Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Публичная дипломатия Российской Федерации в период с 1992 по 2014 (Эволюция отношений с Европейским союзом)

Работа №133642

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности исследования феномена «публичной дипломатии» в политической науке. 7
Параграф 1.1. Эволюция дипломатических действий в контексте микрополитических процессов. 7
Параграф 1.2. Историография публичной дипломатии 15
Параграф 1.3 Инструменты публичной дипломатии 21
Глава 2. Становление и развитие программ и механизма публичной дипломатии на примере США. 28
Параграф 2.1 Программы и их роль в организации функционирования механизмов публичной дипломатии. 28
Параграф 2.2 Механизмы современной публичной дипломатии. 43
Глава 3: Публичная дипломатия РФ 64
Параграф 3.1 Особенности публичной дипломатии РФ 64
Параграф 3.2 Основные направления деятельности публичной дипломатии РФ 71
Параграф 3.3 Модель публичной дипломатии России 76
Параграф 3.4 Публичная дипломатия РФ в отношениях с ЕС 81
Параграф 3.5. Публичная дипломатия РФ в период с 1992 по 2014. 84
Заключение 89
Список используемых источников и литературы 91


Дипломатия как вид деятельности уходит своими корнями в далекие времена. Описание древнейшей истории дипломатии мы можем найти у английского дипломата и историка дипломатии Г.Никольсона1
Современная дипломатия (назначение постоянных послов) зарождается в среде итальянских городов-государств в XIII-XIV веках. И до конца XVIII века внешней политикой занимался узкий круг людей, связанных между собой европейской культурой и родственными узами. Часто члены одной семьи служили разным государствам. Кроме этого, существовала практика смены страны и места службы в личных целях. Важное значение для упорядочивания дипломатической деятельности и ее профессионализации сыграл Венский конгресс 1815 г. На нем дипломатия была признана особым видом государственной деятельности и были установлены категории дипломатических представителей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в ХХ веке происходят серьезные изменения в дипломатической практике. К этим изменениям относятся:
Во-первых, постепенный отказ от политики тайной дипломатии и переход к открытой (демократической) дипломатии. Данные изменения состояли в следующем: во-первых, в соответствии со статусом (уставом) Лиги Наций все договоры между ее членами должны были регистрироваться в ее секретариате. Сходное положение содержится и в Уставе ООН (статья102).
Во-вторых, была установлена практика ратификации наиболее важных внешнеполитических документов в парламенте стран. В настоящее время практика ратификации важных международных договоренностей в парламенте стала устоявшей традицией практически во всех странах.
В-третьих, произошло относительное снижение роли и посольств и послов. Если в XIX и начале XX веков посольства были не многочисленны, и посол выполнял множество функций собственноручно, то сегодня, хотя посол остается во многом универсальной фигурой, штат посольств во многом расширился. В него входят пресс-атташе, торговый атташе, военный атташе, консул, разведслужбы и другие. Увеличение штатной численности посольства – это результат, связанный с увеличением объема и сложности международных взаимодействий в настоящий период.
Парадигмой настоящего времени является то, что, несмотря на рост профессионализма дипломатов, их роль в переговорах с иностранным партнером становится меньше. Значительный массив работы посольств переносится либо в международные организации, где есть представители от соответствующих государств, либо на эпизодические встречи первых лиц государств или их полномочных представителей. Это связано: во-первых, с активным развитием всех средств коммуникаций, что облегчает непосредственное общение политиков высших рангов разных стран и, во-вторых, с усложнением и глобализаций проблем мировой политики и международного развития.
В-четвертых, несмотря на сохранение статуса двусторонней дипломатии, преобладающее значение в ХХ, а особенно в XXI веке стала играть многосторонняя дипломатия. Причины усиления роли многосторонней дипломатии связаны, прежде всего, с ростом числа глобальных проблем, требующих совместного обсуждения и решения.
Формы многосторонней дипломатии многообразны. Это деятельность ООН и других межправительственных организаций, международные конференции, форумы, в том числе и неформальные (экономический форум в Давосе, Санкт-Петербурге и др.).
В-пятых – возрастание роли неформальной дипломатии, связанной, прежде всего, с таким понятием, как публичная дипломатия .
Даже краткий исторический анализ произошедших изменений в дипломатический практике свидетельствует о том, что наиболее сложной проблемой в практической деятельности дипломатии является проведение эффективной публичной дипломатической работы государства.
В последнее время в России все больше говорят и пишут о необходимости активизации общественной или публичной дипломатии. Такую задачу ставит и руководство страны. Немаловажно, что в подписанном уже в день вступления в должность Президента России указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации В.В.Путин призвал «в интересах повышения результативности российской внешней политики эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс…».
Несмотря на общее признание необходимости усилить роль публичной дипломатии, взгляды на цель этого усиления среди политиков и экспертов разнятся.
В целом здесь можно выделить две точки зрения. Одни принимают публичную дипломатию, как более активное и умелое использование современных средств PR и механизмов, наработанных неправительственными организациями (НПО), для продвижения и популяризации целей государственной политики.
Другие считают, что задача НПО, занимающихся публичной дипломатией – не обслуживание государства, но осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами.
В данной работе использовались действующие документы МИД РФ по направлению «стратегические коммуникации», а также документы, анализирующие деятельность департаментов МИД в сфере продвижения и популяризации «Русского мира». В данных документах анализируется эффективность проведения программ публичной дипломатии на различные регионы мира. Нельзя не отметить, что особая эффективность данные программы имеют на постсоветское пространство, так как русскоговорящего населения там значительно больше чем в других регионах.
Анализ используемых источников литературы определил теоретическую и методологическую основу данного диплома.
Объектом данного исследования выступают участники современной дипломатии, т.е. государства и негосударственные акторы.
Предметом исследования являются существующие механизмы сотрудничества в рамках современной публичной дипломатии РФ.
Цель исследования - изучение особенностей организации и проведения сотрудничества РФ с другими государствами и негосударственными акторами в контексте публичной дипломатии.
Задачи исследования:
1. Выявление основных вех истории появление и эволюция публичной дипломатии, ее целей, средств и круга участников.
2. Определение понятия «публичная дипломатия», выявление отличительных особенностей и современных черт, новой публичной дипломатии.
3. Научная характеристика национальных моделей публичной дипломатии России.
4. Оценка существующих инструментов российской публичной дипломатии.
5. Определение отличительных черт публичной дипломатии в период с 1992 по 2014 года.
Новизна работы заключается в том, что в ней на примере взаимодействия РФ и ЕС дана развернутая характеристика механизмов, используемых мировой и отечественной дипломатией в контексте изменений международной жизни.
Работа состоит из введения, заключения, 3 глав и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной дипломной работе был рассмотрен вопрос публичной дипломатии Российской федерации в период 1992-2014 на примере взаимоотношений с ЕС. Данный вопрос затрагивает такие важные аспекты, как история международных отношений, внешнеполитическая обстановка данного периода, влияние международных организаций на процесс эволюции публичной дипломатии и многие другие значимые аспекты данной сферы политики.
Публичная дипломатия – понятие очень широкое, поскольку теперь в него вовлечены не только непосредственные участники дипломатического процесса (такие как послы, пресс-атташе, консул и т.д.), но и зачастую рядовые граждане различных стран.
К сожалению, несмотря на признание необходимости усиления роли публичной дипломатии в процессе международных отношений, точки зрения экспертов по данному вопросу сильно разнятся. Выделяются следующие две точки зрения:
1) Принятие публичной дипломатии как более активное и умелое использование современных средств PR и механизмов для продвижения и достижения целей государственной политики;
2) Определение основной задачи НПО, занимающихся публичной дипломатией как осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами.
В данной дипломной работе теоретическую и методологическую основу определил анализ используемых источников литературы по данной сфере.
В процессе написания данной работы автор решил следующие поставленные ранее задачи:
1. Выявление основных вех истории появление и эволюция публичной дипломатии, ее целей, средств и круга участников.
2. Определение понятия «публичная дипломатия», выявление отличительных особенностей и современных черт, новой публичной дипломатии.
3. Научная характеристика национальной модели публичной дипломатии России.
4. Оценка существующих инструментов российской публичной дипломатии.
5. Определение отличительных черт публичной дипломатии в период с 1992 по 2014 года.
На основании системного подхода к анализу мировой политики и международных отношений автор пришел к следующим выводам:
Развитие публичной дипломатии является перспективной сферой внешней политики, и в недалеком будущем она (публичная дипломатия) будет являться одним из главных инструментов внешнеполитических отношений.
Исходя из вышеизложенного и поставленной автором цели, публичная дипломатия является сложноорганизованной программой внешней политики государств с огромным количеством акторов, которыми являются как государственные образования, так и негосударственные организации.
Таким образом, можно наблюдать, что с момента появления в политическом дискурсе публичная дипломатия прошла большую эволюцию, и сегодня зачастую подразумевает под собой развитую многоканальную систему двусторонней коммуникации между обществами различных стран, а так называемые «великие державы», во многом определяющие ситуацию на международной арене, уже не являются единственными акторами, способными регулировать международные отношения.
В так называемой новой публичной дипломатии негосударственные акторы смогут играть не только роль, сопоставимую с государством, но и в целом даже более важную для развития международных отношений роль.



Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». // Российская газета. 18.01.2000 г.;
2. Указ Президента РФ «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации».// Российская газета. 28.09.2000 г.;
3. Указ Президента РФ « О мерах по реализации внешнеполитического курса. 7.05.2012 г. //http: www. Kremlin.ru.;
4. Резолюция сессии ГА ООН №53/70 « Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». 4.12.1998 г.;
5. Report of the Advisory Commission on Public Diplomancy Washington / 2005 < http :// www. State/ gov/ pdcommission/reports/55903.
6. Report of PewGlobalrg/ global unease with Major World Powers. Washington. 2007. < http:// www.pewglobal org/2007/0627/ global-unease-with-major-world-powers/>;
7. Task Force Report on Greate CIA Openness 1991.
8. U.S.Publik Diplomacy : Background and Current Issus // CRS Report for Congress, 2009. 30.05.2014< www. Fas. Org/ sgp/crs/row/R40989. Pdf>.
II. Диссертации и авторефераты
9. Басов Ф.А. Политика Федеративной Республики Германии по вопросу формирования общего пространства внешней безопасности России и Европейского Союза. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: 2012 г.;
10. Бондаренко Ю.Ю. Становление дипломатии Европейского Союза: Современное состояние и перспективы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб.: 2012 г.;
11. Галумов А.Э. Опыт дипломатии в формировании имиджа Европейского Союза в Российской Федерации Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: 2012 г.;
12. Долинский А.В. Современные механизмы сотрудничества в рамках публичной дипломатию Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: 2011 г.;
13. Жукова Н.А. Сравнительный анализ роли СМИ в политическом процессе России и США (1991-02008 г.г.) Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: 2008 г.;
14. Манжулина О.А. «Публичная дипломатия США. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: 2005 г.;
15. Панова Е.П. «Мягкая власть» как способ воздействия. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: 2012 г.;
16. Паршина Е.В. Роль и место публичной дипломатии в формировании имиджа государства. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: 2006 г.;
17. Сухаров А.И. Политическое становление субъектов гуманитарных взаимодействий в международных отношениях глобального мира. Автореферат на соискание ученой степени доктора политических наук. М.: 2011 г.;
18. Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа российского государства (Теоретико-методологические и прикладные аспекты политического анализа). Автореферат на соискание ученой степени доктора политических наук. М.: 2010 г.;
19. Филимонов Г.Ю. Роль «мягкой силы» во внешней политике США. Автореферат на соискание ученой степени доктора политических наук. М.: 2013 г.;
20. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914-2014 гг. ). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб.: 2015 г.;
21. Шестакова Е.П. «Движение зеленых» как субъект мировой политики. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: 2009 г.;
22. Якубов Ю.Д. Неполитические общественные объединения как фактор политики. Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. Казань: 2013 г..
III. Монографии и учебные пособия
23. Арон Р. Измерение политического сознания /Перевод с французского/ Отв. ред. и автор заключительной статьи И.А.Гобозова. М.: Книжный дом «Либроком», 2010г.;
24. Бенстон Ф. Введение в политическую науку. – М.: 2003г.;
25. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 2000г.;
26. Борсукова А.В. Негосударственные участники мировой политики. – М.: Аспект-Пресс, 2013г.;
27. Брутенц К.М. Великая геополитическая революция. – М.: Международные отношения, 2014г.;
28. Бротерский Т.В., Бородочев Д.В. Невоенные рычаги внешней политики. – М.: ВШЭ, 2012г.;
29. Дипломатия зарубежных государств. Учебное пособие / Под ред. Т.В.Зоновой. – М.: МГИМО (У) «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004г.;
30. Журкин В. Военная политика Евросоюза. – М.: Международные отношения Институт Европы РАН, 2014г.;
31. Зонова Т.В. Дипломатия иностранных государств: учебное пособие МГИМО (У): - М., РОССПЭН. 2004г.;
32. Зонова Т.В. Новые проблемы дипломатии // Современные международные отношения и мировая политика под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2004г.;
33. Кокошин А.А. Политика как общественный феномен: формы и виды политики, её акторы, взаимоотношение с идеологией, военной стратегической разведкой. – М.: URSS, Либроком, 2010г.;
34. Кубышкин А. И., Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: учебное пособие для ВУЗов /А. И.Кубышкин, Н.А.Цветкова. – М.: Асток Пресс, 2013г.;
35. Лебедева М.М. Мировая политика. Издание – 2-у. – М.: Аспект-Пресс, 2006г.;
36. Лебедева М.М. Мировая политика в XXI веке: акторы, процессы, проблемы: учебное пособие //М.М.Лебедева. – М.: МГИМО (У), 2009г.;
37. Лебедева М.М. Политические системы мира и новые участники международных отношений. Современные международные отношения и мировая политика / Отв. ред. Торкунов А.В. / МГИМО (У) МИД России. – М.: Просвещение, 2004г.;
38. Лебедева М.М. Современные глобальные проблемы мировой политики. – М.: Аспект – Пресс, 2009г.
39. Манжулина О.А. Публичная дипломатия США, СПб, 2005г.;
40. Методика результаты ситуационных анализов: мастер-класс по программе «Мировая политика» /Рук. Е.М.Примаков. – М.: МГИМО (У), 2006г.;
41. Ной Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. – Новосибирск / Москва. Фонд социо-прогностических исследований «Тренды», 2006г.;
42. Российская Федерация в международных отношениях: сборник научных статей / Под общей редакцией В.А. Михайлова, А.О. Терновой. – М.: Изд-во РАГС, 2008г.;
43. Современные глобальные проблемы мировой политики: учебное пособие для студентов ВУЗов /Под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2009г.;
44. Филимонов Г. Культурно-информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новая реальность. – М.: РУДН, 2012г.;
45. Филимонов Г. «Мягкая сила» культурной дипломатии США: монография. – М.: РУДН, 2010г.;
46. Формирование позитивного имиджа в России через взаимодействие с многосторонними международно-политическими институтами / Отв. ред. В.Г. Бороновский. – М.: ИМЭМО РАН, 2008г.;
47. Ширяев Б.А. Внешняя политика США. Принципы, механизмы, методы. – СПб, 2007г.
IV. Статьи и публикации.
48. Бартош А.А. Эволюция общественной деятельности НАТО //htpp://isc.mslu.ru/index.php?option=com_content&id=348;
49. Бурминова Н.В. Публичная дипломатия России: практика и проблема становления. http://www.molpalata.ru/opinions/publichnaya_diplomatia_rossii_p...$;
50. Восприятие НАТО населением России. Аналитический отчет по результатам социологических исследований ВЦИО. Н: 2006г.;
51. Галумов э. Публичная дипломатия Европейского Союза: проблемы, перспективы развития/ www.grandazs.ru;
52. Годжиев К. Имидж как инструмент культурной гегемонии. // МЭ и МО, 2007, № 12.
53. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии. // Международные процессы. Т.9, № 1 (25), 2011г.;
54. Долинский А.В. Эволюция теоретических основ публичной дипломатии. // Вестник МГИМО (У), 2011, № 2;
55. Дробот А.Г. Дипломатия- средство международно-политических взаимодействий // Обозреватель http://www.rau.ru;
56. Зонова Т.В. Публичная дипломатия и ее акторы. http://www.g20civil.com/ru/articles/949/;
57. Лукин А.В. Публичная дипломатия // Международная жизнь, №3, . 2013г.;
58. Лукин А.В. Публичная дипломатия: государственная пропаганда или гражданская инициатива // М.: Дипломатический ежегодник, 2012г.;
59. Попов Д.С. Цифровая дипломатия США // htpp://old.riss.ru/en/new/97-analitika/3988-tsifrovaya-diplomatiya-ssha#.VSVa3cdwsgg;
60. Федоров О.Д. Новые тенденции в публичной дипломатии США в период администрации Б. Обамы // Вектор науки ТГУ, 2014, № 2;
61. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // www.georgefilimonov.com/articles/important-issues-jf-soft-power-strategy-in-the-foreign-police-of-the-russian-federation/
62. Хачатуров К.А. Мир должен знать о России правду // Российская Федерация сегодня. 2000, № 22;
63. Хачатуров К.А. Обеспечение внешнеполитических позиций России в свете доктрины информационной безопасности // evartistnarod.ru;
64. Цатурян С.А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии // США v Канада: экономика, политика, культура. М.: Наука, 2010г.;
65. Цветкова Н.А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы «Холодной войны» // 200 лет российско-американских отношений: наука и образование: сборник статей /Под ред. А.О. Чубарьяна, Б.А. Рубла. М.: - ОЛМА Медиа Групп, 2007г.;
66. Цветкова Н.А. Программа Web 2.06 публичной дипломатии США //www.ushistoru.ru/stati/559-programme-wtb-20-v-publichnoj-diplomatii-ssha.html;
67. Цветкова Н.А. Culturalimperialism: международная образовательная политика США в годы «Холодной войны». – СПб,: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007г.;
68. Яковенко А.В. Современная пресс-служба // evartistnarod.ru;
69. Joseph S. Nye, Jr. Joft Power.// Foreign Policy, No. 80, Twentieth Anniversary (Autumn, 1990);
70. The American president with a laudable desire // Times. 15.01.1856. What is Public Diplomacy? // htpp://tleteres.tuts.edu/ Moscow/Diplomace.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ