Введение 3
Глава 1. Исследование феномена образа страны в современной науке 9
1.1 Подходы к определению образа страны в научном дискурсе 9
1.2. Проблема формирования благоприятного образа во внешнеполитических документах России 16
1.3 Субъекты и инструменты формирования образа РФ на международной арене 21
Глава 2. Особенности международной деятельности музеев РФ и ее роль в формировании положительного образа страны за рубежом 33
2.1 Основные направления и формы международной деятельности российских музеев 33
2.2 Вклад российских музеев в развитие международного культурного сотрудничества 44
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества российских и зарубежных музеев в контексте формирования положительного образа России в мире 52
3.1 Основные проблемы сотрудничества музеев РФ с музеями зарубежных стран 52
3.2 Потенциал международных проектов российских музеев для улучшения образа России в мире. 56
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Темой данной работы является характеристика влияния международной деятельности музеев РФ на формирование образа России за рубежом. Актуальность этой темы можно объяснить тем, что в современном мире музеи являются важной составляющей культурной политики и культурного обмена стран. Они делятся накопленными за долгое время художественными и культурными богатствами, и таким образом не просто показывают культурные ценности людям, которые изучают и интересуются искусством, а способствуют развитию культурных связей между народами. Большая часть музеев давно уже вышла за рамки простого экспонирования и хранения памятников истории и культуры. На сегодняшний день они превратились в своеобразные художественные комплексы, в которых ведется не только популяризация, но и изучение гуманитарных и технических наук. Инновационные формы и методы работы музеев определяются не только новыми задачами перед ними, но и развитием международного сотрудничества в музейной сфере.
В сложившейся для России непростой политической ситуации нашей стране нужно обратить особо внимание на концепт «мягкой силы», который подразумевает распространение своих ценностей за рубежом с целью укрепления там своего авторитета и опровержения антироссийских стереотипов. Подобными акторами, помогающими в распространении культурного влияния России, и являются музеи нашей страны. Благодаря их развитой сети контактов они продолжают свою активную международную деятельность даже при сложившейся политической обстановке, их зарубежные выставки пользуются большой популярностью и получают хорошие отзывы в местных СМИ. Именно поэтому российские музеи являются неотъемлемой частью российской внешней культурной политики, направленной на формирование позитивного имиджа РФ за рубежом.
Культурные связи - один из самых гуманистических и потому наиболее действенных инструментов в осуществлении внешнеполитической деятельности. Они содействуют созданию благоприятных условий для мирного диалога, а также сотрудничества государств, народов, имеющих различные культурные традиции. Ведь искусство, наука, являющиеся достоянием всего человечества, способны преодолевать границы и национальные барьеры. Именно культурный обмен обеспечивает взаимопонимание и уважение друг к другу представителей различных цивилизаций. Культурные связи, как многократно подчеркивалось представителями внешнеполитического ведомства России, должны помочь в разрушении и преодолении антироссийских стереотипов, которые могут стать своеобразными границами между народами. Так, в Федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)», утвержденной Правительством Российской Федерации, подчеркивается, что такие факторы как усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций являются составной частью государственной стратегии интеграции в систему международных отношений1.
В данной работе международное сотрудничество в музейной сфере рассматривается на примере российских музеев, обладающих как богатыми коллекциями классического искусства (Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея), так и занимающихся продвижением современного искусства (Музеи «Гараж» и «Эрарта»). Выбор сделан в пользу тех музеев, которые наиболее посещаемы как россиянами, так и туристами из других стран,2 которые ведут активную выставочную деятельность как в России, так и за рубежом, которые активно развивают международные связи, участвуют в международных проектах и которые имеют известность за пределами нашей страны и формируют о ней представления.
Целью настоящей работы является исследование влияния международной деятельности музеев РФ на формирование образа нашей страны за рубежом.
Это определило постановку и решение следующих основных задач:
1. Проанализировать происхождение и различие понятий «образ», «имидж» и «внешнеполитический имидж страны»;
2. Определить основные формы международного сотрудничества российских музеев на современном этапе;
3. Рассмотреть примеры совместных проектов российских и зарубежных музеев;-
4. Определить основные проблемы международного музейного обмена и то, как они влияют на образ России;
5. Рассмотреть возможности использования потенциала международных проектов российских музеев для улучшения образа РФ.
В ходе настоящего исследования были использованы сравнительный метод, метод контент-анализа и прогностический метод. Сравнительный метод применялся для того, чтобы сопоставить подходы российских исследователей к понятиям образа и имиджа страны. Также этот метод применялся для сравнения международной деятельности изучаемых музеев с точки зрения ее влияния на образ России. Метод контент-анализа использовался с целью анализа содержания статей в зарубежных СМИ для выявления реакции местной аудитории на мероприятия, проводимые российскими музеями в других странах. Прогностический метод применялся для исследования возможностей использования потенциала российских музеев, их международных связей для улучшения восприятия России в мире.
При написании работы были использованы труды как отечественных авторов, так и зарубежных авторов, научные, аналитические статьи, разнообразные материалы из сети Интернет.
Среди используемых в работе научных исследований следует указать многочисленные труды российских авторов, внесших свой вклад в разработку теоретических основ понятия образа, а именно профессоров СПбГУ Д.П. Гавра3, С.М. Виноградовой и Г.С. Мельник4, профессора И.Ю. Киселева и А.Г. Смирновой5, профессора МГУ И.А. Василенко6, а также исследователей, специалистов по вопросам имиджеологии А.А. Гравера7, Э.А. Галумова8, Д.Н. Замятина9, А.Ю. Панасюк10, Е.А. Петровой11, и Е.Б. Шестопал12, в которых рассматривается проблема разграничения понятий «образ», «имидж» и «внешнеполитический имидж страны».
Из зарубежных исследований, в первую очередь, стоит отметить работу Дж. Ная, посвященную феномену «мягкой силы» и ее использовании для достижения внешнеполитических целей государства.13 Для исследований проблем «внешнего имиджа» была также использована работа американского политолога Д. Бурстина.14
В работах Э.А. Галумова, С.М. Виноградовой и Г.С. Мельник указано, что культура является одной из важных составляющих имиджевой политики страны. В свою очередь, профессор МГУ И.А.Василенко в своей работе обозначила необходимость включения деятелей науки и культуры к имиджевым проектам и использования неправительственных организаций, движений и институтов (в том числе и музеев) для укрепления отношений с другими странами и распространения русской культуры.
Также с целью выявления роли музеев и галерей в формировании образа государства автором была использована работа британского исследователя С. Анхольта, в которой автор обозначает культурное наследие страны как один из основных критериев успешности бренда страны.15
Источниками послужили документы официального характера, касающиеся как международного музейного сотрудничества,16 так и внешней культурной политики России.17 Эти документы были использованы для изучения основного содержания внешней культурной политики России, ее концептуальных основ. Многие из них были взяты с официального сайта МИД России как основного актора внешней культурной политики страны. Данные документы имеют большое теоретическое значение для понимания сущности внешней культурной политики России в целом. Кроме того, они позволяют понять, какое место в системе международного культурного сотрудничества нашей страны отводится музейным связям, и какое место музейные связи занимают в процессе формирования благоприятного образа нашей страны в мире.
Концептуальные документы России в области внешней культурной политики также позволили автору понять цели и задачи, которые ставит наша страна перед собой в области формирования благоприятного внешнеполитического образа.18 Одним из самых важных документов являются «Тезисы Внешняя культурная политика России - год 2000», посвященные развитию российской внешней политики в области культуры, где особое внимание было уделено тому, как межмузейная деятельность поможет в развитии международного сотрудничества и в формировании положительного образа России в глазах мировой общественности.19
Кроме этого автор обращался к документации музеев, характеризующей их международные связи: стратегии и концепции,20 отчеты,21 соглашения,22 материалы различных российских и международных проектов и программ,23 реализуемых в области межмузейного сотрудничества, для анализа их международной деятельности и ее вклада в формирование позитивного образа России в мире.
Также в качестве источников использовались данные рейтингов музеев, которые позволили определить уровень популярности, известности и посещаемости российских музеев. В первую очередь, это рейтинг одного из популярных и авторитетных туристских порталов TripAdvisor24 и некоторые другие.25
Кроме этого источниками для данной работы стали материалы отечественных и зарубежных СМИ, в которых освещались выставки и другие проекты российских музеев за рубежом.26 Эти материалы были использованы автором с целью получения информации о том, как общественное мнение зарубежных стран оценивает российские музейные проекты.
Преимуществом данной работы является то, что в ней рассмотрены недавние мероприятия в области музейного сотрудничества. Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема содержит в себе потенциал для дальнейшего и более подробного рассмотрения.
По своей структуре работа разделена на три части. Первая глава посвящена исследованию феномена образа страны и его влиянию на проведение внешней культурной политики России. В ней рассмотрены подходы различных исследователей к определению образа страны и перечислены субъекты, которые согласно внешнеполитическим документа РФ должны заниматься формированием благоприятного образа нашей страны на международной арене.
Вторая глава посвящена основным направлениям и формам деятельности российских музеев и их вкладу в развитие международного сотрудничества.
В третьей главе рассматриваются основные проблемы, затрудняющие международное сотрудничество музеев и способные оказать негативное влияние на имидж РФ, а также потенциал, которым обладают российские музеи в процессе формирования положительного образа нашей страны.
Материалы и выводы выпускной квалификационной работы были представлены на международной конференции в форме доклада:
Оценка международной деятельности Государственного Эрмитажа как актора внешней культурной политики России //Межкультурный диалог в современном мире. Материалы конференции с международным участием, Санкт-Петербург, СПбГУ, 27-28 апреля 2018 г.
Россию уже давно начала беспокоить проблема своего образа на международной арене, но еще никогда она не стояла так остро. Во внешнеполитических документах раз за разом отражается необходимость формирования благоприятного образа нашей страны за рубежом и борьбы с антироссийским стереотипами, и культуре здесь отводится особое место. Среди инструментов распространения культурного влияния музеям и музейным связям отводится одна из ключевых позиций, поскольку они говорят на универсальном языке искусства и способны донести нужную информацию до мировой общественности. Их работа по проведению выставочной, научной, просветительской деятельности имеет возможность оказывать влияние на формирование положительного образа государства за рубежом. Музеи участвуют в формировании идейного контекста двусторонних и многосторонних отношений. Выставки и публикации о проводимых ими мероприятиях в средствах массовой информации создает достойный образ страны за рубежом. На улучшение взаимопонимания между народами влияют интернациональные просветительские, образовательные и научные проекты, которые они осуществляют.
Для исследования были выбраны такие российские музеи как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, а также музеи современного искусства «Гараж» и Эрарта. Эти музеи осуществляют широкое как многостороннее, так и двустороннее сотрудничество. Их деятельность весьма разнопланова и не ограничивается только проведением совместных выставок. Они также являются организаторами и участниками международных научных конференций, ведут разноплановую научно-исследовательскую, археологическую и реставрационную работу в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Например, Эрмитаж проводит активную археологическую деятельность в сотрудничестве со специалистами из музеев стран СНГ. Российские музеи также активно использует современные технологии для продвижения собственных выставочных проектов, а также сопровождающих их образовательных программ, в том числе в интернете. Например, одним из инновационных методов работы Русского музея стало открытие своих виртуальных филиалов, что сделало его коллекции доступными для жителей многих стран.
Тот факт, что даже несмотря на сложившуюся политическую обстановку и многочисленные санкции межмузейный обмен продолжается и сотрудничество не прекращается, доказывает, что международная деятельность российских музеев способна положительно влиять на образ нашей страны. Российские музеи как классического, так и современного искусства интересны для посетителей со всего мира, что подтверждают различные туристические рейтинги, которые советую для посещения не только давно всем известные Эрмитаж или Русский музей, но и наши музеи современного искусства. Их масштабные проекты заслуживают упоминания в зарубежных СМИ, которые в своих статьях с восхищением рассказывают о привезенных к ним шедеврах русского искусства. Положительные отзывы местных властей, довольных сотрудничеством и большим потоком посетителей, помогают продемонстрировать остальным странам, что сотрудничество с Россией выгодно для обеих сторон.
Безусловно, существует ряд проблем, затрудняющих развитие межмузейного сотрудничества РФ. Например, уже несколько лет не осуществляются взаимные обмены предметам искусства с американскими музеями в связи ситуацией вокруг так называемой библиотеки Шнеерсона. Российским музеям пришлось отказаться от участия в выставках на территории США из-за отсутствия защиты от претензий на экспонаты со стороны третьих лиц. Возникшая недавно проблема с возвращением на родину скифского золота только еще раз заставила российские музеи бояться за изъятия своих ценностей властями другой страны.
В целом же межмузейное сотрудничество продолжает развиваться, а его активность в последние годы только усилилась. Подтверждением этому является и открытие новых виртуальных филиалов Русского музея каждый год, и беспрецедентные художественные обмены Третьяковской галереи с музеями Лондона и Ватикана, осуществленные за последние два года, и неугасающее внимание зарубежных СМИ к деятельности музея «Гараж». Российские музеи стараются донести мысль о том, что если взаимопонимание существует в культурной сфере, то возможно перенести его и на другие аспекты межгосударственных отношений.
Работники российских музеев проводят постоянную работу, которая позволяет установить прочные «мосты взаимопонимания» между различными странами и знакомит жителей разных стран с нашей культурой. Ведущие музеи России имеют возможность обмениваться взаимным опытом в реализации музейной и выставочной деятельности. Благодаря музейному обмену у людей есть возможность проследить исторические и современные связи, объединяющие нашу страну с зарубежными государствами, открыть для себя или оживить в памяти культурно-историческое наследие друг друга.
Доказательством того, что опыт российских музеев важен, является приглашение руководителей Третьяковской галереи и музея «Гараж» на международный коллоквиум, проводимый Нью-Йоркским Метрополитан-музеем в 2016 и 2018 годах.
Диалог в сфере музейного сотрудничества имеет огромное влияние на формирование, поддержание и укрепление позитивного образа государства на международной арене. Неслучайно, важность международного общения на уровне музеев нашла подтверждение и во внешнеполитических документах РФ, в которых говорится о развитии межмузейного сотрудничества как важного направления нашей культурной политики.
В итоге можно сказать, что российские музеи обладают большим потенциалом для дальнейшего развития, а благодаря инновационным форматам своей деятельности они смогут привлечь к себе внимание большего количества людей. В том числе придать новый стимул развитию международных отношений, которые только благодаря совместным усилиям могут стать более гармоничными.
Таким образом, музеи могут помочь России в формировании ее образа как глобального центра культурного притяжения. В ходе своей работы они помогают ей повышать свой авторитет на международной арене в качестве страны, являющейся одним из мировых центров культуры, проводя с этой целью международные выставки, фестивали, дни культуры других стран и многочисленные научно-исследовательские проекты.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации от 10 января 2000 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=27822&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.8268542507182457#017243315201360887
2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785
3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186
4. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451
5. Концепция Государственной информационной политики Российской Федерации, 21 декабря 1998 года. URL: http: //garant.ru/products/ipo/prime/doc
6. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf/
7. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/224550
8. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. //http://archive.mid.ru//bdomp/ns- osndoc.nsf/4e5fa867101effb4432569fa003a705a/de43a8a4bcd17daac325784500296ef8! OpenDocument/
9. Основы государственной культурной политики, утверждены указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
10. Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 60-рп «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/30577
11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/424
12. Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-85.
13. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». URL: http://www.mid.ru/about/legal_status/-/asset_publisher/sznBmO7t6LBS/content/id/185766
14. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020
15. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2011 года №1394 «Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/34108
...