Введение 3-8
Глава I. Социальные и идейно-политические истоки романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» 9
§1. Основные этапы жизни деятельности Гарриет Бичер-Стоу. Формирование религиозного мировоззрения 9-18
§2. Борьба за освобождение негритянского населения США 19-22
Глава II. Роман Гарриет-Бичер Стоу «Хижина дяди Тома» в контексте социальной и религиозно-политической борьбы в США в середине XIX века 23
§1. История создания романа 23-27
§2. Идейно-тематическое содержание «Хижины дяди Тома» 27-32
§3. Религиозно-политическое содержание символов, образов и аллегорий в романе «Хижина дяди Тома» 33-38
Глава III. Восприятие романа «Хижина дяди Тома» в американском обществе XIX века 39
§1. Восприятие «Хижины дяди Тома» северным обществом 39-43
§2. Отклик Юга на произведение Гарриет Бичер-Стоу 43-47
§3. «Антитомовские» романы 48-56
§4. «Маленькая женщина, начавшая большую войну» 57-60
Глава IV. Рецепция «Хижины дяди Тома» российским обществом ХIХ века 61-69
Заключение 70-71
Список источников и литературы 72
Приложение отсутствует
Американская писательница и аболиционистка Гарриет Бичер-Стоу(1811-1896) прожила долгую творческую жизнь, сумев оставить след в истории американской и мировой литературы. Писательница является автором нескольких десятков книг, но всемирную известность она получила после выхода в свет в 1852 году антирабовладельческого романа «Хижина дяди Тома».
Проблемы расовых предрассудков, дискриминации и унижения людей из-за цвета кожи всегда были актуальными проблемами, которые волновали всё человечество. И «Хижина дяди Тома» была написана как раз в самое трудное время для чернокожего населения США. В это время эксплуатация негров на Юге достигла пределов, а вдобавок к этому ещё на Севере был принят закон о беглых рабах в 1850 г., который запрещал оказывать любую помощь чернокожему населению, обязывал возвращать их владельцам.
Гарриет Бичер-Стоу поняла, что больше молчать нельзя, ведь у цветного населения отобрали единственную надежду на спасение в северных штатах. Она решила, что важно донести истину через сердца людей, подействовать изнутри. Произведение «Хижина дяди Тома» появилось в тот момент времени, когда напряжение в обществе достигло наивысшей точки, именно он сыграл «роль искры в пороховом погребе»1. Роман прозвучал в середине XIX века в США как грозный манифест аболиционизма. И в других странах он воспринимался как знамя революционного протеста. Произведение Бичер-Стоу сыграло одну из ключевых ролей в истории освобождения негритянского населения в США.
Актуальность избранной темы работы определяется как социально-историческими, так и историко-литературными факторами. В исследовании отражены социально-политические и исторические процессы, происходившие в США в XIX в., не утратившие свою злободневность и в наше время.
Цель данной работы: исследовать восприятие романа Бичер-Стоу американским обществом XIX века, рассмотреть какое влияние оказало произведение на США. Этой целью обуславливаются следующие задачи работы:
1) изучить подробно биографию Гарриет Бичер-Стоу;
2) рассмотреть основные этапы борьбы цветного населения США за гражданские права;
3) выявить основные истоки социальных противоречий в США XIX столетия;
4) рассмотреть историю создания романа «Хижина дяди Тома»;
5) раскрыть религиозные и социально-политические особенности содержания произведения;
6) рассмотреть, какое влияние оказала книга «Хижина дяди Тома» на развитие гражданского общества в США в XIX в.
Объектом исследования является само произведение Гарриет Бичер- Стоу «Хижина дяди Тома», а предмет исследования: социальные противоречия в американском обществе XIX в.
Источниковая база исследования. Основным источником является непосредственно книги Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» и «Ключ к ''Хижине дяди Тома”», а также источниками для написания работы послужили мемуары писательницы.
Степень изученности темы. Жизнь и творческий путь Гарриет Бичер- Стоу заинтересовали исследователей во всём мире в первый же год после издания романа «Хижина дяди Тома», который литературные обозреватели и критики рассматривали произведение как социально-политическое явление.
Сразу же начинают появляться статьи и целые книги, посвященные писательнице. Каждое новое произведение миссис Стоу привлекало внимание критиков не только в США, но и по всей Европе. Первые отклики и рецензии в России появились в журналах «Современник» и «Вестник Европы» в 1857-1858 гг.
Со временем интерес к писательнице только возрастал, поэтому уже в конце XIX столетия делается первые попытки осознанного изучения жизненного и творческого пути Гарриет Бичер-Стоу: особое внимание уделяется её мировоззрению. Так, в 1898 году выходит в свет книга Чарльза Дадли Уорнера «The Story of Uncles Tom's Cabin», где он рассказывает о жизни писательницы, о религиозных воззрениях её семьи. Необходимо также отметить, что в конце XIX в. сын Гарриет Бичер-Стоу, Чарльз Стоу, выпускает мемуары «Life of Harriet Beecher Stowe Compiled from Her Letters and Journals». Эта работа является особенно ценной, так как её в написании принимала участие сама писательница. Там Бичер-Стоу рассказывает о том, как она решилась написать книгу, изменившую весь мир. А в 1911 г. Чарльз уже вместе со своим сыном Лаймоном выпускает книгу воспоминаний о своей матери «Harriet BeecherStowe: the story of her life». В эту работы были добавлены некоторые письма, которые не были опубликованы в мемуарах 1889 года.
В начале XX века появляются отдельные статьи и книги, в которых миссис Стоу рассматривается как аболиционистка. К таким работам можно отнести книгу Флориана Маккрея «The life-work of the author of Uncle Tom's еаЬш»(1923г.). Затем в течение несколько лет наступает затишье, никаких новых исследований не возникает. Но во второй половине XX века поднялась новая волна интереса к творчеству Бичер-Стоу. В 1965 г. Вагенштейн E.K. выпускает монографию «Harriet Beecher Stowe: the known and the unknown». В этой работе автор пытается раскрыть нам Гарриет Бичер-Стоу с новой стороны, рассказать о ранее неизвестных нам фактах её биографии.
В Советском союзе первые серьёзные исследования, посвященные Гарриет Бичер-Стоу, стали появляться во второй половине XX столетия. В 1955 г. защищает кандидатскую диссертацию Н.К. Поклонской «Творчество Гарриет Бичер-Стоу», а в 1969 году выходит исследование В.Н.Ермолавой «Социальный роман Г. Бичер-Стоу». Авторы этих работ дают общий анализ жизни и творчества Бичер-Стоу.
В Советском союзе выпускают и несколько монографий, посвященных непосредственно Гарриет Бичер-Стоу и её произведению. Можно выделить работы Р.Д. Орловой и М.П. Тугушевой. Орлова написала две монографии - «Гарриет Бичер-Стоу»(1971г.) и «Хижина устоявшая столетие»(1975г.). Первая работа строится на биографии миссис Стоу и на рассмотрении «Хижины дяди Тома». Во второй книге Орлова уже уделяет большее внимание восприятию произведения во многих странах мира. М.П. Тугушева, написавшая монографию «Роман Г.Бичер-Стоу ''Хижина дяди Тома”», анализирует произведение в контексте американской литературы второй половины XIX-первой половины XX вв.
В XXI веке в России было написано не так много работ, посвященных Бичер-Стоу. Можно выделить несколько работ: кандидатскую диссертацию А. Сабитовой «Социальные противоречия Америки в произведениях Бичер- Стоу», статьи «Особенности художественной системы романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» и «Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» в русской критике и литературоведении» А.Ю. Благовестного и Д.И. Иголкиной соответственно. Монографий российских исследователей, посвященных Гарриет Бичер-Стоу, в XXI веке, к сожалению, не было выпущено.
В США и в европейских странах «Хижина дяди Тома» и Гарриет Бичер-Стоу поныне волнует исследователей. В 2005 г. Джой Джордан Лейк выпустила монографию «Whitewashing «Uncle Tom's Cabin»: Nineteenth-Century Women Novelists Respond to Stowe», в которой рассматривает противостояние южных писателей и Бичер-Стоу. В это же время выходит книга «Transatlantic Stowe: Harriet Beecher Stowe and European Culture» под редакцией С. Меер, Д. Кона, Э. Тодд, которые утверждают, что Бичер-Стоу следуют рассматривать не только как американскую писательницу, но и как международного автора, так как влияние которое оказало её произведение на европейские страны слишком велико. Меер, Кон и Тодд в своей работе рассказывают о воздействии романа «Хижина дяди Тома» на европейское общество и культуру. Необходимо также отметить монографию преподавателя Йельского университета Джона Маккея «True Songs of Freedom: Uncle Tom’s Cabin in Russian Culture and Society» (2013г.). Дж. Маккей в своём исследовании рассказывает о влиянии романа Бичер-Стоу на общество в России и в Советском союзе, как воспринималось произведение на протяжении полутора веков.
Данная историографическая база является достаточно репрезентативной для раскрытия темы дипломной работы.
Хронологические рамки исследования охватывают достаточно большой период времени. Нижней границей является начало XIX века, когда происходило становление личности Гарриет Бичер-Стоу. Затем подробно освещается время создания романа и тема его восприятия во второй половине XIX века: одобрение произведения северным обществом, ответ Юга страны на «Хижину дяди Тома» и появление «антитомовских» произведений.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, которые в свою очередь подразделяются на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Содержание работы. Во введение обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели. В первом параграфе I главы даётся жизнеописание Бичер-Стоу, во втором параграфе рассказывается о жизни чернокожего населения в США. В первом параграфе II главы рассказывается история создания романа, а в последующих параграфах даётся анализ произведения. Первые два параграфа главы III посвящены восприятию романа северным и южным обществом США, а дальше говорится о появлении «антитомовских» романах в южной литературе. В заключении подводятся итоги, даётся обобщение основных выводов.
Гарриет Бичер-Стоу удалось полностью отобразить политические и социальные противоречия в Америке XIX века. Роману «Хижина дяди Тома» за небольшой срок удалось добиться невероятного успеха и стать одним из самых популярных произведений того времени. Книга вызвала огромный общественный резонанс. Так, большинство людей из северного американского общества XIX века встретили «Хижину дяди Тома» положительным образом. Роман помог жителям Севера сплотиться вокруг аболиционистов, они привлекли на свою сторону массу людей для борьбы с рабовладением. Лозунги аболиционистов стали достоянием всей общественности.
«Хижина дяди Тома» сплотила и южное общество, которое стремилось сохранить свои права и рабство в стране. Южные писатели начали яростное контрнаступление против Бичер-Стоу. За маленький промежуток времени после выхода «Хижины дяди Тома» на Юге появилось больше двадцати «антитомовских» книг, которые были направлены против Бичер-Стоу и её виденья картинки рабства на южных плантациях. Самыми известными «антитомовскими» произведениями были - «Хижина тёти Филлис, или Южная жизнь как она есть» М. Истмен, «Северная невеста плантатора» К. Хенц, «Жизнь на Юге, или Хижина дяди Тома как она есть» У. Смита и другие. Эти романы несли в себе чисто идеологические функции, их главной задачей было показать прекрасную жизнь на Юге и указать на недостатки Севера.
Роман Бичер-Стоу стал в США эталоном литературного успеха, но и успех был особый - он был неразрывно связан с политическими событиями. Роман Бичер-Стоу оказал огромное влияние на общественное сознание, способствовал появлению Республиканской партии и избранию президентом в 1860 году Авраам Линкольн. А всё это в итоге вылилось в Гражданскую войну 1861-1865 гг., в результате которой была принята 1 января 1863 г. Декларация, где был дан приказ освободить всех рабов. Таким образом, роман Г арриет Бичер-Стоу способствовал освобождению многомиллионного цветного населения.
Произведение Бичер-Стоу стало востребованным во всём мире и оказало влияние не только на США, но и на другие страны. В «Хижине дяди Тома» были заложены социальные проблемы, которые были актуальными не только для Америки. Читатели романа во всём мире могли припомнить другие случаи нарушения человеческих прав и свобод. К этому относятся и нищие рабочие в Англии, и угнетённые крестьяне в Ирландии, и крепостные люди в России. Многие исследователи считают, что роман Бичер-Стоу способствовал освобождению крепостных крестьян в России.
Несмотря на то, что мир вокруг стремительно изменялся, менялись идеологии и люди, роман Бичер-Стоу оставался одним из самых узнаваемых и популярных романов в течение двух столетий. И, на мой взгляд, определённый интерес со стороны современных читателей к «Хижине дяди Тома» сохраняется во всём мире и на данный момент. Произведение Бичер - Стоу отражает различные исторические и культурные аспекты не только США, но и других странах. Хотя роман Бичер-Стоу является аболиционистским и направлен против рабства в США, содержание «Хижины дяди Тома» на самом деле гораздо глубже и шире. На сегодняшний день многие люди могут увидеть в «Хижине дяди Тома» злободневный вопрос трудовой миграции или важную тему национальных и социальных границ. Интерпретировать «Хижину дяди Тома» можно по-разному в разные периоды жизни, эта книга никогда не утратит свою актуальность и историческую перспективу.
Источники
Литературные произведения
1. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома, или Жизнь среди униженных / Предисл. и коммент. В. М. Толмачёва. - М.: Сретенский монастырь, 2010. - 783 с.
2. Becher Stowe H. A key to Uncle Tom's cabin; presenting the original facts and documents upon which the story is founded. Together with corroborative statements verifying the truth of the work. - London: Thomas Bosworth, 2009. - 583 p.
Мемуары и письма
3. Beecher Stowe H., Stowe Ch. E. Life of Harriet Beecher Stowe Compiled from Her Letters and Journals. - Boston; New York: Houghton Mifflin and Company, 1889. - 530 p.
4. Life and letters of Harriet Beecher Stowe / Ed. A. Fields. - Boston; New York: Houghton Mifflin and Company, 1907. - 432 p.
5. Stowe Ch. E., Becher Stowe L. Harriet Beecher Stowe: the story of her life. - Boston; New York: Houghton Mifflin and Company, 1911. - 351 p.
Исследования
6. Белоусов Р.С. О чем умолчали книги. - М.: Сов. Россия, 1971. - 302 с.
7. Бичер-Стоу // История американской литературы. / Под ред. A.A. Елистратовой. - М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - С. 324-337.
8. Бичер-Стоу и история «Хижины дяди Тома» // Северный вестник. СПб., 1896. № 10. С. 73-76.
9. Иголкина Д.И. Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» в русской критике и литературоведении // Вестник Томского гос. ун-та. Томск, 2010. № 8. С. 57-61.
10. Краснов А.П. Гарриет Бичер-Стоу и её роман «Хижина дяди Тома» // Литература в школе. М., 1986. № 3. С. 38-46.
11. Ковалев Ю. В. Литература США первой половины XIX в. // История всемирной литературы: в 9 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1989. Т. 6. - С. 562-567.
12. Литературная история Соединенных Штатов Америки: в 3 т. / Под ред. Р. Спиллера, У. Торпа, Т. Н. Джонсона, Г. С. Кэнби. - М.: Прогресс, 1978. Т. 2. - 526 с.
13. Орлова Р.Д. Гарииет Бичер-Стоу. Очерк жизни и творчества. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.
14. Орлова Р.Д. Хижина, устоявшая столетие. - М.: Просвещение, 1975. - 113 с.
15. Сабитова А.К. Социальные противоречия Америки в произведениях Гарриет Бичер-Стоу: Автореф. дис. ... канд. филолог. наук: 10.01.05 / Азербайджанский ун-т языков. - Баку, 2003. - 26 с.
...