Введение 4
Глава 1. Гендерная теория и история феминизма. 8
1.1 История развития западного феминизма и гендерной теории 8
1.1.1 Первая волна феминизма 9
1.1.2. Вторая волна феминизма 10
1.1.3. Третья волна феминизма 12
1.1.4. Понятие «гендер» и гендерная теория 13
1.2 Феминизм в арабских странах 15
1.3. Выводы к главе 1 20
Глава 2. Письменные источники социально-правового статуса женщины в исламе и их критика с точки зрения феминизма. 22
2.1. Письменные источники ислама 22
2.1.1 Коран как первый письменный источник мусульманской доктрины 22
2.1.2 Сунна Пророка 26
2.1.3 «Тафсир» или толкование Корана 27
2.1.4 Шариат 28
2.2 Спорные моменты в источниках мусульманского права и их критика 30
2.2.1. Положение о гендерном неравенстве 30
2.2.2 Процедура развода 34
2.2.3 Проблема полигамии 36
2.2.4 Хиджаб и никаб 38
2.3. Выводы к главе 2 45
Глава 3. Освещение гендерных проблем в современном Египте. 46
3.1. Особенность колониального дискурса стран Ближнего Востока и положение Египта в этом дискурсе 46
3.2. Современное состояние Египта в контексте гендерного равенства. 49
3.2.1. Арабская Республика Египет после прихода к власти Абдель-Фаттаха Халила Ас-Сиси 49
3.2.2. Анализ отчета Global Gender Gap Report за 2016 год 52
3.3. Внутренняя политика Арабской Республики Египет и ключевые события, направленные на достижение гендерного равенства, при правлении Абдель-Фаттаха Ас-Сиси 55
3.3.1. Политика в отношении сексуальных домогательств и насилия 55
3.3.2. Меры, предпринятые для борьбы с женским обрезанием 57
3.3.3. Участие женщин в политической жизни Арабской Республики Египет 59
3.3.4. Женские организации, их инициативы и кампании по борьбе с гендерным неравенством 60
3.3 Выводы к главе 3 62
Заключение 65
Библиография 67
В современном мире остро стоит вопрос взаимодействия культур в ходе глобализации. Большой приток мигрантов из стран Ближнего Востока на территорию Европы усилил и без того очевидные проблемы культурной адаптации и интеграции в новом регионе, выявил ряд проблем, связанных с ежедневной коммуникацией представителей различных культур и недопониманиями в ходе межкультурного диалога.
Одной из наиболее актуальных проблем на протяжении всей истории взаимоотношений Востока и Запада является положение женщины в мусульманском мире. Представления о ее образе жизни являются важной частью стереотипов о Востоке и могут помочь в понимании конфликта восточной и западной культур. Положение женщины в обществе, ее роль в семье служат предметом дискуссий и споров, что нашло свое отражение в работах маститых европейских и отечественных ученых-востоковедов с 17 века и до наших дней, таких как «Мусульманский ренессанс» швейцарского арабиста Адама Меца и «Нравы и обычаи египтян в первой половине XIXвека» британского востоковеда Эдварда Лейна, осветивших культуру и образ жизни жителей арабо-мусульманского мира, соответственно, во времена Арабского халифата, а также в 20-х и 30-х годах XIX столетия. Современный (постколониальный) дискурс включает в себя множество работ зарубежных исследователей, востоковедов, теологов и социологов, среди которых особое место занимают Лейла Ахмед – американка египетского происхождения, посвятившая долгие годы изучению ислама и исламского феминизма, являясь профессором Гарвардского университета в области женских исследований и религии, а также египетская феминистка и социолог Науаль аль-Садави, всемирно известная благодаря своим произведениям, посвященным арабским женщинам, переведенным впоследствиb на многие языки.
Место женщины в современном арабо-мусульманском обществе представляет наибольшую актуальность в контексте диалога культур, подвергаясь зачастую критике со стороны феминизма, как западного, так и исламского. Многочисленные дебаты последних лет подтверждают, что единого состоявшегося ответа на женский вопрос пока не существует, поскольку мы живем в эпоху изменений и пересмотра традиционных религиозных постулатов, следовательно, можем лишь наблюдать за процессом и отмечать тенденции, но не конечный итог.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости зафиксировать то состояние, в котором на данный момент находится вышеупомянутый дискурс, на конкретном примере Арабской Республики Египет (как наиболее светского и либерального государства в Арабском мире). Поскольку в последнее время в Египте отмечается тенденция к расширению положения и полномочий женщин в общественно- политической деятельности, что вызвало появление женских правозащитных и феминистских организаций (Союз арабских феминисток, Альянс арабских женщин), берущих свое начало именно в Египте. Так, впервые в истории страны женщина (Надия Абдо) была назначена губернатором одной из весьма важных египетских мухафаз – Бухейра, что позволяет нам заявить на основе анализа существующей ситуации через призму гендерных исследований, что именно в Египте это вопрос представляет наибольшую актуальность. Египет на современном Арабском Востоке служит своеобразным маяком, образцом, задающим тон в контексте гендерного равенства, являясь на данный момент наиболее прогрессивным примером во всем арабском мире.
Объектом исследований является положение женщины и политика государства в области гендерного равенства в Арабской Республике Египет в наши дни.
Предметом исследования является отражение социально-правового статуса женщины в исламе (на основе Корана, сунны пророка и канонических установок шариата) и критика коранических положений с точки зрения феминизма, а также новая конституция и внутренняя политика Арабской Республики Египет.
Целью исследования является анализ источников прав мусульманки, выявление в них актуальных в контексте гендерного равенства проблем а также исследование конституции Арабской Республики Египет и политики действующего президента в области гендерного равенства.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Исследовать историю феминизма и дать определение понятию «гендер».
2. Дать комплексный обзор источников мусульманского права.
3. Проанализировать реакцию феминисток на спорные положения в вышеуказанных источниках.
5. Рассмотреть современное состояние Арабской Республики Египет с точки зрения включенности женщин в общественную и политическую жизнь страны.
5. Исследовать конституцию Арабской Республики Египтет 2014 года и проекты, осуществленные за последнее время, направленные на достижение гендерного равноправия.
При создании дипломной работы использовались методы анализа источников мусульманского права, изучения и обобщения феминистской критической реакции на данные источники, прогнозирования дальнейшей политики государства в области «женского вопроса» и ее влияния на другие мусульманские страны.
XXIвек – эпоха глобализации и информационной открытости, где благодаря сети Интернет произошло формальное уничтожение государственных границ. В свете всеобщей информационной доступности, а также участившихся контактов между Востоком и Западом возросло внимание к гендерным проблемам и роли женщин в обществе. В последнее время в Арабском мире усилилась активизация феминистских движений, что вызвано обменом идеями во всем мире и участием арабских женщин в конструировании нового феминистического дискурса. Актуальность этих событий, происходящих на наших глазах, и вызвала интерес к их исследованию.
В данном исследовании гендерная теория и проблемы феминизма были не только изучены в общеполитическом, историческом и философском аспектах, но и проанализированы «в действии» - на примере внутренней политики и процессов, происходящих в Арабской Республике Египет. Выбор этого государства для исследования не был случайным: с начала XIXвека дискурсы, возникающие в Египте, и идущие за ними действия переходят впоследствии и в другие страны Арабского мира, задают тенденции к изменениям во всем регионе.
В работе были исследованы труды значимых активистов исламского феминизма (Лейлы Ахмед, Асма Барлас, Марго Бадран, Науаль аль-Садави), а также действия нынешнего президента и правительства, направленные на достижение в стране гендерного равенства. Также были проанализированы повестки дня и проекты многочисленных женских организаций Египта, позволяющие выявить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается общество в настоящее время.
Анализ их сочинений и деятельности доказал, что в современном мусульманском мире происходят серьезные изменения, а традиционный взгляд на положение женщины в семье и обществе постепенно уходит в прошлое. Мы отметили активное вовлечение женщин в общественно-политическую жизнь Египта.
Несмотря на недостаточное количество конкретно восточных источников и медиа-ресурсов, в которых бы освещались гендерные проблемы и роль феминистских движений на мусульманском востоке, нам удалось выявить основные параметры, в которых эти движения нашли практическое воплощение: в борьбе с насилием против женщин (в особенности с домашним), женским обрезанием, стереотипизацией женской роли в качестве хранительницы домашнего очага.
В работе была также исследована статистика Всемирного экономического форума, наглядно демонстрирующая недостаток усилий по включению женщин в политическую жизнь Египта, но в целом отмечающая положительные тенденции в вопросах экономики, образования и здравоохранения.
В результате работы выяснилось, что традиционное для ислама восприятие женщины только внутри семьи давно постепенно выходит за эти рамки в современных арабо-мусульманских странах. Эти изменения заметны на государственном уровне, что и было отмечено в исследовании при анализе новой конституции Арабской Республики Египет. В настоящий момент в государстве начинает создаваться гражданское общество, в рамках которого женщина имеет возможности для самореализации и построения карьеры, в том числе и в органах власти.
1. Бельгийский чиновник сорвал с катарской принцессы никаб [электронный ресурс] // URL: http://lenta.ru/news/2014/08/20/belgiumfaces [дата обращения: 17.04.2017]
2. Впервые в истории Египта губернатором провинции стала женщина [электронный ресурс] // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4028744[дата обращения: 21.05.2017]
3. ЕСПЧ: запрет на ношение хиджаба во Франции не нарушил конвенцию по правам человека [электронный ресурс] // URL: http://tass.ru/obschestvo/1290575[дата обращения: 10.04.2017]
4. Коран. Перевод Абу-Аделя [электронный ресурс] // URL: http://falaq.ru/quran/adel/[дата обращения: 18.01.2017]
5. Коран. Перевод Г.С. Саблукова [электронный ресурс] // URL: http://falaq.ru/quran/sabl/[дата обращения: 18.01.2017]
6. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. Издание второе. М.:Наука, 1986. – 727 с.
7. Коран. Перевод М.О. Османова [электронный ресурс] // URL: http://falaq.ru/quran/osma/[дата обращения: 18.01.2017]
8.Массэ А. Ислам. Очерк истории. М.: Крафт+. 2007. – 208 с.
9. Мирный гендерный джихад [электронный ресурс] // URL: http://www.kommersant.ru/doc/3276446 [дата обращения: 15.05.2017]
10. Перевод-тафсир Корана "аль-мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим" (Аль-азхар) [электронный ресурс] // URL: http://falaq.ru/quran/munt/[дата обращения: 18.01.2017]
11. Сахих аль-Бухари. Книга развода [электронный ресурс] // URL: http://hadis.info/saxix-al-buxari-68-kniga-razvoda-xadisy-5251-5350/19234/[дата обращения: 26.05.2017]
12. Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, 1994. – 496 с.
13. “Circles of Hell”: Domestic, Public and State Violence against Women [электронный ресурс] // URL: https://www.amnestyusa.org/reports/circles-of-hell-domestic-public-and-state-violence-against-women-in-egypt/[дата обращения: 20.05.2017]
14. 30 Percent of Egyptian Married Women Suffer from Spousal Violence [электронный ресурс] // URL: https://egyptianstreets.com/2015/11/27/30-percent-of-egyptian-married-women-suffer-from-domestic-violence/[дата обращения: 20.05.17]
15. Al-Qardawi J. Erlaubtes und Verbotenes im Islam. München: SKD Bavaria Verlag + Handel, 1989. – 299 s.
16. Annual Report 2016. Egyptian Women’s Status by Egyptian Center for Women Rights [PDF-файл] // URL: https://drive.google.com/file/d/0BwsERZCDkJWYN3ZXWDhjZUx6bUk/view?ts=58ce7f71[дата обращения: 17.05.2017]
17. Be Aware& Speak Up : ECWR Launches a Campaign to Combat Violence Against Women [электронный ресурс] // URL: http://ecwronline.org/?p=7323[дата обращения: 22.05.2017]
18. Center for Egyptian Women’s Legal Assistance [электронный ресурс] // URL: http://www.cewla.org/[дата обращения: 12.11.2016]
19. Constitution of Egypt [электронный ресурс] // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Egypt_2014?lang=en[дата обращения: 22.05.17]
20. DomesticViolence: aWoman’sPermanentScar [электронный ресурс] // URL: http://www.dailynewsegypt.com/2012/09/24/domestic-violence-a-womans-permanent-scar/ [дата обращения: 20.05.17]
21. Egypt. Demographic and Health Survey 2014 [PDF-файл] // URL: http://dhsprogram.com/pubs/pdf/FR302/FR302.pdf[дата обращения: 14.05.2017]
22. Egyptians uncertain about future under President Sisi [электронный ресурс] // URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-28126198[дата обращения: 20.05.2017]
23. El-Bahnassawi S. Die Stellung der Frau zwischen Islam und weltlicher Gesetzgebung. München: SKD Bavaria, Verlag + Handel, 1998. – 207 s.
24. Ending Female Genital Mutilation [PDF-файл] // URL: http://www.un.org/womenwatch/daw/csw/csw52/AC_resolutions/Final%20L2%20ending%20female%20genital%20mutilation%20-%20advance%20unedited.pdf[дата обращения: 14.03.2017]
ECWR SoundCloud Profile
25. Female Genital Mutilation. World Health Organization Fact Sheet [электронный ресурс] // URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs241/en/[дата обращения: 21.05.2017]
26. For me, niqab is a feminist statement [электронный ресурс] // URL:https://medium.com/aj-story-behind-the-story/for-me-niqab-is-a-feminist-statement-13ca2fc2fe9a[дата обращения: 24.05.2017]
27. Global Gender Gap Report [электронный ресурс] // URL: http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2016/economies/#economy=EGY[дата обращения: 03.05.17]
28. Muslim Women Redefine Islam Feminism [электронный ресурс] // URL: http://time.com/3751243/muslim-women-redefine-islam-feminism/[дата обращения: 26.05.2017]
29. Qutub M. Einwande gegen den Islam. München: SKD Bavaria, Verlag + Handel, 1994. – 176 s.
30. Taa Marbouta Campaigh [электронный ресурс] // URL: http://ncw.gov.eg/en/taa-marbouta-campaign/[дата обращения: 22.05.2017]
31. The Cabinet Line-up [электронный ресурс] // URL: http://www.cabinet.gov.eg/English/Cabinet/TheCabinetLineup/Pages/TheCabinetLineup.aspx[дата обращения: 21.05.17]
32. The National Council for Women [электронный ресурс] // URL: http://ncw.gov.eg/en/[дата обращения: 21.05.2017]
33. UNICEF’s Data Work on FGM/C [PDF-файл] // URL: https://www.unicef.org/media/files/FGMC_2016_brochure_final_UNICEF_SPREAD.pdf[дата обращения: 21.05.2017]
34. UNPF.FemaleGenitalMutilationFrequentlyAskedQuestions [электронный ресурс] // URL: http://www.unfpa.org/resources/female-genital-mutilation-fgm-frequently-asked-questions# [дата обращения: 21.05.2017]
Справочники и словари
35. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь: Ок. 4000 слов: Под ред. В.А. Костина. М.: Валерий Костин. 2001. – 944 с.
36. Ислам. Краткий справочник. Коллектив авторов под председательством Е.М. Примакова. М.: Наука, 1983. – 159 с.
37.Ислам. Энциклопедический словарь. М.:Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. – 315 с.
38. Словарь гендерных терминов [электронный ресурс] // URL: http://a-z-gender.net/[дата обращения: 12.05.17]
Научная литература
39. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. М.: Прогресс, 1997. – 832 с.
40. Бороздина Е.А. Феминизм: чем различаются три волны? [электронный ресурс] // URL:https://postnauka.ru/faq/61274[дата обращения: 18.02.2017]
41. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. – 174 с.
42. Исупова О.Г. Три волны феминизма //Демоскоп weekly / Под ред. А. Вишневского. № 407-408. 2010. [электронный ресурс] // URL: http://demoscope.ru/weekly/2010/0407/gender03.php[дата обращения: 16.10.2016]
43. Лейн, Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М.: Наука. Гл. ред. вотс. лит., 1982. – 435 с.
44. Мец. А. Мусульманский ренессанс. М.: Наука.Гл. ред. вост. лит, 1966. – 474 с.
45. Тартаковская И.Н. Личное как политическое: вторая волна феминизма как эхо 1968-го [электронный ресурс] // URL: http://magazines.russ.ru/nz/2008/4/ta26.html[дата обращения: 15.02.2017]
46. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2017. – 396 с.
47. Abdu, M. Al-a’malal-kamilalil-ImamMuhammad ‘Abdu, 5 vols. Beirut:Dar Al-Shuruq, 1993.893 p/ 711 p/ 575 p/ 744 p/ 719 p.
48. Ahmed L. Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate. New Haven: Yale University Press, 1992. – 304 p.
49. al-Hibri A. Redefining Muslim Women's Roles in the Next Century // Democracy and the Rule of Law / Ed. by N. Dorsen & P. Gifford. Richmond: University of Richmond Law Faculty Publications,2001. P. 90 – 100.
50. Aslan, R. No God but God: The Origins, Evolution, and Future of Islam. New York: Random House, 2005. – 336 p.
51. Badran M. Islamic Feminism Revisited [электронный ресурс] // URL: http://www.countercurrents.org/gen-badran100206.htm[дата обращения: 01.05.2017]
52. Badran M. Islamic feminism: what's in a name? [электронный ресурс] // URL: http://weekly.ahram.org.eg/Archive/2002/569/cu1.htm[дата обращения: 01.05.2017]
53. Barlas A. "Believing Women" in Islam: Unreading Patriarchal Interpretations of the Qur'an. Austin: University of Texas Press, 2002. – 272 p.
54. Baumgardner J.; Richards A. Manifesta: Young Women, Feminism, and the Future. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2000. – 416 p.
55. BCC Feminist Philosophy [электронный ресурс] URL:https://bccfeministphilosophy.wordpress.com/2012/04/29/week-14-davis-and-lorde/[дата обращения: 15.11.2016]
56. Bentham, J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation [электронный ресурс] // URL: http://books.scholarsportal.info/viewdoc.html?id=/ebooks/oca5/5/princmoralsleg00bentuoft[дата обращения: 09.10.2016]
57. Crenshaw K. Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color // The Public Nature of Private Violence / Ed. by M.A. Fineman and R. Mykitiuk. New York: Routledge, 1994. P. 93 – 118.
58. Fawcett R. The reality and future of Islamic feminism [электронный ресурс] // URL: http://www.aljazeera.com/indepth/opinion/2013/03/201332715585855781.html[дата обращения: 01.05.2017]
59. FeldmanN. WhyShariah? [электронный ресурс] // URL: http://www.nytimes.com/2008/03/16/magazine/16Shariah-t.html[дата обращения 16.02.17]
60. History and Theory of Feminism [электронный ресурс] // URL: http://www.gender.cawater-info.net/knowledge_base/rubricator/feminism_e.htm[дата обращения: 18.12.2016]
61. Marquis de Condorcet, N. The First Essay on the Political Rights of Women. [электронный ресурс] // URL: http://oll.libertyfund.org/titles/condorcet-on-the-admission-of-women-to-the-rights-of-citizenship[дата обращения: 14.10.2016]
62. Mir-Hosseini Z., Tapper R. Islam and Democracy in Iran: Eshkevari and the Quest for Reform. New York: I.B.Tauris & Co Ltd, 2006. – 198 p.
63. O’Regan K. Egypt’s Embattled Feminism [электронный ресурс] // URL: http://www.middleeasteye.net/essays/egypts-embattled-feminism-2085551274[дата обращения: 20.05.17]
64. Rowe-Finkbeiner, K. The F-Word: Feminism In Jeopardy - Women, Politics and the Future. Emeryville: Seal Press, 2004. – 302 p.
65. Saadallah S. Muslim Feminism in the Third Wave: A Reflective Inquiry // Third Wave Feminism. A Critical Exploration / Ed. by S. Gillis, G. Howie, R. Munford. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2004. P. 216-226.
66. Saadawi, Nawal El. The Hidden Face of Eve: Women in the Arab World. London: Zed Books, 2007. – 395 p.
67. Saadawi, Nawal El. Woman at Point Zero. London: Zed Books, 2nd edition, 2007. – 224 p.