Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Работа №133750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена энергетической дипломатии
1.1. Феномен «энергетической дипломатии» с точки зрения различных теорий международных отношений и дипломатии
1.2. Понятие энергетической дипломатии, основные элементы и механизмы ее реализации
1.3. Акторы энергетической дипломатии
Глава 2. Правовые механизмы регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы
2.1. Правовое регулирование энергетической политики Европейского союза и его влияние на страны Северной Европы…
2.2. Особенности правового регулирования энергетической дипломатии в странах Северной Европы: общие и специфические черты
Заключение
Список источников и литературы


Проблемы энергетики на протяжении нескольких лет не сходят с повестки дня мировой политики. Энергетика, представляя собой комплекс, сочетающий в себе различные сферы общественной деятельности (политику, экономику, социальную сферу, защиту окружающей среды, а в некоторых ситуациях также демократию и права человека), является жизненно важной областью межгосударственного взаимодействия. Сложность самого энергетического вопроса порождает значительное количество направлений и проблем в отношениях между государствами и другими акторами международных отношений. В условиях глобализации экономического сектора и возрастающего уровня конкуренции на мировых рынках значение энергетического фактора в международных отношениях непрерывно усиливается. Растущий уровень потребления энергоресурсов, проблема их эффективного распределения, вопрос об ограниченности сырья, экологический аспект производства и транспортировки нефти и природного газа – неполный ряд вопросов и проблем, с которыми сегодня сталкивается современное общество.
В целях урегулирования возникающих конфликтов и защиты собственных интересов в вопросах обеспечения энергетическими ресурсами многие государства, а также иные акторы, используют такой инструмент внешней политики, как энергетическая дипломатия. Страны Северной Европы, обладая развитым энергетическом сектором, уже на протяжении нескольких лет развивают свою энергетическую дипломатию, однако в последнее время в контексте формирования единой европейской энергетической политики и системы безопасности, они вынуждены пересматривать некоторые свои взгляды на мировое энергетическое сотрудничество.
Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется следующими причинами. Во-первых, политическое руководство стран Северной Европы всё больше внимания уделяет развитию и повышению эффективности внешнего вектора своей энергетической политики с целью обеспечения безопасности энергоснабжения, диверсификации используемых источников энергии, повышения эффективности их использования, а также распространения экологических стандартов при добыче и транспортировке энергоресурсов.
Во-вторых, на настоящий момент страны Северной Европы постепенно интегрируются в общий европейский газовый рынок и рынок электроэнергии, что влечет за собой определенные изменения в институциональной и правовой сфере.
В-третьих, энергетическая дипломатия, реализуемая североевропейскими государствами, имеет свою региональную специфику, делая особый акцент на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Изучение нормативно-правового аспекта энергетической дипломатии стран Северной Европы обусловлено тем, что именно анализ нормативных актов, политических стратегий и концепций позволяет определить основные интересы, цели и направления реализации энергетической дипломатии данных стран, а также охарактеризовать институциональную среду и механизмы реализации поставленных целей.
Степень разработанности темы. Изучению энергетической дипломатии и анализу нормативно-правового регулирования данного направления уделено определенное внимание и в зарубежных, и отечественных исследованиях. Энергетической дипломатии стран Северной Европы, в частности, и особенностям ее правового регулирования посвящено не так много работ.
Среди ряда общетеоретических исследований, касающихся проблематики современных видов дипломатии, можно выделить работы П. Шарпа, А. Хенриксона, К.С. Рана, С. Кеукелейре, Р. Тиерса и А. Джустаерта.
Если говорить о теоретических аспектах изучения энергетической политики и дипломатии, то исследования в этой сфере начали разрабатываться после нефтяного кризиса 1972-1973 гг., когда впервые было определено понятие «энергетической безопасности». Однако необходимо отметить тот факт, что большинство работ, так или иначе затрагивающих тему энергетической безопасности, длительное время отражали точку зрения стран-импортеров нефти. Это явление связано, в первую очередь, с тем, что исследователи, анализирующие феномен энергетической дипломатии и энергобезопасности, представляют западные страны (в частности США).
Например, в работах Дж. Ягера, У.Леви и ряда других авторов государства и регионы, богатые энергетическими ресурсами, анализировались через призму внешнеполитических интересов США и других стран-потребителей, а также обосновывалась идея создания системы, при которой эти страны смогли бы противостоять ОПЕК и эффективно влиять на мировые рынки природного газа и нефти. Аналогичные тенденции в изучении энергетической политики сохранились и в дальнейших исследованиях М.Голдмана, Дж. Стерна и других авторов.
Американский исследователь по проблемам нефтегазовой промышленности Д.Ёргин в своих работах также представляет энергетическую безопасность, в первую очередь, как безопасность потребителей.
Кроме того, необходимо заметить, что в большинстве работ до определенного времени фигурировал термин «нефтяная» или «ресурсная» дипломатия, что на настоящий момент не совсем верно, т.к. энергетическая дипломатия по своим функциям не ограничивает себя как инструмент борьбы за контроль над запасами нефти и природного газа, а охватывает более широкий спектр задач, включая транспортный и экологический аспект, а также развитие альтернативных источников энергии.
В России также изучается проблематика энергетической политики и дипломатии. Теоретические аспекты данного явления, прежде всего, разрабатываются такими исследователями как С.З. Жизнин (российский дипломат и учёный, возглавляющий Центр энергетической дипломатии и геополитики) и М.Е. Богучарский. Э.Б. Уртаева в своих работах также уделяет большое внимание изучению понятия «энергетической дипломатии» и энергетическим интересам России на международной арене.
Вопросам правового регулирования энергетической политики Европейского союза посвящен ряд работ таких отечественных исследователей как, например, И.В. Гудков, П.Г. Лахно. Влиянию нормативно-правовых актов Европейского союза в области энергетики на национальные законодательства посвящены работы Т.А. Романовой.
По скандинавской энергетической политике существуют не так много работ. Среди западных исследователей можно выделить Л. Бергман и М. Линдрос. Характерным чертам и особенностям дипломатии стран Северной Европы посвящена монография отечественных авторов «Северная Европа. Регион нового развития». Непосредственно проблематика энергетической дипломатии стран Северной Европы разрабатывается в исследованиях О.В. Григорьевой.
В целом, несмотря на отдельные исследовании, посвященные различным аспектам энергетической политики и дипломатии, нельзя говорить о существовании комплексного анализа энергетической дипломатии стран Северной Европы и ее политико-правовых оснований. Данная проблематика нуждается в дальнейшем развитии как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Объект исследования – феномен энергетической дипломатии, акторы и механизмы ее реализации в странах Северной Европы.
Предмет исследования – правовые механизмы, применяемые странами Северной Европы, для регулирования направлений своей энергетической дипломатии.
Цель исследования – выявить особенности и существующие проблемы в современной системе правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить феномен «энергетической дипломатии» с позиций различных теорий международных отношений и дипломатии.
2. Проанализировать ключевые элементы энергетической дипломатии, механизмы и характерные особенности акторов.
3. Рассмотреть систему правового регулирования энергетической дипломатии Европейского союза и охарактеризовать её влияние на страны Северной Европы.
4. Исследовать современное состояние нормативно-правовой базы стран Северной Европы, регулирующей энергетическую дипломатию, и выявить её характерные особенности и проблемные моменты.
5. Дать возможный прогноз дальнейшего развития правового регулирования энергетической дипломатии пяти стран Северной Европы.
Источниковая база. Источники, использованные в данном исследовании, можно разделить на несколько групп. Основой исследования можно считать официальные документы органов государственной власти, законодательно или концептуально определяющие основные принципы и направления энергетической дипломатии стран Северной Европы.
Вторая группа источников - нормативно-правовые акты ЕС в сфере энергетики: директивы и регламенты Европейской комиссии, документы Европейского парламента, политические программы, стратегии и обзоры.
Третья группа источников включает в себя различные международные договоры в области энергетики, которые имеют влияние на энергетическую дипломатию стран Северной Европы , а также отчеты и рекомендации Международного энергетического агентства.
Методология. Изучение теоретических аспектов энергетической дипломатии стран Северной Европы предполагает использование системного подхода. Сравнительно-правовой метод применялся автором при изучении различных нормативно-правовых актов стран Северной Европы. Прогностический метод использовался в заключительной части работы для возможной оценки перспектив дальнейшего развития системы нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии Северной Европы. В целом в процессе исследования использовались общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Структура исследования. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе решения задач настоящего исследования и анализа различных аспектов энергетической дипломатии автор пришел к целому ряду выводов.
Во-первых, энергетическая дипломатия как сравнительно новое направление в дипломатической деятельности представляет особый интерес для исследования в рамках современных теорий дипломатии и международных отношений. По мнению автора, наиболее объективной концепцией, довольно логично объясняющей характерные черты энергетической дипломатии, является теория структурной дипломатии. Согласно этой теории, энергетическая дипломатия как особенный феномен характеризуется многоплановостью в своих задачах и методах их реализации, а основной ее основной целью является формирование политико-правовых и экономических структур, которые закрепляют образ действия акторов в международном энергетическом пространстве, и влияние на их функционирование.
Во-вторых, в результате анализа теоретических концепций, а также особенностей структуры самой энергетической дипломатии: основных элементов и механизмов реализации, автор пришел к выводу, что энергетическая дипломатия определяется как организованная и институционально оформленная деятельность, проводимая государством в партнерстве с энергетическими компаниями, в ходе которой происходит защита национальных энергетических интересов посредством ведения переговоров, участия в региональных и международных организаций и которая также направлена формирование международного пространства для устойчивого развития мирового энергетического сектора.
В-третьих, исследование природы акторов энергетической дипломатии позволяет говорить о том, что на настоящий момент существует несколько категорий акторов: национальные государства, международные и региональные организации, транснациональные корпорации и неправительственные организации некоммерческого типа. Тем не менее, несмотря на расширение круга участников международных энергетических отношений, преобладающее влияние на мировой арене до сих пор имеют суверенные государства.
Вторая часть исследования, посвященная непосредственному изучению нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы, позволила автору также сделать ряд выводов.
Во-первых, анализ нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии Европейского союза позволяет говорить о том, что, несмотря на подавляющее влияние европейского энергетического законодательства в аспекте регулирования внутренних рынков североевропейских стран-участниц и Норвегии и Исландии как партнеров по Европейскому экономическому пространству, энергетическая дипломатия остается по большей части предметом национального регулирования. Иногда наблюдается обратное влияние: это хорошо видно на примере энергетической дипломатии ЕС в Арктике, где североевропейские государства проявляли инициативу в создании европейской стратегии.
Во-вторых, огромную роль в формировании национальной системы правового регулирования и непосредственной реализации задач энергетической дипломатии играют международные конвенции и соглашения в области устойчивого развития и морского права.
В-третьих, общей особенностью всех пяти североевропейских стран является отсутствие отдельного правового документа, регулирующего энергетическую дипломатию. Задачи правительства, поставленные перед данным направлением дипломатии, инкорпорированы в стратегические документы по другим направлениям внешней политики. Тематика этих стратегий также совпадает во всех пяти государствах Северной Европы: вопросам энергетической дипломатии посвящены части национальных стратегий по энергетической и климатической политике, арктических стратегий, программ по политике развития и политике в отношении Европейского союза. По мнению автора, отсутствие такого единого правового документа является в случае одних государств проблемным вопросом (Норвегии и Финляндии), в случае других (Швеция, Дания и Исландия) – отражением политической заинтересованности в проведении энергетической дипломатии. Норвегия и Финляндия являются наиболее заинтересованными акторами энергетической дипломатии в регионе Северной Европы, поэтому отсутствие отдельного правового документа, декларирующего основные цели и задачи их дипломатии и регламентирующего четкую линию поведения и применяемые механизмы, может также негативно повлиять на эффективную реализацию национальных интересов в этой области.
На основе проведенного исследования и полученных выводов автор может предложить вероятные варианты дальнейшего развития системы правового регулирования энергетической дипломатии в странах Северной Европы. Прежде всего, необходимо отметить, что тенденции развития системы правового регулирования тесно связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в государстве, поэтому с низкой степенью вероятности можно предполагать кардинальные изменения в современной нормативно-правовой базе государств Северной Европы, которые отличаются своим гармоничным политическим и социально-экономическим развитием. Однако в условиях изменчивости внешней политики, а, следовательно, и приоритетов энергетической дипломатии, в среднесрочной и долгосрочной перспективе возможен пересмотр действующего законодательства, отмена устаревших нормативных актов и создание новых.
По мнению автора, определенные изменения могут произойти в нормативно-правовой базе Финляндии и Норвегии. Финляндия, как государство в некоторой степени уязвимое из-за зависимости от импорта, может разработать стратегию по энергетической дипломатии, в которой особое внимание будет уделяться инструментам обеспечения энергетической безопасности страны. Кроме того, если европейская энергетическая дипломатия получит свое дальнейшее развитие и ее правовое регулирование также выйдет на более высокий уровень, возможен вариант имплементации этих положений в финскую энергетическую стратегию.
Норвегия, будучи крупным экспортером углеводородов, следовательно, заинтересованная в дальнейшей разведке месторождений и обеспечении поставок стабильным потребителям, может также реформировать свою систему правового регулирования, разработав единую энергетическую стратегию с особым вниманием на энергетические интересы во внешней политике и создание эффективных механизмов по реализации данных интересов.
Швеция и Дания, в целом не заинтересованные в проведении активной энергетической дипломатии, скорее всего, сохранят современный формат правового регулирования, в рамках которого энергетические вопросы включены в арктическую, климатическую стратегии и программы по политике развития, а акцент делается на распространение в рамках региональных и международных организаций принципов устойчивого развития и поощрение экспорта инновационных технологий. Также в случае дальнейшего развития европейского нормативно-правового регулирования энергетической дипломатии, будет происходить постепенная имплементация таких актов в национальное законодательство.
Что касательно Исландии, то, как страна, наименее всех заинтересованная в проведении энергетической дипломатии, она не будет реформировать свою систему правового регулирования.
Таким образом, система механизмов правового регулирования энергетической дипломатии стран Северной Европы состоит из трёх элементов: международных соглашений, европейских нормативно-правовых актов и национальных стратегий. Главной особенностью национального правового регулирования является то, что энергетические вопросы гармонично инкорпорируются во внешнеполитические стратегии, что, в свою очередь, позволяет странам Северной Европы проводить эффективную энергетическую дипломатию.



1. Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата [Электронный ресурс] //Организация Объединенных Наций. 1998. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения: 15.03.2017).
2. Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву [Электронный ресурс]//Организация объединенных наций. 1982. URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
3. Международная энергетическая хартия [Электронный ресурс] // The Energy Charter. URL: http://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Legal/IEC_RU.pdf (дата обращения: 18.03.2017).
4. Парижское соглашение об изменении климата [Электронный ресурс]// Организация Объединенных наций. 2015. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 15.03.2017).
5. Рамочная конвенция ООН об изменении климата [Электронный ресурс]//Организация объединенных наций. 1992. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 15.03.2017).
6. Текст Договора к Энергетической Хартии. Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы//Секретариат Энергетической Хартии. Брюссель, 2004.

II. Нормативно-правовые акты ЕС в сфере энергетики.
7. 10-year network development plan 2014 [Electronic resource] //Publications/ European network of transmission system operators for electricity. URL: https://www.entsoe.eu/publications/system-development-reports/tyndp/Pages/default.aspx (дата обращения: 20.03.2017).
8. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A policy framework for climate and energy in the period from 2020 to 2030 [Electronic resource] // EUR-lex. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52014DC0015 (дата обращения: 21.03.2017).
9. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Energy Roadmap 2050 [Electronic resource] // EUR-lex. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/;ELX_SESSIONID=pXNYJKSFbLwdq5JBWQ9CvYWyJxD9RF4mnS3ctywT2xXmFYhlnlW1!-868768807?uri=CELEX:52011DC0885 (дата обращения: 21.03.2017).
10. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council. European Energy Security Strategy [Electronic resource] // EUR-lex. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52014DC0330&qid=1407855611566 (дата обращения: 21.03.2017).
11. Directive 2003/54/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 96/92/EC - Statements made with regard to decommissioning and waste management activities [Electronic resource] // Official Journal L 176 , 15/07/2003 P. 0037 – 0056. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32003L0054&from=EN (дата обращения: 19.03.2017)
12. Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 98/30/EC [Electronic resource] // Official Journal L 176 , 15/07/2003 P. 0057 – 0078. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32003L0055&from=GA (дата обращения: 19.03.2017)
13. Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC//EUR-lex. [Electronic resource]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32009L0072&from=EN (дата обращения: 20.03.2017).
14. Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC//EUR-lex. [Electronic resource]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32009L0073&from=EN (дата обращения: 20.03.2017).
15. Directive 96/92/EC of the European Parliament and of the Council of 19 December 1996 concerning common rules for the internal market in electricity [Electronic resource] // Official Journal. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31996L0092:EN:HTML (дата обращения: 19.03.2017)
16. Directive 98/30/EC of the European Parliament and of the Council of 22 June 1998 concerning common rules for the internal market in natural gas [Electronic resource] //Official Journal L 204, 21/07/1998 P. 0001 – 0012. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:31998L0030&from=EN (дата обращения: 19.03.2017)
17. EU energy legislation packages [Electronic resource]//The FSR energy encyclopedia. URL: http://fsr-encyclopedia.eui.eu/eu-energy-legislation-packages/ (дата обращения: 19.03.2017).
18. Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy [Electronic resource] // Commission of the European communities. URL: http://europa.eu/documents/comm/green_papers/pdf/com2006_105_en.pdf (дата обращения: 19.03.2017)
19. Regulation (EC) No 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators [Electronic resource] //EUR-lex. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32009R0713&from=en (дата обращения: 20.03.2017).
20. Regulation (EC) No 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) No 1228/2003 [Electronic resource] //EUR-lex. URL: https://www.energy-community.org/pls/portal/docs/1164178.PDF (дата обращения: 20.03.2017).
21. Regulation (EC) No 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) No 1775/2005 [Electronic resource] //EUR-lex. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32009R0715&from=EN (дата обращения: 20.03.2017).
22. The European Union and the Arctic Region. Communication from the Commission to the European Parliament. 2008 [Electronic resource] // EUR-Lex. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52008DC0763 (дата обращения: 21.03.2017).
23. White Paper - An energy policy for the European Union [Electronic resource] // European Commission. Brussels. 13/12/1995. EUR-lex. European laws and publications. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:51995DC0682&rid=3 (дата обращения: 18.03.2017).

III. Официальные документы органов государственной власти стран Северной Европы.
24. A greener world for all. Strategic framework for natural resources, energy and climate change [Electronic resource] // DANIDA. Ministry of foreign affairs of Denmark. URL: http://um.dk/en/danida-en/goals/strategic-framework/nec-strategy-2013/ (дата обращения: 24.03.2017).
25. A parliamentary resolution on Iceland’s Arctic policy [Electronic resource] // Ministry for foreign affairs of Iceland. URL: https://www.mfa.is/media/nordurlandaskrifstofa/A-Parliamentary-Resolution-on-ICE-Arctic-Policy-approved-by-Althingi.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
26. An industry for the future – Norway’s petroleum activities [Electronic resource] // Norwegian ministry of petroleum and energy. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/oed/petroleumsmeldingen_2011/oversettelse/2011-06_white-paper-on-petro-activities.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
27. Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020 [Electronic resource] // Ministry of foreign affairs of Denmark. URL:http://naalakkersuisut.gl/~/media/Nanoq/Images/Udenrigsdirektoratet/100295_Arktis_Rapport_UK_210x270_Final_Web.pdf (дата обращения: 22.03.2017)
28. Development policy programme 2007. Towards a sustainable and just world community [Electronic resource] // Ministry for foreign affairs of Finland. URL: http://www.formin.fi/Public/default.aspx?contentid=107497 (дата обращения: 26.03.2017).
29. Eksportstrategi for energiområdet [Electronic resource] // Energi-, Forsynings- og Klimaministeriet. URL: http://www.efkm.dk/media/8248/eksportstrategien-opslag_21_03_2017.pdf (дата обращения: 24.03.2017).
30. Energy and development// Report on policy coherence for development 2012. Ministry of foreign affairs of Norway. [Electronic resource] URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/policy_coherence_2012/id713319/ (дата обращения: 27.03.2017).
31. Energy strategy 2050 – from coal, oil and gas to green energy [Electronic resource] //The Danish government. 2011. URL: http://www.danishwaterforum.dk/activities/Climate%20change/Dansk_Energistrategi_2050_febr.2011.pdf (дата обращения: 24.03.2017).
32. Finland’s development policy 2016. One world, common future – towards sustainable development [Electronic resource] // Ministry for foreign affairs. URL: http://formin.finland.fi/public/default.aspx?nodeid=49719&contentlan=2&culture=en-US (дата обращения: 26.03.2017).
33. Finland’s development policy programme. Government decision-in-principle 16 February 2012 [Electronic resource] // Ministry for foreign affairs of Finland. URL: http://formin.finland.fi/public/default.aspx?nodeid=49719&contentlan=2&culture=en-US (дата обращения: 26.03.2017).
34. Finland’s Strategy for the Arctic Region 2013. Government resolution on 23 August 2013. [Electronic resource] // Prime Minister’s Office Publications. 23 August 2013. URL: http://vnk.fi/documents/10616/334509/Arktinen+strategia+2013+en.pdf/6b6fb723-40ec-4c17-b286-5b5910fbecf4 (дата обращения: 26.03.2017).
35. Finnish development policy guidelines for environment [Electronic resource] // Ministry for foreign affairs of Finland. URL: http://www.formin.fi/public/default.aspx?contentid=180138&contentlan=2&culture=en-US (дата обращения: 26.03.2017).
36. Framework agreement between the Swedish social democratic party, the Moderate party, the Swedish green party, the Centre party and the Christian party [Electronic resource] // Ministry of environment and energy. URL: http://www.government.se/49d8c1/contentassets/8239ed8e9517442580aac9bcb00197cc/ek-ok-eng.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
37. Government report on EU policy 2013 [Electronic resource] // Prime Minister’s Office publications. URL: http://vnk.fi/documents/10616/1093242/J1313_EU-selko_en_net3.pdf/dd747e97-5f77-4d44-9f24-6696cb61cfbd (дата обращения: 26.03.2017).
38. Government report on the National energy and climate strategy for 2030 [Electronic resource] // Ministry of economic affairs and employment. URL: http://tem.fi/en/energy-and-climate-strategy-2016 (дата обращения: 26.03.2017).
39. Memorandum on New Swedish environmental policy for Arctic [Electronic resource]//Ministry of the environment and energy. URL: http://www.government.se/4901d4/globalassets/regeringen/dokument/miljo--och-energidepartementet/pdf/160125-environmental-policy-for-the-arctic.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
40. Memorandums of understanding [Electronic resource] //MoU on energy cooperation/Ministry of industries and innovation. URL: http://eng.atvinnuvegaraduneyti.is/subjects/mou-energy-cooperation/ (дата обращения: 27.03.2017).
41. National energy and climate strategy [Electronic resource] // Government report to parliament on 20 March 2013. URL: https://biobs.jrc.ec.europa.eu/sites/default/files/generated/files/policy/Finland%20National%20Energy%20and%20Climate%20Strategy.pdf (дата обращения: 26.03.2017).
42. New building blocks in the North. The next step in the Government’s High North strategy [Electronic resource] //Norwegian ministry of foreign affairs. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/nordomradene/new_building_blocks_in_the_north.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
43. Norway in Europe. The Norwegian Government’s strategy for cooperation with the EU [Electronic resource] // Ministry of foreign affairs of Norway. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/europa/norway_in_europe.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
44. Renewable energy – contributing solutions to the world [Electronic resource] //Energy/Arctic Region and National resources/Ministry for foreign affairs. URL: http://eng.utanrikisraduneyti.is/foreign-policy/environment/energy/ (дата обращения: 27.03.2017).
45. Sharing for prosperity. Promoting democracy, fair distribution and growth in development policy [Electronic resource] // Meld. St. 25 (2012-2013) Report to the Storting (white paper). Ministry of foreign affairs of Norway. URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/4a44b0028c5b43d5845c2e84247136cf/en-gb/pdfs/stm201220130025000engpdfs.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
46. Strategy for Iceland’s development cooperation 2011-2014 [Electronic resource] // Ministry for foreign affairs of Iceland. URL: https://www.mfa.is/media/MFA_pdf/MFA---Strategy-for-Icelands-Development-Cooperation-2011-2014.pdf; (дата обращения: 27.03.2017).
47. Strategy for Iceland’s development cooperation 2013-2016 [Electronic resource] // Ministry for foreign affairs of Iceland. URL: https://www.mfa.is/media/throunarsamvinna/MFA-StrategyforIcelandsDevelopmentCooperation-2013-2016.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
48. Sweden’s global development policy [Electronic resource] // Government communication 2004/05:4. Ministry for foreign affairs. URL: http://www.government.se/legal-documents/2004/01/2004054/ (дата обращения: 25.03.2017).
49. Sweden’s Policy for global development [Electronic resource] // Government communication 2007/02:89. Ministry for foreign affairs. URL: http://www.government.se/49b74b/contentassets/6f2534171baa42edb8ca2c748bcca2f1/global-challenges---our-responsibility-communication-on-swedens-policy-for-global-development-2008 (дата обращения: 25.03.2017).
50. Sweden’s strategy for the Arctic region [Electronic resource] // Government of Sweden. 2011. URL: http://www.government.se/country-and-regional-strategies/2011/10/swedens-strategy-for-the-arctic-region/ (дата обращения: 25.03.2017).
51. The EEA Agreement and Norway’s other agreements with the EU [Electronic resource] // Meld. St. 5 (2012-2013) Report to the Storting (White paper). URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/europa/nou/meldst5_ud_eng.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
52. The global challenge of economic exclusion: government communication on policy coherence for development 2012 [Electronic resource] // Government communication 2011/2:167. Ministry for foreign affairs. URL: http://www.government.se/49b74a/contentassets/e79cd237500f4ebc8b54f1f406ab6b48/implementation-of-policy-coherence-for-development--focus-the-global-challenge-of-economic-exclusion; (дата обращения: 25.03.2017).
53. The High North. Visions and strategies [Electronic resource] // Norwegian ministry of foreign affairs. URL: http://www.arctic.or.kr/files/pdf/m4/norway_eng.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
54. The right to a better life. Strategy for Denmark’s development cooperation. [Electronic resource] // DANIDA. Ministry of foreign affairs of Denmark. URL: http://um.dk/en/news/newsdisplaypage/?newsid=b22d25a3-6402-4c0c-9d26-94accf4c5490 (дата обращения: 24.03.2017).
55. The world 2030. Denmark’s strategy for development cooperation and humanitarian action [Electronic resource] //DANIDA. Ministry of foreign affairs of Denmark. URL: http://um.dk/en/danida-en/goals/ (дата обращения: 24.03.2017).
56. Towards a greener development: on a coherent environmental and development policy [Electronic resource] // Meld. St. 14 (2010-2011) Report to the Storting (whitepaper). Ministry of foreign affairs of Norway URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/towards_greener_development/id639930/ (дата обращения: 27.03.2017).
57. Towards the hydrogen economy – Iceland’s vision [Electronic resource] // Energy/Arctic Region and National resources/Ministry for foreign affairs. URL: http://eng.utanrikisraduneyti.is/foreign-policy/environment/energy/ (дата обращения: 27.03.2017).
58. White paper on Norway’s energy policy: power for change. [Electronic resource] URL: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/white-paper-on-norways-energy-policy-power-for-change/id2484248/ (дата обращения: 27.03.2017).

IV. Документы Международного энергетического агентства.
59. Denmark 2011 Review// Energy policies of IEA countries. [Electronic resource] URL: https://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Denmark2011_unsecured.pdf (дата обращения: 24.03.2017).
60. Norway 2011 Review//Energy policies of IEA countries. [Electronic resource] URL: http://www.iea.org/publications/countryreviews/ (дата обращения: 23.03.2017).
61. Sweden 2013 Review// Energy policies of IEA countries. [Electronic resource] URL: https://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Sweden2013_free.pdf

V. Интернет-ресурсы
62. About the Environmental and national resources committee//Organisation and structure/The Nordic council. [Electronic resource]. URL: http://www.norden.org/en/nordic-council/organisation-and-structure/committees/the-environment-and-natural-resources-committee/about-the-environment-and-natural-resources-committee (дата обращения: 15.03.2017)
63. Energy diplomacy in the 21st century//Bureau of Energy Resources/U.S. Department of State. [Electronic resource] URL: http://www.state.gov/e/enr/rls/fs/2013/216033.htm (дата обращения: 9.03.2017)
64. Our mission// Organization of the Petroleum Exporting Countries. [Electronic resource]. URL: http://www.opec.org/opec_web/en/about_us/23.htm (дата обращения: 14.03.2017)
65. Sustainable development working group // Arctic council. [Electronic resource] URL: http://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/working-groups/sdwg (дата обращения: 14.03.2017)
66. What we do// International Energy Agency. [Electronic resource]. URL: http://www.iea.org/aboutus/whatwedo/ (дата обращения: 14.03.2017).
67. Энергетическая дипломатия России//Внешняя политика в подробностях/Министерство иностранных дел РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/ns-vnpop.nsf/osn_copy/BEC3E772F2B2649DC325704300315449 (дата обращения: 9.03.2017).

VI. Монографии.
68. Sharp P. Diplomatic theory of international relations. //Cambridge university press. 2009.
69. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. М.:МГИМО (У) МИД России, 2002
70. Северная Европа. Регион нового развития// Под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюшиной. М.: Издательство «Весь мир», 2008. – 512с.
71. Современные международные отношения и мировая политика// Под ред. А.В. Торкунова. М.:МГИМО (У) МИД России, 2004.

VII. Авторефераты диссертаций.
72. Богучарский М.Е. Энергетическая дипломатия Европейского Союза. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. — М., 2005 – 29с.
73. Григорьева О.В. Энергетическая дипломатия стран Северной Европы: процесс становления и перспективы развития. Автореф.
дис. на соиск. учен. степ.
канд. полит. наук: 23.00.04. – Санкт-Петербург, 2015. – 24с.
74. Уртаева Э. Б. Особенности современного международно-политического дискурса в сфере энергетического взаимодействия государств. Автореф.
дис. на соиск. учен. степ.
канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2011. – 21с.

VIII. Статьи.
75. Bergman L. The Nordic electricity market—continued success or emerging problems? [Electronic resource] // Swedish Economic Policy Review, 9 (2002). P.51-88. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.476.1518&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 1.03.2017)
76. Goldman M.I. Russian Energy: a Blessing and a Curse // J. of Int. Affairs. – July 28, 2005.
77. Goldthau A., Witte J.M. Global energy governance: the new rules of the game//The Brookings Institution. 2010.
78. Hartshorn J.E. Oil diplomacy: the new approach [Electronic resource]// The world today. Vol. 29, No. 7. Pp. 281-290. URL: http://www.jstor.org/stable/40394710 (дата обращения: 1.03.2017)
79. Henrikson A.K. Diplomacy’s Possible Futures [Electronic resource] // The Hague Journal of Diplomacy Vol. 1, 2006. P. 3-27. URL: http://fletcher.tufts.edu/IFDT/~/media/Fletcher/Microsites/IFDT/HENRIKSON%20Alan%20%20Diplomacys%20Possible%20Futures.pdf (дата обращения: 27.02.2017).
80. Keukeleire S., Thiers R., Justaert A. Reappraising Diplomacy: Structural Diplomacy and the Case of the European Union [Electronic resource] // The Hague Journal of Diplomacy, Vol. 4, No. 2, 2009. P. 143-165. URL: https://lirias.kuleuven.be/bitstream/123456789/232491/2/26040-HJD4.pdf (дата обращения: 1.03.2017).
81. Krasner S. D. Structural causes and regime consequences: regimes as intervening variables. [Electronic resource]. URL: http://www.ir.rochelleterman.com/sites/default/files/krasner%201982.pdf (дата обращения: 5.03.2017).
82. Lindroos M. Liberalisation of European Gas Markets - Commission settles GFU case with Norwegian gas producers [Electronic resource] // Publications. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/competition/publications/cpn/2002_3_50.pdf (дата обращения: 1.03.2017).
83. Potter D.M, Ahmed S. NGOs in international politics. [Electronic resource]. URL: https://www.rienner.com/uploads/553a974604891.pdf (дата обращения: 16.03.2017)
84. Rana K.S. 21st Century Diplomacy. A Practitioner’s Guide. The Continuum. 2011.
85. Ruggie J.G. International regimes, transactions, and change: embedded liberalism in the postwar economic order [Electronic resource]// International organization, URL: http://ftp.columbia.edu/itc/sipa/U6800/readings-sm/rug_ocr.pdf (дата обращения: 5.03.2017).
86. Stern J. Soviet Natural Gas Development to1990: The Implications for the USA and the West // J. of Int. Affairs. – Jan. 14, 1990.
87. Uludag M., Karagul S. Turkey’s role in energy diplomacy from competition to cooperation: theoretical and factual projections//International journal of energy economics and policy. Vol. 3, 2013. Pp. 102-114
88. Григорьева О. В. Характерные особенности международных организаций как акторов энергетической дипломатии [Электронный ресурс]// Азимут научных исследований. URL: http://smpanel.pu.ru/panel/users/grigoryeva/31318642.pdf (дата обращения: 11.03.2017)
89. Григорьева О.В., Еремина Н.В. Особенности политической культуры в реализации стратегии энергетической дипломатии скандинавских стран [Электронный ресурс]// Современные исследования социальных проблем. – Электронный научный журнал – 2015. – №5(49).– 159-179 с. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/52015 (дата обращения: 10.03.2017).
90. Гудков И.В. Третий энергетический пакет Европейского Союза//Зарубежный опыт/Нефть, газ и право. 2010. №3. С.58-66.
91. Ергин Д. Гарантировать энергетическую безопасность // Россия в глобальной политике. 2006. № 1. С.50-69.
92. Жизнин С.З. Российская энергетическая дипломатия и международная энергетическая безопасность (геополитика и экономика)//Балтийский регион №1. Калининград, 2010. С.8-21.
93. Конопляник А.А. Международные механизмы защиты иностранных инвестиций в ТЭК и расширенный/обновленный пакет ДЭХ и связанных с ним инструментов [Электронный ресурс] // «Нефть, газ и право». 2014. №4. С.51-63. URL: http://www.konoplyanik.ru/ru/publications/141128-konoplyanik4-2014-printed%20version.pdf (дата обращения: 18.03.2017).
94. Лахно П.Г. Правовые основы государственной энергетической политики России, Европейского Союза, Шанхайской организации сотрудничества, государств–членов Европейско-Азиатского экономического сообщества [Электронный ресурс]//Бизнес, менеджмент и право. URL: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=733 (дата обращения: 18.03.2017).
95. Лебедева М. Акторы в международных отношениях и мировой политике. [Электронный ресурс]// Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7780#top-content (дата обращения: 11.03.2017)
96. Сорокин В.П. Регуляторный аспект третьего энергетического пакета Европейского Союза [Электронный ресурс]//Общественный совет при Федеральной службе по тарифам. URL: http://www.fstrf.ru/about/structure/org/public_council/meeting/sitting/5/3/1 (дата обращения: 20.03.2017).
97. Уртаева Э.Б. Понятие энергетической дипломатии и интересы России [Электронный ресурс]//Политика и общество №4. М., 2011/URL: http://nbpublish.com/view_post_40.html (дата обращения: 7.03.2017)
98. Чуку Е. Транснациональные корпорации в международных энергетических отношениях [Электронный ресурс]// Власть, 2013. № 4. C. 115-117. URL: http://jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/2926/2723 (дата обращения: 16.03.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ