Введение 3
Глава 1. Понятие «мягкая сила». Специфика стран Азии. 8
1.1. Понятие «мягкая сила» 8
1.2. Ресурсы «мягкой силы» 17
Глава 2. Предпосылки и цели проведения политики «мягкой силы» 23
Глава 3. Ключевые ведомства, структуры и акторы проведения политики «мягкой силы» 30
3.1. Китайская Народная Республика 30
3.2. Республика Корея 36
3.3. Япония 38
Глава 4. Основные направления реализации политики «мягкой силы» 43
4.1. Китайская Народная Республика 43
4.2. Республика Корея 56
4.3. Япония 64
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78
В современном мире, уставшем от многочисленных военных конфликтов прошлого века, все большую популярность набирает использование ненасильственных методов достижения влияния. В существующих условиях все больше стран прибегают к использованию «мягкой силы» в формировании своей политики. Термин «мягкая сила» был впервые введен американским политологом Дж.Наем в его книге Bound to Lead: TheChanging Nature of American Powerв1990г. В своих последующих работах Най развил данный термин и определил его как «способность получать желаемые результаты в отношениях с другими государствами за счет привлекательности собственной̆ культуры, ценностей и внешней политики, а не принуждения или финансовых ресурсов» и «влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определенных сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия» .
Однако со времени возникновения данной концепции мировой порядок претерпел сильные изменения. Если изначально понятие «мягкая сила» применялось лишь для описания публичной дипломатии США, которые в течение долгого времени оставались лидером в этой сфере, то сейчас, вследствие высоких темпов экономического развития и открывшихся новых возможностей стран Юго-Восточной Азии, сам основоположник концепции Дж. Най отмечает растущий год от года потенциал стран данного региона в формировании «мягкой силы» и считает, что оно «должно происходить согласно характерным национальным особенностям, и в этом не следует полагаться на американскую модель». В данной работе будут рассмотрены наиболее развитые страны региона: Китайская Народная Республика, Республика Корея и Япония, сравнительный анализ реализации политики «мягкой силы» которых представляет особый интерес, так как этим государствам удалось в кратчайшие сроки превратиться из разоренных войной стран в ведущие экономики, являющиеся одними из лидеров формирующегося сегодня многополярного мира, избрав при этом совершенно отличные друг от друга пути политического и экономического развития.
Само понятие «мягкая сила» существенно развилось со времени своего возникновения. Сейчас изучением «мягкой силы», ее ресурсов и инструментов занимаются ученые по всему миру, большинство из которых стремится адаптировать концепцию под реалии своей страны, и азиатские исследователи не являются исключением. Особенности подходов каждой из стран будут рассмотрены в данной работе.
Специфичны и акторы, ответственные за формирование политики «мягкой силы» каждой из стран: если в силу особенностей политического устройства КНР именно государство определяет приоритетные направления политики «мягкой силы», выстраивает механизмы и выделяет ресурсы для их реализации, то в Японии и Южной Корее преобладает роль частного сектора в данной политике, который, тем не менее, поддерживается государством.
Наконец, наибольшее внимание в данной работе уделяется ресурсам «мягкой силы», другими словами, направлениям, посредством которых государства реализуют данную политику. Стоит отметить, что они уникальны для каждого государства, тем не менее, большинство исследователей выделяет следующие ресурсы: распространение и популяризация языка, продвижение традиционной и современной культуры, привлечение молодежи и образовательные контакты, содействие международному развитию, развитие туризма, спортивная дипломатия и поддержка соотечественников.
Цель исследования – определить специфику формирования политики «мягкой силы» в КНР, Южной Корее и Японии.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) дать общую характеристику понятию «мягкая сила» и определить специфику формирования политики «мягкой силы» стран Азии;
2) определить основные направления проведения политики «мягкой силы» и их особенности;
3) определить исторические предпосылки и цели проведения политики «мягкой силы» КНР, Республики Корея и Японии.
4) выявить ключевые ведомства, структуры и акторы, играющие основную роль в проведении политики «мягкой силы» КНР, Республики Корея и Японии;
5) выработать классификацию основных направлений политики «мягкой силы» КНР, Республики Корея и Японии, дать общую характеристику каждому из этих направлений и оценить их эффективность.
Объектом исследования являются исторические предпосылки и цели проведения политики «мягкой силы» КНР, Республики Корея и Японии, ключевые ведомства, структуры и акторы, играющие основную роль в проведении данной политики и основные направления её реализации.
Предмет исследования - политика «мягкой силы», проводимая КНР, Республикой Корея и Японией.
Методы исследования, используемые в работе:
- метод теоретического анализа, который позволяет определить особенности подходов различных исследователей, в том числе азиатских, к концепции «мягкой силы».
- метод сравнения, который позволяет установить сходство и различие в формировании политики «мягкой силы» КНР, Республики Корея и Японии.
- метод статистического анализа для оценки эффективности проведения политики «мягкой силы» КНР, Японии и Республики Корея.
- при помощи синтеза происходит соединение полученных при анализе исторических предпосылок и целей, основных направлений, ключевых ведомств, структур и акторов, играющих основную роль в проведении политики «мягкой силы» КНР, Республики Корея и Японии, в целое представление о специфике формирования политики «мягкой силы» выбранных стран.
Хронологические рамки исследования: проводимое нами исследование охватывает главным образом XX и XXI век, с отсылками к более ранним историческим периодам в случае с Китаем и Японией. В данной работе будет дана краткая характеристика исторического развития КНР, Республики Корея и Японии, благодаря которой можно будет установить предпосылки использования «мягкой силы» каждой из стран и цели, которые они преследуют.
Обзор использованных источников. Характеризуя источниковую базу данного исследования, необходимо отметить, что она включает материалы официальных сайтов министерств, ведомств и компаний КНР, Республики Корея и Японии, значимые нормативно-правовые акты и официальные сообщения правительств, сайты новостных агентств, а также данные социологических опросов и рейтингов, например, ежегодный рейтинг «мягкой силы» британского журнала Monocle , ежегодный рейтинг лучших университетов мира Times Higher Education University Rankings и ежегодный отчет туристических направлений Travel and Tourism Competitiveness Report.
Теоретическая основа исследования. Для исследования общих закономерностей и специфики подходов различных стран к концепции «мягкой силы» автором были использованы работы американских, российских, китайских, южнокорейских и японских исследователей, свидетельствующие о высокой степени актуальности данной темы и повышенном внимании со стороны мирового научного сообщества.
Важными для работы стали книги Дж. Ная и Г. Киссинджера, а также наиболее известный древнекитайский трактат «Искусство войны» Сунь-цзы.
Для исследования основных направлений реализации политики «мягкой силы» и ответственных за это акторов автор использовал статьи из наиболее авторитетных российских и зарубежных изданий в сфере политологии, экономики, имиджелогии, международных отношений и востоковедения.
Научная новизна темы заключается в сравнительном анализе проведения политики «мягкой силы» КНР, Республикой Корея и Японии и выявлении наиболее сильных направлений каждой из стран.
Структура работы соответствует ее целям и задачам. Первая глава исследования посвящена теоретическому анализу подходов к исследованию концепции «мягкой силы» и выявлению специфики стран Азии. В данной главе будут изучены работы американских, российских, китайских, южнокорейских и японских исследователей, посвященные формированию политики «мягкой силы» стран Азии, а также определен и классифицирован инструментарий «мягкой силы».
Вторая глава будет посвящена предпосылкам и целям формирования политики «мягкой силы» каждой из стран. В этой главе будет проведен краткий анализ исторического развития КНР, Республики Корея и Японии, который позволит выявить причины и исторический опыт использования данной политики.
Третья глава посвящена ключевым ведомствам, структурам
и акторам проведения политики «мягкой силы». В данной главе будет проведен институциональный анализ формирования «мягкой силы» и выявлена специфика каждой из стран.
Четвертая глава посвящена основным направлениям реализации политики «мягкой силы». В данной главе будет рассмотрено то, каким образом и насколько успешно КНР, Республика Корея и Япония реализуют политику «мягкой силы» по таким направлениям как распространение и популяризация языка, продвижение традиционной и современной культуры, привлечение молодежи и образовательные контакты, содействие международному развитию, развитие туризма, спортивная дипломатия и поддержка соотечественников.
На сегодняшний день можно говорить о «мягкой силе», как о способности получать желаемые результаты в отношениях с другими государствами, влиять на них, за счет привлекательности собственной культуры, ценностей, внешней политики и сотрудничества в определенных сферах, а не принуждения или финансовых ресурсов. Можно сделать вывод, что «мягкая сила», в отличие от «жесткой», влияет на объект лишь косвенно, ориентирована на постепенное вовлечение объекта в зону своего влияния, и, несмотря на то, что для достижения результатов ей требуется больше времени, они будут более долговременными, чем при применении «жесткой силы». Несмотря на то, что, первоначально, понятие «мягкая сила» применялось для характеристики публичной дипломатии США, сейчас исследователи считают справедливым использование данной концепции для описания публичной дипломатии стран Юго-Восточной Азии. Страны региона достигли определенных успехов в формировании «мягкой силы» с учетом национальных особенностей. В данной работе было проанализировано большое количество работ не только американских и российских, но и китайских, южнокорейских и японских исследователей, на основании чего можно сделать вывод, что данная концепция чрезвычайно актуальна в регионе, а азиатские исследователи не только принимают теорию Ная, но и стремятся адаптировать её под особенности своих стран. В качестве инструментов при проведении политики «мягкой силы» государствами большинство исследователей выделяет такие ресурсы как: распространение и популяризация языка, продвижение традиционной и современной культуры, привлечение молодежи и образовательные контакты, содействие международному развитию, развитие туризма, спортивная дипломатия и поддержка соотечественников.
Правительства КНР, Республики Корея и Японии уделяют повышенное внимание формированию и развитию политики «мягкой силы». Сравнивая рассматриваемые страны, можно отметить Сравнивая предпосылки и цели формирования политики «мягкой силы» рассматриваемых стран, можно выделить следующие особенности: и Китай, и Япония, в отличие от Южной Кореи имеют исторический опыт успешного использования инструментов «мягкой силы». Еще одной важной особенностью является то, что и КНР, и Япония так или иначе всегда занимали лидирующие позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, тогда как Республике Корея удалось добиться влияния в регионе лишь на современном этапе, во многом именно благодаря реализации политики «мягкой силы».
Сравнивая институциональный аспект формирования политики «мягкой силы» рассматриваемых стран, можно говорить о том, что для формирования внешнеполитического имиджа КНР выделен целый комплекс государственных и медийных институтов, деятельность которых внутри страны и за рубежом ведется в соответствии с указанием партии и под ее пристальным вниманием, что способствует целенаправленному, подконтрольному формированию внешнеполитического имиджа государства. В отличие от КНР, в формировании политики «мягкой силы» Республики Корея преобладает частный сектор, а основными акторами являются чеболи, международные СМИ, муниципалитеты и НКО. Институциализация «мягкой силы» Японии занимает промежуточное положение между КНР и Республикой Корея, проведение политики «мягкой силы» Японии изначально находилось под контролем государства, которое для этих целей сформировало целый ряд специализированных министерств, ведомств и агентств, но с течением времени все более активную роль в данной сфере начинают играть неправительственные структуры, фонды и, в особенности, локальные бренды и транснациональные корпорации.
Чтобы определить, насколько успешно КНР, Южной Кореи и Японии проводят политику «мягкой силы», следует, прежде всего, обратиться к ежегодному рейтингу британского журнала Monocle. Согласно этому рейтингу, в списке стран, наиболее привлекательных с точки зрения культуры, спорта, национальной кухни, дизайна, дипломатии и т.д., КНР занимает 20 место, Республика Корея - 17 место, а Япония входит в тройку наиболее привлекательных стран мира. Однако результаты проведенного автором исследования позволяют сомневаться в достоверности результатов данного рейтинга. Говоря о распространении национального языка, стоит отметить, что сеть Институтов Конфуция на 2017 г. уже насчитывает 50 филиалов, в мире действует 131 отделение Института Короля Седжона, в то время как политика Японии в данной сфере носит несколько разрозненный характер, а страна не имеет унифицированной сети языковых институтов. В вопросах культуры КНР существенно отстает от своих соседей, т.к. на данный момент страна, в сущности, не может предложить продукты современной культуры, которые могли бы выдерживать конкуренцию с Республикой Кореей и Японией. По мнению автора исследования, Япония, долгое время державшая пальму первенства в вопросах распространения современной культуры в регионе, на данный момент вынуждена уступить ее Южной Корее, чья «Корейская волна» стала уникальным феноменом в культурной жизни не только региона, но и всего мира, вытесняющим с рынка японскую поп-культуру. Для определения лидера в образовательной политике стоит обратиться статистике: количество иностранных студентов за прошедший год в КНР составило 442 773 человек, в Республике Корея - 104 262 человек, в Японии - 239 287 человек; в топ-200 лучших университетов мира ежегодного рейтинга TimesHigherEducation вошли 9 университетов Китая, 2 университета Южной Кореи и 2 университета Японии, что свидетельствует о лидерстве КНР в данной сфере. В вопросах туризма Южная Корея отстает от своих соседей, а выбрать лидера между КНР и Японией достаточно сложно: несмотря на то, что в 2015 году Китай посетило 56,9 миллионов туристов, а Японию всего 24 миллиона , Япония заняла 4 место отчете привлекательных туристических направлений TravelandTourismCompetitivenessReport, став лидером среди стран Азии. В вопросах содействия международному развитию и спортивной дипломатии все рассматриваемые страны находятся на примерно одинаковом уровне и проводят политику в данных направлениях достаточно успешно, а политика поддержки соотечественников в КНР, Республике Корея и Японии существенно различается: в то время как правительствами Китая и Южной Кореи предусмотрен целый ряд мер по поддержке диаспоры своих стран за рубежом, что позволяет им впоследствии эффективно использовать этот инструмент «мягкой силы» своих целях, Япония не уделяет достаточно внимания данному вопросу, что даже вынуждает представителей японской диаспоры выступать с официальными обращениями к правительству страны. На основании вышеизложенного, мы можем предположить, что Япония, долгое время занимавшая лидирующие позиции в вопросах реализации политики «мягкой силы» в регионе, на данный момент уступает КНР и Республике Корея по целому ряду направлений. Несмотря на то, что КНР имеет более обширный опыт реализации политики «мягкой силы» и показывает хорошие результаты в международных рейтингах, можно предположить, что в силу демократического устройства страны и своеобразному синтезу Востока и Запада в современной поп-культуре Южная Корея имеет больший потенциал «мягкой силы» в регионе в будущем.
1. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному разивтию[Электронный Ресурс] Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации — Электрон. текстовые дан. — М., 2007. — Режим доступа: minfin.ru/common/upload/library/2007/07/concept_rus.pdf - свободный (дата обращения: 13.04.17).
2. IntellectualPropertyStrategicProgram 2005 [Электронный Ресурс ] / JapanIntellectualPropertyPolicyHeadquarters, 2005. — Режим доступа: japan.kantei.go.jp/policy/titeki/kettei/050610_e.pdf, свободный (дата обращения: 13.04.17).
3. The 57th Convention of the Nikkei and Japanese Abroad Conference Declaration [Электронный ресурс] // – Режим доступа: jadesas.or.jp/57taika_sengen_en.pdf свободный. (Дата обращения 12.09 2017)
4. White paper on China’s foreign aid [Электронный ресурс] // Режим доступа: xinhuanet.com/english/china/2014-07/10/c_133474011.htm - свободный (Дата обращения: 18.03.2017).
2. Материалы сайтов министерств, ведомств, компаний, организаций:
1. Институт «Сечжон хактан» (세종학당) [Электронный ресурс] // – Режим доступа: visitkorea.or.kr/rus/CU/CU_RU_4_1_3_4.jsp, свободный. (Дата обращения 4.09.2016).
2. Интернет в Китае. Справка / РИА Новости. 2010. 13 января. [Электронный ресурс] // -wap.ria.ru/world/20100113/204310750.html - свободный (Дата обращения: 09.03.17)
3. О газете «Жэньминь жибао» он-лайн. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: russian.people.com.cn/95209/index.html - свободный (Дата обращения 12.03.2017).
4. Официальный сайт агентства «Китай Синьцзян». [Электронный ресурс] // - Режим доступа: chinaxinjiang.cn/11/2013/25/index.htm?randid=0.41476482188497743 - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
5. Официальный сайт агентства «Синьхуа». [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: russian.news.cn/service/2009-12/21/c_13116328.htm - свободный (Дата обращения 12.03.2017).
6. Официальный сайт Агентства Международного Сотрудничества Республики Корея [Электронный ресурс] // – Режим доступа: koica.go.kr/english/main.html, свободный. (Дата обращения 20.09.2016).
7. Официальный сайт группы компаний Samsung [Электронный ресурс] // – Режим доступа: samsung.com/africa_en/africancitizenship/index.html, свободный. (Дата обращения 10.09.2016).
8. Официальный сайт Института Конфуция РГГУ. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: confucius-institute.ru - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
9. Официальный сайт Института Короля Сечжона 2011 [Электронный ресурс] // – Режим доступа: sejonghakdang.org/sjcu/home/main.do, свободный. (Дата обращения 4.08.2016).
10. Официальный сайт Китайского Делового Центра. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: cbc-spb.com/our-events/chinese-new-year-2015/ - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
11. Официальный сайт Китайского международного конкурса переводов. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: russian.china.org.cn/culture/citc/ - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
12. Официальный сайт Министерства образования КНР. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://en.moe.gov.cn/Resources/Statistics/ - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
13. Официальный сайт Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии [Электронный ресурс] // – Режим доступа: mext.go.jp/en/policy/education/highered/title02/detail02/sdetail02/1373894.htm свободный. (Дата обращения 12.09.2016).
14. Официальный сайт Президентского Комитета по национальному брендингу Республики Корея [Электронный ресурс] // – Режим доступа: koreabrand.net, свободный. (Дата обращения 17.09.2016).
15. Официальный сайт Президентского Комитета по национальному брендингу Республики Корея [Электронный ресурс] // – Режим доступа: koreabrand.net, свободный. (Дата обращения 17.09.2016).
16. Официальный сайт Уральского Федерального Университета. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: ci.urfu.ru/about/faq/ - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
17. Официальный сайт Японского Центра в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // – Режим доступа: jpcenter.spb.ru, свободный. (Дата обращения 17.09.2016).
18. Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Республике Корея [Электронный ресурс] // – Режим доступа: whc.unesco.org/en/statesparties/kr, свободный. (Дата обращения 12.09.2016).
19. Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Японии [Электронный ресурс] // – Режим доступа: whc.unesco.org/en/statesparties/jp, свободный. (Дата обращения 12.09.2016).
20. Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Китае. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: whc.unesco.org/en/statesparties/cn - свободный (Дата обращения: 18.03.2017).
21. Annual Report on the Development of Chinese Students Studying Abroad (2016) No.5 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: ccg.org.cn/annual-report-on-the-development-of-chinese-students-studying-abroad-2016-no-5/ - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
22. «China Daily» official site[Электронный Ресурс ] // Режим доступа: chinadaily.com.cn/cd/introduction.html свободный (Дата обращения 12.03.2017).
23. Asia 21 official site. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: asiasociety.org/asia21-young-leaders - свободный (Дата обращения: 18.03.2017).
24. China Scholarship Council official site. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: en.csc.edu.cn/ - свободный (Дата обращения 12.03.2017).
25. Chinese National Television official site. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: english.cntv.cn - свободный (Дата обращения 12.03.2017).
26. ColomboPlanofficialwebsite [Электронный ресурс] // – Режим доступа: colombo-plan.org/ свободный. (Дата обращения 12.09.2016).
27. Confucius Institute Headquarters (Hanban) official site .[Электронный Ресурс ] // Режим доступа: english.hanban.org - свободный (Дата обращения 12.03.2017).
28. CUCASofficialsite. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: cucas.edu.cn/ - свободный (Дата обращения: 18.03.2017).
29. International Department Central Committee of CPC. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: idcpc.org.cn свободный (Дата обращения: 12.03.2017).
30. InternationalMangaAwardofficialwebsite [Электронный ресурс] // – Режим доступа: manga-award.jp/ свободный. (Дата обращения 12.09.2016).
31. Japan Agency for Cultural Affairs official site. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: bunka.go.jp/english/ (Дата обращения 12.03.2017).
32. JapanFoundationofficialsite. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: jpf.go.jp/e/ (Дата обращения 12.03.2017).
33. Japan International Cooperation Agency official site. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: jica.go.jp/english (Дата обращения 12.03.2017).
34. Japan Ministry of foreign affairs official site. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: mofa.go.jp/policy/culture/public_diplomacy.html (Дата обращения 12.03.2017).
35. Japan National Tourism Organization official site. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: jnto.go.jp/eng/about/index.html (Дата обращения 12.03.2017).
36. Japan Student Services Organization official website[Электронный ресурс] // – Режим доступа: jasso.go.jp/en/about/statistics/intl_student/data2016.html свободный. (Дата обращения 12.09.2016).
37. Japan Tourism Agency official site. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: mlit.go.jp/kankocho/en/about/index.html (Дата обращения 12.03.2017).
38. StatisticsKoreaofficialsite [Электронный ресурс] // – Режим доступа: kostat.go.kr/portal/korea/index.action - свободный. (Дата обращения 4.08.2016).
39. StudyinJapanofficialwebsite [Электронный ресурс] // – Режим доступа: studyjapan.go.jp/en/toj/toj09e.html свободный. (Дата обращения 12.09.2016).
40. The Association and Japanese Abroad official website [Электронный ресурс] // – Режим доступа: jadesas.or.jp/en/aboutnikkei/ свободный. (Дата обращения 12.09 2017)
41. The State Council The People's Republic Of China. [Электронный Ресурс ] // Режим доступа: english.gov.cn - свободный (Дата обращения: 12.03.2017).
42. The Times Higher Education World University Rankings 2016-2017 list [Электронный ресурс] // - Режим доступа: timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2016-17/world-ranking (Дата обращения: 18.04.2017).
43. VisitJapanofficialwebsite [Электронный ресурс] // – Режим доступа: visitjapan.jp/en/ свободный. (Дата обращения 12.09.2016).
44. 中国进出口银行 (Официальны сайт Экспортно-импортного банка КНР) [Электронный ресурс] // - Режим доступа: eximbank.gov.cn/m/ - свободный (Дата обращения: 18.03.2017).
45. 国家开发银行 (Официальный сайт Китайского банка развития) [Электронный ресурс] // - Режим доступа: cdb.com.cn свободный (Дата обращения: 18.03.2017).
46. 欢迎访问中共中央党校网站 (Официальный сайт Центральной партийной школы Центрального комитета КПК) [Электронный Ресурс ] // - Режим доступа: ccps.gov.cn – свободный (Дата обращения: 12.03.2017).
47. 汉语桥 (Официальный сайт конкурса «Китайский мост»). [Электронный Ресурс] // Режим доступа: bridge.chinese.cn/ -свободный (Дата обращения 15.03.2017)
3. Материалы СМИ:
1. Бурибаев А. Культурное и духовное общение являются важной основой для укрепления традиционной дружбы между народами разных стран -замминистр культуры Казахстана.2012. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: russian.people.com.cn/31519/7404856.html - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
2. В Китае проходят Дни культуры Кыргызстана. 2008. 25 сентября. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: russian.xinhuanet.com/russian/2008-09/25/content_728100.htm - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
3. В Китае создали новое ведомство во интернет-цензуре. 2010. 17 апреля [Электронный ресурс] // - Режим доступа:. lenta.ru/news/2010/04/17/censorship/ свободный (Дата обращения: 11.03.2017).
4. Китай выделил Таджикистану $18,7 млн безвозмездной помощи [Электронный ресурс] // - Режим доступа: .regnum.ru/news/fd-abroad/1437852.html - свободный (Дата обращения: 18.03.2017) 2013.
5. Китай забрал кусок Таджикистана и на этом не остановится? 2013. 14 мая [Электронный ресурс] // - Режим доступа: mk.ru/politics/world/article/2013/05/14/853531-kitay-zabral-kusok-tadzhikistana-i-na-etom-ne-ostanovitsya.html - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
6. Китай поставит военную технику Кыргызстану на $17,5 млн [Электронный ресурс] // - Режим доступа: knews.kg/society/39624_kitay_postavit_voennuyu_tehniku_kyirgyizstanu_na_175_mln/- свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
7. Китай усилит администрирование в Интернете / Коммерсантъ. 2014. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: kommersant.ru/doc/1634995 - свободный (Дата обращения: 09.03.17)
8. Китайский кинорынок вышел на второе место в мире. 2013. 22 марта [Электронный ресурс] // - Режим доступа: lenta.ru/news/2013/03/22/china1/ - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
9. Лю Юаньюань. Имидж Китая: восприятие российским сообществом. 2011[Электронный ресурс] // - Режим доступа: ia-centr.ru/expert/365/- свободный (Дата обращения 15.03.2017).
10. Най Дж. Мягкая сила Китая в китайской мечте. 2013. 21 декабря [Электронный ресурс] // – Режим доступа: inosmi.ru/world/20131221/215796739.html, свободный. (Дата обращения 15.09.2016).
11. Най Дж. Растущая мягкая сила Южной Кореи. 2009. 10 ноября [Электронный ресурс] // – Режим доступа: project-syndicate.org/commentary/south-korea-s-growing-soft-power?version=russian, свободный. (Дата обращения: 20.08.2016).
12. Образование в Китае: кто и зачем едет учиться в Поднебесную. 2014. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: vchae.com/obrazovanie-v-kitae-kto-i-zachem-edet-uchitsya-v-podnebesnuyu/ - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
13. Погорелов, Р. «Мягкая сила» КНР и что Пекин может предложить миру. 2014. 10 октября [Электронный ресурс] // - Режим доступа: journal-neo.org/2014/04/10/rus-myagkaya-sila-knr-i-chto-pekin-mozhet-predlozhit-miru, свободный (Дата обращения: 11.03.2017).
14. Пресс-канцелярия Госсовета КНР будет повышать активность и эффективность передачи информации о Китае / XinhuaNewsAgency. 2013. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: russian.people.com.cn/31521/7680032.html - свободный (Дата обращения: 12.03.2017).
15. Следующий саммит G20 пройдет в Китае. 2014. 18 ноября [Электронный ресурс] // - Режим доступа: inosmi.ru/fareast/20141118/224348565.html - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
16. Туризм в городе Санья пострадал от девальвации рубля в России. 2014. 3 декабря [Электронный ресурс] // - Режим доступа: russian.people.com.cn/n/2014/1203/c31518-8817599.html - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
17. Туризм как форма «мягкой силы». Проблемы китайского путешественника в России. 2012 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: odnako.org/blogs/turizm-kak-forma-myagkoy-sili-problemi-kitayskogo-puteshestvennika-v-rossii/ - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
18. Увеличение численности китайцев в Кыргызстане превратится в национальную проблему? 2012.[Электронный ресурс] // - Режим доступа: inter.kg/analitika/206-uvelichenie-chislennosti-kitaycev-v-kyrgyzstane-prevratitsya-v-nacionalnuyu-problemu.html - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
19. Хуацяо, их роль в политике КНР. 2014. 27 марта [Электронный ресурс] // - Режим доступа: journal-neo.org/2014/03/27/rus-huatsyao-ih-rol-v-politike-knr/ - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
20. Цензура Интернета в Китае. 2010. [Электронный ресурс] // - Режим доступа:contentfiltering.ru/allinet/regulinet/regulinet_249.html - свободный (Дата обращения: 09.03.17)
21. Шевырев И. Как получить китайский кредит. 2013 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: dipcomment.com/expert?watch=187-свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
22. Южная Корея и диаспора: прочная связь с исторической родиной. 21 октября 2014 [Электронный ресурс] // – Режим доступа: .ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=9320, свободный. Дата обращения: (25.09.2016).
23. China becomes largest source of overseas students. 2013. 2 августа [Электронный ресурс] // - Режим доступа: news.xinhuanet.com/english/china/2013-08/02/c_125110114.htm - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
24. China Cultural Month kicks off in Sao Paulo. 2013. 14 октября. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: cntv.cn/program/cultureexpress/20131014/104250.shtml - свободный (Дата обращения 15.03.2017).
25. China issues five-year cultural development blueprint / Xinhua News Agency. 2012. 15 февраля. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: china.org.cn/china/2012-02/15/content_24646610.htm – свободный (Дата обращения: 12.03.2017).
26. China opposed to politicizing Games /China Dail. 2008. 25 января [Электронный ресурс] // - Режим доступа: chinadaily.com.cn/olympics/2008-01/25/content_6420437.htm - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
27. China's Five-year Program to Boost Cultural Development. / Xinhua News Agency. 2006. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: china.org.cn/english/2006/Sep/181028.htm - свободный. (Дата обращения: 11.03.2017).
28. CurtainfallsondazzlingandoutstandingGames [Электронный ресурс] // - Режим доступа: dailytimes.com.pk/default.asp?page=2010%5C11%5C28%5Cstory_28-11-2010_pg2_1 - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
29. Easton Y. Tokyo 2020 and Japan’s Soft Power. 2016. 31 октября [Электронный ресурс] // – Режим доступа: thediplomat.com/2016/08/tokyo-2020-and-japans-soft-power/ - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
30. Gov't steps up efforts to encourage Korean language study overseas. 6 октября 2011 [Электронный ресурс] // – Режим доступа: english.yonhapnews.co.kr/culturesports/2011/10/06/94/0701000000AEN20111006003800315F.HTML, свободный. (Дата обращения 4.09.2016).
31. Kim S. Daewoo Electronics Supporting Education in One of Peru’s Poor Villages // Donga Daily. 2012. №252. P. 42-46.
32. Lee H. Arirang TV now shown in more than 100 million households.// H. Lee Korea Herald. 2012. №53. P. 12-16.
33. Lee H. Arirang TV now shown in more than 100 million households.// H. Lee Korea Herald. 2012. №53. P. 12-16.
34. Lee H.. POSCO active in helping needy children abroad // Korea Times. 2012. №321. P.31-34.
35. Lee J. Hyundai Motors’ Efforts to Reform India’s Driving Culture //Donga Daily, 2012. №252. P. 23-30.
36. Lee S. South Korea's Soft Power Diplomacy // EAI Issue Briefing, No. MASI, January 2009, p 5.
37. McDougall R. The Olympics and Japan: A Retrospective 2016. 2 октября [Электронный ресурс] // – Режим доступа: eastasianstudiesedinburgh.org/blog/2016/10/2/the-olympics-and-japan-a-retrospective/ - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
38. Nye J. Soft Power Matters in Asia // The Japan Times, December 5, 2005, p. 303-341.
39. Olympics a 'great time' for diplomacy / China Daily. 2008 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: china.org.cn/english/olympic/242495.htm - свободный (Дата обращения: 18.03.2017)
40. Sorokina, O. Has Beijing’s Trojan Horse Developed a Limp? 2012 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: bricsmagazine.com/en/articles/has-beijing-s-trojan-horse-developed-a-limp - свободный (Дата обращения: 09.03.17)
4. Доклады, отчеты, выступления:
1. Murray, S. Sports-diplomacy: a hybrid of two halves. / S. Murray // International Symposium on Cultural Diplomacy (May 2011, Berlin). [Электронный ресурс] // Режим доступа: culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011-symposium/SportsDiplomacy-a-hybrid-of-two-halves--Dr-Stuart-Murray.pdf, свободный (дата обращения: 12.04.17).
2. Nye J. speech at TED Conference [Электронный ресурс] // Режим доступа: ted.com/talks/joseph_nye_on_global_power_shifts?language=ru свободный (дата обращения: 12.04.17).
3. Monocle’s annual Soft Power Survey. Ноябрь 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2016-17/свободный. Дата обращения: 25.04.2017.
4. The Travel and Tourism Competitiveness Report 2017 [Электронный ресурс] // – Режим доступа: weforum.org/docs/WEF_TTCR_2017_web_0401.pdf свободный. (Дата обращения 12.09 2017)
5. UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition [Электронный ресурс] // - Режим доступа: e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284418145 - свободный (Дата обращения: 18.03.2017).
Литература
1. Книги:
1. Сунь-цзы. Искусство войны / Сунь-цзы. М.: Астрель, 2012. – 192 с.
2. Byambakhand L. Soft Power In The Context Of South Korea // L. Byambakhand - Central European University Department of International Relations and European Studies – 2011 p 19.
3. Chen Z. The Power Strategy of Chinese Foreign Policy // Z. Chen - NGF Working Paper, Freie Universität, Berlin, 2013. – p. 23
4. Kazuo, O. Japan’s Cultural Diplomacy: Past and Present // O. Kazuo - Aoyama Gakuin University, Tokyo, 2009 – p 11.
5. Kissinger, H. On China / H. Kissinger. – N.Y.: The Penguin Press, 2011. 553 p.
6. Ma Y. Korea’s Public Diplomacy: A New Initiative for the Future // Y. Ma - The Asan Institute for Policy Studies. 21 Dec. 2012 - р. 12.
7. Nye, J.Bound to Lead: TheChanging Nature of American Power.N. Y. Basic Books, 1990. 132 p.
8. Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2004. 203 p.
9. Nye, J. The Future of Power. N.Y.: Public Affairs, 2011. 124 p
10. Toshiya N. Japan’s New Public Diplomacy: Coolness in Foreign Policy // N. Toshiya - Nagoya University – 2013, p.
2. Статьи:
1. Широченко, Т.В. Институциональный аспект внешнеполитического имиджа // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 20-31.
2. Черевичко Т. В. Туризм как инструмент публичной дипломатии // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. История. Международные отношения. 2014. №4. С. 93-95.
3. Стрельцов Д., Сильницкий А. Политика Японии по продвижению национального и региональных брендов // Корпоративная имиджелогия». 2008. №01 (02). С. 16-23.
4. Русакова О.Ф. Softpower как стратегический ресурс и инструмент формирования государственного бренда: опыт стран Азии // Известия уральского федерального университета. 2013. № 3. С. 52-70.
5. Русакова О. Ф. Мягкая сила стран Азии // Дискурс SoftPower. 2010. №14. С. 31-37.
6. Полякова В. В. Культура как инструмент внешней политики государства // Молодой ученый. — 2016. №15. С. 388-390.
7. Мошняга П. А. Внешняя культурная политика Японии // Власть. 2009. №6. C. 14-23.
8. Михневич, С.В. Панда на службе Дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций. 2014. - № 2. С. 15-25.
9. Меркушина, Я. С. «Мягкая сила» как инструмент формирования национально- культурной идентичности Китая // Всероссийский журнал научных публикаций. 2013. № 5. С. 20-27.
10. Лю Ц. «Мягкая сила» в стратегии развития Китая. // Полис. Политические исследования. 2009. № 4. С. 149-155.
11. Лазутина И. В., Нагорнов В. А., Рахмангулов М. Р., Сахаров А. Г., Шелепов А. В. Систематизация лучших зарубежных подходов к реализации политики «мягкой силы» // Вестник Международных Организаций. 2014. № 2. С. 229-245.
12. Куланов А. Е. Культурная дипломатия Японии // Япония. Ежегодник. 2007. №36. С. 89-112.
13. Ковба Д. М. Теоретическая и практическая адаптация концепта «мягкой силы» восточноазиатскими государствами // Пространство и время. 2014. № 4. С. 111-118.
14. Катасонова Е.Л. Япония: поп-дипломатия и поп-культура // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2. С. 140-160.
15. Каплуновская А. М. Экономическое содействие развитию туризма в Республике Корея на примере г. Сеул // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). 2014. С. 141-145.
16. Звягина Д.А. Культурное влияние как компонент «мягкой силы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4. Ч. 2. С. 94-98.
17. Зайцев, Я.А. Особенности становления и функционирования политической элиты КНР // Молодой ученый. 2013. №11. С. 728.
18. Жидков В. О. Элементы южнокорейской мягкой силы // Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2012.
Королев В. А., Кудрявцева С. С. «Мягкая сила» современной Японии: опыт и направления развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. С. 41-56.
19. Евдокимов, Е. «Олимпийская дипломатия» Китая / Е. Евдокимов // Международные процессы. 2014. № 3.С.20-24.
20. Гармаханов М. Ц. «Корейская волна» в Китае // Вестник Бурятского Государственного Университета. 2015. №8. С. 123-126.
21. Братерский М. В., Скриба А. С. Концепция «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии CША //Вестник Международных Организаций. 2014. № 2. С. 130-144.
22. Шакиров Е.Р. Мягкая сила Японии // Дискурс-Пи. 2014. №2-3. С. 112-118.
23. Arase D. Non-Traditional Security in China-ASEAN Cooperation: The Institutionalization of Regional Security Cooperation and the Evolution of East Asian Regionalism // Asian Survey, Vol. 50, No. 4, July/August 2010, p. 808-833
24. Chen Z. The Power Strategy of Chinese Foreign Policy // Z. Chen - NGF Working Paper, Freie Universität, Berlin, 2013. – p. 23
25. Hall I., Smith F. The Struggle for Soft Power in Asia: Public Diplomacy and Regional Competition // Asian Security, 2013. № 9, p. 1-18.
26. Han S. STX Promoting Korean-Chinese Exchange Through Music and Education // Donga Daily. 2012. №252. P.31-40.
27. Heng Y. Mirror, mirror on the wall, who is the softest of them all? Evaluating Japanese and Chinese strategies in the ‘soft’ power competition era // International Relations of Asia Pacific, 2010, p. 275-304.
28. Kazuo, O. Japan’s Cultural Diplomacy: Past and Present // O. Kazuo - Aoyama Gakuin University, Tokyo, 2009 – p 11.
29. Kim H. Korea Life Insurance Spreading the Message of Good Korea // Donga Daily. 2012. №252. P. 19-23.
30. Ma Y. Korea’s Public Diplomacy: A New Initiative for the Future // Y. Ma - The Asan Institute for Policy Studies. 21 Dec. 2012 - р. 12.
31. McGray D. Japan's Gross National Cool.// D. McGray. 2002. Foreign Policy. P. 11-14.
32. Nissim K. Contesting soft power: Japanese popular culture in East and Southeast Asia // International Relations of Asia Pacific, 2008, p. 73-101.
33. Paradise J. China and International Harmony: The Role of Confucius Institutes in Bolstering Beijing's Soft Power // Asian Survey, Vol. 49, No. 4, July/August 2009, p. 647-669
34. Peng E. Japan’s Quest for “Soft Power”: Attraction and Limitation // East Asia, December 2007, Volume 24, Issue 4, pp 349–363
35. Shie T. Rising Chinese Influence in the South Pacific: Beijing's “Island Fever” // Asian Survey, Vol. 47 No. 2, March/April 2007; p. 307-326
36. Toshiya N. Japan’s New Public Diplomacy: Coolness in Foreign Policy // N. Toshiya - Nagoya University – 2013, p. 7.
37. Yong D. Japan in APEC: The Problematic Leadership Role // Asian Survey, Vol. 37, No. 4, Apr., 1997, p. 353-367
38. Young N., Jong H.. China's Soft Power: Discussions, Resources, and Prospects // Asian Survey, Vol. 48, No. 3, May/June 2008, p. 453-472
39. Yul S. Japan's New Regionalism: China Shock, Values, and the East Asian Community // Asian Survey, Vol. 50, No. 3, May/June 2010, p. 497-519