Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию гендерных стереотипов на языковом материале 7
1.1. Понятие гендерного стереотипа в лингвистике 7
1.2. Принципы и методы гендерной лингвистики как направления современного языкознания 17
1.3. Исследования гендерных стереотипов, связанных с родительским дискурсом на материале языка Интернета 22
1.4. Выводы 25
Глава 2. Языковые проявления гендерных стереотипов в исследуемом материале 27
2. 1. Характеристика материала исследования 27
2.2. Отражение гендерных стереотипов в заголовках статей 29
2.3. Количественные характеристики материала комментариев для анализа 31
2.4. Отражение гендерных стереотипов в подборе существительных 33
2.5. Отражение гендерных стереотипов в подборе глаголов 36
2.6. Отражение гендерных стереотипов в подборе определений (согласованных и несогласованных) 41
2.7. Отражение гендерных стереотипов в подборе синтаксических конструкций 44
2.8. Выводы 48
Заключение 51
Список использованных ресурсов
Список цитированной литературы
Словари и справочники
Приложение №1 58
Приложение №2 76
Приложение №3 96
Приложение №4 98
Приложение №5 105
Приложение №6 108
Приложение №7 111
Приложение №8
Язык Интернета довольно часто становится объектом исследования — ученые изучают, как цифровая среда влияет на передачу информации и понимание собеседниками друг друга. Нередко внимание исследователей привлекают гендерные аспекты: есть много работ о том, как известные нам стереотипы (например, мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага) отображаются в языке Интернета. Однако тема родительства с точки зрения языковых гендерных стереотипов до сих пор находится в тени и не привлекает внимание большого количества исследователей.
В то же время материал с обсуждением проблем родителей (матерей и отцов) позволяет составить представление о языковом выражении других важных гендерных стереотипов. А это, в свою очередь, помогает выявить особенности восприятия и отражения в современном русском языке представлений о материнстве и отцовстве, понять, какой образ родителя считается в русской языковой картине мира положительным или отрицательным. В этом заключается актуальность работы.
Поводом для формулировки темы исследования послужило длинное описание поступка женщины, которая оставила своего ребенка в машине, пока ходила в аптеку, а в это время эвакуатор забрал автомобиль. Обсуждение происходило сразу после выхода статей об этом событии и позволило сформулировать гипотезу исследования.
Этот случай породил большое количество обсуждений в социальных сетях. Автор поста, на который мы ссылаемся, призывает прекратить негативные высказывания в адрес матери, но в комментариях к ее тексту нападки на женщину лишь продолжились, начинаясь, как правило, с конструкции «Не хочу осуждать, но...». Уже в этом небольшом обсуждении стало заметно, что в Интернет-пространстве рядом с «хейтом» в адрес матерей уживается почти абсолютное отсутствие упоминаний об отцах.
Этому нашлось несколько подтверждений в других текстах. Например, в брошюре «Профилактика отказов от новорожденных: опыт БФ „Волонтеры в помощь детям-сиротам“» отказ отца участвовать в жизни ребенка назван последним среди «провоцирующих факторов»:
«Провоцирующие факторы — стрессовые ситуации: поздняя диагностика незапланированной беременности, позитивные результаты тестирования на ВИЧ в роддоме, тяжело переживаемый уход отца ребенка и др.».
С языковой точки зрения важно то, как это отражено в тексте: словосочетание «тяжело переживаемый уход отца» стоит последним в ряду однородных членов, а отглагольное существительное «уход» отвлекает внимание от реального действия (отец ушел) и переносит акцент на реакцию матери (тяжелое переживание этого процесса).
Важно еще то, что слово «отец» вкупе с его словоформами употребляется в тексте всего 13 раз. Возможно, дело именно в языковом отображении наиболее употребительных гендерных стереотипов, согласно которым исчезновение отца из жизни ребенка воспринимается как что-то само собой разумеющееся.
Еще одним примером могут стать обращения общественных деятелей, которые хотят каким-то образом повлиять на действия российских солдат — именно матерей они просят остановить своих сыновей. Обращений к отцам найдено не было.
Нам представляется, что устранение фигуры отца из зоны исследовательского внимания нецелесообразно. Согласно постулатам структурализма отсутствие также может быть значимым, становясь так называемым минус-приемом. «Без знания того, что в тексте значимо отсутствует, текста не понять» пишет Ю. М. Лотман. Структуралистское представление о минус-приеме накладывается на гендерно-обусловленный дискурс о современном родительстве. Отсутствие (полное/неполное) в интернет-текстах описания фигуры отца определенно значимо.
Цель нашего исследования — сопоставить языковое выражение гендерных стереотипов, представленных в текстах о родительских проблемах (и матерей, и отцов) и их обсуждениях.
Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
1) определить теоретическую базу исследования и терминологический аппарат;
2) описать языковые средства, выражающие основные гендерные стереотипы;
3) классифицировать выявленные языковые средства с точки зрения морфологии и синтаксиса;
4) сопоставить полученные языковые данные описаний женщин и мужчин с точки зрения отношения окружающих к их действиям, сравнить полученные оценки и сделать выводы.
Для исследования были выбраны несколько типов материала: статьи в различных Интернет-медиа о родительских неудачах и обсуждения схожих тем в социальных сетях.
Статьи привлекались нами, прежде всего, чтобы увидеть, насколько по-разному представлены фигуры матери и отца. Корневые посты и их последующие обсуждения необходимы, чтобы увидеть, как стимул из медиа и блогосферы будет развернут в комментариях от обычных пользователей Интернета.
Исследование предпринято для подтверждения или опровержения следующего предположения: из-за того, что требования к матери всегда были выше, чем к отцу, женщин, не справляющихся с обязанностями матери, будут осуждать сильнее и чаще, чем мужчин.
В работе применялись следующие методы: описательный, словарного толкования, сопоставительный и контекстуального анализа.
При анализе материала использовались как толковые словари современного русского языка, так и сетевые справочные издания.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и 8-ми Приложений.
Выбрав в качестве объекта исследования язык Интернета, мы сосредоточились на довольно узкой теме — языковое выражение гендерных стереотипов в текстах о родительских проблемах и их обсуждениях. Именно этот материал, как мы были уверены, даст нам новое представлении о современных гендерных стереотипах и способах их отображения в языке.
В ходе исследования была определена теоретическую базу работы: выбраны рабочие определения терминов и изучены основные подходы и методы. Также были определены и классифицированы языковые средства, выражающие основные гендерные стереотипы, проведен их сопоставительный анализ.
Полученные результаты несколько отличаются от предлагавшихся. С одной стороны, в адрес мужчин обнаружилось больше прямых негативных оценок, нецензурной брани и лексики с отрицательными коннотациями. С другой стороны, сказать, что женщин осуждают меньше — было бы ошибкой. Скорее, хочется отметить, что матерей осуждают иначе в языковом плане — например, с помощью эмоциональных нарративов или сослагательного наклонения («я бы никогда не...»).
Некоторые типы материала (заголовки статей различных СМИ и комментарии к постам в социальных сетях) показали примерно одинаковые черты отражаемой в них картины мира: в обоих случаях наблюдается стремление «оправдать» отца (замолчать его статус или перенести вину на кого-то другого). Можно сказать, что стимул, поступающий из статей и корневых постов, довольно последовательно разворачивается в комментариях. Текстов с противоположной точкой зрения было в разы меньше, поэтому при подсчете языковых средств была выявлена схожая картина.
Стереотипы (несостоятельность отца как родителя и материнство как главная ценность в жизни женщины), описание которых мы находили в различных источниках — от пословиц до художественных произведений — оказываются жизнеспособными и сегодня. Они видоизменяются в языковом плане (оценка матери дается не прямо, действия отца замалчиваются), но при лингвистическом анализе они проявляются и оказываются очевидными.
Материал показал, что родительский дискурс – это куда более сложное и неоднозначное явление, не замыкающееся на обсуждении поступков родителей, но затрагивающее и основные нормы существования человека в мире. Поэтому можно сказать, что перспектив у дальнейших исследований в этой области довольно много.
1. Домострой. Сильвестровская редакция / Историко-литературный портал «Древнерусская литература» URL: http://www.drevne.ru/lib/domos_1.htm (дата обращения: 20.04.2022)
2. В Москве мать оставила младенца одного в машине под запрещающим знаком / Новостной портал iz.ru URL: https://iz.ru/1230022/2021-10-02/v-moskve-mat-ostavila-mladentca-odnogo-v-mashine-pod-zapreshchaiushchim-znakom (дата обращения: 14.04.2022).
3. «Дети — это дар для семьи, для общества, для всего мира»: блогерша написала открытое письмо пассажиру самолета, которого весь полет бесила ее маленькая дочь / Онлайн-медиа для родителей «Нет, это нормально». URL: https://n-e-n.ru/passangerletter/ (дата обращения: 14.04.2022).
4. Пост в Telegram-канале. URL: https://t.me/vashumat/593 (дата обращения: 14.04.2022).
5. Москвичка припарковалась с нарушением и оставила в машине 3-месячного ребенка. Эвакуаторщик его не заметил / Новостной портал fontanka.ru URL: https://www.fontanka.ru/2021/10/02/70171019/ (дата обращения: 14.04.2022).
6. Какой должна быть идеальная жена / Онлайн-медиа thevoicemag.ru URL: https://www.thevoicemag.ru/sex-love/mens_mind/kakoy-dolzhna-byt-idealnaya-zhena/ (дата обращения: 20.04.2022).
7. Опрос о том, какие качества мужчин — самые ценные / ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-nastojashchikh-muzhchinakh (дата обращения: 20. 04.2022)
8. Опрос о том, какие качества женщин — самые ценные / ВЦИОМ . URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-nastojashchikh-zhenshchinakh (дата обращения: 20. 04.2022)
9. Видеобращение Владимира Зеленского к матерям российских солдат / Видеохостинг YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=L6BrdZE2srg (дата обращения: 14.04.2022)
10. Видеобращение украинского ветерана к матерям российских солдат / Видеохостинг YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=UumtC5QEoNA (дата обращения: 14.04.2022).
11. Видеобращение Олега Винника к матерям российских солдат / Видеохостинг YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VyMZjpYCS9k (дата обращения: 14.04.2022).
Список цитированной литературы
1. Альбрехт Ф. Б. К проблеме лингвистической интерпретации образования ажемать, онжеребенок // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. Вып. 60. М., 2019.
2. Арчакова Т. О., Деснянская О. В., Денисов П. Л., Джос О. А., Шихова О. В. Профилактика отказов от новорожденных: опыт БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам". М., 2019.
3. Бажанова Н. Г. Гендерные исследования в лингвистике: история, современность, перспективы. Вестник ТГУ, вып. 5(109). Томск, 2012.
4. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. СПб, 2005.
5. Войченко В. М. Отражение гендерных стереотипов в языке и культуре // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Волгоград, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-gendernyh-stereotipov-v-yazyke-i-kulture (дата обращения: 14.04.2022)
6. Горошко Е. И. Гендерные особенности русскоязычного Интернета. Интернет-публикация, 2004. URL: http://www.textology.ru/public/goroshko1.html (дата обращения: 22.04.2022).
7. Донец П. Н. К типологии стереотипов // Социальная власть языка. Воронеж, 2001.
8. Жизневская О. Н. Оценочный компонент в номинациях материа, отца и ребенка в СМИ // Адукацыя і выхаванне. Минск, 2017. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/168977/1/54-60.pdf (дата обращения: 22.04.2022).
9. Каменская О. Л. Теория языковой личности — инструмент гендергетики // Гендер: язык, культура, коммуникация. М., 2021.
10. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
11. Компанцева Л. Ф. Гендерные основы Интернет-коммуникации в постсоветском пространстве. Луганск, 2004.
12. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М., 2002.
13. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.
14. Лотман Ю. М. О структурализме. Работы 1965-1970 годов/ под ред. И. А. Пильщикова. Таллин, 2018.
15. Палкин А. Д. Образ матери в языковой картине мира русских и японцев // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Т. 18. Новосибирск, 2020.
16. Першай А. Ю. Семантика пола: репрезентация гендерных отношений во фразеологии. Вильно, 2014.
17. Сальникова В. В. Экспериментальное изучение языковой картины мира ребёнка (на материале ассоциаций к слову «отец») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 7-3(73). М., 2017.
18. Соколова Е. А. Гендерные стереотипы в современных СМИ / Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. № 1 (110). Екатеринбург, 2013.
19. Точилина Ю. Н. Концепт «Русская женщина XXI века» / Вестник Кемеровского государственного университета. No 3 (59) Т. 2. Кемерово, 2014.
20. Espersen O. Language. Its nature, development and origin. New York, 1922.
21. Herring, S. Gender and Participation in Computer-Mediated Linguistic Discourse. Washington, 1992.
22. Lakoff R. Language and Woman’s Place / ed. by Mary Bucholtz. New York., 2004.
Словари и справочники
1. Большой Академический словарь русского языка / под ред. К. С. Горбачевич. СПб, 2014-...
2. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г, Николаева Е. К. Большой словарь русских пословиц. М., 2010.
3. Русский ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. В 3-х частях, 6-ти книгах / Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. А, Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Кн. 1, 3, 5. Прямой словарь: от стимула к реакции. Книга 2, 4, 6. Обратный словарь: от реакции к стимулу. М., 1994, 1996, 1998. [Электронный ресурс] URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения: 20.04.2022).
4. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/gender/042.htm (дата обращения: 14.04.2022).