Этноконфессиональные факторы формирования национальной идентичности
|
Введение 3
Глава 1 Основные понятия и проблематика этноконфессиональной идентичности 6
1.1 Содержание и понятия идентичности в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Понятие религиозной идентичности как объект социальных наук на современном этапе 9
1.3 Понятие этноконфессиональной общности как пример взаимосвязи конфессиональной и этнической идентичности 16
Глава 2 Конфессиональные факторы в российском обществе 20
2.1 Религиозный фактор и его функции в истории 20
2.2 Религиозная идентичность в условиях глобализации 25
2.3 Современное состояние проблемы этноконфессиональной идентичности молодежи в России 30
Глава 3 Исследование этноконфессиональных факторов студентов Санкт-Петербурга 40
3.1 Программа исследования 42
3.2 Этнические и социокультурные детерминанты религиозной идентификации студентов Санкт Петербурга 47
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложение 60
Глава 1 Основные понятия и проблематика этноконфессиональной идентичности 6
1.1 Содержание и понятия идентичности в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Понятие религиозной идентичности как объект социальных наук на современном этапе 9
1.3 Понятие этноконфессиональной общности как пример взаимосвязи конфессиональной и этнической идентичности 16
Глава 2 Конфессиональные факторы в российском обществе 20
2.1 Религиозный фактор и его функции в истории 20
2.2 Религиозная идентичность в условиях глобализации 25
2.3 Современное состояние проблемы этноконфессиональной идентичности молодежи в России 30
Глава 3 Исследование этноконфессиональных факторов студентов Санкт-Петербурга 40
3.1 Программа исследования 42
3.2 Этнические и социокультурные детерминанты религиозной идентификации студентов Санкт Петербурга 47
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложение 60
Актуальность работы
В современности вопрос религиозной и национальной политики является одним из самых важных проблем на этапе глобализации. Сложно представить, как национальные и религиозные интересы и ценности могут отсутствовать в каком-либо стабильном и развивающемся государстве.
Этноконфессиональные сообщества на сегодняшний день испытывают активное влияние глобализации. Привычные структурные формы их организации, основанные на закрепленных в качестве традиционных практиках жизнедеятельности, которые стабилизируют межличностные культурные контакты между индивидами, деформируется под давлением процессов глобализации. Глобализация обладает таким свойством как унификация и гомогенизация отдельных локальных социумов, которая насыщена этническим содержанием, но впоследствии становится частью большого универсального культурного пласта, нивелируя государственные границы.1
В качестве объекта данного исследования выступают студенты Санкт Петербурских вузов. Именно данный объект занимает в научной практике.
Обосновывая актуальность выбранного объекта, приведу аргумент, касающийся необходимости обзора мировозренческих установок молодого поколения. Именно данный объект занимает особое место в исследовательской среде.
Именно этой социальной группе в будущем предстоит выступить консолидирующей силой, которая способна не только проводить политику, направленную на достижение единства и согласия многочисленных народов, проживающих на территории страны, но и обеспечивать достижение общенациональных интересов. В связи с этим наблюдается значительный исследовательский интерес к формированию национальной идентичности молодежи, соотношению этнической и национальной идентичностей в сознании молодых россиян.2
Предметом исследования являются этноконфессиональные и социокультурные детерминанты идентификации представителей молодежи Санкт Петербурга.
Обосновывая актуальность выбранного объекта, приведу аргумент, касающийся необходимости обзора мировозренческих установок молодого поколения. Именно данный объект занимает особое место в исследовательской среде.
Именно этой социальной группе в будущем предстоит выступить консолидирующей силой, которая способна не только проводить политику, направленную на достижение единства и согласия многочисленных народов, проживающих на территории страны, но и обеспечивать достижение общенациональных интересов. В связи с этим наблюдается значительный исследовательский интерес к формированию национальной идентичности молодежи, соотношению этнической и национальной идентичностей в сознании молодых россиян.
Целью исследования является изучение этноконфессиональных факторов в формировании национальной идентичности студентов Санкт-Петербурга
Задачи исследования:
1) Изучение уровня религиозности молодежи
2) Выявить степени отождествленности своей национальной или этнической идентичности с религиозной
3) Выявить частоту совершения религиозных практик или ее отсутствие
4) изучить взгляды респондентов на религию как социальный институт
5) изучить основные функции религиозной идентичности
Исследовательские Гипотезы:
1) Молодежь Санкт Петербурга имеет слабую религиозную принадлежность
2) Частота совершения религиозных практик молодежи Санкт-Петербурга, считающих себя верующими относительно низкая
Тип Выборки: стихийный
Метод сбора данных: интернет-опрос
В современности вопрос религиозной и национальной политики является одним из самых важных проблем на этапе глобализации. Сложно представить, как национальные и религиозные интересы и ценности могут отсутствовать в каком-либо стабильном и развивающемся государстве.
Этноконфессиональные сообщества на сегодняшний день испытывают активное влияние глобализации. Привычные структурные формы их организации, основанные на закрепленных в качестве традиционных практиках жизнедеятельности, которые стабилизируют межличностные культурные контакты между индивидами, деформируется под давлением процессов глобализации. Глобализация обладает таким свойством как унификация и гомогенизация отдельных локальных социумов, которая насыщена этническим содержанием, но впоследствии становится частью большого универсального культурного пласта, нивелируя государственные границы.1
В качестве объекта данного исследования выступают студенты Санкт Петербурских вузов. Именно данный объект занимает в научной практике.
Обосновывая актуальность выбранного объекта, приведу аргумент, касающийся необходимости обзора мировозренческих установок молодого поколения. Именно данный объект занимает особое место в исследовательской среде.
Именно этой социальной группе в будущем предстоит выступить консолидирующей силой, которая способна не только проводить политику, направленную на достижение единства и согласия многочисленных народов, проживающих на территории страны, но и обеспечивать достижение общенациональных интересов. В связи с этим наблюдается значительный исследовательский интерес к формированию национальной идентичности молодежи, соотношению этнической и национальной идентичностей в сознании молодых россиян.2
Предметом исследования являются этноконфессиональные и социокультурные детерминанты идентификации представителей молодежи Санкт Петербурга.
Обосновывая актуальность выбранного объекта, приведу аргумент, касающийся необходимости обзора мировозренческих установок молодого поколения. Именно данный объект занимает особое место в исследовательской среде.
Именно этой социальной группе в будущем предстоит выступить консолидирующей силой, которая способна не только проводить политику, направленную на достижение единства и согласия многочисленных народов, проживающих на территории страны, но и обеспечивать достижение общенациональных интересов. В связи с этим наблюдается значительный исследовательский интерес к формированию национальной идентичности молодежи, соотношению этнической и национальной идентичностей в сознании молодых россиян.
Целью исследования является изучение этноконфессиональных факторов в формировании национальной идентичности студентов Санкт-Петербурга
Задачи исследования:
1) Изучение уровня религиозности молодежи
2) Выявить степени отождествленности своей национальной или этнической идентичности с религиозной
3) Выявить частоту совершения религиозных практик или ее отсутствие
4) изучить взгляды респондентов на религию как социальный институт
5) изучить основные функции религиозной идентичности
Исследовательские Гипотезы:
1) Молодежь Санкт Петербурга имеет слабую религиозную принадлежность
2) Частота совершения религиозных практик молодежи Санкт-Петербурга, считающих себя верующими относительно низкая
Тип Выборки: стихийный
Метод сбора данных: интернет-опрос
Данная работа посвящена изучению Этноконфессиональных факторов формирования национальной идентичности.
Феномен религиозного обращения представляет собой длительный процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей. В работе последовательно представлены теоретико-методологические основания изучения религиозной, этнической и национальной идентичности, а также представлены результаты эмпирического исследования.
Для проведения эмпирического исследования было опрошено 69 респондентов, которые учатся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга
Основная гипотеза подтвердилась посредством проверки частных теорий на основе эмпирического исследования:
1) Молодежь Санкт Петербурга имеет слабую религиозную принадлежность. Как показала шкала религиозности(5-бальная), 1,8 баллов из 5 говорит о том, что религиозная идентичность на крайне низком уровне.
2) Частота совершения религиозных практик молодежи Санкт-Петербурга, считающих себя верующими относительно низкая. Данная гипотеза относительно постов и большинства праздников действительно подтвердилась, но есть исключение в виде такой религиозной практики как «празднование пасхи», то в том числе и неверующие и верующие больше половины респондентов отмечают данный православный праздник. Но можно сказать, что это некоторое остаток социокультурной преемственности.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы относительно Этноконфессиональных факторов формирования национальной идентичности:
1) респонденты чаще всего показывали, что несмотря на их атеистическое мировоззрение, они все же разделяли те религиозные практики и довольно таки часто их практиковали, что можно назвать в их случае православной социокультурной идентичностью
2) также можно отметить, что связь между тем, что связь между переменными относительная, но присутствует: религиозность родителей респондентов и самих респондентов примерно на одном и том же уровне, если брать средний показатель
3) Те данные исследований, которые я приводил относительно функции религиозной идентичности подтвердились относительно того, что большинство людей считает, что она выполняет терапевтическую функцию.
4) Количество религиозных атрибутов показывает, что материальная культура православной церкви допускается в том числе и представителями атеистического мировоззрения и является единственной сильной детерминантой этноконфессиональной идентичности в количественном эквиваленте.
Феномен религиозного обращения представляет собой длительный процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей. В работе последовательно представлены теоретико-методологические основания изучения религиозной, этнической и национальной идентичности, а также представлены результаты эмпирического исследования.
Для проведения эмпирического исследования было опрошено 69 респондентов, которые учатся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга
Основная гипотеза подтвердилась посредством проверки частных теорий на основе эмпирического исследования:
1) Молодежь Санкт Петербурга имеет слабую религиозную принадлежность. Как показала шкала религиозности(5-бальная), 1,8 баллов из 5 говорит о том, что религиозная идентичность на крайне низком уровне.
2) Частота совершения религиозных практик молодежи Санкт-Петербурга, считающих себя верующими относительно низкая. Данная гипотеза относительно постов и большинства праздников действительно подтвердилась, но есть исключение в виде такой религиозной практики как «празднование пасхи», то в том числе и неверующие и верующие больше половины респондентов отмечают данный православный праздник. Но можно сказать, что это некоторое остаток социокультурной преемственности.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы относительно Этноконфессиональных факторов формирования национальной идентичности:
1) респонденты чаще всего показывали, что несмотря на их атеистическое мировоззрение, они все же разделяли те религиозные практики и довольно таки часто их практиковали, что можно назвать в их случае православной социокультурной идентичностью
2) также можно отметить, что связь между тем, что связь между переменными относительная, но присутствует: религиозность родителей респондентов и самих респондентов примерно на одном и том же уровне, если брать средний показатель
3) Те данные исследований, которые я приводил относительно функции религиозной идентичности подтвердились относительно того, что большинство людей считает, что она выполняет терапевтическую функцию.
4) Количество религиозных атрибутов показывает, что материальная культура православной церкви допускается в том числе и представителями атеистического мировоззрения и является единственной сильной детерминантой этноконфессиональной идентичности в количественном эквиваленте.





