ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ДЕФИНИЦИЯ И СПЕЦИФИКА ЙОГА ТУРИЗМА: РОССИЯ И МИР 6
1.1 Сущность понятия «йога-туризм» 6
1.2 Этно-конфессиональная обусловленность развития йога-туризма 16
1.3 Зарубежный и российский опыт развития йога туризма 21
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЙОГА ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 28
2.1 Уклад жизни населения и инфраструктурная обусловленность территории 28
2.2 Природно-экологические предпосылки развития йога-туризма 36
2.3 Географической распределение турпотоков 47
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЙОГА ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 54
3.1. Выявление проблем в развитии йога-туризма в Бурятии 54
3.2 Формирование оригинального туристского продукта 57
3.3 Перспективы развития йога туризма 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Республика Бурятия наделена огромным туристским потенциалом, который проявляется в наличие уникальных культурных и природных объектов, обусловленных исторической особенностью развития региона. Такие туристские ресурсы, как горы, исторические объекты, реки, минеральные источники с целебной водой, заповедники привлекают туристов. Особое место в культуре региона занимает ее религиозное наследие, которое в сочетании с местными традициями и географическим фактором делает данную дестинацию уникальным местом, где можно ознакомиться с буддийским наследием.
Актуальность темы обусловлена имеющимися предпосылками развития сферы туризма в Республике Бурятия, которые в настоящее время не в полной мере реализованы. Исследуемая территория является для России уникальным объектом для развития специфического вида туризма – йога туризма. Как свидетельствует зарубежный опыт, этот вид туризма способен привлечь туристов из разных регионов. Вследствие сказанного, сфера йога туризма является перспективным и востребованным направлением здоровьесбережения и увеличения вклада в экономическое развитие региона. В решении этой задачи значительную роль может сыграть совокупность методов исследования, обеспечивающая выработку практических рекомендаций для использования в принятии управленческих решений.
Объект исследования: социально-географическая среда развития йога туризма в Республике Бурятия.
Предмет исследования: процесс развития и организации йога туризма в Республике Бурятия.
Целью работы является формирование туристического продукта и разработка рекомендаций для его продвижения в Республике Бурятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) раскрыть суть понятия «йога туризм» и особенности формирования йога туров;
2) изучить зарубежный и российский опыт развития йога туризма;
3) проанализировать условия и выявить проблемы развития йога туризма в исследуемом регионе;
4) определить место и перспективы йога туризма в туристско-рекреационном потенциале Республики Бурятия.
Методы исследования: статистический, сравнительно-географический, аналитический, аналогий, картографический.
Теоретико-методологическую основу работы составили: литературные источники, нормативные и законодательные документы, статистические справочники.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание первой главы раскрывает понятийно-терминологий аппаратйога туризма, его виды и классификацию, специфику формирования туров, зарубежный и отечественный опыт развития йога туризма. Вторая глава посвящена рассмотрению факторов развития и территориальной организации Республики Бурятия, оценке предпосылок развития йога туризма. Третья глава отводится разработке йога тура и обоснования рекомендаций по его развитию в Республике Бурятия. Работа содержит рисунки (10) и таблицы (16).
Йога туризм, сочетающий оздоровительные, культурно-познавательные цели, является быстро развивающемся и перспективным направлением туристской индустрии. Это может быть обусловлено улучшением уровня жизни, растущим интересом к сфере собственного здоровья, необходимостью диверсификации туристских продуктов дестинаций и интересом к йоге не только как к физической практике, но и как к духовной сфере и научной дисциплине.
В выпускной квалификационной работе определен понятийно-терминологический аппарат йога туризма и раскрыты особенности формирования йога туров. Йога туризм определяется как поездка лица за пределы постоянного (и привычного) места обитания с целью приобретения практики определенных физических и ментальных упражнений в соответствии с концепцией йога туризма. Особенностью йога туров является наличие культурного и природного пластов дестинации, наличие в рамках программы тура физических и ментальных практик, присутствие йога специалиста, цели являются оздоровительными, духовными и познавательными.
При выполнении работы изучен зарубежный и российский опыт развития йога туризма. В результате исследования выявлены основные центры йога туризма в мире и России, оценены факторы, влияющие на развитие этого направления в определенном регионе, изучен зарубежный опыт поддержки и развития ниши йога туризма, оценен рынок йоги в России. Основными направлениями для йога туризма в мире являются страны Азии: Индия, Таиланд, Индонезия. Это обусловлено мерами поддержи данного направления в регионах, например, в Индии институты йоги, которые поддерживает государство, сотрудничают с туроператорскими компаниями. На российском рынке предложения по йога турам пока ограничено, основным направлением является южная часть страны ввиду транспортной доступности для центральных регионов и относительно развитой инфраструктурой.
В работе проанализированы условия и выявлены проблемы развития йога туризма в Бурятии. Так, к предпосылкам его развития относятся наличие большого количества «точек силы» - географических областей, которые связаны с важными религиозными или историческими событиями, религиозную составляющею исследуемой территории: Бурятия – центр буддизма в России, на ее территории находится 50 буддийских дацанов, 12 буддийских общин. Кроме того, стратегия развития внутреннего и въездного туризма в регионе до 2035 года уделяет большое внимание развитию оздоровительного туризма. В рамках проведенной работы были выявлены основные проблемы для развития йога туризма в регионе: недостаточное финансирование со стороны органов государственного и муниципального уровней управления, бизнес-структур, недостаток средств размещения, способных удовлетворить туристский спрос, низкий уровень информирования, отсутствие бренда региона как дестинации для йога туризма, конкуренция со стороны других регионов, низкая доля туристов из европейской части РФ в общем турпотоке, отсутствие предложения услуг йога туризма со стороны туроператоров.
В работе определены перспективы развития йога туризма в туристско-рекреационном потенциале Республики Бурятия и даны соответствующие рекомендации по его развитию. Для способствования будущему развитию йога туризма необходимо включение данного направления в Стратегию развития туризма в регионе на федеральном и региональном уровнях в рамках развития оздоровительного туризма, улучшение кадрового потенциала, усовершенствование туристской инфраструктуры региона, расширение охвата аудитории (повышение доли туристов из европейской части страны) и создание и продвижение бренда региона как йога дестинации. Приведенные меры будут способствовать становлению специфического вида туризма – йога туризма и увеличению вклада в экономическое развитие региона, так как Республика Бурятия обладает уникальным потенциалом и всеми предпосылками для развития подобной ниши туризма.
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка тур. продукта в Республике Бурятия и разработка рекомендаций по его продвижению в регионе. Разработанный турпродукт является оздоровительным туром, с культурно-познавательной ориентированностью. Продолжительность составляет 10 дней, подразумевает комфортное проживание и перемещение в рамках программы тура, посещение природных и культурных достопримечательностей региона. В программе тура предусмотрено проведение ежедневных йога практик, как физических, так и ментальных, предусмотрено 5 семинаров по йоге. Для продвижения йога тура рекомендуется использовать онлайн платформы ВКонтакте и Instagram, размещение информации необходимо производить в сообществах, посвящённых йоге и у различных преподавателей по йоге.
Итак, йога туризм в России находится на этапе становления, его развитие может способствовать увеличению вклада в экономическую составляющую региона, созданию благоприятного образа территории в качестве дестинации йога туризма и диверсифицировать туристские направления в Республике Бурятия.
1. UNWTO. Definition of tourism. New York, 2010. [Электронный ресурс] URL:http://www.tugberkugurlu.com/archive/definintion-of-tourism-unwto-definition-of-tourism-what-is-tourism(Дата обращения: 18.02.2020)
2. Collins Dictionary. Definition of yoga. England,2008. [Электронный ресурс] URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/yoga(Дата обращения: 02.03.2020)
3. Yogapedia. YogaDefinition. Canada, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.yogapedia.com/definition/4/yoga(Дата обращения: 12.04.2020)
4. Dunne I. Yoga Tours Around The World //GoNomad, 2019. p. 4-6.
5. Global Wellness Institute: Global Wellness Tourism Economy // Global Wellness Tourism Economy Executive Summary.2018.p.27-37,p.32-36,p.50-58,p.63-72.
6. Goldman E. The Benefits of Yoga and Meditation Retreat // LAYOGA.2017.
7. Ambili K. A study on the Impact of Yoga Tourism on Tourists Visiting Kerala // Atna-Journal of Tourism Studies. 2017. №11. p.59-69
8. Yoga Holidays. HolidaysandRetreatsWorldwide. 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.yogaholidays.net/choosing-a-yoga-holiday/a-quick-guide-to-yoga-holidays-and-retreats.html(Дата обращения: 07.04.2020)
9. DoYogaWithMe. 14 Different Types of Yoga. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.doyogawithme.com/types-of-yoga
10. Sengar S. Goverment to promote religious tourism // Times Travel, 2018.
11. Ekhant Yoga. The 6 Branches of Yoga. 2017. [Электронный ресурс] URL:https://www.ekhartyoga.com/articles/practice/the-6-branches-of-yoga(Дата обращения: 15.02.2020)
12. TheGlobalReligiousLandscape. 2020. [Электронный ресурс] URL:https://countrymeters.info/ru/Thailand#religion(Дата обращения: 03.03.2020)
13. Singh S. Yoga tourism in India // Employment News Weekly, 2017.
14. Russian Beyond. Russian take up yoga with a passion. Россия, 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbth.com/lifestyle(Дата обращения: 08.03.2020)
15. Mishchenko Y. // Statistics of Russian outbound tourism in 2018. RussianTravelDigest,2018.
16. МЕДВЕСТНИК. Отрасль внутреннего медицинского туризма России. Россия, 2016. [Электронный ресурс] URL:https://medvestnik.ru/content/news/V-2016-g-otrasl-vnutrennego-medicinskogo-turizma-Rossii-vozrastet-na-11.html(Дата обращения: 13.03.2020)
17. Беляева Е. Медицинский туризм в России // Forbes, 2018.
18. ТурСтат. Йога Туризм в России: популярные направления. Россия, 2018. [Электронный ресурс] URL:https://www.tury.ru/digest.php?id=81856(Дата обращения: 15.02.2020)
19. РБК. Каждый 50-й россиянин занимается йогой. Россия, 2018. [Электронный ресурс]URL: https://www.rbc.ru/business/04/06/2015/556f0e109a79477c8f2eb8ad(Дата обращения: 17.04.2020)
20. Ihina A. Russian Tourists As Wellness Service Consumers In Spa Hotels. Masrer's Thesis. Javaskyla. University of Javaskyla, Faculty of Sport and Health Sciences, 2019, p.12-32.
21. WordStatYandex. 2020. [Электронный ресурс] URL:https://wordstat.yandex.ru/(Дата обращения: 03.02.2020)
22. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение Республики Бурятия. 2020. [Электронный ресурс] URL:https://www.gks.ru/region/docl1181/IssWWW.exe/Stg/dv00/iv00350r.htm(Дата обращения: 10.03.2020)
23. Официальный сайт Республики Бурятия, 2020. [Электронный ресурс] URL:https://egov-buryatia.ru/eng/about_republic/short-about-rb/(Дата обращения: 12.03.2020)
24. Statdara. Население Республики Бурятия. 2017. [Электронный ресурс] URL:http://www.statdata.ru/naselenie/respubliki-buryatiya
25. Expert. Эксперты РА повысили рейтинг Республики Бурятия до RUBBB+. 2019. [Электронный ресурс] URL:https://www.raexpert.ru/releases/2019/may07c(Дата обращения: 12.03.2020)
26. Бельский С.Е., Сукач С.А. Сельское хозяйство Республики Бурятия: состояние, проблемы, перспективы // Тезисы докладаIX Международной студенческой научной конференции "Студенческий научный форум 2017". Омск, ФГБОУ ВО Омский Государственный аграрный университет им. П.А. Столыпины, 2017.
27. Экспертно-аналитический центр агробизнеса. Сельское хозяйство Бурятии. 2016. [Электронный ресурс] URL: https://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-buryatii(Дата обращения: 20.03.2020)
28. ВизитБурятия. Итоги 2019 года в Туризме. 2019. [Электронный ресурс] URL: http://www.visitburyatia.ru/news/section-105/item-391084/(Дата обращения: 15.03.2020)
29. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. О деятельности коллективных средств размещения в Республике Бурятия. 2019. [Электронный ресурс] URL: https://burstat.gks.ru/currentevents/document/56016?print=1(Дата обращения: 28.02.2020)
30. Shasi S. Yoga as an Industry // Health World. Economictimes. 2019. p.2-11.
31. InternationalLuxuryTravelMarket. Asia The Future of Global Wellness Tourism. 2018. [Электронный ресурс] URL:https://www.iltm.com/RXUK/RXUK_ILTM/2019/Reports/CatchOn_Report.pdf(Дата обращения: 29.02.2020)
32. Top 10 Yoga Desеinations. Book Your Yoga Retreat. 2019. [Электронный ресурс] URL:https://www.bookyogaretreats.com/news/best-yoga-destinations-2018(Дата обращения: 25.03.2020)
33. The Phuket News. BangkokPost. Thailand,2019. [Электронный ресурс] URL:https://www.thephuketnews.com/not-enough-tourists-for-koh-samui-hotels-74020.php(Дата обращения: 20.02.2020)
34. Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2019 N 714-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года».
35. Инвестиционный портал Республики Бурятия. [Электронный ресурс] URL: https://invest-buryatia.ru/(Дата обращения: 05.02.2020)
36. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 16.10.2019) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
37. IndiaToday. GOAonthego. [Электронный ресурс] URL: https://www.indiatoday.in/magazine/state-of-states-goa-2019/story/20191104-goa-on-the-go-1612692-2019-10-26(Дата обращения: 16.04.2020)
38. Travel Daily. UK delivers visitors to Ibiza.2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.traveldailymedia.com/uk-visitors-to-ibiza/(Дата обращения: 17.02.2020)
39. Balidiscovery. 2019. [Электронный ресурс] URL:https://balidiscovery.com/news/strong-start-to-2019-for-foreign-tourist-