Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности интерпретации творчества А.И. Солженицына в современной системе образования

Работа №133352

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы117
Год сдачи2023
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..2-6
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТВОРЧЕСТВА СОЛЖЕНИЦЫНА В ШКОЛЕ 7-72
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТВОРЧЕСТВА СОЛЖЕНИЦЫНА В НАУЧНЫХ РАБОТАХ 73-101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102-106
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 107-


Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель XX века, крупнейший диссидент-мыслитель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Его творчество оказало значительное влияние на литературную и политическую жизнь России и мира. Солженицын стал известен благодаря своим произведениям, посвященным истории России и проблемам человеческой свободы и справедливости, среди которых наиболее известны «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо». В своих произведениях писатель не только описывает реальные события, но и выражает свои личные взгляды и идеи, касающиеся политических, социальных и религиозных вопросов.
В данной диссертации будет рассмотрена рецепция творчества А. И. Солженицына в отечественной культуре на примере изучения рассказа «Один день Ивана Денисовича» в школьной практике, который позиционируется системой образования как главное произведение писателя.
Творчество А. И. Солженицына является одним из наиболее значимых явлений отечественной литературы XX века. В своих произведениях он затрагивал сложные проблемы общества, такие как политическая репрессия, свобода личности, историческая память и традиции, религиозность и нравственность. В связи с этим, вопросы интерпретации творчества Солженицына стали актуальными в современной системе образования, где он широко изучается в рамках уроков литературы, истории и обществознания.
Однако интерпретация творчества Солженицына в современной системе образования не является единообразной. Различные школы и методики подходят к его творчеству по-разному, что может приводить к искажению его идей и значимости. Поэтому, в данной диссертации будет рассмотрено, какие особенности интерпретации творчества А.И. Солженицына существуют в современной системе образования; какие методы и подходы используются; как они соотносятся с историческим и литературным контекстом его произведений; насколько «школьное знание» о творчестве писателя соответствует взгляду на творчество этого автора, сложившемуся в современном литературоведении.
Таким образом, данное исследование является актуальным и важным для образовательной практики, а также для развития литературной критики и исследований в области современной литературы.
Исходя из актуальности, была определена цель проведённого в данной работе исследования, которая заключается в определении проблем и противоречий в интерпретации творчества Солженицына в современной системе школьного образования.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
 определить особенности интерпретации творчества Солженицына ( на примере рассказа «Один день Ивана Денисовича» ) в школе;
 определить особенности интерпретации творчества Солженицына ( на примере рассказа «Один день Ивана Денисовича» ) в научных работах;
 определить, насколько интерпретация творчества Солженицына в школе адекватна современному научному взгляду на творчество автора.
Объектом исследования данной диссертации является творчество А. И. Солженицына, его литературное наследие и идеи, а также способы их интерпретации в современной системе образования.
Предметом исследования являются особенности интерпретации творчества А. И. Солженицына в современной системе образования, а также методы и подходы, используемые при анализе его произведений.
Материалом исследования послужили учебники по литературе для 11 класса под редакцией следующих авторов: Л.А. Вербицкой; В.В. Агеносова; М.М. Голубкова; С.А. Зинина и В.А. Чалмаева; Г.Н. Ионина; В.И. Коровина; Б.А. Ланина; Т.Ф. Курдюмовой; В.П. Журавлева; И.Н. Сухих; В.Ф. Чертова; Г.В. Москвина; А.К. Михальской и О.Н. Зайцевой. Также в качестве материалов исследования были использованы научных работы следующих авторов: Я. Бай, Н.А. Богословская, Е.А. Герасимова, А.В. Гиль, М.М. Голубков, Ц. Гун, М.С. Зимина, Ю.О. Коняева, Л.Ю. Короткова, В.Ш. Кривонос, А.В. Лафуткина, Д.А. Романов и мн. др.
В основу методологии исследования положен комплексный подход : историко-литературный принцип исследования, опирающийся на проблемно-тематический; сравнительно-типологический; биографический; описательный и текстологический методы и подходы.
Полноценный анализ образа А.И. Солженицына, складывающегося в школьных учебниках, оказывается возможен благодаря обращению, с одной стороны, к выполненным в рамках различных методологий работам солженицыноведов ( что даёт общее представление о поэтике автора ), а с другой стороны – к работам по рецептивной эстетике ( работы Р. Ингардена, В. Изера, Х.-Р. Яусса ).
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование особенностей интерпретации творчества Солженицына в различной сфере современной системы образования, а подобная работа ещё не проводилась. В диссертации представлены новые исследовательские данные о том, как происходит интерпретация творчества писателя в современной системе образования, какие методы и подходы используются для этого, какие трудности возникают при такой интерпретации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена расширением понятийного аппарата в области интерпретации литературы в образовании, уточнением методов и подходов, используемых для интерпретации творчества А. И. Солженицына в школьной программе и научных работах. Работа построена на системном подходе к анализу образного воплощения творчества писателя в современной системе образования, что определяет значение данного исследования в аспекте расшифровки кода писателя в русском культурном контексте.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования материалов данного исследования в лекционных курсах, посвященных изучению жизни и творчества А. И. Солженицына в ВУЗах, а также в школьном преподавании литературы. Полученную информацию можно использовать в литературоведческих курсах и иных мероприятиях, связанных с творчеством писателя, а также при разработке методических рекомендаций по проблемам исследования поэтики, вопросам национального своеобразия русского культурного наследия и таким образом содействовать совершенствованию преподавательской деятельности.
Структура диссертации включает введение, две главы («Особенности интерпретации творчества Солженицына в школе», «Особенности интерпретации творчества Солженицына в научных работах»), заключение и использованную литературу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования были выявлены особенности интерпретации творчества А.И. Солженицына в современной системе образования. Проанализированы различные методы и подходы к интерпретации его произведений, их преимущества и недостатки, а также соответствие с историческим и литературным контекстом.
В ходе работы над 1 главой «Особенности интерпретации творчества А.И. Солженицына в школе» было проанализировано 13 учебников по литературе для 11 класса различной степени углубленности изучения. По результатам анализа данных учебных пособий были получены следующие основные выводы:
 В большинстве учебников школьной литературы используется цитирование критиков, литературоведов, писателей и иных деятелей искусства в качестве доказательной базы тезисов автора учебника. Однако в большинстве пособий приводится цитирование Ж. Нивы или цитирование писателей, биографично связанных с А.И. Солженицыным; не используется цитирование современных критиков и литературоведов.
 Большинство учебников содержит идентичные факты из биографии писателя. Редкие факты, позволяющие иначе интерпретировать творчество писателя, не использовались. Биография Солженицына передается кратко, за исключением «лагерного периода», на котором акцентируется внимание, т.к. факты данного периода являются основой последующего творчества писателя, в том числе рассказа «Один день Ивана Денисовича».
 В школьных учебниках практически не была представлена недостоверная или ложная информация, за исключением неточностей о профессиональной деятельности Солженицына. Авторы учебных материалов не указывают конкретный период работы писателя в качестве учителя математики, физики и астрономии, что может привести к искажённому представлению учеников о жизни и деятельности писателя. Важно помнить, что писательская работа не является единственным занятием авторов, и они могут сталкиваться с трудностями и проблемами в своей личной жизни и профессиональной карьере, что также может повлиять на их творчество. Таким образом, важно учитывать все аспекты жизни и творчества авторов при изучении их произведений, что не в полной мере учитывается при написании школьного учебника.
 Учебники по литературе ориентированы на среднего ученика и не содержат полного определения идеологии и религии писателя. Некоторые учебные пособия упоминают о политических взглядах Солженицына, но это не является основной темой изучения. Учебники по литературе являются результатом выбора программы и утверждения министерством образования, что может влиять на то, какие аспекты творчества авторов будут рассматриваться в школьных учебниках.
 Авторы учебников по литературе акцентируют внимание на документальности произведений А.И. Солженицына, так как он является ярким представителем литературы «документализма». Важно помнить, что произведения Солженицына не являются историческими учебниками, а являются художественными текстами. Важным аспектом изучения литературы является анализ художественных средств, используемых автором для создания образов и передачи своих идей и взглядов.
 В учебниках определяется несобственно-прямая речь, кратко говорится о речевых приемах, используемых Солженицыным, определяется категория времени. Художественный аспект является мало проработанным в текстах учебников. Авторы трансформируют творчество писателя, заставляя читателей думать о его произведения с точки зрения исторической точности. Однако произведения Солженицына являются художественными текстами, которые трансформируют реальность и персонажей для создания художественного образа.
 В учебниках по литературе описывается рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Но вместо цитирования, авторы учебников скорее описывают события и отношение героя к труду и хлебу, не уделяя должного внимания основной идее произведения.
 Большинство авторов считают, что основная идея его творчества заключается в раскрытии правды о советских репрессиях и ГУЛАГе. Тем не менее, лишь несколько авторов указывают на то, что основной идеей творчества Солженицына является сохранение морального и человеческого принципов.
Таким образом, интерпретация творчества Солженицына в школьных учебниках характеризуется: акцентом на документальность произведений писателя; отсутствием или слабым определением идеологических и религиозных убеждений писателя; недостаточным раскрытием особенностей построения художественного текста Солженицыным, идентичностью идеи творчества от учебника к учебнику.
В ходе работы над 2 главой «Особенности интерпретации творчества А.И. Солженицына в научных работах» были проанализированы научные работы следующих авторов: Я. Бай, Н.А. Богословская, Е.А. Герасимова, А.В. Гиль, М.М. Голубков, Ц. Гун, М.С. Зимина, Ю.О. Коняева, Л.Ю. Короткова, В.Ш. Кривонос, А.В. Лафуткина, Д.А. Романов. Результаты анализа позволили заключить следующее:
 Использование ссылок на научные работы предшественников-литературоведов, которые исследовали поэтику А.И. Солженицына, учёные цитируют не исследователей, а просто авторитетных людей ( например, А.А. Ахматову в работе А.В. Лафуткиной «Творчество А.И. Солженицына (на примере рассказа “Матрёнин двор”, повести “Один день Ивана Денисовича”, эссе “Жить не по лжи”)», М. В. Зимянина и К.М. Симонова в работе Л. Ю. Коротковой «А.И. Солженицын глазами русских критиков (на материале рассказа «Один день Ивана Денисовича ), и обращаясь к ним не столько аргументируют суждения о поэтике писателя, сколько используют их фигуры для придания веса оценочным суждениям. Эта черта часто встречалась в ходе исследования школьных учебников по литературе. Такие цитирования вызваны тем, что исследователям сложно занять нейтральную позицию из-за того, что творчество А. И. Солженицына идеологизировано. Употребление малоизвестных фактов жизни и творчества Солженицына, позволяет авторам научных работ дать дополнительные доказательства своих идей и аргументов, а также раскрыть определенные аспекты творчества и жизни писателя, которые ранее не были известны или не были широко обсуждены.
 Творчество Солженицына остаётся актуальным и значимым до сих пор благодаря его глубокой философии, религиозности и критике советского общества.
 Кроме документальности, композиционное построение и стилистическое оформление произведений Солженицына рассматриваются авторами как художественная ценность и могут повлиять на интерпретацию произведений читателями.
 Основной идеей творчества Солженицына является убеждение в непоколебимости человеческой нравственности и достоинства даже в самых жестоких условиях.
 Философское, этическое и эстетическое содержание является актуальным и интересным для изучения не только в контексте истории ГУЛАГа, но и в контексте современных проблем общества, таких как нарушение прав человека, коррупция и борьба за свободу и справедливость.
 Произведения рассматриваются авторами научных работ не только как «историческая книга», но и как художественное и идейные произведения, а также достояние культуры.
Таким образом, интерпретация творчества Солженицына в научных работах характеризуется: использованием цитирования различных критиков; литературоведов, иных деятелей искусства в рамках доказательной базы; акцентированием внимания на особенностях построения текстов произведений; использованием малоизвестных фактов биографии; изучением религиозной, идеологической составляющей творчества Солженицына.
В ходе исследования прослеживаются различия в интерпретации творчества А. И. Солженицына на разных ступенях системы образования:
 интерпретация творчества Солженицына в школьных учебниках характеризуется: акцентом на документальность произведений писателя; отсутствием или слабым определением идеологических и религиозных убеждений писателя; недостаточным раскрытием особенностей построения художественного текста писателем, идентичностью идеи творчества от учебника к учебнику;
 интерпретация творчества Солженицына в научных работах характеризуется: акцентированием внимания на особенностях построения текстов произведений; использованием малоизвестных фактов биографии; изучением религиозной, идеологической составляющих творчества Солженицына.
Тем самым было доказано, что существуют различия в интерпретации творчества А. И. Солженицына на разных ступенях современной системы образования. Однако стоит отметить, что в ходе исследования современной школьной системы образования и научных работ, не было выявлено существенных различий в общей картине образа писателя. Совершенно естественно, что наука изучает творчество А. И. Солженицына более глубоко, в отличие от школы акцент ставится на поэтику произведений, но писатель закрепил за собой место в современной системе образования как человека с неординарной биографией, патриота, борца за правду и свободу слова.



1. Солженицын, А. И. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 1. Рассказы и Крохотки / А. И. Солженицын. – М.: Время, 2006. 672 с.
b.) Учебники :
2. Литература: 11 класс : базовый уровень : учебник в 2 частях. Ч.2./ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина [и др.]; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение, 2022. 255 с.
3. Литература: 11 класс : базовый уровень : учебник в 2 частях. Ч.2./ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина [и др.]; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение, 2022. С. 164.
4. Литература: 11 класс : учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни). В 2 частях. Ч.2 / М.М. Голубков, О.Ю. Панова. - М.: Мнемозина, 2021. 439 с.
5. Литература: 11 класс: базовый уровень : учебник / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина - М.: Просвещение, 2022. 333 с.
6. Литература: 11 класс: базовый уровень : учебник Л64 в 2 частях / О.Н. Михайлов [и др.] ; под редакцией В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2022. 431 с.
7. Литература: 11 класс. В 2 частях. Ч.2 : учебник : Базовый Л64 и углубленный уровни / В.В. Агеносов и др. ; под ред. В.В. Агеносова. - М.: Просвещение, 2021. 495 с.
8. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 частях. Ч.2 / С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. 544 с.
9. Литература. 11 класс : учебник для общеобразовательных организаций (углубленный уровень). В 2 частях.
10. Литература. 11 класс : учебник для общеобразовательных организаций (углубленный уровень). В 2 частях. Ч.2 / Г.Н. Ионин, Е.В. Невзглядова, М.А Черняк, Т.В. Мальцева [и др.] ; под ред. Г.Н. Ионина, Г.И. Беленького - М.: Мнемозина, 2021. 439 с.
11. Литература. 11 класс: базовый и углубленный уровни : Л64 учебник : в 2 частях / В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, А.М. Антипова, А.А. Маныкина ; под редакцией В.Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2022. 397 с.
12. Литература. 11 класс: учебник в 2 частях / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. – М.: Просвещение, 2022. 524 с.
13. Литература. 11 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. Л64. Углубленный уровень. В 2 ч. Ч.2 / В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Е.Д. Гальцова и др.] ; под ред. В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2018. 351 с.

с.) Научная литература :
14. Алтынбаева, Г. М., Герасимова, Л. Е. Изучение творчества А.И. Солженицына в университете: учебно-методическое пособие / Г. М. Алтынбаева, Л. Е. Герасимова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. – С. 64.
15. Алтынбаева, Г.М. «Чувства добрые» обращений А.И. Солженицына к молодёжи // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2022. № 2 (75). С. 129-137.
16. Алтынбаева, Г. М., Герасимова, Л. Е. А.И. Солженицын об эстетических экспериментах XX века и прозрениях художника [ глава в коллективной монографии ] // Современное как проблема в истории литературы и культуры: слова и границы понятий «модерн», «модернизм», «постмодерн», «постмодернизм»: коллективная монография / науч. ред.: Т.В. Журчева, И.В. Саморукова, К.А. Сундукова, Л.Г. Тютелова. Самара: ООО «Слово». 2021. С. 163-172.
17. Алтынбаева Г. М. Эстетика и поэтика русской литературы XX века в теоретическом и художественном осмыслении А.И. Солженицына: учебное пособие / под научной ред. проф. Л.Е. Герасимовой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2010. 160 с.
18. Арошидзе, М. В. Информативность ключевых слов в контексте художественного произведения ( на материале рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» ) // Русский язык в современном мире. 2009. № 1. С. 39-43.
19. Бай, Я. Поведение человека в условиях ограниченной свободы в романе А.И. Солженицына «В круге первом» / Я. Бай, Н. В. Сорокина // Неофилология. – 2021. – Т. 7, № 25. – С. 82-90.
20. Барыкова, М. И. Пословицы и поговорки в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 1. С. 100-102.
21. Богословская, Н. А. Особенности изображения русского национального характера в творчестве А. И. Солженицына (по материалам рассказов «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича») / Н. А. Богословская // "Жить не по лжи": нравственные императивы А. И. Солженицына в современной России и мире : сборник статей по итогам научно-практической конференции, Москва, 14 декабря 2018 года / Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. – С. 75-82.
22. Бянкина, Е. Е. Урок литературы «Чистый свет добра.» ( по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» ) // Библиотека журнала методист. 2009. № 8. С. 34-39.
23. Ван, Л., Ван, Ц. Нарративное искусство и описание трудового лагеря в повести «Один день Ивана Денисовича» // Актуальные проблемы стилистики. 2020. № 6. С. 173-181.
24. Герасимова, Е. А. Черты православной культуры в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» / Е. А. Герасимова // Национальный стиль русской литературной классики : Материалы VII Межвузовской с международным участием научно-практической конференции, Москва, 08 апреля 2021 года / Редколлегия: Г.И. Романова, И.Н. Райкова, отв. редактор С.А. Васильев. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2022. – С. 110-122.
25. Герасимова, Л. Е. Этический смысл формы рассказа «Один день Ивана Денисовича» в восприятии сегодняшних студентов // Международная научная конференция «“Ивану Денисовичу” — полвека»: К 50-летию публикации рассказа Александра Солженицына. Москва, 15–16 ноября 2012 г. / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; [cост. И.Е.Мелентьевой]. М.: Русский путь, 2013. 248 с. С. 185-191.
26. Герасимова, Л. Е. Проблемы восприятия творчества А.И. Солженицына студентами-гуманитариями и воспитанниками Православной Духовной семинарии // Путь Солженицына в контекст Большого времени: сб. памяти: 1918-2008 / сост., подготовка текста и общ. ред. Л.И. Сараскиной. М.: Русский путь, 2009. 480 с. С. 309-316.
27. Герасимова, Л. Е. Религиозный смысл статьи А.И. Солженицына «Жить не по лжи!» // Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. 440 с. С. 177-185.
28. Герасимова, Л. Е. Духовная основа современных споров о Солженицыне // Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Вып. IX. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015. 395 с. С. 376-389.
29. Гиль, А. В. Нарратив как форма и способ выражения исторических реалий в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» / А. В. Гиль // Тульская историческая весна - 2022: исторические источники: эвристика, анализ и интерпретация : Материалы III Всероссийской научной конференции молодых ученых, Тула, 17–18 марта 2022 года / Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2022. – С. 187-190.
30. Гиль, А. В. Пространственно-временная организация повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» / А. В. Гиль // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2022. – № 1(44). – С. 34-43.
31. Голубков, М. М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М. М. Голубков. - М. : Изд-во МГУ.1999. 112 с.
32. Гулак, А.Т., Юровский, В.Ю. Служение реальности (О формах повествования в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») // Русская речь. 2006. №1. С. 39-48.
33. Гун, Ц. Авторское сознание в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» / Ц. Гун // "Жить не по лжи": нравственные императивы А. И. Солженицына в современной России и мире : сборник статей по итогам научно-практической конференции, Москва, 14 декабря 2018 года / Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. – С. 82-87.
34. Гуськов, В. В. Своеобразие конфликта в рассказе «Один день Ивана Денисовича» // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. № 4 (20). С. 36-42.
35. Зарипов, А. Р. Дневниковые записи Р.Г. Назирова об «Одном днем Ивана Денисовича» // Солженицынские тетради: материалы и исследования. 2015. № 4. С. 176-180.
36. Зимина, М. С. Топонимы и периферийные онимы в рассказах А. И. Солженицына «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича» / М. С. Зимина // Русское слово как феномен духовности в славянской лингвокультуре пограничья : Научные доклады участников Международного научно-просветительского форума, Новозыбков, 18–21 мая 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 433-439.
37. Изер, В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория. Антология. М.: Флинта; Наука. 2004. С. 201-225.
38. Климушина, Е. А. « Вектор человеческой судьбы» ( изучение духовно-нравственных аспектов жизни и творчества А. И. Солженицына в школе ) // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2013. № 3 (40) С. 17-22.
39. Княжицкий, А. И. «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Опыт медленного чтения. // Русская словесность. 2009. № 2. С. 34-43.
40. Князькова, В.С. Отражение лексического своеобразия прозы А.И. Солженицына в словацких переводах (на материале рассказа «Один день Ивана Денисовича») [Текст] : дис. … канд.филол.наук : 10.02.03 / В.С. Князькова. – С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2009. – С. 43-96.
41. Колодина, Н. А. Биография писателя : как изучать в современной школе ( практические приёмы на примере биографий М. Шолохова и А.Солженицына ) // Методист. 2021. № 7. С. 51-59.
42. Коняева, Ю. О. "Голый человек" А. И. Солженицына (на основе анализа рассказа «Один день Ивана Денисовича») / Ю. О. Коняева // Слово. Словесность. Словесник : Материалы Международная научно-практическая конференция преподавателей и студентов, посвященной Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, Рязань, 21 апреля 2022 года / Отв. редактор Ю.А. Южакова. Том Выпуск VIII. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2022. – С. 182-186.
43. Короткова, Л. Ю. А. И. Солженицын глазами русских критиков (на материале рассказа «Один день Ивана Денисовича») / Л. Ю. Короткова // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства : сборник статей и материалов / Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского. – Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2020. – С. 162-168.
44. Корчагина, А. С. Структура повествования в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Интеллектуальный потенция XXI века: ступени познания. 2011. № 5-1. С. 139-145.
45. Кривонос, В. Ш. Реальность зла в «Одном дне Ивана Денисовича» А. И. Солженицына / В. Ш. Кривонос // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 75-80.
46. Лазарев, Ю. В. Изучение А.И. Солженицына в школе в контексте проблем современного литературного образования ( по материалам полемики в средствах массовой информации ) // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2011. № 3 (32). С. 43-56.
47. Лафуткина, А. В. Творчество А.И. Солженицына (на примере рассказа «Матрёнин двор», повести «Один день Ивана Денисовича», эссе «Жить не по лжи») / А. В. Лафуткина // Академическая публицистика. – 2019. – № 5. – С. 273-277.
48. Мазохина, О. А., Дедкова, А. Ю., Голованевский, А. Л. Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» как произведение о трагических судьбах людей в условиях сталинского режима. // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. 2017. №1 (52). С. 63-67.
49. Макшеева, Н. В. Западная интерпретация темы А.И. Солженицына ( об экранизации повести «Одного дня Ивана Денисовича» ) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (39). С. 24-28.
50. Масолова, Е. А. Толстовский текст и интертекст в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус» / А. И. Солженицын // Проблемы исторической поэтики. 2018. Т. 16. № 4. С. 195-217.
51. Махова, В. Н., Раева, А. В. Проблемы изучения рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор» в средней школе / В. Н. Махова, А. В. Раева // Известия Саратовского ун-та. Нов.сер. Сер. Филология Журналистика. 2014. Т. 14. Вып. 2. С. 82-84.
52. Мелентьева, И. Е. Какого цвета бурые тараканы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русский язык за рубежом. 2018. № 6 (271). С. 85-87.
53. Мелешко, Т. Н. Русский национальный характер в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Наука и современность. № 24. 2013. С. 82-84.
54. Мешалкин, А. Н. Нравственно-эстетический идеал в рассказах А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор» // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2006. № 2. С. 193-198.
55. Михайлик, Е. Один? День? Ивана Денисовича? или реформа языка // Новое литературное обозрение. 2014. № 2 (126). С. 289-305.
56. Нива, Ж. Солженицын / Ж.Нива. – М.: Худ.лит. 1992. С. 191.
57. Новикова, Т. С. Субстандарт XX века и его контрастивно-художественная интерпретация ( на материале повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» ) [ Текст ] : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Т.С. Новикова. – Белг. гос. ун-т. – Смоленск. 2008. 241 с.
58. Паламарчук, П. Г. Александр Солженицын : путеводитель / П. Г. Паламарчук. - М. : Столица. 1991. С.96.
59. Пелевина, Н. А., Яковлева, Е.В. Сенсуальность и соматика как маркеры опредмечивания эмотивности в текстах «лагерной прозы» ( на примере повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12-1 (90). С. 147-150.
60. Пронина, Е. Книга А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» для школы // Литература в школе. 2011. № 1. С. 47.
61. Прохорова, Т. Г. А. Солженицын «Матрёнин двор» ( XI класс ) // Русская словесность. 2011. № 2. С. 38-42.
62. Раева, А. В. Проблемы изучения рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор» в средней школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 82–84. (в соавторстве с В.Н. Маховой).
63. Романов, Д. А. Идиолект главного героя повести «Один день Ивана Денисовича» как отражение стилистических новаций А.И. Солженицына / Д. А. Романов, А. В. Гиль // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2022. – № 4(47). – С. 260-270.
64. Романов, Д. А. Стилистические традиции Л.Н. Толстого в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: языковая обрисовка героя // Русский язык в школе. 2010. № 10. С. 52-56.
65. Савельзон, И. В. Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: пространство, время, идея // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2007. № 3 (49). С. 22-25.
66. Салах, А.-Х. С. Изображение лагерной жизни как актуализация пространства смерти в произведениях русской литературы XX ст. ( на материале «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова ) // Наука и мир. 2017. № 1-2 (41). С. 59-63.
67. Сараскина, Л. И. Александр Солженицын / Л. И. Сараскина.- М. : Молодая гвардия. 2008. С.959.
68. Сараскина, Л. И. Критика «Одного дня Ивана Денисовича» в метаниях между хвалой и хулой // Текст и традиция. Изд-во: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. 2013. Т.1. С. 177-200.
69. Смирнова, А. И. Образ героини и семантика дома в рассказах А. И. Солженицына «Матрёнин двор» и В. Г. Распутина «Изба» // Cross-Cultural Studies : Education and Science. Vol. 3. Issue III. September 2018. PP. 51-57.
70. Солдаткина, Я. В. Русский национальный характер в прозе М.А. Шолохова и А.И. Солженицына. «Судьба человека» и «Один день Ивана Денисовича» // Русская словесность. 2009. № 6. С. 29-32.
71. Солженицын, А. И. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 1. Рассказы и Крохотки / А. И. Солженицын. – М.: Время, 2006. C. 15-264.
72. Солженицын, А. И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни // Новый мир. М., 1991. - № 6-8, С. 11-12.
73. Солженицын, А. И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть первая (1974-1978) // Новый мир. М., 1998. № 9. С. 47-125; № 11.С. 93-153.
74. Урманов, А. В. Творчество Александра Солженицына. – М.: Флинта: Наука. 2003. С. 384.
75. Фекличева, Н. Л. Образ праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» // Студенческий вестник. 2020. № 2-1 (100). С. 90-91.
76. Фурсенко, А. М. Человек и время в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Материалы к уроку. XI класс // Литература в школе. 2012. № 1. С.14-15.
77. Чалмаев, В. А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение. 1994. С. 288.
78. Шагбанова, Х. С. Семантика концепта «двор» в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // LITERA. 2023. № 1. С. 78-86.
79. Щедрина, Н. М. Повесть «Один день Ивана Денисовича» и концепция «Сбережения народа» А. Солженицына ( К 50-летию выхода повести из печати // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 1. С. 36-40.
80. Щербакова, И. В. «Окоём человечности» : к вопросу об актуальности изучения творчества А. И. Солженицына в средней школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-1 (54). С. 207-210.
81. Яусс, Х. Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ