Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Древности Верхней Оки и Среднего Дона в конце I — начале II тысячелетия н.э. (к истории вятичей)

Работа №133237

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

археология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА 1. Историография и источники 7
1.1. Историография 7
1.2. Источники 14
ГЛАВА 2. Погребальный обряд населения Лесостепного Дона и Верхней Оки 21
ГЛАВА 3. Керамический материал из могильников 37
ГЛАВА 4. Поселения донских славян 44
ГЛАВА 5. Донские славяне и население салтово-маяцкой культуры 52
Заключение 61
Список литературы 64
Список иллюстраций 69
Список сокращений 71
Приложение 72

Славянское население Подонья составляло сравнительно небольшую и несколько территориально изолированную группу восточных славян. Такая изолированность от остального славянского мира, их положение на краю восточнославянской ойкумены, соседство с иноязычными народами (финно- уграми, хазарами, кочевниками) придают определенное своеобразие донской группе славян (Рис.1). Однако, необходимо также отметить, что несмотря на это, донские славяне всей своей историей были связаны с основной славянской территорией. Уровень их общественных отношений, идеологии, экономического и материального развития во многом определялся уровнем развития всех славянских племен. К настоящему времени выявлены определяющие особенности их культуры, изучен характер домостроительства, обряд захоронения, получен разнообразный материал по хозяйственной деятельности.
Древности донских славян известны науке, как памятники «боршевской», или, как чаще называют «роменско-боршевской» культуры, а поэтому территория моего исследования очерчена Верхним и Средним Доном, так как именно здесь расположены эталонные памятники донских славян (Рис.2). Это ряд памятников ныне занимающих берега современного Воронежского водохранилища и знаменитое городище Титчиха. Именно в данном районе наблюдается наибольшая концентрация и погребальных памятников с деревянными конструкциями, также на этих памятниках удается проследить включения салтово-маяцких элементов материальной культуры. В связи с проблемой исхода донских славян с рассматриваемой территории в район Верхней Оки, я частично коснусь изучения погребальных памятников, характеризуемых наличием упомянутых специфических черт на территории бассейна Верхней Оки (современные Тульская и Орловская область).
По-прежнему нерешенными остаются вопросы генезиса как отдельных племен, так и в целом их всей восточнославянской группировки, пути и время заселения ряда районов Восточной Европы, характер контактов с соседними народами, некоторые особенности материальной и духовной культуры. Хотя исследования на эту тему конечно проводились, но, по моему мнению, они требуют немалых доработок. Данная работа посвящена общему обзору истории донских славян, их появлению и функционированию в Лесостепном Подонье.
Основное внимание в работе уделено особенностям погребальных комплексов, которые характеризуются наличием деревянных сооружений внутри погребальной насыпи в виде погребальной камеры, оградок и столбов в центре насыпи. В комплексах эти специфические черты распространены неравномерно - в одних курганах присутствуют все три элемента деревянных сооружений, а в других - может быть какой-то элемент отсутствовать, при этом все это может быть в пределах одного могильника. Это вызывает неподдельный интерес к проблеме. Также немалую роль в истории донских славян играл Восточный торговый путь, пролегающий через Лесостепное Подонье и связывавший регионы Балтики с восточным миром. Территория Верхнего и Среднего Дона была заселена одной из восточнославянских группировок в конце VIII в н.э. Занимая юго-восточные и восточные окраины славянского мира, донские славяне находились в непосредственном контакте с алано-болгарским миром - северо-западной периферией Хазарского каганата. Именно они первыми встречали набеги племен кочевников, вторгавшихся с востока на территорию Восточной Европы. Проблемным вопросом является обусловленность этих контактов - на каком уровне они находились, характеризовались полностью данническими отношениями или же были построены на паритетных связях. На мой взгляд к этой проблеме нужно отнестись наиболее внимательно, тем более что в литературе определенного единства по этому вопросу не наблюдается.
Задача моей работы - собрать воедино и проанализировать историю изучения данной темы, рассмотреть научные труды специалистов, касающиеся погребальной традиции донских славян, структуры поселенческих памятников и их особенности. Важно выяснить как изучение общих черт погребальной традиции отразились в отечественной историографии и как создавалась научная выработка всех доступных погребений с погребальными камерами на Дону. Такая работа обладает актуальностью в связи с тем, что в отечественной историографии не сложилось единого мнения по этим вопросам. Необходимо проанализировать и синтезировать литературу по этой проблеме, выявить общие закономерности исследования материальной культуры славянской группировки на Дону. Необходимо тщательно изучить вопрос о роли славян на Волжском торговом пути их взаимосвязи с кочевническим миром и как это отразилось в историографии. Конечно возникает необходимость рассмотреть проблемы хронологии памятников как на Дону, так и на Верхней Оке, какие изменения она претерпевала в отечественной науке и как авторы соотносили хронологические данные с письменными источниками, потому что это неразрывно связано с проблемой исхода Донских славян с территории Подонья с последующим включением в состав Древнерусского государства. Структура моей работы построена по классическому принципу - рассмотрена историография и источники по данной теме, в том числе и современные научные взгляды. В первой главе рассмотрена история изучения эталонных погребальных памятников донских славян на Среднем Дону (Боршевский могильник) и на р. Воронеж (Лысогорский, Белогорский I - II могильники). Выделены общие черты погребального обряда, их взаимосвязь и научные взгляды на проблему формирования этих памятников. Так же были рассмотрена историография по могильникам Верхней Оки (Воронецкий, Добринский, Западненский, Воротынцевский и Лебедкинский могильники), так как некоторые курганы имеют общие черты погребальной традиции с донскими могильниками. Так как керамика с могильников является массовым и практически единственным погребальным инвентарем, то и ей отведена отдельная глава, в которой рассмотрена проблема этнической характеристики населения, которое оставило эти погребальные памятники, так как в этом случае керамика является главным определяющим фактором по этому вопросу. В этой связи я уделил внимание и вопросу формирования научной базы по поселениям донских славян, так как некоторые традиции строительства и устройства жилищ также проливают свет на вопросы генезиса. Заключительная глава посвящена связям донских славян с кочевниками салтово-маяцкой культуры, проанализирована история накопления материала по данной проблеме, как этот материал корректировал хронологический аспект существования здесь славянского населения. Подробно исследовано формирование научных взглядов на взаимоотношение донских славян с Хазарским каганатом, тем более что на сегодняшний день эта проблема является наименее изученной и требует существенных доработок.
Хронология исследуемых памятников очерчена границами конца IX - X вв., поскольку именно в это время наблюдается рассвет культуры донских славян, происходят основные исторические события в этом регионе - играет огромную роль Восточный торговый путь, Хазарский каганат простирает свои владения наверх по Дону, а на Руси возникает Древнерусское государство во главе с киевскими князьями. Донские славяне вынуждены были подчиниться во второй половине X в. и войти с последующей интеграцией в древнерусское единство. В конце X в. происходит изменение исторической ситуации на Нижнем Дону - Хазарский каганат теряет былую мощь и под напором кочевнических орд печенегов, хазары вынуждены продвигаться в глубь славянской ойкумены - в Лесостепное Подонье, а донские славяне в свою очередь уходят на север - в Поочье.
Все эти важные исторические процессы отразились на культуре донских славян и их необходимо изучать с особенным интересом, тем более что письменные источники достаточной скудно отразили информацию о славянском племени на Дону этого времени. В литературе достаточно прочно укоренилось мнение что славяне на Дону были представлены вятичами, однако по мере развития археологической и исторической науки, стало очевидно что нельзя об этом судить однозначно, что население здесь было представлено скорее конгломератом славянских племен с влиянием алано- болгарских традиций.
Методика изучения материала на комплексном историографическом анализе. Историческим реконструкциям соответствует всестороннее рассмотрение с целью установления облика первоначального погребального памятника. Главное внимание уделено поиску общих закономерностей в сохранившихся материальных остатках донских славян и как эти закономерности трактуются в отечественной историографии. В своей работе я попытался собрать научную базу о погребальном ритуале донских славян, проанализировав ее, в соответствии с современными представлениями о культуре славян на Дону.
Новизна работы обусловлена тем, что в ней собрана воедино научная база материальной культуры славян на Дону и ряда памятников Верхней Оки. На основе анализа погребального обряда, традиций домостроительства и фортификационных сооружений, степени взаимодействия славян с другими культурами и их роль в Волжском торговом пути, удалось рассмотреть происхождение славянской группировки в этом регионе, их социальную структуру и хронологию. Результаты работы могут быть использованы при изучении истории как данного региона, так и раннеславянского периода в целом. В итоге работа получилось историко-археологического плана с широким использованием историографического материала. Конечно отдельные вопросы, такие как, например, происхождение погребальной традиции, остались вне поле зрения моего изучения, однако удалось реконструировать этно-социальную ситуацию и политические аспекты X в. на этой территории. Большой упор был сделан на изучение проблемы появления славян на Дону и их ухода с этой территории в конце X в.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение историографии по погребальным памятникам донских славян позволило выявить некоторые особенности погребального ритуала Лесостепного Подонья. На Среднем Дону характерны, в первую очередь, деревянные погребальные сооружения (камеры и оградки), которые имеют широкое распространение на этой территории и в какой-то мере оставались неизменны. Погребальным памятникам по р. Воронеж характерен целый ряд различий погребального ритуала. Вероятно, это связано с этнической историей этих двух районов. На территории Среднего Дона шел процесс миграции части населения с бассейна Верхней Оки, где, как известно, обитали вятичи, имеющие черты устойчивого погребального обряда. Об этом свидетельствует та схожесть, которая существует между Боршевским могильником и Вехнеокскими, а именно схожесть в традиции сооружений деревянных погребальных конструкций. Подобные конструкции распространены по всей Восточной Европе, но все они различаются конструктивно от донских. Благодаря археологическим исследованиям, на сегодняшний день мы можем абсолютно точно представлять себе всю общую картину деревянных конструкций и их взаимосвязь. Это были своеобразные культовые сооружения, состоящие из камер, более чем на половину присыпанных земляной насыпью, окруженных столбовой оградкой, выполнявшей как конструктивную роль (блокирование насыпи от рассыпания), так и культовую. Вся конструкция опоясывалась прикурганным ровиком, в котором горели ритуальные костры. Необходимо выделять локальные варианты памятников донских славян: на Среднем Дону на р. Воронеж, которые разделяются в первую очередь по традиции погребального обряда. Так, для Среднего Дона (Боршевский могильник) характерен неизменный обряд погребения, выражавшийся в обязательном наличии погребальных деревянных конструкций в кургане. В могильниках на р. Воронеж, напротив, существовала вариативность погребального обряда.
Вероятно, что эти отличия связаны с этнической историей этих районов. Воронежские памятники оставили выходцы с Днепровского Правобережья на рубеже VIII - IX вв, о чем свидетельствует керамический комплекс. Наличие волынцевской керамики в захоронениях, свидетельствует также о выходцах и Днепровского Левобережья. Незначительное наличие подкурганных деревянных погребальных камер на р. Воронеж, немного отличных от Боршевских, являются вырождающимся погребальным обрядом Среднего Дона, что свидетельствует о проникновении сюда выходцев со Среднего Дона, которые были вынуждены продвигаться на север под давлением печенегов в конце X в. А алано-болгарские следы материальной культуры могут свидетельствовать о том, что они были вынуждены двигаться на север вместе со славянами Среднего Дона, где они нашли защиту на славянских поселениях. Это дает основание полагать что часть донских славян вынуждена была продвигаться с Верхнего Дона дальше на север под давлением кочевников. Таким образом, культура Донских славян представляется разноликой и ее нельзя ни в коей мере приписывать к вятичам, поскольку здесь наблюдается симбиоз восточнославянских культур из разных районов.
Подводя итоги, можно сказать что славяне Лесостепного Подонья в конце I тысячелетия н.э. являлись неотъемлемой частью обширного восточнославянского мира, но вместе с тем, окраинное положение в славянском мире, особенности освоения славянами данного региона, а также политическая ситуация на этой территории оказали существенное влияние на состояние культуры донских славян. При общем уровне развития славян, здесь можно отметить некоторую консервативность в ряде отраслей. Так, необходимо отметить преобладание лепной керамики с веревочным орнаментом у донских славян. Деревянные подкурганные погребальные конструкции, встречающиеся на Дону и на Верхней Оке, вместе с веревочным орнаментом на керамике составляют специфику культуры среднедонской группы славян. В целом же донским славянам присущи многие черты общеславянской материальной культуры. Поселенческие памятники, которые оставило нам население Дона, представлены преимущественно сельскими памятниками, а городища выполняли роль оборонительных центров и не являлись экономическими центрами. В целом структура поселений и характер домостроительства отличается от славян Правобережья Днепра только тем, что имеют салтово-маяцкие варианты, которые оставило окраинное население Хазарского каганата, взаимодействуя со славянским населением. Отсюда вытекают очень тесные связи с алано-болгарским миром, которые выражались в паритетных отношениях в социально-экономической сфере. Славянское население на Дону органично занимала свою нишу в торговых отношениях, являясь связующим звеном между Западом и Востоком о чем свидетельствуют многочисленные клады с восточными монетами и предметы импорта в виде амфорной посуды на городищах и предметов украшений.


1. Археология СССР. Восточные славяне в VII - XIII вв под ред. В.В. Седова. М.: Наука, 1982, 335 с
2. Арциховский А.В. Курганы вятичей. М., РАНИОН, 1930, 223 с.
3. Барсов Н.П. Очерки русской исторической географии. География Начальной (Несторовой) летописи. М., «Кучково поле» 2012, 336 с.
4. Березовец Д.Т. Словъяни и племена салывсько! культури//Археология, Киев.: 1965, с 47 - 67.
5. Бессарабова А.З. Славянские курганы второй половины первого тысячелетия н.э. с трупосожжением и деревянными сооружениями на территории Восточной Европы // АСГЭ, №15.- Л., 1973. С. 65-82.
6. Валукинский Н.В. По следам древних предков. Воронеж. 1940, 54 с.
7. Вестберг Ф.Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе//ЖМНП, 1908, февраль, с 276 - 288.
8. Винников А.З. Керамика донских славян конца I тысячелетия н.э.//СА №3, М.: Наука, 1982, с 165 - 180.
9. Винников А.З. Славянские курганы лесостепного Дона. Воронеж.: Издательство Воронежского Университета, 1984. 192 с.
10. Винников А.З. Славяне Лесостепного Дона в раннем средневековье (VIII - нач. XI в). Воронеж.: Издательство ВГУ, 1995. 168 с.
11. Винников А.З. Донские славяне и алано-болгарский мир: мирное сосуществование или противостояние//Хазары: миф и история. М., Иерусалим: 2010, с 189 - 216.
12. Винников А.З. Юго-восточная окраина славянского мира в эпоху образования Древнерусского государства (Лесостепное Подонье в VIII - первой половине XI вв)// Вестник ВГУ. Серия: История, политология, социология, №2.-Воронеж.: Издательство ВГУ, 2012. С 14-20.
13. Винников А.З., Синюк А.Т. По дорогам минувших столетий: (Археологи о древней истории Воронежского края). Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. - 318 с.
14. Городцов В.А. Отчет об археологических исследованиях в долине р.Оки// Древности. Труды Императорского Московского археологического общества, т 18. М., 1900. С 1- 37.
15. Громова В.И. Остатки млекопитающих из раннеславянских городищ вблизи г. Воронежа//МИА, 1948, №8, с 113 - 123.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ