Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дискурс о Гражданской войне в России в визуальной пропаганде советской эпохи

Работа №133324

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Научный анализ темы отечественной визуальной пропаганды
Изученность феномена визуальной пропаганды в околосоциологической области знания
Разработанность проблематики визуальной пропаганды Гражданской войны в России
Теоретико-методологические основания анализа визуальной пропаганды в социологии: социальный конструкционизм
Визуальные методы анализа в социологических исследованиях: иконографический анализ изображений, социальная семиотика, дискурс-анализ
Гражданская война в России в интерпретациях визуальной пропаганды советской эпохи (на основе эмпирического исследования)
Программа исследования. База изображений.
Пример анализа выборочной темы «Образ ребенка» в дискурсе о Гражданской войне в визуальных материалах советской эпохи.
Результаты исследования
Заключение
Список литературы. Список источников базы эмпирического исследования
Приложения


Визуальная пропаганда является средством воздействия, осуществляющим эффективную коммуникацию и влияющим на формирование взглядов. Обращаясь к изучению визуальной пропаганды как средства коммуникации, мы предполагаем возможным отслеживать изменения взглядов на феномен Гражданской войны, транслируемых пропагандистами через визуальные каналы информации. Исследование динамики визуального дискурса о Гражданской войне посредством фиксации тенденций в акцентировании тех или иных тем или сфер вопросов позволяет нам рассматривать визуальную пропаганду в качестве средства конструирования реальности. Характер и контекст использования визуальной символики и образов в пропаганде играют немаловажную роль в конструировании социальной действительности конкретного общества. Визуальный плакатный дискурс, одной из важных идеологических задач которого является вовлечение зрителей в единую смысловую реальность, выступает богатым источником репрезентации социальных ролей, событий и процессов. Анализ этих репрезентаций является, по сути, анализом представлений о проблеме гражданского противостояния. Он предоставляет нам возможность проследить тенденции в том, как органы пропаганды в течение прошедшего столетия формулируют ценностно-нормативную оценку тех или иных исторических событий на предмете такого переломного и всеохватного явления как Гражданская война. Поэтому мы ставим целью проследить эволюцию дискурса о Гражданской войне посредством анализа визуальной пропаганды для того, чтобы делать выводы о стоящих за дискурсом установках, ценностях и идеологических воззрениях.
Пока на сегодняшний день эти аспекты остаются малоизученными. Проблематика Гражданской войны интересовала в основном историков как основа для исторических исследований, направленных на изучение отдельных феноменов (например, террора и насилия в Гражданской войне), или историко-методологических исследований (к примеру, посвященных определению места Гражданской войны в отечественной и западной историографии) и т.д. Фокус социологических работ был направлен на проблему Гражданской войны уже в начале 1920-х годов (П.А.Сорокин), однако область вопросов представлена отдельными группами тем – основные направления составляют, к примеру, исследования особенностей развития государственности, факторов развития крупных движений или локальных процессов. Визуальная пропаганда советского времени активно изучалась и изучается, однако, тем не менее, не перестаёт быть интересной исследователям в зависимости от темы рассмотрения. Дискурс визуальной пропаганды, содержащий представления о сути Гражданской войны, сравнительно мало исследован околосоциологическим сообществом. Особенности воздействия и восприятия визуальной политической пропаганды этого периода изучали В.Ю. Михайлин, Г.А. Беляева, А.В. Нестеров. Изучением плаката как средства политической агитации в период Гражданской войны занимались Лежень Е.Е., Чаус Н.В., Шалаева Н.В., Бутник-Сиверский Б.С. Революционная и послереволюционная визуальная символика является фокусом внимания в исследованиях Б.И. Колоницкого, П.К. Корнакова, Ф.К. Кокена. Исследования отдельных визуальных образов, созданных в период Гражданской войны («врага»/«чужого», «власти», «Родины», «женщины», «ребенка» и т.д.) проводили Боннел В.Е., Годунов К.В., Николаева М.Ф., Рябов О.В., Аксенов В.Б., Бойцова О.Ю., Орех Е.А., Филиппова Т.А., Минина М., Димке Д.В., Вашик К., Бабурина Н.И., и другие. Однако дискурс о Гражданской войне в динамике на примере рассмотрения визуальной пропаганды за большой исторический промежуток времени остаётся пока ещё неизученным, что и определяет новизну диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертационного исследования.
В канун 100-летнего юбилея столь значимых для истории российского общества событий рассмотрение общественного дискурса в срезе эпох представляет особую актуальность. Ввиду повышенного внимания научного сообщества к актуальной тематике происходит расширение подходов к изучению проблематики Гражданской войны, а привлечение в научную разработку новых для этой тематики методов анализа (к примеру, анализа визуальных документов) обеспечивает новизну исследовательских работ. Интерес общественности к юбилею драматических событий стимулирует поступление в открытый доступ все большего количества исторических документов, которые ранее были определены на закрытое хранение. В связи с проведением публичных культурных и научных мероприятий, посвященных годовщине исторических событий, новые данные предоставляют музеи и архивы; благодаря изменяющейся политике государственных баз данных появляется возможность обращения к новым источникам информации.
В различные временные отрезки советской истории отдельные образы или символы (например, образ добровольца или изображения будёновки) могли задействоваться или, напротив, исключаться из визуального дискурса. В использовании тех или иных образов-атрибутов гражданского противостояния 1917-1923 годов отражена специфика идеологического «строительства» разных периодов советского времени. Обращаясь к тем или иным конвенциональным образам, визуальная пропаганда способна проблематизировать конкретные события и их социальные последствия, эффективно и выразительно формулировать официальную повестку, влияющую на представления о сути гражданского противостояния. Как оценивались эти роковые события российской истории, какие смысловые акценты они приобретали и теряли в течение прошедшего столетия? Внимание научного сообщества к феномену Гражданской войны в России, выразившееся в пересмотре методов исследования и появлении новых документальных данных, обеспечивает актуальную потребность не только в своеобразном резюме научных подходов к изучению гражданского противостояния, не только в проведении мониторинга имеющихся пробелов научного знания, но и в постановке новых исследовательских задач, определении перспективных областей исследования этой проблематики.
Непосредственная ориентированность на визуальную составляющую материалов связана с увеличением роли визуальной информации в современном мире, что фиксируется разными исследователями (например, концепции «клипового мышления» М.МакЛюэна и Э.Тоффлера предполагают увеличение восприимчивости современного человека к визуальной коммуникации). В связи с этим актуальность визуальных методов в современной социологии, которые удачно подходят под специфику исследуемого материала, увеличивает потенциальный интерес к результатам диссертационного исследования.
Объект исследования – визуальная пропаганда советского государства (периода 1917-1991 гг).
Предмет исследования – дискурс о Гражданской войне 1917-1923 гг. в визуальной пропаганде советского периода, а именно – представления о сути Гражданской войны, ее роли, последствиях, социальных акторах и т.д., транслировавшиеся в визуальных образах, и их эволюция.
Цель исследования – проследить изменения дискурса о Гражданской войне в визуальной пропаганде советского государства с тем, чтобы проанализировать трансформацию общественных представлений об этом событии.
Задачи исследования.
1. Произвести сбор материала и классификацию групп визуальных образов и символов Гражданской войны в России в процессе первичного эмпирического анализа визуальных документов.
2. Выявить особенности применения конструкционистского подхода к проблематике гражданского противостояния 1917-1923 гг. в области визуального социально-политического дискурса.
3. Определить ключевые контексты, сюжеты и стратегии использования символических атрибутов Гражданской войны 1917-1923 гг. в пропаганде советской эпохи.
4. Изучить динамику использования отдельных образов в различные временные этапы советского периода.
5. На примере анализа динамики использования конкретных визуальных образов изучить, описать и охарактеризовать трансформацию социальных представлений о Гражданской войне в России на протяжении советского периода истории нашего государства.
Методологические основания исследования.
Диссертационное исследование выполняется в русле теоретико-методологического подхода социального конструкционизма (Бергер П., Лукман Т.; Ибарра П., Китсьюз Д.; Хилгартнер С., Боск Ч., Блумер Г., и т.д.). Использование специфических методов исследования (визуальный контент-анализ, иконографический анализ изображений, социальная семиотика) определяется задачей анализа визуальных документов. Рассматриваются возможности и ограничения применения критического анализа дискурса в условиях задач данной работы.
Рассмотрение дискурса о Гражданской войне пройдет через призму анализа репертуара групп социальных акторов, представленных в визуальной пропаганде в качестве участников гражданского противостояния 1917-1923 гг.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой обзорной главе нами проведен сбор и анализ теоретического материала по визуальной истории Гражданской войны, мы ознакомились с актуальными на сегодняшний день исследованиями и публикациями отечественных и зарубежных авторов. Нами были изучены научные наработки в смежных областях знания (история, культурология, искусствоведение и т.д.), был разобран массив существующей информации о визуальной пропаганде. В рамках этого направления также был рассмотрен вопрос рецепции визуальной пропаганды (особенности восприятия содержания пропагандистских документов различными социальными группами) и в совокупности с этим проблематика ориентации политических акторов того времени (прежде всего, представителей «красных» и «белых») на эти особенности.
Исходя из этого, в первой главе работы автор приходит к выводу, что при всей разработанности темы отечественной политической пропаганды есть аспекты, систематического обсуждения которых сделано не было. В ряду таких – сравнительный анализ изображений о проблеме Гражданской войны в России, созданных после завершения вооруженных действий (в временной промежуток 1924-1991 гг). Поэтому в данной работе аккумулированы и изучены данные о визуальных материалах с тематикой Гражданской войны, созданные как в течение периода вооруженного сопротивления, так и после него.
Во второй главе внимание обращается к рассмотрению методов анализа визуальных документов, автором приводится разбор возможностей качественных методов анализа изображений. Предлагаемые к использованию методы анализа позволяют выявлять как наиболее часто встречающиеся, так и нетипичные изобразительные решения образов (посредством поиска и обозначения иконографических признаков - позы, деталей внешнего вида, цветовых решений образов, приписываемых персонажу действий, а также спутников, предметов, ситуаций и сюжетов).
Третья глава представляет вниманию эмпирическое исследование «Гражданская война в России в интерпретациях визуальной пропаганды советской эпохи». База изображений включает в себя изображения с плакатов, листовок, журнальных иллюстраций и открыток периода 1917-1991 гг. Систематизация анализируемых образов произведена по принципу социально-демографических характеристик персонажей. Репрезентация Гражданской войны в образах визуальной пропаганды анализируется через иконографическую расшифровку изображений, на основе которой проводится сравнительный анализ изменений представлений о феномене Гражданской войны в течение значительного, более чем полувекового отрезка времени.
В результате проведения эмпирического исследования исторических визуальных документов автор приходит к следующим выводам:
1) Тема Гражданской войны, в конечном итоге, в значительной степени остается темой умолчания. Массив визуальных документов о Гражданской войне в количестве 43 плакатов и 15 картин несравнимо непропорционален объемам мощной индустрии советского пропагандистского аппарата 1924-1991 годов. Несмотря на актуализацию исследуемой проблематики в годы Великой Отечественной войны, с 1980-го года визуальная репрезентация Гражданской войны перестает поддерживаться и после 1984 полностью прекращается.
2) Мы можем говорить о разной степени актуализации отдельных образов в течении разных периодов времени. Образы дезертира, прогульщика, интеллигента, старика, ребенка, России и Троцкого в советской пропаганде о Гражданской войне становятся фигурами умолчания в период 1924-1991. Образы красноармейца, казака, матроса и рабочего, а также сборный образ врага – белогвардейца – остаются актуальными на протяжении всего периода производства пропаганды.
3) За участниками вооруженного противостояния закрепляются образы «соратников» и «противников» с течением достаточно большого отрезка времени – разные социальные акторы начинают определенно и неизменно изображаться в роли «своих» и «чужих» только после окончания Гражданской войны. Примером могут служить образы матросов и казаков, которые только с 1924-го года начали использоваться с однозначно положительной коннотацией и изображаться в визуальной советской пропаганде «своими» – «друзьями», сторонниками, героями.
4) Даже с приходом мирного времени в плакатах, произведенных после 1939, баланс стратегий между «поддержанием памяти» и «активной мобилизацией» остается на равном уровне.
5) Использование исторических военных параллелей приводит к тому, что актуализированные при помощи визуальной пропаганды победы из истории Отечества объединяют врагов «прошлого и настоящего». Образ действующего врага становится кумулятивным, объединяющим в себе всех бывших и нынешних противников – это способствует тому, что образ врага становится всеобъемлющим и многоликим.
Таким образом, поставленная нами цель диссертационного исследования достигнута – мы имеем представления о динамике дискурса о Гражданской войне в России в визуальной пропаганде 1917-1991 годов. Мы можем говорить о том, что тема Гражданской войны являлась в значительной степени темой умолчания в советском государстве. Социологический ракурс анализа позволил нам увидеть, что на протяжении разных лет менялось социальные представления об этом историческом событии: образы «своих» и «чужих» – «белых» и «красных» - закреплялись за разными персонажами, которые в различной степени приобретали и теряли свою актуализацию в визуальной репрезентации. Обращение внимания пропагандистов к историческим параллелям приводит нас к выводу о том, что в общественном восприятии происходит символическое объединение врагов прошлых лет и настоящего времени. Образ врага становится сложносоставным, аккумулирующим в себе многих бывших и нынешних противников разного рода (не только военных противников, но и представителей чуждых советскому обществу социальных групп). Политический механизм визуальной пропаганды видит врага «повсеместно» и старается поддерживать собирательный образ постоянного, «извечного» врага Отечества, включающего в себя всех исторических военных противников и непрерывно угрожающего безопасности общества. СССР репрезентируется как государство, которое на протяжении всей своей истории ведёт борьбу с одними и теми же недругами.



1. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы [Текст]: Агитпоезда и агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932», в 2-х т. / Под ред. В.П. Толстого; Авторы-составители: И.М. Бибикова, Н.И. Бабурина, Т.И.Володина. М.: Искусство, 2002.
2. Аксенов В.Б. “Враги России” в журнальной карикатуре // Российская история, 2016, №5. С. 216-222.
3. Аксёнов В.Б. Журнальная карикатура как зеркало общественных настроений в 1917 году // Вестник ТвГУ. История. 2017., № 1. С. 4–16.
4. Барт Р. Риторика образа / Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. 323 с.
6. Березовая Л.Г. “Красный” и “белый” плакаты Гражданской войны // Гражданская война в России. 1917–1922: Лекции и учебно-методические материалы / отв. Ред. С.В. Карпенко. М.: Изд-во Ипполитова, 2006. – С. 481-511.
7. Бернстийн Ф.Л. Представления о здоровье в революционной России: гендерная политика в плакатах по половому просвещению в 1920-е годы / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме // под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека журнала исследований социальной политики). М.: Вариант, 2009. С. 215-244.
8. Бойцова О.Ю., Орех Е.А. От светлой одежды — к светлому будущему: дискурс о цвете детской одежды в СССР 1950–80-х гг. // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016, № 6. С. 6-15.
9. Боннелл В. Иконография рабочего в советском политическом искусстве / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме // под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека журнала исследований социальной политики). М.: Вариант, 2009. С. 183-214.
10. Боннелл В. Репрезентация женщины в ранних советских плакатах / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме // под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека журнала исследований социальной политики). М.: Вариант, 2009. С. 245-271.
11. Бочкарева А.С. Формы агитационно-массового искусства в 20-е годы ХХ века в России // Научный журнал КубГАУ, 2016, № 121. С. 660-670.
12. Брат на брата. Правда на правду: раритеты Гражданской войны 1918-1922 : каталог выставки : из коллекций Государственного центрального музея современной истории России / сост.: Панфилова В. П., Слесарев А. П., Шерстнева А. Г. - Москва : ГЦМСИР, 2015. - 89 с.
13. Будрина А.Г. Уральский плакат времен Гражданской войны. Пермь: Пермское книжное издательство, 1968.
14. Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат эпохи гражданской войны 1918-1921 / М: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1960. – 695 с.
15. Вашик К., Бабурина Н.И. «Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века» . М: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.
16. Волков Е.В. Лицо врага: образы Белого движения в советском изобразительном искусстве (1918-1939) // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – С. 129-153.
17. Володина Н.А., Алехин Э.В. Советский плакат в системе большевистской пропаганды: образ будущего (1917–1941 гг.) // Теория и практика общественного развития, 2015, №1(21), С. 179-181.
18. Галимуллина Н.М. Женские образы в советской пропаганде периода Великой Отечественной войны // / Н. М. Галимуллина / Вестник Социально-педагогического института. Махачкала, 2014, № 1 (9). С. 37-40.
19. Годунов К.В. «Образы врагов революции в праздновании годовщины Октября: сожжение ИЗО» // Вестник Пермского университета, 2015, № 2 (29). С. 104-112.
20. Демьянков В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // IV Международная научная конференция «Язык, культура, общество» . Москва, 27-30 сентября 2007 г.: Пленарные доклады. — М.: Московский институт иностранных языков; Российская академия лингвистических наук; Институт языкознания РАН; Научный журнал «Вопросы филологии», 2007. С. 86-95.
21. Димке Д.В. Детство внутри утопических проектов: концепция и технология // Философия. Социология. Политология, Вестник ТГУ, 2012, №1 (17). С. 11-23.
22. Ибарра П., Китсьюз Д. Дискурс выдвижения утверждений-требований и просторечные ресурсы // Социальные проблемы: конструкционистское про- чтение: Хрестоматия / Сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. С. 55-114.
23. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии [учебное пособие], Омск, 2005. С. 32.
24. Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. / Дискурс-анализ. Теория и метод/ 2-е изд., испр. - Харьков: Изд-во "Гуманитарный центр", 2008. С. 46.
25. Караулов Ю. Н., Путров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса / ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация:, Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова, 1989. С. 8.
26. Кокен Ф.-К., Партаненко Т.В. Образ Ленина в революционной и постреволюционной иконографии // Studia culturae, СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004, №7. С. 271-296.
27. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры российской революции 1917-го года / СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 349 с.
28. Конкин А.А. Агитационно-пропагандистская деятельность советского руководства и белогвардейских сил на северо-западе России в годы Гражданской войны // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. Выпуск 1, Т.4, С. 101-107.
29. Киуру К.В. Визуальная коммуникация в тоталитарной пропаганде: создание и трансляция мифа // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2016, №5 (22). С. 44-50.
30. Лаптев В.В. Советская информационная графика 1930-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение, 2013, №1. С. 224-232.
31. Левшин К.В. Агитация и пропаганда в борьбе с массовым дезертирством красноармейцев в годы Гражданской войны // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета, СПб.: СПбГУ, 2013, №14. С. 158-176.
32. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2013, №3. С. 122-124.
33. Макименко Е.П. Уголь первых пятилеток: к вопросу об отражении путей повышения эффективности угольной промышленности в период индустриализации средствами визуальной пропаганды // Журнал Уголь, М.: Уголь, 2017, №8 (1097). С. 150-153.
34. Мамедова А.О. Изображение американского образа жизни в советском политическом плакате периода Холодной войны // Вестник московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2011, №3. С. 149-154.
35. Минина М. Образ сироты в советском плакате 1920–1930-х годов. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме // под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека журнала исследований социальной политики). М: Вариант, 2009. С. 272-288.
36. Миронова Н. А. Образ “старой” творческой интеллигенции в советской прессе первого послеоктябрьского десятилетия (1917—1927 гг.) // Интеллигенция и мир, 2008, № 1. С. 67-77.
37. Михайлин В.Ю., Беляева Г.А., Нестеров А.В. Шершавым языком: Антропология советского политического плаката / Труды Лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии. Вып. 20. СПб: ЛИСКА, 2013. – 124 с.
38. Николаева М.Ф. Динамика образа врага в советском плакате (1917-1941) и модели идентификации советского человека // Диалог со временем, М.: Диалог со временем, 2012, № 39, С. 372-386.
39. Николаева М.Ф. Риторика и приемы визуализации образа врага (на материале советского политического плаката 1920-х – начала 1930-х гг.) // Философский век. Альманах. Вып. 22. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции, 19-21 декабря 2002 г., Санкт-Петербург/ отв. редакторы Т.В.Артемьева, М.И.Микешин / СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. С. 70-88.
40. Николаева М.Ф. Советское плакатное искусство как материал для культурологического исследования / Ярославский педагогический вестник, 2012, №1, Том I (Гуманитарные науки). С. 323-326.
41. Никонова О.Ю. Советский патриотизм на плакате: визуализация любви к Родине в 1930-е годы // Вестник Пермского университета. Серия: История, 2012, №1 (18). С. 278-288.
42. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб.: Академический проект, 1999.
43. Подгорная В.В. Визуальный образ как средство пропаганды: советская печать первого периода Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. // Ярославский педагогический вестник, 2005, №2. С. 62-66.
44. Полонский В. Русский революционный плакат. М: ГИЗ, 1925. 192 с.
45. Панюкова С.А. Визуальные образы в российской антитеррористической социальной рекламе // Медиасреда / - Челябинск: Изд-во Энциклопедия, 2017, №12. С. 219-228.
46. Плаггенборг Ш. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Пер.с нем. И.Карташевой, СПб. : Нева, 2000, 416 с.
47. Рябов О.В. Нация и гендер в визуальных репрезентациях военной пропаганды // Женщина в российском обществе. 2005. № 3-4. С. 19-28.
48. Рябов О.В. “Родина-мать” в истории визуальной культуры России // Вестник ТвГУ, серия История. 2014, № 1. С. 90–113.
49. Рябов О.В. «Родина-мать» в символической политике периода «Болотной революции»: легитимация и делегитимация власти // Лабиринт, Журнал социально-гуманитарных исследований, 2015, №4. С. 64-81.
50. Рябов О.В. “Родина-Мать”: история образа // Женщина в российском обществе, 2006, № 3. С. 33-46.
51. Рябов О.В. Лазари А.де. Русские и поляки глазами друг друга : Сатирическая графика // О.В.Рябов, А.де,Лазари. Иваново: Ивановский государственный университет, 2007. 170с.
52. Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии / Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 1. С.143.
53. Спешилова А.Ю. Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны // Омский научный вестник. Искусствоведение и культурология, 2006, №9 (47). С. 326-331.
54. Спицына Т.И. Пропаганда здорового образа жизни на советских плакатах как форма государственной заботы в контексте идеологии // Практики заботы в современном обществе / Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 242-247.
55. Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Материнство и детство в русском плакате. М: Контакт-Культура, 2006.
56. Уланов А.В. Структурно-семантическая организация лозунга в советском военном плакате // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2015, №3 (15). С. 114-116.
57. Федосов Е.А. Внешний мир глазами советской пропаганды 1950-х – начала 1960-х гг. в плакатах и карикатурах // Вестник Томского государственного университета. История, 2013, №1 (21). С. 106-109.
58. Федосов Е.А. Национальные категории в советском агитационном плакате периода Великой Отечественной войны // Вестник Томского государственного университета. История, 2015, № 4 (36). С. 29-34.
59. Федосов Е.А. Начало Холодной войны глазами советского плаката (на основе анализа материалов 1944–1953 гг.) // Вестник Томского государственного университета, 2016, № 404. С. 147–155.
60. Федосов Е.А. Фашизация образа врага в советской визуальной пропаганде начального периода холодной войны (1946–1964 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 418. С. 163–171.
61. Федосов Е.А., Конев К.А. Советский плакат времен Великой Отечественной войны: общенациональный и региональный аспекты. // Русин. 2015, № 2. С. 189-209.
62. Филиппова Т.А. “Враг внутренний” – “враг внешний”. Образы революции 1917 г. в русской сатирической журналистике // Российская история, М.: Наука, 2015, № 6. С. 90-98.
63. Хилгартнер С., Боск Ч. Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. / Сост. И. Г. Ясавеев. — Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000. С. 18-53. (перепечатано в «Социальная реальность». 2008. № 2. С. 73-94)
64. Чаус Н.В. Система общественного питания в СССР в плакатном искусстве // Современные проблемы сервиса и туризма, 2010, №3. С. 16-22.
65. Чаус Н.В. Советские плакаты 1917-1920 гг. – основное средство пропаганды социалистической идеологии // Социально-экономические явления и процессы, 2010, №6. С. 220-223.
66. Чаус Н.В. Советский плакат в борьбе с религией (1917—1920 годы) // Сервис в России и зарубежом, 2010, №2. С. 70-74.
67. Чернышев Е.А., Козлов Н.А., Бородина С.Н. Агитационные плакаты как одна из форм пропаганды РСДРП(б) в период Гражданской войны // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития / Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2 томах, 2017. С. 72-77.
68. Чогандарян М.Г. Образ советского внешнего врага в политическом плакате в 1920-1930е гг. ХХ В.. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. – Новосибирск: СибАК, 2013.
69. Шалаева Н.В. Религиозные традиции и сюжеты в ранней советской культуре. 1918–1920-е гг. // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков / материалы XV Международной научной конференции: в 2-х частях, 2016. С. 658-663.
70. Шалаева Н.В. “Свой – чужой”: образ врага в политическом плакате 1918 – начала 1920-х гг.» // Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания /межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Саратовский источник, 2016, С. 62-67.
71. Шалаева Н.В. Советский государственный праздник как механизм формирования репрезентативного образа власти и социокультурной коммуникации (1917–1920-е гг.) // Власть, 2013, №1. С. 132-136.
72. Шалаева Н.В. Социокультурные задачи советской власти и политический плакат периода Гражданской войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / Тамбов: Грамота, 2012, № 5 (19): в 2-х ч. Ч. I. C. 209-214.
73. Шалыгина Д.Л., Куликов В.А. Специфика пропагандистского плаката во время Великой Отечественной войны как средства конструирования советской идентичности // Вестник Пермского университета. История, 2011, №2 (16). С. 54-57.
74. Шлык Е.В. Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат) // Челябинский гуманитарий, 2015, №1 (30). С. 35-41.
Работы на иностранных языках
75. Alaniz J. Komiks: Comic Art in Russia. University Press of Mississippi, 2010. 280 p.
76. Elizabeth Wood. Performing Justice: Agitation Trials in Early Soviet Russia. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2005. 312 p.
77. Kress, G., Van Leeuwen, Th. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.
78. Mathew T. Wish you were (not) here: Anti‐Bolshevik Postcards of the Russian Civil War, 1918–21 // Revolutionary Russia. - 2010. - № 23:2. P.183-216.
79. Peter Kenez. The Birth of the Propaganda State: Soviet Methods of Mass Mobilization, 1917–1929. New York: Cambridge University Press. 1986. 324 p.
80. Stephen White. The Bolshevik Poster. Yale: Yale University Press. 1990. 159 p.
Электронные источники
81. Бычкова, О. И. Советский плакат как хранитель памятных событий военных лет [Электронный ресурс] / О. И. Бычкова // Наследие веков, 2015, № 1. С. 90-94. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/07/2015_1_Bychkova.pdf (дата обращения 6.03.18)
82. Вашик К., Бабурина Н.И. Образ ребенка в плакате. URL: http://www.russianposter.ru/ (дата обращения: 9.02.18).
83. Марков А. От русской иконы к советскому плакату [Электронный ресурс] // URL: https://trv-science.ru/2017/06/06/ot-russkoj-ikony-k-sovetskomu-plakatu/ [дата обращения: 6.03.18].
84. Шешунова С. Язык пропаганды 1918-1922 гг. в контексте русской культуры [Электронный ресурс] // URL: http://postsymbolism.ru/joomla/index.php?id=33&option=com_content&task=view [дата обращения: 8.03.18].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ