Дискурс о Гражданской войне в России в визуальной пропаганде советской эпохи
|
Введение
Научный анализ темы отечественной визуальной пропаганды
Изученность феномена визуальной пропаганды в околосоциологической области знания
Разработанность проблематики визуальной пропаганды Гражданской войны в России
Теоретико-методологические основания анализа визуальной пропаганды в социологии: социальный конструкционизм
Визуальные методы анализа в социологических исследованиях: иконографический анализ изображений, социальная семиотика, дискурс-анализ
Гражданская война в России в интерпретациях визуальной пропаганды советской эпохи (на основе эмпирического исследования)
Программа исследования. База изображений.
Пример анализа выборочной темы «Образ ребенка» в дискурсе о Гражданской войне в визуальных материалах советской эпохи.
Результаты исследования
Заключение
Список литературы. Список источников базы эмпирического исследования
Приложения
Научный анализ темы отечественной визуальной пропаганды
Изученность феномена визуальной пропаганды в околосоциологической области знания
Разработанность проблематики визуальной пропаганды Гражданской войны в России
Теоретико-методологические основания анализа визуальной пропаганды в социологии: социальный конструкционизм
Визуальные методы анализа в социологических исследованиях: иконографический анализ изображений, социальная семиотика, дискурс-анализ
Гражданская война в России в интерпретациях визуальной пропаганды советской эпохи (на основе эмпирического исследования)
Программа исследования. База изображений.
Пример анализа выборочной темы «Образ ребенка» в дискурсе о Гражданской войне в визуальных материалах советской эпохи.
Результаты исследования
Заключение
Список литературы. Список источников базы эмпирического исследования
Приложения
Визуальная пропаганда является средством воздействия, осуществляющим эффективную коммуникацию и влияющим на формирование взглядов. Обращаясь к изучению визуальной пропаганды как средства коммуникации, мы предполагаем возможным отслеживать изменения взглядов на феномен Гражданской войны, транслируемых пропагандистами через визуальные каналы информации. Исследование динамики визуального дискурса о Гражданской войне посредством фиксации тенденций в акцентировании тех или иных тем или сфер вопросов позволяет нам рассматривать визуальную пропаганду в качестве средства конструирования реальности. Характер и контекст использования визуальной символики и образов в пропаганде играют немаловажную роль в конструировании социальной действительности конкретного общества. Визуальный плакатный дискурс, одной из важных идеологических задач которого является вовлечение зрителей в единую смысловую реальность, выступает богатым источником репрезентации социальных ролей, событий и процессов. Анализ этих репрезентаций является, по сути, анализом представлений о проблеме гражданского противостояния. Он предоставляет нам возможность проследить тенденции в том, как органы пропаганды в течение прошедшего столетия формулируют ценностно-нормативную оценку тех или иных исторических событий на предмете такого переломного и всеохватного явления как Гражданская война. Поэтому мы ставим целью проследить эволюцию дискурса о Гражданской войне посредством анализа визуальной пропаганды для того, чтобы делать выводы о стоящих за дискурсом установках, ценностях и идеологических воззрениях.
Пока на сегодняшний день эти аспекты остаются малоизученными. Проблематика Гражданской войны интересовала в основном историков как основа для исторических исследований, направленных на изучение отдельных феноменов (например, террора и насилия в Гражданской войне), или историко-методологических исследований (к примеру, посвященных определению места Гражданской войны в отечественной и западной историографии) и т.д. Фокус социологических работ был направлен на проблему Гражданской войны уже в начале 1920-х годов (П.А.Сорокин), однако область вопросов представлена отдельными группами тем – основные направления составляют, к примеру, исследования особенностей развития государственности, факторов развития крупных движений или локальных процессов. Визуальная пропаганда советского времени активно изучалась и изучается, однако, тем не менее, не перестаёт быть интересной исследователям в зависимости от темы рассмотрения. Дискурс визуальной пропаганды, содержащий представления о сути Гражданской войны, сравнительно мало исследован околосоциологическим сообществом. Особенности воздействия и восприятия визуальной политической пропаганды этого периода изучали В.Ю. Михайлин, Г.А. Беляева, А.В. Нестеров. Изучением плаката как средства политической агитации в период Гражданской войны занимались Лежень Е.Е., Чаус Н.В., Шалаева Н.В., Бутник-Сиверский Б.С. Революционная и послереволюционная визуальная символика является фокусом внимания в исследованиях Б.И. Колоницкого, П.К. Корнакова, Ф.К. Кокена. Исследования отдельных визуальных образов, созданных в период Гражданской войны («врага»/«чужого», «власти», «Родины», «женщины», «ребенка» и т.д.) проводили Боннел В.Е., Годунов К.В., Николаева М.Ф., Рябов О.В., Аксенов В.Б., Бойцова О.Ю., Орех Е.А., Филиппова Т.А., Минина М., Димке Д.В., Вашик К., Бабурина Н.И., и другие. Однако дискурс о Гражданской войне в динамике на примере рассмотрения визуальной пропаганды за большой исторический промежуток времени остаётся пока ещё неизученным, что и определяет новизну диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертационного исследования.
В канун 100-летнего юбилея столь значимых для истории российского общества событий рассмотрение общественного дискурса в срезе эпох представляет особую актуальность. Ввиду повышенного внимания научного сообщества к актуальной тематике происходит расширение подходов к изучению проблематики Гражданской войны, а привлечение в научную разработку новых для этой тематики методов анализа (к примеру, анализа визуальных документов) обеспечивает новизну исследовательских работ. Интерес общественности к юбилею драматических событий стимулирует поступление в открытый доступ все большего количества исторических документов, которые ранее были определены на закрытое хранение. В связи с проведением публичных культурных и научных мероприятий, посвященных годовщине исторических событий, новые данные предоставляют музеи и архивы; благодаря изменяющейся политике государственных баз данных появляется возможность обращения к новым источникам информации.
В различные временные отрезки советской истории отдельные образы или символы (например, образ добровольца или изображения будёновки) могли задействоваться или, напротив, исключаться из визуального дискурса. В использовании тех или иных образов-атрибутов гражданского противостояния 1917-1923 годов отражена специфика идеологического «строительства» разных периодов советского времени. Обращаясь к тем или иным конвенциональным образам, визуальная пропаганда способна проблематизировать конкретные события и их социальные последствия, эффективно и выразительно формулировать официальную повестку, влияющую на представления о сути гражданского противостояния. Как оценивались эти роковые события российской истории, какие смысловые акценты они приобретали и теряли в течение прошедшего столетия? Внимание научного сообщества к феномену Гражданской войны в России, выразившееся в пересмотре методов исследования и появлении новых документальных данных, обеспечивает актуальную потребность не только в своеобразном резюме научных подходов к изучению гражданского противостояния, не только в проведении мониторинга имеющихся пробелов научного знания, но и в постановке новых исследовательских задач, определении перспективных областей исследования этой проблематики.
Непосредственная ориентированность на визуальную составляющую материалов связана с увеличением роли визуальной информации в современном мире, что фиксируется разными исследователями (например, концепции «клипового мышления» М.МакЛюэна и Э.Тоффлера предполагают увеличение восприимчивости современного человека к визуальной коммуникации). В связи с этим актуальность визуальных методов в современной социологии, которые удачно подходят под специфику исследуемого материала, увеличивает потенциальный интерес к результатам диссертационного исследования.
Объект исследования – визуальная пропаганда советского государства (периода 1917-1991 гг).
Предмет исследования – дискурс о Гражданской войне 1917-1923 гг. в визуальной пропаганде советского периода, а именно – представления о сути Гражданской войны, ее роли, последствиях, социальных акторах и т.д., транслировавшиеся в визуальных образах, и их эволюция.
Цель исследования – проследить изменения дискурса о Гражданской войне в визуальной пропаганде советского государства с тем, чтобы проанализировать трансформацию общественных представлений об этом событии.
Задачи исследования.
1. Произвести сбор материала и классификацию групп визуальных образов и символов Гражданской войны в России в процессе первичного эмпирического анализа визуальных документов.
2. Выявить особенности применения конструкционистского подхода к проблематике гражданского противостояния 1917-1923 гг. в области визуального социально-политического дискурса.
3. Определить ключевые контексты, сюжеты и стратегии использования символических атрибутов Гражданской войны 1917-1923 гг. в пропаганде советской эпохи.
4. Изучить динамику использования отдельных образов в различные временные этапы советского периода.
5. На примере анализа динамики использования конкретных визуальных образов изучить, описать и охарактеризовать трансформацию социальных представлений о Гражданской войне в России на протяжении советского периода истории нашего государства.
Методологические основания исследования.
Диссертационное исследование выполняется в русле теоретико-методологического подхода социального конструкционизма (Бергер П., Лукман Т.; Ибарра П., Китсьюз Д.; Хилгартнер С., Боск Ч., Блумер Г., и т.д.). Использование специфических методов исследования (визуальный контент-анализ, иконографический анализ изображений, социальная семиотика) определяется задачей анализа визуальных документов. Рассматриваются возможности и ограничения применения критического анализа дискурса в условиях задач данной работы.
Рассмотрение дискурса о Гражданской войне пройдет через призму анализа репертуара групп социальных акторов, представленных в визуальной пропаганде в качестве участников гражданского противостояния 1917-1923 гг.
Пока на сегодняшний день эти аспекты остаются малоизученными. Проблематика Гражданской войны интересовала в основном историков как основа для исторических исследований, направленных на изучение отдельных феноменов (например, террора и насилия в Гражданской войне), или историко-методологических исследований (к примеру, посвященных определению места Гражданской войны в отечественной и западной историографии) и т.д. Фокус социологических работ был направлен на проблему Гражданской войны уже в начале 1920-х годов (П.А.Сорокин), однако область вопросов представлена отдельными группами тем – основные направления составляют, к примеру, исследования особенностей развития государственности, факторов развития крупных движений или локальных процессов. Визуальная пропаганда советского времени активно изучалась и изучается, однако, тем не менее, не перестаёт быть интересной исследователям в зависимости от темы рассмотрения. Дискурс визуальной пропаганды, содержащий представления о сути Гражданской войны, сравнительно мало исследован околосоциологическим сообществом. Особенности воздействия и восприятия визуальной политической пропаганды этого периода изучали В.Ю. Михайлин, Г.А. Беляева, А.В. Нестеров. Изучением плаката как средства политической агитации в период Гражданской войны занимались Лежень Е.Е., Чаус Н.В., Шалаева Н.В., Бутник-Сиверский Б.С. Революционная и послереволюционная визуальная символика является фокусом внимания в исследованиях Б.И. Колоницкого, П.К. Корнакова, Ф.К. Кокена. Исследования отдельных визуальных образов, созданных в период Гражданской войны («врага»/«чужого», «власти», «Родины», «женщины», «ребенка» и т.д.) проводили Боннел В.Е., Годунов К.В., Николаева М.Ф., Рябов О.В., Аксенов В.Б., Бойцова О.Ю., Орех Е.А., Филиппова Т.А., Минина М., Димке Д.В., Вашик К., Бабурина Н.И., и другие. Однако дискурс о Гражданской войне в динамике на примере рассмотрения визуальной пропаганды за большой исторический промежуток времени остаётся пока ещё неизученным, что и определяет новизну диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертационного исследования.
В канун 100-летнего юбилея столь значимых для истории российского общества событий рассмотрение общественного дискурса в срезе эпох представляет особую актуальность. Ввиду повышенного внимания научного сообщества к актуальной тематике происходит расширение подходов к изучению проблематики Гражданской войны, а привлечение в научную разработку новых для этой тематики методов анализа (к примеру, анализа визуальных документов) обеспечивает новизну исследовательских работ. Интерес общественности к юбилею драматических событий стимулирует поступление в открытый доступ все большего количества исторических документов, которые ранее были определены на закрытое хранение. В связи с проведением публичных культурных и научных мероприятий, посвященных годовщине исторических событий, новые данные предоставляют музеи и архивы; благодаря изменяющейся политике государственных баз данных появляется возможность обращения к новым источникам информации.
В различные временные отрезки советской истории отдельные образы или символы (например, образ добровольца или изображения будёновки) могли задействоваться или, напротив, исключаться из визуального дискурса. В использовании тех или иных образов-атрибутов гражданского противостояния 1917-1923 годов отражена специфика идеологического «строительства» разных периодов советского времени. Обращаясь к тем или иным конвенциональным образам, визуальная пропаганда способна проблематизировать конкретные события и их социальные последствия, эффективно и выразительно формулировать официальную повестку, влияющую на представления о сути гражданского противостояния. Как оценивались эти роковые события российской истории, какие смысловые акценты они приобретали и теряли в течение прошедшего столетия? Внимание научного сообщества к феномену Гражданской войны в России, выразившееся в пересмотре методов исследования и появлении новых документальных данных, обеспечивает актуальную потребность не только в своеобразном резюме научных подходов к изучению гражданского противостояния, не только в проведении мониторинга имеющихся пробелов научного знания, но и в постановке новых исследовательских задач, определении перспективных областей исследования этой проблематики.
Непосредственная ориентированность на визуальную составляющую материалов связана с увеличением роли визуальной информации в современном мире, что фиксируется разными исследователями (например, концепции «клипового мышления» М.МакЛюэна и Э.Тоффлера предполагают увеличение восприимчивости современного человека к визуальной коммуникации). В связи с этим актуальность визуальных методов в современной социологии, которые удачно подходят под специфику исследуемого материала, увеличивает потенциальный интерес к результатам диссертационного исследования.
Объект исследования – визуальная пропаганда советского государства (периода 1917-1991 гг).
Предмет исследования – дискурс о Гражданской войне 1917-1923 гг. в визуальной пропаганде советского периода, а именно – представления о сути Гражданской войны, ее роли, последствиях, социальных акторах и т.д., транслировавшиеся в визуальных образах, и их эволюция.
Цель исследования – проследить изменения дискурса о Гражданской войне в визуальной пропаганде советского государства с тем, чтобы проанализировать трансформацию общественных представлений об этом событии.
Задачи исследования.
1. Произвести сбор материала и классификацию групп визуальных образов и символов Гражданской войны в России в процессе первичного эмпирического анализа визуальных документов.
2. Выявить особенности применения конструкционистского подхода к проблематике гражданского противостояния 1917-1923 гг. в области визуального социально-политического дискурса.
3. Определить ключевые контексты, сюжеты и стратегии использования символических атрибутов Гражданской войны 1917-1923 гг. в пропаганде советской эпохи.
4. Изучить динамику использования отдельных образов в различные временные этапы советского периода.
5. На примере анализа динамики использования конкретных визуальных образов изучить, описать и охарактеризовать трансформацию социальных представлений о Гражданской войне в России на протяжении советского периода истории нашего государства.
Методологические основания исследования.
Диссертационное исследование выполняется в русле теоретико-методологического подхода социального конструкционизма (Бергер П., Лукман Т.; Ибарра П., Китсьюз Д.; Хилгартнер С., Боск Ч., Блумер Г., и т.д.). Использование специфических методов исследования (визуальный контент-анализ, иконографический анализ изображений, социальная семиотика) определяется задачей анализа визуальных документов. Рассматриваются возможности и ограничения применения критического анализа дискурса в условиях задач данной работы.
Рассмотрение дискурса о Гражданской войне пройдет через призму анализа репертуара групп социальных акторов, представленных в визуальной пропаганде в качестве участников гражданского противостояния 1917-1923 гг.
В первой обзорной главе нами проведен сбор и анализ теоретического материала по визуальной истории Гражданской войны, мы ознакомились с актуальными на сегодняшний день исследованиями и публикациями отечественных и зарубежных авторов. Нами были изучены научные наработки в смежных областях знания (история, культурология, искусствоведение и т.д.), был разобран массив существующей информации о визуальной пропаганде. В рамках этого направления также был рассмотрен вопрос рецепции визуальной пропаганды (особенности восприятия содержания пропагандистских документов различными социальными группами) и в совокупности с этим проблематика ориентации политических акторов того времени (прежде всего, представителей «красных» и «белых») на эти особенности.
Исходя из этого, в первой главе работы автор приходит к выводу, что при всей разработанности темы отечественной политической пропаганды есть аспекты, систематического обсуждения которых сделано не было. В ряду таких – сравнительный анализ изображений о проблеме Гражданской войны в России, созданных после завершения вооруженных действий (в временной промежуток 1924-1991 гг). Поэтому в данной работе аккумулированы и изучены данные о визуальных материалах с тематикой Гражданской войны, созданные как в течение периода вооруженного сопротивления, так и после него.
Во второй главе внимание обращается к рассмотрению методов анализа визуальных документов, автором приводится разбор возможностей качественных методов анализа изображений. Предлагаемые к использованию методы анализа позволяют выявлять как наиболее часто встречающиеся, так и нетипичные изобразительные решения образов (посредством поиска и обозначения иконографических признаков - позы, деталей внешнего вида, цветовых решений образов, приписываемых персонажу действий, а также спутников, предметов, ситуаций и сюжетов).
Третья глава представляет вниманию эмпирическое исследование «Гражданская война в России в интерпретациях визуальной пропаганды советской эпохи». База изображений включает в себя изображения с плакатов, листовок, журнальных иллюстраций и открыток периода 1917-1991 гг. Систематизация анализируемых образов произведена по принципу социально-демографических характеристик персонажей. Репрезентация Гражданской войны в образах визуальной пропаганды анализируется через иконографическую расшифровку изображений, на основе которой проводится сравнительный анализ изменений представлений о феномене Гражданской войны в течение значительного, более чем полувекового отрезка времени.
В результате проведения эмпирического исследования исторических визуальных документов автор приходит к следующим выводам:
1) Тема Гражданской войны, в конечном итоге, в значительной степени остается темой умолчания. Массив визуальных документов о Гражданской войне в количестве 43 плакатов и 15 картин несравнимо непропорционален объемам мощной индустрии советского пропагандистского аппарата 1924-1991 годов. Несмотря на актуализацию исследуемой проблематики в годы Великой Отечественной войны, с 1980-го года визуальная репрезентация Гражданской войны перестает поддерживаться и после 1984 полностью прекращается.
2) Мы можем говорить о разной степени актуализации отдельных образов в течении разных периодов времени. Образы дезертира, прогульщика, интеллигента, старика, ребенка, России и Троцкого в советской пропаганде о Гражданской войне становятся фигурами умолчания в период 1924-1991. Образы красноармейца, казака, матроса и рабочего, а также сборный образ врага – белогвардейца – остаются актуальными на протяжении всего периода производства пропаганды.
3) За участниками вооруженного противостояния закрепляются образы «соратников» и «противников» с течением достаточно большого отрезка времени – разные социальные акторы начинают определенно и неизменно изображаться в роли «своих» и «чужих» только после окончания Гражданской войны. Примером могут служить образы матросов и казаков, которые только с 1924-го года начали использоваться с однозначно положительной коннотацией и изображаться в визуальной советской пропаганде «своими» – «друзьями», сторонниками, героями.
4) Даже с приходом мирного времени в плакатах, произведенных после 1939, баланс стратегий между «поддержанием памяти» и «активной мобилизацией» остается на равном уровне.
5) Использование исторических военных параллелей приводит к тому, что актуализированные при помощи визуальной пропаганды победы из истории Отечества объединяют врагов «прошлого и настоящего». Образ действующего врага становится кумулятивным, объединяющим в себе всех бывших и нынешних противников – это способствует тому, что образ врага становится всеобъемлющим и многоликим.
Таким образом, поставленная нами цель диссертационного исследования достигнута – мы имеем представления о динамике дискурса о Гражданской войне в России в визуальной пропаганде 1917-1991 годов. Мы можем говорить о том, что тема Гражданской войны являлась в значительной степени темой умолчания в советском государстве. Социологический ракурс анализа позволил нам увидеть, что на протяжении разных лет менялось социальные представления об этом историческом событии: образы «своих» и «чужих» – «белых» и «красных» - закреплялись за разными персонажами, которые в различной степени приобретали и теряли свою актуализацию в визуальной репрезентации. Обращение внимания пропагандистов к историческим параллелям приводит нас к выводу о том, что в общественном восприятии происходит символическое объединение врагов прошлых лет и настоящего времени. Образ врага становится сложносоставным, аккумулирующим в себе многих бывших и нынешних противников разного рода (не только военных противников, но и представителей чуждых советскому обществу социальных групп). Политический механизм визуальной пропаганды видит врага «повсеместно» и старается поддерживать собирательный образ постоянного, «извечного» врага Отечества, включающего в себя всех исторических военных противников и непрерывно угрожающего безопасности общества. СССР репрезентируется как государство, которое на протяжении всей своей истории ведёт борьбу с одними и теми же недругами.
Исходя из этого, в первой главе работы автор приходит к выводу, что при всей разработанности темы отечественной политической пропаганды есть аспекты, систематического обсуждения которых сделано не было. В ряду таких – сравнительный анализ изображений о проблеме Гражданской войны в России, созданных после завершения вооруженных действий (в временной промежуток 1924-1991 гг). Поэтому в данной работе аккумулированы и изучены данные о визуальных материалах с тематикой Гражданской войны, созданные как в течение периода вооруженного сопротивления, так и после него.
Во второй главе внимание обращается к рассмотрению методов анализа визуальных документов, автором приводится разбор возможностей качественных методов анализа изображений. Предлагаемые к использованию методы анализа позволяют выявлять как наиболее часто встречающиеся, так и нетипичные изобразительные решения образов (посредством поиска и обозначения иконографических признаков - позы, деталей внешнего вида, цветовых решений образов, приписываемых персонажу действий, а также спутников, предметов, ситуаций и сюжетов).
Третья глава представляет вниманию эмпирическое исследование «Гражданская война в России в интерпретациях визуальной пропаганды советской эпохи». База изображений включает в себя изображения с плакатов, листовок, журнальных иллюстраций и открыток периода 1917-1991 гг. Систематизация анализируемых образов произведена по принципу социально-демографических характеристик персонажей. Репрезентация Гражданской войны в образах визуальной пропаганды анализируется через иконографическую расшифровку изображений, на основе которой проводится сравнительный анализ изменений представлений о феномене Гражданской войны в течение значительного, более чем полувекового отрезка времени.
В результате проведения эмпирического исследования исторических визуальных документов автор приходит к следующим выводам:
1) Тема Гражданской войны, в конечном итоге, в значительной степени остается темой умолчания. Массив визуальных документов о Гражданской войне в количестве 43 плакатов и 15 картин несравнимо непропорционален объемам мощной индустрии советского пропагандистского аппарата 1924-1991 годов. Несмотря на актуализацию исследуемой проблематики в годы Великой Отечественной войны, с 1980-го года визуальная репрезентация Гражданской войны перестает поддерживаться и после 1984 полностью прекращается.
2) Мы можем говорить о разной степени актуализации отдельных образов в течении разных периодов времени. Образы дезертира, прогульщика, интеллигента, старика, ребенка, России и Троцкого в советской пропаганде о Гражданской войне становятся фигурами умолчания в период 1924-1991. Образы красноармейца, казака, матроса и рабочего, а также сборный образ врага – белогвардейца – остаются актуальными на протяжении всего периода производства пропаганды.
3) За участниками вооруженного противостояния закрепляются образы «соратников» и «противников» с течением достаточно большого отрезка времени – разные социальные акторы начинают определенно и неизменно изображаться в роли «своих» и «чужих» только после окончания Гражданской войны. Примером могут служить образы матросов и казаков, которые только с 1924-го года начали использоваться с однозначно положительной коннотацией и изображаться в визуальной советской пропаганде «своими» – «друзьями», сторонниками, героями.
4) Даже с приходом мирного времени в плакатах, произведенных после 1939, баланс стратегий между «поддержанием памяти» и «активной мобилизацией» остается на равном уровне.
5) Использование исторических военных параллелей приводит к тому, что актуализированные при помощи визуальной пропаганды победы из истории Отечества объединяют врагов «прошлого и настоящего». Образ действующего врага становится кумулятивным, объединяющим в себе всех бывших и нынешних противников – это способствует тому, что образ врага становится всеобъемлющим и многоликим.
Таким образом, поставленная нами цель диссертационного исследования достигнута – мы имеем представления о динамике дискурса о Гражданской войне в России в визуальной пропаганде 1917-1991 годов. Мы можем говорить о том, что тема Гражданской войны являлась в значительной степени темой умолчания в советском государстве. Социологический ракурс анализа позволил нам увидеть, что на протяжении разных лет менялось социальные представления об этом историческом событии: образы «своих» и «чужих» – «белых» и «красных» - закреплялись за разными персонажами, которые в различной степени приобретали и теряли свою актуализацию в визуальной репрезентации. Обращение внимания пропагандистов к историческим параллелям приводит нас к выводу о том, что в общественном восприятии происходит символическое объединение врагов прошлых лет и настоящего времени. Образ врага становится сложносоставным, аккумулирующим в себе многих бывших и нынешних противников разного рода (не только военных противников, но и представителей чуждых советскому обществу социальных групп). Политический механизм визуальной пропаганды видит врага «повсеместно» и старается поддерживать собирательный образ постоянного, «извечного» врага Отечества, включающего в себя всех исторических военных противников и непрерывно угрожающего безопасности общества. СССР репрезентируется как государство, которое на протяжении всей своей истории ведёт борьбу с одними и теми же недругами.
Подобные работы
- ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ КОРПУС В СИБИРИ (1918-1920 ГГ.) В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2024 - Лингвостилистические средства советского плаката 1920-х годов
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА Л.Д. ТРОЦКОГО В СОВЕТСКОМ И РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (1918-2017 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024 - ВОСТОЧНЫЙ АСПЕКТ В ПОЛИТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1918 - 1930х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ МАССОВЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - ВОСТОЧНЫЙ АСПЕКТ В ПОЛИТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1918 - 1930х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ МАССОВЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2016 - Особенности советской пропаганды 1920-1930-х гг. и ее освещение школьном курсе истории
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОБРАЗ «НОВОЙ ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ» В ЖУРНАЛЕ «АЗАТ ХАТЫН» 1926-1941 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



