Работа сделана на примере Самарской области.
Проведен анализ данных за 2019-2023 годы.
Есть приложение.
Введение 3
1. Теоретические аспекты бюджетного планирования, прогнозирования и регулирования 4
1.1 Понятие, цели и принципы бюджетного планирования 4
1.2 Понятие и цели бюджетного прогнозирования 7
1.3 Бюджетное регулирование, его цели и методы 8
2. Анализ программ бюджетирования на примере региона РФ 11
2.1 Развитие нормативно-правового обеспечения бюджетирования 11
2.2 Оценка современного состояния программно-целевого бюджетирования в регионе 19
3. Анализ формирования бюджетной стратегии субъектов РФ 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Приложение 32
Экономика современной России развивается в условиях санкционно-го давления, высокой зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятной конъюнктуры мировых товарных и финансовых рын-ков, что подрывает макроэкономическую стабильность и финансовую не-зависимость страны.
В такой ситуации возрастает необходимость рационального распре-деления государственных средств на их социально-экономическое разви-тие и обеспечение эффективности бюджетных расходов [9].
В системе управления государственными финансами РФ стоит задача поиска путей повышения эффективности бюджетных расходов и их опти-мизации в соответствии с приоритетными направлениями экономического и социального развития.
Практика государств показывает, что повышение эффективности бюджетных расходов обеспечивается программно-ориентированным бюджетированием, при котором государственные расходы реализуются таким образом, чтобы достичь определенных количественных результа-тов, предусмотренных соответствующими государственными программа-ми.
Некоторых успехов в этом отношении добились США, Франция, Германия, Норвегия, Чехия и другие страны, опыт которых полезен при внедрении новых методов бюджетного планирования в России.
Цель работы – исследование основных факторов бюджетного плани-рования, прогнозирования и регулирования в современных условиях.
В соответствии с этой целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты бюджетного планирования, про-гнозирования и регулирования.
2. Провести анализ существующих программ бюджетирования.
3. Изучить особенности формирования бюджетной стратегии.
Структура работы представлена введением, 3 главами, заключением, списком литературы и приложением.
Роль и место бюджетных прогнозов и бюджетных планов в системе экономического регулирования определяются их тесным взаимодействием и тем, что прогнозы являются концептуальной основой разработки, подго-товки, анализа и утверждения плановых решений. Прогноз определяет направления развития планирования и разработки конкретных планов с учетом специфики ситуаций, в которых они разрабатываются, и тех, в ко-торых они будут функционировать: ближайшего будущего, среднесрочно-го и отдаленного будущего. .
Бюджетный прогноз основывается на структурном анализе доходов и расходов бюджета, а также возможных вариантов их дальнейшего раз-вития, которые вписываются в рамки текущей и стратегической экономи-ческой и социальной политики государства, края и муниципального обра-зования. Прогнозы служат своеобразным субстратом процесса планиро-вания и планов, которые показывают перспективный путь движения народного хозяйства в быстро меняющейся экономической внешней среде.
Эффективность бюджетного планирования и прогнозирования напрямую зависит от точности готовящихся прогнозов и планов, которая напрямую зависит от выбранной методологии планирования и прогнози-рования и системы принимаемых во внимание показателей [11].
При этом эффективность планирования и прогнозирования отражает не только степень точности прогнозов и планов, но и степень достижения планируемого бюджетного, экономического или социального эффекта.
Однако следует отметить, что именно максимально возможная точ-ность планирования (прогнозирования) доходов бюджета обеспечивает выполнение социальных обязательств государственными органами, что в свою очередь позволяет добиться положительного социально-экономического эффекта, повышая качество уровня жизни населения и подготовки долгосрочных бюджетных планов развития территорий, включая рассмотрение участия в государственных программах с возмож-ностью привлечения федеральных инвестиций в территорию.
1. Бюджетное право; Деловой двор - Москва, 2012. - 296 c.
2. Бюджетное право; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2014. - 312 c.
3. Абчук В. А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге; Издательство Михайлова В. А. - Москва, 2012. - 448 c.
4. Агапов П. В., Афанасьев В. В., Качура Г. Н. Социальное прогнози-рование; Канон+РООИ "Реабилитация" - Москва, 2012. - 272 c.
5. Алексеев А.А. Бюджетное право народного представительства в Пруссии и Германии; Книга по Требованию - Москва, 2013. - 1474 c.
6. Алексеев А.А. Бюджетное право французского парламента; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 106 c.
7. Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и про-гнозирование; Финансы и статистика, Инфра-М - Москва, 2013. - 320 c.
8. Бабич Т. Н., Козьева И. А., Вертакова Ю. В., Кузьбожев Э. Н. Про-гнозирование и планирование в условиях рынка; Инфра-М - , 2012. - 336 c.
9. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка; Инфра-М - , 2014. - 272 c.
10. Бачурин А. А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций; Академия - Москва, 2012. - 272 c.
11. Городничев П. Н., Городничева К. П. Финансовое и инвестици-онное прогнозирование; Экзамен - Москва, 2012. - 224 c.
12. Евстигнеев В. Р. Прогнозирование доходности на рынке акций; Маросейка - Москва, 2013. - 192 c.
13. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики; DSCH, Композитор - Санкт-Петербург - Москва, 2014. - 184 c.
14. Ерохина Л. И., Башмачникова Е. В. Прогнозирование и плани-рование в сфере сервиса; КноРус - Москва, 2013. - 224 c.
15. Комягин Д. Л. Бюджетное право; Норма, Инфра-М - Москва, 2012. - 288 c.
16. Крохина Ю. А. Бюджетное право России; Юрайт, Юрайт - Москва, 2013. - 448 c.
17. Крохина Ю. А. Бюджетное право России; Юрайт - Москва, 2012. - 484 c.
18. Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование; Экономика - Москва, 2014. - 606 c.
19. Личко К. П. Прогнозирование и планирование развития агро-промышленного комплекса. Учебник; Экономика - Москва, 2013. - 416 c.
20. Никитина Л. Е., Липский И. А., Майорова-Щеглова С. Н., Наместникова Г. А. Педагогическое прогнозирование; НОУ ВПО МПСИ - Москва, 2013. - 288 c.
21. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование; Ал-горитм - Москва, 2012. - 352 c.
22. Парсаданов Г. А., Егоров В. В. Прогнозирование националь-ной экономики; Высшая школа - Москва, 2013. - 304 c.
23. Парыгина, В.; Тедеев, А. Бюджетное право и процесс. Учебник; М.: Эксмо - Москва, 2014. - 384 c.
24. Под редакцией Карасевой М. В. Бюджетное право; Эксмо - Москва, 2014. - 320 c.
25. Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование; Аспект Пресс - , 2013. - 464 c.
26. Просветов Г. И. Прогнозирование и планирование. Задачи и решения; Альфа-Пресс - , 2014. - 296 c.
27. Прохоренко В. А., Смирнов А. Н. Прогнозирование качества систем; Наука и техника - Москва, 2012. - 200 c.
28. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право РФ; Приор-издат - Москва, 2012. - 192 c.
29. Чиненов М. В., Семибратов В. С. Бюджетное планирование и прогнозирование; Де-По - Москва, 2014. - 118 c.
30. Эйрес Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование; Мир - Москва, 2013. - 296 c.