Сопоставление способов языковой репрезентации гендерных стереотипов (на материале языка Интернета)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию гендерных стереотипов на языковом материале 7
1.1. Понятие гендерного стереотипа в лингвистике 7
1.2. Принципы и методы гендерной лингвистики как направления современного языкознания 17
1.3. Исследования гендерных стереотипов, связанных с родительским дискурсом на материале языка Интернета 22
1.4. Выводы 25
Глава 2. Языковые проявления гендерных стереотипов в исследуемом материале 27
2. 1. Характеристика материала исследования 27
2.2. Отражение гендерных стереотипов в заголовках статей 29
2.3. Количественные характеристики материала комментариев для анализа 31
2.4. Отражение гендерных стереотипов в подборе существительных 33
2.5. Отражение гендерных стереотипов в подборе глаголов 36
2.6. Отражение гендерных стереотипов в подборе определений (согласованных и несогласованных) 41
2.7. Отражение гендерных стереотипов в подборе синтаксических конструкций 44
2.8. Выводы 48
Заключение 51
Список использованных ресурсов
Список цитированной литературы
Словари и справочники
Приложение №1 58
Приложение №2 76
Приложение №3 96
Приложение №4 98
Приложение №5 105
Приложение №6 108
Приложение №7 111
Приложение №8
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию гендерных стереотипов на языковом материале 7
1.1. Понятие гендерного стереотипа в лингвистике 7
1.2. Принципы и методы гендерной лингвистики как направления современного языкознания 17
1.3. Исследования гендерных стереотипов, связанных с родительским дискурсом на материале языка Интернета 22
1.4. Выводы 25
Глава 2. Языковые проявления гендерных стереотипов в исследуемом материале 27
2. 1. Характеристика материала исследования 27
2.2. Отражение гендерных стереотипов в заголовках статей 29
2.3. Количественные характеристики материала комментариев для анализа 31
2.4. Отражение гендерных стереотипов в подборе существительных 33
2.5. Отражение гендерных стереотипов в подборе глаголов 36
2.6. Отражение гендерных стереотипов в подборе определений (согласованных и несогласованных) 41
2.7. Отражение гендерных стереотипов в подборе синтаксических конструкций 44
2.8. Выводы 48
Заключение 51
Список использованных ресурсов
Список цитированной литературы
Словари и справочники
Приложение №1 58
Приложение №2 76
Приложение №3 96
Приложение №4 98
Приложение №5 105
Приложение №6 108
Приложение №7 111
Приложение №8
Язык Интернета довольно часто становится объектом исследования — ученые изучают, как цифровая среда влияет на передачу информации и понимание собеседниками друг друга. Нередко внимание исследователей привлекают гендерные аспекты: есть много работ о том, как известные нам стереотипы (например, мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага) отображаются в языке Интернета. Однако тема родительства с точки зрения языковых гендерных стереотипов до сих пор находится в тени и не привлекает внимание большого количества исследователей.
В то же время материал с обсуждением проблем родителей (матерей и отцов) позволяет составить представление о языковом выражении других важных гендерных стереотипов. А это, в свою очередь, помогает выявить особенности восприятия и отражения в современном русском языке представлений о материнстве и отцовстве, понять, какой образ родителя считается в русской языковой картине мира положительным или отрицательным. В этом заключается актуальность работы.
Поводом для формулировки темы исследования послужило длинное описание поступка женщины, которая оставила своего ребенка в машине, пока ходила в аптеку, а в это время эвакуатор забрал автомобиль. Обсуждение происходило сразу после выхода статей об этом событии и позволило сформулировать гипотезу исследования.
Этот случай породил большое количество обсуждений в социальных сетях. Автор поста, на который мы ссылаемся, призывает прекратить негативные высказывания в адрес матери, но в комментариях к ее тексту нападки на женщину лишь продолжились, начинаясь, как правило, с конструкции «Не хочу осуждать, но...». Уже в этом небольшом обсуждении стало заметно, что в Интернет-пространстве рядом с «хейтом» в адрес матерей уживается почти абсолютное отсутствие упоминаний об отцах.
Этому нашлось несколько подтверждений в других текстах. Например, в брошюре «Профилактика отказов от новорожденных: опыт БФ „Волонтеры в помощь детям-сиротам“» отказ отца участвовать в жизни ребенка назван последним среди «провоцирующих факторов»:
«Провоцирующие факторы — стрессовые ситуации: поздняя диагностика незапланированной беременности, позитивные результаты тестирования на ВИЧ в роддоме, тяжело переживаемый уход отца ребенка и др.».
С языковой точки зрения важно то, как это отражено в тексте: словосочетание «тяжело переживаемый уход отца» стоит последним в ряду однородных членов, а отглагольное существительное «уход» отвлекает внимание от реального действия (отец ушел) и переносит акцент на реакцию матери (тяжелое переживание этого процесса).
Важно еще то, что слово «отец» вкупе с его словоформами употребляется в тексте всего 13 раз. Возможно, дело именно в языковом отображении наиболее употребительных гендерных стереотипов, согласно которым исчезновение отца из жизни ребенка воспринимается как что-то само собой разумеющееся.
Еще одним примером могут стать обращения общественных деятелей, которые хотят каким-то образом повлиять на действия российских солдат — именно матерей они просят остановить своих сыновей. Обращений к отцам найдено не было.
Нам представляется, что устранение фигуры отца из зоны исследовательского внимания нецелесообразно. Согласно постулатам структурализма отсутствие также может быть значимым, становясь так называемым минус-приемом. «Без знания того, что в тексте значимо отсутствует, текста не понять» пишет Ю. М. Лотман. Структуралистское представление о минус-приеме накладывается на гендерно-обусловленный дискурс о современном родительстве. Отсутствие (полное/неполное) в интернет-текстах описания фигуры отца определенно значимо.
Цель нашего исследования — сопоставить языковое выражение гендерных стереотипов, представленных в текстах о родительских проблемах (и матерей, и отцов) и их обсуждениях.
Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
1) определить теоретическую базу исследования и терминологический аппарат;
2) описать языковые средства, выражающие основные гендерные стереотипы;
3) классифицировать выявленные языковые средства с точки зрения морфологии и синтаксиса;
4) сопоставить полученные языковые данные описаний женщин и мужчин с точки зрения отношения окружающих к их действиям, сравнить полученные оценки и сделать выводы.
Для исследования были выбраны несколько типов материала: статьи в различных Интернет-медиа о родительских неудачах и обсуждения схожих тем в социальных сетях.
Статьи привлекались нами, прежде всего, чтобы увидеть, насколько по-разному представлены фигуры матери и отца. Корневые посты и их последующие обсуждения необходимы, чтобы увидеть, как стимул из медиа и блогосферы будет развернут в комментариях от обычных пользователей Интернета.
Исследование предпринято для подтверждения или опровержения следующего предположения: из-за того, что требования к матери всегда были выше, чем к отцу, женщин, не справляющихся с обязанностями матери, будут осуждать сильнее и чаще, чем мужчин.
В работе применялись следующие методы: описательный, словарного толкования, сопоставительный и контекстуального анализа.
При анализе материала использовались как толковые словари современного русского языка, так и сетевые справочные издания.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и 8-ми Приложений.
В то же время материал с обсуждением проблем родителей (матерей и отцов) позволяет составить представление о языковом выражении других важных гендерных стереотипов. А это, в свою очередь, помогает выявить особенности восприятия и отражения в современном русском языке представлений о материнстве и отцовстве, понять, какой образ родителя считается в русской языковой картине мира положительным или отрицательным. В этом заключается актуальность работы.
Поводом для формулировки темы исследования послужило длинное описание поступка женщины, которая оставила своего ребенка в машине, пока ходила в аптеку, а в это время эвакуатор забрал автомобиль. Обсуждение происходило сразу после выхода статей об этом событии и позволило сформулировать гипотезу исследования.
Этот случай породил большое количество обсуждений в социальных сетях. Автор поста, на который мы ссылаемся, призывает прекратить негативные высказывания в адрес матери, но в комментариях к ее тексту нападки на женщину лишь продолжились, начинаясь, как правило, с конструкции «Не хочу осуждать, но...». Уже в этом небольшом обсуждении стало заметно, что в Интернет-пространстве рядом с «хейтом» в адрес матерей уживается почти абсолютное отсутствие упоминаний об отцах.
Этому нашлось несколько подтверждений в других текстах. Например, в брошюре «Профилактика отказов от новорожденных: опыт БФ „Волонтеры в помощь детям-сиротам“» отказ отца участвовать в жизни ребенка назван последним среди «провоцирующих факторов»:
«Провоцирующие факторы — стрессовые ситуации: поздняя диагностика незапланированной беременности, позитивные результаты тестирования на ВИЧ в роддоме, тяжело переживаемый уход отца ребенка и др.».
С языковой точки зрения важно то, как это отражено в тексте: словосочетание «тяжело переживаемый уход отца» стоит последним в ряду однородных членов, а отглагольное существительное «уход» отвлекает внимание от реального действия (отец ушел) и переносит акцент на реакцию матери (тяжелое переживание этого процесса).
Важно еще то, что слово «отец» вкупе с его словоформами употребляется в тексте всего 13 раз. Возможно, дело именно в языковом отображении наиболее употребительных гендерных стереотипов, согласно которым исчезновение отца из жизни ребенка воспринимается как что-то само собой разумеющееся.
Еще одним примером могут стать обращения общественных деятелей, которые хотят каким-то образом повлиять на действия российских солдат — именно матерей они просят остановить своих сыновей. Обращений к отцам найдено не было.
Нам представляется, что устранение фигуры отца из зоны исследовательского внимания нецелесообразно. Согласно постулатам структурализма отсутствие также может быть значимым, становясь так называемым минус-приемом. «Без знания того, что в тексте значимо отсутствует, текста не понять» пишет Ю. М. Лотман. Структуралистское представление о минус-приеме накладывается на гендерно-обусловленный дискурс о современном родительстве. Отсутствие (полное/неполное) в интернет-текстах описания фигуры отца определенно значимо.
Цель нашего исследования — сопоставить языковое выражение гендерных стереотипов, представленных в текстах о родительских проблемах (и матерей, и отцов) и их обсуждениях.
Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
1) определить теоретическую базу исследования и терминологический аппарат;
2) описать языковые средства, выражающие основные гендерные стереотипы;
3) классифицировать выявленные языковые средства с точки зрения морфологии и синтаксиса;
4) сопоставить полученные языковые данные описаний женщин и мужчин с точки зрения отношения окружающих к их действиям, сравнить полученные оценки и сделать выводы.
Для исследования были выбраны несколько типов материала: статьи в различных Интернет-медиа о родительских неудачах и обсуждения схожих тем в социальных сетях.
Статьи привлекались нами, прежде всего, чтобы увидеть, насколько по-разному представлены фигуры матери и отца. Корневые посты и их последующие обсуждения необходимы, чтобы увидеть, как стимул из медиа и блогосферы будет развернут в комментариях от обычных пользователей Интернета.
Исследование предпринято для подтверждения или опровержения следующего предположения: из-за того, что требования к матери всегда были выше, чем к отцу, женщин, не справляющихся с обязанностями матери, будут осуждать сильнее и чаще, чем мужчин.
В работе применялись следующие методы: описательный, словарного толкования, сопоставительный и контекстуального анализа.
При анализе материала использовались как толковые словари современного русского языка, так и сетевые справочные издания.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и 8-ми Приложений.
Выбрав в качестве объекта исследования язык Интернета, мы сосредоточились на довольно узкой теме — языковое выражение гендерных стереотипов в текстах о родительских проблемах и их обсуждениях. Именно этот материал, как мы были уверены, даст нам новое представлении о современных гендерных стереотипах и способах их отображения в языке.
В ходе исследования была определена теоретическую базу работы: выбраны рабочие определения терминов и изучены основные подходы и методы. Также были определены и классифицированы языковые средства, выражающие основные гендерные стереотипы, проведен их сопоставительный анализ.
Полученные результаты несколько отличаются от предлагавшихся. С одной стороны, в адрес мужчин обнаружилось больше прямых негативных оценок, нецензурной брани и лексики с отрицательными коннотациями. С другой стороны, сказать, что женщин осуждают меньше — было бы ошибкой. Скорее, хочется отметить, что матерей осуждают иначе в языковом плане — например, с помощью эмоциональных нарративов или сослагательного наклонения («я бы никогда не...»).
Некоторые типы материала (заголовки статей различных СМИ и комментарии к постам в социальных сетях) показали примерно одинаковые черты отражаемой в них картины мира: в обоих случаях наблюдается стремление «оправдать» отца (замолчать его статус или перенести вину на кого-то другого). Можно сказать, что стимул, поступающий из статей и корневых постов, довольно последовательно разворачивается в комментариях. Текстов с противоположной точкой зрения было в разы меньше, поэтому при подсчете языковых средств была выявлена схожая картина.
Стереотипы (несостоятельность отца как родителя и материнство как главная ценность в жизни женщины), описание которых мы находили в различных источниках — от пословиц до художественных произведений — оказываются жизнеспособными и сегодня. Они видоизменяются в языковом плане (оценка матери дается не прямо, действия отца замалчиваются), но при лингвистическом анализе они проявляются и оказываются очевидными.
Материал показал, что родительский дискурс – это куда более сложное и неоднозначное явление, не замыкающееся на обсуждении поступков родителей, но затрагивающее и основные нормы существования человека в мире. Поэтому можно сказать, что перспектив у дальнейших исследований в этой области довольно много.
В ходе исследования была определена теоретическую базу работы: выбраны рабочие определения терминов и изучены основные подходы и методы. Также были определены и классифицированы языковые средства, выражающие основные гендерные стереотипы, проведен их сопоставительный анализ.
Полученные результаты несколько отличаются от предлагавшихся. С одной стороны, в адрес мужчин обнаружилось больше прямых негативных оценок, нецензурной брани и лексики с отрицательными коннотациями. С другой стороны, сказать, что женщин осуждают меньше — было бы ошибкой. Скорее, хочется отметить, что матерей осуждают иначе в языковом плане — например, с помощью эмоциональных нарративов или сослагательного наклонения («я бы никогда не...»).
Некоторые типы материала (заголовки статей различных СМИ и комментарии к постам в социальных сетях) показали примерно одинаковые черты отражаемой в них картины мира: в обоих случаях наблюдается стремление «оправдать» отца (замолчать его статус или перенести вину на кого-то другого). Можно сказать, что стимул, поступающий из статей и корневых постов, довольно последовательно разворачивается в комментариях. Текстов с противоположной точкой зрения было в разы меньше, поэтому при подсчете языковых средств была выявлена схожая картина.
Стереотипы (несостоятельность отца как родителя и материнство как главная ценность в жизни женщины), описание которых мы находили в различных источниках — от пословиц до художественных произведений — оказываются жизнеспособными и сегодня. Они видоизменяются в языковом плане (оценка матери дается не прямо, действия отца замалчиваются), но при лингвистическом анализе они проявляются и оказываются очевидными.
Материал показал, что родительский дискурс – это куда более сложное и неоднозначное явление, не замыкающееся на обсуждении поступков родителей, но затрагивающее и основные нормы существования человека в мире. Поэтому можно сказать, что перспектив у дальнейших исследований в этой области довольно много.
Подобные работы
- Средства вербализации гендерных стереотипов
в школьной коммуникации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКСТ СЕМАНТИКИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ ПРИ ПЕРЕВОДЕ РЕКЛАМЫ ПАРФЮМА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕР КАК ОБЛАСТЬ-ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВ
В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНОЧНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Контекстуально трансформированные фразеологические единицы как средство создания образа женщины-политика в англоязычной прессе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Нормативная составляющая коммуникативного поведения в русской языковой традиции (на материале фразеологии)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Дискурсивная актуализация концептов TEACHER и УЧИТЕЛЬ в британских и российских СМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019



