Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структура художественного пространства в сборнике новелл С.Д. Кржижановского "Чужая тема"

Работа №57910

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучении категории пространства в художественном произведении
1.1 Пространство как категория текста 6
1.2 Свойства художественного пространства 16
1.3 Художественные концепты как элементы пространства 24
Глава 2. Анализ художественного пространства сборника новелл
С. Кржижановского "Чужая тема" 27
2.1 Концепт "Улица". Фантазм как особое измерение концепта 30
2.2 Концепт "Окно". Чувство как пространственная категория 41
2.3 Концепт "Щель". Разрыв как принцип организации повествования 46
Заключение 50
Список литературы

Данная исследовательская работа посвящена анализу художественного пространства и пространственных образов в авторском сборнике новелл Сигизмунда Кржижановского "Чужая тема". Впервые анализ использования языковых средств для построения образов в прозе Кржижановского был проведен в конце 90-х годов литературоведом Ю.Ганзя, который в статье "Многоликость слова: Образы и принципы их построения в прозе С. Кржижановского" отмечает высокую степень уникальности и самобытности творческого метода автора, что приводит к возникновению уникального языка, построенного на парадоксальной игре слов: "Именно посредством образов, метафор и других выразительных средств повествование у Кржижановского переходит в сферу собственно "философской проблематики" . С момента появления этой статьи за Кржижановским закрепился авторитет "философско-ориентированного" писателя, что оказало влияние на проблематику исследований, посвященных его творчеству. Довольно часто большое место в анализах отводится изучению философского аспекта его произведений, в то время как собственно филологические и литературоведческие вопросы до сих пор остаются не раскрытыми до конца.
Одним из таких открытых вопросов является и тема нашего исследования, выбор которой продиктован наблюдением о принципиальном значении пространственной организации текста для сюжетного построения прозы Кржижановского. Кроме того, очевидно, что художественное пространство, возникающее, например, в исследуемом нами здесь авторском сборнике "Чужая тема", отражает существенные черты картины мира как автора, так и персонажей, а также выступает как самостоятельный герой новелл.
Традиционно проблематика пространства рассматривается в рамках двух исследовательских парадигм: первая оперирует понятием хронотопа и предполагает обязательное упоминание в разговоре о пространстве временной перспективы; вторая, на позициях которой мы стоим в нашем исследовании, исходит из возможности рассмотрения пространства как автономной категории текста. На наш взгляд очевидно, что только такой подход во-первых, позволит выявить специфику непосредственно пространственных характеристик текста новелл, а во-вторых, предложит другую оптику на исследуемый материл, которая позволит выявить некоторые, по каким-то причинам до сих пор не освещенные, элементы поэтики Кржижановского.
В первой главе нашей работы мы сосредоточим внимание на теоретических аспектах изучения категории пространства в художественном произведении, для чего нам необходимо будет определить пространство как категорию текста и обнаружить свойства художественного пространства. Так как в методологию нашего исследования, в целом укладывающуюся в рамки структурно-семиотического подхода, попали элементы концептуального анализа, одну из частей первой главы мы также посвятим проблематике художественного концепта и пониманию его как пространственного элемента.
Вторая глава будет посвящена конкретному анализу авторского сборника новелл С.Кржижановского "Чужая тема", к сожалению, так и не опубликованного. Исходя из определений концепта и художественного пространства, сформулированных в первой главе, мы приступим к анализу ключевых пространственных образов сборника. В стремлении избежать "общих мест" в исследованиях категории пространства в текстах этого автора в рамках этого исследования мы предложим три концепта, до сих пор недостаточно проблематизированных в исследовательской литературе. Так, в качестве трех основных точек нашего соприкосновения с художественным миром сборника мы предлагаем обратить внимание на концепт "улицы", "окна" и "щели", каждой из которых при анализе художественных текстов, предполагает обращение к вспомогательным сюжетам. Касаясь в своем исследовании работ, посвященным сквозным мотивам и постоянным образам, мы не будем отдельно останавливаться на них, ограничиваясь ссылками на существующие работы, предлагающие, на наш взгляд, исчерпывающий анализ концептов художественного пространства прозы Кржижановского.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог нашего исследования, посвященного анализу структуры художественного пространства в авторском сборнике новелл С.Кржижановского «Чужая тема», можно заключить, что задачи, поставленные перед нами, а именно: проанализировать существующие подходы к изучению поэтики Кржижановского, выявить специфику непосредственно пространственных характеристик текста новелл, попутно освоив альтернативную традиционной оптику на исследуемый материал.
В первой главе нашей работы мы провели анализ существующей традиции осмысления теоретических аспектов изучения категории пространства в художественном произведении. Для этого мы ввели категории и понятия художественного пространства, пространственного образа, концепта. Во второй главе мы продемонстрировали анализ трех концептов художественного мира Кржижановского, обойденных вниманием исследователей в описанных нами источниках. Авторский сборник новелл «Чужая тема» оказался пересечением трех основных концептов: улицы, окна и щели.
Первым концептом, на который мы обращаем внимание, стал концепт улицы, а также понятие фантазма и фантастического, принципиальных для его полного освещения. Художественное пространство улиц Кржижановского, во-первых, реализуется посредством переворачивания оппозиции «город»-«дом», во-вторых, совмещает в себе признаки открытых и закрытых пространств. Также важными, отмечаемыми нами составляющими этого концепта, являются его интенциональность, враждебность и непроницаемость. Ключевое значение получает понятие границы. Также в рамках этого фрагмента нашего размышления мы делаем вывод о возможности для художественного пространства сборника быть прочитанным в модальности фантастического, поскольку фантазм в поэтике Кржижановского функционирует не столько как событие или стилистическая фигура, сколько действительно становится одним из измерений возможного разговора о художественном пространстве.
Концепт окна анализируется нами на основании рассказов «В зрачке» и «Швы», которые предлагают для этого наиболее насыщенный текстовый материал. Концепт окна становится манифестацией идеи границы и преграды, проницаемой только в исключительном случае, а именно - во время любовного переживания. За счет подобной метафоризации чувства, эмоции, чувственность также становятся пространственными категориями, способными, следовательно, быть проанализированными в качестве элементов художественного пространства.
В свою очередь, концепт щели, возникающий в текстах новелл сборника, открывает перспективу осмысления текстов Кржижановского как текстов, организованных по принципу разрыва, что отражается в них на разных уровнях: лексическом, пунктуационном, концептуальном. Концепт щели (трещины, разрыва) обнажает онтологическую неустроенность как главных персонажей, так и всего художественного пространства.
В качестве перспектив для развития и использования материалов нашего исследования можно предложить, во-первых, дальше продолжать исследование концептосферы как отдельных художественных текстов, сборников, так и всего метатекста Кржижановского, во-вторых, сосредоточив внимание на творчестве автора, сделать выводы о более общих процессах и чертах эволюции всего художественного сознания XX века.



Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М., 1980. - Т. 1
Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / под ред. В. П. Нерознака. - М., 1997
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. Учебник; Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2004. Электронный ресурс. [URL: http://www.twirpx.com/file/1271537/] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Электронный ресурс. [URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Baht_PrPoet/] Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. Электронный ресурс. [URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html]
Бирюкова Е.Е. Поэтика хронотопического парадокса в русской прозе 1920-1930 годов. Дис.канд.филол.наук. - Самара, 2006
Буровцева Н.Ю. Проза С.Д.Кржижановского: проблемы поэтики.
Кис.канд.филол.наук. - М., 1998
Воробьева Е.И. Жанровое своеобразие творчества С. Д. Кржижановского. Дис. канд.филол.наук. - М., 2002 Ганзя Ю.Е. Многоликость слова: Образы и принципы их построения в прозе С. Кржижановского // Русский язык в школе. - 1998. №1 Горошников В.В. Экзистенциальная проблематика прозы Сигизмунда Кржижановского. Дис.канд.фил.наук. - Ярославль, 2005. Электронный ресурс. [URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/221443.html] Делекторская И.Б. Эстетические воззрения С. Кржижановского (от шекспироведения к философии искусства). Дис.канд.филол.наук. - М., 2000 
Жилина Т. Семантика художественного пространства в романе Дж. Джойса "Портрет художника в юности". Электронный ресурс. [URL: http://www.james-joyce.ru/articles/semantika-hudozhestvennogo- prostranstva2.htm]
Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход. - М.: Флинта, Наука, 2011 Клецкина О.М. Игра в малой прозе С.Д. Кржижановского: философия, эстетика, поэтика. Дис.канд.филол.наук. - Иркутск, 2007 Кржижановский С. Боковая ветка // Кржижановский С. Собрание сочинений в 5 томах - СПб., 2001. -Т. 1.
Кржижановский С. В зрачке // Кржижановский С. Собрание сочинений в 5 томах - СПб., 2001. -Т. 1.
Кржижановский С. Разговор двух разговоров // Кржижановский С. Собрание сочинений в 5 томах - СПб., 2001. -Т. 1.
Кржижановский С. Собиратель щелей // Кржижановский С. Собрание сочинений в 5 томах - СПб., 2001. -Т. 1.
Кржижановский С. Чужая тема // Кржижановский С. Собрание сочинений в 5 томах - СПб., 2001. -Т. 1.
Кржижановский С. Швы // Кржижановский С. Собрание сочинений в 5 томах - СПб., 2001. -Т. 1.
Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1993. Электронный ресурс. [URL: Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1993. Электронный ресурс. [URL: http://philologos.narod.ru/lotman/metalang.htm]]
Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1993. Электронный ресурс. [URL: http://philologos.narod.ru/lotman/gogolspace.htm] 
23 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. : Искусство, 1970. Электронный ресурс. [URL: http://www.ruthema.ru/lotman/papers/sht/]
24 Махов А.Е. Топос // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК "Интелвак", 2001
25 Неклюдов С.Ю. К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой в русской былине // Тезисы докладов во второй летней школе по вторичным моделирующим системам, 16-26 августа 1966. Тарту, 1966
26 Неретина С.С. Тропы и концепты. - М.: ИФ РАН, 1999. Электронный ресурс. [URL: http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/1999/Neretina_Tropy_1.pdf]
27 Перельмутер В. Комментарии // Кржижановский С. Собр. соч.: в 5 т. - СПб., 2001. - Т. 1
28 Прокофьева В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского университета, 2005. - No 11. Электронный ресурс. [URL: http://vestnik.osu.ru/2005_11/12.pdf]
29 Пыхтина Ю.Г. Функционально-семантическая типология пространственных образов и моделей в русской литературе XIX - нач. XXI века. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Электронный ресурс. [URL: http://dissovet.rudn.ru/web-local/prep/rj/dis/download.php? file=e686d96bd2869d2a6f2317a954bd889b554]
30 Семенов А.Н. Пространство прозы С.Д.Кржижановского / Гуманитарные науки Югории: сб.науч.тр. - Ханты-Мансийск: Издательство Югорского Университета, 2004. - Вып.3
31 Синицкая А.В. Пространственность и метафорический сюжет (на материале произведений С. Кржижановского и К. Вагинова. Дис.кан.филол.наук. - Самара, 2004
32 Степанов Ю.С. Концепт // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004. Электронный ресурс. [URL: http://ec-dejavu.ru/c/Concept.html]
33 Телегин С.М. Термин "мифологема" в современном российском литературоведении // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции 9г. Астрахань, 19-24 апреля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Исаева. - Астрахань: Изд. дом "Астраханский университет", 2010. Электронный ресурс. [URL: http://asu.edu.ru/images/File/Izdatelstvo/mat-ly%20Isaev%20GG.pdf]
34 Топоров В.Н. Минус-пространство С. Кржижановского // Топоров В.Н. Миф, ритуал, символ, образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.,1995. Электронный ресурс. [URL: http://imli.ru/upload/elibr/folklor/Toporov_V.N._Mif._Ritual._Obraz._Simv ol._1995..pdf]
35 Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: ... , 1983. Электронный ресурс. [URL: http://ec- dejavu.ru/p/Publ_Toporov_Space.html]
36 Фарыно Е. Введение в литературоведение. СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. Электронный ресурс.
[URL:http://www.imli.ru/upload/elibr/teoriya/Farino_E._Vvedenie_v_literat urovedenie._2004.pdf]
37 Флоренский,П.А. Обратная перспектива // Флоренский, П.А. Соч.: В 4 т. Т.З. - М.: Мысль, 1999
38 Эпштейн М.Н. Образ // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987
39 Юнг К.Г. Подход к бессознательному // Архетип и символ. — М., Ренессанс, 1991


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ