Введение 3
Глава 1. Теоретические основы интернет-маркетинга и электронной коммерции 5
Параграф 1. Понятие интернет маркетинга и место в классической теории 5
Параграф 2. Преимущества и недостатки интернет-маркетинга 12
Параграф 3. Электронная коммерция: теоретические основы и классификации 18
Глава 2. Современные тренды в интернет-маркетинге 27
Параграф 1. Применение контента в стратегиях интернет-маркетинга 27
Параграф 2. Использование нейромаркетингового подхода в сети 32
Параграф 3. Создание цифровых воронок продаж 41
Глава 3. Международный интернет-маркетинг 48
Параграф 1. Факторы развития цифровых рынков 48
Параграф 2. Индия: особенности интернет-продвижения и цифровой бизнес-сферы 53
Параграф 3. Китай: специфика рынка и ключевые игроки 62
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения 79
На сегодняшний день, внимание и лояльность – это главный актив, за который ведется борьба среди компаний различных сегментов экономического взаимодействия. Современные методы и инструменты воздействия становятся нацеленными на формирование у потребителя определенной привычки, которая и будет фундаментом долгосрочного коммерческого успеха. Именно продукты, ставшие привычными, полностью видоизменяют жизнь и поведение человека, создавая все новые ритуалы и своеобразные традиции. Особую роль в конкурентной борьбе подобного рода играет свободное интернет-пространство, в котором сегодня находятся пользователи из разных уголков земного шара. Так, построение плана продвижения в сети или, другими словами, интернет-маркетинг является одним из самых распространенных, популярных и быстроразвивающихся направлений для обеспечения стабильных финансовых потоков и закрепления рыночной власти конкретного бренда или компании. Актуальность исследования данной темы дополнительно обуславливается нынешней геополитической ситуацией, значительно повлиявшей на международную деятельность российских представителей бизнеса.
Целью данной работы является определение сущности и возможностей интернет-маркетинга, а также выявление особенностей его практического применения на самых привлекательных зарубежных рынках для переориентации международной деятельности российских компаний: Индии и Китае.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Выявить место интернет-маркетинга в классической теории маркетинга;
2) Определить его сильные и слабые стороны;
3) Провести исследование теоретических основ рынка электронной коммерции;
4) Изучить современные тренды в использовании инструментов онлайн-продвижения;
5) Рассмотреть эволюцию интернет-маркетинга в России и США, и на основе полученных данных сформулировать основные факторы развития цифровых рынков;
6) Провести анализ специфики электронной коммерции и онлайн продвижения в Индии и Китае и сделать вывод о перспективности ведения бизнеса в данных регионах.
В основе данного исследования лежит специализированная литература, написанная действующими успешными отечественными и зарубежными практиками в сфере международного маркетинга и интернет-маркетинга, такими как Филип Котлер, Майкл Стелзнер, Мара Эйнштейн, Мария Солодар и другие. Помимо этого, были изучены научные работы и исследовательские отчеты, описывающие проблематику и специфику международного аспекта цифровых рынков. В совокупности, полученная информация раскрывает тему данного исследования как с теоретической, так и с практической стороны.
В 1 параграфе первой главы приводятся этапы эволюции теории маркетинга для формулировки основных отличительных особенностей интернет-маркетинга от классических инструментов продвижения, таких как, например, баннерная и телевизионная реклама. Во втором параграфе анализируются сильные и слабые стороны, демонстрирующие основные преимущества и риски, которые несет предприниматель, а в третьем изучается система взаимодействия экономических агентов в рамках рынка электронной коммерции, где функционирует интернет-маркетинг.
Вторая глава посвящена ключевым популярным приемам и инструментам, которые используются при построении цифровой стратегии продвижения. В ней подробно рассматриваются следующие направления: контент-маркетинг и нативная реклама, нейромаркетинг и автоматизированные воронки продаж в интернете. В совокупности, проведенный анализ раскрывает неполный спектр возможностей и вариативности доступный современным компаниям.
Для осуществления продвижения отечественных представителей бизнеса на отличных от европейского рынках, например, рынках развивающихся стран, в третьей главе будут выведены необходимые факторы цифровизации экономической системы, которые обеспечат перспективность и целесообразность применения интернет-маркетинга. Вторая ее часть посвящена выявлению особенностей, рисков и перспектив, связанных с различиями и спецификой международной онлайн индустрии на примере двух ключевых стран восточного региона: Индии и Китая. Помимо этого, был проведен статистический анализ их совокупного рынка электронной коммерции.
В 1 параграфе первой главы был представлен эволюционный этап развития теории маркетинга, который отдельно прослеживается и на стадии 4.0. Так, интернет-маркетинг обладает своей собственной хронологией эволюции, полностью отражающей стандартные стадии и сочетающий в себе их наиболее эффективные инструменты продвижения. Особую важность играет неоднородность цифрового развития различных стран, поскольку их рынок, в данный момент, может находится на более низком или же более высоком этапе развития, нежели большинство остальных регионов. Следствием подобной специфики становится цифровой опыт доминирующего поколения покупателей, который определяет особенности потребительского поведения и характерные способы воздействия на целевую аудиторию. Таким образом, планирование международной интернет-маркетинговой стратегии необходимо корректировать в соответствии с конкретным эволюционным этапом цифрового рынка и стадии развития интернет-маркетинга, отражающим принадлежность потребителя к обществу определенного уровня.
Второй параграф посвящен анализу положительных и негативных сторон от использования рассматриваемого элемента маркетингового комплекса. Согласно полученным результатам, применение онлайн продвижения является необходимым в современных условиях технологичной экономики, поскольку оно генерирует ряд ценных преимуществ, ставших привычными как для рядовых пользователей сети, так и для коммерческих организаций, осуществляющих бизнес-деятельность. Тем не менее, подобная специфика также сформировала определенной число негативных явлений, которые во многом, связаны с характером и скоростью проникновения интернета в повседневную жизнь общества и экономики в целом. Научно-технический прогресс, постепенная социальная эволюция потребителя и выстраивание принципов этической интернет-маркетинговой стратегии позволят в будущем снизить уровень отрицательного воздействия слабостей и угроз рассматриваемого явления, однако на данном этапе это является неизбежным следствием технологического развития общества 4.0.
В третьем параграфе проводилось исследование теоретических основ рынка электронной коммерции, поскольку именно в данной системе цифровых взаимоотношений экономических агентов функционирует онлайн-продвижение. Согласно полученным выводам, эволюция электронной коммерции является структурным фактором, который постепенно видоизменяет все опосредующие сделку процессы и оказывает влияние на вектор дальнейшего развития отдельных элементов рынка, включая изучаемый в данной работе интернет-маркетинг. Помимо этого, именно через призму рассмотрения электронной коммерции происходит оценка перспективности внедрения технологических инноваций и цифровых инструментов, уровня государственного регулирования иностранных интернет-компаний и конкурентоспособности.
Во второй главе подробно рассматривались популярные тренды и инструменты маркетингового комплекса в интернете. Ключевым ее выводом стала переориентация стратегии в сторону гибкости и универсальности сочетания наиболее эффективных приемов каждого из предыдущих этапов развития. Помимо этого, наблюдается явный тренд на интеграцию искусственного интеллекта с целью повышения автоматизации и уровня клиентского опыта, обеспечивающий качественное отличие оказываемого сервиса от сторонних конкурентов. Интернет-маркетинг производит революцию благодаря слиянию всех инструментов в универсальный взаимосвязанный алгоритм, управляющийся на основе единого интерфейса и технологии больших данных. Ключевым моментом данной революции становится формирование этичного кодекса поведения на уровне как компаний, так и государства для осуществления приемов привлечения внимания, основанных на выстраивании прямых взаимоотношений с потребителем.
Третья глава данного исследования посвящена изучению опыта практического применения стратегий интернет-маркетинга на международном рынке. В первой ее части на примере истории формирования цифровых рекламных услуг и онлайн-бизнеса в России и США был выведен перечень инфраструктурных факторов, во многом, влияющих на темпы развития цифровизации бизнеса. Их поиск является необходимым в рамках изучения иностранных рынков, поскольку именно инфраструктурные факторы будут обеспечивать перспективность и эффективность вложений в онлайн-продвижение. Согласно полученным результатам, ключевую роль играет число потенциальных интернет-пользователей, законодательство и наличие локальных примеров успеха крупных компаний, которые смогут задать общий тренд на цифровизацию и совершенствование качества оказываемых услуг.
Во второй части главы проведено изучение современных особенностей цифровых рынков Индии и Китая, поскольку именно данные регионы являются самыми перспективными в рамках переориентации российского бизнеса в восточном направлении. Ключевым выводом обоих параграфов является отнесение Китая к категории стран малопривлекательных для переориентации российского бизнеса ввиду высокой культурной спецификации и предположительной долгосрочной стагнации внутреннего высококонкурентного рынка электронной коммерции. Индия также является достаточно сложным регионом для ведения маркетинговых стратегий, однако с точки зрения прогнозных темпов развития уровня спроса и совокупных продаж через интернет, можно предположить о наличии существенного потенциала для развития бизнеса.
1) Батенков Е.А. Анализ современного этапа становления электронной коммерции // научные исследования аспирантов. - 2012. - №10. - С. 81-84
2) Беспрозванная Л. Г., Зяблицкая Н. В., Манина Е. А. Анализ современного состояния и тенденция развития мировой Интернет-торговли // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 10. С 4–10.
3) Болгова Ю. С., Гостилович А.О. Теоретические аспекты развития рынка электронной коммерции // Известия Юго-западного государственного университета. - 2022. - №5. - С. 287-299.
4) Брокеры данных: кто, где и как продает информацию о нас // Rb.ru URL: https://rb.ru/story/data-brokers/ (дата обращения: 05.10.2022).
5) Воронюк А., Полищук А. Актуальный интернет маркетинг. - Киев: IPIO, 2020 г. - 162 с
6) Воробьева И.В., Пецольдт К. Международный маркетинг в цифровую эру: влияние цифровизации на выход компании на международный рынок // тр. Конф. «Устойчивое развитие: общество и экономика». - 2021. - С. 792-797.
7) Воробьева И.В., Лукичева Т.А., Пецольдт К. Маркетинговые интернет-технологии в международной рекламе на современном этапе // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012 г. - №2. - С. 12-18.
8) Гаврилова Е.К., Нейромаркетинг: методы исследований и инструментарий воздействия.- 2021 г. – 40 с.
9) Головенчик Г. Сущность, классификацияи особенности электронной коммерции // Наука и инновации. - 2020. - №4. - С. 39-45.
10) Губина М.А. Российско-Индийские экономические отношения: современные тенденции и перспективы // Тр. Конф. «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы». – 2019 г. - С. 206-213.
11) Губина М.А. Российско-индийские инвестиционные отношения: современное состояние и перспективы // Тр. Конф. «Международный экономический симпозиум – 2018». – 2018 г. – 162 с.
12) Интернет-маркетинг и Digital-стратегииПринципы эффективного использования / Кожушко О.А., Чуркин И., АгеевА. [и др]; - Новосибирск: 2015 г. - 318 с.
13) История интернет-маркетинга в России Цифры 2012/2013 года // marketologi.ru URL: https://www.marketologi.ru/docs/news/2013/10/28/2.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
14) Каплунов Д. А. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. - Москва: ЛитРес, 2014 г. - 346 с.
15) Коваленко А.Е. Формирование и развитие технологий интернет-маркетинга в Деятельности малого бизнеса: автореф. дис. кнд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2020. - 237 с.
16) Коваленко А.Е., Окольнишникова И.Ю., Каточков В.М. Разработка классификация технологий интернет-маркетинга в малом бизнесе на основе анализа информационного потока интернет-маркетинга // Друкеровский вестник. - 2019. - №1(27). - С. 273-286.
17) Кумар Мукеш. Будущий рынок электронной коммерции (e-commerce) в Индии // Интерактивная наука. - 2022. - №7. - С. 96-100.
18) Люфу Цыинь. Анализ состояния и динамики развития международной электронной торговли Китая // E-Scio. - 2021. - №33. - С. 21-42.
19) Манн И., Турусина А., Уколова Е. Инструменты маркетинга для отдела продаж. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 130 с.
20) Международный маркетинг: учебник и практикум для вузов / И. В. Воробьева [и др.] ; под редакцией И. В. Воробьевой, К. Пецольдт, С. Ф. Сутырина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 398 с.
21) На пороге глобальных перемен. Тотальные продажи 2016 // pwc.ruURL: https://www.e-xecutive.ru/uploads/attachement/src/1722/Полный_вариант_исследования_Тотальные_продажи-2016.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
22) Коваль А.Г., Евдокимова М.Ю. Особенности развития электронной торговли в странах БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. - №9. – С. 79-92.
23) Ребекка А. Фаннин. Мир в тени дракона. Чему китайский бизнес может научить Россию. - Москва: Бомбора, 2019. - 320 с.
24) Садулаева Б.С., Юсупова Л.В. Повышение эффективности деятельности предприятия за счет интернет-маркетинга // 2020 г. - С. 47-52.
25) Солодар М. Воронка продаж в интернете. Инструмент автоматизации продаж и повышения среднего чека в бизнесе. - Москва: Эксомо, 2018 г. - 180 с.
26) Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета. - 2 изд. - 2011 г. - 250 с.
27) Шиндина Д.Е. Перспективы развития международной электронной коммерции в условиях цифровой экономики: дис. магисторская экон. наук: 38.04.01 . - Пенза, 2023. - 66 с.
28) Asia Digital Marketing Strategies In 2021 // asiapacdigital.com / URL: https://www.asiapacdigital.com/digital-marketing-insight/6-asia-digital-marketing-strategies-in-2021-you-should-employ-now (дата обращения: 05.10.2022).
29) Beginner’s Guide to Digital Marketing for Southeast Asia — Main channels // medium.com URL: https://medium.com/revou-blog/beginners-guide-to-digital-marketing-for-southeast-asia-97d8ffc8f72e (дата обращения: 05.10.2022).
30) Building Confidence Electronic Commerce and Development // unctad.org URL: https://unctad.org/system/files/official-document/posdtem11.en.pdf (дата обращения: 04.03.2023)
31) Comparison of Internet Marketing in Developed and Developing Countries // ukdiss.com URL: https://ukdiss.com/examples/internet-marketing-us-india.php (дата обращения: 05.10.2022).
32) Dr. Haipeng Guo, Dr. Ken Tsang. The Internet Introduction to Information Technology // slideplayer.com URL:http://slideplayer.com/slide/9011456/(дата обращения: 05.10.2022).
33) Digital Marketing in China // infocubic.co.jp URL: https://www.infocubic.co.jp/en/blog/china/digital-marketing-in-china/ (дата обращения: 05.10.2022).
34) Digital marketing in India // data.conferenceworld.in URL: http://data.conferenceworld.in/RSTM18/11.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
35) E-commerce worldwide // Statista URL: https://altagamma.it/media/source/e-commerce-worldwide-statista-dossier.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
36) E-commerce in India 2023 - statistics & facts // statista.com URL: https://www.statista.com/topics/2454/e-commerce-in-india/#topicOverview (дата обращения: 04.03.2023).
37) E-commerce in China 2023 - statistics & facts // statista.com URL: https://www.statista.com/topics/1007/e-commerce-in-china/#topicOverview (дата обращения: 04.03.2023).
38) E-COMMERCE MEASUREMENT @UNCTAD // unstats.un.org URL: https://unstats.un.org/unsd/trade/events/2017.pdf (дата обращения: 04.03.2023).
39) Electronic Commerce: Theory and Practice // mpra.ub.uni-muenchen.de URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/91034/1/MPRA_paper_91034.pdf (дата обращения: 04.03.2023).
40) E-COMMERCE, TRADE AND THE COVID-19 PANDEMIC // wto.org URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/ecommerce_report_e.pdf (дата обращения: 05.03.2023)
41) E-COMMERCE AND DIGITAL ECONOMY PROGRAMME YEAR IN REVIEW 2020 // etradeforall.org URL: https://etradeforall.org/wp-content/uploads/2021/07/UNCTAD-E-Commerce-and-Digital-Economy-Programme_Year-in-Review-2020.pdf (дата обращения: 04.03.2023).
42) Einstein M. Black Ops Advertising: Native Ads, Content Marketing and the Covert World of the Digital Sell. - New York: OR Books, 2016г. - 252 с.
43) Ishaq Ahmad Dar, Reena Lakha Digital marketing in India: An overview // IAHRW International Journal of Social Sciences. – 2018г. - №6(1). - С. 176-179.
44) Kotler. P., Kartajaya H., Setiawan I. Marketing 5.0: Technology for Humanity. - 1 изд. - New York City: Wiley, 2021г. - 260 с.
45) Kotler P. Marketing 4.0: Moving from Traditional to Digital. - New York: Wiley, 2016г. – 208с.
46) Kosseff J. The Twenty-Six Words That Created the Internet. - New York: Cornell University Press, 2019. - 328 с.
47) Morin C., Renvoise P. The Persuasion Code: How Neuromarketing Can Help You Persuade Anyone, Anywhere, Anytime Hardcover. - New York: Wiley, 2018. - 352 с.
48) Nir Eyal, Ryan Hoover. Hooked: How to Build Habit-Forming Products. - New York: Portfolio, 2014 г. - 256 с.
49) Rolf T. Wigand Electronic Commerce: Definition, Theory, and Context // The Information Society. - 1997. - №13. - С. 1-16.
50) Wallbott, H.G., Scherer K.R. How universal and specific is emotional experience? Evidence from 27 countries on five continents // Social Science Information 25 (4): 763-795.
51) Zenkina E.V. About current trends in global e-commerce // Beneficium. - 2022. - №1. - С. 68-73.