Использование мнемотехники при обучении школьников 10-11 классов лексике и грамматике английского языка
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ 7
1.1 Особенности развития учеников старшей школы 7
1.2 Мнемотехника как один из инструментов эффективного обучения иностранным языкам 12
1.2.1 Эффективные способы изучения лексики на основе мнемотехники 12
1.2.2. Эффективные способы изучения грамматики на основе мнемотехники 22
Выводы по Главе I 27
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 28
2.1 Цели и задачи обучения лексике и грамматике в 10-11 классах 28
2.2 Разработка рекомендаций по включению мнемотехники в обучение учеников 10-11 классов 35
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 57
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ 7
1.1 Особенности развития учеников старшей школы 7
1.2 Мнемотехника как один из инструментов эффективного обучения иностранным языкам 12
1.2.1 Эффективные способы изучения лексики на основе мнемотехники 12
1.2.2. Эффективные способы изучения грамматики на основе мнемотехники 22
Выводы по Главе I 27
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 28
2.1 Цели и задачи обучения лексике и грамматике в 10-11 классах 28
2.2 Разработка рекомендаций по включению мнемотехники в обучение учеников 10-11 классов 35
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 57
Известный факт, что современное общество учёные называют информационным, т.е. таким, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Действительно, в 21 веке информация стала легкодоступной из любой точки мира, что привело к её накоплению и как следствие – к увеличению её объёма. Современный рынок требует людей, которые смогут справиться с таким её количеством. Ещё с древних времён люди, умевшие с лёгкостью анализировать и хранить большое количество данных, становились великими и известными. На сегодняшний день – это необходимость для успешного существования в среде незатихающей конкуренции.
Одновременно с процессом информатизации, начался и процесс глобализации, который сделал путешествие и жизнь в других странах гораздо проще. Однако для подобных случаев необходимо знать как минимум английский язык, на котором разговаривает вся мировая общественность. Обучение английскому стало популярным, теперь он является одним из тех школьных предметов, которые считаются обязательными. Для успешного его освоения нужно владеть как лексическим, так и грамматическим навыками, что представляет собой обширную область знаний. В большей степени это проблема затрагивает учеников 10-11 классов, которым необходимо сдавать Единый государственный экзамен.
Актуальность работы. Выбранная тема, несомненно, является актуальной. Особый вопрос вызывают методы, которые используются преподавателями общеобразовательных учреждений. По большей части обучение сводится к решению однотипных задач, таких как чтение текстов, заполнение пропусков, запоминанию клишированных фраз и т.д. Многие учителя не стараются вызвать интерес у учеников, зацикливаясь на сдаче экзамена, отчего страдает мотивация к овладению иностранным языком как в рамках школьной программы, так и в рамках самообразования. Педагоги должны постоянно совершенствовать свои знания о предмете, педагогические навыки и умения, находиться в поиске наиболее эффективных методов обучения.
Для разрешения подобных задач существует особый метод под названием мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Он направлен на подачу материалов нестандартными, творческими методами, что существенно повышает заинтересованность учащихся к овладению иностранным языком, а также воспитывает самостоятельность, вызывает уверенность в своих познаниях, прочном закреплении лексического и грамматического материала. Мнемотехника существует на протяжении долгого времени, однако случаи, когда педагоги действительно пользуются данным методом, достаточно редки.
Конечно, нельзя сказать, что использование только лишь мнемотехники будет результативным. Необходимо владеть умением искусно использовать данный инструмент в совокупности с общепринятыми методами для достижения большей результативности.
Приведённые вышеперечисленные факты доказывают актуальность, важность и значимость данной проблемы.
Для решения данной проблемной ситуации была поставлена следующая цель исследования– изучить возможность и необходимость использования мнемотехник при изучении лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе. Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать психолого-возрастные особенности школьников 10-11 классов;
2) Охарактеризовать понятие «мнемотехника» и раскрыть возможность её применения при обучении иностранному языку в старшей школе;
3) Рассмотреть эффективные способы изучения иностранных слов на основе мнемотехники в старшей школе;
4) Рассмотреть эффективные способы изучения грамматических конструкций на основе мнемотехники в старшей школе;
5) Привести примеры применения мнемотехник при обучении лексике и грамматике в старшей школе.
Объектом исследования выступает процесс изучения лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе.
Предметом исследования является использование мнемотехник при изучении лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе.
В качестве теоретико-методологической основы исследования рассматривались работы Б.С. Волкова, Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагиной, Ю.С. Мальцева и др., посвящённые психолого-возрастным особенностям подростков; также работы Е.Ю. Панина, А.О. Пирожковой, Т.В. Поповой, Е.В. Ревиной, Л.Н. Соколовой, С.В. Фурсенко и др., затрагивающим вопросы применения мнемотехники на уроках иностранного языка; труды Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, Р.К. Миньяр-Белоручева, Н.И. Гез и др., освещающих теорию и практику преподавания иностранных языков.
В качестве эмпирической основы был рассмотрен опыт преподавания английского языка в «Губернаторском физико-математическом лицее № 30» г. Санкт-Петербург.
В рамках исследования использовались методы анализа литературы, а также методы прикладного исследования: полуструктурированное интервью, педагогическое наблюдение, тестирование.
Научная новизна: был создан и опробован комплекс мнемонических приёмов для изучения лексики и грамматики в 10-11 класса. Были выделены наиболее эффективные мнемотехники, а также сделан вывод о том, что использование данных инструментов для обучения грамматике не настолько эффективно, насколько предполагалось.
Практическая значимость состоит в том, что результаты проведённого исследования можно внедрить в работу педагогов общеобразовательных учреждений.
Структура работы: дипломная работа состоит из 2 глав, разделённых на параграфы, один из которых содержит описание проведённого эксперимента, приложений и списка литературы. Общий объём работы – 63 стр., список литературы включает 55 наименований.
Одновременно с процессом информатизации, начался и процесс глобализации, который сделал путешествие и жизнь в других странах гораздо проще. Однако для подобных случаев необходимо знать как минимум английский язык, на котором разговаривает вся мировая общественность. Обучение английскому стало популярным, теперь он является одним из тех школьных предметов, которые считаются обязательными. Для успешного его освоения нужно владеть как лексическим, так и грамматическим навыками, что представляет собой обширную область знаний. В большей степени это проблема затрагивает учеников 10-11 классов, которым необходимо сдавать Единый государственный экзамен.
Актуальность работы. Выбранная тема, несомненно, является актуальной. Особый вопрос вызывают методы, которые используются преподавателями общеобразовательных учреждений. По большей части обучение сводится к решению однотипных задач, таких как чтение текстов, заполнение пропусков, запоминанию клишированных фраз и т.д. Многие учителя не стараются вызвать интерес у учеников, зацикливаясь на сдаче экзамена, отчего страдает мотивация к овладению иностранным языком как в рамках школьной программы, так и в рамках самообразования. Педагоги должны постоянно совершенствовать свои знания о предмете, педагогические навыки и умения, находиться в поиске наиболее эффективных методов обучения.
Для разрешения подобных задач существует особый метод под названием мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Он направлен на подачу материалов нестандартными, творческими методами, что существенно повышает заинтересованность учащихся к овладению иностранным языком, а также воспитывает самостоятельность, вызывает уверенность в своих познаниях, прочном закреплении лексического и грамматического материала. Мнемотехника существует на протяжении долгого времени, однако случаи, когда педагоги действительно пользуются данным методом, достаточно редки.
Конечно, нельзя сказать, что использование только лишь мнемотехники будет результативным. Необходимо владеть умением искусно использовать данный инструмент в совокупности с общепринятыми методами для достижения большей результативности.
Приведённые вышеперечисленные факты доказывают актуальность, важность и значимость данной проблемы.
Для решения данной проблемной ситуации была поставлена следующая цель исследования– изучить возможность и необходимость использования мнемотехник при изучении лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе. Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать психолого-возрастные особенности школьников 10-11 классов;
2) Охарактеризовать понятие «мнемотехника» и раскрыть возможность её применения при обучении иностранному языку в старшей школе;
3) Рассмотреть эффективные способы изучения иностранных слов на основе мнемотехники в старшей школе;
4) Рассмотреть эффективные способы изучения грамматических конструкций на основе мнемотехники в старшей школе;
5) Привести примеры применения мнемотехник при обучении лексике и грамматике в старшей школе.
Объектом исследования выступает процесс изучения лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе.
Предметом исследования является использование мнемотехник при изучении лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе.
В качестве теоретико-методологической основы исследования рассматривались работы Б.С. Волкова, Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагиной, Ю.С. Мальцева и др., посвящённые психолого-возрастным особенностям подростков; также работы Е.Ю. Панина, А.О. Пирожковой, Т.В. Поповой, Е.В. Ревиной, Л.Н. Соколовой, С.В. Фурсенко и др., затрагивающим вопросы применения мнемотехники на уроках иностранного языка; труды Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, Р.К. Миньяр-Белоручева, Н.И. Гез и др., освещающих теорию и практику преподавания иностранных языков.
В качестве эмпирической основы был рассмотрен опыт преподавания английского языка в «Губернаторском физико-математическом лицее № 30» г. Санкт-Петербург.
В рамках исследования использовались методы анализа литературы, а также методы прикладного исследования: полуструктурированное интервью, педагогическое наблюдение, тестирование.
Научная новизна: был создан и опробован комплекс мнемонических приёмов для изучения лексики и грамматики в 10-11 класса. Были выделены наиболее эффективные мнемотехники, а также сделан вывод о том, что использование данных инструментов для обучения грамматике не настолько эффективно, насколько предполагалось.
Практическая значимость состоит в том, что результаты проведённого исследования можно внедрить в работу педагогов общеобразовательных учреждений.
Структура работы: дипломная работа состоит из 2 глав, разделённых на параграфы, один из которых содержит описание проведённого эксперимента, приложений и списка литературы. Общий объём работы – 63 стр., список литературы включает 55 наименований.
Учащимся 10-11 классов в среднем 15-17 лет, что является переломным моментом переходного возраста. Они бывают эмоциональны, нуждаются в социальном одобрении, не признают авторитет старших и пытаются найти себя. Однако именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в процессах функционирования мозга. Подросткам свойственен анализ, проведение аналогий, нахождение логических цепочек и поиск собственного стиля обучения.
Как одно из средств обучения, характеристики которого соответствуют изменениям в процессах мышления учащихся, можно рассматривать мнемотехнику – систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод уместно использовать при обучении лексике и грамматике иностранного языка.
В настоящее время существует обширный перечень научных трудов по мнемотехнике. Проанализировав эту литературу, можно выделить такие мнемотехники, которые можно использовать для обучения лексике, как эйдотехника, рифмизация, метод фонетической межъязыковой ассоциации, метод Цицерона (локусов), метод акронимов, семантическая группировка слов, метод взаимодействия всех ощущений, медиа-азбука, символизация.
Также можно обозначить и методы, подходящие для обучения грамматике: ментальная карта, рифмизация, метод акронимов и грамматическая сказка.
Для того, чтобы понять, можно ли в действительности использовать мнемотехнику на уроках в школе при обучении 10-11 классов иностранному языку, было проведено качественное исследование, в рамках которого были разработаны и опробованы методические материалы по изучению лексики и грамматики с использованием мнемотехники. Были выявлены наиболее эффективные методы: грамматическая сказка, эйдотехника, ментальная карта и рифмизация и межъязыковая фонетическая ассоциация.
Можно сделать вывод, что применение мнемотехники на уроках английского языка 10-11 классов при изучении лексики приносит более эффективный результат, чем при обучении без неё, т.к. ученикам удалось запомнить большее количество лексического материала. Помимо этого, данный метод нацелен на использование воображения, на стимулирование интереса к изучению языка.
В отношении грамматического материала мнемотехника не смогла проявить себя как более эффективный метод обучения, однако не уступила «традиционным» методам в плане овладения необходимой информации. Требуется дальнейшее изучение данной тематики.
Как одно из средств обучения, характеристики которого соответствуют изменениям в процессах мышления учащихся, можно рассматривать мнемотехнику – систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод уместно использовать при обучении лексике и грамматике иностранного языка.
В настоящее время существует обширный перечень научных трудов по мнемотехнике. Проанализировав эту литературу, можно выделить такие мнемотехники, которые можно использовать для обучения лексике, как эйдотехника, рифмизация, метод фонетической межъязыковой ассоциации, метод Цицерона (локусов), метод акронимов, семантическая группировка слов, метод взаимодействия всех ощущений, медиа-азбука, символизация.
Также можно обозначить и методы, подходящие для обучения грамматике: ментальная карта, рифмизация, метод акронимов и грамматическая сказка.
Для того, чтобы понять, можно ли в действительности использовать мнемотехнику на уроках в школе при обучении 10-11 классов иностранному языку, было проведено качественное исследование, в рамках которого были разработаны и опробованы методические материалы по изучению лексики и грамматики с использованием мнемотехники. Были выявлены наиболее эффективные методы: грамматическая сказка, эйдотехника, ментальная карта и рифмизация и межъязыковая фонетическая ассоциация.
Можно сделать вывод, что применение мнемотехники на уроках английского языка 10-11 классов при изучении лексики приносит более эффективный результат, чем при обучении без неё, т.к. ученикам удалось запомнить большее количество лексического материала. Помимо этого, данный метод нацелен на использование воображения, на стимулирование интереса к изучению языка.
В отношении грамматического материала мнемотехника не смогла проявить себя как более эффективный метод обучения, однако не уступила «традиционным» методам в плане овладения необходимой информации. Требуется дальнейшее изучение данной тематики.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗАПОМИНАНИЯ И АКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАЗОВЫХ ГЛАГОЛОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИК ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков младших школьников на основе мультипликационного фильма (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Мнемотехника как средства улучшения процессов восприятия, хранения и воспроизведения информации
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2018 - Особенности подготовки к ЕГЭ по китайскому языку
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



