Объект исследования - ООО «ЛЮТА» (г. Смоленск).
Основными направлениями деятельности организации являются:
1.Производство хлебобулочной и кондитерской продукции;
2.Продажа хлебобулочных и кондитерских изделий;
3.Доставка продукции клиенту.
Проведен анализ данных за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 5
1.1 Сущность ценообразования, цели, задачи, виды 5
1.2 Особенности ценообразования на предприятиях пищевой промышленности 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛЮТА» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика пекарни ООО «ЛЮТА» 17
2.2 Оценка ценообразования предприятия и рекомендации по его совершенствованию 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
В различных странах основой прогрессивной экономики является создание конкурентоспособного сектора. Пищевая промышленность является важным сектором, который улучшает экономическое положение страны и удовлетворяет основные потребности населения. Система управления промышленностью, о которой идет речь, предусматривает повышение конкурентоспособности, что возможно при оптимальном ценообразовании. Для регулирования ценообразования в пищевой промышленности и эффективного управления хозяйствующими субъектами можно использовать достаточно разработанные национальные меры. В этой связи необходимо проанализировать характеристики ценовой стратегии и учесть зарубежный опыт ценовой корректировки, факторы, влияющие на формирование данного показателя.
Актуальность данной проблемы обусловлена повышенным интересом ученых экономистов и практиков к определению мер по совершенствованию менеджмента предприятий пищевой промышленности путем управления ценообразованием. Данным вопросом занимается много отечественных и зарубежных специалистов. Однако, наиболее неопределенной на сегодняшний день остается проблема нерезультативного менеджмента в сфере промышленности, которая является определяющим моментом формирования эффективной экономики государства.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает ООО «ЛЮТА».
Предметом исследования являются особенности ценообразования на предприятиях пищевой промышленности.
Целью курсовой работы является исследование ценообразования на предприятии пищевой промышленности на примере ООО «ЛЮТА».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить сущность ценообразования, цели, задачи, виды;
проанализировать особенности ценообразования на предприятиях пищевой промышленности;
дать организационно-экономическую характеристику пекарни ООО «ЛЮТА»;
провести оценку ценообразования предприятия и дать рекомендации по его совершенствованию.
При изучении теоретических вопросов были использован системный метод, а также методы анализа и синтеза. При написании практической части – методы наблюдения, описания и сравнения.
Для изучения этой темы информационной базой послужили работы учёных по теме исследования, а также учебная литература по вопросам выбранной темы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, которые логически взаимосвязаны, заключение и список использованных источников.
Хлеб и хлебобулочные изделия являются одним из ключевых элементов в продовольственном обеспечении России, что формирует важную задачу по обеспечению их ценовой доступности для всех слоев населения. Однако большая территориальная протяженность страны и аграрный потенциал регионов в совокупности формируют разную конъюнктуру на продовольственных рынках, что оказывает существенное влияние на уровень цен на хлебобулочную продукцию. Вместе с тем, важным фактором является общий уровень социально-экономического развития регионов и уровень жизни населения в них, что выражается в показателях среднедушевых доходов и уровня оплаты труда.
В ходе проведения анализа была выявлена необходимость дальнейших разработок в системе управления ценообразованием предприятий пищевой промышленности как на микро-, так и на макроуровнях для обеспечения конкурентоспособности. Данное требование вызвано преобладанием недостатков над достоинствами, которое демонстрируется низким финансовыми показателями. Негативная тенденция обуславливает необходимость применения зарубежного опыта и эффективного менеджмента по улучшению деловой среды, совершенствования системы управления.
Основными направлениями деятельности ООО «ЛЮТА» являются:
1. Производство хлебобулочной и кондитерской продукции;
2. Продажа хлебобулочных и кондитерских изделий;
3. Доставка продукции клиенту.
Предметом деятельности является выпуск качественной продукции и своевременных поставок кондитерских и хлебобулочных изделий и их продажа.
Анализ финансовых показателей показал что, у предприятия недостаточно стабильные финансовые показатели. А отдельные моменты деятельности не вполне удовлетворяют установленным требованиям. Поэтому магазину-пекарне ООО «ЛЮТА» необходимо срочно принимать меры по улучшению своих показателей в целях выживания.
Проведенный анализ выявил в магазине-пекарне ООО «ЛЮТА» накопление запасов товарно-материальных ценностей, что неизбежно ведет к неоправданному оттоку денежных средств.
Кроме того отрицательными моментами являются: повышение дебиторской задолженности, и как следствие – кредиторской задолженности, поэтому предлагаемые мероприятия будут направлены на улучшение именно этих статей.
Рынок хлебобулочных изделий в настоящее время характеризуется высокой насыщенностью, однако, несмотря на это, существует неудовлетворенный спрос на хлебобулочные изделия, доступные по цене для категорий населения с низкими доходами, уже долгое время осуществляется продажа населению хлебобулочных изделий по низким ценам, при этом учи¬тываются интересы, как покупатели, так и производителей.
В пятерку ближайших конкурентов магазина-пекарни входят:
1. Магазин-пекарня «Хлеб»
2. Универсам «Магнит» с хлебным отделом
3.Универсам «Смоленский»
4. Магазин-пекарня «Ле Пыш» с собственным магазином
5.Хлебный ларек
Анализ показал, что основным конкурентом магазина-пекарни ООО «ЛЮТА» является магазин-пекарня «Хлеб» (низкие цены на продукцию, ассортимент, сертификат качества, надежная репутация). Магазину-пекарне ООО «ЛЮТА» необходимо провести ряд мероприятий по удержанию рынка.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» Консультант плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 30.09.2022).
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция) Консультант плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения: 01.10.2022).
3. Ат-Тал Ф., Семенова А.Д. Особенности ценообразования на предприятиях общественного питания//Интеграция науки и производства. 2019. № 6. С. 8-12.
4. Батраева, Э. А. Ценообразование в торговле : учебное пособие / Э. А. Батраева. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 156 с. - ISBN 978-5-7638-4040-7.
5. Бакальская Е.В., Титова Н.С. Актуальные проблемы ценообразования на российских предприятиях в современных условиях//Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 60-63.
6. Болдырева, Н. П. Ценообразование : учебное пособие / Н. П. Болдырева. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2018. - 166 с. - ISBN 978-5-9765-3936-5.
7. Вандина О.Г. Развитие системы управления процессами ценообразования на предприятиях реального сектора экономики//Экономика устойчивого развития. 2018. № 3 (35). С. 212-216.
8. Горина, Г.А. Ценообразование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Г.А. Горина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 127 с. - ISBN 978-5-238-01707-5.
9. Григорян, Е. С. Маркетинг в общественном питании : учебник / Е.С. Григорян, Г.Т. Пиканина, Е.А. Соколова. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 352 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1025220. - ISBN 978-5-16-015320-9
10. Делятицкая А. В. Ценообразование : конспект лекций / А. В. Делятицкая. - Москва : РГУП, 2018. - 56 с. - ISBN 978-5-93916-721-5.
11. Евдохина О.С., Шнякина В.С. Трансфертное ценообразование в системе внутрипроизводственных экономических отношений на предприятии//Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 12. С. 929-938.
12. Зиброва Н.М., Оганесян А.А. Особенности ценообразования на предприятиях общественного питания//Аллея науки. 2019. Т. 1. № 4 (31). С. 351-356.
13. Каграманова Л.Э. Актуальные проблемы ценообразования на предприятиях//Вестник Национального Института Бизнеса. 2018. № 34. С. 103-106.
14. Кретова А.В., Елистратов Н.С. Влияние ценообразования предприятий пищевой промышленности на обеспечение конкурентоспособности отрасли//Сборник научных работ серии "Экономика". 2022. № 26. С. 91-97.
15. Кузин Д.А. Целевое ценообразование и управление себестоимостью на бережливом предприятии//Методы менеджмента качества. 2016. № 12. С. 4-9.
16. Магомедов М. Д. Ценообразование : учебник / М. Д. Магомедов, Е. Ю. Куломзина, И. И. Чайкина. - 3-е изд., перераб. - Москва : Дашков и К, 2017. - 248 с. - ISBN 978-5-394-02663-8.
17. Маркина Д.А., Бертош Л.И. Анализ ценообразования и цены на продукцию предприятий//Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 2. № 6 (18). С. 315-319.
18. Пашина Л.Л. Особенности ценообразования на предприятиях АПК//Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 5-1. С. 105-112.
19. Попадюк О.И. Трансфертное ценообразование на предприятии: сущность, перспективы и возможности//Торговля и рынок. 2022. № 2 (62). С. 149-157.
20. Прохорова В.Е., Зайцевский И.В. Актуальные проблемы ценообразования на предприятиях//Интернаука. 2018. № 20-1 (54). С. 90-91.
21. Растегаева Ф.С., Кривошеева В.Р., Халитова Р.Ф. Методика расчета себестоимости на предприятиях с единичной и мелкосерийной линейкой продукции для целей ценообразования//Путеводитель предпринимателя. 2019. № 44. С. 156-163.
22. Сылапбердыев И., Сахеткулыев Н., Рахманов Б., Аманов Д. Успешные стратегии ценообразования и основы ценообразования на предприятии//A Posteriori. 2022. № 6. С. 58-60.
23. Филиппенкова Т.А., Митина Э.А. Актуальные проблемы ценообразования на предприятиях в современных условиях//Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 105-106.
24. Федотова С.В., Кулешова Т.В. Формирование первичной документации и ценообразование нового и/или фирменного блюда на предприятиях общественного питания//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 2 (63). С. 187-193.
25. Хаюк А.В. Стратегии ценообразования на предприятии//Обществознание и социальная психология. 2022. № 8 (38). С. 133-136.
26. Хаюк А.В., Писарев А.С., Сивограков Д.А. Основные методы ценообразования на предприятии//Обществознание и социальная психология. 2022. № 8 (38). С. 156-160.
27. Ценообразование : учебник / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева, Е.С. Глазова [и др.] ; под ред. В.А. Слепова. — 3-е изд. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2022. — 304 с. - ISBN 978-5-9776-0455-0.
28. Шипаева Е.К. Ценообразование на предприятии. особенности учета затрат на производство и выпуск продукции//Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 2. С. 217-221.
29. Шипаева Е.К. Ценообразование на предприятии. влияние внешних факторов на стоимость товара в реальных условиях рынка//Инновации. Наука. Образование. 2021. № 48. С. 215-227.
30. Шипаева Е.К. Ценообразование на предприятии. особенности формирования стоимости товара в реальных условиях рынка//Инновации. Наука. Образование. 2021. № 41. С. 33-45.
31. Шуляк П. Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие / Шуляк П.Н., - 13-е изд., перераб. и доп. - Москва :Дашков и К, 2018. - 196 с.: ISBN 978-5-394-01387-4.