Введение 3
Глава 1 Основные понятия и проблематика этноконфессиональной идентичности 6
1.1 Содержание и понятия идентичности в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Понятие религиозной идентичности как объект социальных наук на современном этапе 9
1.3 Понятие этноконфессиональной общности как пример взаимосвязи конфессиональной и этнической идентичности 16
Глава 2 Конфессиональные факторы в российском обществе 20
2.1 Религиозный фактор и его функции в истории 20
2.2 Религиозная идентичность в условиях глобализации 25
2.3 Современное состояние проблемы этноконфессиональной идентичности молодежи в России 30
Глава 3 Исследование этноконфессиональных факторов студентов Санкт-Петербурга 40
3.1 Программа исследования 42
3.2 Этнические и социокультурные детерминанты религиозной идентификации студентов Санкт Петербурга 47
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложение 60
Актуальность работы
В современности вопрос религиозной и национальной политики является одним из самых важных проблем на этапе глобализации. Сложно представить, как национальные и религиозные интересы и ценности могут отсутствовать в каком-либо стабильном и развивающемся государстве.
Этноконфессиональные сообщества на сегодняшний день испытывают активное влияние глобализации. Привычные структурные формы их организации, основанные на закрепленных в качестве традиционных практиках жизнедеятельности, которые стабилизируют межличностные культурные контакты между индивидами, деформируется под давлением процессов глобализации. Глобализация обладает таким свойством как унификация и гомогенизация отдельных локальных социумов, которая насыщена этническим содержанием, но впоследствии становится частью большого универсального культурного пласта, нивелируя государственные границы.1
В качестве объекта данного исследования выступают студенты Санкт Петербурских вузов. Именно данный объект занимает в научной практике.
Обосновывая актуальность выбранного объекта, приведу аргумент, касающийся необходимости обзора мировозренческих установок молодого поколения. Именно данный объект занимает особое место в исследовательской среде.
Именно этой социальной группе в будущем предстоит выступить консолидирующей силой, которая способна не только проводить политику, направленную на достижение единства и согласия многочисленных народов, проживающих на территории страны, но и обеспечивать достижение общенациональных интересов. В связи с этим наблюдается значительный исследовательский интерес к формированию национальной идентичности молодежи, соотношению этнической и национальной идентичностей в сознании молодых россиян.2
Предметом исследования являются этноконфессиональные и социокультурные детерминанты идентификации представителей молодежи Санкт Петербурга.
Обосновывая актуальность выбранного объекта, приведу аргумент, касающийся необходимости обзора мировозренческих установок молодого поколения. Именно данный объект занимает особое место в исследовательской среде.
Именно этой социальной группе в будущем предстоит выступить консолидирующей силой, которая способна не только проводить политику, направленную на достижение единства и согласия многочисленных народов, проживающих на территории страны, но и обеспечивать достижение общенациональных интересов. В связи с этим наблюдается значительный исследовательский интерес к формированию национальной идентичности молодежи, соотношению этнической и национальной идентичностей в сознании молодых россиян.
Целью исследования является изучение этноконфессиональных факторов в формировании национальной идентичности студентов Санкт-Петербурга
Задачи исследования:
1) Изучение уровня религиозности молодежи
2) Выявить степени отождествленности своей национальной или этнической идентичности с религиозной
3) Выявить частоту совершения религиозных практик или ее отсутствие
4) изучить взгляды респондентов на религию как социальный институт
5) изучить основные функции религиозной идентичности
Исследовательские Гипотезы:
1) Молодежь Санкт Петербурга имеет слабую религиозную принадлежность
2) Частота совершения религиозных практик молодежи Санкт-Петербурга, считающих себя верующими относительно низкая
Тип Выборки: стихийный
Метод сбора данных: интернет-опрос
Данная работа посвящена изучению Этноконфессиональных факторов формирования национальной идентичности.
Феномен религиозного обращения представляет собой длительный процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей. В работе последовательно представлены теоретико-методологические основания изучения религиозной, этнической и национальной идентичности, а также представлены результаты эмпирического исследования.
Для проведения эмпирического исследования было опрошено 69 респондентов, которые учатся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга
Основная гипотеза подтвердилась посредством проверки частных теорий на основе эмпирического исследования:
1) Молодежь Санкт Петербурга имеет слабую религиозную принадлежность. Как показала шкала религиозности(5-бальная), 1,8 баллов из 5 говорит о том, что религиозная идентичность на крайне низком уровне.
2) Частота совершения религиозных практик молодежи Санкт-Петербурга, считающих себя верующими относительно низкая. Данная гипотеза относительно постов и большинства праздников действительно подтвердилась, но есть исключение в виде такой религиозной практики как «празднование пасхи», то в том числе и неверующие и верующие больше половины респондентов отмечают данный православный праздник. Но можно сказать, что это некоторое остаток социокультурной преемственности.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы относительно Этноконфессиональных факторов формирования национальной идентичности:
1) респонденты чаще всего показывали, что несмотря на их атеистическое мировоззрение, они все же разделяли те религиозные практики и довольно таки часто их практиковали, что можно назвать в их случае православной социокультурной идентичностью
2) также можно отметить, что связь между тем, что связь между переменными относительная, но присутствует: религиозность родителей респондентов и самих респондентов примерно на одном и том же уровне, если брать средний показатель
3) Те данные исследований, которые я приводил относительно функции религиозной идентичности подтвердились относительно того, что большинство людей считает, что она выполняет терапевтическую функцию.
4) Количество религиозных атрибутов показывает, что материальная культура православной церкви допускается в том числе и представителями атеистического мировоззрения и является единственной сильной детерминантой этноконфессиональной идентичности в количественном эквиваленте.
1. А.П Романова Религиозная идентичность и ее трансформации в современном информационном пространстве. Астраханский государственный университет. Астарахань. 2021г.
2. А.П Романова, М. С. Топчиев, Д. А. Черничкин, В. С. Дрягалов, А. В. Рогов Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи южно-Российский журнал социальных наук 2019. Т. 20. No 2. С. 99-120
3. Аринин Е. И. Религиозная антропология : учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение» : в 2 ч. Ч. 1
4. В. С. Стёпина. Экуменизм Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. — 2001.
5. В.А Тишков Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства. – М.: Новый хронограф, 2012
6. Вениамин Федченков О вере, неверии и сомнении Терирем.М 2021.
7. Г. И. Разумовский «Экуменическое движение и Русская Православная Церковь»
8. Д.Эллис Русская православная церковь согласие и инакомыслие. фонд предание 1990
9. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — М.: Христианская библиотека, 2007. — 816 с.
10. Е.В Бобырева религиозный дискурс: ценности и жанры. Проблемы филологии культурологии и искуствовеления №1. М. 2008
11. Епифанова Г.В. Духовный склад русского народа как фактор цивилизационных процессов в обществе. Саратов, 2010.
12. Жак Лакан стадия зеркала и ее роль в формировании функции «я» https://psychoanalysis.by – дата обращения 03.01.2023
13. З.В Сикевич Федорова А.А., Ю.А Поссель К проблеме религиозной идентичности русских
14. З.В. Сикевич, Н.Г. Скворцов соотношение национальной и этнической идентичности молодежи(на примере Санкт-Петербурга) Вестник РУДН 2020 №2 С. 277-291.
15. Иманалиев К. Глобализация и национальная идентичность. Вестник КРСУ. 2009. Т. 9, No 1 с. 47.
...