ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ У Б. К. ЗАЙЦЕВА
1.1. Мифопоэтическая природа женского образа как «внутреннего изображения» и влияние философии В. С. Соловьева (рассказ «Миф») 12
1.2. Традиции литературы XIX - начала XX века и модернистские искания в создании типа русской женщины (рассказы «Жемчуг» и «Молодые») 21
1.3. Архетип Великой и Страшной Матери и фольклорно-мифологический тип Бабы-яги в изображении героинь (рассказы «Черные ветры» и «Авдотья-смерть») 29
ГЛАВА ВТОРАЯ. ТИПОЛОГИЯ ГЕРОИНЬ И ТЕМА СУДЬБЫ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Б. К. ЗАЙЦЕВА
2.1. Христианская тема женщины-мученицы и женщины-грешницы (повесть «Аграфена») 39
2.2. Проблема творческих и духовных исканий героини (рассказ «Актриса») 49
2.3. Трагическая судьба женщины — судьба России (рассказ «Разговор с Зинаидой») 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Борис Константинович Зайцев (1881-1972) — русский писатель-эмигрант, представитель Серебряного века. По словам А. И. Куприна, у Зайцева «есть глаз, умение проникать в жизнь»1. Зайцев создал различные типы реалистических и неореалистических рассказов и повестей в России, и в эмиграции. Среди них можно назвать произведения, вошедшие в его сборники «Рассказы. Книга первая» (Санкт-Петербург, 1906), «Рассказы. Книга вторая» (Санкт-Петербург, 1909), повести «Аграфена» (1908), «Голубая звезда» (1918) и другие. Собрание сочинений Зайцева в семи томах вышло в период с 1916-го - по 1919-й годы в Москве. А. А. Блок писал, что творчество молодого Зайцева «являет живую весеннюю землю, играющую кровь и летучий воздух»2.
В эмиграции были опубликованы сборники его прозаических произведений, такие, как «Улица св. Николая» (Берлин, 1923), «Странное путешествие» (Париж, 1927) и другие. Он является автором романов, очерков, мемуаров и автобиографических произведений. За рубежом также было издано его собрание сочинений (Т. 1-7. Берлин, изд. Гржебина, 1922-1923). Его творчество высоко оценивали уже современники, среди которых был, например, Ю. И. Айхенвальд3. В настоящее время творчество Зайцева привлекает все больше и больше внимания исследователей (А. М. Любомудров, В. Т. Захарова, Ю. М. Камильянова, Л. А. Иезуитова и др.)4. Зайцев — создатель лирической прозы, в которой доминирующую роль играют такие жанры, как рассказ и повесть. Среди главных тем его творчества можно назвать тему Святой Руси, религии, любви, природы и другие. Выделяется особой сложностью и загадочностью тема русской женщины и ее судьбы. Создание галереи женских типов в его прозе привлекает внимание исследователей, так как это важная тема русской литературы.
С принятием христианства в 988 году женские образы начинают появляться в древнерусской литературе и постепенно становятся важными художественными явлениями. Женские образы представляют собой символы времени, как Ярославна в «Слове о полку Игореве». Образ женщины был обусловлен эстетическими нормами эпохи, этики и философии искусства. С развитием времени женские образы, которые отражают разные эстетические и социальные функции, непрерывно изменялись5.
В конце XVIII века женские образы диктовались идеалами сентиментализма: ценился идеал простой деревенской девушки, кроткой и страдающей, как, например, в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина или в альманахе «Аглая»6. В первой половине XIX века главным стал образ романтической женщины, такой, как в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это романтическая красавица Бэла, которая привлекает внимание Печорина, страдающая Вера, героини поэм7. Появляется идеал Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин». Эта героиня воплощает тайну русской женщины и загадочность ее души. Во второй половине XIX века женские образы становятся выражением складывающегося авторского идеала, писатели обогащают женский образ эстетической, философской и социальной проблематикой8. Это героини И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова9. О некоторых из этих образов сохранились размышления Зайцева10.
Таким образом, женские образы в русской литературе можно разделить на многие типы, а их изображение формирует стереотипы. Ю. М. Лотман в своей работе выделяет три стереотипа женских образов в русской культуре, которые «вошли в девичьи идеалы и реальные женские биографии»11. Первый — это образ «нежно любящей женщины, жизнь чувства которой разбиты»12, второй — «демонический характер, смело разрушающий все условности созданного мужчинами мира»13, «третий типический литературно-бытовой образ — женщина-героиня. Характерная черта — включенность в ситуацию противопоставления героизма женщины и духовной слабости мужчины»14. Типология женских образов в русской литературе была нами учтена при изучении исследований Е. Н. Заугаровой15, Е. В. Головина16 и т. д.
Женские образы создавались в творчестве многих писателей на основе различных принципов изображения. Важен был портрет, речь, имя героини как символ, пейзаж и интерьер как пространство героини, а также костюм как внешнее отражение характера, поведение и действие, взаимоотношения с окружающими и др. В XIX - начале XX века писатели уделяли большое внимание не только внешности героини и ее характеристике, но постепенно акцентировали внимание на внутреннем мире (например, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Тургенев, А. Чехов, И. Бунин, Б. Зайцев и др.).
Важной частью творчества Зайцева являются женские образы, которые тесно связаны с художественным миром писателя, поэтому эволюция женских образов отражает его мировоззрение. Творчество Зайцева принято делить на два больших этапа: доэмигрантский и послеэмигрантский (например, роман «Золотой узор» (1926), «Дом в Пасси» (1935), тетралогия «Путешествие Глеба» (1937-1953) и др.). Если в первый период произведения Зайцева были связаны с пантеизмом и язычеством, то во второй в них стала четко прослеживаться христианская направленность. Как отмечает Ю. М. Камильянова, «раннее творчество Б. К. Зайцева обозначено поисками на стыке реализма и модернизма, его произведения критики относили к новому сложившемуся в первые годы XX столетия течению — неореализму, соединившему в себе религиозность, пантеизм, мистику, стремление к символическим обобщениям с особенной внимательностью к явлениям земного типа»17.
На творчество 3айцева оказали влияние многие известные писатели, например, И. Тургенев, А. Чехов, И. Бунин, Л. Андреев, Ф. Сологуб и др. Духовное развитие Зайцева не избежало влияния философии В. С. Соловьева, который приоткрыл Зайцеву новое в философии и религии, «пробивал пантеистическое одеяние юности и давал толчок к вере»18. Под его влиянием Зайцев создал свою особую художественную манеру, которая стала неотъемлемой частью его стиля как отражения эпохи Серебряного века.
Изучению женских образов в творчестве Зайцева посвящены работы Н. В. Нориной, Н. В. Седининой19, Л. А. Иезуитовой20, Ю. А. Федосеевой21, Ю. М. Камильяновой22, М. А. Хатямовой23, М. Л. Вилесовой24. В этих работах рассматриваются типология, семантика, функции, особенности создания женских образов и тема любви в творчестве Зайцева. Л. А. Иезуитова в статье «В мире Бориса Зайцева» кратко обобщает особенности создания женских образов в разных произведениях из шести книг Зайцева. В статье «Женские образы в прозе Б. К. Зайцева» Н. В. Нориной и Н. В. Седининой анализируется художественная концепция женских образов в динамике мироощущения писателя. М. Л. Вилесова, М. А. Хатямова в статье «Женские образы в ранней прозе Б. К. Зайцева» выявляют семантику и стилистические средства выражения в творчестве Б. Зайцева от 1906-го к 1911-му году. Наряду с этим в статье «Философия любви в творчестве Н. П. Смирнова и Б. К. Зайцева» Ю. А. Федосеева рассматривает связь любви героини повести «Аграфена» (1908) Зайцева с русской философией любви конца XIX - начала XX века.
М. Л. Вилесова обращает большое внимание на изучение женских образов в творчестве Зайцева и публикует несколько научных статей и диссертацию. В диссертации «Семантика женских образов в прозе Б. К. Зайцева» ею анализируются способы создания, семантика и функции женских образов в доэмигрантском и эмигрантском творчестве Зайцева на основе принципов историко-литературного, герменевтического, культурологического и структурно-семиотического методов. Вместе с тем ее работа не охватывает некоторых важнейших для творчества Зайцева произведений, созданных в жанре рассказа, которые очень важны для понимания данной темы.
Нас интересуют типология женских образов, судьба героинь, традиции русской литературы в изображении женщины и тема любви в рассказах Зайцева, которые еще мало изучены, и в некоторых его повестях, например, «Аграфена», где есть возможность углубления рассмотренной исследователями семантики женского образа.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что женские образы, которые являются наиболее значимыми в творчестве Зайцева, ещё мало изучены с точки зрения традиций философии, литературы и фольклора. Проблема их многогранного исследования только намечается в литературоведении. Нужно углубить их рассмотрение в философском, эстетическом и социокультурном аспекте с учетом традиций русской литературы XIX века. В произведениях Зайцева нашли воплощение образы женщины, которые имеют свои особые уникальные и неповторимые черты и свойства. На этих примерах мы можем рассматривать неповторимый женский мир и понимать изображение внутреннего движения писательской мысли в его произведениях. Кроме того, выбор темы исследования обусловлен значимостью женской темы для русской литературы XX века, когда наметилась новая гендерная проблематика в литературе.
Объектом данного исследования является творчество Зайцева и выбранные нами для анализа произведения.
Предметом исследования является типология женских образов, судьбы героинь, художественные принципы и традиции создания женского типа.
Материалами исследования являются повесть «Аграфена» и рассказы «Миф», «Молодые», «Черные ветры», «Жемчуг», «Актриса», «Авдотья-смерть» и «Разговор с Зинаидой».
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить художественное своеобразие женских образов в творчестве Зайцева в аспекте темы судьбы, проанализировать их типологию, рассмотреть особенности создания художественного образа через мир природы, портрет, характер жизни и быта, взаимоотношения, чувства, обозначить принципы создания «внутреннего образа» героинь рассказов и повестей Зайцева.
Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:
1. Рассмотреть влияние философии В. С. Соловьева и традиции русской литературы и фольклора на творчество Зайцева.
2. Проанализировать типологию женских образов и судьбу героинь.
3. Определить художественные принципы, используемые автором для создания женского образа.
4. Выявить роль темы любви и темы религии в создании женских образов.
Научная новизна исследования заключается в углубленном исследовании художественных принципов изображения и особенностей типологии женских образов в указанных малоизученных рассказах и повести Зайцева. Кроме понятия «художественный образ» и «литературный портрет» мы выделяем понятие «внутренний образ» как доминанту изображения героини, ее отношения к семье и людям, к обществу и природе, рассматриваем мотивировки поступков и значение природы, обстановки, детали для создания ее образа. Большое внимание нами уделяется также религиозной и антирелигиозной составляющей образа героини, так как это было очень важно для такого писателя, как Зайцев.
Методологическими значимыми для нашей работы являются принципы исторической и теоретической поэтики. Мы используем современные исследования по теории художественного образа. Кроме того, для нас важен культурно-исторический и сравнительно-типологический метод и элементы психоанализа К. Г. Юнга.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во Введении представлена история изучения вопроса, определяющая актуальность исследования, обосновываются объект, предмет, цель, задачи, новизна исследования и методологическая основа.
Первая глава «Традиции философии, литературы и фольклора в создании образа женщины у Б. К. Зайцева» посвящена рассмотрению философии Вечной Женственности В. С. Соловьева, тургеневских и бунинских традиций, архетипа матери К. Г. Юнга и фольклорного образа Бабы-яги в творчестве Зайцева.
Вторая глава «Типология героинь и тема судьбы женщины в творчестве Б. К. Зайцева» основана на исследовании женских образов и художественных принципов, важных для изображения героинь.
В Заключении обобщаются результаты исследования.
Б. К. Зайцев является выдающимся писателем Серебряного века и литературы русского зарубежья. Тема женщины стала одной из центральных в его творчестве. Почти в каждом произведений Зайцева был создан универсальный и неповторимый образ героини. Резюмируя, он углубил семантику женских образов в русской литературе своими особенными приемами поэтики (лирическое выражение, импрессионистические принципы, поэтический пейзаж, мифологическо-символические образы, христианские символы и т. д.).
Создание образа женщины у Зайцева является не только продолжением традиций, но и новаторством. Под влиянием идей Вечной Женственности В. С. Соловьева в ранних произведениях Зайцева героиня красивая, чистая и гармоничная. В ней соединено материнское и детское начало, земное и небесное начало. В рассказе «Миф» Зайцев создал образ Лисички как символ Вечной Женственности, который несет в себе вечную красоту и божественную сущность. В произведениях Зайцева, где создается образ женщины, прослеживаются тургеневские традиции (образ жемчуга и луны, мотив музыки и природы) и некоторые принципы художественной манеры Бунина (описание природы). Как в рассказах «Молодые» и «Жемчуг».
Создавая образ женщины, Зайцев синтезировал идеи религии, традиции литературы, фольклора, мифологии. Он создал особенные типы женщины. В повести «Аграфена» писатель изобразил героиню как женщину-мученицу и женщину-грешницу. Она воскрешает свою душу через страдания. В рассказе «Авдотья-смерть» с помощью обращения к архетипу Страшной матери образ Авдотьи создается как фольклорно-мифологический тип Бабы-Яги, которая обладает разрушительной силой. Она являет собой воплощение творческого переломного момента в создании Зайцевым типа женщины. Образ и судьба женщины во многом совпадает в представлении Зайцева с историей и образом России. В рассказе «Разговор с Зинаидой» писатель создал героизированный образ русской женщины Зинаиды, которая пережила революцию, войну и эмиграцию.
Судьба женщины у Зайцева всегда неопределенна и трагична. Героини его повестей и рассказов переживали горе, страдания, безнадежную любовь. Это тесно связано с мировоззрением и творческими исканиями писателя. Он считает, что только в страданиях героиня стала сильной и поняла смысл жизни. Именно поэтому Зайцев обратил внимание на сложные душевные переживания женщины. Герои его произведений находятся в сложной психологической ситуации, сталкиваются с проблемами личностного кризиса, духовного становления, как в рассказах «Аграфена», «Актриса». Однако в конце концов героиня возрождается через христианские переживания. Поэтому некоторыми исследователями, например, А. М. Любомудровым, Зайцев называется писателем, представляющим духовный реализм1.
Зайцев избегает прямых оценок и описаний, уходя в подтекст. Он создает образ женщины через внутренний портрет, который показан через различные детали, образы, символы и описание природы. Природа играет важную роль в создании образа женщины. По мнению Зайцева, женщина как часть природы близка к земной стихии. Поэтому писатель раскрывает внутреннюю духовную природу героини через гармоничный мир природы.
Кроме природы для создания образа героини большую роль играет тема любви и христианского миропонимания. Мировоззрение Зайцева формировалось под влиянием религиозно-философских идей Соловьева. Любовь у него связана с предощущением чего-то вечного, неземного, трагического и в то же время необходимого. В произведениях любовь представляется в разных формах. В рассказах «Миф» и «Молодые» счастливая любовь проявляется как высшая небесная сила. В повести «Аграфена» любовь показана писателем как наказание. Аграфена испытала различные чувства, чтобы спасти себя и спасти душу. В «Актрисе» безответная любовь помогает Анне понять Божественное начало. В творчестве и жизни Зайцева христианское понимание открывает новый путь к постижению смысла жизни.
Таким образом, Зайцев создает ряд уникальных и неповторимых женских образов, используя различные художественные средства и традиции. Исследование этих рассказов позволяет нам не только осмыслить некоторые важные направления в развитии творчества писателя, но и понять русскую историю и поиски смысла жизни женщиной в начале XX века.
Источники
1. Бунин И. А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М.: Правда, 1988.
2. Зайцев Б. К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. М.: Дружба народов, 1992.
3. Зайцев Б. К. Земная печаль: Из шести книг / вступ. ст. Л. А. Иезуитовой. Л.: Лениздат, 1990.
4. Зайцев Б. К. Осенний свет: Повести и рассказы / вступ. ст. и примеч. Т. Ф. Прокопова. М.: Советский писатель, 1990.
5. Зайцев Б. К. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М.: Терра; Художественная литература. 1993.
6. Зайцев Б. К. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 1. Т. 2. Т. 4. Т. 9. М.: Русская книга, 1999-2001.
7. Ибсен Г. Нора [Электронный ресурс] / пер. Петра Вейнберга. СПб.: Типо-лит. А. Е. Ландау, 1883. URL: https://knigogid.ru/books/132476-kukolnyy-dom/toread/page-16 (дата обращения: 30.04.2018).
8. Соловьев В. С. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988.
9. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 6. Т. 7. М.: Наука, 1981.
Научная и критическая литература
10. Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. № 3. С. 113-143.
11. Айхенвальд Ю. И. Борис Зайцев // Зайцев Б. К. Осенний свет: Повести и рассказы. М.: Советский писатель, 1990. С. 521-530.
12. Архетипы в фольклоре и литературе / отв. ред. профессор Б. П. Невзоров. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994.
13. Бабенко Н. П. Духовно-нравственные проблемы творчества Б. К. Зайцева 1900-1920-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.
14. Богданова О. А. Спасет ли мир красота? Проблема красоты и женские характеры в романном творчестве Ф. М. Достоевского. Статья первая // Новый филологический вестник. 2013. № 4 (27). С. 74-93.
15. Брюсов В. Я. [Рец. на первый сборник рассказов Зайцева] // Золотое руно. 1907. № 1. С.77-78.
...