ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена энергетической дипломатии
1.1. Феномен «энергетической дипломатии» с точки зрения различных теорий международных отношений и дипломатии
1.2. Понятие энергетической дипломатии, основные элементы и механизмы ее реализации
1.3. Акторы энергетической дипломатии
Глава 2. Правовые механизмы регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы
2.1. Правовое регулирование энергетической политики Европейского союза и его влияние на страны Северной Европы…
2.2. Особенности правового регулирования энергетической дипломатии в странах Северной Европы: общие и специфические черты
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена энергетической дипломатии
1.1. Феномен «энергетической дипломатии» с точки зрения различных теорий международных отношений и дипломатии
1.2. Понятие энергетической дипломатии, основные элементы и механизмы ее реализации
1.3. Акторы энергетической дипломатии
Глава 2. Правовые механизмы регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы
2.1. Правовое регулирование энергетической политики Европейского союза и его влияние на страны Северной Европы…
2.2. Особенности правового регулирования энергетической дипломатии в странах Северной Европы: общие и специфические черты
Заключение
Список источников и литературы
Проблемы энергетики на протяжении нескольких лет не сходят с повестки дня мировой политики. Энергетика, представляя собой комплекс, сочетающий в себе различные сферы общественной деятельности (политику, экономику, социальную сферу, защиту окружающей среды, а в некоторых ситуациях также демократию и права человека), является жизненно важной областью межгосударственного взаимодействия. Сложность самого энергетического вопроса порождает значительное количество направлений и проблем в отношениях между государствами и другими акторами международных отношений. В условиях глобализации экономического сектора и возрастающего уровня конкуренции на мировых рынках значение энергетического фактора в международных отношениях непрерывно усиливается. Растущий уровень потребления энергоресурсов, проблема их эффективного распределения, вопрос об ограниченности сырья, экологический аспект производства и транспортировки нефти и природного газа – неполный ряд вопросов и проблем, с которыми сегодня сталкивается современное общество.
В целях урегулирования возникающих конфликтов и защиты собственных интересов в вопросах обеспечения энергетическими ресурсами многие государства, а также иные акторы, используют такой инструмент внешней политики, как энергетическая дипломатия. Страны Северной Европы, обладая развитым энергетическом сектором, уже на протяжении нескольких лет развивают свою энергетическую дипломатию, однако в последнее время в контексте формирования единой европейской энергетической политики и системы безопасности, они вынуждены пересматривать некоторые свои взгляды на мировое энергетическое сотрудничество.
Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется следующими причинами. Во-первых, политическое руководство стран Северной Европы всё больше внимания уделяет развитию и повышению эффективности внешнего вектора своей энергетической политики с целью обеспечения безопасности энергоснабжения, диверсификации используемых источников энергии, повышения эффективности их использования, а также распространения экологических стандартов при добыче и транспортировке энергоресурсов.
Во-вторых, на настоящий момент страны Северной Европы постепенно интегрируются в общий европейский газовый рынок и рынок электроэнергии, что влечет за собой определенные изменения в институциональной и правовой сфере.
В-третьих, энергетическая дипломатия, реализуемая североевропейскими государствами, имеет свою региональную специфику, делая особый акцент на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Изучение нормативно-правового аспекта энергетической дипломатии стран Северной Европы обусловлено тем, что именно анализ нормативных актов, политических стратегий и концепций позволяет определить основные интересы, цели и направления реализации энергетической дипломатии данных стран, а также охарактеризовать институциональную среду и механизмы реализации поставленных целей.
Степень разработанности темы. Изучению энергетической дипломатии и анализу нормативно-правового регулирования данного направления уделено определенное внимание и в зарубежных, и отечественных исследованиях. Энергетической дипломатии стран Северной Европы, в частности, и особенностям ее правового регулирования посвящено не так много работ.
Среди ряда общетеоретических исследований, касающихся проблематики современных видов дипломатии, можно выделить работы П. Шарпа, А. Хенриксона, К.С. Рана, С. Кеукелейре, Р. Тиерса и А. Джустаерта.
Если говорить о теоретических аспектах изучения энергетической политики и дипломатии, то исследования в этой сфере начали разрабатываться после нефтяного кризиса 1972-1973 гг., когда впервые было определено понятие «энергетической безопасности». Однако необходимо отметить тот факт, что большинство работ, так или иначе затрагивающих тему энергетической безопасности, длительное время отражали точку зрения стран-импортеров нефти. Это явление связано, в первую очередь, с тем, что исследователи, анализирующие феномен энергетической дипломатии и энергобезопасности, представляют западные страны (в частности США).
Например, в работах Дж. Ягера, У.Леви и ряда других авторов государства и регионы, богатые энергетическими ресурсами, анализировались через призму внешнеполитических интересов США и других стран-потребителей, а также обосновывалась идея создания системы, при которой эти страны смогли бы противостоять ОПЕК и эффективно влиять на мировые рынки природного газа и нефти. Аналогичные тенденции в изучении энергетической политики сохранились и в дальнейших исследованиях М.Голдмана, Дж. Стерна и других авторов.
Американский исследователь по проблемам нефтегазовой промышленности Д.Ёргин в своих работах также представляет энергетическую безопасность, в первую очередь, как безопасность потребителей.
Кроме того, необходимо заметить, что в большинстве работ до определенного времени фигурировал термин «нефтяная» или «ресурсная» дипломатия, что на настоящий момент не совсем верно, т.к. энергетическая дипломатия по своим функциям не ограничивает себя как инструмент борьбы за контроль над запасами нефти и природного газа, а охватывает более широкий спектр задач, включая транспортный и экологический аспект, а также развитие альтернативных источников энергии.
В России также изучается проблематика энергетической политики и дипломатии. Теоретические аспекты данного явления, прежде всего, разрабатываются такими исследователями как С.З. Жизнин (российский дипломат и учёный, возглавляющий Центр энергетической дипломатии и геополитики) и М.Е. Богучарский. Э.Б. Уртаева в своих работах также уделяет большое внимание изучению понятия «энергетической дипломатии» и энергетическим интересам России на международной арене.
Вопросам правового регулирования энергетической политики Европейского союза посвящен ряд работ таких отечественных исследователей как, например, И.В. Гудков, П.Г. Лахно. Влиянию нормативно-правовых актов Европейского союза в области энергетики на национальные законодательства посвящены работы Т.А. Романовой.
По скандинавской энергетической политике существуют не так много работ. Среди западных исследователей можно выделить Л. Бергман и М. Линдрос. Характерным чертам и особенностям дипломатии стран Северной Европы посвящена монография отечественных авторов «Северная Европа. Регион нового развития». Непосредственно проблематика энергетической дипломатии стран Северной Европы разрабатывается в исследованиях О.В. Григорьевой.
В целом, несмотря на отдельные исследовании, посвященные различным аспектам энергетической политики и дипломатии, нельзя говорить о существовании комплексного анализа энергетической дипломатии стран Северной Европы и ее политико-правовых оснований. Данная проблематика нуждается в дальнейшем развитии как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Объект исследования – феномен энергетической дипломатии, акторы и механизмы ее реализации в странах Северной Европы.
Предмет исследования – правовые механизмы, применяемые странами Северной Европы, для регулирования направлений своей энергетической дипломатии.
Цель исследования – выявить особенности и существующие проблемы в современной системе правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить феномен «энергетической дипломатии» с позиций различных теорий международных отношений и дипломатии.
2. Проанализировать ключевые элементы энергетической дипломатии, механизмы и характерные особенности акторов.
3. Рассмотреть систему правового регулирования энергетической дипломатии Европейского союза и охарактеризовать её влияние на страны Северной Европы.
4. Исследовать современное состояние нормативно-правовой базы стран Северной Европы, регулирующей энергетическую дипломатию, и выявить её характерные особенности и проблемные моменты.
5. Дать возможный прогноз дальнейшего развития правового регулирования энергетической дипломатии пяти стран Северной Европы.
Источниковая база. Источники, использованные в данном исследовании, можно разделить на несколько групп. Основой исследования можно считать официальные документы органов государственной власти, законодательно или концептуально определяющие основные принципы и направления энергетической дипломатии стран Северной Европы.
Вторая группа источников - нормативно-правовые акты ЕС в сфере энергетики: директивы и регламенты Европейской комиссии, документы Европейского парламента, политические программы, стратегии и обзоры.
Третья группа источников включает в себя различные международные договоры в области энергетики, которые имеют влияние на энергетическую дипломатию стран Северной Европы , а также отчеты и рекомендации Международного энергетического агентства.
Методология. Изучение теоретических аспектов энергетической дипломатии стран Северной Европы предполагает использование системного подхода. Сравнительно-правовой метод применялся автором при изучении различных нормативно-правовых актов стран Северной Европы. Прогностический метод использовался в заключительной части работы для возможной оценки перспектив дальнейшего развития системы нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии Северной Европы. В целом в процессе исследования использовались общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Структура исследования. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
В целях урегулирования возникающих конфликтов и защиты собственных интересов в вопросах обеспечения энергетическими ресурсами многие государства, а также иные акторы, используют такой инструмент внешней политики, как энергетическая дипломатия. Страны Северной Европы, обладая развитым энергетическом сектором, уже на протяжении нескольких лет развивают свою энергетическую дипломатию, однако в последнее время в контексте формирования единой европейской энергетической политики и системы безопасности, они вынуждены пересматривать некоторые свои взгляды на мировое энергетическое сотрудничество.
Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется следующими причинами. Во-первых, политическое руководство стран Северной Европы всё больше внимания уделяет развитию и повышению эффективности внешнего вектора своей энергетической политики с целью обеспечения безопасности энергоснабжения, диверсификации используемых источников энергии, повышения эффективности их использования, а также распространения экологических стандартов при добыче и транспортировке энергоресурсов.
Во-вторых, на настоящий момент страны Северной Европы постепенно интегрируются в общий европейский газовый рынок и рынок электроэнергии, что влечет за собой определенные изменения в институциональной и правовой сфере.
В-третьих, энергетическая дипломатия, реализуемая североевропейскими государствами, имеет свою региональную специфику, делая особый акцент на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Изучение нормативно-правового аспекта энергетической дипломатии стран Северной Европы обусловлено тем, что именно анализ нормативных актов, политических стратегий и концепций позволяет определить основные интересы, цели и направления реализации энергетической дипломатии данных стран, а также охарактеризовать институциональную среду и механизмы реализации поставленных целей.
Степень разработанности темы. Изучению энергетической дипломатии и анализу нормативно-правового регулирования данного направления уделено определенное внимание и в зарубежных, и отечественных исследованиях. Энергетической дипломатии стран Северной Европы, в частности, и особенностям ее правового регулирования посвящено не так много работ.
Среди ряда общетеоретических исследований, касающихся проблематики современных видов дипломатии, можно выделить работы П. Шарпа, А. Хенриксона, К.С. Рана, С. Кеукелейре, Р. Тиерса и А. Джустаерта.
Если говорить о теоретических аспектах изучения энергетической политики и дипломатии, то исследования в этой сфере начали разрабатываться после нефтяного кризиса 1972-1973 гг., когда впервые было определено понятие «энергетической безопасности». Однако необходимо отметить тот факт, что большинство работ, так или иначе затрагивающих тему энергетической безопасности, длительное время отражали точку зрения стран-импортеров нефти. Это явление связано, в первую очередь, с тем, что исследователи, анализирующие феномен энергетической дипломатии и энергобезопасности, представляют западные страны (в частности США).
Например, в работах Дж. Ягера, У.Леви и ряда других авторов государства и регионы, богатые энергетическими ресурсами, анализировались через призму внешнеполитических интересов США и других стран-потребителей, а также обосновывалась идея создания системы, при которой эти страны смогли бы противостоять ОПЕК и эффективно влиять на мировые рынки природного газа и нефти. Аналогичные тенденции в изучении энергетической политики сохранились и в дальнейших исследованиях М.Голдмана, Дж. Стерна и других авторов.
Американский исследователь по проблемам нефтегазовой промышленности Д.Ёргин в своих работах также представляет энергетическую безопасность, в первую очередь, как безопасность потребителей.
Кроме того, необходимо заметить, что в большинстве работ до определенного времени фигурировал термин «нефтяная» или «ресурсная» дипломатия, что на настоящий момент не совсем верно, т.к. энергетическая дипломатия по своим функциям не ограничивает себя как инструмент борьбы за контроль над запасами нефти и природного газа, а охватывает более широкий спектр задач, включая транспортный и экологический аспект, а также развитие альтернативных источников энергии.
В России также изучается проблематика энергетической политики и дипломатии. Теоретические аспекты данного явления, прежде всего, разрабатываются такими исследователями как С.З. Жизнин (российский дипломат и учёный, возглавляющий Центр энергетической дипломатии и геополитики) и М.Е. Богучарский. Э.Б. Уртаева в своих работах также уделяет большое внимание изучению понятия «энергетической дипломатии» и энергетическим интересам России на международной арене.
Вопросам правового регулирования энергетической политики Европейского союза посвящен ряд работ таких отечественных исследователей как, например, И.В. Гудков, П.Г. Лахно. Влиянию нормативно-правовых актов Европейского союза в области энергетики на национальные законодательства посвящены работы Т.А. Романовой.
По скандинавской энергетической политике существуют не так много работ. Среди западных исследователей можно выделить Л. Бергман и М. Линдрос. Характерным чертам и особенностям дипломатии стран Северной Европы посвящена монография отечественных авторов «Северная Европа. Регион нового развития». Непосредственно проблематика энергетической дипломатии стран Северной Европы разрабатывается в исследованиях О.В. Григорьевой.
В целом, несмотря на отдельные исследовании, посвященные различным аспектам энергетической политики и дипломатии, нельзя говорить о существовании комплексного анализа энергетической дипломатии стран Северной Европы и ее политико-правовых оснований. Данная проблематика нуждается в дальнейшем развитии как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Объект исследования – феномен энергетической дипломатии, акторы и механизмы ее реализации в странах Северной Европы.
Предмет исследования – правовые механизмы, применяемые странами Северной Европы, для регулирования направлений своей энергетической дипломатии.
Цель исследования – выявить особенности и существующие проблемы в современной системе правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить феномен «энергетической дипломатии» с позиций различных теорий международных отношений и дипломатии.
2. Проанализировать ключевые элементы энергетической дипломатии, механизмы и характерные особенности акторов.
3. Рассмотреть систему правового регулирования энергетической дипломатии Европейского союза и охарактеризовать её влияние на страны Северной Европы.
4. Исследовать современное состояние нормативно-правовой базы стран Северной Европы, регулирующей энергетическую дипломатию, и выявить её характерные особенности и проблемные моменты.
5. Дать возможный прогноз дальнейшего развития правового регулирования энергетической дипломатии пяти стран Северной Европы.
Источниковая база. Источники, использованные в данном исследовании, можно разделить на несколько групп. Основой исследования можно считать официальные документы органов государственной власти, законодательно или концептуально определяющие основные принципы и направления энергетической дипломатии стран Северной Европы.
Вторая группа источников - нормативно-правовые акты ЕС в сфере энергетики: директивы и регламенты Европейской комиссии, документы Европейского парламента, политические программы, стратегии и обзоры.
Третья группа источников включает в себя различные международные договоры в области энергетики, которые имеют влияние на энергетическую дипломатию стран Северной Европы , а также отчеты и рекомендации Международного энергетического агентства.
Методология. Изучение теоретических аспектов энергетической дипломатии стран Северной Европы предполагает использование системного подхода. Сравнительно-правовой метод применялся автором при изучении различных нормативно-правовых актов стран Северной Европы. Прогностический метод использовался в заключительной части работы для возможной оценки перспектив дальнейшего развития системы нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии Северной Европы. В целом в процессе исследования использовались общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Структура исследования. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
В процессе решения задач настоящего исследования и анализа различных аспектов энергетической дипломатии автор пришел к целому ряду выводов.
Во-первых, энергетическая дипломатия как сравнительно новое направление в дипломатической деятельности представляет особый интерес для исследования в рамках современных теорий дипломатии и международных отношений. По мнению автора, наиболее объективной концепцией, довольно логично объясняющей характерные черты энергетической дипломатии, является теория структурной дипломатии. Согласно этой теории, энергетическая дипломатия как особенный феномен характеризуется многоплановостью в своих задачах и методах их реализации, а основной ее основной целью является формирование политико-правовых и экономических структур, которые закрепляют образ действия акторов в международном энергетическом пространстве, и влияние на их функционирование.
Во-вторых, в результате анализа теоретических концепций, а также особенностей структуры самой энергетической дипломатии: основных элементов и механизмов реализации, автор пришел к выводу, что энергетическая дипломатия определяется как организованная и институционально оформленная деятельность, проводимая государством в партнерстве с энергетическими компаниями, в ходе которой происходит защита национальных энергетических интересов посредством ведения переговоров, участия в региональных и международных организаций и которая также направлена формирование международного пространства для устойчивого развития мирового энергетического сектора.
В-третьих, исследование природы акторов энергетической дипломатии позволяет говорить о том, что на настоящий момент существует несколько категорий акторов: национальные государства, международные и региональные организации, транснациональные корпорации и неправительственные организации некоммерческого типа. Тем не менее, несмотря на расширение круга участников международных энергетических отношений, преобладающее влияние на мировой арене до сих пор имеют суверенные государства.
Вторая часть исследования, посвященная непосредственному изучению нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы, позволила автору также сделать ряд выводов.
Во-первых, анализ нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии Европейского союза позволяет говорить о том, что, несмотря на подавляющее влияние европейского энергетического законодательства в аспекте регулирования внутренних рынков североевропейских стран-участниц и Норвегии и Исландии как партнеров по Европейскому экономическому пространству, энергетическая дипломатия остается по большей части предметом национального регулирования. Иногда наблюдается обратное влияние: это хорошо видно на примере энергетической дипломатии ЕС в Арктике, где североевропейские государства проявляли инициативу в создании европейской стратегии.
Во-вторых, огромную роль в формировании национальной системы правового регулирования и непосредственной реализации задач энергетической дипломатии играют международные конвенции и соглашения в области устойчивого развития и морского права.
В-третьих, общей особенностью всех пяти североевропейских стран является отсутствие отдельного правового документа, регулирующего энергетическую дипломатию. Задачи правительства, поставленные перед данным направлением дипломатии, инкорпорированы в стратегические документы по другим направлениям внешней политики. Тематика этих стратегий также совпадает во всех пяти государствах Северной Европы: вопросам энергетической дипломатии посвящены части национальных стратегий по энергетической и климатической политике, арктических стратегий, программ по политике развития и политике в отношении Европейского союза. По мнению автора, отсутствие такого единого правового документа является в случае одних государств проблемным вопросом (Норвегии и Финляндии), в случае других (Швеция, Дания и Исландия) – отражением политической заинтересованности в проведении энергетической дипломатии. Норвегия и Финляндия являются наиболее заинтересованными акторами энергетической дипломатии в регионе Северной Европы, поэтому отсутствие отдельного правового документа, декларирующего основные цели и задачи их дипломатии и регламентирующего четкую линию поведения и применяемые механизмы, может также негативно повлиять на эффективную реализацию национальных интересов в этой области.
На основе проведенного исследования и полученных выводов автор может предложить вероятные варианты дальнейшего развития системы правового регулирования энергетической дипломатии в странах Северной Европы. Прежде всего, необходимо отметить, что тенденции развития системы правового регулирования тесно связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в государстве, поэтому с низкой степенью вероятности можно предполагать кардинальные изменения в современной нормативно-правовой базе государств Северной Европы, которые отличаются своим гармоничным политическим и социально-экономическим развитием. Однако в условиях изменчивости внешней политики, а, следовательно, и приоритетов энергетической дипломатии, в среднесрочной и долгосрочной перспективе возможен пересмотр действующего законодательства, отмена устаревших нормативных актов и создание новых.
По мнению автора, определенные изменения могут произойти в нормативно-правовой базе Финляндии и Норвегии. Финляндия, как государство в некоторой степени уязвимое из-за зависимости от импорта, может разработать стратегию по энергетической дипломатии, в которой особое внимание будет уделяться инструментам обеспечения энергетической безопасности страны. Кроме того, если европейская энергетическая дипломатия получит свое дальнейшее развитие и ее правовое регулирование также выйдет на более высокий уровень, возможен вариант имплементации этих положений в финскую энергетическую стратегию.
Норвегия, будучи крупным экспортером углеводородов, следовательно, заинтересованная в дальнейшей разведке месторождений и обеспечении поставок стабильным потребителям, может также реформировать свою систему правового регулирования, разработав единую энергетическую стратегию с особым вниманием на энергетические интересы во внешней политике и создание эффективных механизмов по реализации данных интересов.
Швеция и Дания, в целом не заинтересованные в проведении активной энергетической дипломатии, скорее всего, сохранят современный формат правового регулирования, в рамках которого энергетические вопросы включены в арктическую, климатическую стратегии и программы по политике развития, а акцент делается на распространение в рамках региональных и международных организаций принципов устойчивого развития и поощрение экспорта инновационных технологий. Также в случае дальнейшего развития европейского нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии, будет происходить постепенная имплементация таких актов в национальное законодательство.
Что касательно Исландии, то, как страна, наименее всех заинтересованная в проведении энергетической дипломатии, она не будет реформировать свою систему правового регулирования.
Таким образом, система механизмов правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы состоит из трёх элементов: международных соглашений, европейских нормативно-правовых актов и национальных стратегий. Главной особенностью национального правового регулирования является то, что энергетические вопросы гармонично инкорпорируются во внешнеполитические стратегии, что, в свою очередь, позволяет странам Северной Европы проводить эффективную энергетическую дипломатию.
Во-первых, энергетическая дипломатия как сравнительно новое направление в дипломатической деятельности представляет особый интерес для исследования в рамках современных теорий дипломатии и международных отношений. По мнению автора, наиболее объективной концепцией, довольно логично объясняющей характерные черты энергетической дипломатии, является теория структурной дипломатии. Согласно этой теории, энергетическая дипломатия как особенный феномен характеризуется многоплановостью в своих задачах и методах их реализации, а основной ее основной целью является формирование политико-правовых и экономических структур, которые закрепляют образ действия акторов в международном энергетическом пространстве, и влияние на их функционирование.
Во-вторых, в результате анализа теоретических концепций, а также особенностей структуры самой энергетической дипломатии: основных элементов и механизмов реализации, автор пришел к выводу, что энергетическая дипломатия определяется как организованная и институционально оформленная деятельность, проводимая государством в партнерстве с энергетическими компаниями, в ходе которой происходит защита национальных энергетических интересов посредством ведения переговоров, участия в региональных и международных организаций и которая также направлена формирование международного пространства для устойчивого развития мирового энергетического сектора.
В-третьих, исследование природы акторов энергетической дипломатии позволяет говорить о том, что на настоящий момент существует несколько категорий акторов: национальные государства, международные и региональные организации, транснациональные корпорации и неправительственные организации некоммерческого типа. Тем не менее, несмотря на расширение круга участников международных энергетических отношений, преобладающее влияние на мировой арене до сих пор имеют суверенные государства.
Вторая часть исследования, посвященная непосредственному изучению нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы, позволила автору также сделать ряд выводов.
Во-первых, анализ нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии Европейского союза позволяет говорить о том, что, несмотря на подавляющее влияние европейского энергетического законодательства в аспекте регулирования внутренних рынков североевропейских стран-участниц и Норвегии и Исландии как партнеров по Европейскому экономическому пространству, энергетическая дипломатия остается по большей части предметом национального регулирования. Иногда наблюдается обратное влияние: это хорошо видно на примере энергетической дипломатии ЕС в Арктике, где североевропейские государства проявляли инициативу в создании европейской стратегии.
Во-вторых, огромную роль в формировании национальной системы правового регулирования и непосредственной реализации задач энергетической дипломатии играют международные конвенции и соглашения в области устойчивого развития и морского права.
В-третьих, общей особенностью всех пяти североевропейских стран является отсутствие отдельного правового документа, регулирующего энергетическую дипломатию. Задачи правительства, поставленные перед данным направлением дипломатии, инкорпорированы в стратегические документы по другим направлениям внешней политики. Тематика этих стратегий также совпадает во всех пяти государствах Северной Европы: вопросам энергетической дипломатии посвящены части национальных стратегий по энергетической и климатической политике, арктических стратегий, программ по политике развития и политике в отношении Европейского союза. По мнению автора, отсутствие такого единого правового документа является в случае одних государств проблемным вопросом (Норвегии и Финляндии), в случае других (Швеция, Дания и Исландия) – отражением политической заинтересованности в проведении энергетической дипломатии. Норвегия и Финляндия являются наиболее заинтересованными акторами энергетической дипломатии в регионе Северной Европы, поэтому отсутствие отдельного правового документа, декларирующего основные цели и задачи их дипломатии и регламентирующего четкую линию поведения и применяемые механизмы, может также негативно повлиять на эффективную реализацию национальных интересов в этой области.
На основе проведенного исследования и полученных выводов автор может предложить вероятные варианты дальнейшего развития системы правового регулирования энергетической дипломатии в странах Северной Европы. Прежде всего, необходимо отметить, что тенденции развития системы правового регулирования тесно связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в государстве, поэтому с низкой степенью вероятности можно предполагать кардинальные изменения в современной нормативно-правовой базе государств Северной Европы, которые отличаются своим гармоничным политическим и социально-экономическим развитием. Однако в условиях изменчивости внешней политики, а, следовательно, и приоритетов энергетической дипломатии, в среднесрочной и долгосрочной перспективе возможен пересмотр действующего законодательства, отмена устаревших нормативных актов и создание новых.
По мнению автора, определенные изменения могут произойти в нормативно-правовой базе Финляндии и Норвегии. Финляндия, как государство в некоторой степени уязвимое из-за зависимости от импорта, может разработать стратегию по энергетической дипломатии, в которой особое внимание будет уделяться инструментам обеспечения энергетической безопасности страны. Кроме того, если европейская энергетическая дипломатия получит свое дальнейшее развитие и ее правовое регулирование также выйдет на более высокий уровень, возможен вариант имплементации этих положений в финскую энергетическую стратегию.
Норвегия, будучи крупным экспортером углеводородов, следовательно, заинтересованная в дальнейшей разведке месторождений и обеспечении поставок стабильным потребителям, может также реформировать свою систему правового регулирования, разработав единую энергетическую стратегию с особым вниманием на энергетические интересы во внешней политике и создание эффективных механизмов по реализации данных интересов.
Швеция и Дания, в целом не заинтересованные в проведении активной энергетической дипломатии, скорее всего, сохранят современный формат правового регулирования, в рамках которого энергетические вопросы включены в арктическую, климатическую стратегии и программы по политике развития, а акцент делается на распространение в рамках региональных и международных организаций принципов устойчивого развития и поощрение экспорта инновационных технологий. Также в случае дальнейшего развития европейского нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии, будет происходить постепенная имплементация таких актов в национальное законодательство.
Что касательно Исландии, то, как страна, наименее всех заинтересованная в проведении энергетической дипломатии, она не будет реформировать свою систему правового регулирования.
Таким образом, система механизмов правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы состоит из трёх элементов: международных соглашений, европейских нормативно-правовых актов и национальных стратегий. Главной особенностью национального правового регулирования является то, что энергетические вопросы гармонично инкорпорируются во внешнеполитические стратегии, что, в свою очередь, позволяет странам Северной Европы проводить эффективную энергетическую дипломатию.
Подобные работы
- ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС КАК ФАКТОР
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОН.ХХ - НАЧ. XXI
ВВ.: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ СОУПРАВЛЕНИЯ В АРКТИКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Состояние и перспективы энергетического сотрудничества РФ, ФРГ и Европейского союза в контексте реализации проекта «Северный поток – 2»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Влияние российских газовых корпораций на энергетическую политику Европейского Союза и стран Ближнего Востока: перспективы сотрудничества и трансформация повестки
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ
ОБЩЕГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
РЫНКА СТРАН СНГ
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - ФИНАНСОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (2013-2024)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2025 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТРАНСГРАНИЧНЫХ
ТРУБОПРОВОДОВ
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017



