
14. Си Цзиньпин: Китай выделит Фонду Шелкового пути $14.5 млрд// Русская служба BBC. 2017. URL: https://www.bbc.com/russian/news-39911903 (дата обращения: 15.03.2018).
15. Совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути// Кремль. 2015.URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 05.03.2018).
16. Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь»// РИА Новости. 2017. URL: https://ria.ru/spravka/20170514/1494097368.html (дата обращения 28.02.2018).
17. Трудные этапы большого пути BRI: «Один пояс» – много проблем// ИА «Новостной фронт». 2018.URL: https://news-front.info/2018/04/07/trudnye-etapy-bolshogo-puti-bri-odin-poyas-mnogo-problem/ (дата обращения 24.03.2018).
18. Economic Watch: Financing Belt and Road, opportunities worth over 10 trillion USD// Xinhua Net. 2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017-12/03/c_136797691.htm (дата обращения: 15.03.2018).
19. India// Office of the United States Trade Representative, 2017 URL: https://ustr.gov/countries-regions/south-central-asia/india (дата обращения: 02.04.2018)
20. India China trade hits a record $84.4 billion// The Hindu. 2018. URL: http://www.thehindu.com/business/india-china-trade-hits-a-record-844-billion/article22970857.ece (дата обращения: 13.04.2018).
21. Japan// Office of the United States Trade Representative. 2017. URL: https://ustr.gov/countries-regions/japan-korea-apec/japan (дата обращения: 02.04.2018).
22. Kazakhstan// Office of the United States Trade Representative. 2017. URL: https://ustr.gov/countries-regions/south-central-asia/kazakhstan (дата обращения: 10.04.2018).
23. Pakistan// Office of the United States Trade Representative. 2017. URL: https://ustr.gov/countries-regions/south-central-asia/pakistan (дата обращения: 03.04.2018).
24. Silk Road// Encyclopedia Britannica. 2018.URL: https://www.britannica.com/topic/Silk-Road-trade-route (дата обращения: 22.02.2018)
25. Spotlight : China-India trade ties set to deepen// Xinhua – Asia&Pacific Edition. 2018. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-03/31/c_137079563.htm (дата обращения: 13.04.2018).
26. Turkey// Office of the United States Trade Representative. 2017. URL: https://ustr.gov/countries-regions/europe-middle-east/europe/turkey (дата обращения: 10.04.2018).
27. Turkey – People’s Republic of China Economic and Trade Relations// Republic of Turkey, Ministry of Foreign Affairs. 2017. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-commercial-and-economic-relations-with-china.en.mfa (дата обращения: 17.04.2018).
Список литературы:
1. Блиничева В. Результаты форума «Один пояс, один путь»// Актуальные комментарии. 2017.URL: http://actualcomment.ru/rezultaty-foruma-odin-poyas-odin-put-1705231334.html (дата обращения 28.02.2018).
2. Ван Ш., Вань Ц. На пути к взаимовыгодному сотрудничеству «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС — конкуренты или партнеры?/ Ш. Ван, Ц. Вань//Свободная мысль. - 2014. №4. - С. 91-102.
3. Глазырина И. Экономический пояс Шелкового пути: экологические аспекты/ И. Глазырина// Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - №1. Т. 62. - С. 32-42.
4. Косов Ю., Лагутина М. О евразийской стратегии Китая// Государственная служба. 2015.URL: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r102/3584/ (дата обращения: 01.05.2018).
5. Кулинцев Ю. Среднесрочная перспектива реализации концепции «Экономического пояса Шелкового пути»// Государственная служба. 2015.URL: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r102/3587/ (дата обращения: 01.05.2018).
6. Лексютина Я. США и Китай: линии соперничества и противоречий// СПБГУ. 2011.URL: https://www.twirpx.com/file/1561639/ (дата обращения: 20.04.2018).
7. Лексютина Я. Дуализм современной политика Китая в Юго-Восточной Азии// Вестник РУДН. 2015.URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dualizm-sovremennoy-politiki-kitaya-v-yugo-vostochnoy-azii(дата обращения: 20.04.2018).
8. Мануков С. Стала известна стоимость Нового Шелкового пути// Эксперт – Русский репортер. 2017.URL: http://expert.ru/2017/08/22/stala-izvestna-stoimost-novogo-shelkovogo-puti/ (дата обращения: 15.03.2018).
9. Тавровский Ю.В. Китайская мечта и ее составляющие// Независимая газета. 2015.URL: http://www.ng.ru/ideas/2015-12-04/5_ideas.html (дата обращения: 02.03.2018).
10. Толеуханова А. Казахстан и Китай: страх, ненависть и деньги// Россия Сегодня. 2016.URL: https://inosmi.ru/politic/20160713/237171403.html (дата обращения: 17.04.2018).
11. Чубаров И., Калашников Д. «Один пояс – один путь»: глобализация по-китайски/ И. Чубаров, Д. Калашников // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. №1. Т. 62.- С. 25-3.
12. Шибутова Л. Казахстан и Китай: Динамика экспорта и импорта за 10 лет// Информационное агентство Regnum.2017.URL: https://regnum.ru/news/economy/2298105.html (дата обращения: 17.04.2018).
13. Шлапеко Е., Степанова С. Великий шелковый путь и евразийская интеграция/Е. Шлапеко, С. Степанова// Мировая экономика и международные отношения. – 2018. №1. Т. 62.- С. 43-52.
14. Эббигзаузен Р., Коваль И. Новый «Шелковый путь» Китая: ожидание и реальность// Deutsche Welle. 2017. URL: http://www.dw.com/ru/новый-шелковый-путь-китая-ожидание-и-реальность/a-38826261 (дата обращения 28.02.2018).
15. Akhter Sh. Pakistan, China to exchange data from April 30 to check trade mispricing// The New International. 2018. URL: https://www.thenews.com.pk/print/287689-pakistan-china-to-exchange-data-from-april-30-to-check-trade-mispricing (дата обращения: 16.04.2018).
16. Amighini A., China’s Belt and Road: A Game Changer? / A. Amighini// ISPI. – 2015.P. 121-141.
17. Ekman A. China in Asia: What is behind the new silk roads/ A. Ekman// Paris & Brussels: French Institute of International Relations. -2015.P. 3-28.
18. Liangyu, Spotlight : China-India trade ties set to deepen// Xinhua – Asia&Pacific Edition, URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-03/31/c_137079563.htm (дата обращения: 13.04.2018).
19. Mayger J. China Japan hold first economic talks in 8 years in trade war shadow// Bloomberg Markets. 2018. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-04-16/china-and-japan-revive-economic-dialogue-amid-u-s-trade-threats (дата обращения: 13.04.2018).
20. One Belt, One Road: China's Great Leap Outward//Paris: The European Council on Foreign Relations. 2015.P. 3-18.
21. Yurou, Interview: Turkey hopes to elevate relations with China to higher level: Turkish ambassador// Xinhua – Asia&Pacific Edition. 2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017-12/06/c_136803323.htm (дата обращения: 16.04.2018).
22. Zhao M. China’s New Silk Road Initiative/ M. Zhao//IAI Working Papers. 2015. 15/37.P. 2-12.