Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика Европейского союза по отношению к региону Центральной Азии на примере Кыргызской Республики и Республики Казахстан

Работа №133495

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ЕС и Центральная Азия: Стратегия ЕС по отношению к Центрально-Азиатскому региону в контексте присутствия и влияния на него других глобальных и региональных сил. 9
1.1 Внешняя политика Европейского союза по отношению к Центральной Азии в рамках теорий международных отношений 9
1.2 Формирование и развитие политики Европейского союза в отношении Центральной Азии 17
1.3 Программы и инструменты сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией, мягкая сила как инструмент политики ЕС в регионе. 28
1.4 Влияние глобальных и региональных акторов на регион. 37
Глава 2. Динамика сотрудничества между Европейским Союзом и странами Центральной Азии на современном этапе 49
2.1 Становление и развитие сотрудничества между Европейским Союзом и Республикой Казахстан. 50
2.2 Становление и развитие сотрудничества между Европейским Союзом и Кыргызской Республикой. 60
2.3 Проблемы и перспективы сотрудничества Европейского Союза и Центрально-Азиатского региона 68
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79


Актуальность исследования заключается в том, что сегодня Центрально-Азиатский регион привлекает внимание многих мировых держав: Российской Федерации, Соединённых Штатов Америки и Китая, и с недавних пор Европейский Союз (ЕС) не является исключением.
В условиях глобализации XXIвека, внешняя политика Европейского Союза стала носить глобальный характер, в котором Азия в целом занимает весомое место. Все стратегии ЕС связаны с целью формирования общих принципов для решения задач в сфере безопасности, энергетики, транспорта и цифровой сети.
В новой стратегии Центральная Азия (ЦА) названа ключевым регионом во взаимодействии Востока и Запада, а общая цель Евросоюза связана с концепцией устойчивости. При этом официальные лица ЕС по-прежнему обосновывают укрепление своих позиций в Центральной Азии тем, что амбициозно называют Союз «ключевым партнером» стран региона в решении проблем окружающей среды, верховенства права, внутренних реформ, связанных с управлением, контроле над границами. К настоящему времени стало очевидно, что наибольшие успехи ЕС достиг во взаимодействии с Казахстаном, Кыргызстаном.
Многие проблемы, с которыми сталкивается мир в процессе глобализации, в одинаковой степени влияют на Европу и Центральную Азию и требуют их совместного решения. Вопросы безопасности и регионального экономического развития требуют тесного сотрудничества ЕС с странами Центральной Азии.
Более того зависимость ЕС от внешних энергетических ресурсов и потребность в диверсифицированной политике энергообеспечения для повышения уровня энергетической безопасности открывают новые перспективы сотрудничества между ЕС и Центральной Азией. Усилия ЕС, направленные на укрепление местных рынков энергоносителей, поможет улучшить инвестиционные условия, увеличить производство и эффективность энергоносителей в Центральной Азии, а также диверсифицировать схемы поставки и распределения энергоносителей в данном регионе.
Таким образом, можно сделать вывод, что Европейский Союз выражает готовность объединить усилия и сотрудничать с государствами Центральной Азии и, учитывая свои экономические интересы в ЦА, Европейский Союз придает важное значение трансформационным процессам в странах региона. ЕС считает необходимой как по политическим, так и по экономическим причинам выработку общей политики в отношении государств региона, которая обеспечила бы геостратегический баланс в Центрально-Азиатском регионе, учитывающий также геополитические интересы других стран, в частности США, РФ, Китая и других, что также подтверждает актуальность исследования.
Объектом исследования является внешняя политика Европейского союза.
Предмет исследования – процесс осуществления внешней политики ЕС в отношении Центрально-Азиатского региона, включая формы и методы осуществления данной политики.
Целью исследования является выявление роли Центрально-Азиатского региона во внешней политике Европейского Союза. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать периоды становления сотрудничества между ЕС и Центральной Азией;
- определить основные цели сотрудничества;
- проанализировать проблемы, существующие внутри данного сотрудничества;
- изучить и проанализировать динамику сотрудничества между ЕС и Республикой Казахстан;
- изучить и проанализировать динамику сотрудничества между ЕС и Кыргызской Республикой;
- рассмотреть методы усиления влияния ЕС на Центрально-Азиатский регион.
Степень изученности темы. Отношения Европейского Союза и Центральной Азии начинаются с 1990-х годов, с этого момента начинается изучение данной темы.
C 1998 года одним из первых исследователей, который сформулировал геополитические цели Европейского союза в своей работе был Люджер Кюнхардт, где он описывал, что в Центральной Азии давно назрела необходимость более активного участия ЕС, однако в этих регионах еще очень высок риск вовлечения Европы в блоковое соперничество за нефть и в региональные конфликты.
Французский автор Гаэль Рабаллан выпустил в 2005 г. книгу «Центральная Азия или фатальность анклавности?». Работа посвящена проблемам и специфике географического положения региона, зажатого между крупными геополитическими силами в центре Евразии, уделяя особое внимание т.н. проблеме «замкнутости» (land-locked). В этом автор видит главную причину всех геополитических проблем региона, лишенного доступа к свободному выходу к мировым коммуникациям.
Также рассматривают политику основных мировых акторов и заинтересованных держав в регионе — России, Китая, США, Турции, Японии и Евросоюза и испанские исследователи, где особое внимание уделено отношениям Европейского Союза и Центральной Азии, хотя также дается оценка проводимой политики других держав.
Более того тема изучалась в работах как казахстанских, так и кыргызстанских ученых, например, одна из таких работ Лаумулина М.Т, где автор очень подробно и объективно подходит к проблемам и перспективам взаимоотношений стран Центрально-Азиатского региона и Европейского Союза.
Стоит отметить и работы российских ученых, среди которых особо выделяются работы В.Вовк, Н.Харитонова, В. Парамонова, А. Строкова, З. Абдуганиевой и статьи Ереминой Н.В посвященные отношениям Евросоюза и Центральной Азии.
Среди многих авторов которые проводили исследования по данной теме в последние годы особенно выделяется работа Себастьяна Пейроза, которая посвящена влиянию Евросоюза на регион Центральной Азии и, где делаются выводы, что лидеры стран Центральной Азии всегда отдают предпочтение двусторонним отношениям, а не многосторонним, и стремятся наладить прямые личные связи с главами европейских государств, а не институционализировать контакты между бюрократиями.
Источниковую базу исследования можно разделить на три основных блока:
В первый блок входят основополагающие документы, заключенные с 1999 г. между Европейским Союзом и рассматриваемыми в диссертации странами Центрально-Азиатского региона, среди которых следует выделить: «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Кыргызстаном», «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном» и «Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном» (2015) .
Второй блок содержит документы программ ЕС в области сотрудничества со странами рассматриваемого региона, а также данные официальных интернет-источников, которые регламентируют сотрудничество между ЕС и Центрально-Азиатским регионом, например, «Техническая помощь Содружеству Независимых Государств» ,«Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (TRACEKA)» , «Стратегия ЕС в Центральной Азии по новому партнерству» (2007) ,«Стратегия Нового партнерства для Центральной Азии» (2019) .
Третий блок содержит в себе официальные документы других акторов, которые помимо Европейского союза оказывают влияние на центрально-азиатский регион, а также соглашения между ними и государствами Центральной Азии. Например, стратегия США и соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой .
Научная новизна исследования определяется следующими основными составляющими:
-проанализирована роль Европейского Союза в Центрально-Азиатском регионе на современном этапе;
- проведен сравнительный анализ Стратегий Европейского Союза 2007 и Стратегии 2019 годов, где выявлены основные направления сотрудничества;
- проанализированы события, произошедшие в Кыргызской Республике (октябрь 2020г.)и в Республике Казахстан (январь 2022г.)в контексте влияния этих событий на отношения с Европейским Союзом;
- на основе проведенного анализа внешней политики Европейского Союза, а также его влияния на страны Центральной Азии, предложены рекомендации для дальнейшего развития сотрудничества в долгосрочной перспективе.
Хронологические рамки охватывают время от начала 1990-х по 2022г.
Методологическую основу диссертации составили такие научные методы как: исторический, общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ), контент-анализ, ивент-анализ, сравнительный, кейс-метод.
Структура. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Завершая данное исследование, можно сделать вывод, что Центральная Азия демонстрирует рост интереса и притягательности к себе со стороны многих субъектов мировой политики, которые отводят ей значительное место в своей политике и совершенствуют по этой причине стратегию проникновения и укрепления своего влияния в странах региона.
А отношения между Центрально-азиатским регионом и Европейским Союзом могут развиваться позитивно, если все партнеры будут соблюдать взятые на себя обязательства.
В ходе исследования была достигнута основная цель диссертации – была определена роль Центрально-Азиатского региона во внешней политике Европейского Союза. Важность Центральной Азии, без сомнения, подчеркивается тем фактом, что этот регион является ключевым для поддержания стабильности Евразийского континента, поскольку он находится в центре меняющегося баланса между США, Россией, Китаем и др. Поэтому для Европейского Союза крайне важно поддерживать тесные отношения с Центральной Азией, учитывая также, что регион богат энергетическими ресурсами вроде газа и нефти.
Во время сравнительного анализа двух Стратегий, были выявлены основные направления деятельности Европейского Союза: устойчивое региональное развитие, безопасность, пограничный контроль, миграция, а также предотвращение экстремизма и терроризма.
При детальном анализе внешней политики ЕС по отношению к Республике Казахстан и Кыргызской Республике, можно сделать вывод, что имеются как сходства, так и различия ее проведения. Проводя свою политику в рассматриваемых странах региона, Европейский Союз ожидает, что государства Центральной Азии будут соблюдать международные требования в области прав человека и серьезно относиться к верховенству закона и надлежащему управлению. Однако, чем дальше продвигалось сотрудничество, тем явнее стали видны различия. Так политика после провала демократизации в Казахстане стала в основном сосредоточена на двусторонней торговле и на сегодняшний день Казахстан является одним из крупных поставщиков энергоресурсов в страны Европейского Союза, вдобавок, Казахстан стал крупнейшим торговым партнером ЕС в Центральной Азии. Совсем иная ситуация в Кыргызской Республике, так как экономические показатели хуже чем у Казахстана, Кыргызстан выразил заинтересованность в сотрудничестве с ЕС по вопросам демократии и прав человека, что впоследствии послужило причиной усиления европейского влияния в данном государстве. Такой разный подход к странам региона позволил выявить ряд проблем: навязывание ценностей “чуждых” для региона, рост евроскептицизма, что проявляется в процессе реализации политических инициатив. Однако несмотря на ряд имеющихся сложностей, на сегодняшний день ЕС рассматривается странами центрально-азиатского региона положительно и воспринимается ими как довольно нейтральный актор без особых существенных геополитических интересов по сравнению с Китаем, Россией или США. Это позволяет ЕС оставаться в Центральной Азии в долгосрочной перспективе. Так или иначе, сегодня на международной арене, Европейский Союз служит как яркий пример влиятельного международного актора (интеграционного объединения).
При рассмотрении интересов ЕС во взаимодействии со странами Центральной Азии, где поднимаются вопросы безопасности и стабильности, а вслед за ними экономического развития, социального прогресса, нравственно-правовых норм, в лучшей степени их можно проанализировать через подходы неолиберализма.
Вопросы сотрудничества, которые включают в себя двухуровневый характер отношений (двусторонний и региональный подходы) между ЕС и странами Центральной Азии наряду с установлением сотрудничества с учетом потребностей этих стран (особенно в двусторонних отношениях) с предрасположенностью Стратегий ЕС обобщить интересы и ожидания ЕС и стран Центральной Азии в лучшей степени можно проанализировать через подходы конструктивизма.
Вопросы, где затрагиваются национальные интересы (интересы стран-членов ЕС) и безопасность в рамках сотрудничества с Центральной Азией в лучшей степени можно проанализировать через подходы неореализма, так как они играют серьезную роль во внешней политике ЕС и его государств-членов.
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что политика ЕС в регионе является многоаспектной, отдельные элементы которой могут быть проанализированы при помощи инструментариев трех вышеупомянутых теорий международных отношений. Сложность, вызывающая появление противоречий, а иногда и отсутствие координации между акторами, коренится в разнообразии акторов внутри ЕС и, соответственно, в применяемых ими подходах и преследуемых ими интересах. Эксперты подчеркивают отсутствие единства и согласованности между странами-членами ЕС в рамках этой мощной интеграционной группировки по ряду вопросов сотрудничества, что может помешать активизации сотрудничества между ЕС и государствами Центральной Азии.
Несомненно, активизация сотрудничества между ЕС и государствами Центральной Азии после принятия Новой Стратегии является позитивным шагом, и её дальнейшее продвижение будет взаимовыгодным для обеих сторон. Стратегия предоставляет государствам Центральной Азии возможность укреплять и развивать сотрудничество с ЕС, что может служить образцом для инициирования процесса необходимой и долгожданной региональной интеграции. Поэтому у согласованной конструктивной политики ЕС однозначно есть будущее в Центрально-Азиатском регионе.



European Commission, External Relations, Joint Progress Report by the Council and the European Commission to the European Council on the implementation of the EU Central Asia Strategy (https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-8-2016-0051_EN.html) (дата обращения 27.04.2022)
2. European Commission Communication of 23 May 1995 on the ‘Inclusion of Respect for Democratic Principles and Human Rights in Agreement between the Community and Third Countries’; Joint statement by the Council and the representatives of the governments of the Member States meeting within the Council, the European Parliament and the Commission on European Union Development Policy, The European Consensus on Development, Brussels, 24 February 2006
3. European Commission, Directorate General for Communication, The EU in the world: the foreign policy of the European Union, 2007
4. EUR-Lex. (1999). Partnership and Cooperation Agreements (PCAs): Russia, Eastern Europe, the Southern Caucasus and Central Asia.
5. ENHANCED PARTNERSHIP AND COOPERATION AGREEMENT between the European Union and its Member States, of the one part, and the Republic of Kazakhstan, of the other part (EPCA). 2016. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/4736/download (date of access 25.05.2022)
6. European Commission, Kyrgyzstan - Joint Opinion of the OSCE/ODIHR and the Venice Commission on the Draft Constitution of the Kyrgyz Republic, 2021. URL:https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2021)007-e (date of access 25.05.2022)
7. European External Action Service (EEAS), “Regional Strategy Paper for Assistance to Central Asia for the period 2007-2013”, 2007. URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/central_asia/rsp/07_13_en.pdf (date of access 28.04.2022)
8. European Comission, EC TECHNICAL ASSISTANCE TO THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES AND GEORGIA : THE TACIS PROGRAMME, 1992
9. European Commission, “Investment facility for Central Asia (IFCA)”, 2017
10. EUROPEAN COMMISSION, The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership, 2019 (Strategy) URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/joint_communication_-_the_eu_and_central_asia_-_new_opportunities_for_a_stronger_partnership.pdf (date of access 17.05.2022)
11.European Commission, External Relations, Joint Progress Report by the Council and the European Commission to the European Council on the implementation of the EU Central Asia Strategy, June 2009.
12. EEAS, New EU Strategy on Central Asia, 2019
13. European Council. 2012. Council conclusions on Central Asia, 3179th Foreign Affairs Council meeting Luxembourg, 25 June 2012. URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/foraff/131149.pdf (date of access 25.05.2022)
14. Council of the European Union, European Union and Central Asia: Strategy for a New Partnership, European Communities, 2007. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-10113-2007-INIT/en/pdf (date of access 17.05.2022)
15. Council of the European Union, Progress Report on the implementation of the EU Strategy for Central Asia: Implementation Review and outline for Future Orientations, Brussels. 2012
16. Council of the European Union, Council conclusions on the EU Strategy for Central Asia. (10191/15), Brussels, 2015
17. European Parliament, Fact Sheet, EU-Kyrgyz Republic Enhanced Partnership and Cooperation Agreement, Bishkek, 2019. URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/epca_factsheet.pdf (date of access 25.05.2022)
18. European Parliament resolution on the situation in Kazakhstan (2022/2505(RSP)) URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/RC-9-2022-0065_EN.html (date of access 25.05.2022)
19. European Parliament - Directorate General for External Policies, Policy Department, Romanowski, M. (editor), The EU in Central Asia: the regional context, Brussels: doi:10.2861/041195, 2016
20. European Parliament, Report on implementation and review of the EU-Central Asia Strategy, 2015.
21. European External Action Service, A Secure Europe in a Better World - European Security Strategy, Brussels. 2003
22. EU - Turkmenistan PCA (1998) URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/5385/download (date of access 25.05.2022)
23. European External Action Service, Global Strategy for the EU's foreign and security policy: "Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe", Brussels. 2016
24. General Secretariat of the European Council, Council Conclusions on the EU Strategy for Central Asia, June 22, 2015.
25. General Secretariat of the European Council, Council Conclusions on the EU Strategy for Central Asia, June 19, 2017.
26. OSCE Annual report 2019. 24 march 2020.
27. PARTNERSHIP AND COOPERATION AGREEMENT, establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Kyrgyz Republic, of the other part, 1999. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/2441/download (date of access 25.05.2022)
28. Partnership and Cooperation Agreement between the European Communities and Their Member States and the Republic of Kazakhstan, of the Other Part, 1999. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/2444/download (date of access 25.05.2022)
29. Partnership and Cooperation Agreement Establishing a Partnership between the European Communities and Their Member States, of the One Part, and the Republic of Uzbekistan, of the Other Part, 1999. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/3006/download (date of access 25.05.2022)
30. PARTNERSHIP AND COOPERATION AGREEMENT, establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Tajikistan, of the other part, 2009.URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/2698/download (date of access 25.05.2022)
31. The Bureau of the Congress, The Council of Europe and the Kyrgyz Republic, 2022, URL: https://inlnk.ru/G6yQo4 (date of access 25.05.2022)
32. Shared vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy, June 2016
33.“Strategy Paper 2002-2006 & Indicative Programme 2002-2004 for Central Asia”, European External Action Service (EEAS), October 30, 2002, (URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/central_asia/rsp/02_06_en.pdf) [date of access 27.04.2022]
34. World Bank Group, Office of the Chief Economist, ECA Economic Update: Kazakhstan, Spring 2022.
35. World Bank Group, Office of the Chief Economist, ECA Economic Update: Kyrgyzstan, Spring 2022.
36. United States Strategy for Central Asia 2019-2025, 2020. URL: https://kz.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/46/United-States-Strategy-for-Central-Asia-2019-2025-1-1.pdf (date of access 15.05.2022)
37. Basic Multilateral Agreement on International Transport for Development of the Europe-the Caucasus-Asia Corridor and Protocol on Amendments to the Basic Agreement, 1998
38. Генеральный Секретариат Совета ЕС, Европейский Союз и Центральная Азия: НОВОЕ ПАРТНЁРСТВО В ДЕЙСТВИИ, июнь 2009, с. 10. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/30829/ru-strategyasia_int.pdf (дата обращения 25.05.2022)
39. ДОГОВОР между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан, 2013. URL: https://docs.cntd.ru/document/902383806 (дата обращения 17.05.2022)
40. СОГЛАШЕНИЕ между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики, 2019. URL: https://docs.cntd.ru/document/902383846 (дата обращения 17.05.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ