Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественное пространство в прозе Орли Кастель-Блюм

Работа №133454

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение..................................................................................3
2. Несколько концепций пространства в современной гуманитарной
мысли......................................................................................6
3. Особенности художественного пространства в произведениях О.
Кастель-Блюм.........................................................................18
3.1. Ранние произведения: поиск места..........................................18
3.2. Возможности интерпретации романа “Долли-сити”.....................24
3.3. “Человеческие части”: позиция автора.....................................30
3.4. “Текстиль”: Израиль в миниатюре..........................................39
4. Заключение............................................................................43
5. Список использованных источников и литературы...........................47
6. Приложение...........................................................................51

Предмет исследования данной работы – произведения современной
израильской писательницы Орли Кастель-Блюм. Художественное
пространство, одна из важнейших категорий литературного произведения,
служит тем связующим элементом, который позволил бы показать, как
менялись художественные средства раскрытия проблематики в прозе О.
Кастель-Блюм на протяжении ее творческого пути. Почему из множества
художественных элементов и разнообразия мотивов и образов для этой
цели было выбрано именно художественное пространство?
С начала XX века в литературоведении наметился уход от теории
Лессинга, согласно которой литература наряду с музыкой относится к
временным видам искусства, то есть, как и музыка, литературное
произведение разворачивается во времени. Новое видение времени как
четвертого измерения пространства в физике повлияло и на гуманитарные
науки, для анализа литературного произведения стали использовать
пространственные категории: «Литературное произведение является
системою, и системою является литература,» 1 – так считал один из
ключевых деятелей “формальной школы” Ю. Н. Тынянов; в работах
формалистов появляются такие понятия, как соотнесенность
литературных рядов, параллелизм художественных образов (ср. слова В. Н.
Топорова: «Можно надеяться, что известный изоморфизм проблематики
пространства и текста отражает какие-то глубинные переклички между
этими областями, отсылающие к исходной одноприродности или
общности иного рода»2). Нельзя не упомянуть введенный М. М. Бахтиным
термин хронотоп, который применяется и в современной
теории литературы.
Проблематика произведений О. Кастель-Блюм, равно как и
посвященные им литературоведческие работы, предполагают, что
художественное пространство должно быть рассмотрено не только как
организующий элемент в структуре произведения, но и как
самостоятельный художественный образ, с помощью которого
писательница изображает злободневные проблемы, существующие в
реальном, израильском пространстве.
Так, разговор о художественном пространстве произведений
позволяет произвести их более или менее последовательный анализ, не
сужая при этом круг проблем, которые нельзя обойти стороной в работе о
прозе О. Кастель-Блюм. Кроме того, важны слова самой писательницы:
«Вопрос места в широком смысле слова, места, где разворачивается
сюжет, очень важен для моих книг. По сути все названия книг привязаны к
земле, по которой ходят мои герои. Эта земля, простите за банальность, не
самая надежная в мире»3 .
Литературные критики называют О. Кастель-Блюм одной из
наиболее ярких и сложных авторов в современной израильской
литературе. За три десятилетия, прошедшие с выхода в свет ее первой
книги “Недалеко от центра города”, О. Кастель-Блюм опубликовала шесть
сборников рассказов, семь романов, одну книгу для детей и две пьесы. В
число присужденных ей наград входят премия Альтермана (1993), премия
Премьер-Министра (1994, 2001, 2011), премия Леи Гольдберг (2007).
Недавно, в марте 2016 года, О. Кастель-Блюм стала лауреатом премии
Сапира за опубликованный в 2015 году «Египетский роман», а самый
известный ее роман “Долли-сити” (1992) вошел в “Коллекцию
репрезентативных работ” ЮНЕСКО.
Первая книга О. Кастель-Блюм – сборник рассказов “Недалеко от
центра города” – привлекла внимание критиков необычной для
израильской литературы того времени манерой письма, с помощью
которой О. Кастель-Блюм, по словам литературоведа и литературного
критика Гершона Шакеда, «передает отчаяние поколения» 4. Из
многочисленных и противоречивых рецензий на книгу было ясно одно: О.
Кастель-Блюм привнесла нечто новое в израильскую литературу. Ее проза
была названа «свежим и новаторским дуновением» 5 : Г. Шакед и
литературный редактор М. Пери писали, что появление О. Кастель-Блюм
на израильской литературной авансцене значило появление нового
художественного языка и новой прозы.
Эта работа написана с целью охарактеризовать художественное
пространство в прозе О. Кастель-Блюм на примере нескольких
произведений из раннего и позднего периодов творческого пути
писательницы. Для этого было необходимо выполнить следующие задачи:
1. Прочитать теоретические работы, отражающие понимание
пространства в современной гуманитарной мысли,
2. Ознакомиться с исследованиями израильских авторов, посвященными
проблеме пространства в контексте израильской культуры,
3. Охарактеризовать художественное пространство в произведениях О.
Кастель-Блюм разных периодов.
При цитировании художественных произведений номер страницы, на
которой цитату можно найти в книге, указан прямо в тексте, чтобы
нагромождение сносок не затрудняло чтения. Имена собственные переданы
в произвольной транслитерации, так как единого стандарта русской
транслитерации иврита нет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Израильский литературовед А. Хиршфельд сравнил художественный
мир романа “Текстиль” с реальностью, отраженной в кривом зеркале63. Это
определение подходит и для других произведений О. Кастель-Блюм, только
в этом зеркале в разные периоды отражались разные элементы действительности.
Персонажи ранних произведений О. Кастель-Блюм изображены в
постоянном взаимодействии с окружающим их миром. Их поступки
определяются условиями, которые им предлагает “враждебная среда”.
Возможно, это обусловлено тем, что драматические события в жизни О.
Кастель-Блюм, на фоне которых шла работа над книгами, вынудили ее
искать утешение и силы внутри себя, поэтому кажется, что мир ранних
произведений изображен через толщу страхов, сомнений и тоски, которыми
полон внутренний мир героев. Чувствуется постоянное стремление найти в
конце концов то надежное место, в котором герой ощутит себя частью
всего, что происходит вокруг. Это движение лишь усугубляет разрыв. Так,
героиня романа “Где я” 64 ездит из города в город, меняет профессии,
начинает и разрывает отношения, но везде встречает враждебность и
неприятие. Как будто порыв ветра уносит ее от одного сюжета к другому, не
давая удержаться на одном месте. В мире романа и ранних произведений в
целом два плана – материальная и языковая действительность – равновесны,
и это делает персонажей более уязвимыми перед абсурдной реальностью.
Героиня романа “Где я” становится проституткой, возможно, потому, что
однажды кто-то так ее назвал. В рассказе “Женщина, которая хотела кого-
нибудь убить” героиня хочет убить, чтобы почувствовать, каково это –
взять закон в свои руки, художественное пространство перетекает в
языковую игру – материализацию выражения взять закон в свои руки, – и в
результате она подносит пистолет к виску, готовая взять закон в свои руки,
то есть одновременно и нарушить закон и совершить самосуд, согласно
значению этого выражения на иврите. Ранние произведения О. Кастель-
Блюм отличает тесная связь, если не взаимообусловленность персонажа и
окружающей среды, а также внимание к парадоксам и противоречиям
повседневной жизни и подчеркнутое отсутствие причинно-следственных
связей в сюжете и художественном мире в целом, что сближает эти
произведения с литературой абсурда.
Своеобразным переходом от раннего этапа творчества писательницы
к более позднему можно считать “Новую книгу Орли Кастель-Блюм”65 1998
года. В ней нет сюжета – разве что несколько рассказов связаны одной
историей, – нет и героев. Вместо этого – женщина без имени, которая
рассказывает читателю о своих успешных и не очень попытках угнаться за
сменяющими друг друга трендами и приобщиться к тем делам и заботам,
которые наполняют жизнь людей вокруг нее. Героиня по-прежнему стоит в
стороне, вне центра, но на этот раз взгляд ее обращен как раз туда – в мир
модных веяний, в гущу событий. Однако и здесь героиня терпит неудачу:
она либо не понимает правил этой странной игры, либо увлекается
настолько, «что угрожает статусу тренда, выставляя его в смешном свете»
(143), как говорит ей кто-то из тех, что в тренде. Героиня “Новой книги” –
это в каком-то смысле воплощение архетипического образа шута или
дурака, чью функцию описывает М. М. Бахтин: «Им присуща своеобразная
особенность и право – быть чужими в этом мире, ни с одним из
существующих жизненных положений этого мира они не солидаризуются,
ни одно их не устраивает, они видят изнанку и ложь каждого положения»66.
Так, ставя автора-повествователя на место “дурака”, О. Кастель-Блюм
сатирически изображает всеобщее помешательство на веяниях моды, и
одновременно иронизирует над героиней, которая видит нелепость
происходящего, но не может противостоять всеобщему помешательству.
Наконец, в своих поздних романах О. Кастель-Блюм как будто меняет
перспективу: теперь герой видится как маленькая точка на большом, вполне
конкретном и реальном пространстве. О. Кастель-Блюм по-прежнему не
стремится создать широкомасштабное повествование, но из случайных
деталей повседневной жизни героев складывается общая картина жизни в
стране. Пространство проблематизируется и становится самостоятельным
образом, отражая влияние социально-политической ситуации на жизнь
героев. В поздних романах отношение писательницы к героям более
снисходительное, иногда даже сочувственное: она дает читателю
возможность сблизиться с некоторыми героями, не обрушивая на них свою
беспощадную иронию, хотя она сопровождает произведения О. Кастель-
Блюм на всех этапах ее творчества.
Многозначность понятия художественное пространство, чей смысл
выходит далеко за рамки поднятых в работе вопросов, не позволяет
поставить здесь точку. Говоря о пространстве художественного
произведения, приходится постоянно держать в поле зрения границу,
отделяющую литературный анализ от других сфер гуманитарного знания.
Неизбежно появляются вопросы: где проходит эта граница и нужна ли она
вообще? Оправдано ли это ограничение, когда современная теория
литературы впитала так много идей из самых разных областей науки, когда,
благодаря положениям системно-синегетического подхода, литературное
произведение мыслится как сложная динамическая, открытая система,
способная к самопорождению смысла при взаимодействии с разными
контекстами и точками зрения? На примере современных работ по теории
литературы (в том числе израильских) видно, насколько продуктивным
оказался такой подход к анализу художественного текста.
Однако иногда свобода интерпретации кажется обманчивой. Не рискует
ли исследователь, избравший подобный подход, уйти от текста настолько,
что его построения потеряют связь с первоисточником? Концептуализация
фактов текста в духе современного дискурса (несколько сюжетных линий –
фрагментарность, аллюзии – интертекстуальность) в научной работе иногда
приводит к тому, что заглушается голос автора. Безусловно, произведение
было бы странно рассматривать в отрыве от исторического или культурного
контекста, в том числе ключевых концепций в современной гуманитарной
сфере, но нельзя забывать, что это лишь одна из тех состоявляющих,
которые, наряду с читателем, текстом, традицией, разумеется, автором,
составляют художественное произведение.
Как сохранить равновесие, анализируя эти грани произведения, как
охватить все? Наверное, каждый волен расставлять акценты так, как считает
наиболее оправданным в случае того или иного автора. В этой работе
разнообразные проявления художественного пространства в прозе О.
Кастель-Блюм были показаны на примере произведений разных периодов
без надежды создать целостную картину. Скорее, эти немногие наблюдения
призваны были подтвердить мысль, которая будет ясна любому
внимательному читателю. При многообразии сюжетных линий,
стилистических приемов и поднятых проблем произведения О. Кастель-
Блюм объединяет то, что в центре внимания писательницы всегда остается
человек, который пытается выжить в современном обществе, примирив свое
видение мира с теми условностями и компромиссами, которыми полна
жизнь вокруг.


1. Барт Р. Смерть автора. – Избранные работы. Семиотика / Поэтика. –
М.: Прогресс, 1989. – сс. 384-392.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по
исторической поэтике. – Вопросы литературы и эстетики. – М.:
“Художественная литература”, 1975. – сс. 234-408.
3. Башляр Г. Поэтика пространства. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 351 с.
4. Бланшо М. Пространство литературы. – М.: “Логос”, 2002. – 288 с.
5. Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде. – Бунтующий человек.
Философия. Политика. Искусство. – Политиздат, 1990. – сс. 24-100.
6. Лефевр А. Производство пространства. – М.: Strelka Press, 2015. – 432 c.
7. Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. – СПб.: 2006. – 636 с.
8. Топоров В. Н. Пространство и текст. – Исследования по этимологии и
семантике. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. – М.:
Языки славянской культуры, 2004. – сс. 55-119.
9. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – с.
270-281.
10. Успенский Б. А. Поэтика композиции. – Семиотика искусства. – М.:
Школа “Языки русской культуры”, июль 1995. – сс. 9-221.
11. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи,
выступления и интервью. – М.: Праксис, 2002. – 384 с.
12. Almog O. The Sabra: The creation of the new Jew – University of California
Press, Ltd, London, 2000. – 313 p.
13. Grumberg K. Place and Ideology in Contemporary Hebrew Literature. – NY:
Syracuse University Press, 2011. – 288 p.
14. Hasak-Lowy T. Postzionism and Its Aftermath in Hebrew Literature: The
Case of Orly Castel-Bloom. – Jewish Social Studies, Vol. 14, 2008. – pp.
86-112.
15. Kestner J. A. The spatiality of the novel. – Detroit, 1978. – 197 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ