Введение 2
I. Протестные движения: сходства и отличительные черты в РФ и США 8
1.1. Протестные движения в РФ 15
1.2. Протестные движения в США 27
II. Роль социальных медиа в политической сфере в РФ и США 37
2.1. Роль социальных медиа в политической сфере в РФ 48
2.2. Роль социальных медиа в политической сфере в США 54
III. Кейсы использования социальных медиа в организации протестных движений в России и США. 63
3.1. Протестные движения в России против домашнего насилия. Дело Хачатурян, закон о домашнем насилии 65
3.2. Протестные движения в США. Женский марш и движение #MeToo 79
Заключение 94
Библиографический список 97
Актуальность темы исследования. Социальные медиа являются неотъемлемой частью XXI века — века инноваций и технологий. Однако изначально социальные сети задумывались как способ быстрого обмена информацией и место для общения. Сегодня же практически каждый человек имеет аккаунт в одной или более социальных сетях. Люди проводят свободное время в социальных медиа, общаясь со своими друзьями, обмениваясь информацией, просматривая новости и выкладывая фото- и видео-контент. Широкая вовлеченность и средняя продолжительность использования социальных медиа гражданами привлекает внимание и политиков, что приводит к изменению роли социальных медиа. Так, многие представители власти имеют аккаунты в социальных сетях для взаимодействия со своими гражданами, а многие государственные учреждения переносят часть своей деятельности в виртуальное пространство. Таким образом, власть осваивает новые эффективные механизмы коммуникации для выстраивания диалога с институтами гражданского общества.
Социальные медиа также изменяют механизмы организации коллективных действий, так как они обладают рядом преимуществ перед традиционными средствами агитации. Так, Интернет-коммуникации представляют собой площадку для создания дискуссии и свободного общения неподконтрольную государственным структурам. Также, социальные медиа отличаются быстрой скоростью передачи и получения информации, отсутствием барьеров и границ как во времени, так и в пространстве, что играет весомую роль в скорости мобилизации населения. При этом Интернет радикально меняет характер восприятия информации, поступающей к каждому ее потребителю в буквальном смысле из всего мирового информационного пространства: виртуальная реальность воспринимается также как и действительная реальность. Таким образом, социальные медиа представляют собой огромное поле возможностей для организации протестных движений.
Возможности социальных медиа не раз были использованы организаторами протестных акции. Так, в 2000-2010 гг. во многих странах мира проходили разнообразные протестные акции политического, социального и экономического характера, значительную роль в организации которых сыграли современные информационно-коммуникационные технологии.
В России и США за последнее время прослеживается новый скачок протестной активности как в онлайн, так и в оффлайн режиме. То есть в Интернете создается бурная дискуссия по разным остросоциальный вопросам между гражданами, которая впоследствии приводит к протестным акциям на улицах того или иного государства. Чаще всего в таких случаях механизмы социальных медиа используются в организации протестный акций.
Протестные выступления, организованные частично посредством социальных онлайн-сетей, становятся объектом исследования для представителей многих научных направлений как в России, так и за рубежом. Однако исследователи расходятся во мнениях насчет роли социальных медиа в качестве ключевого триггера общественного и политического активизма.
Таким образом, актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что социальные медиа играют все большую роль в общественной жизни, и воспринимаются, как площадка для обсуждения и решения вопросов, в свою очередь механизмы социальных медиа представляют собой инструменты организации протестных движений и агитации населения.
Новизна работы состоит в исследовании современных тенденций в организации протестных акций, а также определяется постановкой цели — сопоставление использования социальных медиа в России и США в организации протестных движений.
Объектом исследования является функционирование социальных медиа в общественной и политической жизни.
Предметом исследования является использование социальных медиа в организации протестных движений в России и США.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 2017 по 2020 гг. Выбранный период обусловлен тем, что в исследуемых странах прослеживается новая волна протестов в силу своих специфических особенностей, о которых речь пойдет далее. А также этот период характеризуется возрастающей частотой использования социальных медиа.
Цель исследования состоит в выявлении общих и особенных механизмов протестной мобилизации в России и США, реализуемого посредством коммуникации в социальных онлайн-сетях.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные формы, причины и цели протестных движений в России и США;
2. Раскрыть роль социальных медиа в политическом пространстве в двух странах, а также в целом в российском и американском обществе;
3. Сопоставить методы организации протестной деятельности на примере отдельных кейсов в России и США;
Методология исследования. При написании работы использовался бихевиористический подход, так как он направлен на исследование человеческого поведения. Автор использовал общенаучные методы такие, как анализ, синтез, индукция и дедукция. Автор также обращался к следующим методам:
● Сравнительный метод использован при сопоставлении протестной активности, а также механизмов социальных медиа при организации протестных движений в России и США;
● Контент-анализ использован для анализа содержаний сообщений и активности американского и российского населения в социальных сетях;
● Системный анализ позволил установить роль социальных медиа на организацию протестного движения в России и США;
● Метод кейс-стади(анализ особенностей и сложностей конкретной ситуации)помог в изучении роли социальных медиа в отдельных протестных кейсах в России и США.
В качестве примеров для применения кейс-стади автор рассматривал протестные движения по гендерным вопросам. В главе, посвященной протестным акциям в России, рассматриваются протесты, связанные с Законом о домашнем насилии и делом сестер Хачатурян. Что касается США, то были рассмотрены Женский Марш и движение #MeToo. Несмотря на существующие различия в анализируемых протестных акциях их объединяет гендерный сюжет.
Эмпирическая база исследования представлена следующими группами источников:
1. К первой группе источников относятся законодательные акты (Конституция РФ, Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях);
2. Ещё одну группу источников составляют сообщения, представленные как на российских, так и на американских площадках социальных медиа (ВКонтакте , Twitter , Facebook и другие).
3. Ко третьей группе относятся результаты социологических опросов, исследований, проведенных службами изучения общественного мнения. Данную группу можно разделить на: 1. статистические данные российских центров изучения общественного мнения как, например, социологические исследования Аналитического Центра Юрия Левады «Левада-центр» , ФОМ ; 2. статистические данные американских центров изучения общественного мнения, к которым относятся PewResearchCenter , Statista .
4. Отдельную группу источников составили материалы региональных и федеральных средств массовой информации в сети Интернет, предоставившие новостную информацию по протестным движениям. Данную группу также можно разделить на отечественные СМИ (Медуза, РИА Новости, Новая газета, РБК и другие), а также на американские интернет-издания (TheWashingtonPost, TheGuardian, Vox и другие).
Степень научной разработанности темы. Исследование базируется на работах авторов, исследующих протест как форму проявления коллективного действия: У. В. Добронравова, Джей С. Дженкинс, В. Кландерманс, И. Н. Дементьева. Хотелось бы выделить исследования отечественных авторов, изучающих различные аспекты протестной активности: В. А. Ядов, Д. А. Ластовкина, исследующие основные причины протестов; А. И. Кравченко, И. Н. Дементьева, изучающие формы протестных акций. Можно выделить несколько групп исследований, посвященных причинам и особенностям новой протестной активности. Первую группу составляют работы исследователей о новых особенностях протестной активности в России на современном этапе как, например, Д. А. Аюшеева. Другая группа посвящена основным причинам и новым тенденциям протестного движения в США, к которым относятся О. А. Хлопов, В. В. Прилуцкий.
Развитие Интернета как нового пространства коммуникации и организации политических кампаний активно изучается как в отечественной, так и в западной науке. Описание новых медиа, их свойств и особенностей сетевой коммуникации содержится в исследованиях М. Кастельса, И. А. Быкова, О. Г. Филатовой, В. В. Игнаткиной, Д. М. Скотта. Теме роли социальных медиа в политической и протестной активности были посвящены труды Себастьяна Валенсуэла, С. В. Докуки, А. ДэцзиньЧжао, Мэри Бет Россон.
Таким образом, в ходе данной работы был проведен всесторонний анализ функционирования социальных медиа и их роль в решении актуальных проблем общественно-политического характера. В рамках исследования был проведен комплексный анализ тенденций новой волны протестных движений в России и США, выявлены общие и особенные черты протестных мероприятий. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что общей характеристикой для обеих стран является то, что протестное поведение представляется как естественный вид конфликтных отношений между властными структурами и обществом, имеющий латентный характер. То есть к активным действиям граждане переходят только в случае наличия одновременно двух факторов: сильного возрастания общественного недовольства экономическими и политическими условиями в стране и появление ресурсов для мобилизации. Однако основные, глубоко лежащие причины протестных акций в двух странах, несомненно, друг от друга отличаются, что проявляется и на самом характере проведения протестных акций. Также в ходе исследования мы установили роль протестных движений в общественной жизни США и России, которая влияет на отношение населения к проведению и участию в протестных активностях. Так, в России протестный акции большим количеством населения считаются как неэффективный инструмент проведения изменений в стране. В США же протест считается одним из способов выразить свое мнение касательно проблемы, также отстоять свои права. Отношение населения к протесту влияет на масштабы и эффективность протестных акций.
Однако в ходе исследования центральное внимание было уделено, прежде всего, социальным медиа, было дано комплексное определение понятию «социальные медиа», выявили основные характеристики ресурсов web 2.0., рассмотрены особенности использования социальных медиа в организации протестных акций, а также проанализирована их роль как в политической, так и в общественных сферах в России и США. Прежде всего страны объединяет то, что в политической сфере интернет-коммуникации воспринимаются как новый канал для взаимодействия с гражданами. Среди американского и российского населения преобладают социальные медиа универсального пользования, то есть они позволяют найти людей, общаться с ними, создавать группы по интересам, организовывать мероприятия, рассылать приглашения на них, вести блоги, размещать фотографии, аудио- и видеоролики и т.п. Таким образом, как американская, так и российская общественность воспринимает социальные медиа прежде всего как развлекательную — интерактивную интернет-площадку. В целом общественность как в России и в США не склонна к обсуждению политических вопросов в виртуальном пространстве. Однако, что касается отношения американского и российского населения к использованию социальных медиа как к потенциальной площадке для организации протестных акций в оффлайн режиме, то в данном вопросе мнения разнятся. Первые считают социальные медиа важным инструментом достижения ряда политических целей, а также как способ привлечения внимания политиков к проблемам или создание устойчивых движений за социальные изменения. А также американцы считают, что социальные медиа — голос недопредставленных групп, прежде всего, афроамериканского и латиноамериканского населения, а также различных меньшинств. Что же касается российского населения, то здесь прослеживается скептическое отношение к социальным медиа как к одному из способов проведения протестных онлайн-активностей. Тем не менее, отношение населения к социальным медиа как к инструменту организации протестных акций и мобилизации граждан играет весомую роль в проведении самой акции, а также влияет на количество протестующих.
Проанализировав примеры кейсов протестных движений по гендерным вопросам в российском и американском обществе, и, сконцентрировав особое внимание на роли социальных медиа в организации таких массовых движений, можно сделать выводы:
Во-первых, несмотря на использование одних и тех же онлайн-методов при проведении протестных акций, к ряду которых относятся публикация фото и видео, упоминание различных хэштегов и прочее, акции в США получили бОльший охват аудитории. Это связано с рядом факторов, в числе которых отношение самого населения к роли социальных медиа в протестах и к самим протестам, правильная стратегия при организации протестных акций, а именно использование тех социальных медиа, на которых сконцентрировано не только больше всего пользователей, но и, прежде всего, целевая аудитория— потенциальные участники акций; координация усилий совместно с общественными организациями на площадках социальных медиа. Кроме того, роль сыграло и отношение власти к социальным медиа как к эффективному инструменту ведения коммуникации со своим народом. То есть власти поддерживали массовые акции и иногда призывали к участию. Все эти факторы не могли не способствовать тому, чтобы массовое движение в США приобрели такие масштабы, а социальные медиа в данном случае стали механизмом проведения протестных акций.
Что же касается России, несмотря на широкую огласку общественной проблемы домашнего насилия и проведение масштабной информационной кампании, протест не имел таких размеров как в США. Здесь сыграли такие факторы, как: 1. отношение населения к протестам; 2. отношение населения к социальным медиа как к неэффективным способам проведения политических онлайн-акций; 3. информационная кампания не смогла включить категории граждан, которые либо не являются пользователями социальных медиа, либо не являются пользователями таких социальных сетей, как Instagram, ВКонтакте, Facebook. К последней категории граждан относится ⅓ населения — взрослые граждане. То есть информационная кампания была направлена на молодое население России, лишь тонкая прослойка которого готова принять участие в подобных акциях. Кроме того, фактором стало и то, что на площадках социальных медиа развернулась широкая кампания по противодействию усилий населения, которые выступали за принятие закона о домашнем насилии. Тем не менее, к усилиям активистов на интернет-площадках подключились лидеры общественного мнения, которые еще больше распространили информацию о важности решения проблемы. Таким образом, возможности социальных медиа были использованы для распространения информации о проблеме и для призыва к активным действиях (протестных акциях). Но, тем не менее, в России социальные медиа стали, прежде всего, площадкой для создания свободной дискуссии по тому или иному вопросу, а также
Однако общей чертой в двух случаях является то, что протест развернулся не только на улицах России и США, но и в онлайн режиме. Таким образом, можно говорить о новом виде протеста — онлайн-протесте, который происходит на просторах Интернета. Таким образом, социальные медиа являются неотъемлемой частью не только глобального информационного пространства, но и современного общества в целом.
1. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004г.—№54.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. ст. 31.
Сообщения в социальных медиа
3. #феминисткипоясняют: как помочь сёстрам Хачатурян? //YouTube:[сайт]. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=try43fur2n8. —(дата обращения: 20.04.2020).
4. 15.12 Комментарии в поддержку закона против домашнего насилия//Facebook: [сайт]. — URL: https://www.facebook.com/events/564679184103119/?active_tab=about. — (дата обращения: 15.04.2020).
5. alexandramitroshina //Instagram: [сайт]. — URL: https://www.instagram.com/p/B0Gj4m3isoR/. —(дата обращения: 20.04.2020).
6. femspb//Instagram: [сайт]. — URL:https://www.instagram.com/p/B0ELtSSB99_/?utm_source=ig_web_copy_link. —(дата обращения: 20.04.2020).
7. Nixelpixel//Instagram: [сайт]. — URL:https://www.instagram.com/p/B0wY2LEnXGN/.— (дата обращения: 15.04.2020).
8. Nixelpixel//Instagram: [сайт]. — URL:https://www.instagram.com/p/BzkelDoISm5/. —(дата обращения: 20.04.2020).
9. Вдудь//Вконтакте: [сайт]. — URL:https://vk.com/wall31946341_10227?w=wall-145800770_175637. — (дата обращения: 20.04.2020).
10. Мария Серебрякова//Facebook: [сайт]. — URL:https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2499895823411529&set=a.185896134811521&type=3&theater. —(дата обращения: 20.04.2020).
11. Митинг. За семейные ценности//Facebook: [сайт]. — URL: https://www.facebook.com/events/223515898107971/permalink/241174216342139/. — (дата обращения: 15.04.2020).
12. МыСёстрыХачатурян: очередь на пикет//Facebook:[сайт]. —URL:https://www.facebook.com/events/2393326547567083/. —(дата обращения: 20.04.2020).
13. НаринэАбгарян//Facebook:[сайт]. — URL:https://www.facebook.com/abgaryannarine/posts/2522252887836659. —(дата обращения: 20.04.2020).
14. Парламентарии обсудили меры по предупреждению домашнего насилия - Государственная Дума// ВКонтакте:[сайт]. — URL: https://vk.com/wall-138347372_555472. —(дата обращения: 20.04.2020).
15. Убьют, тогда и приходите»: как защищают жертв домашнего насилия в России//YouTube: [сайт]. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=LPB32TjBbu4&t=1s. — (дата обращения: 20.04.2020).
На английском языке
16. Donald J. Trump//Twitter. [сайт]. — URL:https://twitter.com/realDonaldTrump/status/954788467069870081?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E954788467069870081%7Ctwgr%5E&ref_url=https%3A%2F%2Fwww.cnn.com%2F2018%2F01%2F20%2Fus%2Fwomens-march-trump-tweet-trnd%2Findex.html. — (дата обращения:20.04.2020).
17. EricPhillips//Twitter. [сайт]. — URL:https://twitter.com/EricFPhillips/status/822961411848552449. — (дата обращения:20.04.2020).
18. Women’sMarch//Twitter. [сайт]. — URL:https://twitter.com/womensmarch/status/1232821890244337664. — (дата обращения:20.04.2020).
19. Women's March on Washington 2020//Facebook. [сайт]. — URL:https://www.facebook.com/events/1087099428288360/. — (дата обращения:20.04.2020).
20. Womensmarch//Instagram. [сайт]. — URL:https://www.instagram.com/p/B7RwS3ugMlM/?utm_source=ig_embed. — (датаобращения:20.04.2020).
Материалы опросов общественного мнения и статистические данные
21. "Сама виновата!", или домашнее насилие в эпоху равенства полов//ТАСС, информационное агентство: [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2020/04/07/rossiyane-gotovy-podnyat-ruku-na-domashnee-nasilie/. — (дата обращения: 15.04.2020).
22. «На индивидуальном уровне молодые люди проявляют оптимизм»//Левада-Центр. [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2020/04/30/na-individualnom-urovne-molodye-lyudi-proyavlyayut-optimizm/. — (Дата обращения:28.03.2020).
23. Бил пистолетом по голове и ногой в живот, принуждал к сексу. В Москве арестовали сестер Хачатурян, убивших своего отца. Что мы знаем о жизни этой семьи? //Meduza : [сайт]. — URL:.https://meduza.io/feature/2018/08/02/bil-pistoletom-po-golove-i-nogoy-v-zhivot-prinuzhdal-k-seksu. — (дата обращения: 15.04.2020)
24. Более 80% российской молодежи равнодушны к политике//Левада-Центр. [сайт]. —URL:https://www.levada.ru/2020/04/30/bolee-80-rossijskoj-molodezhi-ravnodushny-k-politike/. — (Дата обращения:28.03.2020).
25. В чем особенность новой волны протестов в России//Левада-Центр. [сайт]. —URL:https://www.levada.ru/2017/04/06/v-chem-osobennosti-novoj-volny-protestov-v-rossii/. — (Дата обращения:28.03.2020).
26. Вся статистика интернета на 2019 год – в мире и в России//WebCanape. [сайт]. —https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/. — (Дата обращения:06.04.2020).
27. Доля желающих участвовать в политике Россиян достигла максимума за 12 лет//Левада-Центр. [сайт]. —URL:https://www.levada.ru/2019/01/24/dolya-zhelayushhih-uchastvovat-v-politike-rossiyan-dostigla-maksimuma-za-12-let/. — (Дата обращения:28.03.2020).
28. Домашнее насилие//Левада-Центр: [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2019/09/13/domashnee-nasilie/. — (дата обращения: 15.04.2020).
29. Женские марши в Вашингтоне и по всему миру. Что это было? //Meduza.[сайт]. —URL:https://meduza.io/feature/2017/01/22/zhenskie-marshi-v-vashingtone-i-po-vsemu-miru-chto-eto-bylo. — (дата обращения:20.04.2020).
30. Индекс: ключевые протестные выступления 2019 года //Экспертный институт социальных исследований. ЭИСИ: [сайт]. —URL:http://eisr.ru/upload/iblock/3f0/3f05f08853c3f1fc2074d2b994289ae6.pdf. — (Дата обращения:28.03.2020).
31. Протестная активность//Левада-Центр: [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2019/09/03/protestnaya-aktivnost-5/. — (Дата обращения:28.03.2020).
32. Протестные настроения Уровень недовольства властями и готовность протестовать// ФОМ: [сайт]. —URL:https://fom.ru/obshchestvo/11090. — (дата обращения:10.03.2020).
33. Протестный потенциал//Левада-Центр. [сайт]. —URL:https://www.levada.ru/2019/12/02/protestnyj-potentsial-10/. — (Дата обращения:28.03.2020).
34. Реальный масштаб домашнего насилия в России. 20 чисел//Meduza: [сайт]. — URL: https://meduza.io/feature/2020/01/28/realnyy-masshtab-domashnego-nasiliya-v-rossii-20-tsifr. — (дата обращения: 15.04.2020).
35. Российский медиа-ландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети//Левада-Центр: [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2019/08/01/21088/. (дата обращения: 10.04.2020).
36. Россияне готовы поднять руку на домашнее насилие//Левада-Центр: [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2020/04/07/rossiyane-gotovy-podnyat-ruku-na-domashnee-nasilie/. — (дата обращения: 15.04.2020).
37. Социальные сети//Левада-центр. [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2018/03/06/sotsialnye-seti/. — (Дата обращения:13.04.2020).
38. Треть российских мужчин назвали оправданным поступок сестер Хачатурян//Левада-Центр: [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2019/09/13/tret-rossijskih-muzhchin-nazvali-opravdannym-postupok-sester-hachaturyan/. — (дата обращения: 15.04.2020).
39. Участие в политике//Левада-Центр. [сайт]. — URL:https://www.levada.ru/2019/01/24/uchastie-v-politike/. —(Дата обращения:28.03.2020).
На английском языке
40. A sore subject: Almost half of Americans have stopped talking politics with someone/Pew Research Center. [сайт]. — URL:https://www.journalism.org/2020/02/05/a-sore-subject-almost-half-of-americans-have-stopped-talking-politics-with-someone/. — (дата обращения:13.04.2020).
41. Activism in the Social Media Age. Public attitudes toward political engagement on social media//Pew Research Center. [сайт]. — URL: https://www.pewresearch.org/internet/2018/07/11/public-attitudes-toward-political-engagement-on-social-media/. — (дата обращения:13.04.2020).
42. Activism in the Social Media Age//Pew Research Center. [сайт]. — URL:https://www.pewresearch.org/internet/2018/07/11/activism-in-the-social-media-age/. — (дата обращения:13.04.2020).
43. Americans Are Wary of the Role Social Media Sites Play in Delivering the News// Pew Research Center. [сайт]. — URL:https://www.journalism.org/2019/10/02/americans-are-wary-of-the-role-social-media-sites-play-in-delivering-the-news/. — (дата обращения:13.04.2020).
44. An analysis of #BlackLivesMatter and other Twitter hashtags related to political or social issues//Statista.[сайт]. — URL:https://www.pewresearch.org/internet/2018/07/11/an-analysis-of-blacklivesmatter-and-other-twitter-hashtags-related-to-political-or-social-issues/. — (датаобращения:13.04.2020).
45. Demonstration Statistic// Count Love: [сайт]. — URL:https://countlove.org/statistics.html. — (Датаобращения:30.03.2020).
46. Most popular mobile social networking apps in the United States as of September 2019, by monthly users (in millions)//Statista. [сайт]. — URL:https://www.statista.com/statistics/248074/most-popular-us-social-networking-apps-ranked-by-audience/. — (дата обращения:13.04.2020).
47. Most popular mobile social networking apps in the United States as of September 2019, by monthly users//Statista. [сайт]. — URL:https://www.statista.com/statistics/248074/most-popular-us-social-networking-apps-ranked-by-audience/. — (Дата обращения:13.04.2020).
48. Most popular social networks of teenagers in the United States from fall 2012 to fall 2019//Statista. [сайт]. — URL:https://www.statista.com/statistics/250172/social-network-usage-of-us-teens-and-young-adults/. — (дата обращения:13.04.2020).
49. Percentage of adults in the United States who use social networks as of February 2019, by age group//Statista. [сайт]. — URL:https://www.statista.com/statistics/471370/us-adults-who-use-social-networks-age/. — (Дата обращения:13.04.2020).
50. Social Media Use in 2018//Pew Research Center. [сайт]. — URL:http://www.pewinternet.org/2018/03/01/social-media-use-in-2018/. — (дата обращения:18.03.19)
51. Survey of Young Americans’ Attitudes toward Politics and Public Service 37th Edition: March 8 – March 20, 2019//Harvard Kennedy School. [сайт]. — URL:https://iop.harvard.edu/sites/default/files/content/190419_Harvard%20IOP%20Spring%202019_Topline.pdf. — (дата обращения:13.04.2020).
52. The Women’s March Defines Protest in the Facebook Age//Wired. [сайт]. — URL:https://www.wired.com/2017/01/womens-march-defines-protest-facebook-age/. — (дата обращения:20.04.2020).
53. The Women’s March proves that 21st century protest is still about bodies, not tweets//The Verge.[сайт].— URL:https://www.theverge.com/2017/1/23/14354434/womens-march-on-washington-social-media-twitter-app. — (дата обращения:20.04.2020).
54. The Women's March After Trump's Inauguration Is A Perfect Example Of Social Entrepreneurship//Forbes. [сайт]. — URL:https://www.forbes.com/sites/nishacharya/2017/01/19/womens-march-is-social-entrepreneurship-at-its-best/#426cddcd48f7. — (дата обращения:20.04.2020).
55. USA. The world’s most dangerous countries for women 2018//Thomson Reuters Foundation. [сайт]. — URL:http://poll2018.trust.org/country/?id=usa. — (дата обращения: 15.04.2020).
56. Washington Post-Kaiser Family Foundation survey on political rallygoing and activism Jan. 24-Feb. 22, 2018//The Washington Post: сайт — URL:http://apps.washingtonpost.com/g/page/national/washington-post-kaiser-family-foundation-survey-on-political-rallygoing-and-activism-jan-24-feb-22-2018/2298/. — (Датаобращения:30.03.2020).
Аналитические доклады
57. Рост протестной активности в России. Результаты всероссийского мониторинга 2017-2018гг./ Центр экономических и политических реформ. ЦЭПР. -2018. - 18 с.
На английском
58. Global Gender Gap Report 2020//World Economic Forum.[сайт]. — URL:http://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2020.pdf. — (дата обращения: 15.04.2020).
Сообщения средств масс-медиа
59. "Бьёт – значит преступник": соцсети о домашнем насилии//Радио Свобода: [сайт]. — URL: https://www.svoboda.org/a/30291400.html. — (дата обращения: 15.04.2020).
60. "Нас еще не убили, а мы пришли": митинг против домашнего насилия в Москве//BBC: [сайт]. — URL:https://novayagazeta.ru/articles/2019/11/23/82848-ubiystvennaya-raznitsa. — (дата обращения: 15.04.2020).
61. «Ваша свобода не согласована с органами исполнительной власти!» Жесткие задержания и перекрытые улицы в День России. Репортаж с московского митинга 12 июня//Meduza: [сайт]. —URL:https://meduza.io/feature/2019/06/12/vasha-svoboda-ne-soglasovana-s-organami-ispolnitelnoy-vlasti. — (Дата обращения:28.03.2020).
62. «Марш, митинг, пикет — ничего нельзя». Cколько раз власти отказывали в согласовании акции в поддержку сестер Хачатурян//Коммерсантъ: [сайт]. — URL:https://www.kommersant.ru/doc/4065628. — (дата обращения: 20.04.2020).
63. «Мы съели повышение пенсионного возраста. А помойку проглотить не смогли». Как Архангельск превратился в центр массовых протестов. Репортаж Андрея Перцева//Meduza: [сайт]. — URL:https://meduza.io/feature/2019/04/12/my-s-eli-povyshenie-pensionnogo-vozrasta-a-pomoyku-proglotit-ne-smogli. — (Дата обращения:28.03.2020).
64. Анатомия американского протеста//РИА. Новости: [сайт]. — URL:https://ria.ru/20161118/1481687349.html. — (Дата обращения:30.03.2020).
65. В Америке начался флешмоб о насилии #NotOkay Дональд Трамп спровоцировал американскую версию акции #янебоюсьсказать//Meduza. [сайт]. — URL:https://meduza.io/feature/2016/10/11/v-amerike-zapuschen-fleshmob-o-nasilii-notokay. — (дата обращения:20.04.2020)
66. В Москве прошел митинг против домашнего насилия//Новая газета: [сайт]. — URL: https://novayagazeta.ru/news/2017/02/12/128964-v-moskve-proshel-miting-protiv-dekriminalizatsii-domashnego-nasiliya. — (дата обращения: 15.04.2020).
67. В Петербурге митинговали против домашнего насилия и за сестер Хачатурян//Regnum: [сайт]. — URL:https://regnum.ru/news/society/2681021.html. — (дата обращения: 15.04.2020).
68. В социальных сетях продвигают закон против домашнего насилия//Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4038476. — (дата обращения: 15.04.2020).
69. В чем особенности новой волны протестов в России//Московский центр Карнеги. [сайт]. —URL:https://carnegie.ru/commentary/68576.— (Дата обращения:28.03.2020).
70. Второй "Марш женщин" собрал сотни тысяч человек//EuroNews. [сайт]. — URL:https://ru.euronews.com/2018/01/21/womens-march-usa. — (дата обращения:20.04.2020).
71. Вы хотите храм, мы хотим сквер — будет война. Разгонять стихийную акцию горожан в Екатеринбурге вышли спортивные «сторонники строительства храма». Репортаж «Медузы»//Meduza: [сайт]. — URL:https://meduza.io/feature/2019/05/14/vy-hotite-hram-my-hotim-skver-budet-voyna. — (Дата обращения:28.03.2020).
72. Гендерное равенство//ООН. [сайт]. — URL:https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/gender-equality/. — (дата обращения: 15.04.2020).
73. Говорят, раньше молодые люди в России становились неформалами, а теперь — либералами. Это правда? Протест — новая субкультура? //Meduza: [сайт]. — URL:https://meduza.io/feature/2019/10/14/govoryat-ranshe-molodye-lyudi-v-rossii-stanovilis-neformalami-a-teper-liberalami-eto-pravda-protest-novaya-subkultura. — (Дата обращения:28.03.2020).
74. Год движению #MeToo. Что оно изменило? Могут ли вернуться к нормальной жизни те, кого обвинили в домогательствах?//Meduza.[сайт]. —URL:https://meduza.io/feature/2018/10/10/god-dvizheniyu-metoo-chto-ono-izmenilo-mogut-li-vernutsya-k-normalnoy-zhizni-te-kogo-obvinili-v-domogatelstvah. — (дата обращения:20.04.2020).
75. Движение #MeToo вызвало в США бум поисковых запросов на темы харассмента и насилия//Информационное агентство ТАСС. [сайт]. — URL:https://tass.ru/plus-one/5952530. — (дата обращения:20.04.2020).
76. ЕСПЧ удовлетворил первую жалобу на домашнее насилие из России//Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/07/09/806219-espch-udovletvoril-zhalobu-na-domashnee-nasilie. — (дата обращения: 15.04.2020).
77. Женщины маршируют//EuroNews. [сайт]. — URL:https://ru.euronews.com/2020/01/19/women-s-march-us-protests. — (дата обращения:20.04.2020).
78. Илья Яшин: «Интернет – это площадка абсолютной демократии»//Metkere.com: [сайт]. — URL:https://metkere.com/2010/09/yashin.html. — (Дата обращения:10.04.2020).
79. Кто и почему выступает против закона о домашнем насилии//РИА Новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20191208/1562071651.html. — (дата обращения: 15.04.2020).
80. Минин и Пожарский ни у кого не спрашивали разрешения, когда на Кремль шли» Как прошел митинг противников закона о домашнем насилии в Москве. Репортаж «Медузы»//Meduza: [сайт]. —URL:https://meduza.io/feature/2019/11/24/minin-i-pozharskiy-ni-u-kogo-ne-sprashivali-razresheniya-kogda-na-kreml-shli. — (дата обращения: 15.04.2020).
81. Мусорные бунты в Подмосковье. От Волоколамска до Коломны жители протестуют против свалок и заводов//Meduza: [сайт]. — URL:https://meduza.io/feature/2018/03/30/musornye-bunty-v-podmoskovie-ot-volokolamska-do-kolomny-zhiteli-protestuyut-protiv-svalok-i-zavodov. — (Дата обращения:28.03.2020).
82. Мы все заперты в этом зоопарке Кемерово после пожара. Репортаж Ирины Кравцовой//Meduza: [сайт]. — URL:https://meduza.io/feature/2018/03/27/my-vse-zaperty-v-etom-zooparke. — (Дата обращения:28.03.2020).
83. Оранжевая революция в России: новый сценарий//Forbes: [сайт]. — URL:https://www.forbes.ru/sobytiya-column/231170-oranzhevaya-revolyutsiya-v-rossii-novyi-stsenarii. — (Дата обращения:10.04.2020).
84. Патриарх Кирилл прокомментировал законопроект против домашнего насилия/РИА. Новости: [сайт]. — URL:https://ria.ru/20191204/1561960547.html. — (дата обращения: 15.04.2020).
85. Правительство защищает мужчин от женщин//Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4163633. — (дата обращения: 15.04.2020).
86. Протест радикально изменился. Объясняем по пунктам — как именно Люди больше не боятся полиции и арестов, организаторы им не нужны//Meduza: [сайт]. — URL:https://meduza.io/feature/2019/08/07/totalnyy-protest. — (Дата обращения:28.03.2020).
87. Протесты ушли на пенсию. Эксперты ЦЭПРа посчитали недовольных в России//РБК: [сайт]. — URL:https://www.rbc.ru/newspaper/2018/11/08/5be2b47e9a7947814b688b74. — (Дата обращения:28.03.2020).
88. Против мусора, за врачей, шамана и выборы. Социологи готовы объявить 2019 год лидером по количеству уличных акций в странах//Коммерсантъ: [сайт]. —URL:https://www.kommersant.ru/doc/4170706. — (Дата обращения:28.03.2020).
89. Против мусора, за врачей, шамана и выборы. Социологи готовы объявить 2019 год лидером по количеству уличных акций в стран//Коммерсантъ: [сайт]. —URL:https://www.kommersant.ru/doc/4170706. — (Дата обращения:28.03.2020).
90. Россию обвинили в домашнем насилии//Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3944832. — (дата обращения: 15.04.2020).
91. Скандалс Facebook и Cambridge Analytica. Что мы знаем//BBC. [сайт]. — URL:https://www.bbc.com/russian/features-43475612. — (дата обращения:13.04.2020).
92. Социал-демократ, не верит властям, аполитичен. “Левада-центр”; составил портрет российской молодежи//BBC.[сайт]. — URL:https://www.bbc.com/russian/features-52479627. — (Дата обращения:28.03.2020).
93. Социальные протесты в США: раскол Америки или месть Трампу? [сайт]. —URL:https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=3433. — (Дата обращения:30.03.2020).
94. Стыдные вопросы про дело Харви Вайнштейна (и другие подобные истории). Почему все молчали так долго? Кто виноват в домогательствах? Зачем устраивать травлю? //Meduza. [сайт]. —URL:https://meduza.io/feature/2017/10/17/stydnye-voprosy-pro-delo-harvi-vaynshteyna-i-drugie-podobnye-istorii. — (дата обращения:20.04.2020).
95. Тарасова А. Ю. Мораль толкает на протест и другие причины, которые заставляют людей выходить на протест. URL: https://iq.hse.ru/news/301573440.html. — (Дата обращения: 13.03.2020).
96. Только тронь! Женский бунт в октябре 2017-го потряс Америку и мир//Новая Газета. [сайт]. — URL:https://novayagazeta.ru/articles/2017/12/28/75032-tolko-tron. — (дата обращения:20.04.2020).
97. Убийственная разница. В Москве и в Париже прошли митинги, посвященные проблеме домашнего насилия//Новая газета: [сайт]. — URL:https://novayagazeta.ru/articles/2019/11/23/82848-ubiystvennaya-raznitsa. — (дата обращения: 15.04.2020).
98. Финальная версия законопроекта о домашнем насилии стала неожиданностью для его соавторов. Они назвали документ «реверансом в сторону фундаменталистов»//Meduza: [сайт]. — URL:https://meduza.io/feature/2019/11/30/opublikovannyy-sovetom-federatsii-zakonoproekt-o-domashnem-nasilii-stal-neozhidannostyu-dlya-ego-soavtorov-oni-nazvali-dokument-reveransom-v-storonu-fundamentalistov. — (дата обращения: 15.04.2020)
99. Что молодежь думает о митингах на самом деле//РосБалт.[сайт].— URL:https://www.rosbalt.ru/moscow/2018/10/06/1737064.html. — (Дата обращения:28.03.2020).
100. Я не хотела умирать: о флешмобе из первых уст: Flacon: [сайт]. — URL: https://flacon-magazine.com/rubric/people/o-flesmobe-anehotelaumirat-iz-pervyh-ust. —(дата обращения: 20.04.2020).
На английском языке
101. #MeToo Paradox: Movement Topples the Powerful, Not the Ordinary//The New York Times. [сайт]. —URL:https://meduza.io/feature/2018/10/10/god-dvizheniyu-metoo-chto-ono-izmenilo-mogut-li-vernutsya-k-normalnoy-zhizni-te-kogo-obvinili-v-domogatelstvah. — (дата обращения:20.04.2020).
102. #MeToo: thousands march in LA as sexual misconduct allegations continue//The Guardian. [сайт]. — URL:https://www.theguardian.com/world/2017/nov/12/metoo-march-hollywood-sexual-assault-harassment. — (дата обращения:20.04.2020).
103. Count Love ProjectReveals Protest Patterns//The Brink:[сайт]. — URL:https://www.bu.edu/articles/2017/counting-american-protests/. — (Датаобращения:30.03.2020)
104. Disability activists, amplified: Social media gets the job done//Cnet. [сайт]. — URL:https://www.cnet.com/news/disability-activists-facebook-accessibility-protest-rallies-demonstration-march-trump/. — (дата обращения:20.04.2020).
105. Facebook is playing an increasingly important role in activism//CNNMoney. [сайт]. —URL:https://money.cnn.com/2017/02/17/technology/womens-march-facebook-activism/index.html. — (дата обращения:20.04.2020).
106. Google employees worldwide staging walkout to protest response to sexual misconduct claims//USA Today. [сайт]. — URL:https://www.usatoday.com/story/tech/nation-now/2018/11/01/google-walkout-employees-protest-response-sexual-misconduct-claims/1843198002/. — (дата обращения:20.04.2020).
107. How Do Americans Perceive the Role of Social Media & Technology in Their Lives? //Social media week. [сайт]. — URL:https://socialmediaweek.org/blog/2018/04/how-do-americans-perceive-the-role-of-social-media-technology-in-their-lives/. — (дата обращения:13.04.2020).
108. How Facebook, Twitter jumpstarted the Women's March//Cnet. [сайт]. — URL:https://www.cnet.com/news/facebook-twitter-instagram-womens-march/. — (дата обращения:20.04.2020).
109. How mainstream media missed the march that social media turned into a phenomenon//The Washington Post. [сайт]. — URL:https://www.washingtonpost.com/lifestyle/style/how-mass-media-missed-the-march-that-social-media-turned-into-a-phenomenon/2017/01/21/2db4742c-e005-11e6-918c-99ede3c8cafa_story.html. — (дата обращения:20.04.2020).
110. Inspired by #MeToo, McDonald's Employees Protest Workplace Sexual Harassment//Time. [сайт]. — URL:https://time.com/5400322/me-too-mcdonalds-protest-sexual-harassment/. — (дата обращения:20.04.2020).
111. New data shows a sharp increase in U.S. protest activity in april//The Washington Post:[сайт]. — URL:https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2017/05/22/new-data-shows-a-sharp-increase-in-u-s-protest-activity-in-april/. — (Датаобращения:30.03.2020)
112. Poll: More Americans are hitting the streets to protest in the era of Trump//VOX:[сайт]. — URL:https://www.vox.com/policy-and-politics/2018/4/7/17209710/trump-protest-pol. — (Датаобращения:30.03.2020).
113. Rallying nation. In reaction to Trump, millions of Americans are joining protests and getting political//The Washington Post:[сайт]. — URL:https://www.washingtonpost.com/news/national/wp/2018/04/06/feature/in-reaction-to-trump-millions-of-americans-are-joining-protests-and-getting-political/. — (Датаобращения:30.03.2020).
114. Socially Strong: Social Media’s Impact on the Women’s March on Washington//Creative click media. [сайт]. — URL:https://creativeclickmedia.com/womens-march-social-media/. — (дата обращения:20.04.2020).
115. Some say one false report could cripple the #MeToo movement. Is progress that fragile? //USA Today.[сайт]. —URL:https://www.usatoday.com/story/news/2017/12/08/analysis-movement-metoo-but-heres-why-were-still-talking-believewomen/923156001/. — (датаобращения:20.04.2020).
116. The Alt-Majority: How Social Networks Empowered Mass Protests Against Trump//The New-York Times. [сайт]. — URL:https://www.nytimes.com/2017/01/30/technology/donald-trump-social-networks-protests.html. — (дата обращения:13.04.2020)..
117. We are living through a golden age of protest//The Guardian: [сайт]. —URL:https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/may/06/protest-trump-direct-action-activism. — (Датаобращения:30.03.2020).
118. We’re Not Going Away’: Alt-Right Leader On Voice In Trump Administration // National Public Radio (NRP):[сайт]. — URL:https://www.npr.org/2016/11/17/502476139/were-not-going-away-alt-right-leader-on-voice-in-trump-administration. — (Датаобращения:30.03.2020).