Гарантии безопасности ядерных энергетических объектов: международное и национальное регулирование
|
Введение 3
Глава 1. Международная безопасность ядерных энергетических объектов как комплексный институт в системе международного права 6
1.1. Общие положения о международной безопасности и гарантиях безопасности в международном праве 6
1.2. Виды гарантий безопасности в международном праве 10
1.3. Место института международной безопасности ядерных энергетических объектов в системе международного права 15
1.4 Группа норм международного права, формирующих институт международной безопасности ядерных энергетических объектов 21
1.5 Организационная структура института международной безопасности ядерных энергетических объектов 25
Глава 2. Реализация гарантий безопасности в рамках института международной безопасности ядерных энергетических объектов 31
2.1. Лицензирование, последующий контроль и надзор как гарантии поддержания безопасности 31
2.2 Безопасность на стадии строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных энергетических объектов 36
2.3. Готовность к чрезвычайным ситуациям как мера по предотвращению крупных аварий 41
2.4. Гарантии безопасности на стадии перевозки радиоактивных материалов и работы с радиоактивными отходами 46
2.5. Трансграничное перемещение радиоактивных материалов и отходов, тенденции совершенствования законодательства в области ядерных объектов малой мощности 54
Заключение 65
Список используемой литературы и источников 67
Глава 1. Международная безопасность ядерных энергетических объектов как комплексный институт в системе международного права 6
1.1. Общие положения о международной безопасности и гарантиях безопасности в международном праве 6
1.2. Виды гарантий безопасности в международном праве 10
1.3. Место института международной безопасности ядерных энергетических объектов в системе международного права 15
1.4 Группа норм международного права, формирующих институт международной безопасности ядерных энергетических объектов 21
1.5 Организационная структура института международной безопасности ядерных энергетических объектов 25
Глава 2. Реализация гарантий безопасности в рамках института международной безопасности ядерных энергетических объектов 31
2.1. Лицензирование, последующий контроль и надзор как гарантии поддержания безопасности 31
2.2 Безопасность на стадии строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных энергетических объектов 36
2.3. Готовность к чрезвычайным ситуациям как мера по предотвращению крупных аварий 41
2.4. Гарантии безопасности на стадии перевозки радиоактивных материалов и работы с радиоактивными отходами 46
2.5. Трансграничное перемещение радиоактивных материалов и отходов, тенденции совершенствования законодательства в области ядерных объектов малой мощности 54
Заключение 65
Список используемой литературы и источников 67
Актуальность вопросов обеспечения безопасности в современном мире, без сомнения, велика. Об этом свидетельствуют последние события, всколыхнувшие весь мир, в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Сложившиеся обстоятельства в очередной раз подтвердили необходимость сплочения государств ради борьбы с всеобщей проблемой, будь то эпидемия, терроризм или авария на атомной электростанции (АЭС). К основным средствам, с помощью которых государства могут реализовать и обеспечить состояние безопасности, относятся гарантии, провозглашенные в международных актах, актах международных организаций или национальном законодательстве.
После событий на Чернобыльской АЭС и событий на АЭС Фукусима-1 мировое сообщество устремилось к упорядочиванию системы норм и правил в этой сфере. В практической части, как видно на примере российских электростанций, проводятся дополнительные исследования возможных аварий, предприняты усилия по минимизации человеческого фактора в кризисных ситуациях, проведена модернизация систем безопасности на старых станциях.
При этом в настоящее время не только в России, но и во всем мире, стремительно возрастает интерес к реакторам малой мощности как к перспективным энергоисточникам для удаленных территорий. В сложных природных условиях традиционных энергоисточников становится недостаточно, по этой причине актуальным является направление по строительству плавучих атомных электростанций (ПАЭС) с ядерными установками малой мощности. На данный момент разработки ведутся многими странами, однако никому, кроме России, не удалось преодолеть стадию опытных проектов. В нашей стране с декабря 2019 года функционирует первая плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», установленная в г. Певеке на Чукотке.
Таким образом, строительство и проектирование новых атомных электростанций вызывает опасения относительно обеспечения ядерной безопасности и, что не менее важно, обеспечения надлежащего правового регулирования, в этой связи особое значение приобретает комплексный анализ правовых норм, регулирующих их безопасное функционирование, и выработка предложений по их совершенствованию. Особого внимания заслуживает правовое и институциональное обеспечение транспортабельных атомных станций, эксплуатация которых свидетельствует о пробелах в законодательном регулировании, связанных, в частности, с их мобильностью и возможным трансграничным перемещением.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового обеспечения безопасности ядерных энергетических объектов. Предметом исследования являются нормы российского и международного права, регулирующие вопросы безопасности ядерных энергетических объектов.
Целью исследования является установление международных и национальных норм, регулирующих вопросы безопасности ядерных энергетических объектов, разработка теоретических положений и конкретных решений в сфере обеспечения ядерной безопасности на основе анализа современного состояния и тенденций правового регулирования. Такая цель предопределяет постановку следующих задач:
1. Исследовать общие положения о международной безопасности и гарантиях безопасности в международном праве, провести их классификацию.
2. Определить место института международной безопасности ядерных энергетических объектов в системе международного права.
3. Установить группу норм международного права и организационную структуру, из которых формируется институт международной безопасности ядерных энергетических объектов.
4. Проанализировать механизм поддержания безопасности через этапы лицензирования, последующего контроля и надзора.
6. Установить гарантии безопасности на стадии строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных энергетических объектов.
7.Исследовать механизм готовности к чрезвычайным ситуациям в качестве меры по предотвращению крупных аварий.
8.Рассмотреть гарантии безопасности на стадии перевозки радиоактивных материалов и работы с радиоактивными отходами.
9.Показать специфику трансграничного перемещения радиоактивных материалов и предложить рекомендации по преодолению пробелов в регулировании установок малой мощности.
Состояние научной разработанности темы. Вопросы обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, а также вопросы международного сотрудничества в области обеспечения безопасности исследуются в трудах таких ученых, как А. И. Иойрыш, А. И. Грищенко, А.И. Гуласарян, О. А. Супатаева, М.Н. Лысенко.
Методологическая основа исследования. Исследование осуществлено на базе современных общенаучных методов познания (синтеза, системного анализа, аналогии), а также специальных научных методов (формально–догматического, сравнительно–правового, исторически–правового и логического). Использование указанных методов позволило определить основные правовые категории в области обеспечения ядерной безопасности, определить актуальную правовую базу и сформулировать тенденции ее развития
Научная новизна выпускной квалификационной работы выражается в выявлении места института международной безопасности ядерных энергетических объектов в системе международного права, а также в формулировании предложений по совершенствованию законодательства в области ядерной безопасности установок малой мощности. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по улучшению законодательства, обеспечивающие безопасность ядерных энергетических объектов. В связи с тем, что от работодателя получен запрос на исследование, результаты будут применяться при разработке документации и контрактов на строительство АЭС.
Структура работа обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, списка литературы и источников.
После событий на Чернобыльской АЭС и событий на АЭС Фукусима-1 мировое сообщество устремилось к упорядочиванию системы норм и правил в этой сфере. В практической части, как видно на примере российских электростанций, проводятся дополнительные исследования возможных аварий, предприняты усилия по минимизации человеческого фактора в кризисных ситуациях, проведена модернизация систем безопасности на старых станциях.
При этом в настоящее время не только в России, но и во всем мире, стремительно возрастает интерес к реакторам малой мощности как к перспективным энергоисточникам для удаленных территорий. В сложных природных условиях традиционных энергоисточников становится недостаточно, по этой причине актуальным является направление по строительству плавучих атомных электростанций (ПАЭС) с ядерными установками малой мощности. На данный момент разработки ведутся многими странами, однако никому, кроме России, не удалось преодолеть стадию опытных проектов. В нашей стране с декабря 2019 года функционирует первая плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», установленная в г. Певеке на Чукотке.
Таким образом, строительство и проектирование новых атомных электростанций вызывает опасения относительно обеспечения ядерной безопасности и, что не менее важно, обеспечения надлежащего правового регулирования, в этой связи особое значение приобретает комплексный анализ правовых норм, регулирующих их безопасное функционирование, и выработка предложений по их совершенствованию. Особого внимания заслуживает правовое и институциональное обеспечение транспортабельных атомных станций, эксплуатация которых свидетельствует о пробелах в законодательном регулировании, связанных, в частности, с их мобильностью и возможным трансграничным перемещением.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового обеспечения безопасности ядерных энергетических объектов. Предметом исследования являются нормы российского и международного права, регулирующие вопросы безопасности ядерных энергетических объектов.
Целью исследования является установление международных и национальных норм, регулирующих вопросы безопасности ядерных энергетических объектов, разработка теоретических положений и конкретных решений в сфере обеспечения ядерной безопасности на основе анализа современного состояния и тенденций правового регулирования. Такая цель предопределяет постановку следующих задач:
1. Исследовать общие положения о международной безопасности и гарантиях безопасности в международном праве, провести их классификацию.
2. Определить место института международной безопасности ядерных энергетических объектов в системе международного права.
3. Установить группу норм международного права и организационную структуру, из которых формируется институт международной безопасности ядерных энергетических объектов.
4. Проанализировать механизм поддержания безопасности через этапы лицензирования, последующего контроля и надзора.
6. Установить гарантии безопасности на стадии строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных энергетических объектов.
7.Исследовать механизм готовности к чрезвычайным ситуациям в качестве меры по предотвращению крупных аварий.
8.Рассмотреть гарантии безопасности на стадии перевозки радиоактивных материалов и работы с радиоактивными отходами.
9.Показать специфику трансграничного перемещения радиоактивных материалов и предложить рекомендации по преодолению пробелов в регулировании установок малой мощности.
Состояние научной разработанности темы. Вопросы обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, а также вопросы международного сотрудничества в области обеспечения безопасности исследуются в трудах таких ученых, как А. И. Иойрыш, А. И. Грищенко, А.И. Гуласарян, О. А. Супатаева, М.Н. Лысенко.
Методологическая основа исследования. Исследование осуществлено на базе современных общенаучных методов познания (синтеза, системного анализа, аналогии), а также специальных научных методов (формально–догматического, сравнительно–правового, исторически–правового и логического). Использование указанных методов позволило определить основные правовые категории в области обеспечения ядерной безопасности, определить актуальную правовую базу и сформулировать тенденции ее развития
Научная новизна выпускной квалификационной работы выражается в выявлении места института международной безопасности ядерных энергетических объектов в системе международного права, а также в формулировании предложений по совершенствованию законодательства в области ядерной безопасности установок малой мощности. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по улучшению законодательства, обеспечивающие безопасность ядерных энергетических объектов. В связи с тем, что от работодателя получен запрос на исследование, результаты будут применяться при разработке документации и контрактов на строительство АЭС.
Структура работа обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, списка литературы и источников.
В ходе исследования нами была достигнута поставленная цель и решены задачи выпускной квалификационной работы. Были установлены международные и национальные нормы, регулирующие вопросы безопасности ядерных энергетических объектов, организационная структура, разработаны конкретные рекомендации, направленные на совершенствование законодательства в области ядерных объектов малой мощности.
В частности, в ходе работы были исследованы общие положения о международной безопасности и гарантиях безопасности в международном праве, проведена их классификация. Было сформулировано понятие «безопасность» и «гарантии безопасности», определенные как средства или методы, с помощью которых обеспечивается спокойное существование человека, государств и мирового сообщества, защита от всякого внешнего и внутреннего посягательства на объект безопасности.
Автор определил место института международной безопасности ядерных энергетических объектов в системе международного права, отнеся его к комплексным и общесистемным институтам, охватывающим несколько отраслей международного права. В частности, рассматриваемый институт имеет в основе нормы права международной безопасности, международного экологического права, международного ядерного права. Далее была очерчена группа норм международного права и организационная структура, формирующие институт международной безопасности ядерных энергетических объектов.
После чего автор перешел к практическим аспектам, посредством которых осуществляется реализация безопасности ядерных энергетических объектов. Были проанализированы такие механизмы, как лицензирование, последующий контроль и надзор, определены гарантии безопасности на стадии строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных энергетических объектов. Автор исследовал механизм готовности к чрезвычайным ситуациям в качестве меры по предотвращению крупных аварий.
Наиболее острым вопросом стал вопрос о гарантиях безопасности на стадии перевозки радиоактивных материалов и работе с радиоактивными отходами. Автор показал специфику трансграничного перемещения радиоактивных материалов и предложил разработать Типовую форму соглашения относительно установок малой мощности, позволяющего преодолеть существующие пробелы в законодательстве, рекомендованные к заключению в форме двусторонних межправительственных соглашений между государством-поставщиком и страной-импортером. В частности, было предложено включить разделы о распределении ответственности между государствами-участниками и перевозчиками при трансграничной перевозке, последующей эксплуатации и выводе из эксплуатации подобного объекта, раздел о режиме перемещения, импортного и экспортного контроля, ядерной и физической безопасности объекта, защиты окружающей среды, распределения ответственности за ядерный ущерб, раздел о финансовых гарантиях, включая страхование ядерных рисков, порядка утилизации отходов и радиоактивных материалов, порядка взаимодействия сторон при аварии.
В частности, в ходе работы были исследованы общие положения о международной безопасности и гарантиях безопасности в международном праве, проведена их классификация. Было сформулировано понятие «безопасность» и «гарантии безопасности», определенные как средства или методы, с помощью которых обеспечивается спокойное существование человека, государств и мирового сообщества, защита от всякого внешнего и внутреннего посягательства на объект безопасности.
Автор определил место института международной безопасности ядерных энергетических объектов в системе международного права, отнеся его к комплексным и общесистемным институтам, охватывающим несколько отраслей международного права. В частности, рассматриваемый институт имеет в основе нормы права международной безопасности, международного экологического права, международного ядерного права. Далее была очерчена группа норм международного права и организационная структура, формирующие институт международной безопасности ядерных энергетических объектов.
После чего автор перешел к практическим аспектам, посредством которых осуществляется реализация безопасности ядерных энергетических объектов. Были проанализированы такие механизмы, как лицензирование, последующий контроль и надзор, определены гарантии безопасности на стадии строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных энергетических объектов. Автор исследовал механизм готовности к чрезвычайным ситуациям в качестве меры по предотвращению крупных аварий.
Наиболее острым вопросом стал вопрос о гарантиях безопасности на стадии перевозки радиоактивных материалов и работе с радиоактивными отходами. Автор показал специфику трансграничного перемещения радиоактивных материалов и предложил разработать Типовую форму соглашения относительно установок малой мощности, позволяющего преодолеть существующие пробелы в законодательстве, рекомендованные к заключению в форме двусторонних межправительственных соглашений между государством-поставщиком и страной-импортером. В частности, было предложено включить разделы о распределении ответственности между государствами-участниками и перевозчиками при трансграничной перевозке, последующей эксплуатации и выводе из эксплуатации подобного объекта, раздел о режиме перемещения, импортного и экспортного контроля, ядерной и физической безопасности объекта, защиты окружающей среды, распределения ответственности за ядерный ущерб, раздел о финансовых гарантиях, включая страхование ядерных рисков, порядка утилизации отходов и радиоактивных материалов, порядка взаимодействия сторон при аварии.
Подобные работы
- Юридическая ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5870 р. Год сдачи: 2023 - Международная безопасность: понятие и виды
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Развитие международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях (Финансовый университет при Правительстве РФ)
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Оценка потенциальной опасности Ленинградской АЭС
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Экологические риски транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Международная и внутригосударственная охрана и рациональное использование водных ресурсов (на примере России)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Роль Российской Федерации в обеспечении энергетической
безопасности Европейского Союза
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2018 - Состояние и перспективы энергетического сотрудничества РФ, ФРГ и Европейского союза в контексте реализации проекта «Северный поток – 2»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022



