Введение
Научный анализ темы отечественной визуальной пропаганды
Изученность феномена визуальной пропаганды в околосоциологической области знания
Разработанность проблематики визуальной пропаганды Гражданской войны в России
Теоретико-методологические основания анализа визуальной пропаганды в социологии: социальный конструкционизм
Визуальные методы анализа в социологических исследованиях: иконографический анализ изображений, социальная семиотика, дискурс-анализ
Гражданская война в России в интерпретациях визуальной пропаганды советской эпохи (на основе эмпирического исследования)
Программа исследования. База изображений.
Пример анализа выборочной темы «Образ ребенка» в дискурсе о Гражданской войне в визуальных материалах советской эпохи.
Результаты исследования
Заключение
Список литературы. Список источников базы эмпирического исследования
Приложения
Визуальная пропаганда является средством воздействия, осуществляющим эффективную коммуникацию и влияющим на формирование взглядов. Обращаясь к изучению визуальной пропаганды как средства коммуникации, мы предполагаем возможным отслеживать изменения взглядов на феномен Гражданской войны, транслируемых пропагандистами через визуальные каналы информации. Исследование динамики визуального дискурса о Гражданской войне посредством фиксации тенденций в акцентировании тех или иных тем или сфер вопросов позволяет нам рассматривать визуальную пропаганду в качестве средства конструирования реальности. Характер и контекст использования визуальной символики и образов в пропаганде играют немаловажную роль в конструировании социальной действительности конкретного общества. Визуальный плакатный дискурс, одной из важных идеологических задач которого является вовлечение зрителей в единую смысловую реальность, выступает богатым источником репрезентации социальных ролей, событий и процессов. Анализ этих репрезентаций является, по сути, анализом представлений о проблеме гражданского противостояния. Он предоставляет нам возможность проследить тенденции в том, как органы пропаганды в течение прошедшего столетия формулируют ценностно-нормативную оценку тех или иных исторических событий на предмете такого переломного и всеохватного явления как Гражданская война. Поэтому мы ставим целью проследить эволюцию дискурса о Гражданской войне посредством анализа визуальной пропаганды для того, чтобы делать выводы о стоящих за дискурсом установках, ценностях и идеологических воззрениях.
Пока на сегодняшний день эти аспекты остаются малоизученными. Проблематика Гражданской войны интересовала в основном историков как основа для исторических исследований, направленных на изучение отдельных феноменов (например, террора и насилия в Гражданской войне), или историко-методологических исследований (к примеру, посвященных определению места Гражданской войны в отечественной и западной историографии) и т.д. Фокус социологических работ был направлен на проблему Гражданской войны уже в начале 1920-х годов (П.А.Сорокин), однако область вопросов представлена отдельными группами тем – основные направления составляют, к примеру, исследования особенностей развития государственности, факторов развития крупных движений или локальных процессов. Визуальная пропаганда советского времени активно изучалась и изучается, однако, тем не менее, не перестаёт быть интересной исследователям в зависимости от темы рассмотрения. Дискурс визуальной пропаганды, содержащий представления о сути Гражданской войны, сравнительно мало исследован околосоциологическим сообществом. Особенности воздействия и восприятия визуальной политической пропаганды этого периода изучали В.Ю. Михайлин, Г.А. Беляева, А.В. Нестеров. Изучением плаката как средства политической агитации в период Гражданской войны занимались Лежень Е.Е., Чаус Н.В., Шалаева Н.В., Бутник-Сиверский Б.С. Революционная и послереволюционная визуальная символика является фокусом внимания в исследованиях Б.И. Колоницкого, П.К. Корнакова, Ф.К. Кокена. Исследования отдельных визуальных образов, созданных в период Гражданской войны («врага»/«чужого», «власти», «Родины», «женщины», «ребенка» и т.д.) проводили Боннел В.Е., Годунов К.В., Николаева М.Ф., Рябов О.В., Аксенов В.Б., Бойцова О.Ю., Орех Е.А., Филиппова Т.А., Минина М., Димке Д.В., Вашик К., Бабурина Н.И., и другие. Однако дискурс о Гражданской войне в динамике на примере рассмотрения визуальной пропаганды за большой исторический промежуток времени остаётся пока ещё неизученным, что и определяет новизну диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертационного исследования.
В канун 100-летнего юбилея столь значимых для истории российского общества событий рассмотрение общественного дискурса в срезе эпох представляет особую актуальность. Ввиду повышенного внимания научного сообщества к актуальной тематике происходит расширение подходов к изучению проблематики Гражданской войны, а привлечение в научную разработку новых для этой тематики методов анализа (к примеру, анализа визуальных документов) обеспечивает новизну исследовательских работ. Интерес общественности к юбилею драматических событий стимулирует поступление в открытый доступ все большего количества исторических документов, которые ранее были определены на закрытое хранение. В связи с проведением публичных культурных и научных мероприятий, посвященных годовщине исторических событий, новые данные предоставляют музеи и архивы; благодаря изменяющейся политике государственных баз данных появляется возможность обращения к новым источникам информации.
В различные временные отрезки советской истории отдельные образы или символы (например, образ добровольца или изображения будёновки) могли задействоваться или, напротив, исключаться из визуального дискурса. В использовании тех или иных образов-атрибутов гражданского противостояния 1917-1923 годов отражена специфика идеологического «строительства» разных периодов советского времени. Обращаясь к тем или иным конвенциональным образам, визуальная пропаганда способна проблематизировать конкретные события и их социальные последствия, эффективно и выразительно формулировать официальную повестку, влияющую на представления о сути гражданского противостояния. Как оценивались эти роковые события российской истории, какие смысловые акценты они приобретали и теряли в течение прошедшего столетия? Внимание научного сообщества к феномену Гражданской войны в России, выразившееся в пересмотре методов исследования и появлении новых документальных данных, обеспечивает актуальную потребность не только в своеобразном резюме научных подходов к изучению гражданского противостояния, не только в проведении мониторинга имеющихся пробелов научного знания, но и в постановке новых исследовательских задач, определении перспективных областей исследования этой проблематики.
Непосредственная ориентированность на визуальную составляющую материалов связана с увеличением роли визуальной информации в современном мире, что фиксируется разными исследователями (например, концепции «клипового мышления» М.МакЛюэна и Э.Тоффлера предполагают увеличение восприимчивости современного человека к визуальной коммуникации). В связи с этим актуальность визуальных методов в современной социологии, которые удачно подходят под специфику исследуемого материала, увеличивает потенциальный интерес к результатам диссертационного исследования.
Объект исследования – визуальная пропаганда советского государства (периода 1917-1991 гг).
Предмет исследования – дискурс о Гражданской войне 1917-1923 гг. в визуальной пропаганде советского периода, а именно – представления о сути Гражданской войны, ее роли, последствиях, социальных акторах и т.д., транслировавшиеся в визуальных образах, и их эволюция.
Цель исследования – проследить изменения дискурса о Гражданской войне в визуальной пропаганде советского государства с тем, чтобы проанализировать трансформацию общественных представлений об этом событии.
Задачи исследования.
1. Произвести сбор материала и классификацию групп визуальных образов и символов Гражданской войны в России в процессе первичного эмпирического анализа визуальных документов.
2. Выявить особенности применения конструкционистского подхода к проблематике гражданского противостояния 1917-1923 гг. в области визуального социально-политического дискурса.
3. Определить ключевые контексты, сюжеты и стратегии использования символических атрибутов Гражданской войны 1917-1923 гг. в пропаганде советской эпохи.
4. Изучить динамику использования отдельных образов в различные временные этапы советского периода.
5. На примере анализа динамики использования конкретных визуальных образов изучить, описать и охарактеризовать трансформацию социальных представлений о Гражданской войне в России на протяжении советского периода истории нашего государства.
Методологические основания исследования.
Диссертационное исследование выполняется в русле теоретико-методологического подхода социального конструкционизма (Бергер П., Лукман Т.; Ибарра П., Китсьюз Д.; Хилгартнер С., Боск Ч., Блумер Г., и т.д.). Использование специфических методов исследования (визуальный контент-анализ, иконографический анализ изображений, социальная семиотика) определяется задачей анализа визуальных документов. Рассматриваются возможности и ограничения применения критического анализа дискурса в условиях задач данной работы.
Рассмотрение дискурса о Гражданской войне пройдет через призму анализа репертуара групп социальных акторов, представленных в визуальной пропаганде в качестве участников гражданского противостояния 1917-1923 гг.
В первой обзорной главе нами проведен сбор и анализ теоретического материала по визуальной истории Гражданской войны, мы ознакомились с актуальными на сегодняшний день исследованиями и публикациями отечественных и зарубежных авторов. Нами были изучены научные наработки в смежных областях знания (история, культурология, искусствоведение и т.д.), был разобран массив существующей информации о визуальной пропаганде. В рамках этого направления также был рассмотрен вопрос рецепции визуальной пропаганды (особенности восприятия содержания пропагандистских документов различными социальными группами) и в совокупности с этим проблематика ориентации политических акторов того времени (прежде всего, представителей «красных» и «белых») на эти особенности.
Исходя из этого, в первой главе работы автор приходит к выводу, что при всей разработанности темы отечественной политической пропаганды есть аспекты, систематического обсуждения которых сделано не было. В ряду таких – сравнительный анализ изображений о проблеме Гражданской войны в России, созданных после завершения вооруженных действий (в временной промежуток 1924-1991 гг). Поэтому в данной работе аккумулированы и изучены данные о визуальных материалах с тематикой Гражданской войны, созданные как в течение периода вооруженного сопротивления, так и после него.
Во второй главе внимание обращается к рассмотрению методов анализа визуальных документов, автором приводится разбор возможностей качественных методов анализа изображений. Предлагаемые к использованию методы анализа позволяют выявлять как наиболее часто встречающиеся, так и нетипичные изобразительные решения образов (посредством поиска и обозначения иконографических признаков - позы, деталей внешнего вида, цветовых решений образов, приписываемых персонажу действий, а также спутников, предметов, ситуаций и сюжетов).
Третья глава представляет вниманию эмпирическое исследование «Гражданская война в России в интерпретациях визуальной пропаганды советской эпохи». База изображений включает в себя изображения с плакатов, листовок, журнальных иллюстраций и открыток периода 1917-1991 гг. Систематизация анализируемых образов произведена по принципу социально-демографических характеристик персонажей. Репрезентация Гражданской войны в образах визуальной пропаганды анализируется через иконографическую расшифровку изображений, на основе которой проводится сравнительный анализ изменений представлений о феномене Гражданской войны в течение значительного, более чем полувекового отрезка времени.
В результате проведения эмпирического исследования исторических визуальных документов автор приходит к следующим выводам:
1) Тема Гражданской войны, в конечном итоге, в значительной степени остается темой умолчания. Массив визуальных документов о Гражданской войне в количестве 43 плакатов и 15 картин несравнимо непропорционален объемам мощной индустрии советского пропагандистского аппарата 1924-1991 годов. Несмотря на актуализацию исследуемой проблематики в годы Великой Отечественной войны, с 1980-го года визуальная репрезентация Гражданской войны перестает поддерживаться и после 1984 полностью прекращается.
2) Мы можем говорить о разной степени актуализации отдельных образов в течении разных периодов времени. Образы дезертира, прогульщика, интеллигента, старика, ребенка, России и Троцкого в советской пропаганде о Гражданской войне становятся фигурами умолчания в период 1924-1991. Образы красноармейца, казака, матроса и рабочего, а также сборный образ врага – белогвардейца – остаются актуальными на протяжении всего периода производства пропаганды.
3) За участниками вооруженного противостояния закрепляются образы «соратников» и «противников» с течением достаточно большого отрезка времени – разные социальные акторы начинают определенно и неизменно изображаться в роли «своих» и «чужих» только после окончания Гражданской войны. Примером могут служить образы матросов и казаков, которые только с 1924-го года начали использоваться с однозначно положительной коннотацией и изображаться в визуальной советской пропаганде «своими» – «друзьями», сторонниками, героями.
4) Даже с приходом мирного времени в плакатах, произведенных после 1939, баланс стратегий между «поддержанием памяти» и «активной мобилизацией» остается на равном уровне.
5) Использование исторических военных параллелей приводит к тому, что актуализированные при помощи визуальной пропаганды победы из истории Отечества объединяют врагов «прошлого и настоящего». Образ действующего врага становится кумулятивным, объединяющим в себе всех бывших и нынешних противников – это способствует тому, что образ врага становится всеобъемлющим и многоликим.
Таким образом, поставленная нами цель диссертационного исследования достигнута – мы имеем представления о динамике дискурса о Гражданской войне в России в визуальной пропаганде 1917-1991 годов. Мы можем говорить о том, что тема Гражданской войны являлась в значительной степени темой умолчания в советском государстве. Социологический ракурс анализа позволил нам увидеть, что на протяжении разных лет менялось социальные представления об этом историческом событии: образы «своих» и «чужих» – «белых» и «красных» - закреплялись за разными персонажами, которые в различной степени приобретали и теряли свою актуализацию в визуальной репрезентации. Обращение внимания пропагандистов к историческим параллелям приводит нас к выводу о том, что в общественном восприятии происходит символическое объединение врагов прошлых лет и настоящего времени. Образ врага становится сложносоставным, аккумулирующим в себе многих бывших и нынешних противников разного рода (не только военных противников, но и представителей чуждых советскому обществу социальных групп). Политический механизм визуальной пропаганды видит врага «повсеместно» и старается поддерживать собирательный образ постоянного, «извечного» врага Отечества, включающего в себя всех исторических военных противников и непрерывно угрожающего безопасности общества. СССР репрезентируется как государство, которое на протяжении всей своей истории ведёт борьбу с одними и теми же недругами.
1. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы [Текст]: Агитпоезда и агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932», в 2-х т. / Под ред. В.П. Толстого; Авторы-составители: И.М. Бибикова, Н.И. Бабурина, Т.И.Володина. М.: Искусство, 2002.
2. Аксенов В.Б. “Враги России” в журнальной карикатуре // Российская история, 2016, №5. С. 216-222.
3. Аксёнов В.Б. Журнальная карикатура как зеркало общественных настроений в 1917 году // Вестник ТвГУ. История. 2017., № 1. С. 4–16.
4. Барт Р. Риторика образа / Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. 323 с.
6. Березовая Л.Г. “Красный” и “белый” плакаты Гражданской войны // Гражданская война в России. 1917–1922: Лекции и учебно-методические материалы / отв. Ред. С.В. Карпенко. М.: Изд-во Ипполитова, 2006. – С. 481-511.
7. Бернстийн Ф.Л. Представления о здоровье в революционной России: гендерная политика в плакатах по половому просвещению в 1920-е годы / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме // под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека журнала исследований социальной политики). М.: Вариант, 2009. С. 215-244.
8. Бойцова О.Ю., Орех Е.А. От светлой одежды — к светлому будущему: дискурс о цвете детской одежды в СССР 1950–80-х гг. // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016, № 6. С. 6-15.
9. Боннелл В. Иконография рабочего в советском политическом искусстве / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме // под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека журнала исследований социальной политики). М.: Вариант, 2009. С. 183-214.
10. Боннелл В. Репрезентация женщины в ранних советских плакатах / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме // под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека журнала исследований социальной политики). М.: Вариант, 2009. С. 245-271.
11. Бочкарева А.С. Формы агитационно-массового искусства в 20-е годы ХХ века в России // Научный журнал КубГАУ, 2016, № 121. С. 660-670.
12. Брат на брата. Правда на правду: раритеты Гражданской войны 1918-1922 : каталог выставки : из коллекций Государственного центрального музея современной истории России / сост.: Панфилова В. П., Слесарев А. П., Шерстнева А. Г. - Москва : ГЦМСИР, 2015. - 89 с.
13. Будрина А.Г. Уральский плакат времен Гражданской войны. Пермь: Пермское книжное издательство, 1968.
14. Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат эпохи гражданской войны 1918-1921 / М: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1960. – 695 с.
15. Вашик К., Бабурина Н.И. «Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века» . М: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.
16. Волков Е.В. Лицо врага: образы Белого движения в советском изобразительном искусстве (1918-1939) // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – С. 129-153.
17. Володина Н.А., Алехин Э.В. Советский плакат в системе большевистской пропаганды: образ будущего (1917–1941 гг.) // Теория и практика общественного развития, 2015, №1(21), С. 179-181.
18. Галимуллина Н.М. Женские образы в советской пропаганде периода Великой Отечественной войны // / Н. М. Галимуллина / Вестник Социально-педагогического института. Махачкала, 2014, № 1 (9). С. 37-40.
19. Годунов К.В. «Образы врагов революции в праздновании годовщины Октября: сожжение ИЗО» // Вестник Пермского университета, 2015, № 2 (29). С. 104-112.
20. Демьянков В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // IV Международная научная конференция «Язык, культура, общество» . Москва, 27-30 сентября 2007 г.: Пленарные доклады. — М.: Московский институт иностранных языков; Российская академия лингвистических наук; Институт языкознания РАН; Научный журнал «Вопросы филологии», 2007. С. 86-95.
21. Димке Д.В. Детство внутри утопических проектов: концепция и технология // Философия. Социология. Политология, Вестник ТГУ, 2012, №1 (17). С. 11-23.
22. Ибарра П., Китсьюз Д. Дискурс выдвижения утверждений-требований и просторечные ресурсы // Социальные проблемы: конструкционистское про- чтение: Хрестоматия / Сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. С. 55-114.
23. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии [учебное пособие], Омск, 2005. С. 32.
24. Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. / Дискурс-анализ. Теория и метод/ 2-е изд., испр. - Харьков: Изд-во "Гуманитарный центр", 2008. С. 46.
25. Караулов Ю. Н., Путров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса / ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация:, Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова, 1989. С. 8.
26. Кокен Ф.-К., Партаненко Т.В. Образ Ленина в революционной и постреволюционной иконографии // Studia culturae, СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004, №7. С. 271-296.
27. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры российской революции 1917-го года / СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 349 с.
28. Конкин А.А. Агитационно-пропагандистская деятельность советского руководства и белогвардейских сил на северо-западе России в годы Гражданской войны // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. Выпуск 1, Т.4, С. 101-107.
29. Киуру К.В. Визуальная коммуникация в тоталитарной пропаганде: создание и трансляция мифа // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2016, №5 (22). С. 44-50.
30. Лаптев В.В. Советская информационная графика 1930-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение, 2013, №1. С. 224-232.
31. Левшин К.В. Агитация и пропаганда в борьбе с массовым дезертирством красноармейцев в годы Гражданской войны // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета, СПб.: СПбГУ, 2013, №14. С. 158-176.
32. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2013, №3. С. 122-124.
33. Макименко Е.П. Уголь первых пятилеток: к вопросу об отражении путей повышения эффективности угольной промышленности в период индустриализации средствами визуальной пропаганды // Журнал Уголь, М.: Уголь, 2017, №8 (1097). С. 150-153.
34. Мамедова А.О. Изображение американского образа жизни в советском политическом плакате периода Холодной войны // Вестник московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2011, №3. С. 149-154.
35. Минина М. Образ сироты в советском плакате 1920–1930-х годов. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме // под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека журнала исследований социальной политики). М: Вариант, 2009. С. 272-288.
36. Миронова Н. А. Образ “старой” творческой интеллигенции в советской прессе первого послеоктябрьского десятилетия (1917—1927 гг.) // Интеллигенция и мир, 2008, № 1. С. 67-77.
37. Михайлин В.Ю., Беляева Г.А., Нестеров А.В. Шершавым языком: Антропология советского политического плаката / Труды Лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии. Вып. 20. СПб: ЛИСКА, 2013. – 124 с.
38. Николаева М.Ф. Динамика образа врага в советском плакате (1917-1941) и модели идентификации советского человека // Диалог со временем, М.: Диалог со временем, 2012, № 39, С. 372-386.
39. Николаева М.Ф. Риторика и приемы визуализации образа врага (на материале советского политического плаката 1920-х – начала 1930-х гг.) // Философский век. Альманах. Вып. 22. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции, 19-21 декабря 2002 г., Санкт-Петербург/ отв. редакторы Т.В.Артемьева, М.И.Микешин / СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. С. 70-88.
40. Николаева М.Ф. Советское плакатное искусство как материал для культурологического исследования / Ярославский педагогический вестник, 2012, №1, Том I (Гуманитарные науки). С. 323-326.
41. Никонова О.Ю. Советский патриотизм на плакате: визуализация любви к Родине в 1930-е годы // Вестник Пермского университета. Серия: История, 2012, №1 (18). С. 278-288.
42. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб.: Академический проект, 1999.
43. Подгорная В.В. Визуальный образ как средство пропаганды: советская печать первого периода Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. // Ярославский педагогический вестник, 2005, №2. С. 62-66.
44. Полонский В. Русский революционный плакат. М: ГИЗ, 1925. 192 с.
45. Панюкова С.А. Визуальные образы в российской антитеррористической социальной рекламе // Медиасреда / - Челябинск: Изд-во Энциклопедия, 2017, №12. С. 219-228.
46. Плаггенборг Ш. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Пер.с нем. И.Карташевой, СПб. : Нева, 2000, 416 с.
47. Рябов О.В. Нация и гендер в визуальных репрезентациях военной пропаганды // Женщина в российском обществе. 2005. № 3-4. С. 19-28.
48. Рябов О.В. “Родина-мать” в истории визуальной культуры России // Вестник ТвГУ, серия История. 2014, № 1. С. 90–113.
49. Рябов О.В. «Родина-мать» в символической политике периода «Болотной революции»: легитимация и делегитимация власти // Лабиринт, Журнал социально-гуманитарных исследований, 2015, №4. С. 64-81.
50. Рябов О.В. “Родина-Мать”: история образа // Женщина в российском обществе, 2006, № 3. С. 33-46.
51. Рябов О.В. Лазари А.де. Русские и поляки глазами друг друга : Сатирическая графика // О.В.Рябов, А.де,Лазари. Иваново: Ивановский государственный университет, 2007. 170с.
52. Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии / Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 1. С.143.
53. Спешилова А.Ю. Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны // Омский научный вестник. Искусствоведение и культурология, 2006, №9 (47). С. 326-331.
54. Спицына Т.И. Пропаганда здорового образа жизни на советских плакатах как форма государственной заботы в контексте идеологии // Практики заботы в современном обществе / Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 242-247.
55. Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Материнство и детство в русском плакате. М: Контакт-Культура, 2006.
56. Уланов А.В. Структурно-семантическая организация лозунга в советском военном плакате // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2015, №3 (15). С. 114-116.
57. Федосов Е.А. Внешний мир глазами советской пропаганды 1950-х – начала 1960-х гг. в плакатах и карикатурах // Вестник Томского государственного университета. История, 2013, №1 (21). С. 106-109.
58. Федосов Е.А. Национальные категории в советском агитационном плакате периода Великой Отечественной войны // Вестник Томского государственного университета. История, 2015, № 4 (36). С. 29-34.
59. Федосов Е.А. Начало Холодной войны глазами советского плаката (на основе анализа материалов 1944–1953 гг.) // Вестник Томского государственного университета, 2016, № 404. С. 147–155.
60. Федосов Е.А. Фашизация образа врага в советской визуальной пропаганде начального периода холодной войны (1946–1964 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 418. С. 163–171.
61. Федосов Е.А., Конев К.А. Советский плакат времен Великой Отечественной войны: общенациональный и региональный аспекты. // Русин. 2015, № 2. С. 189-209.
62. Филиппова Т.А. “Враг внутренний” – “враг внешний”. Образы революции 1917 г. в русской сатирической журналистике // Российская история, М.: Наука, 2015, № 6. С. 90-98.
63. Хилгартнер С., Боск Ч. Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. / Сост. И. Г. Ясавеев. — Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000. С. 18-53. (перепечатано в «Социальная реальность». 2008. № 2. С. 73-94)
64. Чаус Н.В. Система общественного питания в СССР в плакатном искусстве // Современные проблемы сервиса и туризма, 2010, №3. С. 16-22.
65. Чаус Н.В. Советские плакаты 1917-1920 гг. – основное средство пропаганды социалистической идеологии // Социально-экономические явления и процессы, 2010, №6. С. 220-223.
66. Чаус Н.В. Советский плакат в борьбе с религией (1917—1920 годы) // Сервис в России и зарубежом, 2010, №2. С. 70-74.
67. Чернышев Е.А., Козлов Н.А., Бородина С.Н. Агитационные плакаты как одна из форм пропаганды РСДРП(б) в период Гражданской войны // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития / Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2 томах, 2017. С. 72-77.
68. Чогандарян М.Г. Образ советского внешнего врага в политическом плакате в 1920-1930е гг. ХХ В.. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. – Новосибирск: СибАК, 2013.
69. Шалаева Н.В. Религиозные традиции и сюжеты в ранней советской культуре. 1918–1920-е гг. // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков / материалы XV Международной научной конференции: в 2-х частях, 2016. С. 658-663.
70. Шалаева Н.В. “Свой – чужой”: образ врага в политическом плакате 1918 – начала 1920-х гг.» // Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания /межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Саратовский источник, 2016, С. 62-67.
71. Шалаева Н.В. Советский государственный праздник как механизм формирования репрезентативного образа власти и социокультурной коммуникации (1917–1920-е гг.) // Власть, 2013, №1. С. 132-136.
72. Шалаева Н.В. Социокультурные задачи советской власти и политический плакат периода Гражданской войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / Тамбов: Грамота, 2012, № 5 (19): в 2-х ч. Ч. I. C. 209-214.
73. Шалыгина Д.Л., Куликов В.А. Специфика пропагандистского плаката во время Великой Отечественной войны как средства конструирования советской идентичности // Вестник Пермского университета. История, 2011, №2 (16). С. 54-57.
74. Шлык Е.В. Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат) // Челябинский гуманитарий, 2015, №1 (30). С. 35-41.
Работы на иностранных языках
75. Alaniz J. Komiks: Comic Art in Russia. University Press of Mississippi, 2010. 280 p.
76. Elizabeth Wood. Performing Justice: Agitation Trials in Early Soviet Russia. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2005. 312 p.
77. Kress, G., Van Leeuwen, Th. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.
78. Mathew T. Wish you were (not) here: Anti‐Bolshevik Postcards of the Russian Civil War, 1918–21 // Revolutionary Russia. - 2010. - № 23:2. P.183-216.
79. Peter Kenez. The Birth of the Propaganda State: Soviet Methods of Mass Mobilization, 1917–1929. New York: Cambridge University Press. 1986. 324 p.
80. Stephen White. The Bolshevik Poster. Yale: Yale University Press. 1990. 159 p.
Электронные источники
81. Бычкова, О. И. Советский плакат как хранитель памятных событий военных лет [Электронный ресурс] / О. И. Бычкова // Наследие веков, 2015, № 1. С. 90-94. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/07/2015_1_Bychkova.pdf (дата обращения 6.03.18)
82. Вашик К., Бабурина Н.И. Образ ребенка в плакате. URL: http://www.russianposter.ru/ (дата обращения: 9.02.18).
83. Марков А. От русской иконы к советскому плакату [Электронный ресурс] // URL: https://trv-science.ru/2017/06/06/ot-russkoj-ikony-k-sovetskomu-plakatu/ [дата обращения: 6.03.18].
84. Шешунова С. Язык пропаганды 1918-1922 гг. в контексте русской культуры [Электронный ресурс] // URL: http://postsymbolism.ru/joomla/index.php?id=33&option=com_content&task=view [дата обращения: 8.03.18].