Введение
Глава 1 Развитие туристской отрасли в России: история и
современность
1. Основные договоры, регламентирующие туризм в России и
международные соглашения
2. Современное положение туризма в России…………………………………….12
3. Исторические особенности развития отношений с Италией и Испанией
Глава 2 Туризм в Италии и Испании как основополагающая отрасль экономики
1. Туристская отрасль в Италии: основные моменты и показатели……....….….22
2. Туристская отрасль в Испании: основные моменты и показатели…….……...26
3. Основные механизмы регулирования сферы туризма и перспективы развития
Глава 3 Туризм в России: перспективы отрасли и внедрение опыта
других стран
1. Опыт Италии и Испании как основа модели развития туризма…….…..…… 35
2. Долгосрочные и среднесрочные перспективы туристского бизнеса в России
3. Предложения туристского продукта в России
Заключение
Библиографический список
В современном мире туризм это важная сфера не только для развития экономики, но и для повышения международного авторитета и привлекательности страны, так называемая «мягкая сила». Россия имеет богатый исторический и культурный потенциал, различный климат, подходящий для путешествий от пляжного до горнолыжного отдыха. Туристы могут найти развлечения на любой вкус, посетить различные культурные и природные объекты от Калининграда до Камчатки, поэтому благодаря своему географическому положению Россия становится привлекательной как для туристов из Европы, так из Азии, охватывая все больше новых потенциальных посетителей. Сейчас вопрос международного туризма стоит крайне остро из-за санкционного давления. Ещё начиная с пандемии, направление туризма международного характера стало значительно ограничено и даже сведено к нулю. Теперь же, когда пандемия закончилась, началась другая проблема – санкции со стороны ранее дружественных стран, с которыми Россия имела тесные контакты в индустрии туризма на двусторонней основе, это в первую очередь, Италия и Испания. Помимо развития внутреннего туризма, который сейчас достиг наибольших высот с 2020 г., благодаря успешным инициативам правительства по сохранению туризма, необходимо поддерживать и международный туризм, привлекая новых туристов в Россию, так как для этого есть все потенциальные возможности. А международный туризм поможет развитию всех смежных отраслей, включая предоставления новых рабочих мест, а также укрепления общего экономического положения.
Актуальность. Данная отрасль переживает нелегкие времена из-за различных ограничений, связанных с приостановкой выдачей виз, ограничением полетов и других санкций. В данных условиях международный туризм нуждается в ещё большем рассмотрении и глубоком анализе для выявления возможной положительной динамики или, хотя бы, недопущения осложнения текущего положения. Туризм является неотъемлемой отраслью в современном мире для поддержания экономического роста и привлекательности культуры страны для ее имиджа, поэтому так важно его планомерное развитие. В этой связи будут проанализированы отношения с ранее крупнейшими партнерами по туризму в Европе Италией и Испанией, которые являются одними из важнейших лидеров по количеству туристов и которые зарекомендовали себя на рынке услуг. К тому же, Россия имеет богатый двусторонний опыт с этими странами, который может послужить хорошей основой для внедрения подобных инициатив, но уже с новыми партнёрами. Помимо всего прочего, будет рассмотрено непосредственное регулирование отрасли туризма в Италии и Испании, чтобы внедрить подобные механизмы в нашей стране. Опыт Италии и Испании в сфере туризма, а также двустороннее взаимодействие с Россией в новейшей истории может послужить прочной базой для дальнейшего развития международных направлений: изменения в управленческой сфере, работа по популяризации культуры во внутренней повестке и поиск новых партнеров и проведение схожим совместных мероприятий на международной арене.
Целью данного исследования является выявление перспектив для международного туризма в России. Автор будет рассматривать как двусторонний опыт взаимоотношений с Италией и Испанией, так и исторические особенности, и текущую политику в сфере туризма в данных странах, а также теоретическую базу развития туризма в России.
Для достижения поставленных целей требуется выполнение некоторых задач:
1. проанализировать правовую базу и историю развития туризма в России;
2. рассмотреть текущее положение отрасли туризма в России;
3. охарактеризовать двусторонние отношения России с Италией и Испанией в сфере туризма;
4. проанализировать опыт Италии и Испании в сфере туризма;
5. выявить механизмы регулирования туризма в Италии и Испании;
6. дать характеристику выявленным особенностям развития и применения подобных методов в политике России;
7. оценить перспективы международного туризма в России;
8. дать рекомендации и предложения по развитию отрасли туризма в России.
Объектом исследования является международный туризм в России.
Предметом исследования выступают перспективы развития международного туризма в России на основе опыта внутреннего регулирования туризма в Италии и Испании, также совместных контактов в этой сфере.
Методы исследования. При исследовании поставленной темы в ВКР использовались методы сравнительного анализа, обобщения, синтеза и анализа литературы и источников, включая как общенаучные методы, так и прикладные.
В первой главе использовался историко-описательный метод для получения теоретической основы данных о зарождении туризма в России до современности, изучение документов. Для этого были проанализированы различные источники, например, двусторонние документы и международные договоры, а также и литература на тему.
Во второй главе помимо описания были использованы методы анализа и синтеза для выявления логических связей между туристской деятельности в Италии и Испании, а также последующее сравнение при объяснении их регулирования, отличий и взаимосвязей.
В третьей главе использовались методы обобщения полученных знаний путем определения перспектив международного туризма, а также прикладной метод прогнозирования международного туризма.
Степень разработанности темы.
Тема международного туризма достаточно разработана среди российских исследователей. В своих работах чаще всего за последние годы они обращались к анализу последствий пандемии, экономического упадка и нестабильности ведущих стран из-за ограничений, как, например, Макаревская Д.А. “Влияние пандемии коронавируса на мировую экономику” . Также, активное внимание уделяется истории становления отрасли туризма в России как таковой на примере труда Овчарова А. О. “История развития туризма в России” . Помимо рассмотрения отечественной повестки дня, анализируются и другие страны. Так, Василенко Е. В. рассматривает стратегию “мягкой силы” Италии как исключительный бренд страны, а Королева А. формирование внешнего имиджа в России и Испании. Также можно выделить и других авторов, изучающих отрасль туризма: Кусков А.С., Терентьева О.В., Шуть Р.А.
Для рассмотрения правовой базы автор обращается к различным двусторонним документам: таким как, Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 3 марта 2009 года и Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, а также международным договорам: Гаагской декларации по туризму, Манильской декларации и другие. Для понимания внутренних изменений и инициатив по развитию рассматривался сайт Национальных проектов России. Туризм и индустрия гостеприимства.
Научная новизна. Исследование позволило рассмотреть богатый потенциал международного туризма в России, двустороннее сотрудничество с Италией и Испанией и выявить перспективы к развитию отрасли в условиях санкционных ограничений на основе как совместного опыта, так и внутренней политики рассматриваемых стран.
Практическая значимость. Результаты, выводы и предложения рассматриваемой темы могут быть использованы для развития международного туризма в России: повышения его доступности, поиска и взаимодействия с новыми партнерами.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе автор изучает исторические особенности туризма в России, а также современное состояние отрасли. Помимо всего прочего, будет проанализировано двустороннее сотрудничество с Италией и Испанией для понимания совместного опыта и точек соприкосновения.
Во второй главе автор непосредственно переходит к анализу отрасли туризма в исследуемых странах Италии и Испании: историю, регулирование государственными структурами и “мягкой силе”.
Третья глава содержит выявление перспектив международного туризма в России и предложения по туристскому бизнесу для развития туриндустрии.
Апробация результатов исследования заключается в том, что теоретические основы по вопросам двустороннего сотрудничества Италии и России были изучены и опубликованы в сборнике статей «Актуальные проблемы современной политической науки» Том Вып. 17. в Санкт-Петербурге в 2022 году, в статье под названием «Год Италии в России как важный этап двустороннего сотрудничества» .
Подводя общий итог исследуемой темы, автор считает выявление, прогнозирование и дача рекомендаций относительно развития международного туризма в России является достаточно сложной проблемой, так как в текущих условиях происходят очень стремительные изменения, которые отображаются, в том числе и на туризме. Последние три года показали, что отрасль крайне зависима от внешних факторов. Пандемии и санкционного давления на Россию полностью изменили вектор направления развития и сотрудничества с другими странами. Тем не менее, полученный опыт двустороннего сотрудничества России с Италии и Испании может послужить отличной основой для взаимодействия уже с другими странами, так как проведение подобных мероприятий, включающих в себе Год туризма, создание совместных площадок для обмена мнениями в формате форума-диалога и другие инициативы. Совместное взаимодействие строится и на других смежных сферах взаимодействия с культурой, гражданскими обществами для создания благоприятного образа страны в глазах населения, влиятельных кругов и общественных организаций.
Проанализировав историю становления туризма, становится ясно, что Россия высоко интегрирована в международный туризм, российские туристы составляют немаловажное число общего количества приезжающих в страны. В России существует множество нормативных актов, регулирующие сферы туристской деятельности, таможенное регулирование, а также защита прав туристов, подстроенные под нормы международных договоров. Однако, Россия вышла из крупнейшей Всемирной организации по туризму в 2022 году из-за того, что ранее ее исключили путем голосования. Однако, Россия ещё не в полной мере смогла привлечь свою страну туристов из других стран. Несмотря на богатейший культурный потенциал, различные сферы услуг, как например, отдых на море, в горах или же познавательный туризм, туристский сектор отстает от показателей мировых гигантов индустрии. Стоит отметить, что развитие туризма в России происходило еще с древних времён, а культура богата своими архитектурными, историческими и изобразительными шедеврами мирового уровня имеет все возможности для привлечения новых туристов. Текущее положение туристской отрасли в России говорит о том, что она находится в тяжелым положении и требует дополнительных инициатив и стратегического планирования со стороны государства и представителей бизнеса. Тем не менее государство в значительной мере помогло с восстановлением и запуском отрасли в период пандемии благодаря инициативам туристского кэшбэка и других инициатив в рамках национального проекта. Показатели внутреннего туризма действительно начали расти, а следом и качество услуг, так как вырос спрос, и появились новые предложения Рынок стал заинтересован в модернизации, чтобы стать конкурентным и привлечь туристов, на данным момент в большей степени российских, но необходимо работать в этой связи и дальше, чтобы туризм был привлекательным и для иностранных туристов.
Изучив историю взаимоотношений России с Италией и Испанией, становится ясно, что сотрудничество было многоуровневым и многогранным, затрагивались темы развития гражданского общества, энергетики, культуры, и, конечно, туризма. Характер взаимоотношений носил постоянный характер устойчивого партнерства, несмотря на некоторые разногласия в политике и в общественных отраслях, страны видели друг в друге надежных партнеров. Сейчас сотрудничество приостановлено, но, несмотря на это, не стоит забывать о достигнутых договоренностях и двусторонним опыте сотрудничества, который достиг поражающих высот за последние 20 лет. Проведения подобных инициатив и создание схожих институтов развития и культуры сможет послужить основой для формирования новых контактов и запуска международного туризма в новом ключе, в том числе с другими странами.
Во многом сфера туризма Италии и Испании имеет схожее регулирование, и дело даже состоит не в государственной поддержке, а в инструментах популяризации культуры и привлекательности ее для масс. Стремительный рост туризма в странах юга Европы приходится на середину 20-го века и связано, в первую очередь, с ростом среднего класса и увеличением возможностей для простого населения путешествовать. Туризм в Италии и Испании зарекомендовал себя на международной арене как качественный, доступный вариант отдыха. Людей привлекает не только культура, но и мода, гастрономическая кухня, благоприятный климат и обустроенные чистые пляжи. Можно говорить о том, что туризм стал настоящей визитной карточкой стран и так называемым брендом.
Говоря о туризме в Италии, необходимо упомянуть его планомерное историческое развитие и популярность курорта для аристократии еще с 18-го века. Конечно, в современном мире намного труднее привлекать туристов, так как для этого необходимо иметь все ресурсы и умело использовать механизмы воздействия и задействовать, в том числе материальные ресурсы для обеспечения задач по популяризации туризма за границей. В Италии многоуровневая структура, которая отвечает за привлекательность и привлечения туристов, начиная с Министерства иностранных дел и заканчивая уровнем локальных проектов частных и местных инициатив. Они реализуются в рамках национального проекта «Система- Страна». Это дает свои плоды, что доказывает эффективность системы, выбранную правительством. Средний доход государства от сферы туризма насчитывает около 13% от ВВП, а также более 20% населения заняты в этой индустрии.
Испания имеет похожие точки роста в сфере туризма и задачи по привлечению туристов, а также заинтересованности государства в получении максимального уровня прибыли и вовлечение граждан в эту сферу. Однако, следует упомянуть различия в историческом контексте, так как, в первую очередь, в Испании стремительный рост туристского сектора связан с распространением испанского языка, а также берет свои предпосылки с сначала Великих географических открытий. Безусловно, схожесть языка является одним из ключевых факторов при выборе места отдыха, так как делает его более доступным.
На обе страны пришлись очень тяжелые последствия пандемии коронавируса, из этого следует взаимосвязь с уровнем развития и и влиянием закрытия границ и местной инфраструктуры. Всё-таки следует отметить, что Италия оказалась более пострадавшей, так как именно на её долю пришелся активный рост заболевших в начале марта 2020 года. На данный момент отрасль восстанавливается и этому также способствовала программа Фонда восстановления экономики ЕС.
В рамках регулирования сферы туризма обе страны используют довольно широкие полномочия региональных властей, чтобы вопросы туризма решались на местах в конкретном случае, так как заинтересованность и объем туризма в различных регионах разнится. В Испании система построена более централизованно, тем не менее у каждой автономии есть свое законодательство в сфере туризма. Это не отрицает тот факт, что туризм является одной из важнейших сфер национального регулирования, так как без национального стратегического планирования и помощи государства в виде выделения соответствующих средств на развитие нельзя представить отрасль, но региональным властям также предоставлен большой спектр возможностей и ответственности для контроля ситуации. Широко развита и сеть представительств бизнеса и государства и их взаимодействия для оценки отрасли и проблем в текущий момент, а также в своевременном планировании. Для этого создаются форумы, площадки, различные мероприятия многостороннего характера.
За счет выводов, сделанных на основе первой и второй главы, касающихся исторического опыта, текущего сложного и неустойчивого положения России, а также популяризацией культуры и государственного управления Италии и Испании, Россия должна также стремиться к подобному восприятию своего облика на международной арене, для этого необходимо развитие отрасли туризма во внутренней сфере для создания качественных объектов, программ предоставления услуг, и, конечно же, массовая популяризация культуры и отдыха России за рубежом с помощью государственных проектов, мероприятий при консульствах, проведении двусторонних культурных мероприятия с привлечением гастролей театров, показ фильмов и многое другое. Также возможно расширение полномочий региональных властей для более детальной проработки местного управления в сфере туризма, так как в России множество регионов, которые в разной степени задействованы в этой индустрии, а также создание представительств государственных органов и бизнеса для более быстрой реакции на изменения, оценки и проработки стратегии национального уровня и реакция властей на изменения. Государству следует придавать большее значение поддержки бизнеса и увеличивать вовлеченность в сферу туризма как важной отрасли экономики. Только благодаря внутренним инициативам и стремлению к установлению двусторонних контактов на уровне государств возможны положительные результаты и поступательное развитие.
Автор видит перспективы в установлении контактов с Китаем, используя основы двустороннего сотрудничества, заложенные между Россией и Италией с Испанией, это проведение и Перекрестных годов в сфере туризма и даже других смежных отраслей как культура. К тому же, автор предлагает создание специальных программ и туроператора с государственной частью финансирования для работы по привлечению туристов в Китае.
Перспективы развития международного туризма в России трудны и неоднозначны. Так, Россия находится в сложном положении из-за внешнего давления и имеет довольно ограниченный круг для возможного сотрудничества, но он есть, что дает возможность для развития этой отрасли, в отличие от кризиса из-за пандемии Covid-19. Сотрудничество с новыми партнерами и привлечение новых туристов, например из Азии или Латинской Америки, является самой важной целью для дальнейших преобразований в сфере туризма. Не стоит забывать об отложенном спросе, поэтому необходимо развивать внутренний направления, повышать качество услуг, заниматься переоборудованием и строительством новых объектов инфраструктуры и отелей. Это может помочь в создании качественных услуг и объектов размещения, которые так важны в условиях конкуренции на рынке, сравнивая возможности разных стран. Иностранные туристы, в первую очередь, будут заинтересованы во внутреннем развитии туристской сферы, благодаря массовой популяризации и привлечения в страну за счет создания благоприятного облика. В современном мире туризм занимает ключевое место во взаимоотношениях стран на государственном уровне, привлекая инвестиции, а также в комплексном развитии экономики и смежных сфер, дающее множество новых возможностей роста через взаимное сотрудничество, усиливая контакты и снижая международную напряженность и противоречия.
1. Актуальные реализованные меры поддержки [Электронный ресурс] Режим доступа:https://tourism.gov.ru/contents/deyatelnost/mery-podderzhki-turistskoy-otrasli (дата обращения 12.03.2023)
2. Библиотека глобальной статистики / Италия / Международный туризм, количество прибытий [Электронный ресурс] Режим доступа: https://time.graphics/ru/statistic/wb161630 (дата обращения 10.03.2023)
3. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономик. Выпуск 68/декабрь 2020 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (дата обращения 11.02.2023)
4. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152 (дата обращения 15.03.2023)
5. В Грузии высказались о возможности возобновления прямых рейсов с Россией // РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20230119/gruziya-1845884446.html (дата обращения 01.03.2023)
6. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rsuh.ru/upload/main/fipp/docs/Гаагская%20декларация.pdf (дата обращения 11.02.2023)
7. Глобальный этнический кодекс туризма. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tourism.pdf (дата обращения 10.02.2023)
8. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Королевством Испания. 3 марта 2009 года. – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://spain.mid.ru/documents/1803126/29300554/5.pdf/92f40d6b-f6b1-4141-853c-9317e040108c (дата обращения 15.02.2023)
9. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102019473&page=1&rdk=0#I0 (дата обращения 13.03.2023)
10. Доля общего вклада путешествий и туризма в ВВП Италии с 2019 по 2021 год – Statista [Электронный ресурс] Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.48c45ef3-63427991-718e08a1-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/628849/tourism-total-contribution-to-gdp-italy-share/ (дата обращения 18.02.2023)
11. Ежегодник статистики туризма, данные 2010-2014 гг, 2016 г. издания. - Мадрид, Испания. - С. 160, 276, 301, 394, 678, 748, 858, 869. (дата обращения 15.02.2023)
12. "Известия": в РФ не вернется туристический кэшбэк за поездки по стране и детский кэшбэк [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/17061261 (дата обращения 11.02.2023)
13. ИМА-Пресс. Россия и Италия завершили перекрестный Год «Россия-Италия» 28.12.2011 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. imapress.spb.ru/culture/culture_8933.html (дата обращения 08.04.2023)
14. Интервью главы Ростуризма Зарины Догузовой // Комсомольская правда [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/russia/sovety-turistam/intervyu-zariny-doguzovoj-2021/ (дата обращения 10.02.2023)
15. Информационный интернет ресурс регионального правительства Сицилии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pti.regione.sicilia.it (дата обращения 22.02.2023)
16. Италия – Туризм Доходы – TRADING ECONOMICS [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.tradingeconomics.com/italy/tourism-revenues (дата обращения 16.03.2023)
17. Италия стала вторым по популярности туристическим направлением в мире – InternationalInvestment, 2022 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://internationalinvestment.biz/tourism/353-italiya-stala-vtorym-po-populyarnosti-turisticheskim-napravleniem-v-mire.html (дата обращения 10.03.2023)
18. Итальянский Институт Культуры в Москве. Культурное и научное сотрудничество. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iicmosca.esteri.it/IIC_Mosca/Menu/Opportunita/Cooperazione_culturale_e_scientifica/ (дата обращения 10.04.2023)
19. Манильская декларация по мировому туризму [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901813698 (дата обращения 10.04.2023)
20. Мировая практика. Как устроен турбизнес в Испании // Сайт Ассоциация туроператоров [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/40503.html (дата обращения 19.03.2023)
21. Национальное и региональное планирование туризма. Издание Всемирной Туристской Организации. -Мадрид, Испания, 1994. -С. 8.
22. Национальные проекты России. Туризм и индустрия гостеприимства [Электронный ресурс] Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/opportunities/poluchit-lgotnyy-kredit-na-stroitelstvo-i-rekonstruktsiyu-oteley (дата обращения 18.02.2023)
23. Нормативно-правовая база в области регулирования ВЭД. Нормативные акты иностранных государств. Испания // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ved. gov.ru/exportcountries/es/about_es/laws_ved_es/?action=showproduct&id=3925&parent=0&st art=2 (дата обращения 19.04.2023)
24. Официальный сайт Ассоциации Туроператоров [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (дата обращения 18.02.2023)
25. Официальный сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unwto.org/global-and-regional-tourism-performance (дата обращения 11.02.2023)
26. Официальный сайт Российского Центра Науки и Культуры в Риме [Электронный ресурс] http://ita.rs.gov.ru/ru (дата обращения 19.03.2023)
27. Официальный туристический сайт Испании [Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.spain.info/ru/ (дата обращения 18.02.2023)
28. Официальный сайт “Туризм в Италии” [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.italia.it/en (дата обращения 10.03.2023)
29. Официальный сайт “Федерального агентства по туризму” [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения 16.04.2023)
30. Перекрестный год России и Испании. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.espanarusa.com/article.sdf/es/rusos/7846?path=es/rusos (дата обращения 18.02.2023)
31. Посольство России в Китае [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pekin.mid.ru/ru/consular-services/viza_v_rossiyu/ (дата обращения 22.03.2023)
32. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (с изменениями и дополнениями)
33. РИА «Новости». «Дама с единорогом» кисти Рафаэля представлена московской публике. 19.03.2011 [Электронный ресурс] Режим доступа: -http://ria.ru/culture/20110319/355639249.html (дата обращения 19.03.2023)
34. Российско-итальянский Форум-диалог по линии гражданских обществ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russia-italia.ru/ (дата обращения 22.03.2023)
35. Ростуризм запустил 3 новые грантовые программы в туризме [Электронный ресурс] Режим доступа: https://мойбизнес.рф/novosti/news/rosturizm-zapustil-3-novye-grantovye-programmy-v-turizme (дата обращения 28.02.2023)
36. «Русские сезоны»: культурная дипломатия XXI века [Электронный ресурс] Режим доступа: https://culturalforum.ru/event/1536054512500-diskussiya-rossiya-italiya-dialog-kultur-itogi-i-perspektivy-sotrudnichestva-stran-v-sfere-kultury-po-rezultatam-proekta-russkie-sezony-v-italii (дата обращения 21.02.2023)
37. Сайт Министерства промышленности, энергетики и туризма Испании [Электронный ресурс] Режим доступа: https://turismo.gob.es/en-us/Paginas/Index.aspx (дата обращения 19.03.2023)
38. Сайт Национального статистического института Италии / Темы, Территории/ Статистика –2021 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.istat.it/en/ (дата обращения 21.03.2023)
39. Сделано с Китаем: туризм из КНР в Россию в 2023-м восстановится на 20% // Известия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iz.ru/1465508/anastasiia-platonova/sdelano-s-kitaem-turizm-iz-knr-v-rossiiu-v-2023-m-vosstanovitsia-na-20 (дата обращения 27.03.2023)
40. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года от 20.09.2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения 27.03.2023)
41. Текущее состояние туризма в России: восстановление после кризиса 2020 года и новые меры поддержки отрасли //ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1529469/ (дата обращения 10.02.2023)
42. Число российских туристов, посетивших Испанию в 2018 году, выросло на 6,3%. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/4934316
43. 27-я Московская международная туристическая выставка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mitt.ru (дата обращения 19.03.2023)
44. IndexResults—TheTravel&TourismCompetitivenessIndexRanking 2015 //WorldEco-nomicForum [Электронный ресурс] Режим доступа: http://reports.weforum.org/travel-and-tour-ism-competitiveness-report-2015/index-results-the-travel-tourism-competitiveness-index-rank-ing-2015/ (дата обращения 10.02.2023)
45. Spain - Internationaltourismreceipts // Knoema. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.com/atlas/Spain/Tourism-receipts (дата обращения 19.03.2023)
46. Tourism Towards 2030.Global Overview. World Tourism Organization (UNWTO) Madrid, Spain. ISBN-13:978-92-844-1399-7. October 2011. -pp. 32-34-35. (дата обращения 19.03.2023)
47. UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex. 2021. Vol. 19, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://doi.org/10.18111/wtobarometereng (дата обращения 10.02.2023)
48. World Economic Situation And Prospects // UN. - 2020. - № 137 [Электронныйресурс] Режимдоступа: https://www. un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-may-2020-briefing-no-137/ (датаобращения 10.03.2023)
49. Banca d'Italia. Turismo internazionale[Электронныйресурс] Режимдоступа: https://www.banca-ditalia.it/statistiche/tematiche/rapporti-estero/ turismo- internazionale/index.html (датаобращения 15.02.2023)
50. InstitutoCervantes [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cervantes.es/default.htm (дата обращения 19.03.2023)
51. Memoria Año 2015: Incentivos Regionales // Ministerio de hacienda y administraciones públicas [Электронныйресурс] Режимдоступа: http://www.dgfc.sepg.minhafp.gob.es/sitios/dgfc/es-ES/ipr/ir/ia/Documents/MEM0RIA_ANUAL_2015.pdf. (дата обращения 15.02.2023)
52. MinisteriodeCultura y Deporte [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.culturaydeporte.gob.es/portada.html (дата обращения 15.02.2023)
53. Presidenza del Consiglio die Ministri, II Ministero per gliAffariRegionali, il Turismo e lo sport, Turismo Italia 2020, Piano strategico per lo sviluppo del turismo in Italia, Roma, 2013.
54. Rapportoannualesulmovimentoturistico e la composizionedellastrutturaricettivadell’EmiliaRomagnaanno 2018, Bologna 2018.
55. «Turismo» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.f9caaecd-63427903-00a6b76f-74722d776562/https/www.istat.it/it/files//2019/12/C19.pdf (дата обращения 19.04.2023)
Литература:
1. Абдихалыков А. А. Современное состояние развития туризма в зарубежных странах // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2014 г. С. 3-6.
2. Андреев В.В. Роль культуры в формировании имиджа Италии за рубежом // Образовательный портал «Справочник» 2020. С.19-28.
3. Бабышев Л.С. Туризм как отрасль итальянской экономики // МЭМО. 1995. №12.
4. Василенко Е. В. “Мягкая сила” современной Италии // Перспективы. Электронный журнал, 2015 г. С. 208-219.
5. Волосюк О. В. Испания и Россия: дипломатия и диалог культур. Три столетия отношений. РУДН. М.: Индрик, 2018. С. 628.
6. Волошин Н. И.- Международный туризм: Правовые акты: Справочное издание - М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Вязовская В. В. Туризм в экономическом развитии регионов (на примере Испании) // Российский внешнеэкономический вестник, 2017 г, № 8 С. 33-40.
8. Данилова M.A., Захаров A.H., Иванян A.E Зарубежный опыт регулирования территориального развития // Внешнеэкономический бюллетень, 2001, №10, с.32-40
9. Дубинин Ю.В. Амбахадор! Амбахадор! Записки посла в Испании. - М., 1999. -С. 24.
10. Дынкин А.А., Телегина Е.А. Шок пандемии и посткризисный мир // Мировая экономика и международные отношения. 2020 г. Т. 64, № 8. С. 5-16.
11. Евстигнеев В.П. Испания: основные направления внешней политики. - М., 1982. - С. 19.
12. Захаренко Г.Н. Современные подходы к оценке туристского потенциала // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 3. - С. 22-26.
13. Захаров A.H., Игнатьев A.A. Механизмы управления конкурентоспособностью туристской отрасли // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 9. С. 31-48.
14. Захаров A.H., Инструменты региональной политики Испании // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - №12. С. 33-42
15. Захаров A.H., Серединская К.С. Оценка эффективности региональной политики в Испании // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №3. С. 29-40.
16. Кизим А. А., Романова И. А. Проблемы создания туристско-рекреационного кластера на юге России // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2011. № 1. С. 371-376.
17. Клюева И. П. Классификация туристских рынков. // Томь. № 6.2006. -С. 3.
18. Королева А. Стратегия «мягкой силы» в формировании внешнего имиджа России и Испании // Политические проблемы международных отношений №1(34)/2015 С. 97-103.
19. Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В. География туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
20. Кусков А.С., Терентьева О.В., Шуть Р.А. Роль международного туризма в экономике Италии // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1.
21. Литовченко А.Ю. Влияние процессов глобализации и международной интеграции на развитие сферы туристических услуг в России :дис. к. э. н.Краснодар, 2008.- 198 с.
22. Гущина Е. Г. Концепция структурной модели устойчивого регионального развития // Экономика: теория и практика. 2015. № 3 (39). С. 23-28.
23. Макаревская Д.А. Влияние пандемии коронавируса на мировую экономику // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 37-40.
24. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2004. - 174 с.
25. Маслова Е. А. Некоторые сюжеты Года Италии в России // Вестник МГИМО Университета, 2012 г.
26. Махошева С.А., Алиханов А.В., Алоева А.А. Государственное регулирование и поддержка туризма как фактор развития туриндустрии // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 2. - С. 181-184.
27. Мешков А. Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Итальянской Республике и Республике Сан-Марино (2004-2012г.). Российско-итальянское сотрудничество: история и современность / «Международная жизнь», август 2011.
28. Николаева К. А., Королев А. Ю. Туристское районирование Италии // География и туризм. 2011. Т. 10. С. 88-92.
29. Овчаров А. О. “История развития туризма в России”/ А. О. Овчаров //: Наука- 2020, 2017 г. С. 108-115.
30. Папирян Г. А. Международные экономические отношения. Маркетинг в туризме. 2001
31. Потемкин А.В. Сравнительно-географический анализ развития туризма в регионах Италии //С. 84-87.
32. Романова Э.П. Типы территорий Италии, обеспечивающих различные формы отдыха // Вопр. географии. 1973. №93.
33. Сафронова Е.А. Год Италии в России как важный этап двустороннего сотрудничества // Актуальные проблемы современной политической науки Том Вып. 17. Санкт-Петербург, 2022. С. 228-234.
34. Терентьева Е. Д. Роль Института Сервантеса в процессе обучения испанскому языку в мире // Языки и культуры: эффективная коммуникация в эпоху глобализации: материалы Межвузовской научно-практической конференции «Обучение иностранным языкам в процессе диалога культур». М.: РУДН, 2013. С. 116-119.
35. Фадеева И.А. Каталонский дезинтеграционный кризис: экономические причины и возможные последствия пандемии COVID-19 // Теория и практика общественного развития. 2020. № 7. С. 53-57.
36. Фролова Е.В., Кабанова Е.Е. Направления и механизмы развития туристической привлекательности территории. Актуальные проблемы экономики. 2015. Т. 167. № 5. С. 297-305.
37. Химич Г. А., Терентьева Е. Д. Международное образовательное сотрудничество // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 1. С. 197-207.
38. Черемисин П. А. Географический анализ туристско-рекреационного комплекса страны (На примере Италии) :Дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.24 : Москва, 2003 206 c. РГБ ОД, 61:04-11/32-3.
39. Черкасова Е. Г. Образ России в Испании и российско-испанские отношения на современном этапе // Актуальные проблемы Европы. – 2015. – № 2. – С. 177 – 197.
40. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2007. - 480 с.
41. Cohen E., Cooper R. L. Language and Tourism // Annals of Tourism. 1986. № 13 (4). P. 533-564.
42. Cuadrado-Roura J. R. Regional Policy, Economic Growth and Convergence. LessonsfromSpanishcase [Текст]. Springer - Verlag. Berlin. 2010.
43. Kovalevskaya, N.V. Linguistic Dimension of World Politics: Hispanophony. - Berlin: Golden Mile GmbH, 2015.
44. Alivernini A., Breda E, Iannario E. International tourism in Italy (1997-2012)// Questioni di Economia e Finanza. 2014. №. 220, Banca d'Italia, Rome.
45. Alivernini A, Gallo M., Mattevi E, Quintiliani F. Tendenze del turismo internazionalenelleregioniitaliane // RassegnaEconomica. 2012. № 1.
46. Baralo M. El valor del idioma como recurso turístico, económico y cultural // Signos Universitarios. 2015. № 34 (51). P. 35-61.
47. Del Águila A. R., Fernández C., Padilla A. Los turistas extranjeros estudiantes de español. ElcasodeMálaga // EstudiosTurísticos. 2012. № 154. P. 159-176.
48. Piédrola I., Artacho C., Villaseca E. J. El turismo idiomático como motor de desarrollo económico, educativo y cultural // I Congreso Internacional "El patrimonio cultural y natural como motor de desarrollo: investigación e innovación" / coord. por A. Peinado Herreros. UniversidadInternacionaldeAmndalucía, 2012.
49. Taboada de Zúñiga P. Una aproximación al. turismo idiomático en España. El caso particular de las ciudades históricas // Revista de turismo y patrimonio cultural. 2010. № 4 (12). P. 757-782.
50. Tamames R. La dimensión económica del español en el mundo. Madrid: Venecia, 2009.