Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонетических навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы с использованием фонетической зарядки

Работа №133897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические вопросы формирования фонетических навыков учащихся начальных классов с использованием фонетической зарядки 10
1.1.Психолого-педагогические особенности формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы 10
1.2.Фонетический материал, подлежащий овладению учащимися начальной школы 18
1.3.Фонетическая зарядка как эффективное средство овладения фонетическим материалом учащимися младших классов 27
Выводы по главе I 39
Глава 2. Методика формирования фонетических навыков учащихся начальных классов с использованием фонетической зарядки 42
2.1. Анализ УМК по английскому языку для начальной школы с целью выявления роли фонетической зарядки 42
2.1.1. Анализ УМК «Звёздный английский» (“Starlight”)
для 2-4 классов 45
2.1.2. Анализ УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”)
для 2-4 класса 46
2.1.3. Анализ УМК «Английский язык. Brilliant» для 2-4
классов 48
2.1.4. Анализ УМК Английский язык для 2-4 классов
серии “English Favourite” 50
2.1.5. Анализ УМК Английский язык (серия "Forward")
для 2-4 классов 52
2.1.6. Результаты анализа 54
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование фонетических навыков учащихся начальных классов 56
2.3. Практическая разработка 65
Выводы по главе II 72
Заключение 73
Список литературы 76
Список сокращений 82
Приложение 83



В современном мире владение иностранным языком имеет большое значение для эффективности межкультурной коммуникации. В свою очередь, овладение иноязычной речью напрямую зависит от эффективности выбранной методики. Современная методика обучения иностранным языкам предполагает, что для полноценного речевого общения на иностранном языке необходимо овладеть средствами и деятельностью общения.
Среди средств общения особое внимание следует уделить фонетическим средствам, успешное овладение которыми является необходимым условием качественного пользования языком как средством коммуникации в соответствии с существующими в языке нормами. «Целью обучения фонетическим средствам является формирование фонетических навыков – речевых действий, выполнение которых характеризуется высоким уровнем совершенства» [Щукин, 2011: 31]. Такие навыки являются частью речевых умений, поэтому их недостаточная сформированность может привести к нарушению коммуникации.
Формирование фонетических навыков сопряжено с рядом значительных трудностей, возникающих по причине различий между фонетическим строем родного и изучаемого языка, а так же, что не менее важно, из-за индивидуальных особенностей учащихся, поэтому приступать к решению этой нелегкой задачи следует уже на ранних этапах обучения, то есть в начальной школе.
Именно на начальном этапе обучения происходит формирование слухо-произносительной базы, которая должна упрочиваться на более продвинутых этапах. Если на начальном этапе не уделять должного внимания формированию фонетических навыков, то впоследствии могут появиться как ошибки в произношении, так и проблемы с развитием речевых умений, исправить которые будет очень трудно на последующих этапах обучения.
К условиям, влияющим на успешность обучения фонетической стороне языка относится определение трудностей воспроизведения и восприятия звуков, выявление зон положительного переноса и интерференции, развитость речевого слуха. Также, следует учитывать, что обучение фонетическим навыкам не является самоцелью, а развивается в тесной связи с другими навыками (грамматическими и лексическими) и речевыми умениями (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Помимо этого, при обучении фонетической стороне языка следует учитывать психолого-педагогические характеристики учащихся начальных классов. Дети в возрасте 7-8 лет «в большинстве своем обладают способностью к имитации, хорошо развитым речевым слухом, стремлением к контактности и общительности», а также хорошо развитой долговременной памятью [Гальскова; Гез, 2006: 279]. Все перечисленные качества являются преимуществами раннего обучения иностранному языку и, в частности, фонетической стороне языка. При этом не следует забывать, что объем внимания у учащихся начальной школы невелик, а сосредоточенность кратковременна, что создает дополнительные трудности при обучении иностранному языку. По этой причине, очень важно найти способы привлечения и концентрации внимания учащихся, а также повысить их мотивацию и интерес к языку и культуре иностранного языка уже с малых лет.
Проблемами обучения фонетике на раннем этапе занимались такие методисты как Рогова Г. В., Пассов Е. И., Шатилов С. Ф., Бим И. Л. и другие исследователи, благодаря чему были достигнуты значительные успехи на пути решения проблем овладения иностранным языком и достижения большей эффективности процесса обучения. Однако до сих пор данная тематика остается открытой, и существует множество споров о том, как правильно и наиболее эффективно обучать фонетике иностранного языка в начальной школе.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, необходимостью поиска эффективных способов формирования речевых навыков у учащихся начальной школы, так как эффективность процесса обучения на раннем этапе связана с определенными трудностями и выбором средств для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия.
Во-вторых, потребностью в пересмотре технологий, способствующих повышению результативности образовательного процесса. Фонетические навыки необходимо формировать на раннем этапе обучения, чтобы впоследствии, на более продвинутых этапах, избежать проблем связанных не только с произношением, но и с развитием речевых умений. К сожалению, учителям не всегда удается достичь желаемого результата, используя возможности современных технологий обучения, из чего можно сделать вывод, что некоторые используемые сегодня приемы и методы не удовлетворяют потребностям образовательного процесса и нуждаются в пересмотре.
В-третьих, неполной исследованностью данной тематики. Проблемы обучения фонетике на раннем этапе все еще остаются не до конца решенными, а вопрос о наиболее эффективном способе обучения остается открытым.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики формирования фонетических навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы с использованием фонетической зарядки.
В соответствии с намеченной целью в работе решаются следующие задачи:
1) выявить психолого-педагогические особенности формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы;
2) проанализировать фонетический материал, подлежащий овладению в начальной школе;
3) определить типы и виды фонетической зарядки как средства овладения фонетическим материалом на начальном этапе обучения;
4) проанализировать УМК по английскому языку для начальных классов с целью выявления места и роли фонетической зарядки в формировании фонетических навыков;
5) выявить комплексы упражнений по овладению фонетической стороной речи;
6) разработать комплекс упражнений, направленных на поддержание и совершенствование фонетических навыков с использованием фонетической зарядки;
7) представить практическую разработку для учащихся 2-4 классов на основе одного из проанализированных УМК по темам: Holidays, Weather, Family, Toys, Jobs, Sports.
Объект исследования – формирование фонетических навыков учащихся младших классов.
Предмет исследования – методика формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения с использованием фонетической зарядки.
Материалом исследования послужил материал для обучения фонетической стороне языка в учебно-методических комплексах по английскому языку для 2-4 классов, отобранные методом поиска по заданному критерию.
Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы педагогической психологии, разработанные в трудах И. А. Зимней, Д. Б. Эльконина, Р. С. Немова, В. Д. Крутецкого, А. А. Люблинской, М. В. Гамезо и др., а так же теоретические положения процесса формирования фонетических навыков в методике преподавания иностранных языков, разработанные в исследованиях Н. Д. Гальсковой, Н. И: Гез, Р. К. Миньяр-Белоручева, А. А. Миролюбова, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, Е. Н: Солововой, С. Ф. Шатилова, А. Н. Щукина, Б. В. Беляева, В. А. Васильева и др.
В работе использованы следующие методы исследования: описательно-аналитический, классификационный и сравнительно-сопоставительный анализ.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке методики формирования фонетических навыков учащихся начальных классов с использованием фонетической зарядки, уточнении определения термина «фонетическая зарядка», разработке принципов отбора содержания обучения, проведении компаративного анализа современных УМК по английскому языку для начальной школы с целью выявления роли и места фонетической зарядке в рамках данных систем.
Практическая ценность работы состоит в том, что разработанные комплексы упражнений с использованием фонетической зарядки могут применяться в учебном процессе в общеобразовательных школах. Разработанные упражнения помогут эффективному формированию и совершенствованию фонетических навыков при минимальных затратах времени.
Результаты исследования были апробированы в форме выступления на IX Международной студенческой научно-практической конференции, проходившей 23.04.2016 в г. Чебоксары. По результатам конференции был издан сборник статей «Студенческая наука XXI века». Основные положения доклада освещены в следующей публикации: Сумкина Н. С., Комарова Ю.А. Фонетическая зарядка как эффективное средство формирования фонетических навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы [Текст] / Н. С. Сумкина, Ю. А. Комарова // Студенческая наука XXI века : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 613-165 http://elibrary.ru/item.asp?id=25923928.
Свидетельство участника конференции представлено в Приложении 1 (см. Приложение 1).
Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения. Текст исследования изложен на 82 страницах и включает 9 таблиц.
Во введении определяется актуальность исследования, его цели и задачи, объект и предмет, материал и методологическая основа, а также теоретическая значимость и практическая ценность исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы использования фонетической зарядки с целью формирования фонетических навыков учащихся начальных классов. Вторая глава посвящена методике формирования фонетических навыков учащихся начальных классов с использованием фонетической зарядки. В заключении содержатся общие выводы исследования и авторская оценка работы с точки зрения решения поставленных задач.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование позволило обратиться к актуальной проблеме формирования фонетических навыков учащихся начальной школы с использованием фонетической зарядки. В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1) рассмотрены и выявлены психолого-педагогические особенности формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы;
2) проанализирован и отобран фонетический материал, подлежащий овладению в начальной школе;
3) определены типы и виды фонетической зарядки как средства овладения фонетическим материалом на начальном этапе обучения;
4) проанализированы УМК по английскому языку для начальных классов и выявлена роль фонетической зарядки в формировании фонетических навыков;
5) определено содержание комплекса упражнений по овладению фонетической стороной речи;
6) разработан комплекс упражнений, направленных на поддержание и совершенствование фонетических навыков с использованием фонетической зарядки;
7) представлена практическая разработка для учащихся 2-4 классов на основе УМК “Spotlight” по темам: My Holidays, Family Moments, a Working Day.
Для решения поставленных задач были проанализированы научные исследования в области психологии и методики преподавания иностранных языков, связанные с темой исследования.
Результаты данного исследования подтвердили предположение о том, что использование фонетической зарядки и специального комплекса упражнений в качестве средства формирования фонетических навыков учащихся начальной школы целесообразно и эффективно. В процессе исследования были разработаны методические основы использования фонетической зарядки в обучении произношению в начальных классах: определение понятия и роли фонетической зарядки, ее классификация, принципы отбора содержания обучения.
В работе было показано, что потенциал фонетической зарядки дает большие возможности для формирования фонетических навыков младших школьников и обладает рядом преимуществ: кратковременный и игровой характер, неограниченная регулярность использования, разнообразие видов упражнений и их материалов.
Практическая разработка комплекса упражнений в рамках данного исследования позволяет говорить о возможности организации фонетической зарядки в сочетании с лексическим и грамматическим материалом урока как средства для формирования фонетических навыков учащихся начальной школы при минимальном количестве времени.
Учитывая психолого-педагогические особенности младших школьников, можно поддерживать их интерес к изучению языка и эффективно использовать фонетическую зарядку для формирования фонетических навыков.



1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Баранова К. М. Английский язык: книга для учителя: 2 класс: пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка: Ч. 1. 2-е изд. - Москва: Express publishing Просвещение, 2014. 135 с.
3. Баранова К. М. Английский язык: книга для учителя: 3 класс: пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка: Ч. 1. Москва: Express publishing Просвещение, 2011. 158 с.
4. Баранова К. М. Английский язык: книга для учителя: 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка: Ч. 1. Москва: Express publishing Просвещение, 2011. 272 с.
5. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка: Ч. 1. 6-е изд. Москва: Express publishing Просвещение, 2015. 130 с.
6. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка: Ч. 1. 5-е изд. Москва: Express publishing Просвещение, 2015. 128 с.
7. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка: Ч. 1. 2-е изд. Москва: Express publishing Просвещение, 2013. 132 с.
8. Беляев Б. В. Очерки психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 229 с.
9. Бондаренко Л. П. Basics of English Phonetics. Основы фонетики английского языка: учеб. пособие / Л. П. Бондаренко, В. Л. Завьялова, М. О. Пивоварова, С. М. Соболева. М.: Флинта: Наука, 2009. 152 с.
10. Быкова Н. И. , Дули Д. , Поспелова М. Д. , Эванс В. Английский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 7-е изд. Москва ; Newbury, Berkshire: Просвещение Express, 2015. 148 с
11. Быкова Н. И. , Дули Д. , Поспелова М. Д. , Эванс В. Английский язык: 3 класс: учебник: для общеобразовательных организаций. 4-е изд. Москва: Express Publishing Просвещение, 2015. 177 с.
12. Быкова Н. И. , Дули Д. , Поспелова М. Д. , Эванс В. Английский язык: 4 класс: учебник: для общеобразовательных организаций. 10-е изд. Москва: Express publishing Просвещение, 2015. 181 с.
13. Быкова Н. И. Английский язык: книга для учителя: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. 5-e изд. - Москва: Express publishing Просвещение, 2015. 130 с.
14. Быкова Н. И. Английский язык: книга для учителя: 3 класс: пособие для общеобразовательных организаций. 3-е изд. Москва: Просвещение Express Publishing, 2014. 143 с.
15. Быкова Н. И. Английский язык: книга для учителя: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4-е изд. Москва: Просвещение Express publishing, 2015. 149 с.
16. Васильев В. А. Обучение английскому произношению в средней школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 142с.
17. Вербицкая М. В. Английский язык: 2 класс: пособие для учителя. Москва: Вентана-Граф Pearson education limited, 2014. 302 с.
18. Вербицкая М. В. Английский язык: 3 класс: пособие для учителя. Москва: Вентана-Граф Pearson education limited, 2014. 262 с.
19. Вербицкая М. В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд, Оралова О. В. Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: Ч. 1. 3-е изд., испр. Москва: Вентана-Граф Pearson Education ltd., 2016. 79 с.
20. Вербицкая М. В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд, Оралова О. В. Английский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: Ч. 1. Москва: Вентана-Граф Pearson Education ltd., 2014. 95 с.
21. Вербицкая М. В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд, Оралова О. В. Английский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: Ч. 1. Москва: Вентана-Граф Pearson Education ltd., 2012. 80 с.
22. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2006. 336 с.
23. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
24. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. М.: Высш. Школа, 1982. 373с.
25. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
26. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
27. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподава¬ния иностранных языков. СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информа¬ционный центр „БЛИЦ"», «Cambridge University Press», 2001 г. 224 с.
28. Колкер Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с.
29. Колыхалова О. А., Махмурян К. С. Учитесь говорить по-английский: Фонетический практикум. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 232 с.
30. Комарова Ю. А. Книга для учителя к учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, Ж. Перретт "Английский язык. Brilliant" 4 класс. 2-е изд. Москва: Русское слово Macmillan, 2014. 111 с.
31. Комарова Ю. А. Книга для учителя к учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, Ж. Перретт "Английский язык. Brilliant": 2 класс. 2-е изд. Москва: Русское слово Macmillan, 2013. – 111 с.
32. Комарова Ю. А., Книга для учителя к учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, Ж. Перретт "Английский язык. Brilliant": 3 класс. 2-е изд. Москва: Русское слово Macmillan, 2014. 103 с.
33. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перретт Ж. Английский язык. Brilliant: учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. Москва: Русское слово Macmillan, 2012. 119 с.
34. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перретт Ж. Английский язык. Brilliant: учебник для 4-го класса общеобразовательных учреждений - Москва: Русское слово Macmillan, 2011. 127 с.
35. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перретт Ж. Английский язык: учебник для 3-го класса общеобразовательных учреждений. Москва: Русское слово Macmillan, 2015. 119 с.
36. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: «Просвещение», 1972. 255с.
37. Люблинская. А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1977. 224 с.
38. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Стелла, 1996. 144 с.
39. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. 496 с.
40. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
41. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15. 330 с.
42. Рогова Г. В. И др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
43. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
44. Тарлышева Е.А. Фонетическая зарядка на занятиях по русскому языку как иностранному// Вестник Дальвтуза. 2014. №1. С.94-98.
45. Тер-Минасова С. Г. Книга для учителя: к учебнику английского языка для общеобразовательных учреждений: методическое пособие: 2 класс. 2-е изд. Москва: Академкнига/Учебник, 2013. 153 с.
46. Тер-Минасова С. Г. Книга для учителя: к учебнику английского языка для общеобразовательных учреждений: методическое пособие: 3 класс. Москва: Академкнига/Учебник, 2012. 123 с.
47. Тер-Минасова С. Г. Книга для учителя: к учебнику английского языка для общеобразовательных учреждений: методическое пособие: 4 класс. Москва: Академкнига/Учебник, 2015. 13 с.
48. Тер-Минасова С. Г., Узунова Л. М., Обукаускайте Д. С.,Сухина Е. И. Английский язык: 2 класс: учебник. Ч. 1. 2-е изд. , стер. Москва: Академкнига/Учебник, 2015. 103с.
49. Тер-Минасова С. Г., Узунова Л. М., Обукаускайте Д. С.,Сухина Е. И. Английский язык: 3 класс: учебник. Ч. 1. Москва: Академкнига/Учебник, 2012. 94 с.
50. Тер-Минасова С. Г., Узунова Л. М., Собещанская Ю. О.,Сухина Е. И. Английский язык: 4 класс: учебник. Ч. 1. Москва: Академкнига/Учебник, 2013. 109 с.
51. Формирование произносительных навыков: учебное пособие / под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: Интерлингва, 2002. 40 с.
52. Шатилов С. Ф. методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для стедентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
53. Щерба Л. В. Фонетика французского языка. М.: Высшая школа, 1957. 380 с.
54. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: Икар, 2011. 454с.
55. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901895865 (дата обращения: 09.03.2016)
56. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, 1997. С. 239-284.
57. British Council. Teaching English. Warmer. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/warmer (дата обращения: 29.04.2016)
58. CanTeach. URL: http://www.canteach.ca/elementary/songspoems17.html (дата обращения16.05. 2016)
59. Robertson C., Acklam R. Action Plan for Teachers: a guide to teaching English. London: BBC, 2000. 40 p.
60. Vonnegut K. Slaughterhouse-Five. New York: Bantam Doubleday Dell Publishing Group Inc, 1999. 215 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ