Оглавление 2
Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ АКТУАЛЬНОЙ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 9
1.1 Английский язык как язык межкультурной коммуникации 9
1.2 Особенности категории обучаемых «автомобилист-любитель» 15
1.3 Обучение автолюбителей в контексте разграничения обучения английскому языку для общих и для специальных целей 22
1.4 Цели и задачи обучения английскому языку автолюбителей 30
1.5 Анализ учебно-методических пособий на предмет соответствия целям и задачам обучения английскому языку автолюбителей 37
1.5.1 Анализ учебно-методических пособий, применяемых для обучения английскому языку для общих целей 38
1.5.2 Анализ учебно-методических пособий, применяемых для обучения английскому языку для специальных целей 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 48
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ АКТУАЛЬНОЙ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 51
2.1 Отбор материала для обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке 51
2.1.1 Принципы отбора содержания обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке 53
2.1.2 Предметное содержание обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке 56
2.1.3 Процессуальное содержание обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке 59
2.2 Формирование навыков актуальной устной коммуникации при обучении автомобилистов-любителей 64
2.3 Предполагаемые формы контроля эффективности обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
Заключение 79
Список литературы 81
Приложение 1 90
Приложение 2 94
Приложение 3 96
Приложение 4 98
Приложение 5 100
Приложение 6 106
Приложение 8 119
Современная жизнь характеризуется особым динамизмом и необходимостью принимать и перерабатывать огромные объемы информации, поступающие со всех точек планеты. Благодаря развитию информационных технологий в условиях глобализации жизни в мировом сообществе каждому конкретному человеку открываются возможности получения сведений из первых рук по любым вопросам, как личного, так и профессионального характера. Реализация данных возможностей невозможна без знания иностранных языков. По всему миру, в том числе и в России, самым распространенным иностранным языком является английский, которым владеет в той или иной степени 1/5 населения планеты.
В исследовании Британского совета, посвященном изучению влияния и перспективам английского языка на мировой арене, подчеркивается, что будущее именно за билингвизмом.
Новый словарь методологических терминов и понятий под ред. Азимова Э.Г. и Щукина А. Н. определяет билингвизм как способность индивида или группы пользоваться попеременно двумя языками. Такая способность формируется в процессе изучения иностранного языка и культуры.
В настоящее время важность изучения иностранных языков признана в России на государственном уровне. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. С учетом данного требования дисциплина «Иностранный язык» приобретает особую значимость, поскольку именно в процессе изучения иностранного языка и познания, иноязычных культурно-исторических явлений вырабатывается способность к диалогу и пониманию.
К сожалению, несмотря на общую распространенность изучения английского языка и его популярность и даже престижность, уровень владения им в России остается невысоким. По данным ежегодного отчета EF EPI (English First English Proficiency Index), публикующего рейтинг уровня владения английским языком по всему миру, в 2017 году наша страна занимала лишь 38 место из 80 во всемирном рейтинге и 24 из 27 - среди стран Европы. Очевидно, что необходимо стремиться к улучшению данных показателей, при этом обучение английскому языку должно происходить таким образом, чтобы обеспечивалось не только формирование лингвистической, но и прочих составных частей иноязычной коммуникативной компетенции (то есть социолингвистической компетенции, дискурсной компетенции, стратегической компетенции, социокультультурной и социальной компетенции).
Необходимость в изучении английского языка любым человеком независимо от пола, возраста или рода деятельности обусловлена прежде всего стремлением людей путешествовать, исследовать мир, изучать новые страны и культуры, чувствуя себя при этом комфортно и свободно. Использование автомобиля как личного средства передвижения во время путешествий позволяет решать эти задачи. Однако, несмотря на общее удобство данного вида транспорта, его использование во время путешествий за границу может сопровождаться различного рода трудностями, в том числе обусловленными необходимостью общения на английском языке. При этом, обучение английскому языку автолюбителей до настоящего момента не было объектом исследования ни в отечественной, ни в зарубежной лингводидактике.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречий между:
• потребностями современного человека к путешествиям с использованием личного автомобиля и его способностью принимать участие в коммуникации на английском языке в ситуациях, связанных с вождением автомобиля и его обслуживанием во время таких путешествий;
• важностью владения навыками и умениями общения в ситуациях, возникающих во время путешествий на автомобиле и недостаточным вниманием, уделяемым обучению общению в подобных ситуациях;
• многочисленностью избранной категории «автомобилист-любитель» и отсутствием данной категории как специфической категории обучаемых в рассматриваемом контексте.
С учетом обоснованной актуальности была сформулирована тема исследования: «Обучение автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке».
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку автомобилистов-любителей как особой категории обучаемых.
Предметом исследования выступает методика обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической разработке методики обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) обосновать необходимость изучения английского языка как языка межкультурной коммуникации для автомобилистов любителей, отправляющихся в путешествие за границу;
2) доказать необходимость выделения автомобилистов-любителей в качестве особой категории обучаемых и выделить специфические черты данной категории обучаемых;
3) определить место обучения автомобилистов-любителей в контексте обучения английскому языку для общих и специальных целей;
4) определить цели и задачи обучения английскому языку автомобилистов- любителей;
5) провести анализ существующих учебно-методических материалов на предмет соответствия целям и задачам обучения автомобилистов- любителей;
6) обосновать особенности отбора и организации содержания обучения автомобилистов-любителей, отправляющихся в путешествие за границу;
7) разработать систему упражнений для формирования знаний, навыков и умений актуальной устной коммуникации данной группы обучаемых;
8) предложить задания, позволяющие проконтролировать эффективность обучения автомобилистов-любителей, отправляющихся в путешествие за границу.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• общенаучные методы: описание, обобщение, систематизация и классификация полученных данных;
• изучение и анализ научной литературы в области лингводидактики, социологии и психологии.
• эмпирические методы: анализ учебных пособий по английскому языку с целью изучения предлагаемых в них упражнений и их обучающего потенциала для рассматриваемой группы обучаемых.
Теоретическую базу исследования составили работы как отечественных (Э.Г. Азимов, Н.В. Баграмова, И. Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, М.Ю. И.А. Зимняя, Копыловская, Е.В. Корсакова, Л.В. Московкин, Е.И. Пассов, С.Г. Тер-Минасова, Д.И. Фельдштейн А. Н. Щукин, и других), так и зарубежных авторов (H. Basturkmen, R. Carter, D. Crystal, J. Day, K. Gatehouse, J. Harmer, D., T. Hutchinson, D. Nunan, M. Krzanowski, D. Larsen- Freeman, A. Waters и других).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыта необходимость выделения автомобилистов-любителей в качестве особой категории обучаемых, а также определены особенности обучения данной категории основам устной коммуникации на английском языке.
Практическая значимость исследования выражается в возможности применения его результатов в системе дополнительного образования взрослых.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение. Во введении обосновывается актуальность работы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования. Глава 1 включает в себя пять пунктов и посвящена теоретическим основам обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке. Глава 2 состоит из трех пунктов, посвященных особенностям содержания обучения избранной категории. В заключении подводятся итоги исследования. К работе прилагается список литературы, состоящий из 79 источников (в том числе 24 на английском языке) и восемь приложений.
Настоящее исследование посвящено проблеме, связанной с обучением автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке.
В результате работы над выпускной квалификационной работой обоснована необходимость выделения данной категории в качестве особой категории обучаемых и разработки методики обучения, занимающей промежуточное положение на стыке обучения английскому языку для общих и для специальных целей. Весьма специфические потребности общения в ситуациях, связанных с вождением и обслуживанием автомобиля во время путешествий за границу, позволили нам выделить цели и задачи обучения данной категории обучаемых.
Однако, по результатам анализа существующей учебно-методической литературы, применяемой для обучения английскому языку для общих и для специальных целей, не удалось обнаружить учебно-методический комплекс или пособие, которые бы в полной мере соответствовали целям и задачам обучения. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по отбору и организации материала таким образом, чтобы потребности обучаемых в части обучения общению в реальных жизненных ситуациях были учтены.
При формировании содержания обучения использовались все доступные учебно-методические источники, как общей направленности, так и профессионально-ориентированые, при этом основное внимание уделялось обучению диалогической речи и изучению лексики, знание которой необходимо для эффективного общения в избранном контексте. В случае невозможности обратиться к уже существующим учебно-методическим материалам нами были разработаны необходимые для освещения той или иной темы упражнения и задания для контроля эффективности обучения по его завершении.
Результатом исследования стала разработка методики обучения автомобилистов-любителей актуальной устной коммуникации на английском языке в ситуациях, связанных с вождением и обслуживанием автомобиля во время путешествий за границу, которая может применяться в системе дополнительного образования взрослой аудитории, в том числе в качестве самостоятельного интенсивного курса небольшой продолжительности, проводимого непосредственно перед отправлением в путешествие.
Перспективы исследования заключаются в возможности дальнейшей разработки методики обучения автолюбителей, в том числе с целью создания курсов обучения различного уровня сложности, а также курсов онлайн- обучения для данной категории обучаемых.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.
3. Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения эффективности овладения иностранным языком // Лингвистика и методика обучения иностранным языкам. - Вып. 2. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 17-21
4. База социологических данных ВЦИОМ, 2016 [Электронный ресурс] // URL https://wciom.ru/database/ (дата обращения: 11.03.2018)
5. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен, Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект // Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т.- Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - 348 с.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания/ И. Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
7. Богданова Т.Г. Роль исправления ошибок при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Научный вестник - 2014 - ЮИМ №4 - С. 66-69
8. Бюллетень Росстата от 31.07.2017 «Изменение численности постоянного населения субъектов Российской Федерации по компонентам за 2016 год» [Электронный ресурсф/URL http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati ons/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (дата обращения: 11. 03.2018)
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. - 336 с.
10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный • М.: Рус. яз. 2000. - в 2 т. - 1209 с.
11. Жерновая О.Р., Латышева А.И., Лобанова Н.С. Английский язык как язык международного общение: кому принадлежит английский язык сегодня? // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(48), 2015, с. 438-451
12. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 общей редакцией И. А. Зимней. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 3-е издание, пересмотренное. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2010. - 448 с.
14. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - с. 118-121.
15. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
...