Использование средств невербальной коммуникации в художественном тексте (на примере романа Е. Чижовой «Время женщин»)
|
Введение 4
Глава 1. Явление невербальной коммуникации в системе лингвистических средств и факторов 7
1.1 Явление невербальной коммуникации и ее функции 7
1.1.1 Виды коммуникации 7
1.1.2 Понятие о паралингвистике и паралингвистических средствах 10
1.2 Соотношение средств невербальной коммуникации и
паралингвистических компонентов 14
1.3 Подходы к изучению паралингвистических средств в языковой системе.
14
1.3.1 Роль невербальной коммуникации в процессе преподавания
русского языка как иностранного 17
1.4 Виды параязыка 21
1.4.1 Фонация как паралингвистическое явление 22
1.4.2 Кинесика как паралингвистическое явление 24
1.4.3 Жесты в системе параязыка 26
1.5 Невербальная коммуникация и текст 28
1.6 Внутренняя речь и внутреннее программирование как факторы
порождения невербальной коммуникации 29
1.7 Использование паралингвистических средств при создании
психологического портрета персонажа 31
Вывод 33
Глава 2. Использование средств невербальной коммуникации в романе Е. С.
Чижовой «Время женщин» 35
2.1 Роман Е. С. Чижовой «Время женщин» 35
2.2 Анализ средств невербальной коммуникации в романе «Время
женщин» 37
2.2.1 Соматизмы, описывающие мимику 38
2.2.2 Соматизмы, описывающие жесты 55
2.2.3 Соматизмы, описывающие движения, сопровождаемые стуком .... 69
2.3 Роль невербальной коммуникации в создании психологических
портретов главных героинь 73
Вывод 77
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Глава 1. Явление невербальной коммуникации в системе лингвистических средств и факторов 7
1.1 Явление невербальной коммуникации и ее функции 7
1.1.1 Виды коммуникации 7
1.1.2 Понятие о паралингвистике и паралингвистических средствах 10
1.2 Соотношение средств невербальной коммуникации и
паралингвистических компонентов 14
1.3 Подходы к изучению паралингвистических средств в языковой системе.
14
1.3.1 Роль невербальной коммуникации в процессе преподавания
русского языка как иностранного 17
1.4 Виды параязыка 21
1.4.1 Фонация как паралингвистическое явление 22
1.4.2 Кинесика как паралингвистическое явление 24
1.4.3 Жесты в системе параязыка 26
1.5 Невербальная коммуникация и текст 28
1.6 Внутренняя речь и внутреннее программирование как факторы
порождения невербальной коммуникации 29
1.7 Использование паралингвистических средств при создании
психологического портрета персонажа 31
Вывод 33
Глава 2. Использование средств невербальной коммуникации в романе Е. С.
Чижовой «Время женщин» 35
2.1 Роман Е. С. Чижовой «Время женщин» 35
2.2 Анализ средств невербальной коммуникации в романе «Время
женщин» 37
2.2.1 Соматизмы, описывающие мимику 38
2.2.2 Соматизмы, описывающие жесты 55
2.2.3 Соматизмы, описывающие движения, сопровождаемые стуком .... 69
2.3 Роль невербальной коммуникации в создании психологических
портретов главных героинь 73
Вывод 77
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Основной задачей коммуникации всегда являлось стремление к адекватному пониманию. Чтобы без потерь донести свою мысль, человек пользуется многими средствами, предлагаемыми языком и культурой. Так, например, помимо вербального сообщения при общении также используются невербальные средства коммуникации: паралингвистическая система и телесные знаки. При устном общении вербальная и невербальная коммуникация неразделимы: жесты, мимика, телодвижения, особенности фонации включаются в разговор, и если они были неверно истолкованы реципиентом, акт коммуникации не считается состоявшимся.
За средствами невербальной коммуникации скрывается большое количество информацией, в том числе глубинный культурный слой, отражающий ментальность говорящего и совершаемые им интеллектуальные операции. Так, эти средства позволяют понять не только особенности характера и настроение отдельного человека, но также отражают культурные особенности определенного народа. Изучение паралингвистических средств и языка тела играет важную роль при изучении иностранного языка, в том числе русского.
В художественном тексте необходимо уделять большое внимание невербальной коммуникации, отраженной в нем с помощью соматизмов и соматических речений - лексических средств, передающих мимику, жесты, коммуникативно значимые телодвижения и особенности фонации. В подобных текстах автор старается максимально приблизить ситуации общения и диалоги к реальным, и не может обойтись без описания жестов, мимики и движений, сопровождающих речь персонажа. К тому же, описание внешнего поведения героев в момент коммуникации в тексте позволяет читателю более полно и точно передать их психологические особенности, реконструировать представления о их жизни и деятельности, понять их желания, настроение, отношение к миру. Читатель должен знать и понимать значения соматизмов и соматических речений, используемых в художественных текстах: это обеспечит более точное понимание текста и верную его интерпретации. Соматизмы и соматические речения также участвуют в раскрытии характеров персонажей. Важно, чтобы иностранные учащиеся были способны находить подобные компоненты в тексте, верно их понимать, соотносить с темой и контекстом произведения и извлекать из них информацию, работающую на создание образа персонажей и их психологические портреты. В этом заключается актуальность данной работы.
Предметом исследования являются лексические единицы, отражающие невербальную коммуникацию.
Объектом исследования является функционирование в художественном тексте лексических единиц, отражающих невербальные компоненты коммуникации.
Материалом исследования является роман Е. С. Чижовой «Время женщин», а также лингвистические словари и справочники.
Целью исследования является выявление и определение специфики компонентов невербальной коммуникации, их роли и значения в художественном тексте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия паралингвистики, невербальной коммуникации и их соотношение.
2. Провести лексический анализ текста.
3. Выделить компоненты невербальной коммуникации в тексте романа.
4. Разработать классификацию соматизмов и соматических речений, актуальную для данного художественного текста.
Методы и приемы исследования:
• метод семантического анализа
• метод компонентного анализа
• метод стилистического анализа
• прием сплошной выборки материала
Практическая значимость исследования может заключаться использовании
его результатов на лекциях, семинарах, курсах и практических занятиях по
русскому языку и русскому языку как иностранному.
За средствами невербальной коммуникации скрывается большое количество информацией, в том числе глубинный культурный слой, отражающий ментальность говорящего и совершаемые им интеллектуальные операции. Так, эти средства позволяют понять не только особенности характера и настроение отдельного человека, но также отражают культурные особенности определенного народа. Изучение паралингвистических средств и языка тела играет важную роль при изучении иностранного языка, в том числе русского.
В художественном тексте необходимо уделять большое внимание невербальной коммуникации, отраженной в нем с помощью соматизмов и соматических речений - лексических средств, передающих мимику, жесты, коммуникативно значимые телодвижения и особенности фонации. В подобных текстах автор старается максимально приблизить ситуации общения и диалоги к реальным, и не может обойтись без описания жестов, мимики и движений, сопровождающих речь персонажа. К тому же, описание внешнего поведения героев в момент коммуникации в тексте позволяет читателю более полно и точно передать их психологические особенности, реконструировать представления о их жизни и деятельности, понять их желания, настроение, отношение к миру. Читатель должен знать и понимать значения соматизмов и соматических речений, используемых в художественных текстах: это обеспечит более точное понимание текста и верную его интерпретации. Соматизмы и соматические речения также участвуют в раскрытии характеров персонажей. Важно, чтобы иностранные учащиеся были способны находить подобные компоненты в тексте, верно их понимать, соотносить с темой и контекстом произведения и извлекать из них информацию, работающую на создание образа персонажей и их психологические портреты. В этом заключается актуальность данной работы.
Предметом исследования являются лексические единицы, отражающие невербальную коммуникацию.
Объектом исследования является функционирование в художественном тексте лексических единиц, отражающих невербальные компоненты коммуникации.
Материалом исследования является роман Е. С. Чижовой «Время женщин», а также лингвистические словари и справочники.
Целью исследования является выявление и определение специфики компонентов невербальной коммуникации, их роли и значения в художественном тексте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия паралингвистики, невербальной коммуникации и их соотношение.
2. Провести лексический анализ текста.
3. Выделить компоненты невербальной коммуникации в тексте романа.
4. Разработать классификацию соматизмов и соматических речений, актуальную для данного художественного текста.
Методы и приемы исследования:
• метод семантического анализа
• метод компонентного анализа
• метод стилистического анализа
• прием сплошной выборки материала
Практическая значимость исследования может заключаться использовании
его результатов на лекциях, семинарах, курсах и практических занятиях по
русскому языку и русскому языку как иностранному.
Общаясь, люди используют все доступные им средства, чтобы их поняли. Первичным средством передачи информации является, конечно, язык. Однако в ситуации реальной коммуникации невозможно обращать внимание только на вербальное сообщение, не уделив внимания другому, не менее важному компоненту коммуникации - невербальному. При взаимодействии этих двух сторон коммуникации невербальные средства могут выполнять такие функции по отношению к речи как повторение, противопоставление, замещение, дополнение, акцентирование и регулирование.
В художественном тексте невербальная коммуникация отражается с помощью так называемых соматизмов и соматических речений. Описывая внешнее поведение персонажа в момент коммуникации, они помогают создать полный, точный и убедительный образ героя, отражая его мысли, чувства, отношение к миру и взгляды на жизнь. Средства невербальной коммуникации «работают» на создание психологического портрета персонажа, характеризуя его психологические особенности, воспитание, уровень образования и раскрывая его внутренний мир и показывая читателю все мысли и переживания героя.
Также при чтении художественного текста, изобилующего соматизмами и соматическими речениями, могут возникнуть трудности у иностранцев, изучающих русский язык. Здесь большую роль играет национальная специфика средств невербальной коммуникации. Во-первых, многие мимические выражения и жесты, а также кинетические средства в иностранной культуре могут иметь совершенно другое значение. В таких случаях, при работе с подобными текстами в иностранной аудитории, необходимо объяснять значения средств невербальной коммуникации в разных контекстах и обращать внимание на различие значения в разных культурах. Во-вторых, трудности могут возникнуть с интерпретацией значения тех средств невербальной коммуникации, которые выражены в тексте фразеологизмами. В таких случаях читателям-иностранцам необходимо обращаться к фразеологическому словарю.
Таким образом, знание и изучение значений соматизмов и соматических речений, выступающих в качестве невербальной коммуникации в художественном тексте, имеет большое значение в курсе преподавания русского языка как иностранного для адекватного понимания содержания и смысла художественного текста, а также для понимания национальных особенностей речевого поведения носителей русского языка.
В художественном тексте невербальная коммуникация отражается с помощью так называемых соматизмов и соматических речений. Описывая внешнее поведение персонажа в момент коммуникации, они помогают создать полный, точный и убедительный образ героя, отражая его мысли, чувства, отношение к миру и взгляды на жизнь. Средства невербальной коммуникации «работают» на создание психологического портрета персонажа, характеризуя его психологические особенности, воспитание, уровень образования и раскрывая его внутренний мир и показывая читателю все мысли и переживания героя.
Также при чтении художественного текста, изобилующего соматизмами и соматическими речениями, могут возникнуть трудности у иностранцев, изучающих русский язык. Здесь большую роль играет национальная специфика средств невербальной коммуникации. Во-первых, многие мимические выражения и жесты, а также кинетические средства в иностранной культуре могут иметь совершенно другое значение. В таких случаях, при работе с подобными текстами в иностранной аудитории, необходимо объяснять значения средств невербальной коммуникации в разных контекстах и обращать внимание на различие значения в разных культурах. Во-вторых, трудности могут возникнуть с интерпретацией значения тех средств невербальной коммуникации, которые выражены в тексте фразеологизмами. В таких случаях читателям-иностранцам необходимо обращаться к фразеологическому словарю.
Таким образом, знание и изучение значений соматизмов и соматических речений, выступающих в качестве невербальной коммуникации в художественном тексте, имеет большое значение в курсе преподавания русского языка как иностранного для адекватного понимания содержания и смысла художественного текста, а также для понимания национальных особенностей речевого поведения носителей русского языка.
Выдержки из бакалаврской работы – Использование средств невербальной коммуникации в художественном тексте (на примере романа Е. Чижовой «Время женщин»)
Содержание бакалаврской работы – Использование средств невербальной коммуникации в художественном тексте (на примере романа Е. Чижовой «Время женщин»)



