Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерпретация как способ бытия художественного произведения в философии Х.-Г. Гадамера

Работа №133149

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1: Герменевтическая эстетика Х.-Г. Гадамера 7
1.1. Критика методологизма и субъективизации 7
1.2. Суть искусства 10
1.3. Понятие игры. Идентичность произведения 13
1.4. Интерпретация 15
1.5. Язык искусства 17
1.6. Влияние идей Гадамера на рецептивную эстетику 18
Глава 2: Критика универсальности герменевтики: проект «производства присутствия» Х. У. Гумбрехта 24
2.1. Ключевые термины и задачи 25
2.2. Утрата референции 27
2.3. Бытие и присутствие 30
2.4. Типологии культуры 32
2.5. Присутствие в эстетике: категория «эпифании» 34
Глава 3: Гадамер и Гумбрехт: точки расхождения и соприкосновения 38
Заключение 46
Список литературы 48

Проблема интерпретации искусства - одна из наиболее сложных и активно разрабатываемых в XX веке эстетических проблем. Она имела значение и раньше, но в гораздо меньшей степени. До XX века в отношении философского осмысления искусства гораздо более значительной считалась скорее проблема художественного творчества, создания произведений искусства. Однако в классической триаде «автор-произведение-рецепиент» в XX веке произошло смещение с фигуры автора на произведение и фигуру реципиента. Вместо разработки таких понятий как «гений» стали разрабатываться понятия «структуры» (художественного произведения), «эстетического предмета», «эстетического опыта», «интерпретации» и тому подобные. Возникли такие течения и направления, как «формальная школа» и структурализм, феноменологическая и психологические эстетики, рецептивная эстетика. Возникает вопрос, в чём причина подобного смещения акцентов с создания художественного произведения на его восприятие?
Существует целый комплекс взаимосвязанных причин для подобного перемещения внимания. Среди них можно назвать всё более усиливающуюся концептуализацию искусства, появление авангардных течений, некоторые из которых довольно трудно воспринимаются без предварительной подготовки, также - социо-культурные изменения, в том числе связанные с появлением и распространением массовой культуры (и вообще утраты исключительной элитарности искусства). Ещё одна причина - возможно, одна из наиболее существенных, - утрата фигурой автора сакральности и неприкосновенности. Вот как об этом пишет Усманова: «Идея Бога как Автора всего сущего явно или неявно вдохновляла традиционную историографию, литературоведение, искусство и другие сферы с присущим им культом творческих и гениальных личностей, создающих произведения и драматизирующих историю»1. Для того, чтобы эта идея перестала быть главенствующей и ослабла, понадобилось много времени. К тому же, проблема восприятия и реципиента открывала новые возможности для размышлений и построения новых концепций и теорий, давала отдохновения от уже много раз в самых различных вариациях проработанной проблемы художественного произведения. Так фигура реципиента (читателя, зрителя, слушателя) вышла из маргинального положения, попав в поле зрения исследователей и закрепившись в нём. В некотором роде культ автора сменился культом реципиента. Соответственно, выдвинулись и проблемы восприятия искусства, в том числе и интерпретация.
В данной работе проблема интерпретации рассматривается в контексте философии Х.-Г. Гадамера, одного из выдающихся представителей философской герменевтики. В его эстетической концепции понимание и интерпретация выступают как основные способы восприятия искусства. Встреча с искусством является для человека возможностью понять что-то о себе. Произведения искусства у Гадамера является носителем истины, к которой мы можем приобщиться в процессе понимания. Кроме того, художественное произведение всегда содержит в себе полноту бытия, не являясь только лишь носителем сообщения. Одной из основных рассматриваемых им проблем является проблема онтологического статуса искусства; Гадамер вводит для обозначения этого статуса понятие «игры». Игра, являющаяся способом бытия произведения искусства, затягивает нас в себя, вводя в диалог с автором и текстом произведения, где общим предметом для них становится «суть дела». Именно воспринимая, находясь в этой игре, мы выстраиваем свою интерпретацию произведения искусства. Эта сложная и активная деятельность реципиента, требующая сосредоточенности и открытости тексту, и в ней реципиент выступает в том числе и как со-творец произведения искусства. В этом смысле и интерпретация является способом бытия произведения искусства. Но разработка проблемы интерпретации всегда вызывает вопрос о границах интерпретации. Гадамер также считает, что при всей широте поля возможных интерпретаций существуют определённые границы уместности. Они задаются сутью дела и языком художественного произведения.
Для того, чтобы очертить проблему интерпретации более широко, мы взяли для рассмотрения теорию Ханса Ульриха Гумбрехта о «производстве присутствия», которая направлена против господства толкования. Рассмотрение этих теории и их сравнение помогает лучше понять, какую именно роль играет проблема интерпретации в современной эстетике.
Значимость и актуальность данной работы состоит в исследовании одной из актуальных проблем эстетики XX века, которая не перестаёт иметь значение и сейчас. Проблемы, связанные с интерпретацией искусства, в особенности проблема границ интерпретации и вопрос о том, насколько она значима как способ восприятия искусства, так и не решены до конца до сих пор. Это исследование направлено в том числе и на то, чтобы показать важность этой проблемы, рассмотреть ведущие подходы к ней.
Объект исследования - философские эстетические концепции Х.-Г. Гадамера И Х. У. Гумбрехта.
Предмет исследования - проблема интерпретации художественного произведения и её значимость для эстетики и философии искусства на примере философии Гадамера и теории Гумбрехта.
Цель исследования: продемонстрировать значение проблемы интерпретации в современной эстетике на основе аналитического сопоставления эстетической концепции Гадамера и теории «производства присутствия» Гумбрехта.
Задачи, связанные с поставленной целью:
1. рассмотреть эстетическую концепцию Х.-Г. Гадамера;
2. исследовать теорию Х. У. Гумбрехта «Производствеа присутствия»;
3. провести аналитическое сравнение концепций этих двух мыслителей.
Литература, на которой основано исследование: основные источники - сочинения Х.-Г. Гадамера: «Истина и метод» и сборник статей «Актуальность прекрасного», работа «Производство присутствия» Х. У. Гумбрехта, статьи Х.-Р. Яусса и В. Изера; обзорная и критическая литература - работы В. В. Рыбакова, И. Н. Инишева, Х. С. Гафарова, Ж. Грондена, А. С. Усмановой и других исследователей.
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена рассмотрению эстетики Х.-Г. Гадамера, вторая содержит изложение теории «производства присутствия» Х. У. Гумбрехта, в третьей проводиться сравнительный анализ двух вышеназванных концепций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предметом нашего исследования была проблема интерпретации искусства в эстетических теориях XX века, а прежде всего - в философской герменевтике Ханса-Георга Гадамера. Для Гадамера интерпретация - это важнейший аспект восприятия произведения искусства, в некотором роде - способ бытия произведения искусства.
Однако эта проблема рассматривалась не только Гадамером. В XX веке было достаточно много направлений и исследований, которые к ней обращались и разрабатывали её. Усманова перечисляет, например, такие: социология литературы, рецептивная эстетику, литературная семиотика, критика читательских реакций, деконструктивизм, различные семиотические теории интерпретативного сотрудничества, феминистические исследования1 и ещё множество других. В одной из своих работ Умберто Эко (тоже занимавшийся проблемой интерпретации и её границ) «прослеживает параллельное развитие двух самостоятельных направлений исследований, каждое из которых до известного момента игнорировало существование другого, - структурно-семиотическое и герменевтическое»2. Эти два направления и сейчас существуют параллельно.
Как мы уже говорили во введении, интерес к проблеме восприятия искусства и к проблеме интерпретации был вызван многими факторами, в числе которых было изменение характера искусства, появление множества авангардных и модернистских течений, к которым нужен был особый подход как со стороны исследователей, так и со стороны реципиента. Эстетический подход философской герменевтики в некотором роде и был вызван стремлением к установлению возможного диалога между «старым» и «новым» искусством. С другой стороны, различные теории по-разному подходили к решению этих проблем, крайностей избежать тоже не удалось. Некоторые структуралистские теории, провозглашавшие главенство «текста» и текстуальности во всём, да и вообще тенденция обращения к структуре, проблемам знака, символа, значения; кроме того, разрастание субъективности и плюрализма - всё это в итоге привело к интеллектуальному протесту. Мы можем видеть это на примере рассмотренной нами теории Ханса Ульриха Гумбрехта, или, в более радикальной версии, - на примере эссе Сьюзен Зонтаг «Против интерпретации». Но в любом случае проблема интерпретации остаётся острой и всё ещё нуждается в обсуждении. Происходящие с середины XX века и по сей день художественные процессы вызывают и изменения в тенденциях восприятия искусства, и, следовательно, в осмыслении как самого искусства, так и реакций на него. Так что рассмотренная нами проблема остаётся актуальной и будет требовать и дальнейшей разработки.


1. Барабаш О. В. , Мартынова О. А. Проблема толкования текста в герменевтике Г.-Г. Гадамера // Вестник Пензенского государственного университета. №2. 2013. C. 3-8.
2. Болдонова И.С. О диалоговости герменевтики Г.-Г. Гадамера // Вестник Бурятского государственного университета. № 6. 2009. С.21-25.
3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 266-323.
4. Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 72-82.
5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.
6. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменетика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 256-265.
7. Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 43-60.
8. Гафаров Х. С. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера: становление и развитие: [Электронный ресурс] // URL: https://www.academia.edu/8493632/%D0%A4%D0%98%D0%9B%D0%9 E%D0%A1%D0%9E%D0%A4%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF% D0%93%D0%95%D0%A0%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%9 2%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%93. - %D0%93._%D0%93%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9C%D0%95%D0 %A0%D0%90, 30.04. 2018.
9. Гронден Ж. Эстетика Х.-Г. Гадамера. Преодоление эстетического сознания и герменевтическая истина искусства // Социология. 2010, № 4. С. 19-30.
10. Гумбрехт. Х. У. От эдиповой герменевтики - к философии присутствия [Автобиографическая фантазия]: [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение, № 75, 2005. // URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/gu3.html, 26.04.2018.
11. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. М., 2006.
12. Зись А.Я., Стафецкая М.П. Методологические искания в западном искусствознании: Критич. анализ соврем. герменевтических концепций. М., 1984.
13. Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория. Антология / Сост. И.В. Кабанова. М., 2004. С. 201-224.
14. Инишев И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. - Вильнюс: ЕГУ, 2007.
15. Малахов В.С. Философская герменевтика Ганса Георга Гадамера // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 324-336.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ