ФАКТОРЫ И ПРИОРИТЕРЫ РАЗВИТИЯЙОГА ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ДЕФИНИЦИЯ И СПЕЦИФИКА ЙОГА ТУРИЗМА: РОССИЯ И МИР 6
1.1 Сущность понятия «йога-туризм» 6
1.2 Этно-конфессиональная обусловленность развития йога-туризма 16
1.3 Зарубежный и российский опыт развития йога туризма 21
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЙОГА ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 28
2.1 Уклад жизни населения и инфраструктурная обусловленность территории 28
2.2 Природно-экологические предпосылки развития йога-туризма 36
2.3 Географической распределение турпотоков 47
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЙОГА ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 54
3.1. Выявление проблем в развитии йога-туризма в Бурятии 54
3.2 Формирование оригинального туристского продукта 57
3.3 Перспективы развития йога туризма 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА 1 ДЕФИНИЦИЯ И СПЕЦИФИКА ЙОГА ТУРИЗМА: РОССИЯ И МИР 6
1.1 Сущность понятия «йога-туризм» 6
1.2 Этно-конфессиональная обусловленность развития йога-туризма 16
1.3 Зарубежный и российский опыт развития йога туризма 21
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЙОГА ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 28
2.1 Уклад жизни населения и инфраструктурная обусловленность территории 28
2.2 Природно-экологические предпосылки развития йога-туризма 36
2.3 Географической распределение турпотоков 47
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЙОГА ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 54
3.1. Выявление проблем в развитии йога-туризма в Бурятии 54
3.2 Формирование оригинального туристского продукта 57
3.3 Перспективы развития йога туризма 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Республика Бурятия наделена огромным туристским потенциалом, который проявляется в наличие уникальных культурных и природных объектов, обусловленных исторической особенностью развития региона. Такие туристские ресурсы, как горы, исторические объекты, реки, минеральные источники с целебной водой, заповедники привлекают туристов. Особое место в культуре региона занимает ее религиозное наследие, которое в сочетании с местными традициями и географическим фактором делает данную дестинацию уникальным местом, где можно ознакомиться с буддийским наследием.
Актуальность темы обусловлена имеющимися предпосылками развития сферы туризма в Республике Бурятия, которые в настоящее время не в полной мере реализованы. Исследуемая территория является для России уникальным объектом для развития специфического вида туризма – йога туризма. Как свидетельствует зарубежный опыт, этот вид туризма способен привлечь туристов из разных регионов. Вследствие сказанного, сфера йога туризма является перспективным и востребованным направлением здоровьесбережения и увеличения вклада в экономическое развитие региона. В решении этой задачи значительную роль может сыграть совокупность методов исследования, обеспечивающая выработку практических рекомендаций для использования в принятии управленческих решений.
Объект исследования: социально-географическая среда развития йога туризма в Республике Бурятия.
Предмет исследования: процесс развития и организации йога туризма в Республике Бурятия.
Целью работы является формирование туристического продукта и разработка рекомендаций для его продвижения в Республике Бурятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) раскрыть суть понятия «йога туризм» и особенности формирования йога туров;
2) изучить зарубежный и российский опыт развития йога туризма;
3) проанализировать условия и выявить проблемы развития йога туризма в исследуемом регионе;
4) определить место и перспективы йога туризма в туристско-рекреационном потенциале Республики Бурятия.
Методы исследования: статистический, сравнительно-географический, аналитический, аналогий, картографический.
Теоретико-методологическую основу работы составили: литературные источники, нормативные и законодательные документы, статистические справочники.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание первой главы раскрывает понятийно-терминологий аппаратйога туризма, его виды и классификацию, специфику формирования туров, зарубежный и отечественный опыт развития йога туризма. Вторая глава посвящена рассмотрению факторов развития и территориальной организации Республики Бурятия, оценке предпосылок развития йога туризма. Третья глава отводится разработке йога тура и обоснования рекомендаций по его развитию в Республике Бурятия. Работа содержит рисунки (10) и таблицы (16).
Актуальность темы обусловлена имеющимися предпосылками развития сферы туризма в Республике Бурятия, которые в настоящее время не в полной мере реализованы. Исследуемая территория является для России уникальным объектом для развития специфического вида туризма – йога туризма. Как свидетельствует зарубежный опыт, этот вид туризма способен привлечь туристов из разных регионов. Вследствие сказанного, сфера йога туризма является перспективным и востребованным направлением здоровьесбережения и увеличения вклада в экономическое развитие региона. В решении этой задачи значительную роль может сыграть совокупность методов исследования, обеспечивающая выработку практических рекомендаций для использования в принятии управленческих решений.
Объект исследования: социально-географическая среда развития йога туризма в Республике Бурятия.
Предмет исследования: процесс развития и организации йога туризма в Республике Бурятия.
Целью работы является формирование туристического продукта и разработка рекомендаций для его продвижения в Республике Бурятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) раскрыть суть понятия «йога туризм» и особенности формирования йога туров;
2) изучить зарубежный и российский опыт развития йога туризма;
3) проанализировать условия и выявить проблемы развития йога туризма в исследуемом регионе;
4) определить место и перспективы йога туризма в туристско-рекреационном потенциале Республики Бурятия.
Методы исследования: статистический, сравнительно-географический, аналитический, аналогий, картографический.
Теоретико-методологическую основу работы составили: литературные источники, нормативные и законодательные документы, статистические справочники.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание первой главы раскрывает понятийно-терминологий аппаратйога туризма, его виды и классификацию, специфику формирования туров, зарубежный и отечественный опыт развития йога туризма. Вторая глава посвящена рассмотрению факторов развития и территориальной организации Республики Бурятия, оценке предпосылок развития йога туризма. Третья глава отводится разработке йога тура и обоснования рекомендаций по его развитию в Республике Бурятия. Работа содержит рисунки (10) и таблицы (16).
Йога туризм, сочетающий оздоровительные, культурно-познавательные цели, является быстро развивающемся и перспективным направлением туристской индустрии. Это может быть обусловлено улучшением уровня жизни, растущим интересом к сфере собственного здоровья, необходимостью диверсификации туристских продуктов дестинаций и интересом к йоге не только как к физической практике, но и как к духовной сфере и научной дисциплине.
В выпускной квалификационной работе определен понятийно-терминологический аппарат йога туризма и раскрыты особенности формирования йога туров. Йога туризм определяется как поездка лица за пределы постоянного (и привычного) места обитания с целью приобретения практики определенных физических и ментальных упражнений в соответствии с концепцией йога туризма. Особенностью йога туров является наличие культурного и природного пластов дестинации, наличие в рамках программы тура физических и ментальных практик, присутствие йога специалиста, цели являются оздоровительными, духовными и познавательными.
При выполнении работы изучен зарубежный и российский опыт развития йога туризма. В результате исследования выявлены основные центры йога туризма в мире и России, оценены факторы, влияющие на развитие этого направления в определенном регионе, изучен зарубежный опыт поддержки и развития ниши йога туризма, оценен рынок йоги в России. Основными направлениями для йога туризма в мире являются страны Азии: Индия, Таиланд, Индонезия. Это обусловлено мерами поддержи данного направления в регионах, например, в Индии институты йоги, которые поддерживает государство, сотрудничают с туроператорскими компаниями. На российском рынке предложения по йога турам пока ограничено, основным направлением является южная часть страны ввиду транспортной доступности для центральных регионов и относительно развитой инфраструктурой.
В работе проанализированы условия и выявлены проблемы развития йога туризма в Бурятии. Так, к предпосылкам его развития относятся наличие большого количества «точек силы» - географических областей, которые связаны с важными религиозными или историческими событиями, религиозную составляющею исследуемой территории: Бурятия – центр буддизма в России, на ее территории находится 50 буддийских дацанов, 12 буддийских общин. Кроме того, стратегия развития внутреннего и въездного туризма в регионе до 2035 года уделяет большое внимание развитию оздоровительного туризма. В рамках проведенной работы были выявлены основные проблемы для развития йога туризма в регионе: недостаточное финансирование со стороны органов государственного и муниципального уровней управления, бизнес-структур, недостаток средств размещения, способных удовлетворить туристский спрос, низкий уровень информирования, отсутствие бренда региона как дестинации для йога туризма, конкуренция со стороны других регионов, низкая доля туристов из европейской части РФ в общем турпотоке, отсутствие предложения услуг йога туризма со стороны туроператоров.
В работе определены перспективы развития йога туризма в туристско-рекреационном потенциале Республики Бурятия и даны соответствующие рекомендации по его развитию. Для способствования будущему развитию йога туризма необходимо включение данного направления в Стратегию развития туризма в регионе на федеральном и региональном уровнях в рамках развития оздоровительного туризма, улучшение кадрового потенциала, усовершенствование туристской инфраструктуры региона, расширение охвата аудитории (повышение доли туристов из европейской части страны) и создание и продвижение бренда региона как йога дестинации. Приведенные меры будут способствовать становлению специфического вида туризма – йога туризма и увеличению вклада в экономическое развитие региона, так как Республика Бурятия обладает уникальным потенциалом и всеми предпосылками для развития подобной ниши туризма.
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка тур. продукта в Республике Бурятия и разработка рекомендаций по его продвижению в регионе. Разработанный турпродукт является оздоровительным туром, с культурно-познавательной ориентированностью. Продолжительность составляет 10 дней, подразумевает комфортное проживание и перемещение в рамках программы тура, посещение природных и культурных достопримечательностей региона. В программе тура предусмотрено проведение ежедневных йога практик, как физических, так и ментальных, предусмотрено 5 семинаров по йоге. Для продвижения йога тура рекомендуется использовать онлайн платформы ВКонтакте и Instagram, размещение информации необходимо производить в сообществах, посвящённых йоге и у различных преподавателей по йоге.
Итак, йога туризм в России находится на этапе становления, его развитие может способствовать увеличению вклада в экономическую составляющую региона, созданию благоприятного образа территории в качестве дестинации йога туризма и диверсифицировать туристские направления в Республике Бурятия.
В выпускной квалификационной работе определен понятийно-терминологический аппарат йога туризма и раскрыты особенности формирования йога туров. Йога туризм определяется как поездка лица за пределы постоянного (и привычного) места обитания с целью приобретения практики определенных физических и ментальных упражнений в соответствии с концепцией йога туризма. Особенностью йога туров является наличие культурного и природного пластов дестинации, наличие в рамках программы тура физических и ментальных практик, присутствие йога специалиста, цели являются оздоровительными, духовными и познавательными.
При выполнении работы изучен зарубежный и российский опыт развития йога туризма. В результате исследования выявлены основные центры йога туризма в мире и России, оценены факторы, влияющие на развитие этого направления в определенном регионе, изучен зарубежный опыт поддержки и развития ниши йога туризма, оценен рынок йоги в России. Основными направлениями для йога туризма в мире являются страны Азии: Индия, Таиланд, Индонезия. Это обусловлено мерами поддержи данного направления в регионах, например, в Индии институты йоги, которые поддерживает государство, сотрудничают с туроператорскими компаниями. На российском рынке предложения по йога турам пока ограничено, основным направлением является южная часть страны ввиду транспортной доступности для центральных регионов и относительно развитой инфраструктурой.
В работе проанализированы условия и выявлены проблемы развития йога туризма в Бурятии. Так, к предпосылкам его развития относятся наличие большого количества «точек силы» - географических областей, которые связаны с важными религиозными или историческими событиями, религиозную составляющею исследуемой территории: Бурятия – центр буддизма в России, на ее территории находится 50 буддийских дацанов, 12 буддийских общин. Кроме того, стратегия развития внутреннего и въездного туризма в регионе до 2035 года уделяет большое внимание развитию оздоровительного туризма. В рамках проведенной работы были выявлены основные проблемы для развития йога туризма в регионе: недостаточное финансирование со стороны органов государственного и муниципального уровней управления, бизнес-структур, недостаток средств размещения, способных удовлетворить туристский спрос, низкий уровень информирования, отсутствие бренда региона как дестинации для йога туризма, конкуренция со стороны других регионов, низкая доля туристов из европейской части РФ в общем турпотоке, отсутствие предложения услуг йога туризма со стороны туроператоров.
В работе определены перспективы развития йога туризма в туристско-рекреационном потенциале Республики Бурятия и даны соответствующие рекомендации по его развитию. Для способствования будущему развитию йога туризма необходимо включение данного направления в Стратегию развития туризма в регионе на федеральном и региональном уровнях в рамках развития оздоровительного туризма, улучшение кадрового потенциала, усовершенствование туристской инфраструктуры региона, расширение охвата аудитории (повышение доли туристов из европейской части страны) и создание и продвижение бренда региона как йога дестинации. Приведенные меры будут способствовать становлению специфического вида туризма – йога туризма и увеличению вклада в экономическое развитие региона, так как Республика Бурятия обладает уникальным потенциалом и всеми предпосылками для развития подобной ниши туризма.
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка тур. продукта в Республике Бурятия и разработка рекомендаций по его продвижению в регионе. Разработанный турпродукт является оздоровительным туром, с культурно-познавательной ориентированностью. Продолжительность составляет 10 дней, подразумевает комфортное проживание и перемещение в рамках программы тура, посещение природных и культурных достопримечательностей региона. В программе тура предусмотрено проведение ежедневных йога практик, как физических, так и ментальных, предусмотрено 5 семинаров по йоге. Для продвижения йога тура рекомендуется использовать онлайн платформы ВКонтакте и Instagram, размещение информации необходимо производить в сообществах, посвящённых йоге и у различных преподавателей по йоге.
Итак, йога туризм в России находится на этапе становления, его развитие может способствовать увеличению вклада в экономическую составляющую региона, созданию благоприятного образа территории в качестве дестинации йога туризма и диверсифицировать туристские направления в Республике Бурятия.



