Политика Европейского союза по отношению к региону Центральной Азии на примере Кыргызской Республики и Республики Казахстан
|
Введение 3
Глава 1. ЕС и Центральная Азия: Стратегия ЕС по отношению к Центрально-Азиатскому региону в контексте присутствия и влияния на него других глобальных и региональных сил. 9
1.1 Внешняя политика Европейского союза по отношению к Центральной Азии в рамках теорий международных отношений 9
1.2 Формирование и развитие политики Европейского союза в отношении Центральной Азии 17
1.3 Программы и инструменты сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией, мягкая сила как инструмент политики ЕС в регионе. 28
1.4 Влияние глобальных и региональных акторов на регион. 37
Глава 2. Динамика сотрудничества между Европейским Союзом и странами Центральной Азии на современном этапе 49
2.1 Становление и развитие сотрудничества между Европейским Союзом и Республикой Казахстан. 50
2.2 Становление и развитие сотрудничества между Европейским Союзом и Кыргызской Республикой. 60
2.3 Проблемы и перспективы сотрудничества Европейского Союза и Центрально-Азиатского региона 68
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79
Глава 1. ЕС и Центральная Азия: Стратегия ЕС по отношению к Центрально-Азиатскому региону в контексте присутствия и влияния на него других глобальных и региональных сил. 9
1.1 Внешняя политика Европейского союза по отношению к Центральной Азии в рамках теорий международных отношений 9
1.2 Формирование и развитие политики Европейского союза в отношении Центральной Азии 17
1.3 Программы и инструменты сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией, мягкая сила как инструмент политики ЕС в регионе. 28
1.4 Влияние глобальных и региональных акторов на регион. 37
Глава 2. Динамика сотрудничества между Европейским Союзом и странами Центральной Азии на современном этапе 49
2.1 Становление и развитие сотрудничества между Европейским Союзом и Республикой Казахстан. 50
2.2 Становление и развитие сотрудничества между Европейским Союзом и Кыргызской Республикой. 60
2.3 Проблемы и перспективы сотрудничества Европейского Союза и Центрально-Азиатского региона 68
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня Центрально-Азиатский регион привлекает внимание многих мировых держав: Российской Федерации, Соединённых Штатов Америки и Китая, и с недавних пор Европейский Союз (ЕС) не является исключением.
В условиях глобализации XXIвека, внешняя политика Европейского Союза стала носить глобальный характер, в котором Азия в целом занимает весомое место. Все стратегии ЕС связаны с целью формирования общих принципов для решения задач в сфере безопасности, энергетики, транспорта и цифровой сети.
В новой стратегии Центральная Азия (ЦА) названа ключевым регионом во взаимодействии Востока и Запада, а общая цель Евросоюза связана с концепцией устойчивости. При этом официальные лица ЕС по-прежнему обосновывают укрепление своих позиций в Центральной Азии тем, что амбициозно называют Союз «ключевым партнером» стран региона в решении проблем окружающей среды, верховенства права, внутренних реформ, связанных с управлением, контроле над границами. К настоящему времени стало очевидно, что наибольшие успехи ЕС достиг во взаимодействии с Казахстаном, Кыргызстаном.
Многие проблемы, с которыми сталкивается мир в процессе глобализации, в одинаковой степени влияют на Европу и Центральную Азию и требуют их совместного решения. Вопросы безопасности и регионального экономического развития требуют тесного сотрудничества ЕС с странами Центральной Азии.
Более того зависимость ЕС от внешних энергетических ресурсов и потребность в диверсифицированной политике энергообеспечения для повышения уровня энергетической безопасности открывают новые перспективы сотрудничества между ЕС и Центральной Азией. Усилия ЕС, направленные на укрепление местных рынков энергоносителей, поможет улучшить инвестиционные условия, увеличить производство и эффективность энергоносителей в Центральной Азии, а также диверсифицировать схемы поставки и распределения энергоносителей в данном регионе.
Таким образом, можно сделать вывод, что Европейский Союз выражает готовность объединить усилия и сотрудничать с государствами Центральной Азии и, учитывая свои экономические интересы в ЦА, Европейский Союз придает важное значение трансформационным процессам в странах региона. ЕС считает необходимой как по политическим, так и по экономическим причинам выработку общей политики в отношении государств региона, которая обеспечила бы геостратегический баланс в Центрально-Азиатском регионе, учитывающий также геополитические интересы других стран, в частности США, РФ, Китая и других, что также подтверждает актуальность исследования.
Объектом исследования является внешняя политика Европейского союза.
Предмет исследования – процесс осуществления внешней политики ЕС в отношении Центрально-Азиатского региона, включая формы и методы осуществления данной политики.
Целью исследования является выявление роли Центрально-Азиатского региона во внешней политике Европейского Союза. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать периоды становления сотрудничества между ЕС и Центральной Азией;
- определить основные цели сотрудничества;
- проанализировать проблемы, существующие внутри данного сотрудничества;
- изучить и проанализировать динамику сотрудничества между ЕС и Республикой Казахстан;
- изучить и проанализировать динамику сотрудничества между ЕС и Кыргызской Республикой;
- рассмотреть методы усиления влияния ЕС на Центрально-Азиатский регион.
Степень изученности темы. Отношения Европейского Союза и Центральной Азии начинаются с 1990-х годов, с этого момента начинается изучение данной темы.
C 1998 года одним из первых исследователей, который сформулировал геополитические цели Европейского союза в своей работе был Люджер Кюнхардт, где он описывал, что в Центральной Азии давно назрела необходимость более активного участия ЕС, однако в этих регионах еще очень высок риск вовлечения Европы в блоковое соперничество за нефть и в региональные конфликты.
Французский автор Гаэль Рабаллан выпустил в 2005 г. книгу «Центральная Азия или фатальность анклавности?». Работа посвящена проблемам и специфике географического положения региона, зажатого между крупными геополитическими силами в центре Евразии, уделяя особое внимание т.н. проблеме «замкнутости» (land-locked). В этом автор видит главную причину всех геополитических проблем региона, лишенного доступа к свободному выходу к мировым коммуникациям.
Также рассматривают политику основных мировых акторов и заинтересованных держав в регионе — России, Китая, США, Турции, Японии и Евросоюза и испанские исследователи, где особое внимание уделено отношениям Европейского Союза и Центральной Азии, хотя также дается оценка проводимой политики других держав.
Более того тема изучалась в работах как казахстанских, так и кыргызстанских ученых, например, одна из таких работ Лаумулина М.Т, где автор очень подробно и объективно подходит к проблемам и перспективам взаимоотношений стран Центрально-Азиатского региона и Европейского Союза.
Стоит отметить и работы российских ученых, среди которых особо выделяются работы В.Вовк, Н.Харитонова, В. Парамонова, А. Строкова, З. Абдуганиевой и статьи Ереминой Н.В посвященные отношениям Евросоюза и Центральной Азии.
Среди многих авторов которые проводили исследования по данной теме в последние годы особенно выделяется работа Себастьяна Пейроза, которая посвящена влиянию Евросоюза на регион Центральной Азии и, где делаются выводы, что лидеры стран Центральной Азии всегда отдают предпочтение двусторонним отношениям, а не многосторонним, и стремятся наладить прямые личные связи с главами европейских государств, а не институционализировать контакты между бюрократиями.
Источниковую базу исследования можно разделить на три основных блока:
В первый блок входят основополагающие документы, заключенные с 1999 г. между Европейским Союзом и рассматриваемыми в диссертации странами Центрально-Азиатского региона, среди которых следует выделить: «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Кыргызстаном», «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном» и «Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном» (2015) .
Второй блок содержит документы программ ЕС в области сотрудничества со странами рассматриваемого региона, а также данные официальных интернет-источников, которые регламентируют сотрудничество между ЕС и Центрально-Азиатским регионом, например, «Техническая помощь Содружеству Независимых Государств» ,«Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (TRACEKA)» , «Стратегия ЕС в Центральной Азии по новому партнерству» (2007) ,«Стратегия Нового партнерства для Центральной Азии» (2019) .
Третий блок содержит в себе официальные документы других акторов, которые помимо Европейского союза оказывают влияние на центрально-азиатский регион, а также соглашения между ними и государствами Центральной Азии. Например, стратегия США и соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой .
Научная новизна исследования определяется следующими основными составляющими:
-проанализирована роль Европейского Союза в Центрально-Азиатском регионе на современном этапе;
- проведен сравнительный анализ Стратегий Европейского Союза 2007 и Стратегии 2019 годов, где выявлены основные направления сотрудничества;
- проанализированы события, произошедшие в Кыргызской Республике (октябрь 2020г.)и в Республике Казахстан (январь 2022г.)в контексте влияния этих событий на отношения с Европейским Союзом;
- на основе проведенного анализа внешней политики Европейского Союза, а также его влияния на страны Центральной Азии, предложены рекомендации для дальнейшего развития сотрудничества в долгосрочной перспективе.
Хронологические рамки охватывают время от начала 1990-х по 2022г.
Методологическую основу диссертации составили такие научные методы как: исторический, общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ), контент-анализ, ивент-анализ, сравнительный, кейс-метод.
Структура. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В условиях глобализации XXIвека, внешняя политика Европейского Союза стала носить глобальный характер, в котором Азия в целом занимает весомое место. Все стратегии ЕС связаны с целью формирования общих принципов для решения задач в сфере безопасности, энергетики, транспорта и цифровой сети.
В новой стратегии Центральная Азия (ЦА) названа ключевым регионом во взаимодействии Востока и Запада, а общая цель Евросоюза связана с концепцией устойчивости. При этом официальные лица ЕС по-прежнему обосновывают укрепление своих позиций в Центральной Азии тем, что амбициозно называют Союз «ключевым партнером» стран региона в решении проблем окружающей среды, верховенства права, внутренних реформ, связанных с управлением, контроле над границами. К настоящему времени стало очевидно, что наибольшие успехи ЕС достиг во взаимодействии с Казахстаном, Кыргызстаном.
Многие проблемы, с которыми сталкивается мир в процессе глобализации, в одинаковой степени влияют на Европу и Центральную Азию и требуют их совместного решения. Вопросы безопасности и регионального экономического развития требуют тесного сотрудничества ЕС с странами Центральной Азии.
Более того зависимость ЕС от внешних энергетических ресурсов и потребность в диверсифицированной политике энергообеспечения для повышения уровня энергетической безопасности открывают новые перспективы сотрудничества между ЕС и Центральной Азией. Усилия ЕС, направленные на укрепление местных рынков энергоносителей, поможет улучшить инвестиционные условия, увеличить производство и эффективность энергоносителей в Центральной Азии, а также диверсифицировать схемы поставки и распределения энергоносителей в данном регионе.
Таким образом, можно сделать вывод, что Европейский Союз выражает готовность объединить усилия и сотрудничать с государствами Центральной Азии и, учитывая свои экономические интересы в ЦА, Европейский Союз придает важное значение трансформационным процессам в странах региона. ЕС считает необходимой как по политическим, так и по экономическим причинам выработку общей политики в отношении государств региона, которая обеспечила бы геостратегический баланс в Центрально-Азиатском регионе, учитывающий также геополитические интересы других стран, в частности США, РФ, Китая и других, что также подтверждает актуальность исследования.
Объектом исследования является внешняя политика Европейского союза.
Предмет исследования – процесс осуществления внешней политики ЕС в отношении Центрально-Азиатского региона, включая формы и методы осуществления данной политики.
Целью исследования является выявление роли Центрально-Азиатского региона во внешней политике Европейского Союза. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать периоды становления сотрудничества между ЕС и Центральной Азией;
- определить основные цели сотрудничества;
- проанализировать проблемы, существующие внутри данного сотрудничества;
- изучить и проанализировать динамику сотрудничества между ЕС и Республикой Казахстан;
- изучить и проанализировать динамику сотрудничества между ЕС и Кыргызской Республикой;
- рассмотреть методы усиления влияния ЕС на Центрально-Азиатский регион.
Степень изученности темы. Отношения Европейского Союза и Центральной Азии начинаются с 1990-х годов, с этого момента начинается изучение данной темы.
C 1998 года одним из первых исследователей, который сформулировал геополитические цели Европейского союза в своей работе был Люджер Кюнхардт, где он описывал, что в Центральной Азии давно назрела необходимость более активного участия ЕС, однако в этих регионах еще очень высок риск вовлечения Европы в блоковое соперничество за нефть и в региональные конфликты.
Французский автор Гаэль Рабаллан выпустил в 2005 г. книгу «Центральная Азия или фатальность анклавности?». Работа посвящена проблемам и специфике географического положения региона, зажатого между крупными геополитическими силами в центре Евразии, уделяя особое внимание т.н. проблеме «замкнутости» (land-locked). В этом автор видит главную причину всех геополитических проблем региона, лишенного доступа к свободному выходу к мировым коммуникациям.
Также рассматривают политику основных мировых акторов и заинтересованных держав в регионе — России, Китая, США, Турции, Японии и Евросоюза и испанские исследователи, где особое внимание уделено отношениям Европейского Союза и Центральной Азии, хотя также дается оценка проводимой политики других держав.
Более того тема изучалась в работах как казахстанских, так и кыргызстанских ученых, например, одна из таких работ Лаумулина М.Т, где автор очень подробно и объективно подходит к проблемам и перспективам взаимоотношений стран Центрально-Азиатского региона и Европейского Союза.
Стоит отметить и работы российских ученых, среди которых особо выделяются работы В.Вовк, Н.Харитонова, В. Парамонова, А. Строкова, З. Абдуганиевой и статьи Ереминой Н.В посвященные отношениям Евросоюза и Центральной Азии.
Среди многих авторов которые проводили исследования по данной теме в последние годы особенно выделяется работа Себастьяна Пейроза, которая посвящена влиянию Евросоюза на регион Центральной Азии и, где делаются выводы, что лидеры стран Центральной Азии всегда отдают предпочтение двусторонним отношениям, а не многосторонним, и стремятся наладить прямые личные связи с главами европейских государств, а не институционализировать контакты между бюрократиями.
Источниковую базу исследования можно разделить на три основных блока:
В первый блок входят основополагающие документы, заключенные с 1999 г. между Европейским Союзом и рассматриваемыми в диссертации странами Центрально-Азиатского региона, среди которых следует выделить: «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Кыргызстаном», «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном» и «Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном» (2015) .
Второй блок содержит документы программ ЕС в области сотрудничества со странами рассматриваемого региона, а также данные официальных интернет-источников, которые регламентируют сотрудничество между ЕС и Центрально-Азиатским регионом, например, «Техническая помощь Содружеству Независимых Государств» ,«Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (TRACEKA)» , «Стратегия ЕС в Центральной Азии по новому партнерству» (2007) ,«Стратегия Нового партнерства для Центральной Азии» (2019) .
Третий блок содержит в себе официальные документы других акторов, которые помимо Европейского союза оказывают влияние на центрально-азиатский регион, а также соглашения между ними и государствами Центральной Азии. Например, стратегия США и соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой .
Научная новизна исследования определяется следующими основными составляющими:
-проанализирована роль Европейского Союза в Центрально-Азиатском регионе на современном этапе;
- проведен сравнительный анализ Стратегий Европейского Союза 2007 и Стратегии 2019 годов, где выявлены основные направления сотрудничества;
- проанализированы события, произошедшие в Кыргызской Республике (октябрь 2020г.)и в Республике Казахстан (январь 2022г.)в контексте влияния этих событий на отношения с Европейским Союзом;
- на основе проведенного анализа внешней политики Европейского Союза, а также его влияния на страны Центральной Азии, предложены рекомендации для дальнейшего развития сотрудничества в долгосрочной перспективе.
Хронологические рамки охватывают время от начала 1990-х по 2022г.
Методологическую основу диссертации составили такие научные методы как: исторический, общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ), контент-анализ, ивент-анализ, сравнительный, кейс-метод.
Структура. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Завершая данное исследование, можно сделать вывод, что Центральная Азия демонстрирует рост интереса и притягательности к себе со стороны многих субъектов мировой политики, которые отводят ей значительное место в своей политике и совершенствуют по этой причине стратегию проникновения и укрепления своего влияния в странах региона.
А отношения между Центрально-азиатским регионом и Европейским Союзом могут развиваться позитивно, если все партнеры будут соблюдать взятые на себя обязательства.
В ходе исследования была достигнута основная цель диссертации – была определена роль Центрально-Азиатского региона во внешней политике Европейского Союза. Важность Центральной Азии, без сомнения, подчеркивается тем фактом, что этот регион является ключевым для поддержания стабильности Евразийского континента, поскольку он находится в центре меняющегося баланса между США, Россией, Китаем и др. Поэтому для Европейского Союза крайне важно поддерживать тесные отношения с Центральной Азией, учитывая также, что регион богат энергетическими ресурсами вроде газа и нефти.
Во время сравнительного анализа двух Стратегий, были выявлены основные направления деятельности Европейского Союза: устойчивое региональное развитие, безопасность, пограничный контроль, миграция, а также предотвращение экстремизма и терроризма.
При детальном анализе внешней политики ЕС по отношению к Республике Казахстан и Кыргызской Республике, можно сделать вывод, что имеются как сходства, так и различия ее проведения. Проводя свою политику в рассматриваемых странах региона, Европейский Союз ожидает, что государства Центральной Азии будут соблюдать международные требования в области прав человека и серьезно относиться к верховенству закона и надлежащему управлению. Однако, чем дальше продвигалось сотрудничество, тем явнее стали видны различия. Так политика после провала демократизации в Казахстане стала в основном сосредоточена на двусторонней торговле и на сегодняшний день Казахстан является одним из крупных поставщиков энергоресурсов в страны Европейского Союза, вдобавок, Казахстан стал крупнейшим торговым партнером ЕС в Центральной Азии. Совсем иная ситуация в Кыргызской Республике, так как экономические показатели хуже чем у Казахстана, Кыргызстан выразил заинтересованность в сотрудничестве с ЕС по вопросам демократии и прав человека, что впоследствии послужило причиной усиления европейского влияния в данном государстве. Такой разный подход к странам региона позволил выявить ряд проблем: навязывание ценностей “чуждых” для региона, рост евроскептицизма, что проявляется в процессе реализации политических инициатив. Однако несмотря на ряд имеющихся сложностей, на сегодняшний день ЕС рассматривается странами центрально-азиатского региона положительно и воспринимается ими как довольно нейтральный актор без особых существенных геополитических интересов по сравнению с Китаем, Россией или США. Это позволяет ЕС оставаться в Центральной Азии в долгосрочной перспективе. Так или иначе, сегодня на международной арене, Европейский Союз служит как яркий пример влиятельного международного актора (интеграционного объединения).
При рассмотрении интересов ЕС во взаимодействии со странами Центральной Азии, где поднимаются вопросы безопасности и стабильности, а вслед за ними экономического развития, социального прогресса, нравственно-правовых норм, в лучшей степени их можно проанализировать через подходы неолиберализма.
Вопросы сотрудничества, которые включают в себя двухуровневый характер отношений (двусторонний и региональный подходы) между ЕС и странами Центральной Азии наряду с установлением сотрудничества с учетом потребностей этих стран (особенно в двусторонних отношениях) с предрасположенностью Стратегий ЕС обобщить интересы и ожидания ЕС и стран Центральной Азии в лучшей степени можно проанализировать через подходы конструктивизма.
Вопросы, где затрагиваются национальные интересы (интересы стран-членов ЕС) и безопасность в рамках сотрудничества с Центральной Азией в лучшей степени можно проанализировать через подходы неореализма, так как они играют серьезную роль во внешней политике ЕС и его государств-членов.
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что политика ЕС в регионе является многоаспектной, отдельные элементы которой могут быть проанализированы при помощи инструментариев трех вышеупомянутых теорий международных отношений. Сложность, вызывающая появление противоречий, а иногда и отсутствие координации между акторами, коренится в разнообразии акторов внутри ЕС и, соответственно, в применяемых ими подходах и преследуемых ими интересах. Эксперты подчеркивают отсутствие единства и согласованности между странами-членами ЕС в рамках этой мощной интеграционной группировки по ряду вопросов сотрудничества, что может помешать активизации сотрудничества между ЕС и государствами Центральной Азии.
Несомненно, активизация сотрудничества между ЕС и государствами Центральной Азии после принятия Новой Стратегии является позитивным шагом, и её дальнейшее продвижение будет взаимовыгодным для обеих сторон. Стратегия предоставляет государствам Центральной Азии возможность укреплять и развивать сотрудничество с ЕС, что может служить образцом для инициирования процесса необходимой и долгожданной региональной интеграции. Поэтому у согласованной конструктивной политики ЕС однозначно есть будущее в Центрально-Азиатском регионе.
А отношения между Центрально-азиатским регионом и Европейским Союзом могут развиваться позитивно, если все партнеры будут соблюдать взятые на себя обязательства.
В ходе исследования была достигнута основная цель диссертации – была определена роль Центрально-Азиатского региона во внешней политике Европейского Союза. Важность Центральной Азии, без сомнения, подчеркивается тем фактом, что этот регион является ключевым для поддержания стабильности Евразийского континента, поскольку он находится в центре меняющегося баланса между США, Россией, Китаем и др. Поэтому для Европейского Союза крайне важно поддерживать тесные отношения с Центральной Азией, учитывая также, что регион богат энергетическими ресурсами вроде газа и нефти.
Во время сравнительного анализа двух Стратегий, были выявлены основные направления деятельности Европейского Союза: устойчивое региональное развитие, безопасность, пограничный контроль, миграция, а также предотвращение экстремизма и терроризма.
При детальном анализе внешней политики ЕС по отношению к Республике Казахстан и Кыргызской Республике, можно сделать вывод, что имеются как сходства, так и различия ее проведения. Проводя свою политику в рассматриваемых странах региона, Европейский Союз ожидает, что государства Центральной Азии будут соблюдать международные требования в области прав человека и серьезно относиться к верховенству закона и надлежащему управлению. Однако, чем дальше продвигалось сотрудничество, тем явнее стали видны различия. Так политика после провала демократизации в Казахстане стала в основном сосредоточена на двусторонней торговле и на сегодняшний день Казахстан является одним из крупных поставщиков энергоресурсов в страны Европейского Союза, вдобавок, Казахстан стал крупнейшим торговым партнером ЕС в Центральной Азии. Совсем иная ситуация в Кыргызской Республике, так как экономические показатели хуже чем у Казахстана, Кыргызстан выразил заинтересованность в сотрудничестве с ЕС по вопросам демократии и прав человека, что впоследствии послужило причиной усиления европейского влияния в данном государстве. Такой разный подход к странам региона позволил выявить ряд проблем: навязывание ценностей “чуждых” для региона, рост евроскептицизма, что проявляется в процессе реализации политических инициатив. Однако несмотря на ряд имеющихся сложностей, на сегодняшний день ЕС рассматривается странами центрально-азиатского региона положительно и воспринимается ими как довольно нейтральный актор без особых существенных геополитических интересов по сравнению с Китаем, Россией или США. Это позволяет ЕС оставаться в Центральной Азии в долгосрочной перспективе. Так или иначе, сегодня на международной арене, Европейский Союз служит как яркий пример влиятельного международного актора (интеграционного объединения).
При рассмотрении интересов ЕС во взаимодействии со странами Центральной Азии, где поднимаются вопросы безопасности и стабильности, а вслед за ними экономического развития, социального прогресса, нравственно-правовых норм, в лучшей степени их можно проанализировать через подходы неолиберализма.
Вопросы сотрудничества, которые включают в себя двухуровневый характер отношений (двусторонний и региональный подходы) между ЕС и странами Центральной Азии наряду с установлением сотрудничества с учетом потребностей этих стран (особенно в двусторонних отношениях) с предрасположенностью Стратегий ЕС обобщить интересы и ожидания ЕС и стран Центральной Азии в лучшей степени можно проанализировать через подходы конструктивизма.
Вопросы, где затрагиваются национальные интересы (интересы стран-членов ЕС) и безопасность в рамках сотрудничества с Центральной Азией в лучшей степени можно проанализировать через подходы неореализма, так как они играют серьезную роль во внешней политике ЕС и его государств-членов.
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что политика ЕС в регионе является многоаспектной, отдельные элементы которой могут быть проанализированы при помощи инструментариев трех вышеупомянутых теорий международных отношений. Сложность, вызывающая появление противоречий, а иногда и отсутствие координации между акторами, коренится в разнообразии акторов внутри ЕС и, соответственно, в применяемых ими подходах и преследуемых ими интересах. Эксперты подчеркивают отсутствие единства и согласованности между странами-членами ЕС в рамках этой мощной интеграционной группировки по ряду вопросов сотрудничества, что может помешать активизации сотрудничества между ЕС и государствами Центральной Азии.
Несомненно, активизация сотрудничества между ЕС и государствами Центральной Азии после принятия Новой Стратегии является позитивным шагом, и её дальнейшее продвижение будет взаимовыгодным для обеих сторон. Стратегия предоставляет государствам Центральной Азии возможность укреплять и развивать сотрудничество с ЕС, что может служить образцом для инициирования процесса необходимой и долгожданной региональной интеграции. Поэтому у согласованной конструктивной политики ЕС однозначно есть будущее в Центрально-Азиатском регионе.
Подобные работы
- Основные направления деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в регионе Центральная Азия в рамках гуманитарного измерения
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Музыкальное измерение культурной дипломатии европейских стран и России в государствах Центральной Азии (Санкт-Петербургский политехнический университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Стратегия и политика Евросоюза в Средней Азии в 21 веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В НАЧ.
XXI В.: ПРОБЛЕМЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ФАКТОРЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Роль Европейского Союза и Евразийского Экономического Союза в современных интеграционных процессах
The role of The Europe Union and The Eurasia Economic Union in the modern integration processes
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



