Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖАНРОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «ЖИТИЯ СВ. ИРИНЫ ХРИСОВАЛАНТСКОЙ»

Работа №133502

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Византийская агиография и её состояние в X веке 5
1.1 Античная биография 5
1.2 Византийская агиография 10
Глава II. Рецепция античных литературных жанров в византийской житийной литературе 16
Глава III. «Житие св. Ирины Хрисовалантской». Содержание, время создания, авторство 19
3.1 Содержание жития 19
3.2 Время создания жития 20
3.3 Вопрос об авторстве жития 22
Глава IV. Ареталогический трафарет в житии Ирины Хрисовалантской 24
4.1 Предсказание будущей славы героя 25
4.2 Необычайная красота 26
4.3 Аскеза 27
4.4 Божественное откровение 30
4.5 Благочестие, скромность, справедливость и доброта 32
4.6 Высокий авторитет и слава 33
4.7 Ученики и последователи 34
4.8 Проповедническая деятельность 35
4.9 Сверхъестественные способности героя и сверхъестественные явления 36
4.10 Чудеса 38
4.11 Героя считают колдуном, а его учение магией 40
4.12 Посмертное почитание, посмертные чудеса, чудесные обстоятельства смерти 40
4.13 Этимологизация имени 42
4.14 Вывод 44
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Приложение
Перевод жития святой Ирины Хрисовалантской 50

Данная работа посвящена памятнику византийской агиографии X-XI веков - житию святой Ирины Хрисовалантской, его стилистическим и жанровым особенностям, а также его связям с такими античными литературными явлениями, как античная биография и автобиография, ареталогические жизнеописания и другие литературные произведения языческих авторов. Это житие до настоящего времени не было изучено в достаточной степени, равно как и переведено на русский язык.
Жития святых той эпохи, которой принадлежит житие Ирины Хрисовалантской, строились по определённой схеме, уже достаточно разработанной к тому времени. Если принимать это во внимание, может показаться, что связь между жизнеописаниями «божественных мужей» языческой эпохи и жизнеописаниями христианскими неочевидна и несущественна. В отношении жития Ирины такого мнения придерживается автор последнего издания произведения - О. Розенквист1. Однако при сопоставлении набора мотивов, характерных для ряда произведений античности, которые признаны ареталогическими, с мотивами, встречающимися в житии Ирины Хрисовалантской, можно обнаружить некоторую общность. При этом речь не идёт об идентификации жития святой Ирины как произведения, жанр которого определялся бы как ареталогия, очевидно, что ареталогические мотивы в житии не превалируют над агиографическими, а с несколькими из них совпадают. В нашем случае можно говорить лишь о некоторых особенностях жанра и стиля произведения, которые позволяли бы проследить линию развития и преобразования античной биографической традиции.
В первой главе работы мы обращаемся к вопросу возникновения жанра античной биографии, его сути и развития с течением времени. Также рассматривается явление жанра византийской агиографии и наследование им традиций античных жизнеописаний.
Вторая глава работы посвящена рецепции античного наследия в произведениях византийской агиографии, а именно влиянию жанра ареталогии на византийские биографии святых.
Третья глава содержит краткую информацию о данном литературном памятнике, сжато пересказывает его содержание, обращается к вопросу о времени и месте создания, а также к вопросу авторства.
В четвёртой главе работы подробно разбирается ареталогический трафарет, применимый не только к ареталогическим произведениям античности, но и к некоторым христианским житиям. В результате чего обнаруживается, что житие Ирины Хрисовалантской во многом придерживается традиций античных авторов, чьи произведения с уверенностью можно отнести к ареталогии либо к содержащим элементы ареталогического трафарета - Ямвлиха, Флавия Филострата, Лукиана и других.
В ходе работы был выполнен перевод жития святой Ирины Хрисовалантской с греческого на русский язык. Для написания данной работы были использованы монографии и статьи филологов, специализирующихся в области античной биографии, ареталогии, византийской агиографии и византийской литературы в целом, а также историков-византинистов. Количество трудов, посвящённых выявлению связей между ареталогией и агиографией нам кажется не столь большим, равно как количество работ, в которых есть хотя бы упоминание о житии Ирины Хрисовалантской. Поэтому поле для исследований кажется обширным, а сама тема достаточно актуальной.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, нами было рассмотрено анонимное жизнеописание святой Ирины Хрисовалантской, созданное византийским агиографом, предположительно, в конце X - начале XI веков. Житие строится по традиционной агиографической схеме, однако имеет определённые особенности, которые позволяют говорить о рецепции античного жанра ареталогии в данном памятнике агиографии.
В ходе работы было выяснено, что житие святой Ирины Хрисовалантской носит следы произведений, созданных в языческую эпоху, таких, как античная биография и произведения ареталогического жанра. Это было определено путём наложения на житие Ирины Хрисовалантской определённой схемы, по которой строились ареталогические биографии - ареталогического трафарета, выведенного Е.В. Желтовой. Житие Ирины Хрисовалантской отвечает ряду признаков ареталогического произведения, однако назвать данное сочинение ареталогией нельзя, поскольку стилистические и жанровые особенности чисто агиографические несомненно преобладают над особенностями ареталогическими.


Издания и переводы:
1. Acta Sanctorum, Julius. T. IV. P. 600-634.
2. Rosenquist J. O. The Life of St. Irene, Abbess of Chrysobalanton: Critical Edition with Introduction, Translation, Notes and Indices. — Uppsala, 1986.
3. Блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 2010.
4. Жизнь и деяния св. отца нашего Андрея, юродивого Христа ради. Вступ. статья, перевод с греческого языка и комментарии Е.В. Желтовой. Санкт-Петербург, Изд-во Андрея Абышко, 2007.
5. Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / Общ. ред. Т.А. Сениной (монахини Кассии). - СПб.: Издательский проект «Квадривиум», Алетейя, 2015.
6. Палладий, епископ константинопольский. Лавсаик, или повествования о жизни святых и блаженных отцов. М., 2003.
Научная литература:
7. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. - М.: Наука, 1973.
8. Аверинцев С.С. Подбор героев в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха и античная биографическая традиция // Вестник древней истории. 1965. №2.
9. Аверинцев С.С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или Счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах / Под ред. С.С. Аверинцева, М.Л. Гаспарова, С.П. Маркиш. — 2-е, исп. и доп. — М.: Издательство «Наука», 1994. — Т. I.
10. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Наука, 1984.
11. Алексидзе А.Д. Византийский роман XII в. и любовная повесть Никиты Евгениана / Никита Евгениан. "Повесть о Дросилле и Харикле". М.,1969.
12. Алексидзе А.Д. Мир греческого рыцарского романа (XIII-XIV). Издательство Тбилисского Университета. Тбилиси, 1979.
13. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики, — М.: Худож. лит., 1975.
14. Безобразов П.В. Византийские сказания. Часть I: Рассказы о мучениках. - Юрьев: Типография К.Маттисена, 1917.
15. Желтова Е.В. Античная традиция о персидских магах - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2011.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ