Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инфографика в современных онлайн-медиа

Работа №133647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы123
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Новые принципы подачи журналистской информации для интернет- аудитории 8
§1. Образование как развлечение: феномен edutainment 8
1.1. Edutainment: сущность понятия 8
1.2. Принципы edutainment в медиапространстве 15
§2. Инфографика как объект исследования 20
2.1. Инфографика как новый жанр онлайн-журналистики 20
2.2. Типологии инфографики 30
Глава II. Анализ инфографики в новых медиа 42
§3. Зависимость инфографики от профиля издания 42
§4. Образовательная и информационная инфографика 49
4.1. Анализ инфографики качественного типа 53
4.2. Анализ инфографики количественного типа 57
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 70

В последние годы в России и за рубежом большую популярность набирают различные образовательные проекты, обладающие образовательным и просве­тительским потенциалом, такие, как форум «SD-журналистика», утренние от­крытые лекции «Creative Mornings», проект «Открытый университет», конкур­сы «Мозгобойня», «Science Slam», фестиваль «Geek Picnic», онлайн-лекции «TEDx» и многие другие мероприятия и курсы. Образование в новых форматах уверенно продвигается во многих направлениях. Стало актуально и модно быть образованным человеком. Разумеется, медиасферу это явление не обошло сто­роной.
В данной работе мы исследуем электронные интерактивные средства мас­совой информации, или онлайн-СМИ, а именно - две их разновидности: медиа с оффлайновыми версиями (так называемые гибридные медиа) и без нее. С каждым годом онлайн-СМИ становятся все более популярными и влиятельны­ми из-за многих факторов: скорости передачи информации, технологических преимуществ, мультимедийности, интерактивности и др.
Одна из причин того, что аудитория предпочитает онлайн-СМИ, состоит, конечно, в удобстве потребления контента: не сравнимо более высокой мобиль­ности и наличии адаптированного интерфейса сайта в сети, который открывает возможности к мгновенному поиску контекста, похожих материалов и т.д. В борьбе за внимание своей аудитории сетевые СМИ работают с форматами кон­вергентной журналистики. Сегодня публикации в сети образуют пересечение технологий и культуры, мультимедиа же «позволяют на уровне полноценной интеграции и взаимопроникновения произвести синтез технологий и искус- ства»1. Инструменты IT, зачастую включенные в функционал сайта, позволяют визуализировать контент и сделать его интерактивным. Это можно считать тен­денциями развития журналистского нарратива в интернете.
За 2015 год общее число пользователей Рунета приблизилось к 84 млн че­ловек2 (то есть около 57% населения страны). По данным Минкомсвязи, 65% населения регулярно пользуется интернетом.3 При этом исследователи прогно­зируют продолжение роста числа интернет-пользователей к 2020 году.4 Очевид­но, что численность потенциальной аудитории сетевых СМИ растет, и журна­листика постепенно уходит в цифровое пространство. Кроме того, перспектив­ность новых медиа подтверждается не только количественными характеристи­ками, но и портретом среднестатистического пользователя сети. Как считают исследователи М.М. Лукина и И. Д. Фомичева, сегодня более 60% пользователей интернета - это молодые люди, стремящиеся провести время с пользой, в воз­расте 18-34 лет, у которых есть высшее образование и хорошо оплачиваемая ра- бота.5 Специфичность аудитории в интернете приводит к тому, что сетевым ме­диа приходится искать новые способы привлечения аудитории, так как читатели теперь хотят не просто потреблять контент, но и погружаться глубже, пытаться понять и изучить определенное явление, ситуацию, провести время с пользой, то есть получить какие-то знания. Поэтому в последние годы в России и за ру­бежом большую популярность набирают публикации, совмещающие медийные и образовательные черты.
Так, большую популярность набирает такой феномен, как edutainment, - сочетание образования и развлечения, позволяющий изданиям преподносить аудитории сложную информацию в упрощенном формате. Так, например, «Об- разовач» для многих материалов подбирает видео, показывающее, как происхо­дит то или иное явление. Edutainment проникает и в другие сферы: специалисты в сфере email-маркетинга также поняли потребность аудитории в полезной ин­формации и сегодня стараются разбавить рекламные предложения познаватель­ным контентом. Например, так поступают Aviasales, размещая в шапке письма шедевры мировой живописи с остроумным комментарием и указывая название картины и художника.
Также edutainment проникает и в область дизайна. Сочетание изобрази­тельной, текстовой, цифровой составляющих позволяет создавать полноценный журналистский материал - инфографику, который не только внешне привлека­телен, но и удобен для восприятия. Ведущие дизайнеры-инфографы считают, что главной особенностью инфографики является эффективная комплексная подача информации и сложных для восприятия данных в доступной форме. Об­легчение информации является и главной целью edutainment, соответственно, мы можем проследить, как принципы edutainment находят отражение в принци­пах создания инфографических проектов.
Актуальность темы работы, таким образом, объясняется стремительным увеличением количества информации, появлением принципиально новой ин­формационной среды, и, как следствие, появлением новых журналистских фор­матов и жанров, одним из которых является инфографика, несущая в том числе образовательную функцию. В данном исследовании мы определяем принципы edutainment и проверяем гипотезу о том, что инфографика создается с использо­ванием подобных принципов. Новизна работы объясняется недостаточной на­учной разработанностью темы. На данный момент инфографика в контексте edutainment практически не изучена. Научные работы представлены, в основ­ном, исследованиями по истории инфографики, ее типологии и процессам со­здания, пособиями по психологии визуального восприятия креолизованного текста, редкими публикациями об инфографике как жанре или формате журна­листики.
Объект данного исследования - инфографика в современных онлайн-из- даниях. Предмет исследования - принципы edutainment, присутствующие в инфографических публикациях.
Цель работы - исследовать использование принципов edutainment в инфо- графических материалах в современных онлайн-изданиях. Для выполнения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать феномен edutainmment и сформулировать его операционное определение.
2. Определить основные принципы edutainment.
3. Изучить инфографику с точки зрения реализации в инфографических публикациях образовательной функции.
4. Выявить общие принципы edutainment и инфографики в медиа.
5. Провести сравнительный анализ публикаций избранных гибридных и онлайновых изданий по параметрам уникальности инфографического контен - та и использования в нем принципов edutainment.
Гипотеза исследования: современной инфографике в онлайн-медиа (как гибридных, так и онлайновых) присущи принципы edutainment.
Хронологические рамки исследования — период с марта 2015 года по апрель 2016 года.
Теоретическая база. В ходе исследования были изучены зарубежные ра­боты таких специалистов в области инфографики, как Д. Роэм, Р Крама, М. Смикикласа, Д. Желязны, Э. Тафти, Ш. Аллена («Краткая история инфографи­ки: «Темные века» и новейшая история»), а также исследования российских экспертов - В. В. Лаптева, В. И. Михалковича. В работах этих экспертов пред­ставлены типологии инфографики, черты качественной инфографики, история ее развития. Кроме этого, для исследования феномена edutainement мы обраща­лись к трудам западных специалистов в этой области, а именно, к исследовани­ями Э. Тоффлера, К. Рапая, а также статьям российских авторов-исследователей современной журналистики Е. Л. Вартановой, И.И. Засурского. Для определе­ния инфографики как жанра были использованы работы А. А. Бернацкой («К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние»), Е. Е. Ани­симовой («Лингвистика текста и межкультурная коммуникация»), И. В. Вану- шиной («Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составля­ющих при восприятии креолизовпнного текста»).
Эмпирическая база включает в себя инфографические материалы, опуб­ликованные на сайтах «TJournal», «Стартапы и бизнес», «КоммерсантЪ» и «РИА Новости» за последний год, то есть в период с марта 2015 года по апрель 2016 года. Перечисленные издания были выбраны, так как на данный момент все они аккумулируют так называемую «аудиторию фейсбука», «интеллекту­альную элиту», то есть людей в возрасте от 25 до 34 лет (ядро целевой аудито­рии), имеющих высшее образование, специалистов или руководителей, которые стремятся развиваться.
Всего было просмотрено 548 инфографических работ, проанализировано 206: 58, выполненных дизайн-центром «РИА Новостей», 48 инфографических материалов, опубликованных на сайте «Коммерсанта», 66 визуализаций, раз­мещенных на сайте издания «Стартапы и бизнес» и 35 - на «TJournal». Такое количество, на наш взгляд, достаточно для того, чтобы понять, как часто публи­кует издание инфографику, какой тип предпочтительнее, соответствует ли ин­фографика формату издания.
К методам исследования, использованным в данной работе, следует отне - сти количественный анализ, контент-анализ и мониторинг публикаций. Для изучения феномена edutainment были проведены глубинные интервью с редак­тором отдела «Общество» издания «ВОС» Кириллом Савиновым, главным ре­дактором онлайн-медиа «Стартапы и бизнес» Константином Панфиловым, главным редактором онлайн-газеты «Бумага» Кириллом Артеменко и с дирек­тором по стратегическому планированию медиахолдинга «Look At Media» и трендспоттером Альбертом Шарафутдиновым.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследова­ния. Работа включает в себя введение, две главы и четыре параграфа, заключе­ния и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ввиду стремительного развития информационной среды, сегодня человек совсем иначе узнает информацию из СМИ: появилась привычка быстрого по­требления контента. Это формирует запрос на новый формат представления информации без ущерба для объема данных.
Поставленным целям в полной мере отвечают не так давно вошедший в практику СМИ прием — edutainment — подача цифрового медиаконтента, соче­тающая элементы образования и развлечения, способная привить аудитории увлеченность и интерес к определенной деятельности, не оказывая тяжелого психологического давления на человека.
В ходе исследования мы определили основные принципы edutainment: ак­туальность (календарная или латентная), простота (ключевая черта), интерак­тивность, наличие образовательного потенциала, доступность, наличие муль­тимедийных элементов и тема (научная, околонаучная).
Кроме того, в XXI веке набирает популярность инфографика. Она являет - ся новым способом подачи информации в форме сообщения, включающего в себя текст и изображение. Ее можно рассматривать в рамках разных наук: линг­вистика, теория массовых коммуникаций, семиотика и др. Но чаще всего инфо­графику изучают в рамках развития дизайна СМИ. Инфографика является раз­новидностью креолизованного текста и отличается такими свойствами, как це­лостность и связность.
Существует много классификаций данного явления, и, соответственно, множество видов инфографики: по типу результата, по типу визуализации, по соотношению вербальных и визуальных составляющих материала, по типу ви­зуализации: числовых и текстовых данных.
В результате исследования было определено, что инфографика является одним из эффективных приемов подачи сложной информации, практически не­заменима при отображении количественных данных и является развивающейся тенденцией на страницах современных журналов.
В ходе исследования мы выявили общие принципы таких явлений, как инфографика и edutainment. Для достижения цели мы выполнили следующие задачи:
1. Исследовали феномен edutainmment и сформулировали его операцион­ное определение.
2. Определили основные принципы явления edutainment.
3. Изучили инфографику с точки зрения реализации в инфографических публикациях образовательной функции.
4. Выявили общие принципы edutainment и инфографики в медиа.
5. Провели сравнительный анализ публикаций избранных гибридных и он­лайновых изданий по параметрам уникальности инфографического контента и использования в нем принципов edutainment.
В результате мы выяснили, что, в основном, формат инфографики соот­ветствует формату издания. Кроме того, молодые издания, как правило, заим­ствуют инфографику у зарубежных или российских изданий, ссылаясь на них, а крупные компании делают сами. У медиагигантов достаточно ресурсов для со­здания собственных проектов, так, например, у «РИА Новостей» есть собствен­ный дизайн-центр, занимающийся разработкой инфографики. У относительно молодых изданий на данный момент нет ресурсов. Однако «TJournal» занимает­ся сбором информации, соответственно, вряд ли им целесообразно нанимать специалистов по инфографике.
Проанализировав восемь инфографических публикаций обоих типов (ви­зуализации количественных данных и текстовых), мы выяснили, что для инфо­графики, рассказывающей текстовую информацию, характерны все черты edutainment, за исключением гипертекстуальности. А визуализации числовых данных присущи только два принципа: актуальность и простота.
Таким образом, наше исследование подтверждает выдвинутую гипоте­зу, что современной инфографике присущи принципы edutainmеnt.


1. Аллен Ш. Краткая история инфографики: «Темные века» и Новейшая исто - рия. http://hotdesignfor.us/news/2010/08/11/kratkaya-istoriya-infografiki-temnye- veka-i-novej shaya-istoriya/.
2. Аналитики подсчитали число пользователей интернета в России // Лента.ру. 2016. https://lenta.ru/news/2016/01/28/survey/
3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на ма­териале креолизованных текстов). М, 2003.
4. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. ГЛОССАРИЙ. http:// evartist.narod.ru/text11/53.htm
5. Бергер А. А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М, 2005.
6. Бергер Дж. Искусство видеть. СПб, 2012.
7. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 3 (11). Красноярск, 2000.
8. Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М, 2002.
9. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб. пособие. - М, 2008.
10. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов - М, 2003.
11. Ванушина И. В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста. Дисс. на соиск. к. филол. н. М, 2009.
12. Виды инфографики. http://infoanalyze.blogspot.com/2011/06/blog-post.html.
13. Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне / Под ред. Пигулевского В. О. Харьков, 2011.
14. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: Аспекты изучения. Екатеринбург, 2006.
15. Газетный дизайн 2006: четвертый открытый всероссийский конкурс. М, 2006.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ