Введение 3
Глава 1. История изучения средневековой культовой архитектуры 12
1.1. Западноевропейская традиция изучения средневековой культовой
архитектуры: историография проблематики 12
1.2. Отечественная традиция изучения средневековой культовой
архитектуры: историография проблематики 21
Глава 2. Интеллектуальная биография Г.К. Вагнера как исследователя религиозной средневековой культуры 34
2.1. Основные этапы жизни и деятельности ученого 34
2.2. Формирование исследовательского мировоззрения: научное и
творческое наследие 46
Заключение 60
Список источников и использованной литературы 63
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что отечественная история XX века крайне трагична сама по себе, а история отечественной (советской) науки вдвойне подверглась давлению. Научные исследования проводились в рамках идеологического диктата и жесткой цензуры. Особенно этому давлению подвергались отечественные ученые, занимавшиеся исследованиями в области истории религии, религиозного искусства, которым приходилось в условиях страны «массового атеизма» в своих работах делать акцент на художественность и самобытность.
В указанный период изучение русского искусства принималось за излишний патриотизм, который носил, скорее негативные коннотации и расценивалось как проявление национализма, что негативно отразилось на последующем изучении средневековой религиозной культуры в целом. Многие из исследователей были репрессированы, некоторые из них убиты, лишь немногие были впоследствии реабилитированы.
Данную проблему важно поднимать потому, что страница отечественного религиоведения остается малоизученной до сих пор.
Георгий Карлович Вагнер - один из выдающихся ученых-
искусствоведов, историков и археологов советского периода; специалист по культовой архитектуре Древней Руси. Занимался научно-исследовательской, реставрационной работами. В 30-е года выступал в защиту храма Христа Спасителя, а также за сохранение других православных памятников Москвы, против сноса Тверской часовни, Сухаревской башни, Красных ворот, за что был дважды осужден и отправлен в ссылки на Колыму (с 1937 по 1947 год) и в Красноярск (с 1949 по 1955 год).
После реабилитации Г.К. Вагнер продолжал до своей кончины заниматься изучением истории религии и реставрацией памятников древнерусского искусства. Научная деятельность Г.К. Вагнера получила высокую оценку - его труды переведены на многие европейские языки, ученый награжден золотой медалью Академии художеств СССР, получил Государственную премию СССР. Не смотря на это, существует значительный пробел в изучении научно-исследовательской деятельности Г.К. Вагнера, его участия в археологических экспедициях и реставрационных мероприятиях.
Объектом исследования является традиция изучения средневековой религиозной культуры, в частности культовой архитектуры.
Предметом исследования является научно-творческое наследие Г.К. Вагнера.
Хронологические рамки исследования соответствуют периоду с начала XIX - конец XX века, как начала формирования (оформления) основных школ изучения средневековой культовой архитектуры, и вместе с тем жизненного и творческого пути Г.К. Вагнера.
Научная новизна исследования состоит в попытке скомпилировать разрозненные заметки, статьи, в том числе, некрологи в единое комплексное исследование, что станет дополнением к уже существующему информативному сборнику статей, посвященному Г.К. Вагнеру. Данная работа дает представление о Г.К. Вагнере не только как методологе, исследователе религиозной средневековой культуры, но и как о мыслителе.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в попытке продемонстрировать не только искусствоведческий и археологический характер трудов ученого, посвященных преимущественно изучению культовой средневековой архитектуре, но и выявить религиоведческую направленность работ, раскрывающих научную деятельность Г.К. Вагнера, в том числе как исследователя целого пласта средневековой религиозной культуры.
Задачи:
1) проанализировать традиции изучения средневековой культовой архитектуры в зарубежной историографии;
2) выявить основные традиции в изучении средневековой культовой архитектуры в отечественной истории;
3) дать краткую характеристику состоянию исторической эпохи и положению гуманитарных дисциплин, в частности исторической науки в период начала XIX - конец ХХ веков;
4) рассмотреть основные этапы жизни и научно-исследовательской деятельности Г.К. Вагнера;
5) проанализировать работы Г.К. Вагнера, отражающие формирование исследовательского мировоззрения ученого;
6) проследить возможность соотнести научное наследие Г.К. Вагнера с традициями отечественного и/или зарубежного религиоведения.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
1) культурно-типологический метод, заключающийся в выявлении
характерных приемов, используемых Г.К. Вагнером в исследовательской деятельности.
2) сравнительно-исторический метод, предполагающий исследование и выявление общего и особенного, лежащего в основе традиций изучения средневековой культовой архитектуры в Западной Европе и в России.
3) биографический метод - анализ жизни и деятельности исследователя для последующего составления интеллектуальной биографии Г.К. Вагнера.
Цель и задачи работы определили структуру выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава, «История изучения средневековой культовой архитектуры», посвящена рассмотрению историографии проблематики. Особую роль в нашем исследовании занимает анализ истории изучения средневековой культовой архитектуры. В первом и втором параграфах нами были исследованы главным образом западноевропейская и отечественная традиции изучения культовой архитектуры, основная методология. Была проведена попытка сравнительного анализа традиций, для выявления общего и частного в изучении средневековой культовой архитектуры. Во втором параграфе уделяется внимание состоянию и положению исторической науки в России в период начала XIX - конец ХХ веков;
Вторая глава, «Интеллектуальная биография Г.К. Вагнера как исследователя религиозной средневековой культуры», посвящена рассмотрению научно-исследовательского и творческого наследия Г.К. Вагнера, его вклад в развитие науки о религии в отечественной традиции. Первый параграф посвящен основным этапам жизни и деятельности ученого. Рассматривается начало трудовой деятельности и научной карьеры Георгия Карловича Вагнера с должности музейного сотрудника в Картинной галерее Рязанского музея, где будущий ученый занимался инвентаризацией литографий и гравюр. А так же последующие этапы работы в качестве экскурсовода и преподавателя истории искусства в родном техникуме. Второй параграф акцентирован на формировании исследовательского мировоззрения, нашедшее отражение в трудах Г.К. Вагнера, особое внимание уделялось предшествующим традициям изучения средневековой религиозной культуры, к которым можно было бы отнести сферу интересов ученого.
Для решения поставленных задач будут рассматриваться наиболее значимые для нас труды Георгия Карловича Вагнера: «Искусство Древней Руси» (1993), «Византийский храм как образ мира» (1986), «Искусство мыслить в камне. Опыт функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры» (1990), «Тысячелетние корни» (1990) и так далее. Не смотря на то, что Г.К. Вагнер имеет степень доктора искусствоведческих наук, в большинстве своих работ ученый рассматривается именно средневековая религиозная культура в целом.
Особенное внимание в работе уделяется автобиографии Г.К. Вагнера «Из глубины взываю...(Эе profundis)» (2004). Это один из уникальных случаев, который наравне с письмами помогает исследователю фактически от «первого лица» проанализировать некоторые аспекты жизни и творческого пути автора. В данной автобиографии, которая представляет собой некое воспоминание автором этапов своей жизни, рассказывается не только о детстве и выборе жизненного пути в качестве историка религии, но и тех идеях и конкретных личностях, которые оказали на автора наибольшее влияние, а так же о нелегкой судьбе ссыльного. Все вышеуказанное является важным источником для дальнейшего анализа работ Г.К. Вагнера.
Степень научной разработанности проблемы - в выпускной квалификационной работе мы опирались не только на источники, но и на исследования разного рода.
Историографии проблематики относительно традиций изучения западноевропейской средневековой культовой архитектуры, посвящен ряд статей исследователей: О.В. Субботиной «Анри Фосийон. К вопросу о формальном методе во французском искусствознании» (2008), «Основные тенденции французской медиевистики второй половины XX века или прикладная историография (2008), И.И. Орлова «Краткий анализ зарубежной историографии готического искусства» (2008), «Проблемы целостного подхода к историографии культовой готики. Тенденции общего развития медиевистики»; С.С. Ванеяна «Архитектура и иконография
(проблемы классических методов истории искусства)» (2007), О.В. Морозовой «Методологический анализ структуры иконографического и иконологического методов в историко-архитектурном исследовании» (2011) и так далее.
Историографии отечественной традиции изучения средневековой культовой архитектуры и культуры посвящены работы и статьи Е.Ю. Орловой ««Русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России (XVI-XX вв)» (2009), Л.А. Беляева «Христианские древности: Введение в сравнительное изучение» (2000), С.А. Жебелева «Введение в археологию: история археологического знания» (1923), А.П. Раппопорта «Архитектура Средневековой Руси. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения» (2013) и так далее.
Состоянию положения исторической науки и науки о религии посвящена статьи и труды И.Л. Кызласовой «История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920-1930-е годы: По материалам архивов» (2000), О.Л. Вайнштейна «История советской медиевистики (19171966)» (1968), А.Н. Формозова «Русские археологи в период тоталитаризма: историографические очерки» (2006), М.М. Шахнович «Культурная революция в СССР и наука о религии» (2016).
Самым объемным трудом, посвященным памяти Георгия Карловича Вагнера, на данный момент является сборник статей - «Ученый,
художник, человек» (2006) под редакцией М.А. Некрасовой, одной из учениц исследователя. Сборник делится на три раздела: первая часть посвящена научно-творческой биографии Г.К. Вагнера. Вторая часть посвящена статьям и очеркам воспоминай друзей и коллег. Третья часть посвящена продолжению дел и традиций ученого - статьи по вопросам средневековой культовой архитектуры.
Существует ряд статей, посвященных наследию Г.К. Вагнера, его методологии.
B. В. Проценко «Храм как социокультурный феномен» (1999), отмечает, Г.К. Вагнеру принадлежит заслуга выделения в феномене православного храма мировоззренческих уровней. Кроме того, «ученый одним из первых в отечественной науке прослеживает зависимость храмовой архитектуры от мировоззрения и тем самым доказывает не случайность формулы «храм - образ мира».
C. Шмидт «Памятники письменности в культуре познания истории России» (2008), уделяет внимание трудам и Г.К. Вагнера как выдающегося исследователя древнерусской культуры, не только усилившего интерес к изучению данного периода, но и проследившего в своих трудах влияние менталитета, особого мировоззрения, многих слоев общества на архитектуру. Так же, по мнению автора, Г.К. Вагнер сделал попытку осмыслить древнерусское зодчество через призму западноевропейской средневековой религиозной культуры.
М.К. Павлович в своей статье «Г.К. Вагнер и Ростов Великий» (2009), делает акцент именно на данной деятельности ученого. Обращаясь к архиву Г.К. Вагнера, к его личным письмам.
Практическая значимость исследования
В дальнейшем исследование может послужить основой для изучения интеллектуальной истории и науки о религии в России.
Апробация работы
Данное исследование прошло апробацию на следующих конференциях: II Студенческие Маторинские чтения по современным проблемам религиоведения и философии религии, г. Санкт-Петербург, 2017 г; III Студенческие Маторинские чтения по современным проблемам религиоведения и философии религии, г. Санкт-Петербург, 2018 г.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют сходство и различие в традиции изучения средневековой культовой архитектуры в отечественной и западной науке. Тем не менее, можно выделить две доминирующие школы, присущие как западноевропейской, так и отечественной традиции - формалистическая и символическая школы.
2. Существовало два противоположных взгляда на ценность древнерусской культовой архитектуры в России. В XIX веке данная архитектура рассматривалась как достояние общемировой культуры, изучение христианских древностей было плодотворным объектом исследования. В начале ХХ века, в советский период, после победы Октябрьской революции 1917 года, на первый план в исторической науке вышло изучение трех революций, наследие классиков марксизма-ленинизма, а изучение религиозного искусства считалось неугодным, неким признаком национализма.
3. Г.К. Вагнер относится к символической школе в традиции изучения культовой архитектуры, для которой было характерно изучение храма как отражения идеи, «мысли в камне», а уже потом - его функционального предназначения.
4. В последние год жизни Г.К. Вагнера влияние идей русской философии нашло свое отражение в научных трудах ученого и сформировало его мировоззренческий подход в осмыслении русской средневековой культовой архитектуры.
В результате проделанной работы можно представить следующие выводы:
Обращение к историографии проблематики и анализ западноевропейской и отечественной традиций изучения средневековой культовой архитектуры демонстрирует наличие общего и особенного, например, в методологии.
Как в западноевропейской, так и отечественной традиции можно выделить два противоположных подхода в методологии. Первый - формальный, характерный для сторонников функционального назначения культовой архитектуры, где внимание направлено на рациональность средневекового зодчего. В западноевропейской традиции представителями данного подхода были в первую очередь немецкие исследователи, такие как: А. Гильдебранд, А. Ригль, Г. Вельфлин. В отечественной традиции к приверженцам формальной школы можно отнести А.И. Некрасова.
Второй подход - символический (духовный), подразумевающий наличие определенной семантики. В литературе такой подход иногда называют иконологическим. Среди западных приверженцев такого подхода можно выделить Э. Панофского, Э. Маля, А. Варбурга, Э. Гомбриха, а среди отечественных - Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Д.В. Айналова, Н.П. Лихачева. В связи с этим представляется возможным соотнести (вписать) научную деятельность Г.К. Вагнера с традицией символического подхода в отечественной художественной медиевистике.
Несмотря на схожесть подходов в изучении культовой архитектуры как особого вида проявления ментальности религиозного средневекового человека, следует отметить, что древнерусское зодчество только начало формироваться, в то время как строительство храмов на Западе имело уже многовековую историю. Это послужило результатом того, что христианская традиция сформировалась на Западе задолго до того, как получила свое распространение в Древней Руси. Средневековому человеку на Руси, в сознании которого долго оставались языческие элементы, требовалось больше времени для осмысления новых способов возведения культовых сооружений. Западноевропейский средневековый человек легче адаптировался к изменению стилей, однако некоторое время продолжал использовать в оформлении убранства храма «языческие» мотивы, в основном это относилось к скульптуре на фасадах.
В Западной Европе икона не получила повсеместного распространения, в противовес витражам и скульптуре, ученые не уделили ее изучению должного внимания. В отечественной традиции имело место обратное положение дел - в связи с византийской рецепцией иконописи, исследователи, среди которых можно выделить Н.П. Кондакова, уделяли много внимания изучению икон, и в меньшей степени пластических образов, хотя им отводилось внимание в убранстве некоторых храмов.
Традиции изучения средневековой культовой архитектуры в данном исследовании были рассмотрены в контексте составления предварительного анализа о степени изучения данных традиций Г.К. Вагнером, обозначив круг авторов, на чьи труды он опирался в своей исследовательской деятельности. Сделанные выводы могут быть полезны в дальнейшем изучении биографии и творческого наследия Г.К. Вагнера.
Вновь обращая внимание на основные вехи жизненного пути и творческого наследия Г.К. Вагнера, следует отметить следующие аспекты. Во времена советской власти в исторической науке первостепенное место было отведено изучению трех революций в целом, и Великой октябрьской, в частности, а также наследию классиков марксизма-ленинизма. В связи с этим исследования по средневековой религиозной культуре, и культуре Древней Руси были сочтены не «значимыми» и «неугодными» советской власти, и детально не рассматривались. Г.К. Вагнер стал ученым, избрав данные области для детального изучения, активно выступал за реставрацию храма Христа Спасителя и других православных храмов, в связи с чем дважды оказался в ссылке вместе с другими учеными-историками, стремившимися сохранить памятники культовой архитектуры. Исследователи, заинтересованные в сохранении и изучении наследия Г.К. Вагнера как историка искусства, а так же его вклада как археолога и историка религии, отмечают в своих работах большой вклад ученого в интеллектуальную историю, его самоотверженность и полную отдачу своему делу.
Большая часть работ Г.К. Вагнера посвящена изучению средневековой религиозной культуры, в частности культовой архитектуры, где исследователь наглядно демонстрирует осмысление средневековым человеком процесса христианизации Древней Руси, еще продолжительное время остававшейся языческой, и то, как это отразилось в культовой архитектуре. Г.К. Вагнер неоднократно затрагивает тему влияния Византии на искусство Древней Руси, краеугольного камня в отечественной традиции изучения христианских древностей, приходит к выводу, что говорить о полном восприятии византийской традиции неверно. По мнению К. Вагнера, «движущей силой» культовой архитектуры, в частности древнерусской, выступает духовное начало в человеке. Этому заключению во многом способствовало влияние идей русской философии, что впоследствии нашло свое отражение и в научных работах ученого.
В связи с этим представляется необходимым более детальное и внимательное исследование и изучение наследия Георгия Карловича Вагнера для дальнейшей основы изучения интеллектуальной истории, средневековой религиозной культуры, и науки о религии в России.
Источники:
1. Вагнер Г.К. В поисках Истины: религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX - начала XX в. - М.: Искусство Российский фонд культуры, 1993. - 175 с.
2. Вагнер Г.К. Византийское искусство в трудах В.Д. Лихачевой (19371981) // Византийский временник. Т. 45. - М.: Наука, 1984. - С. 121139.
3. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. Т. 47. - М., 1986. - С. 163-181
4. Вагнер Г.К. Из глубины взываю.. .(De profundis). - М.: Кругъ, 2004. - 272 с.
5. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. - М.: Искусство,1993. - 255 с.
6. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. Опыт функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры. - М.: Наука, 1990. - 255 с.
7. Вагнер Г.К. К судьбам византийского наследия во владимиросуздальской пластике// Византийский временник. Т. 24. - М.: Наука, 1964. - С. 121-128.
8. Вагнер, Г.К. О змеевидной композиции на древнерусских амулетах- змеевиках. // Краткие сообщения: о докладах и полевых исследованиях Института археологии. - М.: Академия наук СССР, 1961. - С. 26-30.
9. Вагнер Г.К. О системном подходе к изучению русской художественной культуры //Проблемы русской средневековой художественной культуры. Государственный музей Московского Кремля. Материалы и исследования. - М., 1990. (№7) - С. 5-17.
10. Вагнер, Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. - М.: Искусство, 1974. - 268 с.
11. Вагнер Г.К. Рязань. - М.: Искусство, 1971. - с.
12. Вагнер, Г.К. Судьбы образов звериного стиля в древнерусском искусстве. // Скифо-сибирский звериный стил. в искусстве народов Евразии. - М.: Наука, 1976. - С. 250 - 257.
13. Вагнер Г.К., Невелецкая Н.Н. Становление личности в обществе Киевской Руси.// Истоки русской культуры (археология и лингвистика). - М.: Институт археологии РАН, 1993. - С. 35-39.
14. Вагнер Г.К. «Троица» Андрея Рублёва в свете «Истории античной эстетики» А.Ф. Лосева. // Российский научный журнал. № 4(5), 2008. - С. 14-17.
15. Вагнер Г.К. Трудности исинные и мнимые// Декоративное искусство, 1973, №7.
16. Вагнер Г.К. Тысячелетние корни. - М.: Советская Россия, 1990. - 96 с.
17. Вагнер Г.К. Памяти Веры Дмитриевны Лихачевой (1937-1981). // Византия и Русь (памяти Веры Дмитриевны Лихачевой. 1937-1981 гг.) / сост. Т.Б. Князевская. - М.: Наука, 1989. - С. 5-11.
Исследования:
18. Алексеев, Л.В. Наш Георгий Карлович. // Георгий Карлович Вагнер - ученый, художник, человек. Под. Ред. М.А. Некрасовой. - М.: ИМЛИ РАН, 2006. - С.175-181.
... Всего источников – 80.