Введение 4
Глава I. Теоретические основы использования восстановительной
медиации в работе с несовершеннолетними правонарушителями
1.1. Развитие представлений о восстановительной медиации 7
1.2. Медиативный подход в работе с несовершеннолетними
правонарушителями
Глава II. Содержание восстановительной медиации и проблемы её
реализации в социальной работе с несовершеннолетними
правонарушителями
2.1. Восстановительная медиация как метод социальной работы
2.2. Проблемы практической реализации медиации в работе с
несовершеннолетними правонарушителями
Глава III. Исследование опыта использования восстановительной
медиации в учреждении социального обслуживания (на
примере Службы медиации СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ»)
3.1. Программа исследования 36
3.2. Анализ и описание результатов исследования 47
3.3. Выводы по результатам исследования и рекомендации 64
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения 7
В качестве одного из способов конструктивного разрешения конфликта
(спора), принято выделять медиацию – разрешение конфликта с помощью
посредника. Способ этот относительно новый для нашей страны, он появился
в 90-х гг ХХ века, но уже успел зарекомендовать себя как весьма эффективный.
Безусловно, внедрение восстановительного подхода медиации,
который отвечает международным стандартам обращения с
несовершеннолетними правонарушителями, актуально на сегодняшний день.
«Восстановительные, медиативные технологии снижают уровень
конфликтности подростка, позволяет восстановить его в социуме и
предупредить его дальнейшее преступное поведение»1.
Для выстраивания правильной и актуальной системы работы по
социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних, нужно
понять, какие меры наиболее эффективны и какие тенденции существуют на
сегодняшний момент. Согласно статистическим данным Росстата за 2018 г.
«общее число несовершеннолетних правонарушителей, возраст которых не
достиг 15 лет, составляет 14800 человек, в возрасте от 16 до 17 лет – лиц
составляет 26000 человек. В воспитательных колониях для
несовершеннолетних на 2018 год содержится следующее количество
заключенных: от 14 до 15 лет 100 заключенных, а в возрасте от 16 до 18 лет – 900 человек»2.
Целью данной работы является изучение и анализ восстановительной
медиации как метода социальной работы с несовершеннолетними
правонарушителями. В соответствии с поставленной целью выделяются
следующие задачи: 1. Рассмотреть развитие представления о восстановительной медиации;
2. Рассмотреть медиативный подход в работе с несовершеннолетними правонарушителями;
3. Выявить содержание восстановительной медиации как метода
социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями;
4. Определить основные проблемы практической реализации медиации
в работе с несовершеннолетними правонарушителями;
5. Исследовать опыт использования восстановительной медиации в
учреждении социального обслуживания.
Объектом данной работы является восстановительная медиация как
метод социальной работы. Предметом – возможности использования и
дальнейшего развития восстановительной медиации в работе с
несовершеннолетними правонарушителями.
Методы исследования. В данной работе использовалась система
традиционных методов проведения исследования: анализ литературы, анализ
нормативных документов по вопросам медиации и альтернативных способов
разрешения споров, анализ статистических данных. В качестве методов
эмпирического исследования использованы: анализ внутриорганизационных
документов Службы медиации СПБ ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ», анализ
контента сайта СПБ ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ», полуформализованное и
глубинное экспертное интервью, анализ контента сайтов учреждений,
предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним правонарушителям.
База эмпирического исследования – Служба медиации Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения «Городской
центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ».
Структура работы построена с учетом поставленных цели и задач и
состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и6
приложения. В первой главе рассмотрены определения, принципы и виды
медиации, представлено отличие медиации от судебной процедуры
разрешения конфликта, а также описан медиативный подход в работе с
несовершеннолетними правонарушителями. Во второй главе описывается
восстановительная медиация как метод социальной работы, и
рассматриваются проблемы практической реализации медиации в работе с
несовершеннолетними правонарушителями. В третьей главе представлено
эмпирическое исследование, направленное на изучение опыта и проблем
использования восстановительной медиации в работе с
несовершеннолетними правонарушителями, на примере Службы медиации
Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения
«Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных
явлений среди молодежи «КОНТАКТ», представлены результаты
исследования и сформулированы рекомендации. Приложение включает в
себя гайд и пример транскрипта полформализованного интервью, гайд и траснкрипт глубинного интервью.
Общий объем работы – 77 страниц (без приложения). Список литературы включает 51 наименование.
В ходе написания выпускной квалификационной работы тема была
рассмотрена, цель достигнута, а поставленные изначально задачи в целом
решены. Обобщенно результаты работы можно представить следующим образом.
В ВКР было принято следующее определение восстановительной
медиации. Восстановительная медиация – это процесс, ключевым моментом
которого является создание медиатором условий, которые могут помочь
людям понять друг друга и найти такие варианты решения конфликта,
которые будут для них приемлемы. Важная характеристика
восстановительной медиации – это заглаживание причинённого вреда,
который возник в результате конфликтной или криминальной ситуаций.
Процедура медиации – это способ урегулирования спора (конфликта) с
помощью посредника (медиатора), при условии добровольного согласия
обеих сторон конфликта для того, чтобы они могли достигнуть взаимоприемлемого решения.
Выявлены основные принципы восстановительной медиации:
добровольность, беспристрастность медиатора, информированность сторон о
принципах медиации и её последствиях, конфиденциальность процесса, а
также заглаживание обидчиком вреда перед потерпевшим.
Наиболее важными преимуществами медиации перед судебным
разбирательством можно назвать то, что медиация предоставляет сторонам
возможность быстрее разрешить спор и даёт возможность договориться о
любых условиях разрешения конфликта (многовариантность решений).
Медиация может обойтись дешевле, чем судебные процедуры, также она
направлена на налаживание понимания между людьми и на совместный
поиск решений для разрешения конфликта. Восстановительная медиация
даёт сторонам возможность выразить свои чувства, мнения, а также помогает
изменить отношения от конфликта до взаимопонимания. Результат70
восстановительной медиации – это восстановительные действия, которые
помогают исправить последствия конфликта.
Проведенное эмпирическое исследование и анализ его результатов
позволил выявить основные проблемы практической реализации медиации –
это отсутствие законодательной поддержки; неосведомлённость людей о
возможности решать конфликты (споры) с помощью медиации; недоверие
людей к любым новым методам работы. Было выделено также ещё несколько
проблем, с которыми сталкиваются специалисты при работе именно с
несовершеннолетними правонарушителями – проблема с мотивацией
подростка к участию в медиации; проблема, связанная с доверием
несовершеннолетнего к медиатору; проблема установления контакта медиатора с подростком.
Исследование опыта использования восстановительной медиации в
учреждениях социального обслуживания показало, что три из четырёх
рассмотренных учреждений не используют или не освещают на
официальных сайтах метод восстановительной медиации в работе с
несовершеннолетними правонарушителями. А в учреждении, которое
применяет процедуру медиации, отсутствует информация о цели, задачах и
преимуществах данного метода работы.
По итогам проведенного исследования были разработаны
рекомендации, которые могли бы помочь развитию медиации в России как
методу социальной работы. Рекомендации представлены в последнем
параграфе третьей главы, поэтому здесь лишь перечислим их.
Общие рекомендации: необходимо ввести определенные стандарты
уровня образования и опыта работы преподавателей в сфере конфликтологии
и медиации; представляется, что обучение на сертифицированного медиатора
в очном формате, с применением практических упражнений и разборов
реальных кейсов, тестирований по теоретическим материалам и т.д., может
быть перспективным направлением получения высшего образования;71
Учреждения, предоставляющие социальные услуги несовершеннолетним
правонарушителям, которые применяют процедуру восстановительной
медиации, на наш взгляд, следовало бы расширить информацию о медиативных практиках.
Рекомендации для Службы медиации «КОНТАКТ»: способствовать
тому, чтобы медиаторы изучали психологию подросткового возраста, а также
особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя; активно
заниматься популяризацией медиации с помощью развития сайта и страниц в
социальных сетях, написания статей, участия начальника Центра
урегулирования конфликтов и начальника Службы медиации в
телевизионных, радио и интернет передачах, посвящённых медиации;
Служба могла бы использовать социальную рекламу в распространении
информации о существовании медиации как метода работы с различными категориями населения.
1. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р "Об
утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в
целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в
том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших
возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской
Федерации".
2. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р "О
Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской
Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
3. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 № 120-ФЗ.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)"
5. Ажиев В. В. Особенности личности несовершеннолетних
правонарушителей // Теория и практика общественного развития. 2012.
№ 5. С. 288–292.
6. Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д. Методическое пособие для
посредников-медиаторов. СПб. 2005. 107 с.
7. Аллахвердова О. В. Медиация как социально-психологический феномен
// Вестник Санкт-Петербургского Университета Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч.
I. С. 151–159.
8. Боженко В. А. Определение понятия «конфликт» // Российский
университет дружбы народов (РУДН). 2000. № 2. С. 143-147
9. Брук Г. Навязывать медиацию не следует // Медиация и право. 2009. №
4. С. 42–46.73
10. Бюллетень Федерального института медиации. 2014 год // Научный
редактор Ц. Шамликашвили – М.: Издательство ООО
«Межрегиональный центр управленческого и политического
консультирования». 2015. – Т. 1. 334 с.
11. Вишневская А. В. Медиация как технология регулирования конфликта //
Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов (Дайджест). —
2009. С. 10–27.
12. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная
работа: учеб, пособие под ред. Л. М. Карнозовой. - М.: Центр Судебноправовая реформа, 2001. 201 с.
13. Гуськова А. П., Маткина Д. В. Медиация в уголовном процессе //
Российский судья. 2009. № 2. С. 34–37.
14. Деришев Ю. В., Забуга Е. Е. Педагогические аспекты медиации по
уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Психопедагогика
в правоохранительных органах. 2013. № 4. С. 57–60.
15. Деришев Ю. В., Забуга Е. Е. Потенциал прокуратуры России в сфере
уголовной юстиции (на примере медиационной практики зарубежных
стран) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 1. С.
10−15.
16. Иванова Е. Н. Современная медиация: тенденции и проблемы //
Конфликтология. 2011. № 1. С. 146–167.
17. Карпенко А. Д. Особенности становления института медиации в
современной России как современной формы защиты прав и свобод
человека и гражданина // Актуальные проблемы современных форм
защиты прав и свобод человека и гражданина. Сборник научных статей
и тезисов по материалам Международной научно-практической
конференции. 2017. С. 234–245.74
18. Карягина О. В. Зарубежные модели медиации в современном
российском праве: эффективность реализации // Юристъ-правоведъ.
2011. № 4 (47). С. 85–88.
19. Кулапов Д. С. Виды медиации: теоретический аспект // Вестник
саратовской государственной юридической академии. 2014. № 4(99). С.
119–122.
20. Лисицын В. В. Медиация - важный элемент правовой культуры
российского бизнеса // Вестник Арбитражного суда города Москвы.
2009. № 2.
21. Максудов Р. Р. Восстановительная медиация: идея и технология:
Методические рекомендации. — М.: Институт права и публичной
политики. 2009. 72 с.
22. Максудов Р. Р. Проведение программ восстановительного правосудия
для несовершеннолетних: Методическое пособие. — М.: ООО «Информполиграф». 2009. 92 с.
23. Максуров А. А. Медиация в праве: вопросы определения понятия //
Российская юстиция. 2013. № 12. С. 60–63.
24. Медиация в сфере недвижимости // Правовые вопросы недвижимости.
2007. № 2. С. 24–26.
25. Медиация: Учебник / Под ред. А. Д. Карпенко, А. Д. Осиновского. –
СПб.: Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Статут, 2016. –
(Библиотека журнала «Третейский суд»; вып. 8).
26. Овсянникова Е. А., Конфликтология / Е. А. Овсянникова, А. А.
Серебрякова - М. : ФЛИНТА. 2015. 335 с.
27. Ожиганова М.В. Восстановительное правосудие как альтернативная
форма уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних //
Уголовная юстиция. 2013. № 2(2). C. 38–40.
28. О применении в отношении несовершеннолетних медиативных
технологий и работе служб медиации: сборник материалов по75
результатам III Всероссийского совещания по вопросу организаций
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
(г. Уфа, 8–9 ноября 2016 г. / [редкол.: Е.В. Ильгова (отв. ред.) и др.];
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». //
Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная
юридическая академия». 2016. 184 с.
29. Панкратов В. А., Позинская К. Медиация – альтернативный способ
разрешения споров // Вестник БГУ. 2008. № 2. С. 127–136.
30. Колясникова Ю., Решетникова И. Медиация и арбитражный процесс //
Арбитражный и гражданский процесс. - М.: Юрист. 2007. № 5. С. 29–31.
31. Пестова И. В. Организация деятельности служб школьной медиации в
образовательных организациях. 2014. С. 25–40.
32. Рязанцева Ю.С. Проблемы и тенденции развития медиации как
альтернативного способа разрешения конфликтов в современной России
// Конфликтология. 2015. № 2. С.184–196.
33. Садовникова М. Н., Кровушкина А. А. Восстановительный подход в
работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом:
Методические рекомендации : метод. пособие для практ. работников /
М. Н. Садовникова, А. В. Лозовский, Э. Л. Раднаева. – Иркутск: Изд-во
ИГУ. 2015. 258 с.
34. Сизова В. Н. Медиация в уголовном праве: вопросы определения
понятия // юридическая наука и практика: вестник нижегородской
академии МВД России. 2015. № 3 (31). С. 156–158.
35. Ситникова О. В. К вопросу о проведении процедуры медиации с
участием нотариуса // Нотариус. 2008. № 5. С. 7–8.
36. Соловьева С. В., Ершова Е. В. Школьная служба медиации как институт
восстановительного правосудия // Вестник нижегородского
университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №3. С. 212–218.76
37. Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены
Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля
2009 г. // Вестник восстановительной юстиции. 2011. Вып. 7. С. 139–145.
38. Технологии восстановительной медиации (Школьные службы
примирения). / Сборник материалов. Составитель и ответственный
редактор Р. А. Бачков. Ставрополь. 2013. 206 с.
39. Хидзева З. Х. Понятие медиации в уголовном процессе Российской
Федерации // Российский следователь. 2008. № 23. С. 14–16.
40. Черемных И.Г. Перспективы участия нотариуса в процедурах медиации
// Право и политика. 2007. № 3. С. 103–108.
41. Чечулин В. Л., Соромотина Е. А., Пузракова Е. А. Основания методики
социальной работы с несовершеннолетними дезадаптированными
детьми и правонарушителями // Вестник Пермского университета.
Философия. Психология. Социология. 2012. № 4. С. 85–93.
42. Шамликашвили Ц. А. Использование медиации для разрешения споров в
банковской сфере // Банковское право. 2011. № 1. С. 19–21.
43. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура
урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы
компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации.
М.: МЦУПК, 2010. – 160 с.
44. Шеянов В. Г., Велькина М. В. Преимущества медиации // Отечественная
юриспруденция. 2016. № 5 (7). С. 10-11.
45. Ширкин А. А. Медиация как направление развития института
примирения в уголовном процессе: Дис. … кандидата юридических
наук. 2015. 30 с.
46. Яковлева Л. В. Медиация как альтернативная процедура в уголовном
процессе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные
науки. 2015. № 7. С. 138-142.77
47. Алексеева М.А. Практика утверждения медиативных соглашений в
судах общей юрисдикции Российской Федерации URL:
https://buryatia.arbitr.ru/files/doc/Alekseeva.docx (дата обращения
10.05.2020)
48. Давыденко А. В. Перспективы введения восстановительного правосудия
в российской правовой системе // [Мудрый юрист] URL:
https://wiselawyer.ru/poleznoe/74047-perspektivy-vvedeniyavosstanovitelnogo-pravosudiya-rossijskoj-pravovoj-sisteme (Дата
обращения: 05.02.2020).
49. Максудов Р. Р. Идея восстановительного подхода в работе с
правонарушениями и конфликтами с участием несовершеннолетних //
URL: http://mognovse.ru/gxn-rustem-maksudov-ideya-vosstanovitelenogopodhoda-v-rabote.html (Дата обращения: 10.04.2020).
50. Мурашёва С. В. Восстановительный подход к предупреждению и
разрешению конфликтов у несовершеннолетних // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. С. 246–250. URL: http://ekoncept.ru/2013/64051.htm. (Дата обращения: 20.02.2020).
51. Преступность по данным Росстат // [Росстат]. URL:
https://rosinfostat.ru/prestupnost/#i-9 (дата обращения: 20.01.2020)