Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА

Работа №48631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА 6
1.1. История политического плаката 6
1.2. Организация текстов политического плаката 10
1.3. Различные подходы к изучению текстов политической направленности 15
ГЛАВА II СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА 20
2.1 Лексические выразительные средства и приёмы 20
2.2. Фонетические выразительные средства и приёмы 40
2.3. Синтаксические выразительные средства и приёмы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Даная работа посвящена исследованию стилистических средств политического плаката. Исследователями признаётся важность изучения плакатов с точки зрения лингвистики, поскольку текст в плакате имеет не менее важное изображение, чем рисунок. Хотя в течение продолжительного времени плакат изучался в основном искусствоведами, которые рассматривали его изобразительную часть. Лишь недавно плакат попал фокус лингвистических исследований, которые обнаружили в его вербальных средствах выразительности большой потенциал.
Будучи существенной частью политической коммуникации, плакат является вместилищем богатых лингвистических средств, несмотря на свой небольшой объём и краткость. Анализ этих средств не столь часто подвергается изучению. Вместе с тем, одна из основных особенностей плаката - его доходчивость и эффективное воздействие на аудиторию - позволяют утверждать, что языковая специфика плакатов действительно представляет большой интерес.
Лингвистические особенности политических плакатов в той или иной степени рассматривались в работах А.А. Аксёнова [1], Е.А. Анисимовой [3], А.А. Бернацкой [6], Н.А. Басовой [7], М.С. Вершинина [8], Н.П. Кругликовой [16], Т.С. Магеры [17], А.Е. Мальцевой [19], А.В. Меньшиковой [21], Ю.А. Сорокина и Е.Ф. Тарасова [32], В.П. Ходуса [37], Е.С. Ходус [38], Д.П. Чигаева [40].
Историю плаката можно проследить в трудах таких исследователей, как М.Л. Иоффе [12], Р.И. Жердевой [11], В.В. Полонского [26], А.Ю. Спешиловой [33], Я.А. Тугендхольда [35]. Однако целостная история мирового плаката, в которой сочетались бы анализ вербальных и невербальных средств, на сегодняшний день отсутствует.
Актуальность данного исследования обуславливается, в первую очередь, неполной изученностью темы, а также тем интересом, который наука проявляет в последнее время к креолизированному тексту. Политические плакаты являются своеобразным отражением эпохи и менталитета народа той страны, в которой они создавались. Поэтому их изучение может послужить дополняющим штрихом к расширению знаний в области политического дискурса, лингвистики, страноведения.
Цель исследования: выявить стилистические особенности англо
американских плакатов 1914 - 1991 гг.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) выявить композиционные и организационные составляющие текста политического плаката;
3) определить оптимальные способы изучения креолизированного текста.
4) проанализировать избранные плакаты с фонетической, лексической, синтаксической точек зрения.
Объект исследования: английские и американские плакаты 1914 - 1991 гг.
Предмет исследования: комплекс языковых средств, способствующих выразительности текстов политического плаката 1914 - 1991 гг.
Методы исследования:
1) описательный;
2) аналитический;
3) семантико-стилистический;
4) когнитивный.
Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики креолизированного текста, в определении новых элементов, определяющих эту новизну.
Теоретическая значимость заключается в систематизации уже известных сведений по данной теме, а также в том, что полученные данные расширяют понятия о речевой коммуникации плаката. В данной работе будет прослежена связь между вербальной и невербальной частей плаката, выявлены средства, их объединяющие. Таким образом, будет внесён вклад в развитие понятий о взаимодействии лингвистики с другими науками.
Практическая значимость исследования обусловливается тем, что его итоги могут быть применены при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля.
Теоретическую базу исследования составили труды по анализу текста: Е.А. Анисимовой [3], Л.Г. Бабенко [4].
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2018 года, был опубликован тезис на тему: «Стилистические особенности текстов
политического плаката».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было посвящено изучению стилистических особенностей текстов политических плакатов, созданных с начала Первой мировой войны до наших дней. Анализ содержащихся в них слоганов позволил определить, что, будучи инструментом идеологии, плакаты (и соответственно их тексты) содержат в себе такие языковые средства и приёмы, которые дают возможность донести до аудитории какую-либо общественную задачу, требование или призыв.
Именно от правильно подобранных лингвистических средств и приёмов зависят эффективность слоганов, их способность побуждать и убеждать. В данной работе рассматривались лексические, фонетические и синтаксические средства.
Среди лексических средств наиболее часто встречаются метафора, лексемы, предполагающие широкое толкование и морфологию, метонимия и олицетворение. Эти средства позволяют создать яркую образность, особый подтекст, создать простор для воображения и мыслительной деятельности, более качественно донести мысль (например, представляя Америку в виде живого существа, авторы вызывают в зрителе более тонкие чувства, более глубокий эмоциональный отзыв).
Фонетические средства: ассонанс, аллитерация, звукопись, специальная ритмическая организация, рифма - оказываются теми средствами, которые дают возможность укрепиться в памяти и эмоциональной сфере аудитории, порождают дополнительную образность, облегчают восприятие и, следовательно, сокращают процесс от созерцания к действию.
Синтаксические выразительные средства и приёмы можно причислить к самым главным в деле создания текстов политических плакатов, поскольку именно они содержат тот побудительный потенциал, который заставляет созерцателя постера совершать те действия, к которому он призывает.
Среди синтаксических выразительных средств и приёмов были выявлены: эллиптические конструкции, безличные конструкции, содержащие суггестию, синтаксический параллелизм; конструкции с модальными глаголами; риторические вопросы и восклицания; инверсия; ретардация, лингвистический абсурд.
Благодаря этим средствам, авторы плакатов, зачастую опираясь на противоположные категории (от вербальной и невербальной агрессии до акцента на моральных и социальных ценностях), пробуждают в аудитории эмоциональные порывы, различные реакции: смех, негодование, скорбь, патриотический подъём, сочувствие, желание помочь.
Все указанные реакции пробуждаются как от воздействия невербальной части плаката (которая обычно находится в гармонии с вербальной), так и от различных синтаксических приёмов, которые применяются в креолизированном тексте: побудительные предложения, модальные глаголы, риторические
вопросы, требующие ответа; эллипсис, заставляющий зрителя задуматься.
Отклик аудитории на призывы политических плакатов подтверждает коммуникативную функцию креолизированного текста. Главной же их функцией следует считать: информирование, побуждение к действию, указание, убеждение. Лаконичность слоганов (при учёте их многофункциональности) требует тщательного подбора лексических, фонетических и синтаксических средств и приёмов.
Проанализированные тексты позволили убедиться в лингвистической изобретательности авторов плакатов. Многие из них, кажущиеся на первый взгляд безыскусными, на деле оказываются многозначными конструкциями, в которых присутствует подтекст и внутренняя действенность.
Таковы, например, односоставные тексты слоганов на избирательных плакатах Б. Обамы, которые при анализе обнаруживают широчайшие семантическое и морфологическое поля, дающие возможность присоединять к выбранной лексеме различные значения.
В то же время лозунги периода Первой, Второй мировой войн, десятилетий Холодной войны, состоящие в большинстве случаев из одного-двух предложений, являлись сильнейшим стимулом как для идеологической, так военно-политической борьбы. Такова сила слова креолизированного текста.


1. Аксёнов А.А. Реклама в политике/А.А. Аксёнов. - Комсомольск-на-Амуре, 2013. - 113 с.
2. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов/А.Г. Алтунян. - М.: Логос, 2006. - 384 с.
3. Анисимова Е.А. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на
материале креолизированных текстов)/Е.А. Анисимова. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
4. Бабенко Л.Г. Большой толковый словарь русских глаголов/Л.Г. Бабенко. - М.: АСТ-Пресс, 2008. - 576 с.
5. Базылёв В.Н. К изучению политического дискурса в России и российского политического дискурса // Политический дискурс в России - 2. Материалы рабочего совещания (Москва, 29 марта 1998 года) / Под ред. Ю.А. Сорокина и В.Н. Базылёва. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 5 - 12.
6. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние / А. А. Бернацкая // Речевое общение: Специализированный вестник / Краснояр. гос. ун-т; Под редакцией А. П. Сковородникова. Вып. 3 (11). - Красноярск: Красноярский университет, 2000. - С. 104-110.
7. Басова Н.А. Организация текста в политическом плакате/Н.А. Басова// Вестник ЧелГУ, 2007. - №13. - С.25 - 27.
8. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе/М.С. Вершинин. - СПб., 2001.
9. Григонис Ю.Э. Лингвистическое направление в исследовании политической коммуникации // Теории и проблемы политических исследований, 2016. - Том 5. - №5А. - С. 140-149.
10. Дубовицкая Л.В. Проблема перевода политических плакатов как культурно маркированных креолизированных текстов/Л.В. Дубовицкая//Вестник МГУ, 2011. - №4. - С. 42 - 47.
11. Жердева Р.И. Агитационное искусство ОСТа/Р. Жердева//Творчество, 1987. - С. 10.
12. Иоффе М.Л. Плакат/// Большая советская энциклопедия: (в 30 т) / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978. - С. 206 - 207.
13. Кан А. Как война язык обогащает/А. Кан [Электронный ресурсу/URL: https://inosmi.ru/world/20110801/172736629.html (дата обращения
14.02.2018) .
14. Кинг М.Л. Есть у меня мечта... Избранные труды и выступления/М.Л. Кинг. - М.: Наука, 1970. - 224 с.
15. Кравченко О.М. Синтаксические механизмы порождения лингвистического абсурда/О.М. Кравченко//Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - №106. - С. 141 - 146.
16. Кругликова Н.П. Языковые средства плаката: семантический и
прагматический аспекты: На материале британских и американских плакатов Первой и Второй мировых войн: Диссертация кандидата филологических наук/Н.П. Кругликова. - СПб., 2005. - 209 с.
17. Магера Т.С. Текст политического плаката: лингвориторическое
моделирование : На материале региональных предвыборных плакатов/Т.С. Магера: Диссертация кандидата филологических наук. - Барнаул, 2005. - 167 с.
18. Мамедова О.А. Символы войны и мира в советском политическом плакате и карикатуре периода «холодной войны»/О.А. Мамедова//Вестник МГУ, 2013. - №10. - С.111 - 113.
19. Мальцева А.Е. Языковые и стилистические особенности текстов англоязычных плакатов времён Второй мировой войны/А.Е. Мальцева//Великая Отечественная война: экономика, политика, общество, культура, 2015. - С.20.
20. Марселен Ж., Февр Ф., Гарнер Ш. Грамматика английского языка/Ж. Марселен, Ф. Февр, Ш. Гарнер. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 574 с.
21. Меньшикова А.В. Прагма-семантический анализ англоязычного политического дискурса (на материале политических выступлений и агитационных плакатов начала XX века): Автореферат диссертации кандидата филологических наук/А.В. Меньшикова. - СПб., 2013. - 24 с.
22. Моисеева Н.А. Альфонс Муха/Н.А. Моисеева. - М. Рипол-Классик, 2014. - 40 с.
23. Моор Д. Я - большевик /Д. Моор. - М.: Советский художник, 1967. - 255 с.
24. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. - М.: Радуга, 1994. - 283 с.
25. Плакаты предвыборной кампании Б. Обамы [Электронный ресурсу/URL: https://vandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B A%D0%B0%D 1%82%D1 %8B%20%D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%B4% D0%B2%D1%8B%D0%B 1 %D0%BE%D 1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B 9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8 %D0%B8%20%D0%BE%D0%B 1 %D0%B0%D0%BC%D1%8B&noreask=1 &lr=4 (дата обращения 17.02.2018).
26. Полоский В.В. Русский революционный плакат/В.В. Полонский. - М.: Государственное издательство, 1925. - 192 с.
27. Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе/Г.Г. Почепцов. - Киев,
1997. - 331 с.
28. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика. На материале английского и русского языков/Н.М. Разинкина. - М.: Высшая школа, 2004. - 271 с.
29. Репина Е.А. Политический текст: психолингвистический анализ
воздействия на электорат: Монография / Под ред. В.П. Белянина В.П. / Предисловие В.А. Шкуратова. — М.: ИНФРА-М, 2012. - 91 с.
30. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 180 - 186.
31. Спешилова А.Ю. Плакат времён мировой войны: жанровые
разновидности, композиция, язык: Диссертация кандидата
филологических наук/А.Ю. Спешилова. - Тверь, 2008. - 179 с.
32. Теория и методика лингвистического анализа политического текста: монография / отв. ред. А.П. Чудинов; А. П. Чудинов, Э.В. Будаев, Е.В. Дзюба, Н.Н. Кошкарова, О.Н. Кондратьева, М.В. Никифорова, И.С. Пирожкова, Н.Б. Руженцева, О.А. Солопова/А.П. Чудинов. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2016. - 303 с.
33. Тугендхольд Я.А. Плакат на Западе/Я.А. Тугенхольд // Тугендхольд Я.А Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. - М.: Искусство, 1987. С. 150 - 162.
34. Ухова Л.В. Эффективность рекламного текста/Л.В. Ухова. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. - 375 с.
35. Ходус В.П., Ходус Е.Ю. Текст политического плаката как элемент театрализации языка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. - №10-2. - С.224-225
36. Ходус Е.С. Политический плакат Франции как креолизированный текст/Е.С. Ходус//Вестник СГУ, 2011. - №5. - С.118 - 124.
37. Хорнби А.С., Гэтенби Э, Уэйкфилд Г. Учебный словарь современного английского языка/The Advanced Learner's Dictionary of Current English/А.С. Хорнби, Э. Гетенби, Г. Уэйкфилд. - М.: Lingua, АСТ, 2006. - 1568 с.
38.Чигаев Д.П. Способы креолизации современного рекламного текста: автореферат кандидата филологических наук : 10.02.01 / Д.П. Чигаев. - М., 2010. - 24 с.: ил.
39.Шакова Б.М. Различные подходы к изучению политического дискурса/Б.М. Шакова// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 9. Ч. 1. - С. 195-198.
40. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса/Е.И. Шейгал. - М.: Гнозис, 2004. - 328 с.
41. Linder A.P. World War I in 40 Posters/A.P. Linder. - NY, 2003. - 241 c/ 42.Obama B. Change We Can Believe In: Barack Obama's Plan to Renew
America's Promise/B. Obama. - New York: Three Rivers. - 271 p.
43.Obama B. The Audacity of Hope: Thoughts on Reclaiming the American Dream/B. Obama. - Kindle Edition. - 384 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ