Введение……………………………………………………………..…………....3
Глава 1. Транзитная политика России в Прибалтике…………………………..6
1.1. Общая характеристика транзитной политики России ..………...…6
1.2. Правовое регулирование транзитной политики Российской Федерации в Балтийском регионе
1.3. Влияние геополитических отношений России и стран Балтии на транзит через порты Прибалтики
Глава 2. Особенности осуществления транзита через порты Прибалтики…..21
2.1. Понятие и классификация морских портов …………….…….……21
2.2. Роль портов Балтийского региона в международном товарно-транспортном потоке России
2.3. Внешнеполитические интересы России в регионе Балтийского моря и транзит через порты Прибалтики
Глава 3. Развитие транзита через порты Прибалтики…………………………33
3.1. Конкурентоспособность портов Балтийского региона в настоящее время
3.2. Анализ динамики развития транзита через порты России и Прибалтики
3.3. Перспективы развития грузооборота портов Прибалтики через призму внешнеполитических интересов России
Заключение
Список источников и литературы
Со времен Петра I Прибалтика для России была окном в Европу, являлась одним из ключевых направлений внешней торговли, что создало для Прибалтики благоприятные предпосылки для развития местной экономики. Исключительные условия
– географическое положение, прямой доступ как к российскому, так и европейскому рынку привели к формированию в Прибалтике такой экономической модели, в которой она стала позиционировать себя в качестве торгового посредника между Россией и Европой. Одним из важнейших направлений внешнеторговой экономической деятельности Прибалтики, обуславливающим бурный рост промышленности на торговых путях, является транзит через порты Балтийского региона.
В данном контексте можно рассматривать порты и портовую инфраструктуру в целом не только как причалы для погрузки и разгрузки грузов, но и в как активы общегосударственного значения, позволяющие развиваться другим важным отраслям экономики, поскольку порты служат координационными центрами для промышленной и транспортно-логистической деятельности.
В настоящей магистерской диссертации тема транзита через порты Прибалтики и его связь с внешнеполитическими интересами России раскрывается с различных ракурсов: с точки зрения истории, политики и экономики. Особое внимание уделяется современному этапу – с распада Советского Союза и по настоящее время. Россия и прибалтийские государства на текущий момент имеют сложные отношения, что определяется множеством факторов, среди которых транзит через порты Прибалтики служит главным камнем преткновения.
Обозначим, что именно понимается под Прибалтийскими странами. Страны Прибалтики являются частью Балтийского региона, который образуют девять государств, расположенных у побережья Балтийского моря, а именно: Швеция, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия и Дания. Под прибалтийскими странами в данном исследовании будет приниматься Латвия, Литва и Эстония.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Балтийский регион является стратегически важным направлением внешнеэкономической деятельности нашей страны и играет важнейшую роль для ее экономики. Страны Прибалтики представляются главным конкурентом для России при осуществлении транзита на европейском направлении, а учитывая то, что за последние годы российско-прибалтийские отношения обострились, проблемы транзита через порты Прибалтики в контексте национальных интересов России стали очень актуальными. На сегодняшний момент необходимо полное переосмысление старых подходов к вопросу осуществления транзита через порты Прибалтики и выработка новой парадигмы для построения конструктивного политического диалога и экономического сотрудничества России и стран Балтии.
Объект исследования – Прибалтика и российско-прибалтийские отношения в контексте транзита грузов.
Предмет исследования - транзит грузов через морские порты Прибалтики во взаимосвязи с внешнеполитическими интересами России.
Цель работы заключается в комплексном исследовании и анализе транзита через порты Прибалтики с учетом внешнеполитических интересов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) Дана общая характеристика транзитной политики России в Балтийском регионе;
2) Проведен анализ правового регулирования транзитной политики Российской Федерации в Балтийском регионе;
3) Определены внешнеполитические интересы России во взаимосвязи с транзитом через порты Прибалтики;
4) Раскрыто определение и выработана классификация морских портов;
5) Проанализирована роль морских портов в международном товарно-транспортном потоке;
7) Произведена оценка конкурентоспособности портов Балтийского региона в настоящее время;
8) Систематизированы экономические показатели транзита через порты Прибалтики для определения того, какое значение для экономики России и стран Прибалтики имеет транзит через порты Балтийского моря.
9) Сделан прогноз относительно перспектив развития транзита через порты Прибалтики и России, определена возможная стратегия поведения Российской Федерации, исходя из ее внешнеполитических интересов в Балтийском регионе.
Необходимо отметить, что данная тема мало исследована и требует тщательного изучения. Несмотря на то, что вопросам Балтийского региона уделяется много внимания в прессе, системное научное изучение данного отсутствует.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений о роли транзита в Балтийском регионе и его значении в системе национальных внешнеполитических интересов Российской Федерации.
Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения полученных результатов и выводов в экономике, геополитике применительно к региону Балтийского моря. Ценность данного научного исследования заключается в том, что оно может использоваться в качестве разработки в учебных курсах, семинарах при изучении Балтийского региона. Данные исследования могут быть использованы компетентными органами при утверждении внешнеполитического курса Российской Федерации.
Источниковая база исследования. При написании магистерской диссертации был осуществлен анализ документов, статистических данных, материалов прессы, аналитических статей, монографий и материалов круглых столов, российской и зарубежной периодики, научных журналов и интернет – изданий. Кроме этого, были проанализированы нормативно - правовые акты, изучены материалы с сайтов Ассоциации морских портов России, Российской ассоциации прибалтийских исследований и прочих.
Теоретическую основу для написания настоящей работы составили работы Н.М. Межевича, С.Я. Черняка, М.Д. Портнягиной, А.Ю. Щербанина, А.А. Сергунина, С.С. Лачинского, И.В. Семеновой, Дж. Фридмана и другие
Методологической основой дипломной работы явился системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения геополитики, экономики, политологии, географии, истории и других наук.
В ходе исследования применялись следующие научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод, сравнение, системный метод, метод прогнозирования, структурно-функциональный и логический метод, метод статистического анализа.
Структура работы определяется поставленными целями исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В результате исследования были получены результаты, наглядно показывающие взаимосвязь транзита через порты Прибалтики и внешнеполитических интересов России.
В ходе написания данной магистерской диссертации удалось добиться цели и решить все поставленные задачи.
Основные выводы, представленные в работе:
1. В системе современных международных отношений вопрос транзита является экономическим вопросом, имеющим четкое политическое значение.
2. Политика Российской Федерации в Балтийском регионе обусловлена необходимостью защиты государственных интересов, к которым относятся интересы экономической, политической и военной безопасности. Транзитная политика России направлена на развитие транспортной инфраструктуры и повышению доходов государства.
3. В настоящее время в российском законодательстве наблюдается слабое нормативно-правовое регулирование транзитной отрасли. Отдельного законодательства, посвященного транзиту в сфере морских грузоперевозок, на текущий момент не существует. В ряде законодательных актов Российской Федерации говорится о высокой роли морских портов для внешнеэкономической деятельности России, подчеркивается важность экономического развития Северо-Западного федерального округа, портов Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга.
4. В Балтийском регионе сосредоточены основные торговые каналы России на Западе. Осознав необходимость установления независимого от Прибалтики положения в сфере транзита, Российская Федерация вкладывает значительные объемы инвестиций в развитие морской портовой инфраструктуры,
5. Политические и экономические отношения, складывающихся между Россией и Прибалтийскими странами взаимосвязаны. В существующих геополитических условиях, находясь в сложных отношениях со странами Прибалтики, Россия стремится к минимизации зависимости от западных стран, развитию транспортной инфраструктуры собственных портов.
6. Балтийские порты строились во времена СССР в основном для перевалки нефти в страны Восточной Европы, фактически весь транзит в то время был завязан на Прибалтику. Если бы хорошие добрососедские отношения со странами Балтии сохранились, об альтернативных вариантах доставки грузов в настоящее время не было бы и речи.
7. Развитие морских портов – приоритетное направление развития современной России. Из-за недостаточного развития морской портовой инфраструктуры Россия имела ранее колоссальную упущенную выгоду, недостаток отечественных портовых мощностей сильно отразился на российской экономике. В настоящее время привлекается множество инвестиций для модернизации и строительства новой конкурентоспособной морской портовой инфраструктуры.
8. Роль морских портов Прибалтики и Северо-Запада России в международном товарно-транспортном потоке, направляющемся в Европу, довольно велика. С каждым годом доля перевалки грузов через российские порты возрастает, а через балтийские – уменьшается. Повышению конкурентоспособности России на Балтике способствует налаживание международных торговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На Балтике также идет борьба за транзитные грузопотоки таких стран, как Китай, Белоруссия, Казахстан. Таким образом, экономические отношения, складывающиеся в регионе Балтийского моря в сфере транзита грузов, оказывают существенное влияние на определение внешнеполитических интересов Российской Федерации в Балтийском бассейне.
9. Между морскими портами России и Прибалтики наблюдается острое экономическое противоборство, они обладают различной конкурентоспособностью. Благодаря проведению эффективной политики импортозамещения и развития собственных портовых мощностей, Россия активно действует в Балтийском регионе, диверсификация транзита идет быстрыми темпами.
10. Объем переработки грузов и транзит грузов в период 2009-2016 гг. в Российской Федерации возрастал не смотря на санкции и иные экономические трудности. Таким образом, можно сделать предположение, что данная тенденция продолжится и в ближайшее годы. Главными перспективами развития грузооборота портов стран Балтии является жесткая конкуренция с российскими портами, снижение общего транзита за счет перераспределения на порты РФ, минимизация транзита российских энергоносителей через Прибалтику, что, в перспективе, может привести экономики Литвы, Латвии и Эстонии уже не просто к кризису, а полному упадку.
1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Парламентская газета от 16 декабря 2003 г. № 232.
2. Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 261-ФЗ (последняя редакция)// Парламентская газета от 14 ноября 2007 г.
N 156-157.
3. Проект федерального закона № 159586-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/3302267AFCD3423C4325810D003F9606//159586-7_25042017_159586-7.PDF?OpenElement (дата обращения: 04.05.2017).
4. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации// Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/3302267AFCD3423C4325810D003F9606//159586-7_25042017_159586-7.PDF?OpenElement (дата обращения: 04.05.2017).
5. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.12.2016, № 49, ст. 6886.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2017).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 552 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015 – 2020 годы. URL: //http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2014/07/10/552.pdf (дата обращения: 20.03.2017).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 (ред. от 27.02.2017) «О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2017).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта"// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2017).
10. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012)// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2017).
11. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года от 22 ноября 2008 г. N 1734-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.06.2014 N 1032-р)// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2017).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»// "Собрание законодательства РФ", 14.01.2013, № 2, ст. 109.
13. Распоряжение Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 728-р «О строительстве транспортно-технологических портовых комплексов в Финском заливе (Ленинградская область)»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 3 мая 1993 г., № 18, ст. 1670.
14. Приказ Росграницы от 10.12.2008 N 134 «Об открытии пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Приморск» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2008 N 12942)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 декабря 2008 г. № 52.
15. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России)// СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.05.2017).
Источники и литература на русском языке
1. Александрова, Т.Е. Морская инфраструктура России: теория, основные этапы развития, проблемы/ Александрова, Т.Е. СПб: «Аврора-Дизайн», 2010. - 352 с.
2. Баймухамедова, А.М. Развитие рынка транзитных грузовых перевозок железнодорожным транспортом// Известия УРГЭУ 2015 №4 (60) 125 с. http://izvestia.usue.ru/download/60/15.pdf (дата обращения 20.04.2017)
3. Вербило О.М. Тенденции в логистике, влияющие на конкурентоспособность портов/ Логистика и управление цепями поставок – 2012 - №4 (51). http://lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/1146 (дата обращения 20.03.2017)
4. Жиркова, С.В. Роль Балтийского региона в сотрудничестве Россия – Евросоюз/ С.В. Жиркова // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №6 (052). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-baltiyskogo-regiona-v-sotrudnichestve-rossiya-evrosoyuz (дата обращения: 20.05.2017).
5. Иванов, Ю.М., Романенко, А.А., Лебедев, Г.В. Морские порты России – траектория развития/ Ю.М. Иванов, А.А Романенко, Г.В. Лебедев// Транспорт Российской Федерации. – 2013. № 5(48). – С. 8-12.
6. Карпович, О.Г. Место и роль России в современном мире: вызовы и риски/ О.Г. Карпович// Международное публичное и частное право . – 2016. № 01. – С. 11-15.
7. Межевич, Н.М. Государства Прибалтики 2.0. Четверть века «вторых республик»/ Межевич, Н.М. М.: Ассоциация книгоиздателей «Русская книга», 2016. – 272 с.
8. Межевич, Н.М. Приграничное сотрудничество и практика деятельности еврорегионов на Северо-Западе России и в Республике Беларусь: практический опыт, законодательное обеспечение/ Н.М. Межевич. СПб: «Издательство «Левша».
Санкт-Петербург», 2009. – 260 с.
9. Межевич, Н.М., Черняк, С.Я. Энергетические аспекты экономической дипломатии Российской Федерации: проблемы и перспективы балтийского направления/ Н.М. Межевич, С.Я. Черняк. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. -145 с.
10. Межевич Н.М., Кретинин Г.В., Федоров Г.М. К вопросу об экономико-географической структуризации Балтийского региона / Н.М. Межевич, Г.В. Кретинин, Г.М. Федоров// Балтийский регион. - 2016. №3. – С. 15-29.
11. Носович, А. Задворки Европы. Почему умирает Прибалтика/ Носович, А. - М.: Алгоритм, 2015. – 304 с.
12. Поподько Г.И., Нагаева О.С. Возможности и ограничения реализации крупномасштабного инвестиционного проекта в новых экономических условиях на примере морского порта Усть-Луга / Г.И. Поподько, О.С Нагаева// Балтийский регион. – 2015. № 3 (25). –. 172 с.
13. Портнягина, М.Д. Страны Балтии во внешней политике Федеративной Республики Германия и Российской Федерации в 1990-е годы - начале XXI в./ М.Д. Портнягина. СПб: Изд-во СПбГУ, 2014. - 166 с.
14. Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике / под ред. С.С. Сулакшина В 5 т. Т. I. М.: Научный эксперт, 2008. - 840 с.
15. Тарасов, М.Я. Вывод российских войск с территории Эстонии, Латвии и Литвы в 90-е годы 20 века/ М.Я. Тарасов // Материалы работы круглого стола 22 мая 2008 г.: «Экономические интересы государств на Севере Европы и в Балтийском регионе, их влияние на военно-политические отношения Российской Федерации с определенными государствами. История и современность». / Северо-Западная академия государственной службы (СПб); ред. А.А. Михайлов. - СПб: Альба, 2008. - 250 с. - С. 52-50.
16. Федоров, Г.М., Корнеевец, В.С. Экономическое развитие стран Балтийского региона в 1990-2007 годах/ Г.М. Федоров, В.С. Корнеевец. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - 92 с.
17. Фридман, Дж. «Горячие» точки. Геополитика, кризис и будущее мира/ Фридман, Дж.. - СПб: Питер. 2016. – 400 с.
18. Худолей К. Регион Балтийского моря в условиях обострения международной обстановки / Худолей К. Балтийский регион .- 2016 №01. – 159 с.
19. Цветков, В.А., Зоидов, К.Х., Медков, А.А. Проблемы интеграции и инновационного развития транспортных систем России и стран Балтии/ Цветков, В.А., Зоидов, К.Х., Медков, А.А. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. – 175 с.
20. Черницына, С.Ю. Роль энергетической дипломатии в формировании внешней политики России на современном этапе/ Черницына, С.Ю. - М.: Научное обозрение, 2015. – 163 с.
21. Шаститко, А.Е. Конкурентоспособность региона: содержание, факторы, политика/ А.Е. Шаститко// Балтийский регион. – 2009. - № 1. - С. 11-31.
22. Шелест, К.Д. Классификация морских портов Балтийского региона/ К.Д. Шелест// Вестник СПбГУ. Сер. 7. - 2005. Вып. № 3. - С. 119-126.
23. Щербанин, Ю.А. Насколько выгоден России транзит?/ Ю.А. Щербанин// Транспорт Российской Федерации. -2007. № 12. – С. 54-56.