Введение
Глава 1. Общая характеристика понятий «эвфемия», «эвфемизм».
Функции эвфемизмов
1.1. Понятие эвфемизма
1.2. Табу и эвфемизмы……………………………………………………….....8
1.3. Критерии эвфемистичности……………………………………………...12
1.4. О природе эвфемии……………………………………………………… 13
1.5. Функции эвфемизмов……………………………………………………. 19
1.6. Способы образования эвфемизмов………………………………………20
Глава 2. Тематические группы эвфемизмов и их функционирование
в румынской прессе
2.1. Наименования божественных сил……………………….…………….…..30
2.2. Тема смерти и болезней…………………………………………………….32
2.3. Индустрия красоты………………………………………………………….37
2.4. Экономическая сфера…………………………………………………….....42
2.5. Политическая сфера
2.6. Социально-этическая сфера
Заключение
Список цитируемой научной литературы
Список электронных ресурсов
Темой настоящей выпускной квалификационной работы являются особенности функционирования эвфемизмов в румынской прессе. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном мире влияние прессы и СМИ в целом возрастает с каждым годом. СМИ формируют мнения людей о многих событиях, на мировой арене уже давно утвердилась «массовая коммуникация», которая не только охватывает жителей одного государства, но и выходит на интернациональный уровень. В связи с таким большим количеством читателей возникает «потребность в проявлении языкового такта» , поскольку авторы текстов заинтересованы в том, чтобы не терять ни одного читателя. Одним из инструментов реализации успешной речевой коммуникации являются эвфемизмы.
Объектом нашего исследования являются эвфемизмы. Вслед за большинством исследователей данной области мы используем в данной работе такие понятия, как эвфемия и эвфемизация, которые также можно включить в объект исследования. Под эвфемией мы понимаем явление в целом, а под эвфемизацией и процесс образования эвфемизмов, и процесс их распространения в языке. Особенности функционирования эвфемизмов – это предмет нашего исследования.
Целью нашего исследования является описание эвфемизмов, функционирующих в современной румынской прессе.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1) дать определение понятию «эвфемизм»;
2) рассмотреть связь явления эвфемии с табу;
3) определить критерии эвфемистичности;
4) выявить функции эвфемизмов;
5) исследовать способы образования эвфемизмов;
6) изучить румынские информационные источники в свете эвефизмов;
7) разделить найденные эвфемизмы на тематические группы;
8) проанализировать примеры эвфемизации на материале каждой группы;
9) выявить возможные закономерности.
Начиная работать над настоящим исследованием, мы выдвинули следующие гипотезы: 1. В современной прессе возможна тенденция к прямой номинации. 2. Способы образования эвфемизмов могут зависеть от тематической группы, к которой они принадлежат.
При написании данной работы метод классификации для выделения тематических групп и метод компонентного анализа для рассмотрения примеров.
Научная новизна исследования заключается в том, что на русском языке еще не было создано подобного исследования на материале румынского языка. Это обуславливает и его практическую значимость: оно может послужить вспомогательным материалом для студентов, изучающих румынский язык как иностранный.
Основной теоретической базой данного исследования послужили работы таких ученых, как А.М. Кацев, Е.П. Сеничкина, В.П. Москвин и др. Примеры отбирались из румынских электронных изданий последних лет: Adevărul, Evenimentul Zilei, Ştirile pro TV и др.
Работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, её объект, предмет, цели и задачи, а также методы исследования. В первой главе дается основная характеристика понятиям «эвфемизм» и «эвфемия», рассматриваются способы их формирования и функции. Во второй главе эвфемизация современной румынской прессы описывается по тематическим группам. В заключении подведены итоги проделанной работы. В завершение приводится список цитируемой научной литературы и электронных ресурсов.
Проведя исследование, мы пришли к выводу о том, что эвфемизм – это преимущественно речевое явление, которое вводится в речь для создания положительного перлокутивного эффекта в целях мелиорации или вуалирования. Исторически явление эвфемии восходит к древним табу. Для того чтобы определить, является ли слово или выражение эвфемистичным, нужно обратить внимание на следующие критерии: отрицательность денотата, семантическая неопределенность, улучшение денотата и тот факт, что улучшение денотата носит фактический характер. Употребление эвфемизмов может быть обусловлено следующими функциями: интенсиональной, социально-регулятивной, собственно эвфемистической, контактоустанавливающей и эстетической. В упрощенном варианте их можно представить как стремление говорящего к мелиорации или вуалированию речи. Проявляться эвфемизмы могут на графическом, лексическом, фонетическом, синтаксическом, а также экстралингвистическом уровнях.
В группе «наименования божественных сил» наиболее частыми способами эвфемизации являются перифраз и метафора. Особенностью данной группы является тот факт, что антифразис используется не для создания иронического эффекта, что свойственно ему в других сферах, а для того, чтобы «задобрить» злых духов, т.е. исконные цели эвфемизации этой группы лексики совпадают с целями табуирования.
Для мелиорации понятий, связанных с болезнями и смертью, чаще всего используется метафора. Интересно было отметить явление намеренной дисфемизации, появляющееся в заголовках для привлечения внимания публики. Это говорит о том, что данная тематическая группа эвфемизмов уже довольно далеко ушла от табу на национальном уровне.
Количество эвфемизмов в «индустрии красоты» довольно высоко. Для их создания используется бóльшая часть способов, но самыми продуктивными являются антонимизация, перифраз и метафоризация. Как правило, используются словосочетания, зафиксированные в словарях, однако встречаются и авторские, окказиональные случаи эвфемизации.
В экономической сфере на первом месте стоят перифразы и заимствованные слова. Отметим также, что эвфемизация производится, как правило, со стороны официальных лиц, желающих завуалировать некие неблагоприятные экономические изменения. Частными лицами, такими как представители рекрутинговых компаний, эвфемизмы распространяются только в случаях, связанных с престижностью или непрестижностью некоторых профессий.
В политической сфере наиболее частотными способами эвфемизации являются эллипсис и антонимизация (при описании войны использование словосочетаний «миротворческая операция» и т.п.). Причем, как правило, использование или неиспользование эвфемизма зависит от отношения к происходящему, бытующего в прессе.
Социально-этическая сфера имплицитно включена во все остальные, поэтому сложно отметить превалирующий способ эвфемизации.
Итак, первая выдвинутая нами гипотеза о том, что в современной прессе возможна тенденция к прямой номинации, отчасти подтвердилась. Прямая номинация часто используется в заголовках для привлечения внимания читателей. Эвфемизмы, употребляемые в тексте самой статьи, мы считаем утратившими свое первичное назначение. Они используются для разнообразия и украшения речи. Вторая же гипотеза не нашла своего подтверждения, так как различные способы образования эвфемизмов широко представлены во всех тематических группах лексики. Конечно, в каждой группе можно выделить превалирующие методы, однако нельзя сказать, что они закреплены только за одной областью.