ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ. 8
1.1. Конференция в Стокгольме 5-16 июня 1972 г. и инициатива европейских государств. 8
1.2. Доклад «Наше общее будущее», представленный премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд. 10
1.3. Конференция в Рио-де-Жанейро 1992 г. и принятые документы 14
1.4. Йоханнесбургский саммит 2002 г. и программные ориентиры 16
1.5. Конференция в Рио-де-Жанейро 2012 г. (Рио +20) и ее итоги. 18
1.6. Конференция в Нью-Йорке 2015 г. 20
2 ГЛАВА. СТРАТЕГИИ СТРАН СКАНДИНАВИИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. 23
2.1. Европейская конференция по устойчивому развитию больших и малых городов Европы 1994 г. в Ольборге. 23
2.2. Концепция «зеленого» государства на примере Скандинавских государств. 26
3 ГЛАВА. ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ (ООН-ХАБИТАТ) И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СТРАНАХ СКАНДИНАВИИ. 38
3.1. Программа ООН Хабитат. 38
3.2. Концепция «Smart City». 40
3.3. «Умные города» в странах Скандинавии. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ……………
Актуальность темы исследования. Проблемами катастрофического состояния окружающей среды в крупных городах и нерационального использования природных ресурсов в условиях глобального экологического кризиса обеспокоены не только отдельно взятые государства, но и международные организации, в первую очередь, Организация Объединенных Наций. Так, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил буквально следующее: «Я хотел бы, чтобы наш обновленный комплекс штаб-квартиры в конечном итоге стал всемирно признанной моделью эффективного потребления энергии и ресурсов. Помимо Нью-Йорка, в инициативе должны принять участие другие штаб-квартиры и офисы Организации Объединенных Наций во всем мире». По этой причине периодично созываются и проводятся саммиты, конференции по проблемам охраны окружающей среды и устойчивого развития, постоянными и наиболее активными участниками которых выступают европейские страны.
В принятых на данных конференциях документах отмечается, что одним из действенных механизмов предупреждения пагубных антропогенных воздействий на окружающую среду является переход государств к так называемой «зеленой экономике». Тем более что в последние несколько лет список государств, внедряющих зеленую экономику, непрерывно пополняется. Одними из первых государств, начавших перестройку в сторону «зеленой» экономики являются именно страны Скандинавии.
Скандинавия – европейский регион, который охватывает Скандинавский полуостров, в который входит пять государств: Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия. Регион славится своей эффективной политикой, направленной на реализацию международной концепции устойчивого развития. Страны Скандинавии добились больших успехов в области устойчивого развития и стабилизировали экологическую ситуацию не только в своих государствах, но и привнесли вклад в развитие международных экологических программ.
В представленной выпускной квалификационной работе рассмотрена эффективность внедрения зеленой экономики странами Скандинавии, а также их вклад в продвижение устойчивого развития и стимулирование зеленой экономики в других государствах по всему миру.
В связи с нависшей над миром экологической угрозой, найдется мало государств, которые бы не пытались каким-либо образом воплотить вышеперечисленные пункты в жизнь. Создаются экологические программы в рамках международных организаций: такие как ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде; создаются международные и региональные экологические организации, такие как, Global Nest, Всемирный фонд дикой природы и т.д. Следовательно, данный вопрос так или иначе положен в повестку дня не только скандинавских, но и других стран, правительства и общества которых знают о существовании экологического кризиса и пытаются разрешить эту проблему.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить роль Скандинавского региона в области внедрения устойчивого развития. Задачи настоящего исследования следующие:
- проанализировать деятельность стран Скандинавии в международных организациях в сфере охраны окружающей среды;
- рассмотреть значимость действий и роль скандинавских государств на конференциях по устойчивому развитию;
- показать основные направления национальных экологических стратегий скандинавских государств, а также преимущества внедрения устойчивых технологий и оборудования;
- определить экономические перспективы и прогресс на пути к зеленой экономике в Скандинавии;
- определить эффективность стратегии «smart city» в странах Скандинавии.
В связи с этим объектом настоящего исследования является устойчивое развитие стран Скандинавского региона, а его предметом - основные направления реализации концепции устойчивого развития в скандинавских странах.
Методологическая основа исследования – общенаучные (исторический, логический) и политологические (системный анализ) методы.
Существует огромное количество работ по проблемам реализации зеленой экономики в контексте концепции устойчивого развития. Большинство из них посвящены описанию тенденций развития зеленой экономики, рассмотрению эффективности данного вида экономики, как в общем, так и в целом. Так, во многих статьях на данную тематику, таких как, например, в работах И.Н. Сычева «Зеленая экономика – устойчивое развитие экономики», К.С. Гудзенко «Зеленая экономика как путь к устойчивому развитию экономики мира» – устойчивое развитие рассматривается сквозь призму перехода мирового сообщества к базовым принципам зеленой экономики.
Вышеназванные работы нацелены на теоретическое рассмотрение концепции устойчивого развития и возможном применении на практике в конкретных условиях применительно к отдельным регионам. Вместе с тем авторы не затрагивают уже воплощенную в стратегии государств концепцию устойчивого развития, а также не учитывают различие региональных, географических, политических, экономических и других факторов, говоря о внедрении зеленой экономики в мировое сообщество.
В ряде статей вопросы зеленой экономики и устойчивого развития рассматриваются в контексте определенного государства, например Российской Федерации, Казахстана, какого-то региона и т.д. К ряду таких работ можно причислить статьи Дуйсенбековой А.А. «Зеленая экономика – экономика будущего», где она рассматривает преимущества перехода Казахстана к данной концепции ; Мамедова О.В. «Направления развития зеленой энергетики России» – статья входит в сборник докладов, подготовленных Российским институтом стратегических исследований на тему устойчивого развития России .
Говоря конкретно о скандинавском регионе, следует заметить, что существует ряд статей на заданную тему, но включающих в себя исследование зеленой экономики одного из вышеперечисленных пяти государств, а не региона в целом и чаще всего исследование ведется «на будущее», т.е. нет оценки эффективности политики, есть только собственно стратегия и план на будущее.
Отсюда можно сделать вывод, что тематика устойчивого развития и, в частности, «зеленой» экономики довольно востребована как таковая. Но в рамках настоящего исследования данная тема рассмотрена в контексте скандинавского региона.
Исследование базируется не только на основных принципах перехода к зеленой экономике и устойчивому развитию, но и на конкретных фактах, которые позволят сделать вывод об эффективности проводимой скандинавскими государствами политики.
Данная выпускная квалификационная работа опирается на ряд отечественных и зарубежных статей. В качестве источников зарубежной литературы рассмотрены труды скандинавских авторов, в частности, Glaas, E. and Juhola, S. Michael E., Goodsite, Marion Davis, Mia Landauer, которые затрагивают в своих работах тему изменения климата и пути решения данного рода проблем правительствами Северных государств . Rummukainen, M., Bergström, S., Persson, G., Rodhe говорят об использовании «зеленых» технологий и «зеленой» политике государства в конкретно взятых странах (Швеции, Норвегии), а не региона в целом .
В работе были использованы также труды отечественных авторов. За основу взята статья Гурьевой М.А., Харитоновой Т.А. ««Зеленые программы» Скандинавских стран», в которой авторы рассматривают феномен высокой эффективности программ устойчивого развития в странах Скандинавского региона по достижению высокого уровня качества жизни населения. Также рассматривают экологически ориентированные проекты в данных странах. Описаны основные задачи такого вида программ в государствах Скандинавии и направления работы скандинавских правительств в данной сфере .
Для того чтобы оценить эффективность использования зеленой экономики и устойчивого развития в скандинавских странах, необходимо проанализировать масштабы использования устойчивого развития в повседневной жизни, а также выявить соответствие между ожиданиями правительств, прибегнувших к подобной стратегии и самими результатами на сегодняшний день.
На основе анализа резолюций и других документов ООН, и, в частности, ЮНЕП, принятых, начиная со Стокгольмской конференции 1972 г., на которой впервые был определен термин «устойчивое развитие», вплоть до последнего Саммита 2015, прошедшего в Нью-Йорке также при содействии стран Скандинавского регион, в работе проводится оценка масштаба действий данных государств в области устойчивого развития.
Проанализировав деятельность стран Скандинавии на международном уровне, можно сделать вывод о том, что их вклад в стратегию устойчивого развития признается всем мировым сообществом. Скандинавские страны играли и продолжают играть значимую роль на конференциях по устойчивому развитию, выступая инициаторами и организаторами многих из вышеперечисленных конференций. Ни одно мероприятие экологического характера не обходится без выступлений и докладов представителей скандинавского региона, что еще раз подтверждает их вес на международной арене по проблемам окружающей среды и устойчивого развития.
В данной выпускной квалификационной работе на конкретных примерах показано, что государства Скандинавского региона уделяют огромное внимание защите окружающей среды не только на международном уровне (участие в конференциях и саммитах, выделение средств из государственного бюджета для помощи в этом вопросе развивающимся государствам, самостоятельная инициатива и организация подобного рода мероприятий), но и на внутригосударственном (выделяют приличные суммы из бюджета государства для реализации «зеленых» идей внутри страны) .
Следовательно, можно сделать вывод, что Скандинавский регион является ярким представителем успешной экологической политики. В каждом из государств накоплен опыт по утилизации любых видов отходов и мусора. Например, для граждан этих стран сортировка мусора по специальным контейнерам означает их участие в экологической жизни их собственного государства. Но при этом необходимо отметить, что при несоблюдении данных правил правительствами стран предусмотрена административная ответственность.
Интересно, что в некоторых скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия) правительство увеличило налоги на загрязнение среды, что стало большой государственной статьей бюджета. Так, на практике можно убедиться, что налоговые сборы тоже играют немаловажную роль в осуществлении экологической политики.
Как уже было отмечено ранее, экологическую политику в Финляндии признали самой лучшей в мире . 2 место занимает Исландия, далее – Швеция, Дания. При составлении этого рейтинга учитывались такие факторы, как защита экосистемы, забота о здоровье граждан и т.п. Таким образом, данный рейтинг показывает насколько успешна экологическая политика всех государств скандинавского региона, при условии того, что все страны, кроме Норвегии попали в первую пятерку.
Делая вывод, можно сказать о том, что многие видные экологи, экономисты, социологи обеспокоены существующим на данный момент положением дел и, начиная с 70-х годов XX века (Стокгольмская конференция) объединяют свои усилия для того, чтобы выработать новый подход в построении отношений между человеком и средой, где он проживает и обитает. В результате совместного объединения усилий представителей как Скандинавских, так и многих других государств, возникла концепция устойчивого развития. Как уже говорилось ранее, под «устойчивым развитием» понимается развитие, в ходе которого потребности современного поколения не ставят под угрозу развитие и благополучие поколений в будущем.
Следовательно, такие параметры как состав почвы, воды, гравитация, свойства земной поверхности, а также генофонд, в том числе здоровье населения, состояние экосистем спустя определенное количество времени должны оставаться неизменными. В этой связи, одной из важнейших задач становится охрана и защита окружающей среды, целью которой является, с одной стороны, обеспечение сохранности качеств и аспектов окружающей среды, которые должны быть постоянны и подвергаться изменениям, а с другой – обеспечение непрерывного урожая полезных культур и растений, скота и других, наиболее необходимых человеку, ресурсов.
Но не только сами страны Скандинавии проводят успешную экологическую политику, но и правительства их городов способствуют продвижению «зеленой» экономики, а также придерживаются концепции «умного города». Устойчивое развитие современного города – это исключительно актуальная задача, которая должна решаться всеми жителями и руководством города, чтобы обеспечить высокое качество городской среды, высокое качество жизни, равновесие города и природной среды. Устойчивое развитие должно обеспечить создание красивого, здорового, любимого жителями города, обеспечивающего полное удовлетворение их потребностей.
Как и любая глобальная программа, идея устойчивого развития вызывает споры в стратегии и тактике действий. Может ли быть осуществимым устойчивое развитие без быстрого экономического роста, призванного исключить бедность и неравенство, или, напротив, необходим постоянный рост экономики? Может ли нынешнее поколение решать проблемы будущих поколений, не зная их потребностей? На каких людей ориентироваться в стратегии устойчивого развития: на обычных жителей или на людей с повышенными этическими качествами?
Однако достигнутые, хотя и небольшие, результаты показывают, что успешная реализация концепции устойчивого развития населенных пунктов может дать человечеству очень многое. Хотя она и нацелена на будущие поколения, ее достоинства можно оценить уже сейчас.
Проведенный анализ показывает, что у мирового сообщества есть все средства для осуществления главных задач концепции. Однако для этого необходимо включение в решение проблем урбанизации всех акторов мировой политики, начиная с самих государств и заканчивая отдельными гражданами, поэтому нам необходимо расширять осведомленность человечества в данном вопросе: подключать СМИ, образовательные учреждения, неправительственные организации к более всеобъемлющему характеру информирования. В устойчивом развитии города на одном из первых мест стоит задача создания благоприятной городской среды. Эта среда непосредственно влияет на качество городской жизни, позитивно воздействует на основные органы чувств (зрение, слух, обоняние) подобно природным воздействиям. Экологичные здания и инженерные сооружения органично вписываются в экосистему и воспринимаются ей как обычные природные компоненты.
Важно, что благоприятная окружающая среда предоставляет человеку высокое качество жизни, широкие возможности его совершенствования и развития, поощряет общение жителей. И, наконец, она находится в равновесии с природной средой, при максимальном вхождении природной среды в город. Устойчивое проектирование, строительство, создание развитой инфраструктуры являются основными инструментами, помогающими сформировать устойчивый и здоровый город.
Данные аспекты затрагивают все без исключения проблемы, имеющие отношение к обеспечению устойчивого развития города – от перехода к более природоохранному строительству до обеспечения экологического равновесия, от создания здоровой среды до минимизации потребления ресурсов и роста использования возобновляемых ресурсов, от поощрения общения жителей и их образования в области охраны окружающей среды до утилизации всех отходов и их минимизации.
Следовательно, можно говорить о том, что столицы Скандинавских государств полностью соответствуют статусу «умного» города и эффективно проводят политику на пути реализации данной концепции. Городами успешно внедряются устойчивые технологии по утилизации и переработке отходов, используются экологичные виды топлива (биотопливо, этанол, метанол), успешно выполняются национальные планы властей по достижению необходимых целей к определенному году. В качестве цели могут выступать сокращение токсичных выбросов в атмосферу, замена ископаемых источников энергии альтернативными, полная замена личных транспортных средств на государственный (преобладание в центре города городских видов транспорта – метро, автобусы, трамваи) и велосипедный виды транспорта и т.п.
Можно сделать вывод, что роль стран Скандинавского региона в области внедрения устойчивого развития очень важна: они являются не только участниками масштабных мероприятий по вопросам окружающей среды, но и инициаторами конференций и саммитов по окружающей среде, а также новаторами во внедрении в экономику новых экологически ориентированных технологий.
В частности, на примере анализа стратегии стран Скандинавии можно увидеть, что не обязательно рисковать качеством окружающей среды и здоровьем населения для того чтобы быть успешным развитым государством. Скандинавские государства зарекомендовали себя на международной арене как гуманитарные державы, стратегии охраны окружающей среды в которых положены в основу международной концепции устойчивого развития.
1. Города и населенные пункты. Цели в области устойчивого развития ООН .
2. Данные Института окружающей среды Финляндии
3. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, 1972г. .
4. Доклад всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее», 1987 г. .
5. Доклад датского правительства – план на 2050 год .
6. Зеленая экономика в контексте устойчивого развития Рио +20 .
7. Зеленая экономика. Доклад ЮНЕП. .
8. Индекс экологической эффективности стран, составленный и Колумбийским университетами совместно со Всемирным экономическим форумом, 2016 г. .
9. Национальный план правительства Исландии на 2050 год .
10. Национальный план Финляндии на 2015-2020 года. .
11. Национальный план Швеции по изменению окружающей среды к 2030-му году .
12. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, 2002 г. .
13. Повестка дня на XXI век, 1992 г.
14. Права человека и Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года .
15. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 июля 2012 года. «Будущее, которого мы хотим». .
16. Рейтинг стран по количеству потребляемой возобновляемой энергетики .
17. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, 1992 г. .
18. Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Предлагаемая среднесрочная стратегия на период 2014-2017 годов , 2012. .
19. Стокгольмская конференция: .
20. Формирование глобального партнерства для достижения Целей развития тысячелетия, 2015. .
21. Хартия «Города Европы на пути в устойчивому развитию» (Ольборгская Хартия), 1994 г..
22. Цели в области устойчивого развития ООН .
23. Цели качества окружающей среды, разработанные Шведским парламентом .
24. Цели развития тысячелетия ООН .
25. Экологический план на 2020 год .
26. ЮНЕП: навстречу «зеленой» экономике .
27. Eurostat.Sustainable development in the European Union. Затраты на окружающую среду стран Европы. Евростат .
28. Nordic Sustainable Development Indicators 2013. .
29. Smart city Challenge. Department of transportation .
30. Waste management plan for Stockholm //URL: .
Литература
1. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение, 2011. .
2. Ганин О. Б., Ганин И. О. «Умный город»: Перспективы и тенденции развития // ARSADMINISTRANDI, 2014. .
3. Гудзенко К.С. Зеленая экономика, как путь к устойчивому развитию экономики мира, 2013. < http://law-journal.ru/files/pdf/201304/201304_132.pdf >.
4. Гурьева М.А., Харитонова Т.А. «Зеленые программы» Скандинавских стран // Экономика и предпринимательство, Под. Ред. Журнала «Экономика и предпринимательство», Москва, 2016, С.80-82.
5. Гущин А.Н. Теория устойчивого развития города: учебное пособие для студентов факультета экономики и управления ИУ Урал ГАХА / А.Н. Гущин - М.: Директ-Медиа, 2011. - 128 c.
6. Дуйсенбекова А.А. Зеленая экономика – экономика будущего, 2015..
7. Мамедова О.В. Направления развития зеленой энергетики России// Перспективы развития «зеленой» экономики: вызовы для России. Российский институт стратегических исследований, 2014, С. 38-46.
8. Мордовец А.В. Деятельность ООН по реализации концепции устойчивого развития в глобализирующемся мире, 2007. < http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/214245.html >.
9. Никонов М.В. От стратегии к практике по вопросам сохранения окружающей природной среды, 2015< http://www.novsu.ru/file/1009537 >.
10. Сычева И.Н. Зеленая экономика – устойчивое развитие экономики, 2014 .
11. И.А. Цверианашвили, Стокгольмская конференция 1972 г. и её роль в становлении международного экологического сотрудничества, 2016 .
12. Хоменко Е.В., Хоменко И.А. New concept of sustainability and Scandinavian countries’ sustainable development policy //Экономический вестник Донбасса, 2014, №4 (38), С.27-33.
13. Colin Harrison, Ian Abbott Donnelly, A theory of smart cities, 2011. .
14. Glaas, E. and Juhola, S. New Levels of Climate Adaptation Policy: Analyzing the Institutional Interplay in the Baltic Sea Region, 2016.< http://www.mdpi.com/2071-1050/5/1/256>.
15. Johan Driesen. Research, Innovation & Education in Smart Cities, 2015. .
16. Klein, R. J. T. and Juhola, S. A Framework for Nordic Actor-Oriented Climate Adaptation Research, 2014 .
17. Michael E. Goodsite, Marion Davis, Mia Landauer. Climate Change Adaptation in the Nordic Countries, 2015. .
18. Rummukainen, M., Bergström, S., Persson, G., Rodhe, J. and Tjernström, M. The Swedish Regional Climate Modelling Programme, 2015. < https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15264594 >.
Интернет-ресурсы
1. Генеральная Ассамблея ООН: .
2. Официальный сайт бюджетных расходов Швеции.
3. Официальный сайт вулканов Исландии .
4. Официальный сайт Копенгагена по транспортной инфраструктуре .
5. Официальный сайт Осло .
6. Официальный сайт правительства Хельсинки .
7. Официальный сайт Рейкьявика по возобновляемым источникам энергии .
8. Официальный сайт статистики Дании .
9. Официальный сайт статистики Исландии .
10. Официальный сайт статистики Норвегии .
11. Официальный сайт Стокгольма .
12. Стокгольмская конференция: .
13. Global Energy Statistics .
14. HABITAT I .
15. HABITAT II .
16. HABITAT III .
17. Sustainable projects of Denmark .
18. Transport services of Helsinki .
19. Waste management in Copenhagen .